СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ИХ ФУНКЦИЯХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФИСКАЛЬНОЙ

Сущность
финансов проявляется в их функциях.
Финансы выполняют две основные функции:
распределительную и контрольную. Эти
функции осуществляются финансами
одновременно.

рис.1
Основные функции финансов.

1.
Распределительная
функция
проявляется при распределении
национального дохода, когда происходит
создание так называемых основных, или
первичных доходов. Их сумма равна
национальному доходу. Основные доходы
формируются при распределении
национального дохода среди участников
материального производства. Они делятся
на две группы: 1)зарплата рабочих,
служащих, доходы фермеров, крестьян,
занятых в сфере материального производства;
2)доходы предприятий сферы материального
производства.

Однако
первичные доходы еще не образуют
общественных денежных фондов, достаточных
для развития приоритетных отраслей
народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей
населения. Необходимо дальнейшее
распределение или перераспределение
национального дохода, связанное:

• с
межотраслевым и территориальным
перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений
предприятий и организаций;

• наличием
наряду с производственной непроизводственной
сферы, в которой национальный доход не
создается (просвещение, здравоохранение,
социальное страхование и социальное
обеспечение, управление);

• перераспределением
доходов между различными социальными
группами населения.

В
результате перераспределения образуются
вторичные, или производные доходы. К
ним относятся доходы, полученные в
отраслях непроизводственной сферы,
налоги (подоходный налог с физических
лиц и др.). Вторичные доходы служат для
формирования конечных пропорций
использования национального дохода.

Активно
участвуя в распределении и перераспределении
национального дохода, финансы способствуют
трансформации пропорций, возникших при
первичном распределении национального
дохода, в пропорции его конечного
использования. Доходы, создаваемые в
ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между
материальными и финансовыми ресурсами
и, прежде всего между размером денежных
фондов и их структурой, с одной стороны,
и объемом и структурой средств производства
и предметов потребления — с другой.

Перераспределение
национального дохода в Российской
Федерации происходит в интересах
структурной перестройки народного
хозяйства, развития приоритетных
отраслей экономики (сельское хозяйство,
транспорт, энергетика, конверсия военного
производства), в пользу наименее
обеспеченных слоев населения (пенсионеры,
студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким
образом, перераспределение национального
дохода происходит между производственной
и непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального
производства, отдельными регионами
страны, формами собственности и
социальными группами населения.

Конечная
цель распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении
государства, обеспечении высокого
качества жизни широких слоев населения.
При этом роль финансов подчинена задачам
повышения материальной заинтересованности
работников и коллективов предприятий
и организаций в улучшении
финансово-хозяйственной деятельности,
достижении наилучших результатов при
наименьших затратах.

2.
Контрольная
функция.
Будучи инструментом формирования и
использования денежных доходов и фондов,
финансы объективно отражают ход
распределительного процесса. Контрольная
функция проявляется в контроле за
распределением ВВП по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению.

В
условиях перехода на рыночные отношения
финансовой контроль направлен на
обеспечение динамичного развития
общественного и частного производства,
ускорение научно-технического прогресса,
всемерное улучшение качества работы
во всех звеньях народного хозяйства.
Он охватывает производственную и
непроизводственную сферы. Нацелен на
повышение экономического стимулирования,
рациональное и бережливое расходование
материальных, трудовых, финансовых
ресурсов и природных богатств, сокращение
непроизводительных расходов и потерь,
пресечение бесхозяйственности и
расточительства.

Одна
из важных задач финансового контроля
— проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками,
а также взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная
функция финансов проявляется также
через многогранную деятельность
финансовых органов. Работники финансовой
системы и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджетной системы.
В условиях развития рыночных отношений
направления контрольной работы, формы
и методы финансового контроля существенно
меняются.

3.
Помимо распределительной и контрольной
функции финансы выполняют также
регулирующую
функцию.
Эта функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные
расходы, налоги, государственный кредит)
в процесс воспроизводства. Однако на
сегодняшний день регулирующая функция
в России развита слабо.

4.
В условиях рыночных отношений финансы
должны также выполнять стабилизационную
функцию.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих
субъектов и граждан стабильные условия
в экономических и социальных отношениях.
Особое значение при этом имеет вопрос
о стабильности финансового законодательства,
поскольку без этого невозможно
осуществление инвестиционной политики
в производственную сферу со стороны
частных инвесторов. Достижение
стабилизации рассматривается
Правительством РФ как необходимое
условие для перехода рыночной экономики
к социально ориентированному экономическому
росту.

Финансы
появились одновременно с возникновением
государства при расслоении общества
на классы.

На
ранних стадиях развития государства
не было разграничения между ресурсами
государства и ресурсами его главы.

С
выделением государственной казны и
полным отделением ее от собственности
монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия
государственных финансов, государственного
бюджета, государственного кредита.

Государственные
финансы послужили мощным рычагом
первоначального накопления капитала.

Для
создания первых капиталистических
предприятий широко использовались
государственные займы и налоги. Важная
роль в создании первоначальных капиталов
принадлежала системе протекционизма,
позволяющей первым капиталистам
устанавливать на производимые промышленные
изделия высокие цены, получать высокие
прибыли, которые в значительной части
направлялись на расширение производства.

В
условиях капитализма, финансы выражают
экономические отношения в связи с
образованием, распределением и
использованием фондов денежных средств
в процессе распределения и перераспределения
национального дохода.

Для
государственных финансов капиталистических
стран характерен быстрый рост расходов,
что обусловлено прежде всего усилением
милитаризации экономики(увеличение военного
сектора в общей структуре национального
хозяйства отдельных государств
в ущерб другим отраслям.).
Военные цели, погашение государственного
долга и процентов по нему составляли
больше 2/3 всех государственных расходов.
Огромные средства направлялись на
содержание государственного аппарата
– парламента, министерств, ведомств,
полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение,
здраво охранение были крайне невелики.
Основным источником доходов были налоги.

К
началу XX в. государство стало
участвовать в процессе производства,
распределения и использования
общественного продукта. Были созданы
межгосударственные фонды денежных
средств. Появились новые государственные
расходы.

Огромные
расходы вызывают необходимость увеличения
налогов – главного финансовый метод
увеличения в государственные и местные
бюджеты.

Сегодня,
как никогда, важно каждому россиянину
хорошо знать природу финансов, глубоко
разбираться в особенностях их
функционирования. Ведь то, что происходит
в настоящее время в финансовой сфере
нашей страны, теснейшим образом связано
с личным благополучием каждого.

В
советское время финансовой науке в
России не уделяли должного внимания.
Первым русским автором сочинения в
области финансов был Иван Семенович
Пересветов, живший при Иване Грозном.
Он выступал за увеличение доходов казны
с целью усиления военной мощи государства,
за централизацию ресурсов государства
и сокращение расходов на систему
наместничества, за отмену института
мытарей.

Наиболее крупным теоретиком
финансов начала XVIII в. был Иван Тихонович
Посошков. Основная его работа «Книга о
скудости и богатстве». Его предложения
в области финансов могут быть сведены
к следующему:
· при взимании недоимок
надо не разорять налогоплательщика, а
взять с него письменное обязательство
о сроках платежа. Если при этом недоимщик
попросит отсрочку, ему ее надо предоставить,
потребовав дополнительный процент;
·
расходы по содержанию судебных органов
надо исключить из расходов казны, при
этом должны быть установлены твердые
тарифы за ведение дел и запрещены всякие
другие поборы;
· следует установить
льготные взимания пошлин для русских
купцов и, наоборот, высокие пошлины и
низкие цены на привозные товары, чтобы
поощрять развитие промышленности и
производство товаров на Руси;
· царские
поборы с крестьян подлежит брать с
количества обрабатываемой земли в
удобное для крестьян время;  
·
крестьяне должны платить налоги по
единому тарифу.

Все проводившиеся
царизмом в 60-е гг. X IX в. буржуазные
финансовые реформы были непоследовательны.
В системе прямых налогов сохранился
основной налог русского феодального
государства — подушная подать. Не была
реализована денежная реформа 1862г.
Предусмотренный ею размен бумажных
денег на золото и серебро пришлось
прекратить из-за недостатка металлического
фонда. Созданная финансовой реформой
система сохранялась с некоторыми
изменениями с 80-90-х гг. X IX в. до 1917г.

Читать также:  Сущность, субъекты, объекты. Бюджетный федерализм. Сущность

XX
в. характеризуется более мощным развитием
производственных сил, охраной частной
собственности, свободой предпринимательства.
Государство стало участвовать в процессе
распределения и использования
общественного продукта.
После Первой
мировой войны возрастают расходы
государства на военные нужды конца XIX
в. до начала XX в. понизились, а увеличились
социальные расходы. 
Строительство
социальных финансов началось только
после окончания гражданской войны. В
1923-24гг. наблюдалось преобладание частной
собственности, но уже были национализированы
крупные предприятия промышленности и
торговли. Основными задачами в это время
были, с одной стороны, оживление экономики,
а с другой- поддержка государственного
сектора и подавление частников.

Государство создает 3 основные
общественно-государственные фонды
денежных средств:

а) государственный
бюджет;

б) фонд государственного
имущественного и личного страхования; 

г)
фонд государственного социального
страхования. 

Эта система обеспечила
выполнение поставленных государством
задач.

К 1930 г. в промышленности
государственный сектор становится
господствующим. Оптовая и розничная
торговля почти полностью сосредоточилась
в руках государства, главными предприятиями
сельскохозяйственной продукции
становятся колхозы и совхозы. На этом
этапе государство поставило другую
задачу — реконструкция всех отраслей
народного хозяйства на социальной
индустриализации.  

В 1930-31 гг. была
проведена экономическая реформа, в
результате которой произошло значительное
сокращение количества налогов. Масштабы
производства обусловили процесс
централизации в управлении государством,
стали образовываться фонды денежных
средств не только на уровне государства,
но и на уровне отрасли и предприятия.

В
XX в. возросло значение прямых налогов.
В 1970-90 гг. увеличилось значение косвенных
налогов за счет акцизов и НДС, однако,
собранных доходов не хватает на покрытие
возрастающих расходов государства.
После Второй мировой войны значительно
расширилось значение местных региональных
финансов, внебюджетных специальных
фондов, фондов государственных
предприятий, также в это время получили
развитие финансы частной национальной
и транснациональной корпораций.

2.
Место и роль финансов в системе
товарно-денежных отношений

Функции
финансов показывают, каким образом
реализуется общественное назначение
финансов как инструмента мобилизации
и использования централизованных фондов
денежных средств. Причина появления
финансов

– потребности
хозяйственных систем и государства в
ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Эту потребность без финансов удовлетворить
невозможно.

Первоначальной
сферой возникновения финансовых
отношений являются
процессы первичного распределения
стоимости общественного продукта, когда
эта стоимость распадается на составляющие
ее элементы и происходит образование
различных форм денежных доходов и
накоплений. Вычленение в составе выручки
от реализации продукции прибыли,
отчислений на социальное страхование,
амортизационных отчислений и т. п.
осуществляется с помощью финансов и
отражает процесс распределения стоимости
в соответствии с целевым назначением
каждой ее части.

Дальнейшее
перераспределение стоимости между
субъектами хозяйствования (изъятие
части прибыли в распоряжение государства,
уплата налогов гражданами страны и
т. д.) и конкретизация целевого ее
использования (направление прибыли на
капитальные вложения, формирование
фондов экономического стимулирования
за счет разных источников и др.) тоже
происходит на основе финансов.
Распределение и перераспределение
стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных
средств, принимающих специфическую
форму финансовых ресурсов; они формируются
у субъектов хозяйствования и государства
за счет различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, а используются
на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих,
удовлетворение социальных и других
потребностей общества.

1) финансовое
обеспечение потребностей расширенного
производства;

2) финансовое
регулирование экономических и социальных
процессов;

3) финансовое
стимулирование эффективного использования
всех видов экономических ресурсов.

Финансовое
обеспечение потребностей расширенного
воспроизводства означает
покрытие затрат за счет финансовых
ресурсов (собственных, заемных,
привлеченных).

Финансовое
регулирование экономических и социальных
процессов осуществляется
через перераспределение финансовых
ресурсов: достаточно выделить финансовые
ресурсы и темпы развития отрасли или
региона ускоряются или наоборот,
прекращение финансирования может
задушить любое производство.

Финансовое
стимулирование эффективного использования
всех экономических ресурсов осуществляется
различными методами:

– через
эффективное вложение финансовых
ресурсов;

– создание
поощрительных фондов (фонды потребления,
фонды социальной сферы и др.);

– использование
бюджетных стимулов (предоставление
льгот при уплате налогов всегда носит
стимулирующий характер, примером может
служить освобождение от уплаты многих
видов налогов сельских и фермерских
хозяйств с целью обеспечения их роста
и развития);

– использование
финансовых санкций (штрафы, пени за
несвоевременную уплату налогов, сокрытие
доходов и имущества от налогообложения,
непредставление налоговых деклараций
и т. п.).

Финансы
отражают уровень развития производительных
сил в отдельных странах и возможности
их воздействия на макроэкономические
процессы в хозяйственной жизни. Состояние
экономики страны определяет состояние
финансов. В условиях постоянного
экономического роста, увеличения ВВП
и национального дохода финансы
характеризуются своей устойчивостью
и стабильностью; они стимулируют
дальнейшее развитие производства жизни
граждан страны.

В
условиях же экономического кризиса,
спада производства, роста безработицы
состояние финансов резко ухудшается,
что выражается в крупных бюджетных
дефицитах, финансируемых за счет
внутренних и внешних государственных
займов, эмиссии денег, а так же в увеличении
государственного долга и расходов по
нему. Все это влечет за собой развитие
инфляции, нарушение хозяйственных
связей, увеличение бартерных сделок,
сложности с мобилизацией налогов,
невозможность своевременного
финансирования государственных расходов,
снижение жизненного уровня широких
слоев населения.

Таким
образом, финансы – неотъемлемый элемент
общественного воспроизводства на всех
уровнях хозяйствования; они одинаково
необходимы и низовому звену (предприятиям,
организациям, учреждениям их объединениям)
и государственной системе управления
экономикой

Термин
«финансы» произошел от латинского
слова «finansia» — денежный платеж.
Таким образом, финансы непосредственно
связаны с деньгами. Без денег не может
быть финансов. Однако финансы отличаются
от денег, как по содержанию, так и по
выполняемым функциям.

Финансам
присущи следующие общие черты.

1.
экономическая категория тесно связанная
с процессом производства;

2.
они увязаны с товарно-денежными
отношениями;

3.
являются денежной категорией;

4.
осуществляют распределение и
перераспределение ВВП (валовой внутренний
продукт) и НД (национальный доход);

5.
воплощаются в реальных денежных фондах,
совокупность которых составляет
финансовые ресурсы.

Деньги
— это строго определенная экономическая
категория с выраженной сущностью и
функциями, возникает раньше финансов.
Деньги служат всеобщим эквивалентом.
Финансы это назначенные экономические
отношения, возникающие в момент движения
денег, когда осуществляется их передача
или перечисление наличным или же
безналичным путем. Следовательно,
финансовые отношения — это, прежде всего
денежные отношения. Но не все денежные
отношения способны рассматриваться
как финансовые

Сфера
денежных отношений шире финансовых
отношений. Финансы выражают только те
денежные отношения, которые связаны с
формированием и использованием фондов
денежных средств субъектов хозяйствования
и государства.

Финансы
— это денежные отношения хозяйствующих
субъектов, включая государство, в
результате которых доход общества
меняет свою структуру путём увеличения
его в руках одного субъекта за счёт
изъятия (неэквивалентного) этой части
у другого.

Любая
финансовая операция имеет ввиду
перемещение денежных средств между
субъектами хозяйства, пользователями
денежных средств или перемещение
денежных средств в те или иные денежные
фонды. В процессе этого перемещения
возникают экономические отношения
(например при выплате пенсий, уплате
налогов).

Финансы
обладают функциями, которые раскрывают
общественное назначение этой экономической
категории.

1.
Большинство экономистов считают, что
финансы выполняют три функции: 1)
распределительную, 2) регулирующую, З)
контрольную.

Сущность
финансов как особой сферы распределительных
отношений проявляется прежде всего с
помощью распределительной функции.
Распределительная функция
осуществляется во всех сферах общественной
жизни: в материальном производстве, в
нематериальной сфере, в сфере обращения.
С помощью распределительной функции
осуществляется распределение новой
стоимости (на микроуровне) и перераспределение
этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная
функция охватывает три последовательные
ступени:

1)
формирование фондов денежных средств.
Субъектами распределения на микроуровне
выступают юридические и физические
лица, на макроуровне — государство.

2)
распределение денежных фондов через
финансовые инструменты. На микроуровне
образуются обособленные фонды предприятия
(уставный, оплаты труда, амортизаций) и
домашнего хозяйства для конкретного
потребления; на макроуровне возникают
бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды;

3)
использование денежных фондов призвано
обеспечить на микроуровне расширенное
производство и существование отдельных
членов общества, на макроуровне —
улучшение народнохозяйственных
пропорций, общегосударственных
потребностей страны.

В
результате распределения ВВП и НД
создаются доходы общества.

При
первичном распределении на микроуровне
возникают основные, или первичные,
доходы.

Читать также:  Термин финансы в переводе с латинского означает тест

В
сфере материального производства к
первичным доходам относятся:

2)
отчисления в социальные, внебюджетные
фонды;

Распределительная
функция финансов позволяет:

1)
образовывать денежные фонды на уровне
предприятия и домашнего хозяйства, а
также государства;

2)
образовывать не просто денежные фонды,
а фонды целевого назначения;

3)
осуществлять межотраслевое,
межтерриториальное перераспределение,
а также между сферами и социальными
группами;

4)
создавать необходимые резервы, как на
уровне предприятий, так и государства.

Контрольная
функция. Финансы, связанные с движением
денежной формы стоимости ВВП, обладают
свойством количественно через финансовые
ресурсы отображать воспроизводственный
процесс. Сущность финансового контроля
сообщать обществу о всех неполадках в
экономико-денежных отношениях. Контрольная
функция, наглядно представляющая
воспроизводственный процесс, сигнализирует
о возникающих отклонениях в пропорциях
распределения ВВП и НД, в своевременном
и полном образовании целевых денежных
фондов, в обеспеченности необходимыми
ресурсами производственного процесса.

Контрольная
функция финансов проявляется:

1)
до наступления распределительного
процесса, когда составляются программы,
прогнозы, бюджеты;

2)
в процессе использования фондов денежных
средств, при исполнении намеченных
программ, планов, смет;

З)
в процессе подведения итогов, составления
оценок исполнения планов.

Контрольная
функция реализуется через:

1)
финансово-хозяйственный контроль на
отдельных предприятиях, на основе
выполнения хозяйственных договоров,
осуществления коммерческого расчета;

2)
финансово-бюджетный контроль, при
выполнении налоговых платежей и
выполнении финансирования из бюджетных
ресурсов;

З)
кредитно-банковский контроль, при
использовании принципов кредитования
и денежных расчетов.

4)
независимый аудиторский и общественный
контроль,

5)
страховой контроль со стороны страховых
компаний при наступлении страхового
случая и выплате возмещения.

Регулирующая
функция выражается
в том, что с помощью финансов можно
воздействовать на поведение участников
денежных отношений. Регулирующая функция
финансов используется:

на
микроуровне- на предприятии для
стимулирования его деятельности,
создавая различные фонды, которые
способствуют улучшению качества
производственного процесса, увеличению
его объема, улучшению материального
положения работающих;

и
на макроуровне- государство, используя
государственные расходы, налоги,
госкредит, достигает таких же результатов.
Кредитная политика государства, валютная
политика являются инструментами
воздействия на обстановку внутри страны
и межгосударственные отношения с помощью
финансов.

11.
Также среди экономистов существует
мнение, что финансам
присущи такие функции как стимулирующая,
стабилизационная, воспроизводственная.

Стабилизационная
функция финансов реализуется в условии
рыночных отношений. Ее содержание
заключается в том, чтобы обеспечить для
всех хозяйствующих субъектов и граждан
стабильные условия в экономических и
социальных отношениях.

Стимулирующая
функция состоит в использовании
распределенного дохода либо для
расширения производства, либо для
накоплений и социальных потребностей.
Государство с помощью системы финансовых
рычагов воздействует на развитие
отраслей, предприятий в ту или иную
сторону. Финансовыми рычагами могут
являться: бюджет, цены и тарифы, налоги,
экспортные и импортные пошлины.

Воспроизводственная
функция обеспечивает сбалансированность
трудовых, материальных и денежных
средств на всех стадиях простого и
расширенного производства.33 «Финансы
и кредит». Левин У. П. — М.: Инфра-М, 2005. — С.
38 В контексте воспроизводственной
функции финансы не только распределяют,
но и обслуживают кругооборот фондов,
обеспечивая денежными ресурсами
воспроизводственный процесс.

111.
Некоторые экономисты считают, что
финансам присущи три функции: формирование
денежных фондов (доходов), использование
денежных фондов (доходов) и контрольная.
Однако первые две, хотя реально существуют,
но они больше напоминают механизм
реализации распределительной функции,
чем самостоятельный способ действия
категории финансов.

·
на всех уровнях управления экономической
системой (Федеральном, территориальном,
местном);

·
во всех сферах общественной жизни
(материальное производство, сфера
обращения, сфера потребления);

·
на всех уровнях экономической системы
(внутрихозяйственном — финансы предприятий,
внутриотраслевом — финансы комплексов,
межотраслевом и межтерриториальном —
госбюджет и внебюджетные фонды).

5.
Финансовая система Российской Федерации

Понятие
и структура финансовой системы Российской
Федерации

Финансовая
система — это совокупность подразделений
и звеньев финансовых отношений,
посредством которых осуществляется
распределение, формирование и использование
фондов денежных средств. В финансовую
систему включаются все финансовые
учреждения страны, обслуживающие
денежное обращение. Поскольку финансы
являются носителями распределительных
отношений, то это распределение
происходит, прежде всего между различными
хозяйствующими субъектами.

Поэтому
в общей совокупности финансов,
образующих финансовую систему, можно
выделить следующие крупные
сферы:

—             
общегосударственные
финансы(
относятся к централизованным финансам
и используются для регулирования
экономики и финансовых распределительных
отношений на макроуровне)

—             
финансы
предприятий и организаций
(включают децентрализованные финансы
и используются для регулирования и
стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.)


кредитно-банковская
система(банки
и иных кредитные учреждения страны)

Общегосударственные
финансы и их роль в финансовой системе.

Общегосударственные
финансы включают бюджетную систему
(государственный бюджет), государственные
внебюджетные целевые фонды, государственный
кредит, государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской
Федерации — основной финансовый план
формирования и использования
централизованного денежного фонда
государства. Он обеспечивает выполнение
функций государства, заключающихся в
проведении государственной политики,
главным образом посредством
перераспределения доходов, полученных,
в первую очередь, через систему
налогообложения. Государственный бюджет
РФ объединяет федеральный бюджет,
территориальные бюджеты (бюджеты
субъектов Федерации) и местные бюджеты.
До 2001 г. государственный бюджет РСФСР,
как и всех других союзных республик,
включался в государственный бюджет
СССР. Государственный бюджет СССР
состоял из союзного государственного
бюджета, государственных бюджетов 15
союзных республик и бюджета государственного
социального страхования. В 1970—2000 гг. в
союзном бюджете концентрировалось от
50 до 53% общего объема финансовых ресурсов
государственного бюджета. На бюджеты
союзных республик приходилось 47—50%
финансовых ресурсов, из которых 35%
находилось в распоряжении республиканских
бюджетов союзных республик и 15% — в
местных бюджетах. В 2001 г. бюджетная
система Российской Федерации претерпела
существенные изменения. В соответствии
с Законом РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в
РСФСР» и рядом постановлений
Правительства РФ государственная
бюджетная система России была перестроена.

В
настоящее время Бюджетная система РФ
состоит из бюджетов
трех уровней:

—             
федерального бюджета; на соответствующий
год разрабатывается и утверждается в
форме федерального закона

—             
бюджетов субъектов Федерации
(территориальных бюджетов); разрабатывается
в форме законов субъектов Федерации

—             
местных бюджетов (бюджетов муниципальных
образований); разрабатывается в форме
правовых актов представительных органов
местного самоуправления либо в порядке,
установленном уставом муниципальных
образований.

Структура
бюджетной системы РФ приближена к
структуре бюджетных систем западных
стран. При переходе к рыночным условиям
хозяйствования были образованы следующие
государственные внебюджетные
целевые фонды:
пенсионный, социального страхования,
занятости населения, обязательного
медицинского страхования, фонды
экономического назначения (за счет
которых обеспечиваются потребности
государства в решении экономических
задач). Эти фонды являются федеральной
собственностью, но действуют как
самостоятельные финансово кредитные
учреждения финансовой системы.
Внебюджетные фонды имеют целевое
назначение — финансирование социальных
услуг, предоставляемых населению.
Организационно внебюджетные фонды
отделены от бюджетов, имеют определенную
самостоятельность.

Государственный
кредит
отражает кредитные отношения привлечения
государством временно свободных денежных
средств населения, предприятий и
организаций для финансирования
государственных расходов. Государственный
кредит основан на добровольности
платежей в казну государства. Это есть
государственная деятельность по
получению денег в кредит, т. е. взаймы,
от граждан, юридических лиц и других
государств.

Фонд
страхования обеспечивает возмещение
возможных убытков от стихийных бедствий
и несчастных случаев, а также способствует
проведению мероприятий по их предупреждению.
Государственная монополия на имущественное
и личное страхование позволяла в
общегосударственном масштабе
централизовать денежные средства,
предусмотренные на возмещение потерь
от стихийных бедствий и несчастных
случаев. Ведущую роль на страховом
рынке России занимает достаточно
надежная государственная страховая
компания Росгосстрах.

Финансы
– это система экономических отношений,
которые возникают между государством,
юридическими и физическими лицами,
между отдельными государствами по
поводу формирования, распределения и
использования фондов денежных средств.
Следует рассматривать три
уровня этих
отношений:

1) между государством
и юридическими лицами;

2) между хозяйствующими
субъектами;

3)
между отдельными государствами, при
этом субъектами финансовых отношений
являются государства, учреждения,
предприятия, население.

Таким
образом, финансы
– неотъемлемая
часть денежных отношений. Однако не
всякие денежные отношения являются
финансовыми отношениями. Финансы
отличаются от денег как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.

Финансы
– экономический инструмент распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта, орудие контроля над образованием
и использованием фондов денежных
средств.

Читать также:  Нпф кит финанс личный кабинет вход для физических лиц

Сущность
финансов проявляется в их функциях:
распределительной, контрольной,
стимулирующей, фискальной.

Распределительная
функция
финансов заключается в обеспечении
субъектов хозяйствования необходимыми
финансовыми ресурсами, которые
используются в форме денежных фондов
целевого назначения. С помощью налогов
государство перераспределяет часть
прибыли предприятий, фирм, доходов
граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной
инфраструктуры, на инвестиции в
капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат.

Контрольная
функция
финансов состоит в том, что финансы,
связанные с движением стоимости
общественного продукта, выраженного в
денежной форме, обладают свойством
количественно (через финансовые ресурсы
и фонды) отображать воспроизводственный
процесс в целом и различные его фазы.
Это позволяет систематически контролировать
складывающиеся в обществе экономические
пропорции.

Стимулирующая
функция
финансов проявляется в следующем:
маневрируя налоговыми ставками, льготами,
штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги,
государство создает условия для
ускоренного развития определенных
отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем.
С помощью налогов, льгот, санкций
государство может стимулировать
технический прогресс, увеличить число
рабочих мест, осуществлять капитальные
вложения в расширение производств.

Выполнение
финансами фискальной
функции
связано с тем, что с помощью налогов
изымается часть доходов предприятий и
граждан для содержания государственного
аппарата, обороны страны и той части
непроизводственной сферы, которая
вообще не имеет собственных источников
доходов (библиотеки, архивы), либо они
недостаточны для обеспечения должного
уровня развития (фундаментальная наука,
театры, музеи).

Совокупность
финансовых отношений в рамках национальной
экономики образует финансовую
систему государства.
С точки зрения социально-экономических
отношений она складывается из
централизованных, децентрализованных
финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные
финансы
– это
государственная бюджетная система,
государственный кредит, специальные
внебюджетные фонды, фонды имущественного
и личного страхования.
Они используются в качестве инструмента
регулирования национальной экономики
в целом, решения целого ряда важнейших
экономических и социальных задач.

Децентрализованные
финансы
– финансы
фирм и предприятий различных форм
собственности. Это
финансовые отношения между юридическими
лицами, юридическими лицами и государством,
юридическими и физическими лицами. В
стимулирующей функции они используются
для регулирования экономических и
социальных отношений в рамках отдельных
хозяйственных субъектов. Финансы
отраслей народного хозяйства, предприятий
и фирм составляют основу финансов. Здесь
формируется часть финансовых ресурсов.
От состояния финансов предприятий
различных форм собственности во многом
зависит общее финансовое положение
страны. Финансы фирмы обслуживают
производство. При их участии создается
ВНП, распределяемый внутри фирм и
отраслей народного хозяйства.

В
условиях рыночных отношений предприятия
осуществляют свою деятельность на
основе коммерческого расчета, при
котором доходы должны соответствовать
расходам, а главным источником
производственного и социального развития
коллективов является прибыль. За счет
прибыли формируются производственные
и социальные фонды, средства для
инвестирования. Используются в том
числе и ресурсы финансового рынка.

Финансы
домохозяйств
– это личные
финансы, т.е. финансовые отношения между
физическими лицами, совместно проживающими
и ведущими общее хозяйство.
(В отличие от семьи домохозяйство может
включать, кроме родственников, также
людей, которые полностью или частично
вносят свою долю в бюджет домохозяйства,
оно может также состоять и из одного
человека, обеспечивающего себя
материально). Финансы домохозяйства
являются материальной основой их жизни,
так как предполагают контроль над
предстоящими доходами и расходами в
рамках отдельной экономической ячейки
общества.

Иногда
под финансовой
системой понимается система финансовых
учреждений государства
(Министерство финансов и его органы,
местные финансовые отделения и управления,
финансовые отделы предприятий,
контрольно-ревизионные управления).

Звенья
финансовой системы. Это
государственные и местные бюджеты,
фонды социального страхования,
государственного и личного, финансы
фирм, организаций, отраслей, различные
специальные денежные фонды (внебюджетные).
Финансовая система может быть построена
на следующих принципах:

1.
Принцип демократического централизма.
Характеризуется централизацией
значительной доли финансовых ресурсов
в руках государства (более 50%).

2.
Принцип фискального федерализма.
Предполагает четкое распределение
функций между различными уровнями
финансовой системы и формирование
различных бюджетов (государственного,
местного, финансов предприятий, целевых
взносов в фонды социального страхования).

Политика
государства по организации и использованию
финансов для осуществления своих функций
и задач называется финансовой.
Направления
финансовой политики зависят от
экономического состояния страны и
решаемых задач. Правильность выбранной
финансовой политики зависит, прежде
всего, от критической достоверной оценки
сложившейся ситуации.

Фискальная
политика
– это система регулирования экономики
посредством изменений государственных
расходов и налогов. Осуществляя
фискальную политику, государство
преследует определенные
цели и использует определенные способы
ее осуществления (рис. 26).

сновнымиинструментами фискальной
политики являются налоги и государственные
расходы.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та работа, которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании финансов на сегодняшний день в научном мире является спорным вопросом.

В настоящее время наибольшее признание получили 2 основные концепции финансов распределительная и воспроизводственная.

Сторонники первой, распределительной концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме. Согласно данной концепции финансы выполняют 2 функции — распределительную и контрольную.

С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется весовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть – национальный доход.

Различают первичное распределение общественного продукта и последующее или перераспределение.

При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяются фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость – национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников). Перераспределение – это процесс дальнейшего, уже собранного в бюджете части общественного продукта по субъектам хозяйствования, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе для ведения расширенного воспроизводства и потребления. Та часть государственного фонда денежных средств, которая направляется для расширения производства (прироста производственных фондов), называется фондом накопления.

Следовательно, через распределительную функцию финансы удовлетворяют общественные потребности, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов. Распределение финансов воздействует на другие стадии воспроизводства — производство, обмен, потребление.

Представители второй, воспроизводственной концепции рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, а не одну (распределительную) стадию. Они утверждают, что финансы — это категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала). Финансы — категория обмена, так как при обмене продолжается процесс распределения общественного продукта.

Таким образом, сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы — категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом, поскольку все стадии общественного производства тесно связаны между собой.

В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. В соответствии с расширительным пониманием сущности финансов сторонники воспроизводственной концепции наделяют финансы следующими функциями:

1) образованием формирования денежных доходов и фондов

2) использованием денежных доходов и фондов

3) контрольной функцией

Следует отметить, что контрольная функция признается представителями всех концепций.

Распределительная
функция
возникает в момент движения денежных
средств. Реальное движение денежных
средств есть на 2 и 3-ей стадии общего
воспроизводства (распределение и
обмен).

Распределительная
функция финансов выражается
через процесс использования денежных
средств накопленных ранее для
удовлетворения соответствующих нужд
и потребностей хозяйственной системы
в финансовых ресурсах. В ходе реализации
этой функции при создании конечного
продукта, образуются денежные доходы
и накопления.

Распределительная
функция состоит в том,
что с помощью финансов происходит
обеспечение каждого субъекта хозяйствования
необходимыми ему финансовыми ресурсами,
в условиях товарно-денежных отношений
распределительные процессы осуществляются
с помощью финансов. Основным объектом
распределения является стоимость
общественного продукта и часть стоимости
национального богатства.

Совокупный
общественный продукт характеризует в
стоимостном выражении общие результаты
хозяйственной деятельности в масштабах
всей экономики за определенный период.
В ходе создания и реализации продукции
производятся затраты, создаются и
распределяются доходы среди участников
хозяйственной деятельности, как в сфере
материального производства, так и в не
материальной сфере. Распределительная
функция финансов обеспечивает денежными
ресурсами процесс воспроизводства.

Соседние файлы в предмете Экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *