СУЩНОСТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Функции государственных и муниципальных финансов – это ролевая нагрузка централизованных фондов государства, его регионов и муниципальных образований в процессе реализации государственной и муниципальной финансовой политики.

Государственные и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политики.

Государственные
и муниципальные финансы
— это совокуп­ность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ре­сурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
обо­рот. Реальный
денежный оборот — это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы, являющиеся
источ­никами финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Характеристика функции планирования и организации

Финансы выполняют функцию планирования, суть которой состоит в определении целей управления финансами, а также выборе направлений и средств достижения этих целей в соответствии с установленными полномочиями и предметами ведения между Российской Федерацией, ее субъектами, органами муниципального управления. Функция планирования подразумевает также распределение ограниченных финансовых ресурсов по временным периодам в соответствии с приоритетными целями развития, перераспределение финансов между уровнями бюджетной системой. Реализация функции планирования через систему формирования бюджетов на определенные финансовые периоды и перспективы, обеспечение сбалансированности финансовых потоков, порядка налогообложения и прочих аспектов.

«Функции государственных и муниципальных финансов» 👇

Выполнение финансами функции организации подразумевает определение бюджетного устройства, бюджетной классификации, выработку порядка формирования, утверждения и исполнения бюджетов, отбор кредитных организаций, уполномоченных на обслуживание бюджетных отношений, разграничение составов полномочий органов законодательной и исполнительной власти в рамках бюджетного процесса, установление обязанностей и прав подразделений финансовых органов функционального характера.

Непосредственно эта функция также связана с процессом организационного устройства внутренней системы, обеспечивающей регулирование и контроль бюджетных потоков, государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Государственные финансы представляют собой важную макроэкономическую категорию. В общем виде они представляют собой денежные отношения, возникающие в сфере формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использования на нужды управления, обороны и расширенного производства.

Государственные финансы функционируют на уровне государства в целом и его субъектов в частности. В большинстве своем они связаны с процессами перераспределения национального дохода в целя обеспечения выполнения государством его функций.

Сфера государственных финансов характеризуется рядом проблем, которые определяются:

В основе функционирования системы государственных финансов лежит два основополагающих процесса. Один из них связан с мобилизацией и аккумулированием финансовых ресурсов, а второй – с их использованием. Таким образом, формируются доходы и расходы государства. Все они находят свое отражение в государственном бюджете.

Формообразующими элементами системы государственных финансов выступают государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды. Каждый из них играет свою роль в обеспечении государства финансовыми ресурсами для удовлетворения общественных потребностей.

Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы — это совокупность
экономических отношений, возникающих
в реальном денежном обороте по поводу
формирования, распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
оборот. Реальный
денежный оборот — это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота
выступают финансовые
ресурсы, являющиеся
источниками финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизованными
источниками финансирования государственного
и муниципального секторов экономики,
наиболее значимых программ развития
производства и общественного сектора,
организаций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функционирование направлено
на достижение общих целей развития
социально ориентированной экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Рис.2.1.
Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы как
экономическая категория зависят от
преобразований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой системы. Это
относится прежде всего к взаимосвязям
между финансами макроуровня и финансами
микроуровня. Финансы макроуровня, и
прежде всего государственный и
муниципальный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей экономического развития, поэтому
требуется их оптимальная организация.
Способ организации устанавливает
качественную определенность финансов.
Распределение и использование финансовых
ресурсов в государстве осуществляются
в рамках интегрированной системы
управления финансовыми потоками.

Важным
методологическим фактором является
определение принципов
организации и функционирования государственных
и муниципальных финансов, позволяющее
выявить направления воздействия финансов
на развитие государственного и
муниципального секторов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Государственные
и муниципальные финансы опираются
на информационные
потоки. Принятие
государственных решений основано на
совокупности информации. Анализ
поступающей информации важен как в
момент принятия решения, так и в процессе
контроля за ходом его выполнения. Эта
информация содержится в оперативной и
статистической отчетности, договорах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют
четкую целевую
ориентацию. Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государственных и муниципальных
задач.

Читать также:  Теория экономического анализа, Шеремет А.Д., 2011

Характеристика распределительной функции финансов

Финансы выполняют распределительную функцию, сущность которой сводится к тому, что через распределительные и перераспределительные каналы вновь формируемой стоимости осуществляется удовлетворение общегосударственных потребностей, формируются источники финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения нужд общественного сектора экономики, обеспечивается сбалансированность бюджетной системы и внебюджетных фондов.

В основе функционирования государственных и муниципальных финансов находится механизм перераспределения финансовых ресурсов посредством системы централизованных фондов. Распределительная функция обеспечивает обслуживание воспроизводственных процессов, как в пределах обособленных структурных образований относительного характера, так и в масштабах всего государства.

Распределительная функция обеспечивает распределение вновь созданной стоимости для обеспечения исполнения денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед бюджетами, кредитными организациями, поставщиками, иными контрагентами. Результатом распределительной функции выступает создание и использование фондов денежных средств централизованного характера, обеспечение содержания непроизводственного сектора экономики.

В качестве основных объектов реализации распределительной функции финансов выступают:

Осуществление распределительной функции финансов обеспечивается процессом перераспределения доходов между разными уровнями бюджетной системы.

Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы как экономическая
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и финансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных интересов
и предпринимательского аспекта
деятельности.

Основные
функции финансовой системы  Для
финансовой системы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

1. Функция
планирования предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномочий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федерации и
органами местного самоуправления. К
функции планирования обычно относят и
распределение ограниченного объема
финансовых ресурсов во временном аспекте
исходя из приоритетов и целей развития,
их перераспределение между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
Реализуется эта функция через составление
бюджетов на соответствующий финансовый
год и перспективу, балансов финансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2. Функция
организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления,
утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций,
разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в
бюджетном процессе, определения прав
и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов. С
этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных потоков и финансовых ресурсов
государства.

3. Функция
стимулирования основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятельность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4. Функция
контроля означает
содействие реализации поставленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравнение
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального денежного оборота.

1. Распределительная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы как
в рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
а также источники финансирования
бюджетного дефицита. Особую роль играет
процесс перераспределения доходов
между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является государство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

В первом
случае применяется система санкций и
поощрений, использующая меры принудительного
или стимулирующего характера. Во втором
случае речь идет о реализации долгосрочной
финансовой политики, в которой основное
внимание обращается на предвидение
изменений и заблаговременное приспособление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоянные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет определенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или учреждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1) контроль
за правильным и своевременным перечислением
средств в централизованные фонды;

2) контроль
за соблюдением заданных параметров
централизованных фондов денежных
средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3) контроль
за целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Целевое и
эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Состав государственных и муниципальных финансов

Система
государственного и муниципального
кредитования

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию. Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

Основные
функции финансовой системы.
Для
финансовой сис­темы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

1.
Функция
планирования предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномо­чий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федера­ции и
органами местного самоуправления. К
функции планирова­ния обычно относят
и распределение ограниченного объема
фи­нансовых ресурсов во временном
аспекте исходя из приоритетов и целей
развития, их перераспределение между
федеральным бюдже­том и бюджетами
субъектов Федерации и органов местного
само­управления. Реализуется эта
функция через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов фи­нансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2.
Функция
организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

Читать также:  Культурное строительство СССР Стат. сборник

3.
Функция
стимулирования основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятель­ность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4.
Функция
контроля означает
содействие реализации постав­ленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравне­ние
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

1.
Распределительная
функция государственных
и муници­пальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы как
в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и вне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.

2.
Контрольная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является госу­дарство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

• контроль
за изменением финансовых показателей,
со­стоянием платежей и расчетов;

• контроль
за реализацией стратегии финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощре­ний, использующая
меры принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосроч­ной финансовой
политики, в которой основное внимание
обра­щается на предвидение изменений
и заблаговременное приспо­собление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоян­ные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или уч­реждение и т.п.

1)
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

2)
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3)
контроль за целенаправленным и эффективным
исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

В состав региональных финансов входят:

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие, функции и особенности государственных и муниципальных финансов. Финансовая система, ее звенья.

Финансы
– это отношения, связанные с формированием,
распределением и с использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечение
условий рыночного воспроизводства.

Государственные
финансы –
форма организации денежных отношений,
участником которых в той или иной форме
выступает государство. Государственные
финансы — совокупность экономических
отношений, система образования и
распределения денежных фондов, необходимых
государству для содержания его органов
и выполнения присущих ему функций.

Муниципальные
финансы –
это денежные отношения, складывающиеся
между органами местного самоуправления,
с одной стороны, и органами государственной
власти, юридическими и физическими
лицами, с другой стороны, в процессе
стоимостного распределения и
перераспределения национального дохода
(частично и национального богатства) в
связи с формированием, распределением
и использованием централизованных
фондов денежных средств муниципальных
образований, обеспечивающих потребности
органов местного самоуправления при
решении экономических и социальных
задач.

И государственные,
и муниципальные финансы
выполняют следующие функции:
распределительную; регулирующую;
контрольную.

Распределительная
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в том, что через распределение
и перераспределение внутреннего валового
продукта (ВВП) и части национального
дохода обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы Российской
Федерации. Государственные и муниципальные
финансы функционируют на основе
перераспределения финансовых ресурсов
через систему централизованных фондов.
С помощью этой функции они обслуживают
воспроизводственные процессы как в
рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе. Таким
образом, сущность распределительной
функции государственных и муниципальных
финансов заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом. Ее результатом
является формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Регулирующая
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в обеспечении развития
различных сфер общественной жизни через
систему льгот и экономических программ.

Контрольная
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в установлении контроля
рублем за реальным денежным оборотом,
участником которого является государство,
формированием централизованных фондов
денежных средств. Контрольная функция
государственных и муниципальных финансов
реализуется по следующим основным
направлениям: а) контроль за правильным
и своевременным переначислением средств
в бюджеты; б) контроль за соблюдением
заданных параметров централизованных
фондов денежных средств с учетом
потребностей производственного и
социального развития;

Финансовая система
– единый комплекс управления финансовыми
отношениями, включающий механизм
формирования фондов финансовых ресурсов
централизованного и децентрализованного
назначения, государственные (муниципальные)
финансовые органы и финансовые службы
предприятий, а также систему взаимосвязей
между ними. Финансовая система должна
обеспечивать комплексную реализацию
всех функций финансов. Это позволяет
получить максимальный интеграционный
эффект от их взаимодействия и наиболее
эффективно использовать финансовые
отношения для осуществления государственной
экономической политики.

Финансовая система
регулирует всю сферу финансовых
отношений. Она включает: финансы
предприятий и корпораций; бюджетную
систему; внебюджетные финансовые фонды;
государственные заимствования; фонды
страхования; финансы некоммерческих и
общественных организаций.

Читать также:  А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. – М

Все
звенья (см. рис.) финансовой системы
органически связаны между собой и
функционируют как единая целостность.
Каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, органически
связано с процессом расширенного
воспроизводства и выполняет присущие
ей функции. Если финансы предприятий
обслуживают материальное производство,
то бюджет через налогообложение
мобилизует финансовые ресурсы в основной
централизованный фонд государства, а
внебюджетные фонды формируются для
целевого финансирования определенных
социально-экономических мероприятий.
Фонды страхования предназначены для
возмещения ущерба от стихийных бедствий
и других страховых случаев, а государственные
заимствования мобилизуют ресурсы
населения и предприятий для нужд
государства на принципах платности,
возвратности и срочности заимствований.
Финансы некоммерческих и общественных
организаций имеют существенную специфику
и обслуживают те организации, которые
осуществляют свою деятельность на
принципах самоокупаемости, но не получают
прибыли и не осуществляют ее капитализации.

Функции государственных финансов

Государственные финансы являются неотъемлемым элементом функционирования национальной экономической системы. В процессе своего функционирования они выполняют определённые роли, которые предопределяют их функциональное предназначение (рисунок 1).


СУЩНОСТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Рисунок 1. Базовый функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Формы и функции государственных финансов» 👇

Рассмотрим сущность и содержание базовых функций финансов государства более подробно.

Основополагающей функцией государственных финансов считается функция распределения. Ее роль заключается в том, что система финансов государства посредством распределения и перераспределения части национального дохода и валового внутреннего продукта обеспечивает удовлетворение общегосударственных потребностей, формирует источники финансирования общественного сектора, а также обеспечивает сбалансированность бюджетной системы.

Благодаря распределительной функции государственные финансы обслуживают процессы воспроизводства в масштабе государства в целом и его обособленных структурных образований в частности.

Ярким примером функции распределения выступает сбор налогов, которые выступают основным источником финансирования государственного бюджета. Из этого же бюджета впоследствии выделяются деньга на оборону страны.

Сущность данной функции сводится к распределению вновь созданной стоимости для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом. В результате формируются и используются централизованные фонды денежных средств, благодаря которым обеспечивается содержание непроизводственной сферы экономики.

Не менее важную роль играет функция регулирования. Ее суть сводится к обеспечению установления контроля за реальным оборотом денег в стране и формированию централизованных финансовых фондов.

Государственный контроль за денежным оборотом осуществляется посредством контроля изменения финансовых показателей и состояния платежей расчетов, а также контроля реализации стратегии финансирования.

Основными направлениями реализации контрольной функции государственных финансов являются:

Таким образом, финансы государства играют важнейшую роль в функционировании макроэкономических систем и выполняют множество функций. Без обеспечения эффективности их функционирования достижение успехов в развитии социально-экономических сфер попросту невозможно.

Совокупность государственных и муниципальных финансов выступает в качестве важного звена в рамках любой финансовой системы. Государственные и муниципальные финансы находятся в тесной взаимосвязи с банковской, кредитное и страховой системами. Государственные и муниципальные финансы являются важным элементом финансового рынка.

Посредством системы государственных и муниципальных финансов формируется основа функционирования государства и органов муниципального управления. Отсутствие финансовых ресурсов делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления.

Сущность государственных и муниципальных финансов в качестве экономической категории раскрывается через систему реализуемых ими функций. Исследование функций государственных и муниципальных финансов требуется для обеспечения реализации политики государства в финансовом направлении. В обобщенном виде финансы независимо от их назначения, будь то государственные и муниципальные, коммерческих организаций и так далее, выполняют определенную совокупность единых функций. При этом следует отметить, что принадлежность финансов все-таки влияет на специфическое содержание этих функций.

В составе функций финансов можно отметить следующие:

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Формы функционирования финансов государства

Существование государственных финансов возможно в двух основных формах (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.


СУЩНОСТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Рисунок 2. Формы организации финансов государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет или бюджет органа государственной власти представляет собой особую форму образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения практической реализации государственных функций.

Бюджет органа государственной власти – это баланс его доходов и расходов за определенный временной промежуток.

Фактически бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Свое отражение в нем находят доходная и расходная части. Основные черты государственных бюджетов, предопределяющие их сущность, представлены на рисунке 3.


СУЩНОСТЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Рисунок 3. Основные черты государственного бюджета и бюджета органа государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Будучи утвержденным органом законодательной власти, бюджет приобретает статус закона и является обязательным для исполнения.

Второй определяющей формой организации государственных финансов выступают внебюджетные фонды. В общем виде они представляют собой некую совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и имеющих целевой характер.

Основной целью формирования внебюджетных фондов выступает обеспечение важных для общества расходов самостоятельными источниками финансирования. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов определяется финансовым правом.

В России основными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд, а также Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

Как правило, внебюджетные фонды предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В то же время вся их совокупность поддается множественной классификации по различным основаниям.

Характеристика стимулирующей и контрольной функции финансов

Выполнение финансами стимулирующей функции подразумевает осуществление деятельности, которая направлена на реализацию установленных целей. Функция стимулирования обеспечивает интерпретацию факторов, способных оказывать влияние на финансовую деятельность и учитывать потребности этой деятельности в денежных ресурсах. Решающее значение в этом смысле имеют факторы, которые определяют поведение государственных и муниципальных служащих в процессе принятия управленческих решений по тактике и стратегии управления финансами.

Контрольная функция финансов подразумевает осуществление содействия реализации установленных целей. Система этих целей включает в себя:

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *