Сущность финансов как экономической категории в российской и западной экономической науке

СсылкиПравить

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Финансовые научные дисциплиныПравить

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

  • Финансовая математика — набор инструментов для моделирования и поддержки принятия решений, используемый в различных отраслях финансов, в том числе при вычислении процентных ставок и финансовые инструменты.
  • Инвестиции — критерии и методы выбора объекта для инвестиций в зависимости от рентабельности.
  • Оценка стоимости активов — оценка стоимости финансовых активов (акций, облигаций, опционов, см. финансовый актив), компаний или недвижимого имущества.
  • Финансовая политика — выбор способа финансирования компании, в целях оптимизации средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Выбор оптимальной структуры капитала, политика дивидендов и т. п. являются центральными вопросами финансовой политики компаний.
  • Современная портфельная теория — оптимизация распределения активов путём диверсификации. Изначально разработанная для финансовых рынков, эта дисциплина служит также в сфере корпоративных финансов. В целом, это управление рисками.
  • Поведенческие финансы — выявление психологических факторов, индивидуальных и коллективных, влияющих на финансовые решения и их влияние на формирование цены, финансовые результаты.

На уровне макроэкономики

Раскройте сущность финансов как экономической категории. Дайте характеристику функций финансов.

Финансы — это объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования, использования и пополнения фонда денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования.

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО КАКОЙ РЕСУРС

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах и движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих денежные средства.

Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.

Денежные средства – деньги, находящиеся в полном распоряжении хозяйственного субъекта и гражданина и используемые им свободно, без ограничений.

Денежные фонды – обособившаяся часть денег, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Финансы — отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фонда денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных фондах.

Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

1. Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2. Предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3. Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

4. Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

5. Предприятиями, гражданами и централизованными бюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

6. Отдельными звеньями бюджетной системы;

7. Органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

8. Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятия.

Функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

1. Заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности государства, удовлетворения материальных и культурных потребностей.

В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы:

1. Доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемого с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночной структуры экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

5. Независимый (аудиторский).

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми службами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Раскройте сущность государственного бюджета, его доходов и расходов.

Бюджет – система специфических финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

Бюджет можно назвать планом доходов и расходов государства.

— перераспределительная — через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны;

— регулирующая — через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики;

— стимулирующая — бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств;

— контрольная — через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Доходы бюджета — финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

Состав доходов бюджета РБ, закрепленный законодательно:

— налоговые доходы;

— неналоговые доходы;

— безвозмездные поступления.

Расходы бюджета — финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Государственные расходы — прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства. Выделяют функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов бюджета.

Состав расходов бюджета РБ, закрепленный законодательно:

— общегосударственные расходы;

— национальная оборона;

— правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

— национальная экономика;

— охрана окружающей среды;

— жилищно-коммунальные услуги;

— физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

— социальная политика.

Ежегодно издается Закон о бюджете на год.

Бюджетная система РБ

Республиканский бюджет Местные бюджеты

Бюджеты областей Бюджет г. Минска

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство РБ –это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Уровни бюджетной системы Республики Беларусь:

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

— общереспубликанский бюджет;

— местные бюджеты (областные, районные, городские, поселковые и др.)

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские, городов районного подчинения), бюджеты базового уровня (районные и городские, городов областного подчинения), бюджеты областного уровня (областные бюджеты) и бюджет г.Минска. В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств.

Консолидированный бюджет РБ представляет собой общереспубликанский бюджет и консолидированные бюджеты областей РБ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей. Консолидированный бюджет РБ не утверждается законодательным органом власти.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Этапы бюджетного процесса:

— составление проекта бюджета;

— рассмотрение проекта бюджета;

— утверждение проекта бюджета;

— исполнение бюджетов всех уровней;

— составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Исполнение бюджета –совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов с соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства — это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств составляют платежные и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы.

Государственный долг это сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами — резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Виды государственного долга:

1. внешний: различают среди внешнего долга:

Управление государственным долгом — совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

· безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

· единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;

· согласованность –обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

· снижение рисков– выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

· оптимальность –создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

· гласность –предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).

Способы регулирования государственным долгом:

· конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

· консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

· унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

· отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

· аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

Страхование – система финансовых отношений между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий, возмещения нанесенного ими ущерба.

Читать также:  Ооо хоум кредит энд финанс банк официальный сайт электронная почта

Необходимость страхования обусловлена существующей вероятностью наступления чрезвычайных ситуаций и необходимостью выделения части общественного продукта для финансирования предупредительных и защитных мер. В условиях рыночной экономики роль страхования возрастает, поскольку повышается ответственность граждан за свое благосостояние и ответственность субъектов хозяйствования за обеспечение непрерывности процесса производства при наступлении непредвиденных событий.

Функции страхования:рисковая, предупредительная, восстановительная (защитная), сберегательная, распределительная, контрольная

Формы и виды страхования.

Страхование может осуществляться в формах добровольного и обязательного страхования.

Добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с законодательством. Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с Министерством финансов. Страховой тариф по видам добровольного страхования устанавливается страховщиками по согласованию с Министерством финансов.

Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями и (или) страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц. Размер страхового тарифа или страхового взноса по видам обязательного страхования устанавливается Президентом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь осуществляются:

1. виды обязательного страхования: ОС строений, принадлежащих гражданам; ОС гражданской ответственности владельцев транспортных средств; ОС гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами; обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь; ОС ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением; ОС с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы; ОС гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); ОС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное государственное страхование и иные виды;

2. виды добровольного страхования:

2.1. страхование, относящееся к страхованию жизни (страхование жизни, страхование дополнительной пенсии);

2.2. страхование, не относящееся к страхованию жизни (от несчастных случаев; от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу; медицинских расходов; имущества юридического лица; имущества граждан; грузов; строительно-монтажных рисков; предпринимательского риска; гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих и др.)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Трактовка термина «финансы»Править

  • Рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости.
  • Такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Финансовая экономикаПравить

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка — определение реальной ценности актива
    Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
  • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
  • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
  • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    ТоварыАкцииОблигацииИнструменты валютного рынкаПроизводные ценные бумаги
  • Товары
  • Акции
  • Облигации
  • Инструменты валютного рынка
  • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

Царь Мидас на золотой монете

Личные финансыПравить

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских вкладов;
  • доход от сдачи в аренду недвижимости;
  • доход от имеющихся ценных бумаг;
  • доход от авторских прав и лицензий;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

  • налоги;
  • оплата жилья и коммунальных услуг;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование);
  • погашение кредитов;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные накопления;
  • инвестиции;
  • прочие расходы.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Финансовые услугиПравить

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *