СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ОНИ

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Функции государственных и муниципальных финансов – это ролевая нагрузка централизованных фондов государства, его регионов и муниципальных образований в процессе реализации государственной и муниципальной финансовой политики.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные
и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного
управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления
в целях реализации финансовой политики.

  1. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Государственные
и муниципальные финансы

— это совокуп­ность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ре­сурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
обо­рот. Реальный
денежный оборот —

это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы,

являющиеся
источ­никами финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы как экономическая
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и финансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных интересов
и предпринимательского аспекта
деятельности.

Основные
функции финансовой системы  

Для
финансовой системы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

1.  Функция
планирования 

предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномочий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федерации и
органами местного самоуправления. К
функции планирования обычно относят и
распределение ограниченного объема
финансовых ресурсов во временном аспекте
исходя из приоритетов и целей развития,
их перераспределение между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
Реализуется эта функция через составление
бюджетов на соответствующий финансовый
год и перспективу, балансов финансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2.  Функция
организации 

включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления,
утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций,
разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в
бюджетном процессе, определения прав
и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов. С
этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных потоков и финансовых ресурсов
государства.

3.  Функция
стимулирования 

основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятельность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4.  Функция
контроля 

означает
содействие реализации поставленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравнение
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального денежного оборота.

1.  Распределительная
функция 

государственных
и муниципальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают  воспроизводственные
процессы 

как
в рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
а также источники финансирования
бюджетного дефицита. Особую роль играет
процесс перераспределения доходов
между различными уровнями бюджетов.

2.  Контрольная
функция 

государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является государство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

  • контроль
    за изменением финансовых показателей,
    состоянием платежей и расчетов;

  • контроль
    за реализацией стратегии финансирования.

В первом
случае применяется система санкций и
поощрений, использующая меры принудительного
или стимулирующего характера. Во втором
случае речь идет о реализации долгосрочной
финансовой политики, в которой основное
внимание обращается на предвидение
изменений и заблаговременное приспособление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоянные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет определенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или учреждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1) контроль
за правильным и своевременным перечислением
средств в централизованные фонды;

2) контроль
за соблюдением заданных параметров
централизованных фондов денежных
средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3) контроль
за целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Целевое и
эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении
органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

  • перераспределительной функции. Функция обеспечивает аккумулирование денежных средств в распоряжении государства с целью их последующего применения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Перераспределительная функция реализуется посредством системы централизованных фондов. В результате реализации этой функции происходит перераспределение средств из высокорентабельных отраслей в низкорентабельные, в пользу малообеспеченных социальных групп, учреждений непроизводственной сферы, между различными территориальными единицами;
  • регулирующей функции. Данная функция государственных и муниципальных финансов обусловлена процессом образования и использования бюджетных средств. Образование бюджетов осуществляется за счет различных источников в лице налоговых доходов, доходов от использования государственной и муниципальной собственности
    , займов и так далее. Посредством этих инструментов государство может оказывать влияние на экономическую активность, уровень потребления, интенсивность экономического роста и так далее. Средства бюджетной системы
    используются для осуществления целевых расходов, обеспечения развития государства;
  • контрольной функции. Суть этой функции состоит в том, что контроль денежных средств обеспечивает оценку эффективности
    их использования за счет наличия определенных финансовых показателей. Реализация контрольной функции обеспечивает оценку своевременности и правильности перечисления средств, оценку степени достижения заданных параметров использования денежных средств, контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы — это совокупность
экономических отношений, возникающих
в реальном денежном обороте по поводу
формирования, распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
оборот.  Реальный
денежный оборот — 

это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота
выступают  финансовые
ресурсы, 

являющиеся
источниками финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизованными
источниками финансирования государственного
и муниципального секторов экономики,
наиболее значимых программ развития
производства и общественного сектора,
организаций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функционирование направлено
на достижение общих целей развития
социально ориентированной экономики.

Читать также:  Лицевой счет общества с ограниченной ответственностью с кредитными картами, займами и ипотекой

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ОНИ

Рис.2.1.
Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы как
экономическая категория зависят от
преобразований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой системы. Это
относится прежде всего к взаимосвязям
между финансами макроуровня и финансами
микроуровня. Финансы макроуровня, и
прежде всего государственный и
муниципальный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей экономического развития, поэтому
требуется их оптимальная организация.
Способ организации устанавливает
качественную определенность финансов.
Распределение и использование финансовых
ресурсов в государстве осуществляются
в рамках интегрированной системы
управления финансовыми потоками.

Важным
методологическим фактором является
определение  принципов
организации 

и  функционирования 
государственных
и муниципальных финансов, позволяющее
выявить направления воздействия финансов
на развитие государственного и
муниципального секторов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Государственные
и муниципальные финансы опираются
на  информационные
потоки. 

Принятие
государственных решений основано на
совокупности информации. Анализ
поступающей информации важен как в
момент принятия решения, так и в процессе
контроля за ходом его выполнения. Эта
информация содержится в оперативной и
статистической отчетности, договорах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют
четкую  целевую
ориентацию. 

Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государственных и муниципальных
задач.

Характеристика распределительной функции финансов

Финансы выполняют распределительную функцию, сущность которой сводится к тому, что через распределительные и перераспределительные каналы вновь формируемой стоимости осуществляется удовлетворение общегосударственных потребностей, формируются источники финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения нужд общественного сектора экономики, обеспечивается сбалансированность бюджетной системы и внебюджетных фондов.

В основе функционирования государственных и муниципальных финансов находится механизм перераспределения финансовых ресурсов посредством системы централизованных фондов. Распределительная функция обеспечивает обслуживание воспроизводственных процессов, как в пределах обособленных структурных образований относительного характера, так и в масштабах всего государства.

Распределительная функция обеспечивает распределение вновь созданной стоимости для обеспечения исполнения денежных обязательств
хозяйствующих субъектов перед бюджетами, кредитными организациями, поставщиками, иными контрагентами. Результатом распределительной функции выступает создание и использование фондов денежных средств централизованного характера, обеспечение содержания непроизводственного сектора экономики.

В качестве основных объектов реализации распределительной функции финансов выступают:

  • во-первых, платежи во внебюджетные фонды и бюджет обязательного характера;
  • во-вторых, источники финансирования дефицита бюджета.

Осуществление распределительной функции финансов обеспечивается процессом перераспределения доходов между разными уровнями бюджетной системы.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

  • во-первых, регулирование темпов экономического роста;
  • во-вторых, поддержание стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, регулирование уровня ссудного процентов
    ;
  • в-четвертых, сглаживание конъюнктурных колебаний.

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Состав государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ОНИ


СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ОНИ


СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ОНИ

Система
государственного и муниципального
кредитования

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию.

Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

Основные
функции финансовой системы


.

Для
финансовой сис­темы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

1.
Функция
планирования

предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномо­чий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федера­ции и
органами местного самоуправления. К
функции планирова­ния обычно относят
и распределение ограниченного объема
фи­нансовых ресурсов во временном
аспекте исходя из приоритетов и целей
развития, их перераспределение между
федеральным бюдже­том и бюджетами
субъектов Федерации и органов местного
само­управления. Реализуется эта
функция через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов фи­нансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2.
Функция
организации

включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

3.
Функция
стимулирования

основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятель­ность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4.
Функция
контроля

означает
содействие реализации постав­ленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравне­ние
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального денежного оборота.

1.
Распределительная
функция

государственных
и муници­пальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы

как
в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и вне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.

2.
Контрольная
функция

государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является госу­дарство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

• контроль
за изменением финансовых показателей,
со­стоянием платежей и расчетов;

• контроль
за реализацией стратегии финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощре­ний, использующая
меры принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосроч­ной финансовой
политики, в которой основное внимание
обра­щается на предвидение изменений
и заблаговременное приспо­собление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоян­ные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или уч­реждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1)
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

2)
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3)
контроль за целенаправленным и эффективным
исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сущность государственного и муниципального управления

В современной
науке и практике существуют различные
подходы к пониманию места и роли
государства в общественной жизни. В
этих подходах отражается различие в
представлениях об основной направленности
его деятельности, о соотношении
государства и общества, государства и
отдельного гражданина. То или иное
понимание государства, закрепившись в
сознании больших масс людей, проецируется
в их практической деятельности на все
институты государственной власти,
государственный аппарат, государственную
службу.

Читать также:  МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ОТДЕЛ ФИНАНСОВ

Наиболее широко
распространено юридическое
понимание

государства
как оружия подавления, института власти,
политической структуры. Это понимание
прививается людям со школьной скамьи,
из него исходят ученые и практики при
анализе общественной жизни, проектировании
государственных институтов. Вместе с
тем, такое понимание государства является
результатом его извращения на различных
исторических этапах социальными
группами, классами и т.д., захватившими
власть, для обоснования перед населением
творимого ими произвола. Оно прямо
противоречит всем дальнейшим утверждениям
о созидательной и гармонизирующей роли
государства, делает бессмысленными
различного рода этические кодексы
государственной службы. Такой подход
разделяет и противопоставляет государство
и общество, государство и гражданина,
оправдывает на современном этапе
деятельность отдельных государственных
чиновников и попытки использования
государственного аппарата в интересах
олигархических групп. Следствием этого
зауженного и даже искаженного понимания
государства являются коррупция, волокита
и иные уродливые явления на практике.

Вместе с тем более
правильным было бы говорить о государстве
как о форме и способе организации жизни
людей.

Подтверждением
этого служит

тот факт,
что государство, как общественный
феномен, возникло недавно —

по меркам
существования человечества на Земле
(на различных территориях в

разное время)
— как следствие утраченной
способности общества к самоорганизации.

Известны и
иные формы организации жизни людей,

например,
родоплеменная. При таком подходе акцент
делается на

организующей,
структурирующей роли государства. Оно
позволяет

обосновывать
функции государства, структуру
государственного аппарата,

концепцию
государственной службы, действующих в
интересах народа,

ориентированные
на гармонизацию общественной жизни.

Общепризнанными
признаками
государства

являются:
наличие особой системы органов и
учреждений, осуществляющих функции
государственной власти; право, закрепляющее
определенную систему норм, санкционированных
государством; определенная территория,
на которую распространяется юрисдикция
данного государства. Известны следующие
основные исторические
типы государства:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное
и современное. Основное назначение
государства — в защите существующего
общественного строя и порядка посредством
воздействия на деятельность и поведение
людей волей, авторитетом власти,
принуждением и другими методами.

Государство
функционирует на основе общественного
договора между властью и гражданами, в
котором каждая из сторон берет на себя
обязательства и получает права. Власть,
действуя в рамках договора, выполняет
управленческие функции, соединяет
интересы человека и государства,
контролирует соблюдение законов и
правил всеми членами общества, находит
оптимальное сочетание прав и обязанностей
при приоритете общих духовных ценностей.
Среди всех видов управления государственное
управление занимает особое место, что
обусловлено его основными свойствами:

1. В государственном
управлении его управляющее воздействие
опирается на государственную власть.
Определяющее влияние на характер
взаимодействий, осуществляемых данным
видом управления, оказывает его субъект
— государство.

2. Государство
посредством законодательства устанавливает
основные, общие, типовые правила (нормы)
поведения людей во всех сферах жизни
общества и обеспечивает их соблюдение
своей властной силой.

3. Государство,
будучи сложным (по элементарному составу)
и многогранным (по функциям) общественным
явлением и выступая в качестве субъекта
управления, придает государственному
управлению свойство системности. Его
наличие придает государственному
управлению необходимые целеустремленность,
субординацию, согласованность,
координацию, а также рациональность и
эффективность.

Таким образом,
государственное
управление


это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства
на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения
или преобразования, опирающееся на его
властную силу. Государственное управление
одновременно зависит от других видов
социального управления. Определяющим
фактором обеспечения рациональности,
целесообразности, обоснованности и
эффективности государственного
управления, выступает социальность,
иначе говоря, ориентация государственного
управления на общественные запросы и
ожидания, реальное бытие людей.
Государственное управление осуществляется
в масштабе всего общества. Оно призвано
создавать и закреплять законодательно
(или посредством иных юридических
актов), поддерживать, обеспечивать и
гарантировать практическую реализацию
необходимых условий для высокоэффективного
и социально актуального ведения любых
видов человеческой деятельности.
Принципиальными при этом являются
следующие положения:

— правильное
определение места и роли той или иной
деятельности в удовлетворении
общественных, коллективных и индивидуальных
потребностей;

— установление
равенства условий для подобных по смыслу
и трудозатратам видов деятельности;

— обеспечение
устойчивости, надежности, практичности
условий деятельности посредством ее
правовой регламентации.

Государственное
управление, с одной стороны, субъективно,
оно плод мыслей и действий людей, с
другой — объективно, наполнено объективно
необходимым содержанием (цели и функции)
и имеет объективно целесообразные формы
(структура и процесс). Управляемым
объектом является деятельность людей
по производству материальных и духовных
продуктов и социальных условий жизни.
При всей значимости субъекта
государственного управления, первичными,
ведущими являются управляемые объекты,
которые имеют четко выраженные, хотя и
не всегда осознаваемые интересы.

Анализ российского
и зарубежного опыта показывает, что
структура государственных органов
может быть эффективной и устойчивой,
если ее

подкрепляет

система
местного управления и самоуправления.
Дело в том, что практически все
государственные решения, касающиеся
интересов граждан, так или иначе, проходят
через местные органы. Люди в большинстве
своем оценивают государственное
управление, государственную политику
главным образом через
призму удовлетворения своих жизненных
потребностей,

состояния продовольственного рынка,
жилищных условий, обеспеченности теплом,
электроэнергией, общественного порядка,
благоустройства микрорайона и т.д.

Местное самоуправление
обладает всеми признаками власти и,
прежде всего главным — обязательностью
его решений для населения муниципального
образования. Вместе с тем самоуправление
— власть, действующая в пределах и на
основании законов, принимаемых органами
государственной власти. Самоуправление
возможно лишь в том случае, когда строго
определены предметы его ведения, т.е.
часть общественных дел, которыми оно
занимается. Государство, с одной стороны,
позволяет органам местного самоуправления
исполнять часть общественных дел
самостоятельно, а с другой — возлагает
на них исполнение ряда собственных
функций, сопряженное, как правило, с
постоянными контактами с населением
(социальное обеспечение и др.). Для
реализации полномочий по этим предметам
ведения местное самоуправление имеет
собственные ресурсы в виде самостоятельного
бюджета и муниципальной собственности.

Муниципальная
власть требует обязательного наличия
представительства населения, т.е. она
является выборной. Муниципальное
хозяйство носит и черты частного,
поскольку выступает на рынке как
самостоятельный и равноправный субъект
хозяйственной деятельности, т.е. может
самостоятельно распоряжаться принадлежащей
ему землей, финансовыми ресурсами, иными
видами собственности. В то же время
органы местного самоуправления должны
использовать эти ресурсы для выполнения
возложенных на них общественных функций
в интересах всех жителей муниципального
образования. Жители являются одновременно
заказчиками услуг, оказываемых органами
местного самоуправления по их поручению,
и коллективными собственниками
муниципального имущества.

Муниципальное
управление представляет собой деятельность
органов местного самоуправления,
направленную на удовлетворение
общественных интересов и осуществляемую
в определенных законом формах посредством
муниципального хозяйства.

Государственное
и муниципальное управление с точки
зрения теории и практики это:

— умение добиться
высоких общественных целей, используя
труд, интеллект, мотивы поведения других
людей;

— вид деятельности
по руководству людьми и организациями;

— специфичная
область человеческого знания, помогающего
осуществлять эту деятельность;

— определенная
категория государственных служащих,
социальный слой тех, кто осуществляет
работу по управлению;

— специфичный вид
трудовой деятельности;

— комплекс форм и
методов, посредством которых осуществляется
согласованная деятельность работников
в процессе совместного труда, это
необходимое условие их функционирования.

Функции менеджера
государственного и муниципального
управления состоят не только и не столько
в решении текущих организационных
вопросов. Это, прежде всего:

— анализ, оценка и
прогнозирование развития политических
и социально-экономических процессов;

— объективное
информирование высшего руководства
страны, министров, представительных
органов, глав администраций о положении
дел на вверенном им участке;

— оказание
консалтинговых услуг политикам на
основе анализа информации и оценки
альтернативных вариантов возможных
решений;

— проведение в
жизнь принятых официальными властями
законов, решений и постановлений;

— обеспечение
высокой результативности государственного
и муниципального управления;

— отчетность
структур государственного и муниципального
управления перед вышестоящими должностными
лицами и соответствующими представительными
органами, прежде всего, по вопросам
социальной и экономической эффективности.

Задача повышения
уровня государственного и муниципального
управления является по истине комплексной
и требует усилий не только и не столько
тех лиц, которые действуют в рамках
государственной службы.

Определяющую роль
в этом играет политическая
система общества,

которая
призвана найти, воспитать, взрастить,
обучить, испытать и привести на
политические государственные должности
людей действительно высоких нравственных,
человеческих качеств. Исключительно
важное значение имеют семья,

а также
образовательная
система,

которые
призваны формировать у подрастающего
поколения правильное мировоззрение, а
также понимание значения государственного
и муниципального управления не только
для страны в целом, но и для каждого
человека в отдельности.

Читать также:  В СООТВЕТСТВИИ С ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 33Н

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

  • во-первых, федеральные финансы;
  • во-вторых, региональные финансы.

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

  • во-первых, средства федерального бюджета;
  • во-вторых, средства внебюджетных государственных фондов;
  • в-третьих, государственные кредиты;
  • в-четвёртых, финансы государственных унитарных предприятий.

В состав региональных финансов входят:

  • во-первых, средства региональных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных региональных фондов;
  • в-третьих, региональный кредит;
  • в-четвертых, финансы государственных унитарных предприятий регионального уровня.

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

  • во-первых, средства муниципальных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных муниципальных фондов;
  • в-третьих, муниципальный кредит;
  • в-четвертых, финансы муниципальных предприятий
    .

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Совокупность государственных и муниципальных финансов выступает в качестве важного звена в рамках любой финансовой системы. Государственные и муниципальные финансы находятся в тесной взаимосвязи с банковской, кредитное и страховой системами. Государственные и муниципальные финансы являются важным элементом финансового рынка.

Посредством системы государственных и муниципальных финансов формируется основа функционирования государства и органов муниципального управления. Отсутствие финансовых ресурсов делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления.

Сущность государственных и муниципальных финансов в качестве экономической категории раскрывается через систему реализуемых ими функций. Исследование функций государственных и муниципальных финансов требуется для обеспечения реализации политики государства в финансовом направлении. В обобщенном виде финансы независимо от их назначения, будь то государственные и муниципальные, коммерческих организаций
и так далее, выполняют определенную совокупность единых функций. При этом следует отметить, что принадлежность финансов все-таки влияет на специфическое содержание этих функций.

В составе функций финансов можно отметить следующие:

  • функция планирования;
  • функция организации;
  • функция распределения;
  • функция стимулирования;
  • функция контроля.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений
о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

  • во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны;
  • во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента
    ;
  • в-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система
Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Характеристика стимулирующей и контрольной функции финансов

Выполнение финансами стимулирующей функции подразумевает осуществление деятельности, которая направлена на реализацию установленных целей. Функция стимулирования обеспечивает интерпретацию факторов, способных оказывать влияние на финансовую деятельность и учитывать потребности этой деятельности в денежных ресурсах. Решающее значение в этом смысле имеют факторы, которые определяют поведение государственных и муниципальных служащих в процессе принятия управленческих решений по тактике и стратегии управления финансами.

Контрольная функция финансов подразумевает осуществление содействия реализации установленных целей. Система этих целей включает в себя:

  • во-первых, выработку нормативов и норм, выступающих в качестве эталонных;
  • во-вторых, определение критериев оценки результатов;
  • в-третьих, сравнение достигнутых результатов с установленными целями и критериями;
  • в-четвертых, выполнение необходимой корректировки условий и факторов финансовой деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов
регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

  • перераспределительная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении концентрации финансовых ресурсов в руках государства, региональных и муниципальных властей с целью организации удовлетворения потребностей общества. Реализация перераспределительной функции осуществляется посредством системы централизованных фондов;
  • регулирующая функция. Суть данной функции состоит в обеспечении образования и использования бюджетных фондов, формируемых за счет налоговых поступлений, доходов от использования государственной и муниципальной собственности
    , предоставления государственных и муниципальных займов и так далее;
  • контрольная функция. Данная функция обеспечивает информирование органов государственного и муниципального управления, а также населения о своевременности и полноте поступления финансовых ресурсов в распоряжение
    органов государственного муниципального управления, эффективности их использования, адекватности пропорций распределения. С одной стороны, контрольная функция обеспечивает оценку правильности и своевременности перечисления средств в централизованные фонды, с другой стороны, дает возможность обеспечить отслеживание целевого и эффективного использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Характеристика функции планирования и организации

Финансы выполняют функцию планирования, суть которой состоит в определении целей управления финансами, а также выборе направлений и средств достижения этих целей в соответствии с установленными полномочиями и предметами ведения между Российской Федерацией, ее субъектами, органами муниципального управления. Функция планирования подразумевает также распределение ограниченных финансовых ресурсов по временным периодам в соответствии с приоритетными целями развития, перераспределение финансов между уровнями бюджетной системой. Реализация функции планирования через систему формирования бюджетов на определенные финансовые периоды и перспективы, обеспечение сбалансированности финансовых потоков, порядка налогообложения и прочих аспектов.

«Функции государственных и муниципальных финансов» 👇

Выполнение финансами функции организации подразумевает определение бюджетного устройства, бюджетной классификации
, выработку порядка формирования, утверждения и исполнения бюджетов, отбор кредитных организаций, уполномоченных на обслуживание бюджетных отношений, разграничение составов полномочий органов законодательной и исполнительной власти в рамках бюджетного процесса, установление обязанностей и прав подразделений финансовых органов функционального характера.

Непосредственно эта функция также связана с процессом организационного устройства внутренней системы, обеспечивающей регулирование и контроль бюджетных потоков, государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *