Сущность государственных финансов структура государственных и муниципальных финансов

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политики.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

  • во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны;
  • во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента;
  • в-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

  • перераспределительная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении концентрации финансовых ресурсов в руках государства, региональных и муниципальных властей с целью организации удовлетворения потребностей общества. Реализация перераспределительной функции осуществляется посредством системы централизованных фондов;
  • регулирующая функция. Суть данной функции состоит в обеспечении образования и использования бюджетных фондов, формируемых за счет налоговых поступлений, доходов от использования государственной и муниципальной собственности, предоставления государственных и муниципальных займов и так далее;
  • контрольная функция. Данная функция обеспечивает информирование органов государственного и муниципального управления, а также населения о своевременности и полноте поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов государственного муниципального управления, эффективности их использования, адекватности пропорций распределения. С одной стороны, контрольная функция обеспечивает оценку правильности и своевременности перечисления средств в централизованные фонды, с другой стороны, дает возможность обеспечить отслеживание целевого и эффективного использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственные и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

  • во-первых, регулирование темпов экономического роста;
  • во-вторых, поддержание стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, регулирование уровня ссудного процентов;
  • в-четвертых, сглаживание конъюнктурных колебаний.

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

  • во-первых, федеральные финансы;
  • во-вторых, региональные финансы.

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

  • во-первых, средства федерального бюджета;
  • во-вторых, средства внебюджетных государственных фондов;
  • в-третьих, государственные кредиты;
  • в-четвёртых, финансы государственных унитарных предприятий.

В состав региональных финансов входят:

  • во-первых, средства региональных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных региональных фондов;
  • в-третьих, региональный кредит;
  • в-четвертых, финансы государственных унитарных предприятий регионального уровня.

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

  • во-первых, средства муниципальных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных муниципальных фондов;
  • в-третьих, муниципальный кредит;
  • в-четвертых, финансы муниципальных предприятий.

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Читать также:  В ПОНЯТИЕ ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ВХОДЯТ ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

  • перераспределительной функции. Функция обеспечивает аккумулирование денежных средств в распоряжении государства с целью их последующего применения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Перераспределительная функция реализуется посредством системы централизованных фондов. В результате реализации этой функции происходит перераспределение средств из высокорентабельных отраслей в низкорентабельные, в пользу малообеспеченных социальных групп, учреждений непроизводственной сферы, между различными территориальными единицами;
  • регулирующей функции. Данная функция государственных и муниципальных финансов обусловлена процессом образования и использования бюджетных средств. Образование бюджетов осуществляется за счет различных источников в лице налоговых доходов, доходов от использования государственной и муниципальной собственности, займов и так далее. Посредством этих инструментов государство может оказывать влияние на экономическую активность, уровень потребления, интенсивность экономического роста и так далее. Средства бюджетной системы используются для осуществления целевых расходов, обеспечения развития государства;
  • контрольной функции. Суть этой функции состоит в том, что контроль денежных средств обеспечивает оценку эффективности их использования за счет наличия определенных финансовых показателей. Реализация контрольной функции обеспечивает оценку своевременности и правильности перечисления средств, оценку степени достижения заданных параметров использования денежных средств, контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Сущность государственных финансов структура государственных и муниципальных финансов

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Сущность государственных финансов структура государственных и муниципальных финансов

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций

Читать также:  Финансы и деньги это синонимы или

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).

Сущность государственных финансов структура государственных и муниципальных финансов

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является.

1)перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2)содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3)перераспределение доходов между различными социальными группами населения,

4)перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Читать также:  ЗАОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).

Сущность государственных финансов структура государственных и муниципальных финансов

Рисунок 3 — Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

Государство представляет собой территориально обособленное и управляемое органами власти устройство общества. Реализация возложенных на государство функций осуществима в том случае, если оно располагает финансовыми ресурсами. Организация мобилизации и использования финансовых ресурсов на государственные нужды формирует систему государственных финансов.

Как экономическая категория, государственные финансы выражают денежные отношения между государством, с одной стороны, и организациями, предприятиями и населением, с другой стороны, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств на общественные потребности. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы выполняют следующие функции:

Сущность распределительной функции заключается в том, что через систему централизованных фондов распределяется и перераспределяется валовой внутренний продукт и части национального дохода, тем самым формируются источники финансирования общественного сектора экономики и обеспечиваются воспроизводственные процессы в общегосударственном масштабе. Государственные финансы опосредуют разные направления распределительного процесса: между секторами экономики; сферами общественной деятельности; отраслями экономики; территориями страны.

Регулирующая функция заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и государственных экономических программ.

Контрольная функция заключается в установлении контроля рублем за формированием и использованием централизованных денежных фондов: за правильным и своевременным перечислением средств предприятиями и населением; за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов; за изменением финансовых показателей и т. п..

Основным денежным фондом государства является государственный бюджет. Наряду с бюджетом значимую роль играют внебюджетные фонды. Образование и использование денежных фондов сопряжено с единым комплексом финансовых операций, в результате которых формируются денежные (финансовые) потоки органов государственного управления.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами:

— формой государственного устройства;

— выделением бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджеты органов власти.

В федеративных государствах существует трехуровневая структура управления: центральный (федеральный, общегосударственный) уровень; региональный и местный (муниципальный) уровни. Центральный уровень управления оказывает основное воздействие на экономику страны. Органы власти краев, республик, областей (Россия), штатов (США), провинций (Канада) представляют региональный уровень. Его полномочия закреплены конституцией стран. Местные органы управления включают органы управления в городах, районах, сельских поселениях. Это органы местного самоуправления населения и, согласно конституции, не относятся к органам государственного управления. В связи с этим признаком общественные (публичные) финансы подразделяются на государственные финансы и муниципальные финансы. Государственные финансы включают в себя общегосударственные и региональные финансы. Центральное место в государственных финансах принадлежит общегосударственному бюджету. Муниципальные финансы в отдельных странах, в том числе в России, представлены местными бюджетами двух подуровней: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Муниципальные финансы совместно с муниципальной собственностью формируют базу независимого самоуправления. Формально муниципальные финансы обособлены от государственных финансов.

Унитарные государства (Чехия, Польша и т.п.) не имеют в своем составе федеративных единиц и подразделяются на административно – территориальные единицы. Для них характерны два уровня управления – центральный и местный. Поэтому финансы органов управления включают общегосударственные и местные финансы.

Масштабы полномочий каждого уровня управления и выполняемые ими функции предопределяют размеры доходов, порядок их формирования и использования.

По функциональному предназначению государственные и муниципальные финансы подразделяют на бюджеты разных уровней государственного и муниципального управления и внебюджетные целевые фонды органов власти. Формирование каждым уровнем управления самостоятельных бюджетов нацелено на реализацию прав на финансовую самостоятельность регионов и местных органов власти. Центральными органами власти могут приниматься решения о создании и порядке деятельности внебюджетных фондов для финансирования отдельных национальных мероприятий. Как правило, они создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *