СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Государственные
и муниципальные финансы — это
денежные отношения, возникающие в
связи с формированием денежных
средств у органов государственной
власти и местного самоуправления и их
использованием на удовлетворение
социальных потребностей граждан,
регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной
деятельности, управления и других
расходов государства и муниципальных
образований.

Государство
не управляет финансами, а воздействует
через финансы
на экономику и социальную сферу, в
основном при реализации финансовой
политики.

Управление
ГМФ
– это процесс
целенаправленного воздействия с помощью
специальных приемов и методов на
финансовые отношения и соответствующие
им виды финансовых ресурсов для реализации
функций субъектов власти и субъектов
хозяйствования, целей и задач их
деятельности.
осуществление с помощью таких элементов
как фин контроль оперативное управление,
планирование, мониторинг и правовое
регулирование. 

 Содержание
процесса управления финансами раскрывается
в следующих функциональных элементах:

Планирование
(оценивает состояние финансов и
направление эффективного их
использования)

Оперативное управление
(комплекс мер, разработанных на основе
складывающейся финансовой ситуации, с
целью максимизации эффекта при минимальных
затратах, с помощью перераспределения
финансовых ресурсов)

Финансовый
контроль (осуществляется на всех стадиях
использования финансов государства,
сопоставляя плановые и фактические
показатели)

 Под механизмом
управления финансами понимается комплекс
организационно — экономических и правовых
мер регулирования финансовой системы
страны. Он включает несколько
составляющих:

Мониторинг(наблюдение
за состоянием финансов)

Правовое
регулирование финансовой системы

Контроль
за финансовой деятельностью субъектов
хозяйствования

Цель:


обеспечение баланса финансовых ресурсов
у всех сфер и звеньев финансовой системы


обеспечение бездефицитности финансовой
системы

— устойчивость национальной
валюты

Управление
– это совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект
для достижения определенных
результатов.

Объекты
управления:


разнообразные виды финансовых отношений


государственные и муниципальные
финансы 

— финансы субъектов
хозяйствования

Субъекты
управления на предприятии:


финансовые службы предприятий


финансовые органы

— налоговые
инспекции

— органы государственной
власти и местного самоуправления

Функциональные
элементы:

1.
Финансовое планирование и прогнозирование
обеспечивает предварительный контроль
за образованием и использованием
финансовых ресурсов. В ходе финансового
прогнозирования исследуются возможные
состояния финансов в прогнозируемом
периоде, обосновываются показатели
финансовых планов и определяются
источники их образования и
использования.

рогнозирование – это
система финансового контроля, используется
на микро- и макроуровнях как инструмент
научного предвидения и получения
информации при выработке решений. На
основании прогнозов осуществляется
финансовое планирование. В ходе
планирования экономические субъекты
оценивают свое финансовое состояние,
выявляют возможность увеличения
финансовых ресурсов и направление
наиболее эффективного их использования.
Осуществляется на основе анализа
финансовой информации в бухгалтерской
отчетности и оперативной отчетности.

2.
Оперативное управление – это маневрирование
финансовыми ресурсами с целью ликвидации
непредвидимой ситуации и решения вновь
возникающих задач.

3.
Финансовый контроль позволяет сопоставить
фактические результаты от использования
финансовых ресурсов с плановыми и
выявить резервы роста финансовых
ресурсов.

Управление
финансами бывает стратегическим и
оперативным.

Стратегическое
осуществляется высшими органами
законодательной власти (президент,
правительство и обе палаты Федерального
Собрания) в ходе рассмотрения, составления
и утверждения прогнозов развития страны,
прогнозов долгосрочных целевых
программ.

Оперативное управление
осуществляется министерствами,
ведомствами, агентствами непосредственно
участвующими в реализации деятельности
государства.

«Государственные и муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы».

1.
Финансово-кредитная система. Ее звенья
и принципы формирования.

Распределение и
перераспределение созданного в обществе
продукта, в конечном счете, находит свое
выражение в созда­нии централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств. При этом важным элементом
механизма перераспреде­ления денежных
средств субъектов экономических
отношений в условиях рыночной экономики
является финансовый рынок.

Существование
финансового рынка обусловлено наличием
вре­менно свободных денежных средств,
которые аккумулируются в кредитной
системе (рынок кредитных ресурсов), а
также наличием ценных бумаг, которые
выпускаются хозяйствующими субъектами
и государством с целью привлечения
свободных денежных средств (фондовый
рынок). В результате объективно
существующее несов­падение суммы
собственных денежных средств с
потребностью в них способствует
временному перераспределению свободных
денег от их владельцев к заемщикам на
определенных условиях.

Одним из главных
субъектов финансового рынка является
го­сударство. Взаимоотношения
государства и финансового рынка
многоплановы. Государство может выступать
кредитором и заем­щиком, устанавливать
общие правила функционирования рынка
и осуществлять повседневный контроль
за ним, проводить через рынок официальную
денежно-кредитную политику. Чаще всего
на финансовом рынке государство выступает
в качестве заемщика, что связано с таким
широко распространенным явлением, как
дефицит государственного бюджета. Для
покрытия дефицита госу­дарство
выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих
ценных бумаг является правительство,
а агентом — Центральный банк.

Централизованные
и децентратизованные фонды, а также
кре­дитные ресурсы в совокупности
составляют финансово-кредитную систему
(ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает
две подсистемы: финансовую и кре­дитную.
Каждая их этих подсистем делится на
сферы, а те в свою очередь — на звенья,
подразделения и т.п. Хотя каждый элемент
ФКС имеет свои организацию, механизм и
порядок функцио­нирования, все они
тесно взаимосвязаны и оказывают большое
влияние на развитие национальной
экономики.

Финансовая
подсистема ФКС, в свою очередь, делится
на:

финансы коммерческих
предприятий и организаций;

Централизованные
финансы представляют собой финансы
госу­дарства и используются для
регулирования национальной эконо­мики
в целом. С их помощью денежные средства
хозяйствующих субъектов и граждан
аккумулируются в бюджетных и внебюджет­ных
фондах государства в целях удовлетворения
общественных потребностей. Более
подробно их структура будет рассмотрена
в главе 2.

Децентрализованные
финансы — это денежные средства (доходы
и накопления) хозяйствующих субъектов.
Они используются для производства и
реализации товаров и услуг, а также
воспроиз­водства капитала и рабочей
силы. Именно они составляют основу
финансовой системы. Поскольку преобладающая
часть финансо­вых ресурсов
сконцентрирована у предприятий, то и
стабильность финансовой системы зависит
от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий
представляют собой совокупность
эко­номических денежных отношений,
связанных с образованием пер­вичных
доходов и накоплений, их распределением
и использова­нием. Финансы предприятий
выполняют две функции:

формирования и
использования денежных доходов и фондов;

На организацию
децентрализованных финансов существен­ное
влияние оказывают отраслевые особенности
и особенности организационно-правовой
формы предприятий.

По отраслевой
принадлежности финансы предприятий
можно разделить на финансы: промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, связи,
торговли, строительства, дорожного
хозяйства, жилищно-коммунального
хозяйства и т.п.

Исходя из
организационно-правовых форм
децентрализованные финансы делятся на
финансы коммерческих и некоммерческих
предприятий. Для коммерческих организаций
основной целью яв­ляется получение
прибыли. Они функционируют как
хозяйственные товарищества, общества,
в том числе и как акционерные общества.
Цель некоммерческих организаций и их
основная деятельность не сводятся к
получению прибыли и ее распределению
между участ­никами. Они функционируют
в форме финансируемых собствен­ником
учреждений, относящихся к непроизводственной
сфере, потребительских кооперативов,
общественных или религиозных организаций,
благотворительных фондов и т.п.

Финансы домохозяйств
— это денежные средства граждан,
кото­рыми они располагают в рамках
отдельной экономической ячейки общества.
Такой ячейкой является домохозяйство.
Домохозяйство охватывает совместно
проживающих людей, ведущих общее
хо­зяйство, поэтому финансы домохозяйств
— это денежные отно­шения между
гражданами, совместно ведущими общее
хозяйство. Они используются в целях
удовлетворения личных и семейных
потребностей и являются материальной
основной жизни граждан. Выделяют денежные
доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы
домохозяйств включают:

оплату труда членов
семьи;

доходы от
предпринимательской деятельности,
операций с личным имуществом и
кредитно-финансовых операций;

государственные
пенсии, пособия, стипендии и другие
со­циальные трансферты.

Денежные расходы
бюджета домохозяйств подразделяются
на три группы:

потребительские
расходы (покупка потребительских
товаров, товаров длительного пользования,
оплата услуг); налоги, обязательные
платежи и добровольные взносы; денежные
накопления и сбережения.

Кредитная подсистема
ФКС включает:

1) банковскую сферу:

эмиссионные банки
(Центральный и Национальный банки);

неэмиссионные
банки, которые охватывают коммерческие
и специализированные банки (ипотечные,
инновационные, инвестиционные,
сберегательные и т.п.);

• специализированные
кредитно-финансовые институты (кре­дитные
товарищества, расчетные центры, страховые
общества, лизинговые и факторинговые
фирмы, ломбарды и т.п.);

В банковской сфере
центральное положение занимает
Цент­ральный банк, который исторически
выделился из массы коммер­ческих
банков еще в XVIII—XIX вв. Именно Центрапьному
банку государство предоставляло
исключительное право эмиссии банкнот.
Поэтому эмиссионная функция — старейшая
и одна из наиболее важных функций
Центрального банка. Кроме того, Центральный
банк выполняет также функции:

хранения
государственных золотовалютных резервов;

Читать также:  Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия

хранения резервного
фонда других кредитных учреждений;

кредитования
коммерческих банков и осуществления
кассо­вого обслуживания государственных
учреждений;

проведения расчетов
и переводных операций;

• контроля за
деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные
(коммерческие) банки представляют собой
глав­ные «нервные» центры кредитной
системы. Коммерческие банки аккумулируют
свободные денежные средства и предоставляют
кре­диты хозяйствующим субъектам.
Они также осуществляют расчеты и
организуют платежный оборот в масштабах
всего национального хозяйства, выполняют
другие операции (комиссионные и
посред­нические операции, операции
на фондовом рынке). Современный
коммерческий банк выполняет до 1 0 0 видов
операций.

Особое место среди
неэмиссионных банков занимают
спе­циализированные банки, деятельность
которых сосредоточена на выполнении
отдельных операций. Так, инвестиционные
банки проводят операции по выпуску и
размещению на фондовом рынке ценных
бумаг. Свой капитал они используют для
долгосрочного кредитования различных
отраслей хозяйства. Ипотечные бан­ки
выдают кредиты под затог недвижимости.
Длительное время специализированные
кредитно-финансовые учреждения играли
подчиненную роль, уступая коммерческим
банкам. Однако после Второй мировой
войны их роль в условиях рыночной
экономики существенно возросла. Это
произошло, с одной стороны, из-за усиления
значения операций, на которых
специализировались эти институты, а с
другой — из-за усиления их взаимосвязи
с коммер­ческими банками.

Кредитная подсистема
ФКС, кроме банковской сферы, включа­ет
еще парабанковскую сферу, куда входит
обширная группа сбе­регательных
учреждений — взаимосберегательные
кассы, довери­тельно-сберегательные
банки, ссудо-сберегательные ассоциации,
кредитные кооперативы и др. Все эти
учреждения специализиру­ются на том,
что привлекают мелкие сбережения и
доходы, кото­рые без помощи кредитной
системы не могут функционировать как
капитал.

Финансовая и
кредитная подсистемы ФКС тесно связаны
друг с другом. Так, учреждения Центрального
банка и кредитные организации обслуживают
счета по учету средств, полученных от
предпринимательской и иной деятельности.
Банковская сис­тема является держателем
практически всех денежных средств
федерального бюджета. Коммерческие
банки и учреждения Цен­трального
банка осуществляют безналичные расчеты
между пла­тельщиком и получателем
бюджетных средств. Центральный банк
является центром информации при
формировании федерального бюджета.
Основываясь также на информации
Центрального бан­ка об остатках
средств на счетах по учету средств,
полученных от предпринимательской и
иной деятельности получателей средств
федерального бюджета, правительство
осуществляет мониторинг объемов и
направлений использования бюджетных
средств.

Основными принципами
формирования ФКС являются сле­дующие:

наличие собственной
финансовой базы;

единство и
взаимодействие всех элементов ФКС,
предопре­деляемое общностью источника
первичных доходов (ВВП) и финансовой
политики, направленной на согласование
интересов субъектов экономических
отношений;

функциональное
назначение каждой подсистемы и ее
звеньев.

2.
Важнейшим звеном финансовой системы
являются государ­ственные и муниципальные
финансы, обеспечивающие органы
государственной власти и местного
самоуправления денежными средствами
для осуществления функций, предусмотренных
Кон­ституцией РФ и другими законодательными
актами.

Сущность
государственных и муниципальных финансов
состоит в том, что они охватывают ту
часть денежных отношений по поводу
распределения и перераспределения
стоимости созданного в обществе
совокупного продукта, которая в
установленном раз­мере аккумулируется
в руках органов государственной власти
и местного самоуправления для покрытия
расходов, необходимых для выполнения
государством и местными органами власти
своих функций.

В Российской
Федерации, исходя из федеративного
устройства, государственные финансы
включают два уровня: финансы феде­ральных
органов власти и финансы органов
субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы
являются низовым звеном и выделены в
самостоятельный структурный уровень.

Все три уровня
государственных и муниципальных финансов
тесно связаны между собой и образуют
единую систему.

В структуре
государственных и муниципальных финансов
глав­ным элементом выступают
взаимосвязанные бюджеты трех уров­ней
— федерального, регионального (субъекта
РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены
неравномерностью развития раз­личных
территорий и недостаточностью средств
региональных и местных бюджетов. Поэтому
для достижения сбалансированности
бюджетов существует система
перераспределения средств между
бюджетами разных уровней.

Государственные
и муниципальные финансы играют важную
экономическую, социальную, политическую
роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего это
функция перераспределения. Благодаря
этой функции происходит концентрация
денежных средств в руках государства
и их использование с целью удовлетворения
общего­сударственных потребностей.
Функция перераспределения осуще­ствляется
через систему централизованных фондов.
Ее результатом является:

1) перераспределение
доходов рентабельных отраслей в отрас­ли
с низкой рентабельностью (например, из
промышленности в сельское хозяйство);

1) содержание за
счет бюджета учреждений непроизводствен­ной
сферы;

3) перераспределение
доходов м е ж д у различными социальными
группами населения;

4) перераспределение
доходов между различными территориальными
образованиями.

Регулирующая
функция государственных и муниципальных
финансов связана с образованием и
использованием бюджетного фонда.

Б ю д ж е т н ы й
фонд образуется за с ч е т налогов,
займов, доходов от государственной
собственности. Через налоги государство
может либо сдерживать экономическую
активность и частное потребление, либо,
наоборот, стимулировать их. Тоже касается
государственных займов, производительное
использование к о т о р ы х м о ж е т
стиму­лировать рост национальною
дохода, а непроизводительное от­влекать
и без того дефицитные ресурсы на выплату
процентов но долгам. Формирование
государственной собственности
способ­ствует развитию инфраструктуры
и сферы общественных услуг, необходимых
для нормального функционирования
националь­ного хозяйства и обеспечения
доступности общественных благ для всех
слоев населения. С другой стороны,
приватизация сферы общественных услуг
(коммунальное хозяйство, здравоохранение,
образование и др.) может сдерживать
потребление отдельных групп населения,
что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование
бюджетного фонда осуществляется через
це­левые расходы. Государство, выступая
как совокупный хозяйству­ющий субъект,
учитывает экономические интересы всех
участников воспроизводственного
процесса путем распределения бюджет­ных
средств по разным направлениям
деятельности государства и сферам
общественного хозяйства. Таким образом
достигается сосредоточение финансовых
ресурсов на приоритетных, с точки зрения
государства, направлениях хозяйственной
деятельности. Осуществляя бюджетные
расходы, государство может изменять
структуру общественного производства,
влиять на результаты хо­зяйствования,
проводить социальные преобразования.
Большое влияние на экономику страны
бюджетный фонд способен ока­зывать
благодаря тому, что он может использоваться
в интересах ускорения научно-технического
прогресса. Создание принципиально
нового механизма бюджетного финансирования
науки, совершен­ствование государственной
системы подготовки и переподготовки
кадров, использование льготного
налогового режима в части обложе­ния
прибыли от реализации новых видов
продукции и тому подоб­ные бюджетные
меры призваны стимулировать научные
открытия и новые технические достижения,
сокращать сроки их внедрения в
производство, а в итоге — служить
катализатором ускорения научно-технического
прогресса.

Контрольная функция
государственных и муниципальных
фи­нансов позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финан­совые
ресурсы поступают в распоряжение
государства и местных органов власти,
как фактически складываются пропорции
в рас­пределении бюджетных средств,
эффективно ли они используют­ся.
Следует говорить о контрольной функции
государственных и муниципальных финансов
в узком и широком смысле.

В узком смысле
контрольная функция реализуется по
следу­ющим направлениям:

контроль за
правильностью и своевременным
перечислением средств в централизованные
фонды;

контроль за
соблюдением заданных параметров
централизо­ванных фондов денежных
средств с учетом потребностей
произ­водственного и социального
развития;

контроль за целевым
и эффективным использованием фи­нансовых
ресурсов, осуществляемый на основе
составления пла­новых и отчетных смет
образования и расходования денежных
средств.

Контрольная функция
государственных и муниципальных
фи­нансов заключается в том, что через
формирование и использование фонда
денежных средств государства происходит
отражение эко­номических процессов,
протекающих в структурных звеньях эко-

номики. Благодаря
этому бюджет может «сигнализировать»
о том. как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы от
разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер цен­трализуемых
ресурсов государства объему его
потребностей.

Широкое понимание
контрольной функции государственных
и муниципальных финансов сводится к
сравнению результатов финансовой
политики государства с поставленными
целями и установленными критериями.
Таким образом, речь идет о реали­зации
долгосрочной финансовой политики, в
которой основное внимание обращается
на предвидение изменений и заблаговремен­ное
приспособление к ним порядка и условий
финансирования.

3.
Государственная финансовая система в
развитых странах вклю­чает шесть
основных элементов:

Ведущим звеном
любой финансовой системы выступает
госу­дарственный бюджет. По своему
материальному содержанию — это главный
централизованный фонд денежных средств
государства. Государственный бюджет
является также главным средством
пе­рераспределения национального
дохода (НД). Через это звено перераспределяется
до 40% НД. Основными доходами государ­ственного
бюджета выступают налоги, составляющие
от 70 до 90% и более общей суммы его доходов.

В странах с развитой
рыночной экономикой за государственным
бюджетом закрепляются главные налоги:
налог на прибыль корпора­ций, налог
на добавленную стоимость (НДС), акцизы,
таможенные пошлины. Это во многом
обусловлено тем, что из государственного
бюджета производятся основные расходы
государства: на военные цели; управление;
правоохранительную деятельность;
вмешатель­ство в экономику; социальные
расходы и субсидии. За счет средств
государственного бюджета осуществляется
также выравнивание бюджетов разных
уровней — предоставляются субсидии и
кредиты региональным и местным органам
власти.

Читать также:  Министерство финансов тверской области электронный бюджет

Второе звено
государственной финансовой системы —
местные бюджеты. В унитарных государствах
местные бюджеты не входят в государственный
бюджет. В федеративных государствах
местные бюджеты не входят в бюджеты
членов федерации, а последние не
включаются в федеральный бюджет.

За местными
бюджетами закреплены второстепенные
налоги — подоходный налог, ресурсные
налоги, поэтому они, как правило, дефицитны
и не могут нормально функционировать
без субсидий и кредитов из государственного
бюджета. Большая часть расходов местных
бюджетов направляется на социальные
цели.

Третье звено
государственной финансовой системы —
государ­ственный кредит, который
представляет собой форму кредитных
отношений между государством, юридическими
и физическими лицами, когда государство
выступает как заемщик, кредитор или
гарант. Чаще всего государство выступает
как заемщик, исполь­зуя средства
государственного кредита для погашения
дефицита государственного бюджета.
Поэтому объективная необходимость
государственного кредита обусловлена,
в первую очередь, превы­шением
государственных расходов над его
доходами. Государство постоянно
испытывает потребность в дополнительных
финан­совых ресурсах, тогда как доходы
не всегда покрывают его рас­ходы. В
этом случае государство выступает как
заемщик. Реже государство выступает
как кредитор, предоставляя займы другим
государствам или частным компаниям.
Если же государство берет на себя
ответственность за погашение частных
обязательств, то оно выступает как
гарант.

Четвертое звено
государственной финансовой системы —
вне­бюджетные специальные фонды. Эти
фонды имеют постоянный источник, а
мобилизация и использование средств
осуществляется в особых формах и особыми
методами. Внебюджетные фонды не зависят
от средств государственного бюджета,
используются строго по целевому
назначению — для оказания социальных
услуг насе­лению, стимулирования
развития отсталых отраслей инфраструк­туры,
обеспечения дополнительными ресурсами
приоритетных отраслей экономики.

В странах с развитой
рыночной экономикой наиболее круп­ными
внебюджетными фондами являются
государственные со­циальные внебюджетные
фонды, средства которых используются
на выплату пенсий по возрасту, по
инвалидности, пособий по временной
нетрудоспособности, безработице и т.п.

Пятым элементом
государственной финансовой системы
яв­ляется государственное страхование.
Это форма страхования, при которой в
качестве страховщика выступает
государственная орга­низация. Чаще
всего в условиях рыночной экономики
страхование осуществляется специальными
частными страховыми компания­ми.
Однако и государство берет на себя
страхование некоторых видов риска,
образуя централизованный страховой
(резервный) фонд. Он формируется не
только в денежной, но и в натуральной
форме за счет общегосударственных
ресурсов и находится в рас­поряжении
правительства.

Создание такого
фонда связано, как правило, с наличием
стра­ховых рисков природного и
техногенного характера и возмещени­ем
ущерба от стихийных бедствий, катастроф,
экологических ава­рий и т.п. Реже
государственное страхование связано
с экономиче­скими факторами (риски
при экспортно-импортных операциях,
поставках, осуществляемых государством)
или экономической нестабильностью.

И, наконец, шестым
элементом государственной финансовой
системы выступают финансы государственных
предприятий. Госу­дарственные
предприятия в развитых странах получили
широкое развитие лишь после Второй
мировой войны (1946—1950). В этот период
национализации подлежали в основном
отсталые, некон­курентоспособные
отрасли национального хозяйства —
железные дороги, воздушный транспорт,
энергетические отрасли (электро­энергетика,
газовая, угольная промышленность и
др.). В настоящее время в государственной
собственности находятся, как правило,
низкорентабельные или убыточные отрасли.
Но эти отрасли очень важны для развития
любого национального хозяйства.

В России до конца
80-х гг. все предприятия были в основном
государственными. Сегодня государственные
предприятия суще­ствуют в форме
казенных, унитарных и муниципальных
пред­приятий.

Все перечисленные
шесть основных элементов государственной
финансовой системы характерны и для
России. Более подробно о них будет
сказано ниже.

Контролируемые письменные домашние задания

Финансы
— неотъемлемая часть денежных отношений.
Финансы выступают в денежной форме,
однако не всякие денежные отношения
являются финансовыми. ( Г. Б. Поляк)

Финансы
— это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе
которых осуществляется формирование
и использование общегосударственных
фондов денежных средств для осуществления
экономических, социальных и политических
задач. ( А. Ю. Казанская)

Финансы (франц.
finances — денежные средства, от старофранц.
finer — платить, оплачивать), совокупность
экономических отношений в процессе
создания и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств; возникли в условиях регулярного
товарно-денежного обмена в связи с
развитием государства и его потребностей
в ресурсах. Сущность Ф., сфера охватываемых
ими товарно-денежных отношений, роль в
процессе общественного воспроизводства,
закономерности развития определяются
экономическим строем общества и классовой
природой государства.(Райзберг Б. А.)

Финансы — это
совокупность экономических отношений
в процессе создания и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств; возникли в
условиях регулярного товарно-денежного
обмена в связи с развитием государства
и его потребностей в ресурсах.( Кузнецова
Е. В)

Финансы — это
совокупность всех денежных ресурсов,
находящихся в распоряжении государства
и хозяйствующих субъектов, а также
система их формирования, распределения
и использования.(
Финансовый словарь Финам.)

Финансы
– это совокупность
экономических отношений, возникающая
в процессе создания, а также использования
фондов (централизованных или
децентрализованных) денежных средств,
используемых для нужд государства и
обеспечения условий для расширения
производства( В. А. Останин)

Финансы имеют
тесную взаимосвязь с другими экономическими
категориями (цена, заработная плата,
деньги, кредит). Наиболее тесна связь
финансов с ценами. Тесная связь между
финансами и кредитом заключается в том,
что:

они обеспечивают
рынок денежными средствами;

кредит
в определенных случаях использует
финансовые ресурсы предприятия
(нераспределенная прибыль, невыплаченные
налоги и т. п.).

С другой стороны,
предприятие, получая кредит, может
выплатить за его счет заработную плату,
произвести отчисления. Финансы возникают
на основе движения реальных денег в
наличной и безналичной форме. Реальное
движение денег (независимо от движения
стоимости в товарной форме) — это движение
самостоятельное, неэквивалентное, когда
не возникает товарного возмещения. При
финансах происходит одностороннее
движение денег. Двустороннее движение
денег присуще категории кредита.

І.
1. Распределительная — посредством
финансов распределяется и перераспределяется
внутренний валовой доход, благодаря
чему денежные средства поступают в
распоряжение государства, муниципалитета;

2. Контрольная —
заключается в их способности отслеживать
весь ход распределительного процесса,
также расходование по целевому назначению
денежных средств, поступающих из
федерального бюджета;

3.
Регулирующая — вмешательство государства
в процесс воспроизводства через финансы
(налоги, государственные кредиты и т.
д.). Государство воздействует на
воспроизводительный процесс через
финансирование отдельных предприятий,
проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая
— обеспечение граждан стабильными
экономическими и социальными условиями.
(Райзберг Б. А.)

II.
1. Распределительная функция финансов
включает в себя как собственно
распределение, так и перераспределение.
Распределению и перераспределению
подлежит общественный продукт, созданный
в стране, а также его составляющие, и
прежде всего национальный доход.

2.
Сущность стимулирующей функции финансов
сводится к тому, что государство с
помощью системы финансовых рычагов
оказывает воздействие на развитие
хозяйствующих субъектов, отраслей,
регионов в нужном обществу направлении.
Посредством распределения денежных
средств государство стимулирует или
сдерживает развитие определенных
социально-экономических процессов.

3.
Контрольная функция финансов осуществляется
при проведении любой финансовой операции
— будь то операция по формированию
денежных фондов или по использованию
средств. Нельзя сказать, что контроль
проводится только после того, как
произошел процесс распределения или
осуществилось стимулирование какого-либо
социально-экономического процесса. Все
функции действуют одновременно и
скоординированно. Финансовые процессы
начинаются, длятся и завершаются, и на
каждом из этих этапов необходим контроль.
Соответственно финансовый контроль
подразделяется на предварительный,
текущий и последующий — до, во время и
после осуществления операции. ( Миляков
Н. В.)

III
1. Распределительная функция проявляется
при распределении национального дохода,
когда происходит создание так называемых
основных, или первичных доходов. Их
сумма равна национальному доходу.
Основные доходы формируются при
распределении национального дохода
среди участников материального
производства. Они делятся на две группы:
1)зарплата рабочих, служащих, доходы
фермеров, крестьян, занятых в сфере
материального производства; 2)доходы
предприятий сферы материального
производства.

2.
Контрольная функция. Будучи инструментом
формирования и использования денежных
доходов и фондов, финансы объективно
отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция проявляется
в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и расходованием
их по целевому назначению.

Читать также:  ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЗВЕНЬЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ВЕРНО ИЛИ НЕТ

3.
Помимо распределительной и контрольной
функции финансы выполняют также
регулирующую функцию. Эта функция
связана с вмешательством государства
через финансы (государственные расходы,
налоги, государственный кредит) в процесс
воспроизводства. Однако на сегодняшний
день регулирующая функция в России
развита слабо.

4.
В условиях рыночных отношений финансы
должны также выполнять стабилизационную
функцию. Ее содержание заключается в
том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих
субъектов и граждан стабильные условия
в экономических и социальных отношениях.
Особое значение при этом имеет вопрос
о стабильности финансового законодательства,
поскольку без этого невозможно
осуществление инвестиционной политики
в производственную сферу со стороны
частных инвесторов. Достижение
стабилизации рассматривается
Правительством РФ как необходимое
условие для перехода рыночной экономики
к социально ориентированному экономическому
росту. ( Гарбузов В. Ф.)

13. Верны или неверны
следующие выражения?

14. Найдите не менее
5 определений финансовой системы.

Финансовая
система — форма организации денежных
отношений между всеми субъектами
воспроизводственного процесса по
распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.

Финансовая
система — это совокупность всех входящих
в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи.
Ф.с. Р Ф составляют следующие звенья
(институты):

а)
бюджетная система с входящими в нее
государственными (федеральным,
республиканскими, краевыми, областными)
и местными бюджетами;

б)
внебюджетные целевые фонды;

в)
финансы предприятий, объединений,
организаций, учреждений, экономических
отраслей;

г)
имущественное и личное страхование;

д)
кредит (государственный и банковский.

Финансовая
система — совокупность разных сфер
финансовых отношений, в процессе которых
получаются и используются фонды денежного
средства, другими словами, финансовая
система — это совокупность форм и методов
образования, распределения и использования
фондов денежного средства государства
и предприятии.

Финансовая
система — сферы и элементы финансовых
отношений, хотя термин может употребляться
также и в другом значении — как совокупность
финансовых учреждений государства.

Финансовая
система — совокупность звеньев финансовых
отношений и органов, которые осуществляют
управление ними.

Финансовая
система —
это совокупность финансовых
отношений,
охватывающих формирование и использование
первичных, производных и конечных денежных
потоков.

Финансовая
система – это совокупность обособленных,
но взаимосвязанных сфер и звеньев
финансовых отношений, а также финансовых
органов и институтов, которые осуществляют
управление денежными потоками в стране.

15. Охарактеризуйте,
сравните и отразите сходство и отличие
между различными сферами финансовой
системы.

16. Подберите и
проанализируйте подходы различных
авторов к составу звеньев финансовой
системы (не менее 5).

В
среде ученых нет единого мнения о составе
сфер и звеньев финансовой системы.

1)
Однако в большинстве своем экономисты
и правоведы едины в том, что в состав
финансовой системы входят как
общегосударственные финансы, так и
финансы предприятий различных форм
собственности, исключение составляет
уральская научная школа под руководством
А. Ю. Казака, которая строит финансовую
систему, основываясь на понимании
сущности финансов исключительно как
публичных (государственных и общественных)
и тем самым отвергает существование
финансов негосударственных предприятий,
представляя, что они являются денежными
отношениями, не являющимися финансовой
категорией. Финансы и кредит: учеб. / Под
ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП»,
2004. С. 122.

2)
Г. Б. Поляк делит финансовую систему
Российской Федерации на две сферы:
централизованные финансы и децентрализованные
финансы. В свою очередь централизованные
финансы образуют три звена — федеральный
бюджет, территориальные финансы и
специальные внебюджетные фонды. Затем
территориальные финансы подразделяются
на региональные финансы (региональный
бюджет и региональные внебюджетные
фонды) и местные финансы (местный бюджет
и местные внебюджетные фонды).
Децентрализованные финансы делятся на
два звена финансы предприятий, организаций
(финансы коммерческих организаций и
финансы некоммерческих организаций) и
финансы домашнего хозяйства. Финансы:
Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. Аналогичная
трактовка у В. В. Ковалева. Финансы:
Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, — М.:
ПРОСПЕКТ, 2008 г.

3)
Схоже представление о финансовой системе
России у С. И. Лушина и В. А. Слепова, они
выделяют так же две сферы финансовой
системы: финансы самодеятельных субъектов
экономической сферы и финансы властных
структур, но по сути трактовка одна и
та же. Финансы: Учебник / Под ред. С.И.
Лушина, В. А. Слепова — М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007
г.

4)
Различаются подходы к составу звеньев
финансовой системы. Наиболее традиционно
включение в состав финансовой системы
бюджетов, внебюджетных фондов,
государственного кредита, страхования.
Причем, как правило, данные элементы
объединяются в укрупненную группу,
называемую общегосударственными или
централизованными финансами. Данной
группе традиционно противостоят финансы
хозяйствующих субъектов (предприятий
различных форм собственности).

17. Представьте
схематично классификацию финансовых
отношений.

Классификация
отношений, составляющих предмет
финансового права, в зависимости от
функций финансовой деятельности

Классификация
отношений, составляющих предмет
финансового права, в зависимости от
субъектного состава

Классификация
отношений, составляющих предмет
финансового права, в зависимости
отделения на финансово-правовые институты

Классификация
финансово-правовых отношений поразличным
основаниям

18. Найдите не менее
5 определений финансовой политики
различных авторов.

19. Представьте
схематично составляющие финансовой
политики государства.

20. Представьте
схематично составные части финансового
механизма.

22. Заполните
таблицу, отразив функции, цели и задачи
Министерства Финансов РФ.

23. Заполните
таблицу, отразив определение, задачи и
функции федеральных органов исполнительной
власти.

24. Верны
или неверны следующие выражения?

25. Найдите не менее
10 определений финансов хозяйствующих
субъектов разных авторов.

26. Представьте
схематично классификацию юридических
лиц в соответствии с ГК РФ.

27. Проанализируйте
динамику основных финансово-экономических
показателей деятельности хозяйствующих
субъектов в РФ за последние 5 лет.

28. Проанализируйте
динамику обновления основных фондов в
РФ за последние годы.

29. Верны или неверны
следующие выражения?

30. Подберите и
проанализируйте не менее пяти определений
бюджета различных авторов.

31. Постройте схему
бюджетной системы РФ.

32. Представьте
схематично консолидированный бюджет
РФ.

33. Проведите
сравнительные анализ бюджетных посланий
Президента РФ Федеральному Собранию
за предыдущие годы и на предстоящий
финансовый год.

34. Рассмотрите
изменение наиболее крупных статей
расходов федерального бюджета на текущий
год, рассчитайте их удельный вес.
Результаты представьте в таблице.

35. Проанализируйте
основные источники доходов федерального
бюджета, за последние годы, рассчитайте
их удельный вес, результаты представьте
в таблице.

36.
Подберите к каждому термину его
определение:

5) Бюджетная ссуда

1)
Бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы РФ на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих расходов;

2)
Бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы Российской Федерации или
юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах на осуществление
определенных целевых расходов

3)
Бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной,
безвозмездной или возмездной основах
на срок не более шести месяцев в пределах
финансового года;

4)
Бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы Российской Федерации, физическому
или юридическому лицу на условиях
долевого финансирования целевых
расходов;

5)
Бюджетные средства для финансирования
обязательных выплат населению: пенсий,
стипендий, пособий, компенсаций, других
социальных выплат, установленных
законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской
Федерации, правовыми актами органов
местного самоуправления.

37. Верны или неверны
следующие выражения?

38.
Представьте схематично алгоритм
бюджетного процесса.

39. Верны или неверны
следующие выражения?

49. Проанализируйте,
сравните, отразите сходство и отличие
экономических категорий: «Страхование»,
«Финансы», «Кредит»:

51.
Представьте схематично классификацию
рисков.

52. Найдите не менее
7 определений «Страхование» разных
авторов

53. Найдите не менее
7 определений понятия «риск».

54. Сделайте
сравнительную характеристику ч.2. гл.
48 Гражданского кодекса и Федерального
закона РФ «Об организации страхового
дела в РФ», в чем сходство данных
нормативных документов и в чем различие.

55. Попытайтесь
представить схематично классификацию
чрезвычайных событий.

56.
Придумайте и составьте кроссворд,
используя терминологию, применяемую
в страховании

57. Пользуясь
справочниками и периодическими
изданиями, соберите сведения о
международных финансовых институтах,
в которых участвует Россия, и проведите
сравнительный анализ.

58. Дайте
определение следующим ключевым понятиям:
мировые (международные) финансы, мировой
финансовый рынок, валютный рынок,
особенности российского валютного
рынка, золотовалютные резервы,
международные финансовые институты,
финансовая глобализация, финансовая
безопасность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *