СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Финансовая
система
— это совокупность финансовых отношений,
охватывающих формирование и использование
первичных, производных и конечных
денежных потоков.

С
точки зрения структуры
финансовую систему можно рассматривать
как совокупность сфер, звеньев,
опосредствующих формирование и
использование доходов, а так же как
систему финансовых учреждений.

Звенья
финансовой системы можно сгруппировать
в три крупных блока, каждый из которых
также имеет внутреннюю структуру:

Финансы
как экономическая категория появились
одновременно с государством при
расслоении общества на классы.

Первоначально
термин «финансы» означал любые денежные
отношения и денежные платежи. С развитием
общества данный термин получил
международное значение и стал употребляться
как понятие в системе денежных отношений
между населением и государством.

Финансы
– представляют собой экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.

Понятие
«финансы» зачастую отождествляют с
деньгами. Однако эти понятия не являются
синонимами. Представим признаки финансов
и их отличительные черты:

1. Финансы
отражают денежные отношения между двумя
субъектами, т.е. деньги выступают
материальной основой существования и
функционирования финансов (где нет
денег, не может быть финансов);

2. Субъекты
обладают разными правами в процессе
этих отношений: один из них (государство)
обладает особыми полномочиями;

3. Регулярное
поступление средств в бюджет не может
быть обеспечено без придания налогам,
сборам и другим платежам
государственно-принудительного
характера,  что достигается с помощью
правотворческой деятельности государства,
создания соответствующего финансового
аппарата.

По
указанным признакам можно выделить
финансы из всей совокупности денежных
отношений. Например, денежные отношения
между гражданами, между гражданами и
розничной торговлей нельзя отнести к
финансам, т.к. государство здесь регулирует
денежные отношения гражданско-правовыми
методами, для которых характерной чертой
является равноправие субъектов,
объединенных данными отношениями.

Общее
понятие финансов рассматривается в
двух аспектах:

1.
В экономическом аспекте — финансы — это
экономические отношения, свя­занные
с формированием, распределением и
использованием централизо­ванных и
децентрализованных (Бондов денежных
средств, необходимых государству для
выполнения своих задач и функций.

2.
В денежном аспекте — финансы — это
совокупность фондов денежных средств,
мобилизованных государством для
осуществления своих задач.

Финансы
неотъемлемая часть денежных отношений.
Финансы отличаются от денег как по
содержанию, так и по выполняемым функциям
Деньги — это всеобщий эквивалент, с
помощью которого прежде всего измеряются
затраты труда ассоциированных
производителей, а финансы — это
экономический ин­струмент распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода,
орудие контроля за образованием и
использо­ванием денежных средств.

Сущность
финансов проявляется в их функциях,
основными из которых являются:

Распределительная
функция проявляется при распределении
национального дохода в процессе создания
основных или первичных доходов (нац.
доход — НД). Основные доходы формируются
при распределении НД среди участников
материального производства, и делятся
на:


зарплату, работающих в сфере материального
производства;


доходы предприятий в сфере материального
производства.

Распределение
ВВП происходит с помощью финансовых
инструментов.

Контрольная
функция проявляется в контроле за
распределением ВВП, по соответствующим
фондам, и расходованием их по целевому
назначению.

Одной
из важных задач финансового контроля
является проверка соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты, выполнение
финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками,
а также взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.

Объектом
контрольной функции финансов являются
финансовые показатели деятельности
предприятий.

Регулирующая
функция проявляется посредством
вмешательства государства в процесс
воспроизводства (госрасходы, налоги,
госкредиты).

Стабилизирующая
функция. Особое значение имеет вопрос
стабильности финансового законодательства,
как гарантии проведения инвестиционной
политики в производственной сфере.

Тема 16. Финансы и финансовая система

16.1. Сущность и функции финансов

16.2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь

Финансы — категория историческая, поскольку имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Сущность финансов проявляется в их функциях,под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода между участниками материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением между теми, кто его создавал, т. е. среди участников материального производства, но и в непроизводственную сферу, где национальный доход не создается. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Контрольная функция финансов. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

Стимулирующая функция финансов. Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Финансовыми рычагами являются: б юджет, цены, тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью, общественном воспроизводстве.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов), публичные финансы (государственные и муниципальные финансы), финансы домашних хозяйств (населения).

Государственный бюджет — это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства.

Помимо государственного бюджета в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.

Фонды страхованияобеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место имеет фондовый рынок, который представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов — ценных бумаг. Основная задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т. д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это — реальный сектор экономики. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги.

Многообразие взаимосвязи в процессе общественного воспроизводства опосредствуются деньгами. При этом деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение. В результате данного движения образуются: 1) фонды денежных средств государства, фирм и населения; 2) собственно денежное обращение. С движением денежных фондов и связано понятие финансов как особой формы экономических отношений.

Читать также:  ТЕМЫ ДЛЯ СТАТЬИ ПО ФИНАНСАМ И КРЕДИТУ

Финансы прямо и непосредственно связаны с функционированием денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Сказанное позволяет дать следующее определение финансов:

Финансы есть совокупность экономических отношений, опосредствующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства.

Необходимость финансов обусловлена наличием товарно-денежных отношений. При товарном производстве и развитом рыночном обмене создание и распределение продукта происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Стоимостная форма движения порождает определенные денежные фонды, которые опосредствуют движение продукта в натурально-вещественной форме. Иначе говоря, переход продукта из производства в потребление совершается лишь через образование, распределение и использование соответствующих фондов. Возникающие при этом денежные, экономические отношения и составляют сущность финансов. Отсюда следует, что финансы представляют собой объективно необходимую категорию воспроизводства.

Однако было бы неправильно считать, что финансы охватывают всю совокупность денежных отношений. Денежные отношения в целом шире финансов. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Полное раскрытие сущности финансов требует выяснения не только их понятия и необходимости, но и их общественного назначения, т.е. их функции. Совокупность функций характеризует финансы всесторонне и, следовательно, полностью раскрывает их сущность. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольно-стимулирующую.

Распределительная функция финансов связана с распределением совокупного общественно продукта и национального дохода. Данную функцию следует понимать не в том смысле, что финансы сами по себе распределяют продукт, а в том, что финансы лишь опосредствуют распределение созданного продукта. Следует сказать так: распределение натурально-вещественного состава продукта совершается посредством распределения фондов денежных средств. В соответствии с распределением денежных фондов (доходов и накоплений) между государством, фирмами и населением происходит и распределение созданного продукта в натуре.

Финансы опосредствуют формирование и использование как первичных, так и вторичных (конечных) доходов в составе национального дохода. Распределение и перераспределение национального дохода с помощью финансов осуществляется двумя методами:

1) финансово-бюджетным методом. Он применяется при изъятии доходов в бюджет и выдаче средств из бюджета в безвозвратном порядке;

2) кредитно-банковским методом. Он означает аккумуляцию временно свободных ресурсов и выдачу кредитов на основе возвратности.

Основными целями финансового перераспределения национального дохода являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами непроизводственной сферы, где, как известно, национальный доход не создается;

2) целенаправленное распределение финансовых ресурсов между отдельными экономическими районами страны;

3) приоритетное межотраслевое распределение финансовых ресурсов, обеспечивающее преимущественное развитие наиболее прогрессивных отраслей;

4) рациональное внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов, стимулируемое различной рентабельностью и варьируемой эффективностью капитальных вложений.

Таким образом, финансовое распределение и перераспределение национального дохода обеспечивает необходимые пропорции в воспроизводстве материальных и денежных ресурсов общества и фирм.

Контрольно-стимулирующая функция финансов связана с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций. Различают следующие виды финансового контроля:

1) финансово-хозяйственный контроль. Он осуществляется финансовыми органами фирм, предприятий, объединений, министерств и ведомств путем распределения фондов денежных средств. Так оказывается воздействие на весь ход воспроизводства: на объем выпуска и реализации продукции, на себестоимость и рентабельность, на оплату труда. Этот вид финансового контроля направлен на систематическое повышение эффективности производства;

2) финансово-бюджетный контроль. Он осуществляется через изъятие части прибыли предприятий в государственный бюджет, а также путем финансирования предприятий и строек. Так финансовая система контролирует своевременность установленных платежей в бюджет, а также выдачу бюджетных средств в зависимости от выполнения бизнес-плана или темпов строительства;

3) кредитно-банковский контроль. Он осуществляется посредством кредитования фирм и предприятий. Контрольная функция финансов в данном случае проявляется через принципы предоставления кредита: срочность, возвратность, платность. Этот вид контроля осуществляется посредством системы расчетов (за продукцию, работы, услуги), которые проходят через банк.

Финансы играют важную роль в установлении оптимальных пропорций развития макроэкономики, в достижении сбалансированности натуральных и стоимостных элементов воспроизводства, в повышении эффективности производства. Экономическая роль финансов проявляется по следующим направлениям:

1) финансы, ускоряя кругооборот капитала, способствуют росту эффективности производственной деятельности фирм;

2) финансы путем постоянного соизмерения доходов и расходов укрепляют и развивают коммерческий расчет фирм;

3) финансы путем распределения и перераспределения фондов денежных средств обеспечивают оптимальные пропорции экономического роста;

4) финансы создают экономическую основу оптимизации сочетания фондов потребления и накопления в национальном доходе. От этой пропорции зависят темпы расширенного воспроизводства, динамика жизненного уровня населения;

5) финансы способствуют развитию многообразных форм собственности и форм хозяйствования в национальной экономике. Новые отношения и субъекты собственности и рынка не смогут возникнуть и развиться без финансовой поддержки государства, спонсоров и процветающих фирм.

Финансы — это динамично развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве.

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определения различий между ними. В соответствии с общей природой экономических систем выделяют два основных принципа организации финансовой системы.

1. Принцип демократического централизма присущ командно — административной системе. По такому принципу была построена финансовая система в СССР, где все финансовые учреждения страны были обязаны исполнять директивные указания центра. Все финансовые средства аккумулировались в государственном бюджете и оттуда перераспределялись между нижестоящими звеньями.

2. По принципу фискального федерализма построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Государственные, федеральные бюджеты и налоги в них отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики, с одной стороны, государством или федерацией в целом, а с другой стороны — участниками федерации и муниципалитетами.

После перехода РФ к новым экономическим отношениям в 1991 г. финансовая система нашей страны стала строится по принципу фискального федерализма. В соответствии с административно — территориальным устройством России она имеет трехступенчатую структуру:

1) Федеральный бюджет и налоги;

2) бюджеты и налоги субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга);

3) бюджеты и налоги местных органов самоуправления.

В целом структура финансовой системы может быть представлена следующим образом:

— государственные финансы, включающие в себя централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства;

— региональные финансы — территориальные денежные фонды, привлекаемые для экономического и социального развития регионов;

— финансы предприятий и отраслей, т.е. денежные фонды, предназначенные для решения производственных и социальных проблем на уровне предприятий и отраслей.

Перечисленные здесь финансы взаимосвязаны и представляют в стране финансовую систему, т.е. систему отношений между экономическими субъектами в формировании и использовании фондов денежных средств через соответствующие экономические органы (государства, регионов, предприятий) на основе законодательно установленных нормативов.

В полном объеме функции финансовой системы проявляются на государственном, общенациональном уровне:

— аккумулирующая — создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;

— регулирующая — стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития НТП и решения социальных проблем;

— распорядительная — формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения и особенно через госбюджет;

Читать также:  Бернстайн анализ финансовой отчетности

— контрольная — обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Все элементы финансовой системы функционируют на основе взаимозависимости и составляют финансовый механизм, включающий финансовую систему как его основу, организацию деятельности финансовых органов и подразделений, разработку и социальную направленность финансовой политики, подготовку кадров для финансовой деятельности.

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 2

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Читать также:  Денежные потоки предприятия. Анализируем и управляем

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства, совершенствование хозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовая система государства и ее особенности

На сегодняшний день все финансовые системы формируются из следующих составляющих:

Все составляющие условно можно разделить на две крупные группы:

Государственные финансы используются для разработки и внедрения единой общей финансовой политики. Стоит отметить, что от степени успешности реализации данной политики зависит доходность деятельности большого числа хозяйствующих единиц.

Общегосударственные финансовые ресурсы формируются как конечный результат распределения и перераспределения финансов государства в современных условиях производства материальных ценностей. Роль государства в социальной и экономической сфере на сегодняшний день приобретает особое значение, ведь именно государство через органы власти осуществляет управление финансовыми ресурсами, что, как правило, приводит к необходимости централизации в отношении денежных поступлений.

На сегодняшний день государственные финансы играют роль основного элемента национальной экономики в целом, выполняя следующие роли:

Прочие элементы финансовой системы тесно взаимосвязаны с государственным бюджетом в силу его особого положения. Оказание им адресной помощи представляет собой первоочередную задачи условиях современных сложившихся экономических отношений. Таким образом, посредством финансов, в т. ч. государственных, возможно обеспечение нормативного функционирование всех финансовых звеньев.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность финансов

Финансы – это особая категория денежных отношений в государстве.

Термин «финансы» появился еще в 13-15 вв. в городах Италии и первоначально обозначал денежный платеж. Позже понятие распространилось по странам и стало чаще всего употребляться в качестве термина, связанного с денежными отношениями между государством и населением в связи с образованием государственных фондов денежных средств.

Понятие «финансы» отражало денежные отношения, возникшие между двумя субъектами (деньги являлись материальной основой функционирования и существования финансов). Субъектам принадлежали различные права в процессе денежных отношений, при этом государство имело особые полномочия. В процессе денежных отношений создавался государственный бюджет (фонд денежных средств). Регулярное поступление денежных средств в бюджет могло быть обеспечено только через придание сборам, налогам, иным платежам государственно-принудительного характера (это достигалось путем нормотворческой правовой деятельности государства, формирования фискального аппарата.

Финансы охватывают только ту часть денежных отношений, посредством которой формируются государственные денежные фонды, денежные фонды территориальных подразделений, учреждений, организаций, предприятий. Деятельность финансовых механизмов связана с самим фактом существования государства, его потребностями в финансовых ресурсах.

Характеристика финансов по категориям:

«Финансы и финансовая система» 👇

Функции финансов

Сущность финансов отображена в их функциях. В качестве определяющих и основных функций финансам свойственны распределительная и контрольная функции. Посредством финансов в государстве происходит распределение национального дохода и валового внутреннего продукта, контроль производства и распределения в стране социальных и материальных благ.

Роль финансов отображена в возможности регулирования отношений в обществе и осуществления за этими отношениями контроля. Государство посредством использования финансов регулирует экономику, оказывает влияние на политические и социальные процессы. Государство через финансы оказывает регулирующие функции на государственные расходы, государственный кредит, налоги в процессе воспроизводства.

В целях регулирования социальных отношений и экономики используется бюджетное и финансовое планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Формы государственного регулирования зависят от ряда факторов:

Выраженные в денежной форме публичные финансы помогают отразить в целом воспроизводственный процесс, его отдельные фазы через финансовые фонды и ресурсы, показать его количественную сторону.

Возможность финансов отображать воспроизводственный процесс количественно помогает регулярно контролировать аккумулирование, использование и распределение фондов денежных средств, что отражено в функции финансового контроля.

К важнейшим функциям финансового контроля относится проверка соблюдения законов по финансовым вопросам, полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств перед налоговой службой, бюджетной системой, банками и др. Практическая роль финансов в реализации контрольной функции проявляется в функционировании финансовых органов. Результаты практической реализации в качестве регулирования отношений в обществе, контроля за их реализацией представляют форму выражения финансовой политики страны.

Сущность финансов и их функции

Финансы – это комплекс финансовых отношений, напрямую связанных с формированием, распределением и расходованием финансовых ресурсов как внутри отдельных хозяйствующих единиц, так и в государстве в целом.

В современных условиях финансовые ресурсы любого субъекта, например, хозяйствующей единицы формируются на стадии непосредственного производства, однако, в реальности, они проявляются исключительно на стадии распределения.

Таким образом, финансы стоит рассматривать исключительно в рамках производственных отношений.

В настоящее время финансы существуют как обособленная экономическая категория, что, в первую очередь, проявляется в их функциях:

«Сущность и функции финансов. Финансовая система государства » 👇

На сегодняшний день перечисленные функции финансов осуществляются посредством финансового механизма, включающего комплекс организационных форм экономических взаимоотношений в национальной экономики, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов различных уровней централизованных и децентрализованных фондов, способы финансового прогнозирования, формы управления финансами и финансовой системой, нормативные и правовые акты (законы, постановления) в финансовой сфере.

Финансовая система РФ

Финансы органично взаимосвязаны с функционированием всего государства. При этом признаки различных финансовых отношений имеют определенные различия.

Финансовая система в качестве экономической категории представляет комплекс разных сфер финансовых отношений, для каждой из которых характерны особенности в создании и использовании фондов финансовых ресурсов, разной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система может рассматриваться в двух аспектах: как экономическая категория, как управленческая категория.

Финансовая система – понятие динамическое. Его содержание изменялось по мере развития экономической системы и с изменением общественного строя.

В экономическом аспекте под финансовой системой понимают внутреннюю структуру финансов, весь комплекс входящих в нее и взаимосвязанных между собой институтов (звеньев), представляющих каждый в отдельности группу финансовых отношений. Институты обладают собственным материальным выражением, представленным различного рода денежными фондами (внебюджетные, бюджетные и т.д.).

Структуру финансовой системы РФ составляют:

Большинство исследователей в понятие «финансовая система» включает относительно самостоятельные звенья и сферы: централизованные финансы (бюджетные фонды, муниципальный и государственный кредиты, государственные внебюджетные фонды); децентрализованные финансы (финансы домашних хозяйств и финансы организаций).

Финансовую систему можно охарактеризовать, как систему методов и форм аккумулирования, перераспределения и использования фондов финансовых ресурсов государства, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, различных отраслей народного хозяйства. Каждое звено обслуживает строго определенную сферу распределения национального дохода через использование специальных методов и форм аккумулирования и применения денежных средств государства и муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *