Сущность и функции финансов дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Большинство
же ученых-экономистов считают, что финансы
представляют особую область и лишь часть
денежных отношений, имеющих свои определенные
признаки. Главными признаками, определяющими
категорию финансы, следует считать:

  • Денежный
    характер финансовых отношений
  • Распределительный
    характер финансовых отношений
  • Финансовые
    отношения всегда связанны с формированием
    денежных фондов принимающих вид финансовых
    ресурсов
  • Безэквивалентность
    отношений распределения (Это отличает
    финансы от отношений купли-продажи)
  • Безвозвратность
    и бесплатность  (Это отличает финансы
    от кредита)

Опираясь 
на данные признаки можно увидеть, что 
финансы возникают и функционируют 
на второй стадии воспроизводственного
процесса – на стадии распределения 
и перераспределении стоимости 
общественного продукта. Из этого 
следует, что расширительная трактовка
сущности финансов вызывает сомнение.
Распределение и обмен – это разные стадии
воспроизводственного процесса, имеющие
свои, особые экономические формы выражения.
Поэтому нелогично относить разные по
характеру денежные отношения, возникающие
на разных стадиях воспроизводства, к
одной и той же категории – финансам. Ограничение
места финансов распределительной и перераспределительной
стадией воспроизводства вводит жесткие
границы функционирования финансов, но
это не означает, что финансы ограничивают
свое действие на этой стадии воспроизводства.
Финансы активно влияют на все стадии
воспроизводственного процесса посредством
косвенных факторов.

К
числу дискуссионных относится 
вопрос о качественных признаках, определяющих
специфику финансов как экономической
категории. Споры идут в основном о том,
включать или не включать в определение
финансов такой их признак как императивность.
Причем термин ”императивность” трактуется
учеными по-разному: одни видят в нем активную
роль государства по организации финансовых
отношений, другие причину, порождающую
функционирование финансов.

Если 
под императивностью понимается
практическая деятельность государства,
направленная на организацию финансовых
отношений, выработку форм их проявления
и использования, то такое употребление
термина не вызывает возражений, но
ничего не добавляет к характеристике
сущности финансов.

Однако 
в некоторых публикациях императивность
трактуется как сущностная черта 
финансовых отношений. Подчеркивается,
что при характеристике категории 
финансов без данной черты не обойтись,
поскольку именно государство создает 
новые распределительные финансовые отношения,
что непосредственной причиной возникновения
и развития финансов является деятельность
государства и его органов. Подобные утверждения
неправомерны, ибо не сама деятельность
государства, а объективные потребности
общественного развития вызывают существование
финансов.

К
числу дискуссионных относится 
также вопрос о функциях финансов.
Многие экономисты считают, что финансы 
выполняют две функции — распределительную 
и контрольную. Хотя в литературе
можно найти утверждения, что финансам,
помимо этих двух функций, присущи и другие:
производственная (разные авторы называют
ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая
и т. д. Но при этом происходит подмена
вопроса о функциях финансов вопросом,
об их роли в общественном воспроизводстве,
так как это разные, хотя и взаимосвязанные
вопросы. Конечно, финансы играют важную
роль в общественном воспроизводстве,
с их помощью может стимулироваться эффективное
использование факторов производства,
регулироваться стоимостные пропорции,
обеспечиваться условия для проведения
режима экономии и т. д. Однако отождествлять
эти результаты, достигаемые благодаря
функционированию финансов, с их функциями
неправомерно.

Некоторые
авторы не признают распределительной 
функции финансов, считая, что она
не выражает их специфику, поскольку процессы
стоимостного распределения обслуживаются
разными экономическими категориями.
Но сторонники распределительной функции
отнюдь не считают, что она порождена самим
фактом функционирования финансов на
второй стадии воспроизводственного процесса,
а наоборот, они связывают ее со специфическим
общественным назначением финансов, подчеркивая,
что ни одна другая категория, действующая
на стадии стоимостного распределения,
не является столь ”распределительной”,
как финансы.

Некоторые
экономисты считают, что финансам присущи 
три функции: формирование денежных
фондов (доходов), использование денежных
фондов (доходов) и контрольная. Однако
первые две, хотя реально существуют,
но они больше напоминают механизм
реализации распределительной функции,
чем самостоятельный способ действия
категории финансов.

Из 
всего выше сказанного можно сделать 
вывод, что финансы являются неотъемлемой 
частью  денежных  отношений  и 
играют   огромную роль в формировании, 
распределении и использовании 
централизованных и децентрализованных 
фондов  денежных средств в целях выполнения 
функций, задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.
Также можно сказать, что финансы объективно
необходимы, так как обусловлены потребностями
общественного развития. Государство
может, учитывая объективную необходимость
финансовых  отношений   разрабатывать
различные формы их использования: вводить
или отменять различные виды  платежей,
изменять  формы использования       
финансовых ресурсов и т.д. Государство
не может создавать то, что объективно
не подготовлено ходом общественного
развития. Оно устанавливает только формы
проявления  объективно  назревших
экономических отношений. Без финансов
невозможно  обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономически, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических  достижений, 
удовлетворять  другие  общественные 
потребности.

Были 
рассмотрены функции финансов, а 
именно: распределительная и контрольная
– эти функции осуществляются финансами
одновременно.  Нельзя   забывать, 
что помимо этих двух основных функций 
есть  и другие: регулирующая функция
– она связана с вмешательством государства  
через финансы в процесс воспроизводства,  
стабилизационная  функция – обеспечивает
для всех хозяйствующих  субъектов 
и  граждан  стабильные условия в
экономических             
и социальных   отношениях.

Наличие
дискуссионных вопросов обуславливает 
необходимость дальнейшей разработки
теоретических проблем сущности
финансов. Более глубокое знание экономической
природы финансов, присущих им свойств
позволит активнее разрабатывать пути
лучшего использования данной категории
в практике хозяйствования, научно обосновать
меры, направленные на финансовое оздоровление
экономики и совершенствование финансовых
взаимосвязей в нашей стране.

Таким 
образом,  в   курсовой   
работе я попыталась раскрыть следующие 
вопросы: предпосылки возникновения финансов,
их необходимость и особенности, функции
финансов как проявление их сущности и
наличие дискуссионных вопросов сущности
и функций финансов.

1.   Галицкая
С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002.

2. Дробозина
Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»:
Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ,
1997.

3. Ковалева
А.А. «Финансы и кредит».  – Уч. пособие,
М.: Финансы и статистика, 2003г.

4. Леонтьев
В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки».
/ М., ИВЭСЭП, 2003.

5. Лаврушин 
О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное
пособие. —    Москва 2000.

6. Родионова 
В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика,
2001.

7. Сабанти 
Б.М. «Теория финансов.; Менеджер
1998г

8. Чантландзе.
«Вопросы теории финансов».  Тбилиси,
1999г

9. Справочник
финансиста предприятия. – 2-е издание,
доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 1999.

10. Бирман
А. М.; Финансы в системе стоимостных категорий;
журнал Вопросы экономики. 1997 г. №10

Основы теории финансов

Сущность и необходимость финансов

Функции финансов и дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Финансовая система, ее звенья

Финансовый контроль. Управление финансами

Сущность и необходимость финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Читать также:  ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Функции финансов и дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму) .

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы” пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса — при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Однако распределение и обмен — это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Тем не менее, финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин” императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции — распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т.д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь” распределительной”, как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Финансовая система, ее звенья

По определению, финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов — соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Читать также:  МБК ФИНАНС ОТЗЫВ

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный) .

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Финансовый контроль. Управление финансами

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.) .

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль) ; финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.) . Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Согласно определению, управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.) .

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации” узких” мест, решения вновь возникающих задач и т.п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Читать также:  ФГБУ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛИКЛИНИКА

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Литература

1. Финансы, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.

3. Указ Президента РФ” О федеральном казначействе” .

4. Экономика и жизнь №1,1993.

В нашей стране созданы условия для предпринимательской
деятельности. Но недостаток экономических
знаний и умения применять их на практике
тормозит экономические преобразования.
Небольшое количество специалистов приводит
к тому, что бюджет у нас составляют и принимают
люди, имеющие лишь посредственное представление
о том, что такое финансы. Одним из важнейших
условий повышения благосостояния граждан
и всего государства в целом является
повышение экономических знаний, подготовка
специалистов имеющих глубокие знания
о финансах, их структуре, функциях и умеющих
применять эти знания на практике, создание
государством благоприятных условий для
развития предприятий и малого бизнеса.

Проработка вопроса сущности финансов
в нашей стране находится в двояком состоянии.
С одной стороны сильны административно-командные
взгляды, с другой набирают силу рыночные
взгляды на сущность финансов.

Предмет исследования сущности финансов
актуален еще тем, что до сих пор не дано
четкое представление, что такое финансы,
границы их распространения.

В курсовой работе также подробно рассматриваются
функции финансов, их общая характеристика.
Изучение функций необходимо для реализации
эффективной финансовой деятельности.

Существование дискуссионных вопросов
о сущности и функциях финансов и разногласия
по поводу их роли в жизни общества говорят
о том что, данный вопрос требует детального
изучения и понимания.

Рассмотрение вопросов сущности и необходимости
финансов, их специфических признаков,
функций и дискуссионных вопросов сущности
и функций финансов, является главной
целью данной работы.

Из общего потока источников информации
я выбрала для себя основные и наиболее
важные, например, Галицкая С.В. «Деньги,
кредит, финансы», Леонтьев В.Е. «Финансы»,
Ковалева А.М. «Финансы», Родионова В.М..
«Финансы», Дробозина Л.А «Финансы» 
и несколько других авторов, а также при
написании курсовой я использовала такие
журналы,  как «Вопросы экономики»,
«Финансы».

Современный
мир — это мир всесторонних и всемогущих
товарно-денежных отношений. Ими пронизана
внутренняя жизнь любого государства
и его деятельность на международной арене.  
В процессе воспроизводства на разных
уровнях, начиная с предприятия и кончая
национальной экономикой в целом, образуются
и используются фонды денежных средств.
При этом не имеет значение, в какой форме
выступают деньги: в виде наличных бумажных
знаков, то ли в форме кредитных карточек,
или на значащихся, на банковских счетах
сумм вообще вне всякой формы.

Финансы
– историческая категория. Они появились
одновременно с возникновением государства
при расслоении общества на классы. Термин
finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах
Италии и обозначал любой денежный платеж.
В дальнейшем термин получил международное
распространение и стал употребляться
как понятие, связанное с системой денежных
отношений между населением и государством
по поводу образования государственных
фондов денежных средств. Таким образом,
данный термин отражал, во-первых, денежные
отношения между двумя субъектами, т.е.
деньги выступали материальной основой
существования и функционирования финансов
(где нет денег, не может быть и финансов);
во-вторых, субъекты обладали разными
правами в процессе этих отношений: один
из них (государство) обладал особыми полномочиями;
в-третьих, в процессе этих отношений формировался
общегосударственный фонд денежных средств
– бюджет (следовательно, можно сказать,
что эти отношения носили фондовый характер);
в-четвертых, регулярное поступление средств
в бюджет не могло быть обеспечено без
придания налогам, сборам и другим платежам
государственно-принудительного характера,
что достигалось посредством правовой
нормотворческой деятельности государства,
создания соответствующего фискального
аппарата.

Первая 
предпосылка. В Центральной Европе в
результате первых буржуазных революций
хотя и сохранились монархические режимы,
но власть монархов была значительно урезанна,
и, самое главное, произошло отторжение
главы государства (монарха) от казны.
Возник общегосударственный фонд денежных
средств – бюджет, которым глава государства
не мог единолично распоряжаться.

Вторая 
предпосылка. Формирование и использование
бюджета стало носить системный характер,
т.е. возникли системы государственных
доходов и расходов с определенным составом,
структурой и законодательным закреплением.

Третья 
предпосылка. Налоги в денежной форме
приобрели преимущественный характер,
тогда как ранее доходы  государства
формировались главным образом за счет
натуральных податей и трудовых повинностей.

Однако 
уменьшать роль государства нельзя.
Государство активно воздействует
на финансы в зависимости от политического
устройства, основных задач, текущих условий
и других причин. Через свою финансовую
политику государство может влиять на
экономику, оказывая на нее как положительное,
так и отрицательное влияние.

Так
как, несомненно, финансы являются исторической
категорией (имеют стадии возникновения),
то можно выделить два основных этапа
развития финансов.

Вначале
– неразвитая форма финансов, когда 
основная масса денежных средств (2/3)
расходовалась на военные цели, и 
финансы практически не оказывали воздействия
на экономику. Другой характерной чертой
этого периода была узость финансовой
системы, так как она состояла из одного
звена – бюджетного, и количество финансовых
отношений было ограниченно. Все они были
связанны с формированием и использованием
бюджета.

По 
мере развития товарно-денежных отношений 
возникала необходимость в новых 
общегосударственных фондах денежных
средств и соответственно новых 
группах денежных отношений по поводу
их формирования и использования.

В
настоящее время независимо от политического
устройства и уровня экономического устройства
того или иного государства финансы вступили
в новую стадию своего развития. Это обусловлено
многозвенностью финансовых систем, высокой
степенью воздействия на экономику, большим
разнообразием финансовых отношений.

Финансы
как научное понятие обычно ассоциируется 
с теми процессами, которые на поверхности 
общественной жизни проявляются 
в разнообразных формах и обязательно
сопровождаются движением (наличным или
безналичным) денежных средств. Идет ли
речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения
на предприятиях, или о перечислении налоговых
платежей в доходы государственного бюджета,
или о внесении средств во внебюджетные
или благотворительные фонды – во всех
этих и подобных им финансовых операциях
происходит движение денежных средств.

Будучи 
очень приметным, движение денежных
средств само по себе не раскрывает
сущности финансов. Для ее постижения
необходимо выявить те общие свойства,
которые характеризуют внутреннюю природу
всех финансовых явлений.

Если 
отвлечься от многочисленных форм,
в которых протекают финансовые
процессы, можно увидеть то общее 
что их  объединяет — лежащие в их
основе отношения между различными участниками
общественного производства, или общественные
отношения. По характеру эти отношения
– производственные (экономические), поскольку
возникают непосредственно в общественном
производстве.

Экономические
отношения исключительно многообразны:
они возникают на всех стадиях воспроизводственного
процесса, на всех уровнях хозяйствования,
во всех сферах общественной деятельности.
При этом однородные экономические отношения,
характеризующие одну из сторон общественного
бытия, будучи представлены в обобщенном
абстрактном виде, образуют экономическую
категорию. Финансы, выражая реально существующие
в обществе производственные отношения,
имеющие объективный характер и специфическое
общественное назначение, выступают в
качестве экономической категории.

Своеобразие
отношений, составляющих содержание финансов
как экономической категории, заключается 
в том, что они всегда имеют 
денежную форму выражения.

Денежный 
характер финансовых отношений – 
важный признак финансов. Деньги являются
обязательным условием существования
финансов. Нет денег – не может быть и
финансов, ибо последние есть общественная
форма, обусловленная существованием
первых.

В
этой связи неправомерно относить к 
финансам не только денежные, но и натуральные 
взаимоотношения. Существование натуральных
повинностей в эпоху феодализма, взимание
рабовладельческим государством дани
со своих граждан и покоренных народов,
натурализация общественных отношений
в условиях расстроенного денежного обращения
отнюдь не доказывает натуральный характер
финансовых взаимосвязей. Они говорят
о другом – функционирование финансов
возможно только при определенных условиях,
отсутствие которых сразу же сужает границы
действия этой категории.

Появление
финансовых отношений всегда дает о 
себе знать реальным движением денежных
средств. Отсутствие такого движения на
стадиях производства и потребления воспроизводственного
процесса свидетельствует о том, что они
не являются местом возникновения финансов.

Реальное 
движение денежных средств происходит
на второй с третьей стадии воспроизводственного
процесса – в распределении и обмене.
Однако характер движения стоимости (в
ее денежной форме) на этих стадиях различен,
что не позволяет обе их стороны относить
к сфере функционирования финансов.

На 
второй стадии движение стоимости в денежной
форме осуществляется обособленно от
движения товаров и характеризуется ее
отчуждением (переходом из рук одних владельцев
в руки других) или целевым обособлением
каждой части стоимости (в рамках одного
владельца). На третей стадии распределенная
стоимость (в денежной форма) обменивается
на товарную форму, т.е. совершаются акты
купли-продажи. Отчуждения самой стоимости
здесь не происходит; она лишь меняет свою
форму – с денежной на товарную.

Таким
образом, на второй стадии воспроизводства
имеет место одностороннее (без встречного
эквивалента) движение денежной формы
стоимости; на третьей – двустороннее
(встречное) движение стоимостей, одна
из которых находится в денежной форме,
а другая в товарной.

На 
третей стадии воспроизводственного процесса,
постоянно совершаемые обменные операции
обслуживаются двумя категориями: во-первых,
деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых,
ценой. Никакого иного общественного инструмента
здесь больше не требуется. Следовательно,
в обмене нет места финансам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *