СПЕРАНСКИЙ И ЕГО ПЛАН ФИНАНСОВ

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 5 лет

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Эксперт по предмету «История России»

Граф Михаил Михайлович Сперанский — это русский государственный и общественный деятель начала XIX века.

Император Александр I с первых лет правления задумывался о либеральных реформах. В 1801 году с этой целью был создан «Негласный комитет», но его деятельность не увенчалась большими успехами. Лишь после заключения Тильзитского мира в 1807 году Александр вернулся к проектам преобразований. Теперь его главным помощником стал Михаил Михайлович Сперанский.

Сын сельского священника, воспитанник духовной семинарии, Сперанский одними талантами без протекции возвысился до положения императорского секретаря. Блестяще зная иностранные языки, он ознакомился с передовыми политическими, юридическими и экономическими сочинениями своего времени. Немногие могли сравниться со Сперанским по широте образования. Однако по характеру он был слишком склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению абстрактных планов – в теории стройных, но обречённых на практике встретить крупные препятствия при внедрении среди людей, со всеми их недостатками и противоречивыми интересами.

Сперанский по поручению Александра I в конце 1808 – 1809 разработал проект реформ, который должен был кардинальным образом поменять систему управления страной.

Великий русский реформатор: Михаил Михайлович Сперанский

Виртуальная выставка, посвященная великому русскому реформатору, основателю российской юридической науки и теоретического правоведения Михаилу Михайловичу Сперанскому.

Сперанский Михаил Михайлович  (1772—1839) —  граф, русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии, почётный член Императорской Российской академии и Императорской Академии наук. Воспитатель наследника-цесаревича Александра Николаевича.

Сперанский составил план финансов, который требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.

Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы. Полное осуществление его проектов ускорило бы эволюцию России в направлении помещичье-буржуазной монархии.

Важнейшие труды М. Сперанского

1. Сперанский М. М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. Составлено из актов, хранящихся во II-м Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. С Пб., 1833; СПб., 1837; Одесса, 1889 (Издание Одесского юридического общества в память пятидесятилетия со дня смерти М. М. Сперанского).

2. Правила высшего красноречия. Сочинение Михаила Сперанского. С Пб., 1844.

3. Руководство к познанию законов. Сочинение графа Сперанского. С Пб., 1845.

4. О монетном обращении. Сочинение графа Сперанского. М., 1873.

5. О законах. Беседы графа М. М. Сперанского с Его Императорским Высочеством Государем Наследником цесаревичем великим князем Александром Николаевичем с 12 октября 1835 по 19 апреля 1837 года // Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 30. С Пб., 1881. С. 325-491.

6. Проект Уложения государственных законов М. М. Сперанского. С Пб., 1899.

7. План государственного преобразования графа М. М. Сперанского. М., 1905.

Цитата из трудов М. М. Сперанского:

Александров А. А. Философия реформ в России и Западной Европе: взгляды М. М. Сперанского //Новый исторический вестник.-2001.-№ 4.

Александров А. А. Европейские земельные реформы XVIII – первой половины XIX вв. и предложения М. М. Сперанского по крепостной проблеме //Новый исторический вестник.-2004.-№ 11.

Владимирова Т. Е. Концептуальные подходы М. М. Сперанского к определению юридической природы основных законов российской империи / Владимирова Т. Е., Кодан С. В. //Историко-правовые проблемы: новый ракурс: Сборник научных статей. — Курск: КГУ , 2012, Вып. 5. — С. 192-214

Дианов С. А. Полемика о природе денег в произведениях Н. М. Карамзина и М. М. Сперанского //Инновации в науке.-2013.-№ 16-2.

Дружинина Т. А. Дополнения к биографии и личностной характеристике М. М. Сперанского по переписке его с П. Г. Масальским //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.-2008.-№ 13.

Иванов В. С. Проблемы систематизации законодательства Российской империи по М. М. Сперанскому //Законность и правопорядок в современном обществе.-2010.-№ 1.

Иванов В. С. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М. М. Сперанского //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.-2010.-№ 2

Иванов В. С. Проект конституционного преобразования М. М. Сперанского //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2010.-№ 3.

Карева А. В. Традиции и новации в истории отечественной государственности: план государственных преобразований М. М. Сперанского // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.-2013.-№ 1

Кодан С. В. М.М. Сперанский и формирование теоретических основ юридической техники систематизации  законодательства в России (1820-1830-е гг.) //Юридическая техника.-2012.-№ 6.

Косумова М. Ю. Восточный (османский) деспотизм в сочинениях М. М. Сперанского //Международный научно-исследовательский журнал.-2015.- № 1—2.

Муравьева Л. А. Конституционные взгляды и реформы М. М. Сперанского //Вестник Финансовой академии.-1999.-№ 3

Николаенко П. Д. Сотрудничество министра внутренних дел В. П. Кочубея и М. М. Сперанского в 1802 — 1807 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.-2011.-Т.4, № 3.

Румянцева Н. Педагогические советы Сперанского // Высшее образование в России.-2006.-№ 6.

Румянцева Н. М.М. Сперанский и русская речь // Высшее образование в России.-2006.-№ 8.

Саврадым В. М. Фискальная реформа М. М. Сперанского: предпосылки, результаты, значение /В. М. Саврадым, М. М. Балахничева //Международный научный журнал. -2015. -№ 2.

Тимошина Е. В. Рукописное наследие М. М. Сперанского как источник исследования его правового мироворения //Правоведение -2001.-№ 3.

Томсинов В. А. Судьба определила всем обществам человеческим менять только пороки»: М. М. Сперанский о технологии проведения государственных преобразований в издании //Законодательство. 2016. № 8. С. 88–94. № 9. С. 88–94. № 10. С. 88–94. № 11. С. 86–94. № 12. С. 78–85.

Корф, М. А. Жизнь графа Сперанского. Т. 1-2.-СПб. : Имп. публ. б-ка, 1861. ( Полный текст).

План финансов» М. М. Сперанского

На первых порах складывания новой системы управления реальным руководителем и реформатором государственных финансов суждено было стать не министру финансов (после смерти в 1807 г. А.И. Васильева этот пост оставался свободным, и лишь в 1810 г. его занял Д. А. Гурьев), а Государственному Секретарю Михаилу Михайловичу Сперанскому. Карьера этого человека, выделявшегося из числа высших сановников империи своей «худородностью» — он не был даже дворянином по рождению — складывалась стремительно.

Сын священника Владимирской губернии, М. М. Сперанский в числе первых учеников окончил Александро-Невскую Духовную семинарию и был оставлен при ней преподавателем математики, физики и красноречия. Но вскоре он предпочел сулившую больше простора его честолюбивым стремлениям светскую деятельность и поступил на службу к влиятельному вельможе — князю А. Б. Куракину, который чуть позже помог ему поступить чиновником в канцелярию генерал-прокурора. На новом поприще вчерашний семинарист благодаря своим способностям, деловым качествам и умению ладить с сильными мира сего продвигался весьма быстро и в 1801 г., в возрасте 29 лет, получил звание статс-секретаря Государя. Привлеченный к законодательным работам М. М. Сперанский вскоре приобрел доверие Александра I и стал его ближайшим советником. В конце первого десятилетия XIX в. Сперанский по сути возглавлял управление внутренними делами всей империи, его активная деятельность нашла выражение в ряде фундаментальных проектов в области преобразования государственного устройства и финансов.

Текст «Плана финансов», объемный доклад в 238 статей, был подготовлен к концу 1809 г. и состоял из двух частей, представлявших последовательные этапы реформирования: первая рассматривала план мероприятий на 1810 г., вторая — устройство финансов «на будущее время»309. Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Как отмечают современные специалисты по теории и практики налогового дела, «до сих пор не потеряли актуальности Основные правила расходования государственных средств, предложенные М. М. Сперанским»310. Они заключались в следующем.

Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:

2) по степени нужды в них — необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;

3) по пространству — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома правительства, потому что правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;

4) по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;

5) по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки.

Это заявление не стало пустой фразой. В «Плане финансов» были четко сформулированы как «сильные меры», так и «важные пожертвования». О решительности реформатора свидетельствовали три кардинальных предложения: во-первых, оздоровление денежной системы страны, главным образом, путем пресечения выпуска новых партий ассигнаций; во-вторых. Установление жесткого контроля над государственными издержками; и, наконец, сокращение расходов и ликвидация хронической финансовой болезни—дефицита бюджета. Последний принцип в категорическом тоне Формулировался в двух специальных параграфах. «§45. Расходы должны быть утверждаемы по приходам». «§ 46. Посему никакой новый расход не может быть назначаем прежде нежели приискан будет источник прихода ему соразмерного»312. Однако четко сформулированный 46 параграф задевал самый нерв проблемы. От ставшего традиционным способа покрытия бюджетных дефицитов — выброса ассигнаций автор «Плана финансов» решительно отказывался, тогда как быстрых и эффективных источников дохода в действительности у государства не было. Выход из этого противоречия М. М. Сперанский увидел в том, чтобы дополнить «сильные меры» «важными пожертвованиями»: в «Плане финансов» впервые за последние два десятилетия ставился вопрос о значительном увеличении налогового пресса.

Читать также:  2.3 Совершенствование организации финансов бюджетных учреждений

В программном финансовом документе необходимость поправки доходной части бюджета за счет усиления податного бремени сопровождалась подробным обоснованием. Как полагал М. М. Сперанский, оклады всех существовавших податей и налогов весьма умеренны, к тому же они давно не повышались. Отсюда следовал вывод, сформулированный в двух отдельных параграфах. «§18. В первый раз, когда предстали чрезвычайные государственные нужды, самый естественный способ удовлетворения их был бы тот, чтоб умножить подати и налоги. Правительство всегда с основательностью может обратиться на тот прямой путь, коего, может быть, никогда оставлять не следовало. § 19. Последнее и самое важнейшее правило есть то, что из двух зол должно избирать кратчайшее и легчайшее; а между совершенным разрушением кредита государственного и всех бедствий, от сего происходящих, и между временным, хотя и сильным приумножением податей нет, конечно, никакого сравнения»313. Обращает на себя внимание то, что повышение налогов предлагалось М. М. Сперанским как временная мера. Это дополнительно подтверждалось в разделе, где в конкретных цифровых показателях приводились планируемые приходная и расходная части бюджета на 1810 г. Предлагая повышение ставок всех реальных налогов как минимум в два раза, автором «Плана финансов» специально оговаривалось, что все прибавки в податях устанавливаются только на 1810 год.

За преамбулой «Манифеста» следовали распорядительные статьи, логически распадавшиеся на три основных блока и формулировавшие конкретные меры программы финансовых реформ. Первые статьи признавали все находящиеся в обращении ассигнации «действительным государственным долгом, обеспеченным на всех богатствах империи» и декларировали отмену новых выпусков бумажных денег, отныне все производство ассигнационного банка должно было состоять в замене ветхих денежных знаков новыми. Следующий блок статей предусматривал меры по сокращению государственных расходов. И, наконец, третий — объявлял о повышении налогового бремени, причем произошло не только увеличение всех существовавших прежде податей, но и введение новых.

Как гласил текст «Манифеста», «отменив второй статьею сего манифеста дальнейший выпуск ассигнаций и тем остановив преумножение государственных долгов, установляется прибавка в существующих ныне податях и налогах». Были повышены следующие сборы: подушная подать с казенных, удельных и помещичьих крестьян и с мещан, оброчная подать с казенных крестьян, подати с купеческих капиталов и с выплавляемой на заводах меди, таможенные пошлины, гербовый и паспортный сборы, Увеличена цена на казенную соль. Кроме того, в столицах (т.е. Петербурге и Москве) вновь устанавливались следующие виды налогов: процентный сбор с крестьян, проводящих торг с лавочек, сбор с иностранных Ремесленников, сбор с домов. Новым элементом в фискальных преобразованиях, сформулированных Манифестом 2 февраля 1810 г. было то, что правительство впервые в истории России сделало попытку привлечь к платежу прямых налогов и поместное дворянство. « Дабы определить сему пособию точную меру, — указывалось в законе, — полагается со всех помещичьих имений, не исключая и удельных, и прочих императорской фамилии принадлежащих, собрать единовременно и единственно на сей 1810 год умеренную часть их чистого дохода, расчисляя оный по количеству недвижимых их имуществ, в деревнях состоящих, по пятидесяти копеек с каждой ревизской души». Манифестом специально оговаривалось, что «все сии прибавки в податях устанавливаются на текущий ныне 1810 год и примут действие свое, считая с 1-го января сего года»316.

Жесткий курс Сперанского значительно облегчил Министерству финансов дело составления бюджетной росписи. Заявленное в Манифесте «умеренное» на текущий год повышение налогов на деле вылилось в весьма ощутимое усиление податного бремени. Ставки сборов были увеличены в среднем в 1,5 раза. В итоге доходная часть бюджета возросла со 105 млн. руб., первоначально запроектированных министром финансов, до 170 млн. руб. (позднее займы и «подкрепления» из различных ведомственных сумм и капиталов добавили к этой сумме еще 39 млн. руб.). Решительное сокращение по требованию М. М. Сперанского государственных расходов должно было, согласно утвержденной смете, обеспечить положительное сальдо в 25 млн. рублей. Однако суровая реальность не оправдала благих намерений реформатора. В действительности было издержано свыше 30 млн. руб. сверх утвержденной сметы, бюджетный год и на этот раз завершился дефицитом. Вследствие этого правительство было вынуждено отложить планировавшееся прекращение ассигнационных выпусков на 1811 г., а в 1810 г. выпущено было для покрытия прямых расходов новых банкнот на 43 млн. рублей317.

Сперанский твердо держался декларированных принципов, и все действия по части финансов с 1810 по 1812 г. были осуществлены под его непосредственным контролем. 1811 год начался тем, что налоги, установленные единовременно, в виде особенной и чрезвычайной меры, были преобразованы в постоянные. Смысл этой акции был обоснован в принятом 25 января Манифесте: «Рассмотрев настоящее положение государственных доходов. Мы находим, что мерами, в течение минувшего года принятыми, доходы государственные получили знатное приращение. В одних доходах постоянных, не считая временных и случайных, приращение сие простиралось ныне более нежели до 100.000.000 руб. Таким образом, сохраняя во всей силе и неприкосновенности постановление о пресечении выпуска ассигнаций, в манифесте 2-го февраля изображенное, яко один из коренных законов империи Нашей, обретаем Мы в настоящем положении доходов достаточные способы не только удовлетворить, без новых налогов, всем расходам на сей год предстоящим, но и оказать в некоторых из них возможное облегчение»318.

Однако декларированное Манифестом «облегчение» ограничилось только отменой сбора с помещичьих доходов, взимаемых в размере 50 коп. с каждой ревизской души. Хотя в 1811 г. не было сделано никакого возвышения в податных окладах, состоялось принятие ряда законодательных актов, принесших в казну дополнительные поступления: 18 мая был издан Манифест о новой переписи населения, существенно увеличивший число налогоплательщиков за счет естественного демографического прироста; установлена со введением вольной соляной продажи пошлина на прием соли319, сильно возвышена винная пошлина в привилегированных губерниях320.

Очередное повышение налогов не смогло, тем не менее, закрыть прорехи в бюджете на 1812 год. Ожидаемая сумма доходов обеспечивала лишь 2/3 предполагаемых расходов (234 из 340 млн. руб.). В новой ситуации министр финансов выступил с инициативой введения новых податей. Это предложение Д. А. Гурьева было под влиянием М. М. Сперанского отвергнуто Государственным Советом, и 29 января 1812 г. был издан манифест, в котором повелевалось все текущие расходы удовлетворить из существующих доходов321. Но менее, чем через две недели, 11 февраля, был издан новый манифест, учреждавший очередные временные прибавки в податях и новые пошлины. Однако, согласно логике Сперанского, последовательно отстаивавшего сформулированную в «Плане» программу реформирования финансов, никакого противоречия между двумя законодательными актами не существовало. Ожидаемые от повышения налогов денежные средства предполагалось потратить не на покрытие ежегодных расходов, а выделить по целевому назначению на оздоровление государственной кредитной системы. Еще в 1810 г. по замыслу М. М. Сперанского была учреждена Комиссия погашения долгов, действовавшая независимо от Управления финансов и отвечающая за платежи по займам и погашение ассигнаций. Манифест 11 февраля предоставлял в распоряжение Комиссии специальный капитал — доход от продажи государственных имуществ и суммы от прибавок к налогам. Последние складывались из повышенных подушной и оброчной податей, сбора с купеческих капиталов, пошлин с чая, пива, гербовой бумаги, паспортов, подорожных, пересылки писем и посылок. Кроме того, были установлены новые пошлины с торгующих крестьян и учрежден сбор с помещичьих доходов по добровольному их объявлению. Прибавки не должны были включаться в общую роспись государственных доходов, а предназначались «единственно на погашение долгов»322. Но, несмотря на принятый законодательный акт, Комиссия погашения долгов так и не приступила к своей деятельности, хотя новые подати и налоги были введены в действие. Предположения М. М. Сперанского об отдельном управлении долгами и источниками их обеспечения, подобно многим другим частям его плана, не осуществились: налоги, назначенные на погашение долгов, пошли в общую массу казны, остро нуждавшейся в средствах для ведения войны 1812 г., которая обострила неблагополучное состояние экономики империи323.

Манифестом 11 февраля о преобразовании Комиссии для погашения долгов и очередном повышении налогов завершилась финансовая деятельность М. М. Сперанского. Обвиняемый многочисленными недоброжелателями в таких грехах, как членство в масонской ложе, секретные контакты с агентами Наполеона и продажа государственных тайн, еще недавно самый влиятельный сановник России попал в царскую немилость и 17 марта 1812 г. был выслан из Петербурга под надзор полиции.

Что же послужило причиной опалы всесильного Государственного секретаря и провала его программы оздоровления отечественных финансов? По всей видимости, решающими стали два обстоятельства. Во-первых, для решения таких глобальных задач, как создание стабильной денежной единицы и рационализация государственных расходов, было выбрано далеко не благоприятное время. Кризисная экономическая ситуация усложнялась вынужденным разрывом традиционных деловых связей в результате присоединения к системе «континентальной блокады» Англии, а также с колоссальными военными расходами в преддверии неизбежного столкновения с наполеоновской Францией.

Читать также:  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

Другой промах Сперанского заключался в том, что для борьбы с одним злом, бумажно-денежной инфляцией и ее последствиями, было выбрано зло едва ли меньшее — существенное ужесточение налогового бремени. Ни одна правительственная акция не вызывала столь единодушного неприятия всех слоев общества, как эта. В итоге реформаторские начинания разбились о глухую стену всеобщего осуждения. По справедливому наблюдению одного из дореволюционных исследователей, «как ни старался Сперанский разъяснять свою теорию в введениях к манифестам, коими объявлялось то прекращение выпуска ассигнаций, то усиление прежних налогов, то введение новых, то учреждение банков и комиссии погашения долгов, то, наконец, продажа государственных земель, — все это было принято публикой и массой народа только с одной стороны — как сознание правительства в расстроенном состоянии финансов государства и как отягощение всех классов новыми налогами с целью увеличения государственных доходов. В результате большинство пришло в такому заключению: «прежде не говорили нам о плохом состоянии финансов, о долгах государственных и не возвышали податей и налогов»324. По словам другого автора прошлого века, после очередного повышения налогов «народ почувствовал новую тягость и виновником этого начал считать Сперанского; тогда заговорили: дерет этот попович кожу с народа»325.

Несогласие с курсом Сперанского, и прежде всего с повышением налогов, высказывали и многие известные общественные деятели. Уже в 1810 г. В.П. Кочубей, член состоявшего из либеральных единомышленников царя Негласного комитета, подал Александру I записку «Об исправлении финансовой системы», в которой отмечалось, «что нельзя отнюдь ожидать, чтоб одни налоги могли вывести нас из затруднительного положения, в коем мы находимся. В настоящем распорядке вещей всякий год надобно будет их добавлять и правительство, обращаясь в круге порочном, никогда из оного не выйдет»326.

Авторитетное мнение такого серьезного оппонента, как Н. М. Карамзин, без сомнения, повлияло на отстранение Сперанского от государственной деятельности и на переход Александра I на сторону сильной партии противников социально-экономических преобразований. Оказались невостребованными разработанные Сперанским многообещающие проекты — судебная реформа, учреждение Государственной думы, к осуществлению которых Россия приступит лишь через несколько десятилетий328. Эта же судьба постигла и основанный на рациональных началах «План финансов».

Некоторое время спустя в Казани увидело свет другое известное исследование, ставшее серьезным вкладом в развитие финансовой науки — книга И. Горелова «Теория финансов» (1845 г.), посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту. И в последующем, в XIX и начале XX в., в России вышло немало известных трудов по теории налогов. Их проблематика, в основном, затрагивала вопросы сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций.

Широко известными стали имена таких ученых-экономистов, как И. Озеров, А. А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, И. Янжул, которых по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

308 Корф Н. Жизнь графа Сперанского. Т. 1. С Пб., 1861. С. 189.
309 Вопреки принятой Сперанским практике текст доклада не был напечатан даже для членов Государственного Совета, оставшись в рукописном виде. В полном объеме «План финансов» был опубликован 75 лет спустя в «Сборнике Русского императорского исторического Общества» (Т. 45. С Пб., 1885).
310 Налоги: Учеб, пособие. 5-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 21.
311 Сборник императорского Русского Исторического общества. Т. 45. С Пб., 1885. С. 2.
312 Там же. С. 13.
313 Там же. С. 10.
314 ПСЗ-1. Т. X XXI. 1830. № 24. 116. С. 54-55.
315 Там же.
316 Там же.
317 Печерин Я. И. Исторический обзор росписей государственных доходов и расходов с 1803 по 1849 год включительно. С Пб., 1896. С. 19—21.
318 ПСЗ-1. Т. X XXI. 1830. №24.494.
319 Там же. Манифест от 5 ноября. № 24.851.
320 Там же. Манифест от 11 декабря. №24.913.
321 Там же. Манифест от 29 января 1812 года. № 24.976.
322 Там же. Манифест от 11 февраля 1812 года. №24.992.
323 Министерство финансов. 1802—1902. Т. 1. С Пб., 1902. С. 180—181.
324 Каючов М. О заслугах графа Сперанского в финансовом отношении // Юридический вестник. 1880. Январь—февраль. С. 13.
325 Печерин Я. И. Указ. соч. С. 37.
326 Блиох И. С. Финансы России XIX столетия. Т. 1. С Пб., 1882. С. 102.
327 Карамзин Н. М. Записка о старой и новой России. М., 1977. С. 187.
328 См.: Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. С Пб., 1991. С. 131; Политическая история: Россия —СССР— Российская федерация. Т. 1. М., 1996. С. 165.
329 Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. 3-е изд. М: Госсоцэкономиздат, 1937. С. 9-10.

Сперанский Михаил Михайлович

Сперанский Михаил Михайлович – это отечественный государственный и политический деятель, осуществивший большое количество реформ и преобразований.

Изначально в первые годы правления царя Александра I Сперанский не осуществлял активной политической деятельности и в большей степени находился в тени, однако, уже готовил некоторые документы и проекты для Негласного комитета, например, в рамках разработки положений министерской реформы. После успешной реализации министерской реформы Сперанский был задействован во вновь организованном Министерстве внутренних дел. Наиболее важные проекты законодательных и нормативных актов, которые были изданы, начиная с 1802 г., редактировались непосредственно Сперанским, который занимал должность управляющего отдельного департамента министерства внутренних дел. Немного позже, а именно в 1803 г. по поручению императора Сперанский сформировал «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», при формировании которой проявил себя ярым сторонником конституционной монархии, которая могла быть сформирована посредством постепенного реформирования общественного строя согласно детально проработанного плана.

Стоит отметить, что практического значения сформированная Сперанским Записка не имела. Только в 1807 г. после ряда неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, император вновь обратился к планам реформ. Александр I поручил Сперанскому непосредственное руководство Комиссией разработки законов и велел сформировать общий план государственного преобразования.

Данной работой Сперанский занимался целый год. Он работал по 18-19 часов в день и уже в октябре 1809 года он представил императору готовый план реформ.

Финансовые реформы в России

Финансовые реформы – это преобразования, проводимые государственной властью, в сфере денежного обращения.

Они направлены на укрепление действующей системы денежного обращения в определенный период времени. Денежные реформы проводились в России на протяжении последних пятисот лет. Основная цель преобразований связана с упорядочением действующей системы финансов для стабилизации обращения денег.

Первые крупные преобразования были проведены в 16 веке. В то время возникла потребность приведения денежных единиц к единому эквиваленту. Денежное обращение и торговое дело сталкивались с проблемами в части расчетов, так как в обмене участвовало большое количество разных монет. Результатом преобразований стало введение единой копейки.

В семнадцатом веке выпустили серебряные монеты. Реформа закончилась инфляцией и нарастанием социальной напряженности.

На рубеже семнадцатого и восемнадцатого века при правлении Петра I была проведена глобальная перестройка финансовой системы. Большинство преобразований было связано с необходимостью финансирования множества проектов. Была введена медная копейка. Реформа стала успешной. В последующие годы проводилась нормализация денежного обращения. Постепенно были изъяты легковесные деньги.

Первые бумажные банкноты появились в России во второй половине восемнадцатого века. Введение данного вида денег было обусловлено необходимостью удобства для перевозки. При Николае I ассигнации были выведены из обращения и введены кредитные билеты. Можно сказать, что с этого момента началось широкое бумажное денежное обращение в России.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков были проведены преобразования Витте, которые предусматривали установление монометаллизма. Предполагалось, что денежная система будет обеспечиваться золотым запасом. Но с началом Первой мировой войны обмен банкнот на золото был прекращен.

«Финансовые преобразования М. М. Сперанского» 👇

Финансовые преобразования М. Сперанского

Финансовые преобразования включали в себя следующие направления деятельности правительства:

Государственные расходы были сокращены на 20 миллионов рублей. Капитал для погашения задолженности формировался за счет приватизации имущества государства. Государство реализовывало леса, имения, находившиеся в аренде. К покупке были допущены не только купцы и крестьяне, но и иностранные подданные. Для структуризации налогов была проведена перепись. Так же государство стало использовать прямые займы за счет повышения ставок по долговым обязательствам. Сперанский был первым, кто обосновал необходимость и прибыльность коммерческих кредитов.

Реформатор предложил сделать главной разменной монетой серебряный рубль. Это позволило увеличить количество денег в обращении. Подобный подход позволил выровнять курс ассигнаций и серебра. За счет этого повысилось доверие к ассигнациям, а процесс их замены на серебряный рубль ускорился.

Уже через год государственный долг существенно сократился, а доходы бюджета выросли до 200 миллионов. Сперанский способствовал улучшению финансовой системы, при нем были введены обязательная отчетность и проверка состояния финансовых дел в стране. С его реформ началась практика предварительного обсуждения бюджетов. Так же Сперанский выдвинул идею о необходимости создания Центрального банка. Однако, он был создан только в 1860 году, спустя двадцать лет после смерти реформатора.

Читать также:  В.П. Климович Денежное обращение и кредит в финансах M-I-2004

Преобразования Сперанского вызвали резкое недовольство дворянства и чиновников. Его всячески пытались сместить. Все изменения происходили на фоне усиления идей политического консерватизма. Угроза нападения со стороны Наполеона так же повлияла на реформы. Еще одной проблемой на пути реализации реформы стало ее сокрытие от интеллигенции, которая могла бы поддержать изменения. Отсутствие гласности погубило вполне эффективные начинания. Почти на десять лет Сперанский был сослан на Урал, но затем вернулся в Петербург и занялся законотворческой деятельностью.

Несмотря на то, что предложенные реформы были остановлены, взгляды Сперанского оказали существенное влияние на становление конституционного права в России.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Первые несколько лет правления Александра I характеризовались осуществлением реформ в сфере государственного устройства. Так, например, в 1802 году вместо организованных ранее коллегий, которые выступали в роли органов центрального управления России, сформированных еще при Петре I, были образованы министерства. Именно в этот период было организовано и Министерство финансов, деятельность в котором и осуществлял Сперанский. Первым в истории России должность министра финансов занял Васильев. В это время в значительной мере вырос объем эмиссий ассигнаций.

««План финансов» М. М. Сперанского, его значение для финансовой системы России» 👇

В условиях дефицита государственного бюджета, ограниченных возможностей привлечения как внешних, так и внутренних займов, государство прибегало к дополнительной эмиссии денежных средств.

Инфляционный процесс, который характеризовался растущими темпами развития в России, в значительной мере обесценивал денежное накопление населения. Продолжающееся обесценивание ассигнаций сделало невыгодным кредитование. Вследствие падения курса ассигнаций в значительной мере снижалась реальная сумма задолженности по ссудам, кредиторы продолжали получать от заёмщиков стремительно обесценивающиеся бумажные деньги. Развитие подобной ситуации способствовало получению убытков кредиторами, при этом для заёмщиков подобная ситуация была выгодна.

В этот период в связи с отсутствием экономической целесообразности началось резкое сворачивание кредитных отношений.

В 1809 г. Александром I Сперанскому была поручено формирование проекта плана реорганизации государственного управления Империей. Особую важность в рамках данного проекта приобрел «План финансов», который подразумевал реформирование финансового управления государством.
«План финансов» включал в себя 2 части. Первая отражала так называемые первоочередные мероприятия, которые планировалось реализовать до 1810 года. Во второй части сформированного плана были предложены основополагающие принципы построения государственной финансовой системы. В рамках второй части особое внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности.

В плане Сперанского основной была мысль, что ассигнации, масса обращения которых на постоянной основе увеличивается, превратились в некоторый налог, с различной степенью тяжести ложившийся на различные части общества.

Основные потери, связанные с обращением ассигнаций, несли:

Сперанский считал, что для стабильного улучшения финансовой системы в государстве крайне важно добиться стабильности в государственном бюджете, действовать в соответствии с принципами бережливости в расходах государства. В рамках предложенного «Плана финансов» предлагалось добиться сокращения государственных расходов и, а также прекратить эмиссию государственных ассигнаций.

В соответствии с принятым «Планом финансов» предполагалось осуществить денежную реформу, в рамках которой предлагалась изъять и уничтожить абсолютно все ранее эмитированные ассигнации, а также организовать новое эмиссионное финансовое учреждения, которое должно было иметь в своем распоряжении необходимый запас серебра для обеспечения бумажных денежных средств, которые планировалось выпустить в обращение в рамках эмиссии. Также в рамках сформированного Сперанским «Планом финансов» предполагалось совершенствовать организацию отечественной монетной системы, в качестве основы которой выступал бы серебряный рубль.

Стоит отметить, что Сперанский негативно относился к неразменным бумажным банкнотам и считал необходимым изъять их из обращения.

Предпосылки преобразований М. Сперанского

Сперанский был не только видным политическим деятелем, он так же хорошо разбирался в экономике и финансах. В своих экономических взглядах он опирался на работы представителей классической школы политэкономии. Большое влияние на его деятельность оказал труд Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». Кроме того, в своей деятельности Сперанский опирался на взаимодействие с европейскими учеными, с которыми состоял в переписке. Сам реформатор выступал в качестве теоретика и историка денежного обращения и финансов.

Причинами необходимости преобразований стали:

В начале девятнадцатого века в Российской империи на 100 миллионов дохода приходилось около 200 миллионов расходов, а госдолг составлял почти 600 миллионов. При этом произошло падение курса рубля до 33 копеек. Покрытие дефицита правительство проводило за счет дополнительной эмиссии денег.

Сперанский для выхода из сложившейся ситуации создал «План финансов», который содержал в себе исследование фундаментальных проблем российской экономики. Так же здесь рассматривались реформы с теоретической точки зрения, аспекты денежного обращения, финансовой системы, затрагивались вопросы поддержки российского предпринимательства.

Основная цель реформы Сперанского – ликвидация дефицита бюджета, для ее достижения необходимо было провести ряд радикальных изменений.

Проект государственной реформы

Согласно программе Сперанского, предполагалось ввести в империи принцип разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти. Каждая из ветвей власти получала высший орган:

Планировалось ввести широкое местное самоуправление, состоящее из трёх ступеней:

Сперанский думал устроить местные органы не на узком сословно-дворянском принципе, а допустить к выборам всех собственников земли, к которым он относил и государственных крестьян. Государственные крестьяне в общей массе крестьян страны составляли тогда 45%, а частновладельческие крестьяне – 55%. Согласно проекту, в каждой волости все землевладельцы-дворяне и представители от государственных крестьян (один депутат от 500 душ) составляли волостную думу – общее собрание, которое должно было на три года избирать волостное правление для управления местным хозяйством. Волостная дума избирала также депутатов следующей ступени местного самоуправления: окружной думы. Окружная дума избирала окружное правление и депутатов губернской думы. Последние выбирали губернское правление и избирали депутатов в Государственную думу.

«Программа М. М. Сперанского» 👇

Выборность Государственной думы и широкое избирательное право (хотя многоступенчатое и неравное для крестьян и дворян) были важнейшим новшеством проекта Сперанского. Высшим законодательным органом империи становилось выборное народное представительство. Реформа не давала Государственной думе широких полномочий. Думские депутаты не имели законодательной инициативы. Законопроекты на обсуждение могли выносить члены правительства. Одобренные Государственной думой постановления в силу вступали только после санкции императора, но ни один закон без рассмотрения в Думе не мог быть введен в действие. Царь и правительство, согласно проекту, лишались права издавать законы по собственному желанию. В число сфер, подведомственных Государственной думе, входило установление размеров и видов налогов. Министры, имея право законодательной инициативы, были ответственны перед депутатами Думы. Дума могла возбуждать представления о государственных нуждах и о мерах правительства, нарушающих законы – вплоть до требований предать суду того или иного министра.

Частью реформы было преобразование уже существовавшего высшего совещательного учреждения при императоре – Непременного совета – в Государственный совет. Новому органу полагалось рассматривать финансовые мероприятия и предположения министров до внесения в Государственную думу.

В случае принятия проект государственной реформы Сперанского сделал бы Россию конституционной монархий с определённым ограничением императорской власти. Реформа содержала немало истинно либеральных начал, но её коренным пороком было то, что глубокое преобразование планировалось осуществить прежде социального – освобождения крепостных крестьян. Сперанский собирался внедрять конституционное устройство и либеральные принципы в обществе, не менее половины которого оставалась в рабстве. В сущности, положение казенных крестьян тоже мало отличалось от положения частно-крепостных. Без предоставления большинству народа личной свободы либерализм и конституционализм не могли утвердиться, и реформа Сперанского была обречена на неуспех.

Результат государственной деятельности Сперанского

Кроме конституционной реформы в 1808-1809 Сперанский разработал проект нового Гражданского уложения. В этом деле он также проявил свойственный ему абстрактный подход. Совершенно не сообразуясь с законодательными традициями России, Сперанский составлял новые гражданские законы исходя из требований отвлечённого разума, по учениям философов Просвещения. Между тем, несостоятельность ряда «принципов разума» показали произошедшие недавно события Французской революции. Многие статьи в проекте Уложения Сперанского оказывались буквально списанными с Гражданского Кодекса Наполеона. Это давало повод называть его франкофилом и агентом Бонапарта. Также Сперанским был издан указ о новых правилах производства в чины, выработан план борьбы с дефицитом бюджета (созданный постоянными войнами и завоеваниями тех лет). Сперанский участвовал в разработке нового таможенного тарифа 1810 года для преодоления трудностей, связанных с присоединением России к континентальной блокаде.

Из всего проекта широкого реформирования государства в действие была введена лишь ее наименее важная часть – учрежден Государственный совет.

Предполагалось 1 мая 1810 года назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Однако эта часть реформы была отсрочена, а потом отменена. Причиной было противодействие консервативных сановников, которые указывали на частные недостатки реформаторского проекта и на недопустимость такого широкого и стремительного преобразования государства перед лицом назревавшей борьбы с Наполеоном. Крупный литератор Н. М. Карамзин раскритиковал реформу, доказывая в особой записке «О древней и новой России» необходимость сохранения прочного самодержавия.

Оппозиция Сперанскому и недовольство рядом его мер заставили императора в марте 1812 отставить его со всех постов и сослать в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Лишь в 1819 Сперанский получил должность, став генерал-губернатором Сибири.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *