СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ

На
общегосударственном уровне аппарат
управления финансами включает органы
законодательной и исполнительной
власти. В Российской Федерации к ним
относятся Федеральное собрание, Президент
РФ, Правительство РФ, соответствующие
органы федеральной исполнительной
власти (Министерство финансов, Федеральная
налоговая служба, Федеральная служба
по финансовым рынкам, федеральная
таможенная служба и другие).

На
уровне субъектов государства и
муниципальном уровне аппарат управления
финансами включает соответствующие
органы представительной (например,
законодательное собрание субъекта) и
исполнительной власти.

На
уровне хозяйствующих субъектов аппарат
управления финансами определяются его
организационно-правовой формой и
учредительными документами.

На
уровне домашних хозяйств субъектами
управления являются сами домохозяйства.

Президент
РФ – регламентирует деятельность
финансовой системы, подписывает бюджетный
план, имеет право «вето» на финансовое
законодательство, принятое Федеральным
Собранием.

Федеральное
Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет
Федерации и Государственная Дума) –
устанавливает налоги, сборы, неналоговые
платежи, утверждает федеральный бюджет,
принимает финансовое законодательство
(Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство
РФ – рассматривает федеральный бюджет,
выступает как единый центр управления
финансами. Центральным органом,
осуществляющим реализацию финансовой
политики, является Министерство финансов
РФ. Оно обеспечивает единство финансовой,
кредитно-денежной и валютной политики
в РФ, координирует деятельность других
федеральных органов исполнительной
власти.

Федеральная
налоговая служба (ФНС России) — федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, за
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и сборов, а кроме того,
в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации — за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей, а также за
производством и оборотом табачной
продукции и за соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации
в пределах компетенции налоговых
органов.

Федеральная
служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
— упразднённый федеральный орган
исполнительной власти, осуществлявший
функции по нормативно-правовому
регулированию, контролю и надзору в
сфере финансовых рынков (за исключением
банковской и аудиторской деятельности),
в том числе по контролю и надзору в сфере
страховой деятельности, кредитной
кооперации и микрофинансовой деятельности,
деятельности товарных бирж, биржевых
посредников и биржевых брокеров,
обеспечению государственного контроля
за соблюдением требований законодательства
Российской Федерации о противодействии
неправомерному использованию инсайдерской
информации и манипулированию рынком.

Федеральная
таможенная служба (ФТС России) —
федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий в соответствии
с законодательством Российской Федерации
функции по контролю и надзору в области
таможенного дела, а также функции агента
валютного контроля и специальные функции
по борьбе с контрабандой, иными
преступлениями и административными
правонарушениями.

Министерство
финансов РФ (МФ РФ):

На
Министерство финансов возложены
следующие функции:

проведение
мероприятий по контролю за целевым
исполнением федерального бюджета и за
исполнением целевых средств бюджета;

Управление
финансами
– это сознательное
воздействие органов законодательной
и исполнительной власти на финансы
страны в целом и ее территорий,
хозяйствующих субъектов, а также
финансовые процессы, финансовую
деятельность с целью достижения и
поддержки макроэкономической
сбалансированности, финансовой
устойчивости экономики, финансового
обеспечения решаемых экономических и
социальных задач.

Система управления
финансами
в современной рыночной экономике
представляет собой взаимоувязанный
комплекс мер, инструментов, а также
финансовых институтов, обеспечивающих
стабильное и эффективное функционирование
финансовой системы в целом и ее отдельных
звеньев, способствующих развитию
реального сектора экономики и решению
назревших социальных проблем.

В соответствии со
структурой финансовой системы РФ
управление финансами по
видам
объектов управления
подразделяют: 1) управление финансами
федеральных органов власти страны; 2)
управление финансами субъектов Федерации;
3) управление финансами муниципальных
образований; 4) управление финансами
хозяйствующих субъектов (финансовый
менеджмент). Управление финансами
осуществляется с использованием
административно — распорядительных и
экономических методов. В управлении
финансами выделяются объекты,
субъекты
и инструменты
управления.

Объектами
управления финансов выступают
разнообразные сферы финансовых отношений:
государственные финансы (бюджеты разных
уровней, государственные внебюджетные
социальные фонды), государственный
кредит, фондовый рынок, страхование,
местные финансы (бюджеты муниципальных
образований) финансы коммерческих и
некоммерческих организаций, финансы
государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
Субъектами
управления
финансами
являются совокупность организационных
структур власти, которые регулируют и
контролируют финансовые процессы в
экономике (законодательные органы,
принимающие законы о финансах, финансовой
деятельности, и исполнительные органы,
направляющие, регулирующие и контролирующие
финансовые процессы на общегосударственном,
региональном и местном уровнях, а также
финансовый аппарат в коммерческих и
некоммерческих организациях).
Инструментом
управления финансами выступает финансовый
механизм,
являющейся составной частью хозяйственного
механизма. Он представляет собой
совокупность
видов и методов организации финансовых
отношений и используется для оказания
воздействия на экономику и социальную
сферу, проведение единой финансовой
политики государства.
Финансовый механизм нацелен на решение
конкретных задач и достижение реального
эффекта, удовлетворение потребностей
общества. Структура финансового механизма
сложна в связи с разнообразием финансовых
отношений. Выделяют три
основные группы, отражающие экономическое
содержание финансов: государственные
и муниципальные финансы, финансы
организаций различных организационно-правовых
форм, включая и страховые организации,
финансы домохозяйств.

В структуре
финансового механизма выделяют такие
функциональные
звенья,
как мобилизация финансовых ресурсов,
финансирование, стимулирование и др.
Финансовый механизм приводит в движение
финансовые ресурсы, воздействует на
общественное производство через
финансовое обеспечение и финансовое
регулирование. Построение финансового
механизма осуществляется в соответствии
с финансовой политикой и нормами
финансового права, отраженными в
финансовом законодательстве.

Функции
управления
финансами
включают: 1) финансовый анализ; 2) финансовое
прогнозирование; 3) планирование
финансовых ресурсов и финансовой
деятельности; 4) оперативное регулирование
финансов; 5) контроль за состоянием
финансов.

Финансовый анализ
призван
формировать информацию для принятия
управленческих решений в области
финансов, исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое
прогнозирование
выявляет ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов, является
предпосылкой финансового планирования.
Планирование
финансовых ресурсов связано
с установлением параметров финансовой
системы, величины и источников финансовых
ресурсов, каналов их расходования,
уровня их дефицитности. Оперативное
регулирование финансов осуществляется
с целью реагирования на складывающуюся
ситуацию с целью перераспределения и
изменения целевой направленности
финансовых ресурсов в свете новых задач.
Оперативное управление финансами
возложено на финансовый аппарат –
Министерство финансов, местные финансовые
органы, финансовые службы предприятий.
Контроль
за состоянием финансов призван
выступать звеном обратной связи в цени
управления, предоставлять органам
управления необходимую информацию о
соблюдении законов, норм и правил
формирования и использования финансов.

Управление финансами
тесно связано с управлением кредитом,
с функционированием банковской системы,
так как кредиты служат важнейшим
источником финансовых ресурсов.

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Сущность управления финансами

Управление финансами – это мероприятия, проводимые соответствующими органами и оказывающие воздействие на финансы, а также на финансовые процессы, финансовую деятельность субъекта управления, которые реализовываются для достижения финансовой стабильности, получения выручки, доходов, чистой прибыли, финансового обеспечения социальных, общих задач.

Все объекты управления финансовыми ресурсами на сегодняшний день можно классифицировать по звеньям отечественной финансовой системы. По такому признаку можно выделить:

Среди субъектов управления финансами можно выделить законодательные, исполнительные органы власти в соответствии с предоставленными им полномочиями в сфере управления финансами. Так, например, текущее управление финансами страны Министерство финансов РФ, а также его территориальные органы. Если говорить об управлении местными финансовыми ресурсами, то этот функционал возложен на соответствующие органы муниципалитетов. Управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов осуществляют организованные такими предприятиями специализированные органы финансового управления, например, дирекции финансов, департаменты финансового управления, планово-аналитические управления. В относительно небольших компаниях такой функционал возложен на экономистов или главных бухгалтеров.

Читать также:  УДЕЛЬНЫЙ ВЕС В ОБЪЕМЕ ФИНАНСОВ

Среди важнейших функций финансового управления можно выделить планирование и прогнозирования, анализ, финансовый контроль.

Виды и способы управления финансами

На современном этапе развития воздействие субъекта на объект управления может быть реализовано посредством как административно-распорядительных, так и экономических способов управления финансовыми ресурсами. Наиболее распространенными в группе административно-распорядительных способов являются разработка приказов, распоряжений, прочей документации распорядительного характера, их доведение до заинтересованных, ответственных лиц и контроль за исполнением таких документов. Экономические способы базируются на материальной заинтересованности персонала в увеличении уровня эффективности исполнения функционала.

В настоящее время всем органам управления присущи единые методы и элементы управления, среди которых можно выделить следующие:

«Общее понятие об управлении финансами» 👇

Выделяют два способа управления финансовыми ресурсами, а именно:

Органы управления финансами и их функции

Управление финансами реализовано с помощью использования соответствующего управленческого аппарата. На сегодняшний день общее управление финансами реализуют высшие органы власти и управления, среди которых можно выделить: Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовых органов, вправе наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ выполняет функции формирования федерального бюджета, выступает в качестве единого центра управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Однако, основным органом, который реализует оперативное управления государственными финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации.

Основной целью Министерства финансов РФ является формирование единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи и т.д.

Для исполнения возложенного функционала Министерство финансов РФ осуществляет следующие мероприятия:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на для достижения поставленной цели или определенного результата.

грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый . Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою , базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне бюджетов возложено на Федеральное казначейство. доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает и пассивами предприятия. включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные ; товарообменные (бартерные) ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Читать также:  ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСЫ МОСКВА

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

Особое среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое финансовой системы; в) за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. за состоянием финансов, а также правовое финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Юлия Лайши

преподавательский стаж — 5 лет

Общее понятие финансов

Финансы являются неотъемлемой частью каждодневной жизни человека. Они представляют собой индикатор работы реального сектора экономики, показывают объемы выпуска и потребления, определяют уровень жизни населения и так далее. Благодаря финансам можно сформировать понимание текущей экономической ситуации на предприятии, в стране или в целом в мире.

Финансы описывают ту часть денежного обращения, которая касается накопления денежных фондов. Последние могут быть частыми – резервный капитал предприятий, личные вклады домашних хозяйств, либо государственными – бюджет. Финансы воздействуют на процесс воспроизводства, распределение национального продукта. С их помощью можно отследить степень влияния государства на рыночные отношения, увидеть общие тенденции экономического развития и роста внутри государства или отдельного хозяйствующего субъекта. Финансы позволяют субъектам вступать в хозяйственные отношения друг с другом и соблюдать собственные интересы.

Принципами финансового обращения можно назвать:

Функционально финансы обеспечивают движение денежных средств через взаиморасчеты. Кроме того, они позволяют равномерно распределять общий национальный доход. С их помощью государство регулировать экономические процессы и явления в обществе, например, посредством увеличения или уменьшения субсидий, расширения или сокращения государственных закупок, изменений в фискальной политике. Информация по финансам позволяет понять текущее состояние экономики, тенденции в ней, риски, определить направления развития и роста. Финансы позволяют воздействовать не только на сферу денежного обращения, с их помощью можно вносить коррективы в политическую, экономическую и социальную области жизни общества.

«Органы управления финансами» 👇

Органы управления финансами на государственном уровне

Управление финансами является одной из важнейших задач государственной власти. От финансового благополучия национальной экономики во много зависит ее стабильность, возможности роста и развития. Важно понимать, что финансы проникают во все сферы жизни общества. Любые изменения моментально сказываются на субъектах, находящихся в связанных взаимоотношениях. В современном мире под влиянием глобализации и всеобщей интеграции стран в единое экономическое пространство финансовая стабильность является залогом устойчивости к кризисным тенденциям. Показателен пример финансового кризиса 2008 года, разразившийся из-за дисбаланса в кредитно-денежной системе США. В итоге это привело к структурным сдвигам не только в финансовой, но и в экономической жизни большинства стран мира.

Система финансовых отношений в России представляет собой совокупность отношений, складывающихся относительно управления, распределения и целевого использования денежных средств государства. Регулирование финансовых отношений предполагает следование основным целям и задачам финансовой политики в рамках соответствующего законодательства страны.

Субъектами управления выступают органы власти, которые различаются в зависимости от объектов управления. Например, может осуществляться регулирование финансового обращения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. А так же, управление финансовыми средствами частого сектора, представленного предприятиями, различными организациями и некоммерческими фондами. Среди субъектов государственного управления выделяют:

На общегосударственном уровне управление финансовым обращением в России осуществляется Президентом, который является ответственным лицом за принятие решений по осуществлению внешней и внутренней политики страны. Так же в его обязанности входит формирование бюджетного послания и определение ведущих принципов финансовой политики будущего периода. Государственная Дума принимает законы, утверждает бюджет на будущий год, а также осуществляет контроль над исполнением. Правительство занимается более детальной проработкой федерального бюджета, а также государственным и внебюджетным фондом. Министерство финансов является исполнительным органом государственного управления. То есть, оно отвечает за непосредственную реализацию финансовой политики страны.

Частью финансовой системы являются налоговая и таможенная подсистема, руководство в которых осуществляется Федеральной налоговой и Федеральной таможенной службами.

Влияние органов управления на финансовое обращение

На региональном и муниципальном уровне существуют соответствующие организации, осуществляющие распределение финансов и контроль над их расходованием. Они отчитываются перед вышестоящими структурами. Так же в их сферу деятельности входит составление бюджета на будущие периоды, его согласование с центральными органами власти.

Можно сказать, что органы управления в финансовой сфере во многом определяют развитие рыночных отношений. Их влияние можно определить следующими положениями:

Благодаря управлению финансами со стороны государства, прежде всего, обеспечивается адекватное распределение средств между субъектами хозяйствования, решаются вопросы социального, экономического и политического характера, поддерживаются те области деятельности, которые не являются коммерчески выгодными.

Читать также:  Стратегические и тактические цели управления финансами организаций отчет по практике

Управление финансами — это деятельность
по обеспечению развития финансовой
системы государства или конкретного
субъекта хозяйствования в соответствии
с заданными количественными и качественными
параметрами.

Цель управления финансами — достижение
финансовой устойчивости и финансовой
независимости, проявляющиеся в
макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, снижении государственного
долга, твердости национальной валюты,
в сочетании экономических интересов
государства и всех членов общества.

В качестве объектов управления
выступают разнообразные виды финансовых
отношений, связанные с формированием
денежных доходов, накоплений и их
использованием субъектами хозяйствования.
В качествесубъектов управления в
государственных, муниципальных финансах,
в финансах хозяйствующих субъектов
выступают специальные службы (органы,
подразделения), называемые финансовым
аппаратом, а субъектами управления
финансами домохозяйств выступают сами
домохозяйства. Выделяют три группы
объектов:

1) финансы предприятий, учреждений,
организаций;

2) страховые отношения;

3) государственные финансы.

Им соответствуют такие субъекты
управления, как финансовые службы
(отделы) предприятий, учреждений,
организаций, страховые органы, финансовые
органы и налоговые инспекции.

Функциональные элементы управления:

2 оперативное управление

3 стратегическое управление

Органы управления финансами, их задачи и функции

— Министерство финансоввыполняет
следующие функции:

1 участвует в работе по составлению
долговременных и кратковременных
прогнозов функционирования экономики,
определяет потребность в государственных
централизованных ресурсах, подготавливает
предложения о распределении их между
федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами;

2.организует работу по составлению
проекта федерального бюджета, прогноза
консолидированного бюджета РФ

3.обеспечивает исполнение федерального
бюджета, а так же государственных
федеральных внебюджетных фондов;

4.разрабатывает с участием Министерства
РФ по налогам и сборам, Федеральной
налоговой службы РФ предложения по
совершенствованию налоговой политики
и налоговой системы;

5.принимает участие в работе по
совершенствованию страховой деятельности
в стране;

6.разрабатывает предложения по формированию
и развитию финансового рынка;

7. разрабатывает проекты программ внешних
заимствований РФ;

8. управляет государственным внутренним
и внешним долгом РФ.

Важным подразделением Министерства
финансов является Главное управление
федерального казначейства, отвечающее
за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального
казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами
бюджета на счетах Федерального
казначейства в банках, исходя из принципа
единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

— Счетная палатаРФ является органом
государственного финансового контроля,
образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и ему подотчетным.
Основными задачами Счетной палаты
являются:

организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета, бюджетов федеральных

внебюджетных фондов по объемам и целевому
назначению;

определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности;

финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

регулярное
предоставление Совету Федерации и
Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета и
результатов проводимых контрольных
мероприятий.

Финансы являются неотъемлемой частью жизни общества. Они проникают во все ее сферы и поддерживают отношения между субъектами экономических отношений. С их помощью можно отследить объем совокупного предложения, уровень потребления, интенсивность деловой активности, хозяйственный потенциал, благосостояние населения, темпы экономического развития, платежеспособность субъекта, наличие резервных фондов и так далее. Они дают полную информацию о текущем состоянии исследуемого объекта, а также его потенциале.

Финансы описывают ту часть денежных отношений, которая касается создания резервных фондов частного пользования, либо формирования и использования государственного бюджета. Макроэкономическое распределение бюджета связано с распределением совокупного дохода, либо общественного продукта. Финансы являются одним из инструментов государственного воздействия на работу рыночного механизма. Кроме того, они позволяют выявить дополнительные резервы роста или экономической стабилизации. Основная задача финансовой деятельности – обеспечение хозяйственных отношений между субъектами при обеспечении индивидуальных интересов каждого из участников.

Среди принципов финансового обращения можно выделить:

Функции финансов, прежде всего, связаны с созданием условий для движения денежных средств между субъектами, объектами отношений, территориями, странами, отдельными регионами. Они позволяют равномерно распределять национальные, международные и общемировые средства. Кроме того, финансы дают возможность государству воздействовать на экономическую стабильность и рост путем решений финансовой политики. Например, могут сокращаться или увеличиваться субсидии, изменяться объемы государственных закупок, применяться налоговые льготы и так далее. Можно сказать, что финансы не только определяют направленность денежного обращения, финансовый результат, но и позволяют решать вопросы в социальной, политической и экономической жизни общества.

«Субъекты управления финансами» 👇

Роль и значение финансового менеджмента

Современные системы хозяйствования придерживаются рыночной модели отношений. Для них характерна свобода субъектов, их стремление к индивидуальной выгоде. Максимизация дохода осуществляется за счет сбытовых операций, частью которых является взаимный финансовый расчет. Получается, что все субъекты связаны между собой не только хозяйственными, но и финансовыми отношениями. Любое изменение в работе одного субъекта моментально сказывается на всех его связях. Одним из ярких примеров является финансовый кризис 2008 года, который начался с проблем на ипотечном рынке США, но постепенно распространился на всю финансовую систему мира. Кроме того, он стал причиной глубоко экономического спада.

Управление финансами, прежде всего, направлено на оптимизацию работы сферы обращения. С его помощью осуществляется координация действий, связанных с увеличением финансового результата, повышением эффективности использования денежных ресурсов. Объектами управления могут выступать средства домашних хозяйств, деньги реального сектора, государственные бюджетные средства. Финансовый менеджмент решает две задачи, а именно, диверсифицирует источники формирования доходов, а также ищет новые направления для инвестирования.

Управление финансовой деятельностью предполагает прохождение следующих этапов:

Постоянный мониторинг финансовой деятельности, сбор и анализ данных позволяют своевременно реагировать на любые изменения в системе хозяйствования. Финансовый данные показывают не только текущее положение субъекта, его платежеспособность, но также дают возможность принять обоснованные решения в смежных областях его экономического развития.

Субъекты управления финансами

Значимость управления финансами была определена выше. Субъектами финансового менеджмента выступают органы, специальные службы и подразделения различных объектов, чьей основной деятельностью является обеспечение контроля над исполнением внутреннего финансового законодательства страны.

В России на общегосударственном уровне субъекты управления финансами осуществляют законотворческую деятельность, а также реализуют исполнение принятых решений на практике. К этим субъектами относятся Президент РФ, Правительство, Федеральное собрание. Непосредственными исполнителями принятых распоряжений и законов становятся Министерство финансов, а также Федеральные налоговая и таможенная службы.

На региональном и муниципальном уровне существует своя иерархия органов финансового управления. Например, это может быть законодательное собрание муниципального субъекта. Если говорить об отдельных предприятиях или индивидуальных предпринимателях, то их финансовая деятельность определяется уставными документами, а также организационно-правовой формой. Каждый индивид так же может быть субъектом финансового управления, осуществляя менеджмент собственных средств.

В России главным исполнительным и контролирующим органом управления финансами выступает Министерство финансов России. В его обязанности входят:

Так же, Министерство финансов принимает участие в прогностической деятельности, стратегическом и тактическом планировании. Оно занимается вопросами улучшения бюджетной системы, а также вносит предложения по оптимизации кредитно-денежной политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *