Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами — денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений,поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1 и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

§ предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

§ предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

§ государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

§ государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

§ предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

§ отдельными звеньями бюджетной системы;

§ органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

§ денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

1) экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;

2) экономические отношения, связанные с кругооборотом децентрализованных денежных фондов предприятия.

Таким образом, финансы — это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. При этом важно осознавать соотношение понятий «финансовые отношения» и «денежные отношения». Любые финансовые отношения являются денежными, но не всякие денежные отношения являются финансовыми (рис. 1.1.).

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, в то время как финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы — это совокупность денежных отношений, при помощи которых осуществляется формирование, распределение, перераспределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Отличительной особенностью финансовых отношений является и обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений.

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения.

Денежные отношения, возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения. Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и финансовый рынок.

Далее приведены схемы кругооборота продукта и дохода в экономике (рис. 1.2, рис. 1.3).

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Финансы обладают следующими признаками:

1) всегда складываются относительно денег или денежного эквивалента;

2) обусловлены управленческой ролью государства;

3) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта;

4) являются безэквивалентными — не предполагают взаимообмена;

5) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

Данные признаки в совокупности характеризуют сущность финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отношения финансовыми, это будут кредитные отношения, отношения по выплате заработной платы, по купле-продаже или иные отношения, но не финансовые.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции:

1) распределительную (перераспределительную);

Данные функции выполняются одновременно, то есть каждая финансовая операция предполагает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов проявляется в создании первичных, или основных, доходов, по сумме равных национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и включают в себя две группы:

1) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий материальной сферы.

Однако для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества формирования первичных доходов недостаточно, необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода. Перераспределение происходит:

1) между производственной сферой и непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, образование, культура и т.п.);

Читать также:  Банки выдающие гарантии по 44-ФЗ

2) между отраслями;

3) между территориями, регионами страны;

4) между формами собственности;

5) между социальными слоями населения.

При перераспределении национального дохода образуются вторичные, или производные, доходы: доходы, полученные в непроизводственной сфере, налоги, пособия и т.д. Вторичные доходы позволяют сформировать конечные пропорции использования национального дохода.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и за их расходованием по целевому назначению. Контрольная функция распространяется как на материальную, так и на нематериальную сферу. Она призвана обеспечить экономическое стимулирование, рациональное использование всех видов ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, пресечь бесхозяйственность и расточительство.

Одна из важнейших задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства при совершении финансовых сделок, обеспечение полноты и своевременности выполнения обязательств перед налоговыми органами, бюджетной системой, банками, деловыми партнерами, работниками. Контрольная функция реализуется через работу финансовых органов.

С другой стороны, контрольная функция финансов направлена на обеспечение рационального использования ресурсов, эффективности финансовой деятельности.

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. По экономическому содержанию финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных выше фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы.

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода.

Финансовые ресурсы и финансы — это не тождественные категории. Финансовые ресурсы сами по себе не раскрывают сущность финансов, их внутреннее содержание и социальное назначение. Следует понимать, что мы изучаем не финансовые ресурсы, а общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения, перераспределения и использования ресурсов, а также закономерности развития финансовых отношений.

1.3. Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Фонды финансовых ресурсов используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

Финансовая система — это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства. Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений — совокупностью государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих звеньев (рис. 1.5):

1) бюджетная система, которую, в свою очередь, образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды;

3) государственный кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций различных форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.

Стандартной единицей измерения затрат на оплату труда производителя является финансовая единица

Первые четыре звена финансовой системы (общегосударственные финансы) относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент (финансы хозяйствующих субъектов) относится к децентрализованным финансам, поскольку финансы предприятий различных форм собственности обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Финансы предприятий — основа финансовой системы. Они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Государственные финансы играют в системе ведущую роль. От обеспеченности централизованных фондов финансовыми ресурсами зависит общее финансовое положение страны. Государственные финансы обеспечивают темпы развития всех отраслей народного хозяйства.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы РФ. В ее состав входят наиболее крупные фонды денежных средств. Бюджетная система имеет три уровня:

— федеральный бюджет;

— региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

— местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию общественных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства. Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Внебюджетные фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы, представляющим собой совокупность денежных средств, обособленных от бюджета соответствующего уровня, имеющим собственные доходные источники и предназначенным для материального обеспечения строго определенных общественных целей.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и могут быть государственными либо муниципальными. Эти фонды обособленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых и одновременно наиболее затратных государственных потребностей, таких как пенсионное обеспечение, здравоохранение.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических лиц и граждан, а также добровольных безвозмездных перечислений.

Финансы хозяйствующих субъектовпредставляют собой денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями) при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая децентрализованные фонды денежных средств) предприятий. Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов. Это правило предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, а также постоянный обмен информацией.

Лекция 2. Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль

2.1. Управление финансами. Органы управления финансами, их функции

В РФ управление финансами осуществляют, прежде всего, законодательные органы власти:

1. Федеральное Собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Их управление проявляется при рассмотрении проекта бюджета и его утверждении, а также при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета, при рассмотрении законов финансового характера (о налогах и сборах, тарифах взносов в социальные внебюджетные фонды и т.п.), при установлении предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

2. Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Важнейшие департаменты Министерства финансов РФ: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга, государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением является Главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Функции Минфина РФ следующие:

— участие в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов развития экономики, определение потребности в государственных централизованных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

Читать также:  Предмет финансов организации это

— организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

— обеспечение исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

— участие в разработке ценовой политики;

— участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

— разработка предложений по выпуску государственных внутренних займов РФ;

— разработка предложений по развитию финансового рынка в РФ;

— по поручению Правительства РФ — сотрудничество с международными финансовыми организациями;

— разработка проектов программ внешних заимствований РФ.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

— составление проекта и исполнение федерального бюджета;

— обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

— разработка предложений по привлечению в экономику РФ иностранных кредитов;

— совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

— осуществление финансового контроля за рациональным использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

3. Налоговые органы, отвечающие за правильное исчисление, полноту и своевременность уплаты в бюджет обязательных платежей.

4. Таможенные органы, несущие ответственность за поступление таможенных пошлин.

В современных условиях важнейшее значение имеет финансовый менеджмент — эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Ключевые вопросы финансового менеджмента:

— планирование и прогнозирование финансовых аспектов деятельности предприятия;

— принятие наиболее обоснованных и целесообразных решений относительно инвестирования средств;

— координация финансовой деятельности предприятия;

— проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительного капитала, реализации собственных акций и облигаций.

Основными методами финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.

Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.

Финансы — это объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования, использования и пополнения фонда денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования.

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах и движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих денежные средства.

Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.

Денежные средства – деньги, находящиеся в полном распоряжении хозяйственного субъекта и гражданина и используемые им свободно, без ограничений.

Денежные фонды – обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Финансы — отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фонда денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных фондах.

Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за формированием и использованием фондов денежных средств.

1. Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2. Предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4. Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5. Предприятиями, гражданами и централизованными бюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6. Отдельными звеньями бюджетной системы;

7. Органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

8. Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятия.

Функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

1. Заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности государства, удовлетворения материальных и культурных потребностей.

В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

1. Доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемого с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночной структуры экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

5. Независимый (аудиторский).

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми службами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Раскройте сущность государственного бюджета, его доходов и расходов.

Бюджет – система специфических финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

Бюджет можно назвать планом доходов и расходов государства.

— перераспределительная — через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны;

— регулирующая — через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики;

— стимулирующая — бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств;

— контрольная — через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Доходы бюджета — финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

Состав доходов бюджета РБ, закрепленный законодательно:

— налоговые доходы;

— неналоговые доходы;

— безвозмездные поступления.

Расходы бюджета — финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Государственные расходы — прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства. Выделяют функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов бюджета.

Состав расходов бюджета РБ, закрепленный законодательно:

— общегосударственные расходы;

— национальная оборона;

— правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

— национальная экономика;

— охрана окружающей среды;

— жилищно-коммунальные услуги;

— физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

— социальная политика.

Ежегодно издается Закон о бюджете на год.

Бюджетная система РБ

Республиканский бюджет Местные бюджеты

Бюджеты областей Бюджет г. Минска

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство РБ –это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Уровни бюджетной системы Республики Беларусь:

— общереспубликанский бюджет;

Читать также:  Издание 2015 года учебника Колчиной Н.В. "Финансы организаций и предприятий" для вузов

— местные бюджеты (областные, районные, городские, поселковые и др.)

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские, городов районного подчинения), бюджеты базового уровня (районные и городские, городов областного подчинения), бюджеты областного уровня (областные бюджеты) и бюджет г.Минска. В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств.

Консолидированный бюджет РБ представляет собой общереспубликанский бюджет и консолидированные бюджеты областей РБ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей. Консолидированный бюджет РБ не утверждается законодательным органом власти.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Этапы бюджетного процесса:

— составление проекта бюджета;

— рассмотрение проекта бюджета;

— утверждение проекта бюджета;

— исполнение бюджетов всех уровней;

— составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Исполнение бюджета –совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов с соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства — это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств составляют платежные и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы.

Государственный долг это сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами — резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Виды государственного долга:

1. внешний: различают среди внешнего долга:

Управление государственным долгом — совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

· безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

· единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;

· согласованность –обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

· снижение рисков– выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

· оптимальность –создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

· гласность –предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).

Способы регулирования государственным долгом:

· конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

· консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

· унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

· отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

· аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

Страхование – система финансовых отношений между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий, возмещения нанесенного ими ущерба.

Необходимость страхования обусловлена существующей вероятностью наступления чрезвычайных ситуаций и необходимостью выделения части общественного продукта для финансирования предупредительных и защитных мер. В условиях рыночной экономики роль страхования возрастает, поскольку повышается ответственность граждан за свое благосостояние и ответственность субъектов хозяйствования за обеспечение непрерывности процесса производства при наступлении непредвиденных событий.

Функции страхования:рисковая, предупредительная, восстановительная (защитная), сберегательная, распределительная, контрольная

Формы и виды страхования.

Страхование может осуществляться в формах добровольного и обязательного страхования.

Добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с законодательством. Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с Министерством финансов. Страховой тариф по видам добровольного страхования устанавливается страховщиками по согласованию с Министерством финансов.

Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями и (или) страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц. Размер страхового тарифа или страхового взноса по видам обязательного страхования устанавливается Президентом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь осуществляются:

1. виды обязательного страхования: ОС строений, принадлежащих гражданам; ОС гражданской ответственности владельцев транспортных средств; ОС гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами; обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь; ОС ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением; ОС с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы; ОС гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); ОС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное государственное страхование и иные виды;

2. виды добровольного страхования:

2.1. страхование, относящееся к страхованию жизни (страхование жизни, страхование дополнительной пенсии);

2.2. страхование, не относящееся к страхованию жизни (от несчастных случаев; от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу; медицинских расходов; имущества юридического лица; имущества граждан; грузов; строительно-монтажных рисков; предпринимательского риска; гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих и др.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *