Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Элементы и методы управления государственными финансами

Процесса управления государственными финансами состоит из ряда функциональных элементов (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Рисунок 2. Базовые элементы управления государственными финансами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающую роль в управлении финансами государства играет финансовое планирование и прогнозирование. В первом случае речь идет о разработке плановых показателей на грядущий период (как правило, год), во втором – о прогнозировании и оценке возможных вариантов макроэкономического развития.

Оперативное управление основано на разработке комплекса мер, которые направлены на достижение максимального эффекта при минимуме затрат. В его основе лежит глубокая аналитическая проработка текущей финансовой ситуации и соответствующее ей перераспределение финансовых ресурсов. В значительной степени именно благодаря оперативному управлению обеспечивается стабильность национальной экономики страны и финансовая поддержка населения.

Финансовый контроль следует понимать в качестве деятельности органов государственной власти, связанной со сбором и анализом информации о текущем (фактическом) финансовом состоянии экономики, а также оценкой эффективности принятых управленческих решений. В основе финансового контроля лежат:

  • сопоставление фактических и ранее запланированных финансовых показателей;
  • проверка целевого и адресного характера использования финансовых ресурсов;
  • оценка правомерности действия государственных органов, принимающих участие в распределении финансовых средств.

Что касается конкретных форм и методов управления финансами государства, то определяющая роль здесь отводится финансовому планированию, прогнозированию, программированию, регулированию, контролю, принятию адекватного законодательства в финансовой сфере, обоснованию системы прогрессивных методов мобилизации и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Тест по «Петровской эпохе»

В первые годы правления Петра I приказная система

А) подверглась незначительным изменениям

Б) была сильно модернизирована, старые приказы было упразднены, создано

В) была отменена, а вместо нее создана система коллегий

Г) среди ответов А, Б, В нет правильного

Петр I создавал мануфактуры в основном для

А) для пополнения казны

Б) обеспечения нужд армии

В) создания купечества в качестве опоры экономики

Даты царствования Петра I

Важнейшими коллегиями были

А) Военная, Мануфактур-коллегия, Синод

Б) Военная, Коммерц-коллегия, Иностранная

В) Военная, Адмиралтейская, Иностранная

Г) Военная, Адмиралтейская, Тайная Канцелярия

Для управления финансами государства были созданы

А) Камер-, Комерц-, Ревизион-коллегия

Б) Мануфактур-, Комерц-, Ревизион-коллегия

В) Камер-, Штатс-контор-, Ревизион-коллегия

Г) Берг-, Штатс-контор-, Комерц-коллегия

Прокурорский контроль введен Петром I для

А) надзора за соблюдением законов

Б) противодействия Сенату

В) политического сыска

Г) контроля Сенатом коллегий

Петербург стал столицей в

Основу российской армии составляли

А) иностранные наемники и иррегулярная армия

Б) принудительно набранные рекруты

В) стрельцы и дворянское ополчение

Г) cреди ответов А, Б, В нет правильного

А) законодательный и законосовещательный орган

Б) судебный и исполнительный орган

В) судебный и законодательный орган

Главный смысл табели о рангах–

А) принцип выслуги и последовательном прохождения всех рангов

Б) четкое иерархия

В) разделение государственных служащих на дворян и не дворян

В области внешней торговли Петр I

А) ввел большие ввозные пошлины

Б) покровительствовал импорту

В) проводил умеренную покровительственную политику

Внутренней торговлей Петр I управлял с помощью

А) гибкой системы налогов

Б) полного запрета импорта и фиксацией цен

В) регламентации торговой деятельности

Первым крымским походом в 1682 году руководил

А) Голицын В.

Б) Долгорукий Д.

В) Петр I

Г) Хованский И.

Главным идеологом самодержавия был

А) Феофан Прокопович

Б) Посошков И.

В) Шафиров П.

Г) Стефан Яворский

Указ о посессионных крестьянах

А) освобождал часть крестьян для работы на мануфактурах

Б) приписывал часть государственных крестьян к заводам

В) разрешал помещикам покупать крестьян к заводам

После смерти Петра I власть Сената

В) не изменилась

Первую половину XVIII века историки называют

А) Елизаветинское время

Б) Петровская эпоха

В) «Просвещенный абсолютизм»

Г) Эпоха дворцовых переворотов

К нововведениям Петровской эпохи можно отнести

А) учреждение орденов и медалей

Б) празднование Нового года

В) введение начального образования для низших сословий

Г) создание русской письменности

Большая часть историков считают Петра I

А) «губителем русской культуры»

Б) «проповедником русской культуры»

Нововведения Петра I

А) в одежде появился европейский покрой

Б) бритье бород

В) русские люди стали грамотными и образованными

Г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки

Ответы: 1А 2Б 3В 4В 5В 6А 7В 8Б 9Б 10А 11А 12Б 13А 14А 15В 16Б 17

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

Б

В

В

В

А

В

Б

Б

А

А

Б

А

А

В

Б

Б

Б

Г

Б

Идея заменить систему личных поручений системой государственных учреждений, которые существенно отличались от приказов как по своему составу, так и по способу решения дел, принадлежала Петру I, во время правления которого значительные изменения претерпела и система управления финансами. Свою реформаторскую деятельность Петр начал с укрепления и централизации системы государственного управления, которая получила название абсолютной монархии. Царь имел полную законодательную, исполнительную, судебную и духовную власть.

Опорой власти стал государственный бюрократический аппарат, который полностью зависел от обладателя и был ему подчинен. Структура системы государственного управления претерпела ряд последовательных преобразований — сначала Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем — Правительственным Сенатом (1711 p. Сенат насчитывал 9 членов, назначались царем лично соответствии с их деловых качеств. Сенат занимался наполнением государственного бюджета, осуществлял надзор за государственным аппаратом, в его ведении было утверждение новых налогов и монетное дело. То есть, это был первый коллективный орган управления финансами. Сенат был подконтролен генерал прокурору и обер-прокурору, которые находились в непосредственном подчинении императору.

Приказы, которые действовали до этого, были заменены коллегиями. В 1721 г их было 12 и половина из них имела финансово-экономический характер Каждой коллегии отводилась конкретная сфера государственной деятельности.

Создавая коллегии, Петр стремился выделить крупные группы дел и поручить каждую из них особой высшей государственном учреждении. Главной идеей создания коллегии было коллегиальное принятие как управленческих решений, так и решений по результатам Обсуждение любого дела. Каждый член коллегии имел право голоса.

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Петр сделал значительный шаг к более рациональному разграничения отдельных отраслей управления. Дело в том; что приказы в Московском государстве организовывались иногда без особой на то необходимости. Кроме того, дела которыми занимался отдельный приказ, были настолько разнообразными и разнохарактерными, что это приводило к неразберихи и замедления их решения.

Читать также:  ДЕНЕЖНЫЙ ФОНД ПО ОТНОШЕНИЮ К ФИНАНСАМ ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ФИНАНСОВ

Первоначально Петр выделил управления военными делами и иностранными отношениями. Для этого были созданы Коллегия иностранных дел, Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Впоследствии эти три коллегии получили более высокого ранга по сравнению с другими, иногда их даже называли «государственными». Кроме того, особое место занимали Камер-коллегии, Мануфактур-коллегии, Берг-коллегии Коммерц-коллегии и Штатс-конторы. Круг их задач было очерчено решением важнейших вопросов того времени, а именно управлением финансами, управление делами, связанными с развитием промышленности, торговли и вообще хозяйства. Предполагалось, что все эти пять учреждений будут не только дополнять друг друга, но и коллегиально решать наиболее сложные вопросы.

Камер-коллегия должна была собирать доходы, а также искать дополнительные источники поступления денежных средств в казну государства. Штатс-контора (сначала называлась Штатс-контор-коллегия) розпоряжалась государственными средствами.

Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия и Коммерц-коллегия управляли делами промышленности и торговли. Сначала Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия были объединены в одно учреждение. Новый порядок высшего государственного управления в России создавал возможность на качественно новом уровне осуществлять управление делами в правительственных учреждениях. Эта возможность обеспечивалась же принципу коллегиальности, на котором было основано обсуждения вопросов и принятия по ним решений, благоприятно влияло на развитие российского общества.

Финансовыми вопросами занималась Камер-коллегия. Первым президентом Камер-коллегии был князь Дмитрий Михайлович Голицын. Одновременно 15. 1717 г. назначен президентов остальных девяти коллегий. В обязанности президента, прежде всего, входило решение всех организационных вопросов по открытию новых учреждений, должны были вступить в действие с 11. 1719 г. Камер-коллегии было дано разрешение отодвинуть срок начала деятельности на год. Именно тогда Петром I был подписан законодательный акт «Учреждение и регламент Камер-коллегии». Рассматривая положение этого акта, можно представить законодательную деятельность по финансовых взаимоотношений между государством и хозяйствующими субъектами.

Регламент от 1719 p. , Состоявший из 26 пунктов, как и большинство указов и актов того времени, был недостаточно четким и систематизированным. Так, 12 пунктов содержат общие размышления о задачах и функции коллегии, 9 — определяют ее внутренние порядки, 5 пунктов регулируют ее взаимоотношения с другими государственными учреждениями. Анализируя содержание этих пунктов, можно утверждать, что Петр, сам того не представляя, создал учреждение нового типа. Он поставил перед Камер-коллегией такие задачи, реализация которых действительно делала ее органом высшего управления и контроля над всеми доходами государства. Петра не удовлетворяли только функции наблюдения по поступлениям государственных доходов. Он сделал акцент на том, что чем активнее Камер-коллегия будет заниматься развитием государственного хозяйства, тем энергичнее она будет расширять те общие указания, которыми ограниченный круг ее задач в Регламенте, тем точнее будут реализовываться замыслы и надежды законодателя.

В государстве был проведен новое административное деление. Во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, который имел административную, полицейский, судебную и финансовую власть. В 1719 г. Петр I разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, которые возглавляли воеводы, были разделены на уезды. В 1719 г. в провинциях при воеводах введена должность рентмистра или казначея, который подчинялся Штабс-коллегии. Рентмистер принимал все поступления, которые хранил в земской казне и выдавал по ассигновки. При этом рентария (казначейство) находилась при губернской канцелярии, а в столицу деньги поступали к главной казенной палаты, откуда распределялись через центральное управление.

Итак, Камер-коллегия, которая обеспечивала развитие экономических сил страны, имела непосредственное отношение к управлению государственными сборами. По поставленными задачами (а не способами управления) она представляла собой прообраз современного Министерства финансов Учитывая задачи, возложенные на Камер-коллегии (Экономическое развитие страны, эффективный сбор государственных доходов и поиск новых их источников), очень важно всячески поддерживать такое учреждение. В этом случае следовало сохранять принцип разделения ведомств, который провозглашен при основании всей коллегиальной системы. То есть, с одной стороны, необходимо было лишить Камер-коллегии от дел, не имеющих по сути прямого отношения к ее задач, а с другой-предоставить больше прав по управлению финансами, часть которых еще оставалась в компетенции других учреждений, к подчиненных Камер-коллегии. Однако именно в этом направлении было сделано значительно меньше, чем ожидалось.

Главным источником наполнения казны было обложения населения прямыми сборами и разного рода налогами. При Петре I они достигли значительных размеров — 30-40%. Это прямые, косвенные обычные и чрезвычайные налоги, мукомольный и трубный, с лакомств и приправ, с судов и лавок, бань и обрядовый, существовал даже налог с бороды. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко применялись и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный подобное. Одним из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монет. Большое значение для пополнения бюджета была замена Петром I подворного подушного обложения податного населения. Подушный налог платило все мужское население страны, кроме духовенства и лиц, находились на государственной службе. Размер налога определялся суммой, необходимой для содержание армии и флота.

Ввод новой налоговой системы связано с реформированием армии предусматривало создание новой регулярной армии, а также ликвидацию прежней системы комплектования и обеспечения войск.

В 1714 г. обер-фискал Нестеров предложил облагать податью всех крестьян и посадских людей империи не со двора, а из души или семьи. А поскольку подушный налог более уравнительный и народу его

легче платить, за «поголовщину» высказался и Петр I, издал соответствующий указ сената.

Принципы новой налоговой системы были изложены в Указе от 26 ноября 1718 г.

Составляющими этой реформы были: перепись населения, проверка представленных списков («Сказок») населения, раскладка и размещения полков по губерниям.

Подробный указ о переписи выдано 22 января 1719 Согласно этому указу переписи охватывались все основные категории сельского населения страны. Во время переписи в «сказки» (списки) заносились данные о мужское население, «от старого до самого последнего ребенка «, с указанием имени и возраста каждого. Ответственность за представление «сказок» о помещичьих крестьянах возлагалась на самих помещиков, а при отсутствии — на приказчиков, старост или выборных крестьян. «Сказки» о дворовых и церковно-монастырских крестьян должны были подаваться приказчиками. За сокрытие душ от переписи приказчикам, старостам и выборным крестьянам грозила смертная казнь.

В начале 1719 по губерниям разослано около 1000 экземпляров Указа о перепись. Эта перепись существенно отличался от предыдущих тем, что его объектом была «душа мужского пола».

Осенью 1719 создан канцелярию переписных дел, подчинялась непосредственно сената. Однако дело переписи продвигалась очень медленно, и, требование Петра, были приняты решительные меры. Так, в начале декабря 1719 40 унтер-офицеров и солдат были направлены в губернии с особыми полномочиями специальных курьеров. Они получили право арестовывать местных чиновников, которые не справились с переписью, и «держать их в канцеляриях в цепях и в железе скованных «.

В декабря 1719 г. получены данные о 4 млн. душ мужского населения. Однако правительство не доверял этой информации, потому что докладные и доносы с мест говорили о значительное сокрытия душ. Власти определенной степени поощряла «Доносителей»: за доносы на господина крестьянин мог рассчитывать на денежное вознаграждение (5 рублей), а иногда и на «вольную». Сенат постановил не наказывать за ложные доносы, а виновных в сокрытии душ при раскаянии прощали. Это принесло свои плоды. Так, 1 Январь 1722 стало известно о 391 тыс. скрытых душ мужского пола, а 6 Февраль 1722 Зотов сообщил об учете 4,9 млн. душ мужского пола. Для того, чтобы набрать необходимую для Петра количество душ (5 млн. ), было предложено включить в число плательщиков «старых, калек и дураков». Получив необходимые 5 млн. душ, Петр приступил к очередному этапу реформы — проверки данных переписи 1719-1721 pp. и уточнение так называемого «подушевого числа» — контингента плательщиков налога.

Читать также:  ФИНАНСЫ И КРЕДИТЫ В МВД

Это составит задачи было поручено специальным военным ревизорам, тщательно отобранным сенатом и самим Петром I. 5 февраля 1722 сенат утвердил специальную инструкцию ревизорам.

В губернских городах ревизоры основывали «главные канцелярии свидетельства душ мужского пола «. Местные власти фактически им подчинялась. В сентябре 1722 г. в Слободской Украине, Азовской и Киевской губерний впервые было направлено ревизоров которым поручалось «провести поголовный перепись малороссов», которые жили, как считал император, уже на территории России.

На втором этапе налоговой реформы было задействовано большое количество военных офицеров, и армия фактически оставалась без офицерского состава. Для уточнения данных переписи было задействовано 45 процентов личного офицерского состава русской армии.

Проведя большую ревизионную работу, правительство Российской империи получил такие данные: с 8,2 млн. душ мужского пола, что составляло население империи, подушевым налогом облагалось менее 5,8 млн. душ или 71 процент. Таким образом, почти. 3 / 4 мужского населения империи были охвачены системой подушной подати в результате осуществления податной реформы, что придавало этому мероприятию важного исторического значение.

По проекту, подготовленному Военной коллегией, в 1720 г. , расходы на кавалериста составляли 40 рублей, пехотинца — 28,5 рубля. Общие же расходы на сухопутные силы достигали 4 млн. рублей. По мере уточнения количества душ мужского пола менялся и размер подушного налога. С 1 рубля в 1728 г. был снижена до 70 копеек в 1725 г.

Подушный налог платило все мужское население государства, кроме дворян, духовенства и государственных служащих. На протяжении почти ста лет подушная подать была основным прямым налогом в России и составляла около 50 процентов всех доходов бюджета государства. В Украине оклад было распространено во второй половине XVIII века.

Интересен тот факт, что полковой командир должен следить за сбором подушной подати, поступлением и распределением полученных денег на полковые потребности.

Таким образом, военные принимали участие в работе финансово-податного аппарата на всех этапах — от сбора подушной подати до ее распределения.

Передача денег осуществлялась публично, в присутствии всех офицеров полка. Полученные суммы вносились в доходной полковой книги. Часть денег направлялась в Военной коллегии (на медикаменты, оружие, сукно и т. Остальные средств, оставалась в полковой кассе, предназначалась для покупки лошадей, 3 овианту, полковых припасов и т. и расходовалась только с согласия офицеров полка.

По инструкциям, созданных во время податной реформы, следует отметить, что система налогообложения по душам было несколько полицейские черты. Это выражалось в том, что прикрепления плательщиков по месту, где были занесены в реестр подушевого оклада, ограничивало их передвижение, усиливало власть местной администрации и помещиков над ними.

С введением подушной подати возросла роль паспортной системы. Документы, фиксировали миграцию крестьян, появились еще в допетровские времена. Однако во времена подворного обложения паспортная система не была обязательной и всеобщей. На начале XVIII в. новый паспортный режим стал реальностью с введением подушной подати и усилением общих полицейских засад.

С внедрением податной реформы создана новая система содержания и размещения армии, которая имела три особенности. Во-первых, она была рассчитана на мирный период и предусматривала содержание армии (при сохранении ее боеспособности) длительное время. Во-вторых, новая система содержания армии составляла единое целое с податной системе. В-третьих, размещение полков среди населения, которое платило налог на их содержание, позволяло военным контролировать ситуацию на местах, эффективно взыскивать недоимки, бороться с бегством, подавлять бунты. Создание паспортной системы, что стало возможным благодаря введению подушной переписи, позволяло вести наблюдение за миграцией населения и регулировать его в соответствии с интересами государства.

Вследствие реформ существенные изменения претерпела вся система прямых налогов. Важнейшей чертой нового налогообложения стало то, что было введено единое денежный налог, заменивший десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 копеек взималась более 70 лет. Введение постоянного прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, поскольку правительство в своих расчетах мог опираться на реальные бюджетные данные. Благодаря системе сбора налогов налогообложения стало более гибким и оперативным. В целом податные реформа была невиданной по масштабам и строгости проверки всего населения страны.

Все это и обусловило сохранение подушной системы в течение полуторавековую периода после смерти ее основателя. В XIX в. с развитием косвенного обложения доля подушной подати уменьшилось. В 1776 г. от подушной подати было освобождено купцов, а в 1863 г. — цеховых ремесленников и мещан. На европейской территории России, в том числе и в Украине, подушную подать был отменен в 1887 г. , а в Сибири в 1899

В 1700-1704 pp. проведена реформа монетного двора, предполагалось чеканки золотой, серебряной и медной монеты. В основу реформы был положен десятинный принцип: рубль, гривенную, копейка. Главными денежными единицами стали: медная копейка для мелкой торговли, серебряный рубль для крупных торговых операций Чеканка монет стало монополией государства. Петр запретил вывоз за границу золота и серебра.

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Основание Камер-коллегии не решило вопросов управления финансами, ведь она рассматривала множество дел, в которых не имела прямого отношения, что негативно сказывалось на его деятельности.

1731 г. был издан новый Регламент камер-коллегии, который регулировал ее деятельность, вплоть до ликвидации в 1785 г. Этот Регламент имел достаточно существенные отличии от первого, выявило более серьезное отношение правительства к финансовым дел государства.

Система управления государственными финансами

В общем смысле государственные финансы представляют собой денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта. Именно они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

Затрагивая одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства, они способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Функционирование государственных финансов нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы, как и любая организованная система, требуют определенного управленческого воздействия извне с целью направления развития системы государственных финансов в нужное русло.

Под управлением как таковым принято понимать некую совокупность методов и приемов целенаправленного воздействия на объект управления с целью получения определенных результатов.

Применительно к сфере государственных финансов управление представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения, а также соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения реализации функций государственной власти.

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Рисунок 1. Принципы управления финансами государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны.

Ответственность за управление финансами на государственном уровне несут специально уполномоченные органы государственной власти. Условно они могут быть разделены на две большие группы:

  • органы законодательного управления;
  • органы оперативного управления.

В первом случае речь идет о законодательном регулировании финансовой сферы, утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении и пр. Во втором случае управление осуществляет посредством государственного финансового аппарата, который непосредственно реализует финансовую политику.

Целостная совокупность организационных структур, которые в той или иной мере осуществляют управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Финансовая политика государства

Управление государственными финансами непосредственно связано с действиями органов государственной власти по проведению и реализации финансовой политики.

Финансовая политика – совокупность мероприятий, которые направлены на аккумуляцию финансовых ресурсов государства, их перераспределение и использования в целях обеспечения реализации основных функций аппарата государственной власти.

Финансовая политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства. В ее основе лежит действующее финансовое законодательство.

Финансовая политика в зависимости от характера решаемых задач и длительности периода осуществления делится на два вида: финансовая стратегия и финансовая тактика. В первом случае речь идет об ориентации государственных планов на долгосрочную перспективу, а во втором – о решении задач конкретного (текущего) периода.

Читать также:  Практическое руководство к курсу по управлению личными средствами Желновач

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Рисунок 3. Задачи финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными элементами финансовой политики государства выступают бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, ценовая, таможенная политика, политика в сфере международных заимствований и пр. Ее реализация осуществляется на основе финансового механизма, который включает в себя различные формы, виды и методы организации финансовых отношений.

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Также было создано Управление финансовых ресурсов штата для надзора за государственными финансами

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Финансовая система государства

Финансы государства — это вид системы финансовых отношений, элементом которых в какой-либо форме является государство.

Государственные финансы — квинтэссенция экономических взаимоотношений, система создания и сепарирования денежных фондов, нужных государству для обеспечения жизнедеятельности его органов и выполнения своих функций.

В экономической жизнедеятельности системы всегда появляются материальные отношения между:

  • государством и компаниями в виде уплаты налоговых сборов в бюджеты, перечислений в разные фонды, получения льгот и санкций;
  • непосредственно компаниями в процессах заключения хозяйственных соглашений, выплат штрафов, пени, неустоек. Начисления премий за соблюдение особых условий;
  • компаниями и банковской системой;
  • компаниями и их сотрудниками при расчете и выплате премий, заработной платы, получении льгот, удержании налогов, а также другие финансовые отношения внутри компании;
  • государством и отдельными членами общества при уплате налогов, социальных платежей, коммунальных и страховых платежей;
  • отдельными частями бюджетной системы;
  • государствами при получении займов.

В любом государстве есть несколько областей финансовых отношений, которые имеют свои особенности. Каждая из этих областей финансовых отношений есть самостоятельное звено финансовой системы. Они все плотно взаимосвязаны и являются единой финансовой системой.

Финансовая система — это совокупность самостоятельных, но связанных между собой звеньев и сфер финансовых отношений, а также институтов, их реализующих.

В рыночной экономике выделяют:

  • Децентрализованные финансы.
  • Централизованные финансы.

Децентрализованные финансы включают в себя:

  • финансы домохозяйств — денежные отношения, которые появляются в процессе создания, сепарирования и использования денежных фондов среди граждан и других субъектов рыночной экономики.
  • финансы предприятий — денежные отношения, обусловленные организацией и распределением денежных доходов и накоплений компаний. Это ведущее звено финансовой системы, потому что на этом уровне финансов организаций и происходит формирование финансовых ресурсов.
  • финансовых посредников.
  • финансы государства — та часть денежных взаимоотношений, которая относится к распределению и перераспределению ВВП. Они формируются в системе органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения выполнения государством своих непосредственных функций. Реализуются за счет сбора соответствующих налогов.
  • государственные внебюджетные фонды, использующиеся для социальной защиты граждан и роста экономики.
  • государственный бюджет, который является центральным звеном финансовой системы.

Существуют два абсолютно разных метода реализации их финансового взаимодействия.

  • Финансовая система, основанная на приоритете государства.
  • Финансовая система, основанная на приоритете населения и фирм.

Основные черты финансовой системы, построенной на приоритете государства:

  • финансовые ресурсы контролирует государство, оно же распределяет их по каким-либо критериям;
  • компании и общество не имеют собственных полноценных средств обеспечения своей жизнедеятельности, исключительно — для текущего потребления;
  • компании и общество не могут выбирать вектор своего развития. Базовые параметры их воспроизводства формирует государство.

Основными чертами системы, построенной на приоритете фирм, можно назвать:

  • общество и компании полностью обеспечивают свое расширенное воспроизводство, также владеют независимыми источниками собственного развития;
  • государство аккумулирует у себя лишь часть доходов, опираясь на принятые обществом правила, которые закрепляются на законодательном уровне.

Сущность и роль финансов государства

Финансы непосредственно выполняют три базовые функции — распределительную, контрольную, и регулятивную.

В течение прошлого века в функционировании рыночной экономики повышалась степень влияния финансов государства. Это заметно по росту удельного веса расходов государства в ВВП. Только в 80е годы темп роста замедлился, а часть государственных трат в ВВП стабилизировалась.

Базовой задачей финансов государства является снабжение государства денежными средствами для его собственного функционирования.

В состав финансов государства входят:

  • государственный бюджет;
  • государственный кредит;
  • внебюджетные фонды.

Роль государственного кредита в системе финансов государства определяется необходимостью обеспечения расходов государства. Государственные займы являются базовыми элементами финансов государства.

Факторами роста роли финансов государства принято считать:

  • Рост потребностей общества в общественных благах. То есть повышение расходов на поддержание правопорядка и оборону, повышение численности народонаселения, рост спроса на общественные блага, осознание экологических проблем и генерирование расходов на программу их преодоления.
  • Появление в тридцатые годы прошлого века системы антициклического, а позже — структурного регулирования экономики, промышленной политики.
  • Увеличение значения социальной роли государства.

Существуют две базовые закономерности роста расходов государства:

  • С повышением уровня экономического развития государства возрастает доля расходов государства в ВВП.
  • В идентичных по уровню социально-экономического развития государствах те из них имеют максимальные темпы роста, в которых доля расходов государства в ВВП меньше. Это напрямую зависит от проблем налоговой нагрузки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *