Стоимость общественного продукта распределяется через обмен ценами на средства производства и налоги

Процесс стоимостного распределения общественного продукта. Взаимосвязь финансов, цен, заработной платы и кредита. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения. Белорусская валютно-фондовая биржа, основная цель ее деятельности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

По дисциплине: Финансы и финансовый рынок

Выполнил: Жушма Н.

студентка 4-го курса

Проверил: Старший преподаватель

Михальчук Н.

  • 1. Взаимосвязь финансов и цен
  • 2. Взаимосвязь финансов и заработной платы
  • 3. Взаимосвязь финансов и кредита
  • 4. Общетеоретический раздел
  • 4.1 Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
  • 4.2 Белорусская валютно-фондовая биржа
  • 5. Практический раздел
  • 6. Открытый тест
  • Список использованной литературы

Понять, что происходит в экономике можно через экономические показатели. Один из основных — ВВП (валовый внутренний продукт). Он отражает рост и состояние всей экономики страны, поскольку является суммой дохода от произведённой в стране продукции и выполненных услуг. Его ежемесячно подсчитывают, чтобы следить за изменениями в производстве и экономике. Резкое падение говорит о снижении покупательской способности и падении темпов производства.

Валовый внутренний продукт (ВВП) — сумма рыночной стоимости всей конечной продукции, произведённой на территории страны в течение календарного года. В расчёт берутся все сферы экономики, а также товары, произведённые как для внутреннего потребления, так и для экспорта.

Размер ВВП по разным периодам можно найти на сайте Росстата. Подсчётами занимается Госкомстат, ежемесячно уточняя данные. На их основе делаются выводы не только об объёмах производства и покупательской активности населения, но и о распределении ВВП.

Расчёты делаются тремя основными методами, о которых пойдёт речь ниже. Зная методы подсчётов, можно понять, как формируется ВВП, что в него входит и какая зависимость между развитием производства, развитием экономики и уровнем жизни населения.

Каждый из трёх видов расчётов должен привести к одному результату, но попутно каждый из них решает дополнительные задачи, поэтому выбор зависит от поставленных задач.

Валюта расчёта может быть разной:

  • национальная;
  • иностранная по текущему биржевому курсу;
  • доллары США (применяется, когда надо сравнить ВВП разных стран)

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые происходят в разнообразных формах на поверхности общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств как наличным так и безналичным способами. Движение денежных средств происходит во всех финансовых операциях как при распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, так и при внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды. Финансы в своей сущности не описываются только движением денежных средстве. Для раскрытия сущности необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет — лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства. По характеру эти отношения — производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях (фазах) воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Своеобразие этих отношений, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений — один из важных признаков. Деньги являются обязательным условием существования финaнсов. Нет денег — не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно соотносить финансовые и натуральные отношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения, имевшая место в истории нашей страны, отнюдь не доказывают натуральный характер финансовых отношений. Они говорят о другом — функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производству свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму, т. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму — с денежной на товарную. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей — двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной.

На третьей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями:

— деньгами как всеобщим эквивалентом, выступающим посредником обменных актов (Т-Д и Д-Т), в результате которых общественный продукт (в натуре и по стоимости) распределяется между субъектами общественного воспроизводства;

— ценой, на основе которой происходит количественное соизмерение обменивающихся стоимостей, находящихся в разных формах, — товарной и денежной. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финaнсов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование амортизационных отчислений и т. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. ) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет разных источников и др. ) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средств населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий, стоя у станка, производит не финансовые ресурсы, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки выделяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды — важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по равнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Читать также:  Финансы и кредит финансы как экономическая категория

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленности стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансовых отношений.

Метод добавленной стоимости (производственный)

Для подсчёта ВВП берутся только конечные товары и услуги, чтобы исключить задвоение в расчётах и завышения ВВП. Промежуточные товары, которые являются сырьём для производства конечной продукции, во внимание не берутся.

Например, столярная мастерская производит стулья.

Рыночная стоимость стула будет включена в расчёт ВВП, а доски, из которых делались стулья нет, поскольку это промежуточная продукция и её цена уже заложена в окончательную стоимость стула.

Конечные товары и услуги:

  • бытовая техника;
  • услуги населению;
  • продукты и товары народного потребления.
  • мука для выпечки хлеба на хлебозаводе;
  • цемент для строительства домов;
  • молоко для изготовления кефира.

Чтобы исключить задвоение, в подсчётах применяют метод добавленной стоимости. То есть, вычисляют разницу между ценой продукции и затратами на её производство (материалы, инструменты, топливо, электричество, услуги других фирм). ВВП страны — сумма добавленных стоимостей всех фирм из всех отраслей производства. На значение будет влиять размер наценки и затраты. Поднять добавленную стоимость можно за счёт увеличения наценки, что отразится на конечной стоимости, либо сократить затратную часть.

Формула расчёта ВВП производственным способом:

ВВП = сумма ВДС + ЧНП, где

  • ВДС — валовая добавленная стоимость;
  • ЧНП — чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий.)

Приведём простой пример.

  • Доходы от продажи выпущенной продукции — 200 млн руб.
  • Расходы на закупку материалов и услуг, которые использовались в производстве — 60 млн руб.
  • Налоги — 10 млн руб.
  • Субсидии — 4 млн рублей.

Подставляем данные в формулу:

ВВП = (1 — 2) + (3 — 4)

ВВП = (200 — 60) + (10 — 4) = 146 млн рублей.

Метод расчёта по расходам

В таком методе расходов суммируются расходы всех экономических субъектов на приобретение конечной продукции. Логически этот метод вытекает из предыдущего. Там мы считали по произведённой конечной продукции, а здесь по потреблённой. Здесь учитывается обеспечение бюджетной и военной сферы, нововведения в производстве и прочее.

  • потребительские расходы населения — все расходы граждан страны на покупку одежды, продуктов, услуг, товаров длительного пользования;
  • валовые частные инвестиции — чистые инвестиции или прирост капитальных благ длительного пользования (здания, машины, оборудование). Сюда не относятся инвестиции с точки зрения экономики — акции, облигации и прочие ценные бумаги. При расчёте ВВП к частным инвестициям относятся только те, которые образуют капитал;
  • государственные закупки — деньги, которые потратили государственные учреждения и органы власти на покупку товаров и приобретение услуг. Сюда не учитываются пособия (трансферные платежи), поскольку они выплачиваются безвозмездно, а не в обмен на услуги или товары;
  • чистый экспорт — разница между экспортом и импортом.

Метод расчёта по доходам

Метод основан на суммировании доходов всех субъектов (зарплата, иные доходы, рента и прочее), которые осуществляют свою деятельность на территории страны. Получается, что при этом методе надо учитывать в том числе и доходы нерезидентов, если они получены в географических границах государства. Кроме основной задачи, этот метод показывает дефицит производства или излишки обеспечения.

После продажи продукции добавленная стоимость переходит компании и формирует факторный доход.

Чтобы организовать производство, компании должны приобретать различные факторы производства. Благодаря этому наёмные рабочие получают зарплату, собственники помещений — арендную плату, собственники денег — процент, что становится доходами уже для них.

Доходы, которые используются в подсчёте ВВП:

  • заработная плата — цена труда. В расчёт берётся начисленная, а не выплаченная зарплата. Получается, что сюда же входит подоходный налог, страховые выплаты, премии и доплаты. Сюда не входит зарплата госслужащих, поскольку она выплачивается из государственного бюджета из распределения ВВП;
  • проценты от займов домашних хозяйств и бизнеса. Государственный долг сюда не входит;
  • рента — доходы от любого вида недвижимости, в том числе и условная рента (предполагаемый доход);
  • чистый косвенный налог (налоги на производство минус импорт и минус субсидии — плата государству за его услуги). Прямые налоги (получил зарплату — заплатил 13%) в расчёте не участвуют, поскольку они просто переходят из рук частных лиц в руки государства. Косвенные налоги формируются по-другому, они включаются в цену продукции. Например, НДС и акцизы. Эти налоги увеличивают конечную цену продуктов и включаются в ВВП;
  • прибыль — доход юридических лиц, в числе которого выделяются дивиденды, нераспределённую прибыль, налоги;
  • доход малого бизнеса, который не использует наёмный труд, считается как единый факторный доход.

Кроме всего перечисленного в расчёте ВВП по доходам включаются амортизационные отчисления, которые относятся к добавленной стоимости, а не к факторному доходу.

Итак, формула расчёта выглядит так: ВВП = зарплата + процент + рента + доходы собственников + косвенные налоги + прибыль + амортизация

В каждом из методов есть ряд показателей, которые не используются в подсчётах:

  • Сделки с ценными бумагами, поскольку они не связаны с производством.
  • Сделки по покупке подержанных вещей, поскольку они были уже учтены в ВВП прошлых лет.
  • Частные подарки, поскольку это перераспределение средств.
  • Государственные трансферты — социальная помощь и пособия.

Все три метода должны в итоге давать одинаковые результаты. Оценки ВВП пересматриваются, что выражает цикличный метод подсчётов. На первом этапе анализируются первичные отчёты и прогнозы для быстрой оценки ситуации в стране, динамики развития и объёмов производства. Затем данные уточняются. Наиболее важным показателем является годовая оценка. Для этого создан “Регламент разработки и представления данных по валовому внутреннему продукту”, в котором определены методы подсчёта и сроки сдачи данных.

Рейтинг статьи 3. 6 из 5

«Государственные и муниципальные финансы»

Подберите и проанализируйте не менее пяти определений бюджета различных авторов

Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджет — (budget) — Финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов, расходов и т. организации на определенный период.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджет -централизованная форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет — центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы — это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Постройте схему бюджетной системы РФ

Представьте схематично консолидированный бюджет РФ

Рассмотрите изменение наиболее крупных статей расходов федерального бюджета на текущий год, рассчитайте их удельный вес. Результаты представьте в таблице 2011 год. Фактическое исполнение по состоянию на 01. 2012

Наименование статьи расходов
млрд. руб
% к ВВП

По всем разделам и подразделам
10 935,2
20,1

Социальная политика
3 128,5
5,8

Национальная экономика
1 790,2
3,3

Национальная оборона
1 516,0
2,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
1 259,8
2,3

Общегосударственные вопросы
787,4
1,4

Прочие расходы
2 453,4
4,5

Проанализируйте основные источники доходов федерального бюджета, за последние годы, рассчитайте их удельный вес, результаты представьте в таблице

Виды доходов
млрд. руб
% к ВВП

Всего доходов
8 305,4
18,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности
3 227,7
7,1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской федерации
1 442,6
3,2

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
1 408,3
3,1

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской федерации
1 199,6
2,7

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
427,8
0,9

Прочее
599,3
1,3

Структура доходов федерального бюджета в 2011 году

Виды доходов
млрд. руб
% к ВВП

Всего доходов
11 366,0
20,9

Доходы от внешнеэкономической деятельности
4 664,7
8,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
2 046,9
3,8

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской федерации
1 985,0
3,7

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской федерации
1 543,8
2,8

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
380,1
0,7

Прочее
745,5
1,4

Дайте определение каждому термину:

Трансферт — Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

Дотация — Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

Субсидия — Бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления

Субвенция — Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Бюджетная ссуда — Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Верны ли следующие утверждения

Представьте схематично алгоритм бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Верны или неверны следующие выражения?

Заполните таблицу, отразив источники формирования и направления использования стабилизационного фонда:

Читать также:  Приказ министерства финансов российской федерации от 13 июня 1995 г 49

Проанализируйте структуру внешнего долга РФ на начало текущего года

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 апреля 2012 года

Категория долга
млн. долларов США
эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
34 819,9
26 070,7

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации
468,6
350,9

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба
1 326,3
993,0

Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ
1 019,6
763,4

Коммерческая задолженность бывшего СССР***
56,7
42,5

Задолженность перед международными финансовыми организациями
2 360,7
1 767,5

Задолженность по внешним облигационным займам
28 546,9
21 373,8

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году
2 000,0
1 497,5

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году
3 466,4
2 595,4

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году
3 500,0
2 620,5

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году
2 499,9
1 871,7

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году
17 080,6
12 788,7

Задолженность по ОВГВЗ
24,1
18,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
1 017,0
761,5

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

Охарактеризуйте динамику внешней задолженности РФ за последние 2 лет

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 мая 2011 года

Категория долга
млн. долларов США
эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
38 832,8
26 171,1

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации
682,1
459,7

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба
1 608,2
1 083,8

Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ
1 137,8
766,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР***
57,5
38,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями
2 934,4
1 977,6

Задолженность по внешним облигационным займам
29 820,0
20 097,0

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году
2 000,0
1 347,9

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году
3 500,0
2 358,8

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году
3 466,4
2 336,1

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году
2 499,9
1 684,8

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году
18 353,7
12 369,4

Задолженность по ОВГВЗ
1 774,9
1 196,2

в том числе:

ОВГВЗ VII серии
1 750,0
1 179,4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
817,9
551,2

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

Представьте схематично классификацию государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

* по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

* по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

* по валюте заимствований — внутренние и внешние;

* в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);

* по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

* по обеспеченности — закладные и беззакладные ;

* по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные , процентные, беспроигрышные;

* и др. признакам.

Охарактеризуйте доходы и расходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования

Показатель
2010 год
2011 год
2012 год

Утверждено
Исполнено
Утверждено
Исполнено
Утверждено
Исполнено

Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего
4 680,04
4 610,08
5 137,38
5 696,86

Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего
4 398,04
4 249,23
4 822,39
5 407,31

Величина дефицита / профицита бюджета Пенсионного фонда
282,00
360,85
314,99
289,55

Приведите источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

— Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.

— Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

— Добровольных взносов юридических и физических лиц.

— Доходов от использования временно свободных финансовых средств.

-Нормированного страхового запаса Федерального фонда.

— Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура расходов бюджета ТФОМС:

-Здравоохранение и физическая культура.

— Обязательное медицинское.

— Расходы на финансирование территориальной программы ОМС.

-Расходы на выполнение территориальной программы ОМС.

— Расходы на выполнение управленческих функций ТФОМС (филиалом).

— Расходы на финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по ОМС.

— Расходы на выполнение региональных целевых программ по ОМС.

— Прочие расходы ТФОМС

Проанализируйте динамику поступлений социальных взносов в федеральный бюджет за последние годы

Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

В мае 2011 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило администрируемых ФНС России доходов в сумме 338,6 млрд. рублей — в 1,6 раза больше, чем в мае 2010 года. За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 33,7%.

финансовый денежный средство бюджет

Индивидуальная работа к разделу 4: «Финансы хозяйствующих субъектов»

Найдите не менее 3 определений финансов хозяйствующих субъектов разных авторов

Финансы хозяйствующих субъектов -представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов являются составной частью финансовой системы государства. Они имеют объективный характер, поскольку обусловлены деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивающих потребности общественного хозяйства в производстве товаров и оказании услуг.

Проанализируйте динамику обновления основных фондов в РФ за последние годы

На конец 2010 года полная учётная стоимость основных фондов в России составляла 93,2 трлн. рублей, остаточная балансовая стоимость — 49,3 трлн. рублей.

Финансы возникают в воспроизводственном процессе

I Тема.

Финансы как стоимостная категория.

Сущность и предпосылки возникновения финансов. Специфические признаки финансов.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Финансовая система страны, сущность, звенья и их взаимосвязь между собой.

Функции финансов как проявление их сущности.

Финансы – это категория историческая, они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства.

Впервые термин «Финансы» возник в торговых городах Италии XIII-XV вв. и изначально Финансы означали доход и платёж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений. Между государством и населением по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Таким образом, данный термин отражал:

Денежные отношения между 2-мя субъектами (деньги являются материальной основой возникновения финансов), без денег нет финансов (натур хоз-во).

В процессе денежных отношений субъекты обладали разными правами. При этом гос-во обладало особыми полномочиями – взимание налогов.

В процессе денежных отношений стал формироваться бюджет как общегосударственый фонд денежных ср-в.

Регулярное поступление ср-в в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам и сборам принудительного хар-ра, что достигалось посредством правовой деятельности государства.

Таким образом, первым признаком Финансов явл-ся — наличие денежных отношений (денежный характер).

Почему финансы возникли в XIII-XV веках?

Первые буржуазные революции в центральной Европе, в результате которых власть монархов была значительно ограничена. Монарх не мог единолично пользоваться казной, возникает понятие государственного бюджета.

Бюджет стал носить системный характер, возникли определённые группы доходов и расходов бюджета, т. бюджет приобрёл определенную структуру (4 крупных направления расходования гос. средств: армия, управление страной, поддержка экономики, соц. политика).

Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме, тогда как ранее формировались в виде натуральных податей и трудовых повинностей.

Финансы возникают в воспроизводственном процессе.

Воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс производства материальных благ в обществе.

Производство– это процесс взаимодействия трудовых и материальных ресурсов, результатом которого является продукция. В результате производства создаётся совокупный общественный продукт.

Совокупный общественный продукт – это выраженная в рыночных ценах стоимость товаров и услуг, произведённых в сфере материального производства (все-все произведённые товары).

Читать также:  2020 Финансовая грамотность Онлайн тест Класс 1 Управление личными финансами и банк ответов с вариантами ответов

Распределения – это процесс выделения доли общественного продукта каждому участнику общественного производства (государству –налоги, населению – оплат труда, предприятиям – доля как производителям (амортизация, чистая прибыль)).

Обмен – это процесс связи производителя и потребителя (Товар – Деньги – Товар).

Потребление – расход полученной доли.

Областью возникновения финансов выступает 2-я стадия воспроизводственного процесса – распределения, т. именно на этой стадии возникают денежные отношения.

На сегодняшний момент вопрос о границах финансовых отношений относится к разряду дискуссионных. Существуют 2-е точки зрения по этому вопросу:

Финансы возникают и действуют только на стадии распределения.

Финансы возникают на стадии распределения и продолжают своё действие на стадии обмена.

Исходным моментом возникновения финансов является процесс первичного распределения стоимости общественного продукта.

Первичное распределение – процесс дробления реализуемой стоимости и выделения в её составе первичных доходов.

C – стоимость

V – оплата труда

C+V+M M — прибыль

Амортиз. Сырьё,матер. , топливо.

Схема формирования доходов субъекта экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

СОП – совокупный общественный продукт.

1 этап – первичное распределение стоимости. На этом этапе не учитываются интересы государства. Следовательно, возникает необходимость распределения через налоги.

В результате такого перераспределения формируются фонды государства (бюджет, внебюджетные фонды).

Пенсионный Фонд России – ПФР.

Фонд Социального Страхования – ФСС.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования – ФФОМС.

Территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования – ТФОМС.

Это фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное и социального обеспечение, получение медицинской помощи.

Чистая прибыль – прибыль, которой предприятие может распоряжаться по-своему усмотрению.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта с целью формирования целевых денежных фондов у субъектов экономических отношений.

На основе вышесказанного можно выделить второй признак финансов – распределительный характер финансовых отношений.

Процесс стоимостного распределения общественного продукта характеризуется сложностью, в силу этого он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую только ей присущую роль. В процессе стоимостного распределения финансы взаимодействуют с такими экономическими категориями как деньги, цена, кредит и зарплата.

I Финансы и деньги.

Деньги – это материальная основа возникновения финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряется стоимость товара. Благодаря финансам происходит распределение этой стоимости. Главное предназначение финансов состоит в обеспечении предприятий и государства необходимыми финансовыми ресурсами.

II Финансы и цена.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Благодаря цене стоимость общественного продукта получает денежное выражение, именно благодаря цене можно определить количественно величину финансовых ресурсов предприятий и государства, а также доходов населения.

III Финансы и кредит.

Банковский кредит как экономическая категория – является одной из форм движения ссудного капитала, при этом возникают денежные отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства (государства, предприятий, населения) аккумулируются банковской системой посредством вкладов (депозитов) максимальная ставка 12% годовых. В дальнейшем эти средства предоставляются в виде кредитов, нуждающимся в них субъектам на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности.

Характер функционирования финансов и кредита существенно отличаются, эти отличия проявляются в следующем:

Кредит функционирует на возвратной основе (имеет место двустороннее движение стоимости). Финансы всегда выражают одностороннее движение стоимости.

Кредитные ресурсы предоставляются заёмщиком на платной основе (процент).

Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно.

IV Финансы и зарплата.

Зарплата как экономическая категория выражает денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости общественного продукта путём формирования индивидуальных доходов работника в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Финансы способствуют (помогают) зарплате сформировать фонд оплаты труда, отделяя его от остальных денежных фондов предприятия.

Зарплата может выступать финансовым ресурсом предприятия, происходит это в результате несовпадения сроков начисления зарплаты и её выдачи работникам (зарплата начисляется в конце месяца, а выдаётся в начале следующего месяца, срок устанавливается коллективным договором). До момента выдачи зарплата у предприятия формируется задолженность по зарплате, которое выступает финансовым ресурсом организации (устойчивые пассивы).

Устойчивые – будут возникать постоянно.

Пассивы – источники, из которых формируются активы.

Бухгалтерский баланс – А=П (актив – всё имущество организации, Пассивы – источники, из которых активы).

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов.

Финансовая система – совокупность денежных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств в рамках конкретной страны (СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТРАНЫ).

Финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений.

Группировка позволяет выделить три подсистемы:

Финансы предприятий (корпоративные (хозяйствующие субъекты))

Финансы государства (публичные финансы)

Финансы населения (финансы домашних хозяйств).

Выделение этих подсистем обусловлено2-мя признаками:

Различия в функциональном предназначении подсистем.

Для публичных финансов – выполнение своих функций, защита экономически неактивного населения.

Для предприятий – производство продукции с целью получения прибыли.

Для дом. хоз. – удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Каждая подсистема имеет собственную финансовую базу:

Предприятия – амортизация, чистая прибыль.

Государство – бюджет и внебюджетные фонды.

Население – зарплата.

Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с образованием фондов денежных средств, обеспечивающих процесс воспроизводство в рамках предприятия.

Финансы предприятий составляют основу всей финансовой системы, поскольку они непосредственно участвуют в производственном процессе, формируют совокупный общественный продукт, часть которого посредством налогов перераспределяет в подсистему государственных финансов. Кроме того, финансы предприятий являются источником доходов дом. хоз.

Гос. финансы – это система денежных отношений, связанных с образованием денежных фондов государства, необходимых для осуществления его функций.

Выделение подсистемы финансы дом. хоз. обусловлено тем, что в рыночной экономике рабочая сила принимает товарный характер и поэтому как участник общего производства получает свою долю в производственном продукте в форме зарплаты.

Дом. хоз-во – это экономическая единица, состоящая из одного и более лиц, которое снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для потребления товаров и услуг, удовлетворения материальных потребностей.

Финансы дом. хоз-в – это денежное отношение, складывающееся в процессе формирования и использования семейных бюджетов.

В финансовой системе страны дом. хоз-ва играют очень важную роль:

Дом. хоз-ва представляют предприятиям трудовые ресурсы.

Формируют спрос; дом. хоз-во – это покупатели товаров и услуг, от которого в конечном итоге зависит финансовое положение предприятия.

Дом. хоз-ва сберегают часть совокупного дохода, приобретая финансовые активы (Вклады, ценные бумаги) и в реальные активы (недвижимость, золото).

Любая система представляет собой взаимосвязь входящих в неё элементов. Под системами финансовой системы страны существует тесная взаимосвязь, что обусловлено – СОП – наличием общего источника формирования доходов.

Внутри отдельных подсистем выделяют звенья в зависимости от хар-ра деят-ти субъекта, который оказывает влияние на состав целевых денежных фондов.

Финансовые отношения в сфере финансов предприятий можно сгруппировать по следующим признакам:

По методу хозяйствования:

· Финансы коммерческих организаций

· Финансы некоммерческих организаций.

В основу такого деления положена цель деят-ти организации.

Для коммерческой деят-ти – извлечение прибыли.

Для некоммерческой организации – оказание услуг различного рода (соц. ) – культура, спорт, образование, здравоохранение.

По отраслевому признаку:

· Промышленность

· Торговля

· Транспорт

· Строительство

По организационно-правовой форме (гражданский кодекс):

· Хоз. товарищества

· Хоз. общества

· Производственные кооперативы

· Унитарные предприятия

В подсистеме гос. финансов можно выделить следующие звенья:

Бюджеты субъектов (региональные) – 83 субъекта

Бюджеты гос. внебюджетных фондов

Сущность финансов как экономической категории проявляется в присущих ей функциях.

Функция показывает, как действует данная эк. Категория.

Выделяют две основные функции финансов:

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая фин. операция означает распределение стоимости общественного продукта и одновременно контроль за этим распределением.

Через распределительную функцию финансов реализуется общее предназначение финансов, а именно, обеспечение государства и предприятий необходимыми финансовыми ресурсами, которые в процессе их использования приобретают форму денежных фондов.

Распределительный процесс, осуществляющийся с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Это проявляется следующим:

Распределительный процесс проходит в 2 этапа (Этап первичного распределения стоимости и перераспределение)

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни. Благодаря финансам происходит перераспределение ресурсов материального производства в нематериальное производство.

Благодаря финансам происходит перераспределение ресурсов между отдельными территориями страны.

В силу неоднородности эк. и соц. Развития регионов «доноры», »реципиенты» возникает необходимость выделения из бюджета финансовой помощи «реципиентам» (дотации, субсидии, субвенции).

Благодаря контрольной функции – контролируется распределение стоимости общественного продукта по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению

Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчётности.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *