СОВОКУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ СВОИХ ФУНКЦИЙ

Совокупность
государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих
функций представляет собой финансовую
политику.

Содержание
финансовой политики достаточно сложное,
так как охватывает широкий комплекс
мероприятий:

1. разработку общей
концепции финансовой политики, определение
ее основных направлений, целей, главных
задач;

2. создание
адекватного финансового механизма;

3. управление
финансовой деятельностью государства
и других субъектов экономики.

Основу финансовой
политики составляют стратегические
направления, которые определяют
долгосрочную и среднесрочную перспективу
использования финансов и предусматривают
решение главных задач, вытекающих из
особенностей функционирования экономики
и социальной сферы страны. Одновременно
с этим государство осуществляет выбор
текущих тактических целей и задач
использования финансовых отношений.
Финансовый механизм представляет собой
систему установленных государством
форм, видов и методов организации
финансовых отношений. К элементам
финансового механизма относятся формы
финансовых ресурсов, методы их формирования
,система законодательных норм и
нормативов, которые используются при
определении доходов и расходов
государства, организации бюджетной
системы, финансов предприятий и рынка
ценных бумаг.

1. обеспечение
условий для формирования максимально
возможных финансовых ресурсов;

2. установление
рационального с точки зрения государства
распределения и использования финансовых
ресурсов;

3. организация
регулирования и стимулирования
экономических и социальных процессов
финансовыми методами;

4. выработка
финансового механизма и его развитие
в соответствии с изменяющимися целями
и задачами стратегии;

5. создание
эффективной и максимально деловой
системы управления финансами.

Регулирующая
экономика в конце 20-х годов 20-го же
столетия. В ее основу вначале были
положены экономическая теория английского
экономиста Дж. Кейнса и его последователей.
Они исходили из необходимости вмешательства
и регулирования государством циклического
развития экономики. Финансовая политика
наряду с ее традиционными задачами
стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования
экономики и социальных отношений в
целях обеспечения полной занятости
населения. Основными инструментами
вмешательства в экономику становятся
государственные расходы, за счет которых
формируется дополнительный спрос.
Поэтому государственные расходы
обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, увеличение национального
дохода и способствуют ликвидации
безработицы путем финансирования
создания новых рабочих мест. Большое
внимание уделяется системе государственного
кредита, на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Государство активно развивает долгосрочных
и среднесрочных займов. Рынок ссудных
капиталов становится вторым по значению
источником доходов бюджета, а дефицит
бюджета используется для регулирования
экономики.

Планово-директивная
финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности на
средства производства плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство всеми
сферами экономики и социальной жихни,
в том числе и финансами. Цель финансовой
политики в этих условиях – обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства (в первую очередь
у центральных органов власти и управления)
для их последующего распределения в
соответствии с основными направлениями
государственного плана. Расходы бюджетов
определялись исходя из приоритетов
,установленных государственным планом.
Средства выделялись на затраты, как
правило, без их увязки с возможным
получаемым эффектом. Управление финансами
осуществлялось из единого центра –
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования финансового
механизма в народном хозяйстве. Других
управленческих органов в области
финансов не существовало. Планово-директивная
финансовая политика проводилась
практически во всех бывших социалистических
странах. Она показала достаточно высокую
эффективность в годы, когда требовалась
максимальная концентрация финансовых
ресурсов для финансирования чрезвычайных
расходов государства. (в годы Второй
мировой войны, восстановления народного
хозяйства и т.п.).

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Изготовление
финансовой политики и ее реализация с
помощью финансового механизма основываются
на соответствующих организационных
элементах этого механизма, которые
тесно взаимосвязанные и подчинены друг
другу.

Финансовое
законодательство формирует правовое
поле для осуществления финансовой
деятельности и, соответственно, для
реализации финансовой политики.
Финансовое планирование является
отображением направлений, форм и методов
финансовой политики. Оно, в сущности,
есть ее материализацией. Организация
финансовой деятельности и финансовых
отношений направлена на воплощение в
практику задач финансовой политики, на
реализацию финансовых планов. Финансовый
контроль предназначен для проверки
законности финансовых операций,
мониторинга реализации задач финансовой
политики и выполнение принятых планов.

Финансовое право
представляет собой совокупность
юридических норм, которые регулируют
финансовое отношения и финансовую
деятельность в обществе.
Как отмечалось, финансы — это в
соответствующий способ организованная
совокупность обменно-распределительных
и перераспределительных отношений.
Основной формой их организации есть
самое финансовое право. Кроме того,
организация финансовых отношений может
осуществляться на основе разнообразных
инструкций и положений, однако они
имеют, как правило, ведомственный
характер.

Финансовое
законодательство охватывает все сферы
и звенья финансовой системы и все формы
и методы финансовой деятельности,
которые подлежат правовой регламентации.
Вообще его можно поделить на две части:
законодательные акты, которые
непосредственно регулируют финансовое
отношения, и законы из других сфер
деятельности, в которых выделяются
финансовые основы их функционирования.

К первой части
принадлежат законодательные акты,
которые регламентируют финансовые
отношения на макроуровне и взаимосвязи
финансов субъектов предпринимательской
деятельности по государственными
финансами и учреждениями финансового
рынка. Это законы о бюджетной и налоговых
системах, государственном долге,
центральном банке, банках и банковской
деятельности, страховании, ценных
бумагах и фондовой бирже, инвестиционной
деятельности. Сюда также принадлежат
законы, которые регламентируют отдельные
виды финансовых операций — о залоге,
лизинге и др., и законы из отдельных
видов налогов и платежей в бюджет и
целевых фондов. Ко второй группе относят
законы, которые регламентируют
деятельность, в том числе и финансовую,
субъектов хозяйствования — о предприятиях
и предпринимательской деятельности, о
хозяйственных обществах, о банкротстве
и т.п.

Финансовые законы
могут иметь характер прямой действия
или дополняться инструкциями. В первом
случае их положения являются
непосредственной основой для осуществления
финансовых операций. Подобный подход
требует довольно глубокой детализации
законов с учетом всех особенностей
финансовой деятельности разных субъектов.
Во втором случае закон определяет только
общий порядок финансовых отношений, а
его детализация осуществляется в
соответствующих инструкциях. Они должны
быть лишь дополнением к закону и не
противоречить ему. При этом в любом
случае основой является закон.

В Украине прямое
действие имеет подавляющее большинство
финансовых законов, в частности в сфере
налогообложения. Вместе с тем абсолютно
все детали финансовой деятельности
предусмотреть, во-первых, невозможно,
а, во-вторых, не всегда уместно. Поэтому
законы довольно часто дополняются
разного рода инструкциями и положениями.
Например, закон о банках и банковской
деятельности отображает только общие
основы функционирования коммерческих
банков. Конкретные виды банковских
операций могут регламентироваться
соответствующими инструкциями по
кредитованию, безналичным расчетам,
кассовым сделкам и т.п.

Соотношение между
законами прямого и косвенного действия
отбивает распределение полномочий и
прав между государственными органами
законодательной и исполнительной
власти, а итак, и их возможности и
полномочия в изготовлении и реализации
финансовой политики. Законы прямой
действия четко отображают преимущество
законодательной власти. К функциям
исполнительной власти входит обеспечение
выполнения принятых законов. Кроме
того, органы исполнительной власти
могут иметь право законодательной
инициативы, т.е. разработка финансовых
законопроектов и представление их на
рассмотрение и утверждение к органам
законодательной власти. Вместе с тем
такие законопроекты могут разрабатывать
и органы и структуры законодательной
власти.

Действие финансового
законодательства, его соответствие
конкретным условиям и задачам, а итак,
и эффективность финансовой политики в
значительной мере зависят от согласованности
действий законодательной и исполнительной
ветвей власти. Именно на основе детального
согласования ими законопроектов
возможное формирование дееспособной
системы финансового права. При
использовании законов косвенного
действия важно, чтобы инструкции не
только не противоречили законам, а и не
корректировали их действие, так как это
может привести к искривлению финансовой
политики.

Составной
частью экономической политики является
финан­совая политика. Финансовая
политика —
деятельность государства по
целена­правленному использованию
финансов.

Содержание
финансовой политики может
быть представлено как единство трех
составных частей:

• выработка
научно обоснованных концепций развития
фи­нансов;

• определение
основных направлений использования
финан­сов на перспективу и текущий
период;

• осуществление
практических действий, направленных
на достижение поставленных целей.

Финансовая
политика получает правовое оформление
в фи­нансовом праве. Финансовое
право — совокупность
юридических норм, регулирующих
общественные отношения, возникающие в
процессе образования, распределения и
использования денеж­ных фондов
государства и органов местного
самоуправления, необходимых для
реализации их задач.

В
зависимости от длительности периода и
характера решае­мых задач финансовая
политика подразделяется на финансовую
стратегию и финансовую тактику.

Финансовая
стратегия —
долговременный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и
предусматривающий решение крупномасштабных
задач, определенных экономиче­ской
и социальной стратегией, и касающийся
важных крупных изменений финансового
механизма, пропорций распределения
финансовых ресурсов.

Финансовая
тактика направлена
на решение задач конкрет­ного этапа
развития общества путем изменения
способов орга­низации финансовых
отношений, перегруппировки финансовых
ресурсов. Финансовая тактика предусматривает
решение задач текущего периода (в
пределах года и меньше), отличается
гибко­стью, подвижностью. Типичный
пример решения тактических задач —
бюджет страны, принимаемый на очередной
год.

Целью
финансовой политики является
наиболее полная моби­лизация и
эффективное использование финансовых
ресурсов, необходимых для удовлетворения
потребностей общества.

Значение
финансовой политики проявляется
в том, что пра­вильно выбранная
финансовая политика:

• стимулирует
рост производства, рациональное
размещение производительных сил по
территории страны;

• повышает
заинтересованность регионов в развитии
хозяй­ства, использовании местных
ресурсов;

• способствует
укреплению и развитию экономических
свя­зей со всеми странами мира;

• приводит
к повышению материального и культурного
уров­ня населения.

При
выработке финансовой политики необходимо
учитывать: экономические
и финансовые возможности государства;
внутрен­нюю и международную обстановку;
отечественный и зарубежный опыт
финансового строительства; историю
развития финансов.

Читать также:  В ПОНЯТИЕ ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ВХОДЯТ ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В
России финансовую политику определяют
и формируют феде­ральные органы
управления. Поэтому под государственной
фи­нансовой политикой понимается
совокупность мероприятий госу­дарства
в области финансов, проводимых в целях
мобилизации финансовых ресурсов, их
распределения и использования для
осуществления своих функций и задач.

К
федеральным органам исполнительной
власти, вырабаты­вающим и обеспечивающим
проведение финансовой политики,
относятся:

• Правительство
РФ обеспечивает
проведение в России еди­ной финансовой,
кредитной и денежной политики;

• Министерство
финансов РФ осуществляет
выработку еди­ной государственной
финансовой, кредитной, денежной политики,
а также выработку финансовой политики
в об­ласти государственной службы и
судебной системы;

• Министерство
иностранных дел РФ участвует
в разработке и реализации государственной
политики в области расшире­ния
финансовых связей Российской Федерации
с иностран­ными государствами и
международными организациями;

• Федеральное
казначейство совместно
с Центральным бан­ком РФ принимают
участие в разработке и реализации
со­гласованной кредитно-денежной
политики.

Бюджетная
политика
определяется
Конституцией РФ, Бюд­жетным кодексом
РФ, сводом других законов, устанавливающих
функции отдельных органов власти в
бюджетном процессе и за­конотворчестве.

В
соответствии с Бюджетным кодексом РФ
Президент РФ направляет Федеральному
Собранию РФ Бюджетное послание не
позднее марта года, предшествующего
очередному финансо­вому году. В
Бюджетном послании Президента РФ
определяется бюджетная политика
Российской Федерации на очередной
фи­нансовый год и плановый период.

Бюджетная
стратегия России
на среднесрочную перспекти­ву
ориентирована на содействие социальному
и экономическому развитию страны при
безусловном учете критериев эффективно­сти
и результативности бюджетных расходов.

Задачами
бюджетной
политики на очередной финансовый год
и плановый период могут быть:

• превращение
федерального бюджета в эффективный
инст­румент макроэкономического
регулирования;

• обеспечение
долгосрочной сбалансированности
бюджета;

• дальнейшее
удлинение горизонта бюджетного
планиро­вания;

• обеспечение
исполнения расходных обязательств;

• проведение
анализа эффективности всех расходов
бюджета;

• переход
на современные принципы осуществления
госу­дарственных капитальных вложений;

• применение
механизмов, стимулирующих бюджетные
уч­реждения к повышению качества
оказываемых ими услуг, эффективности
бюджетных расходов;

• расширение
полномочий главных распорядителей
бюджет­ных средств по определению
форм финансового обеспече­ния оказания
государственных услуг;

• повышение
качества финансового менеджмента в
бюджет­ном секторе.

Налоговая
политика представляет
собой систему мероприя­тий государства
в области налогов.

Современная
налоговая политика России в течение
ряда лет была связана с проведением
налоговой
реформы, целью
которой являлось достижение оптимального
соотношения между стиму­лирующей и
фискальной ролью налогов.

Налоговая
реформа проводилась по следующим трем
на­правлениям:

• во-первых,
совершенствование налогового
законодатель­ства;

• во-вторых,
установление жесткого оперативного
контроля за соблюдением налогового
законодательства, пресечение «теневых»
экономических операций, повышение
ответст­венности граждан и организаций
за уклонение от налогов;

• в-третьих,
совершенствование норм и правил,
регламенти­рующих деятельность
налоговых органов и налогоплатель­щиков,
устранение противоречий налогового и
граждан­ского законодательства.

В
ходе налоговой реформы реализовывались
конкретные ме­роприятия, направленные:

• на
сокращение числа налогов и сборов,
отмену неэффек­тивных и оказывающих
негативное влияние на экономи­ческую
деятельность хозяйствующих субъектов
налогов, а также мелких налогов и сборов,
дающих незначитель­ные поступления,
но сравнительно дорогих в админист­рировании;

• повышение
значения налогов, связанных с использованием
природных ресурсов;

• введение
системы экологических платежей,
охватывающей все виды негативного
воздействия на окружающую среду;

• расширение
круга операций, облагаемых государственной
пошлиной;

• унификацию
ставок налогов и принципов налогообложе­ния
в отношении инструментов финансового
рынка и рын­ка ценных бумаг и
профессиональных участников рынка;

• изменение
организационной структуры налоговых
органов;

• ускоренное
развитие информационных технологий в
нало­говой системе.

Реализация
указанных мер позволила сформировать
совре­менную налоговую систему
государства с рыночной экономикой.

Налоговая
политика России
в среднесрочной перспективе ори­ентирована
на создание максимально комфортных
условий для расширения экономической
деятельности и перехода экономики на
инновационный путь развития, а также
на дальнейшее сни­жение масштабов
уклонения от налогообложения и включает
в себя следующие основные мероприятия:

• дальнейшее
снижение налогового бремени;

• упрощение
налоговой системы;

• исключение
чрезмерно обременительных процедур
зачета (возврата) соответствующих
платежей по налогу на добав­ленную
стоимость;

• установление
единой и максимально низкой ставки НДС;

• преобразования
в сфере налогообложения фонда оплаты
труда;

• освобождение
от налогообложения дивидендов, получае­мых
российскими юридическими лицами от
стратегиче­ских инвестиций;

• реализация
в Российской Федерации института
консолиди­рованной налоговой
отчетности;

• реформирование
системы взимания акцизов;

• совершенствование
налогового контроля за использовани­ем
трансфертных цен в целях минимизации
налогов;

• введение
налога на жилую недвижимость граждан;

• решение
вопросов налогообложения некоммерческих
орга­низаций;

• внесение
изменений в ставки таможенных пошлин;

• минимизация
возможности произвольного толкования
на­логового законодательства;

• введение
налоговых стимулов для развития
инновационной экономики.

Страховая
политика.
В
нерыночной системе хозяйствования
страхование играет вспомогательную
роль. Осуществляется в ос­новном
государством, которое выделяет средства
из бюджета на восстановление разрушенных
предприятий, жилья, ликвидацию последствий
стихийных бедствий и другие аналогичные
цели. В рыночной экономике страхование
освобождает бюджет от рас­ходов на
возмещение убытков при наступлении
страховых случа­ев, является одним
из наиболее стабильных источников
долго­срочных инвестиций.

Страховая
политика Российской Федерации направлена
на разработку мер по удовлетворению
потребностей в страховой защите
населения, организаций, государства и
предусматривает реализацию следующих
основных задач:

• построение
многоуровневой системы ответственности
и возмещения вреда потерпевшим с
использованием потен­циала страховщиков,
страховых (перестраховочных) пулов и
государства для страхования крупных
рисков;

• совершенствование
механизма проведения процедур бан­кротства
страховых организаций;

• переход
страховщиков на составление бухгалтерской
отчет­ности на основе международных
принципов и стандартов;

• развитие
правовых основ деятельности участников
страхо­вого рынка;

• формирование
страховых гарантийных фондов для
соци­ально значимых видов страхования;

• совершенствование
форм и методов страхового надзора;

• повышение
капитализации рынка страховых услуг;

• стимулирование
развития добровольных форм страхования;

• обеспечение
страховой защиты участников отношений,
возникающих в сфере перевозок грузов;

• формирование
системы страхования рисков при создании
образцов вооружения и военной техники;

• обеспечение
страхования объектов социальной сферы;

• совершенствование
порядка инвестирования средств стра­ховых
организаций;

• развитие
системы подготовки кадров для страхового
рынка;

• повышение
финансовой грамотности и информированно­сти
населения в сфере страхования;

• гармонизация
страховой деятельности с международными
стандартами, нормами и правилами
(директивами Европей­ского союза,
основными принципами и стандартами
стра­хового надзора Международной
ассоциации страховых над­зоров, свода
правил Всемирной торговой организации,
ре­комендаций Организации экономического
сотрудничества и развития, соглашений,
принимаемых в рамках интеграци­онного
взаимодействия государств — участников
Содруже­ства Независимых Государств
и государств — членов Евра­зийского
экономического сообщества);

• установление
единых размеров страховых сумм и
страховых выплат за причинение вреда
жизни и здоровью гражданина;

• повышение
требований к страховщикам, осуществляющим
обязательные виды страхования;

• создание
механизма полноценного информационного
об­мена между участниками страхового
рынка и органами го­сударственной
власти, способствующего оценке рисков,
выстраиванию тарифной политики, выявлению
фактов мо­шенничества;

• развитие
имущественного страхования в сфере
строительст­ва, образования,
автомобилестроения, судостроения,
авиа­строения и других отраслях
экономики, а также на случай стихийных
бедствий, природных катастроф, техногенных
аварий и пожаров.

Валютная
политика

совокупность мероприятий, проводи­мых
государством в сфере валютных отношений.
Целью валют­ной политики является
воздействие на валютные курсы, валют­ные
расчеты.

По
длительности решения задач различают
текущую валют­ную политику и
долговременную валютную политику.

Текущая
валютная политика направлена на
оперативное ре­гулирование
валютно-рыночной конъюнктуры с помощью
ва­лютной интервенции, валютных
ограничений, валютного субси­дирования,
диверсификации валютных резервов1
и т. д. 1
Диверсификации
валютных резервов —
политика государства, на­правленная
на регулирование структуры валютных
резервов путем включения в их состав
разных иностранных валют с целью
обеспечения международных расчетов и
защиты их от валютных рисков.

Долговременная
валютная политика предполагает
долгосроч­ные меры по последовательному
изменению валютного механиз­ма с
помощью межгосударственных переговоров
и соглашений, а также валютных реформ.

Валютная
политика осуществляется главным образом
в двух формах: учетной политики и девизной
политики.

Учетная
политика в сфере международных валютных
отно­шений направлена на регулирование
валютного курса изменени­ем процентных
ставок за кредит. Повышение процентных
ставок привлекает капиталы из стран,
где существуют более низкие процентные
ставки, что улучшает состояние платежного
баланса данной страны и повышает курс
ее валюты. Напротив, понижение процентной
ставки приводит к отливу капитала в
другие страны и понижению курса валюты
данной страны.

Девизная
политика направлена на регулирование
валютного курса покупкой и продажей
иностранной валюты. При падении курса
национальной валюты центральный банк
страны обычно продает на валютном рынке
крупные суммы иностранной валю­ты,
что приводит к повышению курса национальной
валюты в отношении иностранных валют,
и наоборот, скупка иностранной валюты
влечет за собой падение курса национальной
валюты.

В
Российской Федерации валютная политика
направлена на обеспечение устойчивости
рубля (валюты Российской Федера­ции)
и стабильности внутреннего валютного
рынка как факто­ров прогрессивного
развития национальной экономики и
меж­дународного экономического
сотрудничества.

Действенным
инструментом реализации валютной
политики является валютный контроль.

Валютный
контроль —
деятельность государства, направлен­ная
на обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении
валютных операций.

Основные
направления валютного контроля следующие:

• определение
соответствия проводимых валютных
операций действующему законодательству
и наличия необходимых для них лицензий
и разрешений;

• проверка
выполнения резидентами обязательств
в ино­странной валюте перед государством,
а также обязательств по продаже
иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке России;

• проверка
обоснованности платежей в иностранной
валюте;

Читать также:  Балабанов и Т Управление рисками, финансами и информационными технологиями

• проверка
полноты и объективности учета и отчетности
по валютным операциям, а также по
операциям нерезидентов в валюте
Российской Федерации.

Валютный
контроль в РФ осуществляют специальные
орга­ны, к которым относятся:
Правительство РФ; органы валютного
контроля (Центральный банк РФ, федеральные
органы испол­нительной власти); агенты
валютного контроля (уполномочен­ные
банки и организации, подотчетные
федеральным органам исполнительной
власти).

К
основным полномочиям органов и агентов
валютного кон­троля относятся: издание
нормативно-правовых актов, обяза­тельных
к исполнению всеми резидентами и
нерезидентами в РФ; контроль за
соответствием проводимых на территории
Рос­сии валютных операций законодательству,
условиям лицензий и разрешений;
определение порядка и форм учета,
отчетности и документации по валютным
операциям.

Политика
в сфере государственного долга
направлена
на укре­пление позиции Российской
Федерации как заемщика, обеспе­чение
гарантированного выхода на международные
финансовые рынки на благоприятных
условиях, снижение долговой нагрузки
на бюджет; оптимизацию структуры долга,
позитивное влияние на макроэкономику.

Для
российской политики в сфере государственного
долга наиболее значимыми являются
следующие обстоятельства:

• высокий
удельный вес внешнего долга в форме
задолжен­ности перед правительствами
иностранных государств и международными
финансовыми организациями;

• неравномерный
характер погашения внешнего долга,
нали­чие пиков платежей;

• достаточно
высокая стоимость обслуживания
государствен­ного внешнего долга;

• неконтролируемые
риски корпоративных и региональных
заимствований;

• наличие
неурегулированной части долга бывшего
СССР;

• высокая
стоимость так называемых «связанных»
кредитов;

• значительные
косвенные расходы по займам международ­ных
финансовых организаций;

• использование
отдельными странами-кредиторами долга
бывшего СССР в качестве рычага воздействия
на Россий­скую Федерацию.

Российская
Федерация имеет просроченную
(неурегулиро­ванную) задолженность
бывшего СССР перед Кувейтом, Ома­ном,
Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией,
Мальтой и неурегулированные взаимные
финансовые требования в отно­шениях
с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.

США,
Великобритания, Германия и Франция
проявляют го­товность решить проблему
части долга бывшего СССР путем
осуществления политизированных
конверсионных схем погаше­ния, включая
в них элементы «помощи развитию», которые
предполагают в качестве непременного
условия предварительное выполнение
должником согласованной программы
действий и контроль со стороны кредитора
за порядком использования долговых
платежей в рамках конверсии. Такие
государства, как Ита­лия, Испания,
Финляндия, Австрия и Португалия, весьма
вос­приимчивы к предлагаемым российской
стороной схемам обмена долга и готовы
не обусловливать их реализацию
политическими требованиями.

По
«связанным» кредитам, привлекаемым от
правительств иностранных государств
исключительно для закупки товаров и
услуг, Российская Федерация несет
значительные косвенные расходы, вызванные
нерыночным механизмом ценообразования
на поставляемые инвестиционные и другие
товары.

По
займам международных финансовых
организаций при сравнительно невысокой
их стоимости весьма значительны рас­ходы
на консультационные услуги, на содержание
групп реали­зации проектов и др.
Внушителен перечень предварительных
условий, предшествующих началу реализации
проектов, финан­сируемых за счет
займов. Устанавливаемые международными
финансовыми организациями правила
проведения конкурсных торгов создают
предпосылки для удорожания закупаемых
в рам­ках проектов услуг, работ и
товаров.

Исходя
из сложившихся обстоятельств политика
Российской Федерации в сфере внутреннего
и внешнего государственного долга
предусматривает реализацию следующих
основных меро­приятий:

• создание
системы мониторинга внешних заимствований
субъектов РФ и субъектов хозяйствования;

• принятие
федеральных законов, определяющих
порядок проведения компенсационных
выплат по сбережениям гра­ждан;

• снижение
значения профицита бюджета в качестве
основ­ного источника погашения
государственного долга;

• постепенное
замещение внешнего долга внутренним
долгом, выравнивание условий привлечения
внутренних и внешних заимствований;

• существенное
сокращение долга бывшего СССР,
задол­женности Российской Федерации
перед правительствами иностранных
государств и международными финансовыми
организациями;

• упорядочение
процедур принятия решений о начале
подго­товки и привлечении кредитов
правительств иностранных государств
и международных финансовых организаций;

• совершенствование
институциональной структуры
взаимо­отношений с иностранными
инвесторами, в том числе в части,
касающейся своевременного предоставления
инфор­мации иностранным инвесторам
и рейтинговым агентствам о финансовой
и экономической ситуации в Российской
Фе­дерации;

• использование
в привлечении внешних финансовых
ресур­сов новых эффективных форм
заимствования (еврооблига­ций и др.);

• совершенствование
порядка ведения долгового учета.

Наряду
с государственной политикой существует
и финансо­вая политика предприятий,
представляющая собой целенаправ­ленную
деятельность финансовых менеджеров по
достижению целей ведения бизнеса. Цели
финансовой политики конкретного
предприятия индивидуальны, так как
существуют различные ин­тересы в
вопросах формирования и использования
прибыли, вы­платы дивидендов,
регулирования издержек производства,
уве­личения имущества и объемов
выручки от реализации.

Целями
финансовой политики предприятия могут
быть: мак­симизация рыночной стоимости
предприятия; достижение про­зрачности
финансово-экономического состояния
предприятия для его собственников,
инвесторов, кредиторов; обеспечение
ин­вестиционной привлекательности
предприятия; максимизация доходов
собственников капитала в долгосрочной
перспективе; возможность получения
сверхприбыли как отдельного события;
максимизация собственного капитала;
наращивание объемов производства и др.

Основные
термины и понятия

Финансовая
политика —
деятельность государства по
целенаправленно­му использованию
финансов.

Государственная
финансовая политика —
совокупность мероприятий го­сударства
в области финансов, проводимых в целях
мобилизации финансовых ресурсов, их
распределения и использования для
осу­ществления своих функций и задач.

Финансовое
право —
совокупность юридических норм,
регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе образования,
распределения и использования
денежных фондов государства и органов
местного самоуправления, необходимых
для реализации их задач.

Финансовая
стратегия — долговременный
курс финансовой политики, рассчитанный
на перспективу и предусматривающий
решение круп­номасштабных задач,
определенных экономической и социальной
стратегией, и касающийся важных крупных
изменений финансового механизма,
пропорций распределения финансовых
ресурсов.

Финансовая
тактика —
курс, направленный на решение задач
кон­кретного этапа развития общества
путем изменения способов орга­низации
финансовых отношений, перегруппировки
финансовых ресурсов.

Финансовая
политика предприятий —
деятельность финансовых менед­жеров
по достижению целей ведения бизнеса.

Валютная
политика —
совокупность мероприятий, проводимых
госу­дарством в сфере валютных
отношений.

Валютный
контроль —
деятельность государства, направленная
на обес­печение соблюдения валютного
законодательства при осуществле­нии
валютных операций.

Диверсификации
валютных резервов —
политика государства, направлен­ная
на регулирование структуры валютных
резервов путем включе­ния в их состав
разных иностранных валют с целью
обеспечения международных расчетов и
зашиты их от валютных рисков.

Главной
целью ДКП в предстоящий трехлетний
период является удержание инфляции в
границах 5-7% в годовом выражении.

«Обеспечение
контроля над инфляцией и поддержание
ее на стабильном уровне будет способствовать
формированию низких инфляционных
ожиданий, оживлению деловой активности»,
— отмечается в документе.

В
то же время ЦБ не исключает ускорения
инфляции к концу 2010 года до 7-8% против
планировавшихся ранее 6-7%, связывая это
с действием краткосрочных факторов, в
частности, ростом цен на продовольствие
вследствие неблагоприятных погодных
условий.

В
целях повышения эффективности ДКП Банк
России продолжит движение в сторону
свободного курсообразования, не
препятствуя динамике обменного курса
рубля, формирующейся на основе
фундаментальных макроэкономических
факторов. При этом ЦБ сохранит свое
присутствие на внутреннем валютном
рынке с целью сглаживания чрезмерных
колебаний рублевой стоимости бивалютной
корзины.

Проект
основных направлений ДКП на 2011-2013 годы,
в отличие от предыдущих аналогичных
документов, не содержит упоминания об
инфляционном таргетировании. Годом
ранее Банк России ставил задачу в течение
трех лет завершить создание условий
для применения режима инфляционного
таргетирования и перехода к свободному
плаванию курса рубля.

В
новом документе ЦБ лишь отмечает, что
«сокращение интервенций на внутреннем
валютном рынке, повышение гибкости
обменного курса рубля и постепенное
сворачивание антикризисных мер будут
способствовать повышению роли процентной
политики Банка России в снижении инфляции
и инфляционных ожиданий экономических
агентов».

При
этом процентная политика, согласно
проекту, предполагает «постепенное
сужение коридора процентных ставок по
операциям Банка России для снижения
волатильности ставок денежного рынка».

«На
уровень ликвидности и процентные ставки
денежного рынка, кроме того, будут
оказывать существенное влияние дефицит
государственного бюджета, действия
правительства РФ по сокращению этого
дефицита, ориентация на внутренние
заимствования для его финансирования.
Поэтому эффективность действий Банка
России в области денежно-кредитной
политики в значительной степени будет
зависеть от состояния государственных
финансов, успешности проведения
умеренно-жесткой бюджетной политики»,-
отмечается в документе.

До
1 октября, согласно закону, проект
Основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики (ДКП) на 2011
год и период 2012 и 2013 годов должен быть
внесен на рассмотрение Госдумы.

Это основополагающие правила и требования, выражающие ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Среди таких принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выхолить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Читать также:  Финансы и Бизнес

5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6. Распределение функций в области финансовой деятельности происходит на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Исходя из этого принципа Конститупия РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

8. Основы принципа глас ности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко­логии, обороны и пр.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

• либерализацию цен;

• социальную трансформацию;

• интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.

Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера)

Финансовая система состоит из трех подсистем: рис. 2.

1.государственных и муниципальных финансов;

2.финансов хозяйствующих субъектов;

3. финансов граждан.


СОВОКУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ СВОИХ ФУНКЦИЙ

Финансовая система в ее широком понимании включает в себя также кредитно-банковскую систему, систему финансовых органов и страхование.

В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы (сферы) имеют свою организационную структуру подразделяются на более частные звенья.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств государства, а также специальных финансовых институтов.

Один из главных вопросов – это финансовая политика

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и.т.д.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

— создание адекватного финансового механизма;

— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Выделяют два целевых направления ее проведения:

1. фискальное – связано с балансированием доходов и расходов государства

2. регулирующее – построено на регулировании социально- экономических процессов (2 вопрос) используя финансовые инструменты налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования и обеспечивая либо стимулирующее воздействие на экономические процессы, направленные на увеличение финансовых ресурсов у экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения, либо связан сокращением денежных средств в экономике в целях стабилизации денежного обращения и снижения деловой активности.

87.  Постоянная связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации обеспечивается следующим принципом организации финансового контроля:
A. независимости;
B. объективности;
C. гласности; (*ответ к тесту*)
D. компетентности;
E. системности;
F. плановости.

Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую политику.

1) разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и дру­гих субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономиче­ских и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика — составная часть экономической по­литики государства. В ней конкретизируются главные направле­ния развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использова­ния, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансо­вых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финан­совое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут стро­иться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с раз­витием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процес­са, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагиваю­щем прямо интересы государства. Такая разновидность финан­сового механизма характерна для организации внутрихозяйст­венных финансовых отношений на частных предприятиях.

Содержание финансовой политики России в современных условиях (бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *