ТЕМА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.
Финансовая
деятельность предприятий и организаций:
понятие, основные направления, правовые
основы.

Финансовое
управление на предприятии может быть
эффективным только в том случае, если
субъекты управления будут иметь четкое
представление о средствах и обязательствах
предприятия, выручке и затратах, прибылях
и налогах, фондах и ресурсах. Финансовая
информация, отражающая деятельность
предприятия, представляет собой систему
показателей о движении денежных средств.
Такая система пользуется как внешними,
так и внутренними данными в процессе
финансового анализа, планирования и
принятия решений. Финансовые отчеты
содержат только ту информацию, которая
выражена в денежном измерении.
Соизмеримость показателей обеспечивается
благодаря общей стоимостной единице —
деньгам, позволяющим суммировать и
комбинировать получаемые сведения,
воссоздавать и анализировать события,
которые отражают финансовые показатели.

Однако
не все характеристики хозяйственной
деятельности могут быть выражены в
денежных единицах. Это относится к
ассортименту продукции, эффективности
использования основных фондов, кадровому
потенциалу, маркетинговым исследованиям
и т.п. Возникающее несоответствие
нивелируется способностью управленческого
учета отражать не только стоимостные,
но и натуральные показатели. Периодичность
представления сведений в этом случае
подчинена только необходимости принятия
оперативных управленческих решений, а
содержательная часть представляет
коммерческую тайну и предназначена для
внутреннего пользования. Умение читать,
понимать и истолковывать финансовую
отчетность и сопутствующую информацию
позволяет реконструировать происшедшие
хозяйственные операции и на этом
основании готовить прогнозы и варианты
будущих финансовых решений. Таким
образом, финансовый анализ выступает
одним из важнейших конструктивных
элементов финансового менеджмента, а
его результаты являются основанием для
принятия обоснованного финансового
решения.

Внутренние
источники информации в качестве основы
имеют бухгалтерскую отчетность — такую
информационную модель предприятия,
которая благодаря своей унифицированности
и общим стандартам годится для оценки
имущественного и финансового положения
предприятия. Однако частота получения
такой информации невысока и связана с
подготовкой квартальной или годовой
отчетности. Финансовое состояние в этом
случае оценивается по показателям,
характеризующим основные результаты
хозяйствования, изменение активов,
состав и структуру капитала. Оценкой
финансовой результативности является
прибыль, полученная от операционной
деятельности, внереализационных
действий, реализации имущества и т.п.
Общий итог — полученная предприятием
прибыль или убыток за отчетный период.

Состав
и структуру активов характеризуют
показатели, отражающие состояние
внеоборотных активов, производственных
запасов и незавершенного производства,
готовой продукции, средств в расчетах
и денежных средств. Долгосрочные пассивы,
собственные и приравненные к ним
средства, другие показатели источников
и обязательств предприятия дают
представление о динамике капитала.
Сложность использования информации в
финансовом управлении объясняется
обязательностью ежеквартального
представления баланса предприятия,
отчета о финансовых результатах и других
форм.

Финансовая
информация о деятельности предприятия
содержится не только в отчетных формах,
разрабатываемых с установленной
периодичностью. Она есть и в оперативных
сведениях о состоянии банковских счетов,
плановых и фактических данных об объемах
производства, отгрузки и продаж,
ежедневных изменениях дебиторской и
кредиторской задолженности, размеров
производимых закупок сырья, материалов
и других материальных ценностей, динамике
производственных запасов и т.п.

Потребители
финансовой информации о деятельности
предприятия могут прибегать к различным
источникам ее получения, причем полнота
сведений будет определяться спецификой
функций каждого из них по отношению к
хозяйствующему субъекту. Для финансового
менеджера информация должна быть
доступной и полной. Для контрагента
(предприятия-поставщика) главным является
информацияо платежеспособности.

Кредиторов
прежде всего интересуют кредитоспособность
заемщика, перспективы возврата
предоставленных средств. Инвесторы
заинтересованы в информации, характеризующей
предприятие как объект надежного
размещения средств, способный реализовать
инвестиционную программу. Для собственников
прежде всего интересна оценка
рентабельности, прибыльности, а также
уровень риска утраты капитала. Способность
предприятия к устойчивому развитию,
получению большей прибыли в будущем
объединяет всех потенциальных
пользователей информации о его финансовом
состоянии.

Соседние файлы в предмете Финансовое право

Понятие финансов предприятий

Финансы
предприятий являются звеном финансовой
сис­темы РФ. Роль финансов предприятий
в жизнедеятельности любого государства
очень велика. Они обеспечивают не
толь­ко материальное производство
и официальную сферу самого предприятия,
но и используются для образования
денежных фондов в других сферах:
пенсионном обеспечении, социаль­ном
и медицинском страховании, служат
источником доходов бюджета и т.д. В
связи с этим
финансы предприятий являются основой
для всей финансовой системы страны.

Финансы
предприятий
— это
экономические отношения, свя­занные
с формированием, распределением и
использованием денежных доходов и
накоплений субъектов хозяйствования
на производственное и социальное
развитие. К денежным дохо­дам и
накоплениям относятся: выручка от
реализации продук­ции, работ, услуг;
валовой и чистый доход предприятия,
состав­ной частью которого является
прибыль предприятия.

Специфика
финансов предприятия заключается в их
рас­пределительном характере, ибо
основная часть финансовых отношений
предприятия возникает в результате
распределения выручки от реализации,
продукции, работ, услуг, валового и
чистого дохода предприятия. Так, в
результате распределения выручки от
реализации, а затем валового и чистого
дохода (не включая прибыль) на предприятии
возникают:

В
результате
распределения прибыли как составной
части чистого дохода предприятия
возникают:

Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования

Согласно
ст. 48 ГК РФ
юридическим
лицом признается орга­низация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
веде­нии или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по
своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанность,
быть ист­цом и
ответчиком в
суде.

В
связи с участием в образовании имущества
юридического лица его учредители
(участники) могут иметь обязательствен­ные
права в отношении этого юридического
лица либо вещ­ные права на его
имущество.

К
юридическим лицам, на имущество которых
их учредители имеют право собственности
или иное вещное право, относятся
государственные и муниципальные
унитарные пред­приятия, в том числе
дочерние предприятия, а также
финан­сируемые собственником
учреждения.

Согласно
ст. 113 ГК РФ унитарным
предприятием
призна­ется
коммерческая организация, не наделенная
правом соб­ственности на закрепленное
за ней собственником имущество. Имущество
унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том чис­ле
между работниками предприятий могут
быть созданы только государственные
и муниципальные предприятия.

Таким
образом, финансы
государственных и муниципальных
предприятий
— это
урегулированные нормами финансового
права отношения, связанные с формированием;
распределе­нием и использованием
денежных доходов и накоплений
го­сударственных и муниципальных
предприятий.

Имущество
государственного или муниципального
унитар­ного предприятия находится,
соответственно, в государствен­ной
или муниципальной собственности и
принадлежит тако­му предприятию на
праве хозяйственного ведения или
опера­тивного управления. Унитарное
предприятие отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом.

Согласно
ст. 114,
115 ГК РФ
государственные
и муниципаль­ные унитарные предприятия
подразделяются на предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения, и
государственные предприятия, основанные
на праве оперативного управ­ления
(федеральные казенные предприятия).
Исходя из этого, в правовом регулировании
финансов государственных и муни­ципальных
унитарных предприятий имеются различия.
Эти различия проявляются в порядке
распределения прибыли вы­шеназванных
предприятий и, соответственно, в системе
фи­нансово-правовых отношений,
возникающих в связи с распре­делением
прибыли.

Унитарное
предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения, создается по
решению уполномоченного на то
госу­дарственного органа или органа
местного самоуправления.

До
государственной регистрации предприятия,
основанно­го на праве хозяйственного
ведения, уставный фонд предпри­ятия
должен быть полностью оплачен
собственником.

Если
по окончании финансового года стоимость
чистых активов предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения,
окажется меньше размера уставного
фонда, орган, уполномоченный создавать
такие предприятия, обязан произ­вести
в установленном порядке уменьшение
уставного фонда. Если стоимость чистых
активов становится меньше размера,
определенного законом, предприятие
может быть ликвидиро­вано по решению
суда.

Собственник
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, решает вопросы создания
предприятия, определения предмета и
целей его деятельности, его реорганизации
и лик­видации, назначает руководителя
предприятия, осуществляет контроль за
использованием по назначению и
сохранностью принадлежащего предприятию
имущества.

Собственник
имеет право на получение части прибыли
от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ве­дении предприятия.

Предприятие
не вправе продавать при надлежащее ему
на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в
аренду, отдавать в залог, вносить в
качестве вклада в ус­тавный (складочный)
капитал хозяйственных обществ и
това­риществ или иным способом
распоряжаться этим имуществом без
согласия собственника.

Остальным
имуществом, принадлежащим предприятию,
оно распоряжается самостоятельно, за
исключением случаев, установленных
законом или иными правовыми актами.

Государственные
и муниципальные унитарные предприя­тия,
основанные на праве хозяйственного
ведения согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ и уставу,
утвержденному собственником (государством
или муниципальным образованием),
самостоя­тельно распоряжаются
полученной прибылью. Эту прибыль они
могут распределять на фонд накопления,
фонд потребле­ния и др. Однако в
соответствии со ст.
295 ГК РФ
«собствен­ник
имеет право на получение части прибыли
от использова­ния имущества,
находящегося в хозяйственном ведении
пред­приятия». Этот вопрос оговаривается
в уставе
предприятия.

Читать также:  ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ

Таким
образом, на государственном и муниципальном
унитарном предприятии, основанном на
праве хозяйственно­го ведения,
возникают финансово-правовые отношения
по поводу распределения прибыли:

а)
между предприятием и всеми другими
субъектами, обязанными не препятствовать
реализации предприятием своего права
на распределение прибыли (абсолютное
пра­воотношение);

б)
по поводу перечисления части прибыли
в бюджет в том случае, если в уставе
предприятия собственником иму­щества
оговорена такая обязанность.

По
решению Правительства РФ
на базе
имущества, нахо­дящегося в федеральной
собственности, может быть образовано
унитарное
предприятие, основанное на праве
оперативного управления (федеральное
казенное предприятие). Учредитель­ным
документом казенного предприятия
является его устав, утверждаемый
Правительством РФ. Государство
несет
субсидиарную ответственность по
обязательствам казенного предприятия
при недостаточности его имущества.
Казенное предприятие может быть
реорганизовано или лик­видировано
по решению Правительства РФ. Казенное
предприятие в отношении закрепленного
за ним имущества осуществляет в
соответствии с целями своей деятельности,
зада­ниями собственника и назначением
имущества права владения, пользования
и распоряжения им.

Собственник
имущества, закрепленного за казенным
пред­приятием или учреждением, вправе
изъять излишнее, неис­пользуемое
либо используемое не по назначению
имущество и распорядиться им по своему
усмотрению. Казенное предприя­тие
вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться за­крепленным за ним
имуществом лишь с согласия собственни­ка
этого имущества. Казенное предприятие
самостоятельно реа­лизует производимую
им продукцию, если иное не установлено
законом или иными правовыми актами.

Порядок
распределения доходов казенного
предприятия определяется собственником
его имущества. Государственные
предприятия на праве оперативного
управ­ления (казенные предприятия)
распределяют свою прибыль согласно
порядку, установленному собственником
их имуще­ства, т.е. государством (п. 2
ст. 297
ГК РФ). При
этом в соответ­ствии с Порядком
планирования и финансирования
деятель­ности казенных заводов
(казенных фабрик, казенных хозяйств),
утвержденным постановлением Правительства
РФ от
6 октя­бря 1994 г. № 2-1138, прибыль казенного
предприятия направ­ляется по
нормативам, ежегодно устанавливаемым
уполномо­ченным органом, на
производственные цели и социальное
раз­витие. В качестве уполномоченного
органа выступают те федеральные органы
исполнительной власти, в непосредствен­ном
подчинении которых находятся те или
иные казенные предприятия.

После
распределения прибыли казенного
предприятия по нормативам, установленным
уполномоченным органом, остав­шаяся
часть прибыли в виде свободного остатка
подлежит изъ­ятию
в доход федерального бюджета.

Таким
образом, на государственных предприятиях
на праве оперативного управления
(казенных предприятиях) возника­ет
финансово-правовые отношения по поводу
распределения прибыли:

а)
между уполномоченным государственным
органом и ка­зенным предприятием по
поводу установления последне­му
нормативов распределения прибыли;

б)
между казенным предприятием и всеми
другими субъек­тами, обязанными не
препятствовать реализации казен­ным
предприятием своего права распределения
прибы­ли по нормативам (абсолютное
правоотношение);

в)
между казенным предприятием и бюджетом
в связи с
изъятием в бюджет свободного остатка
прибыли.

Ознакомление
с этой темой следует начать с прочтения
главы 14 Учебника. Финансы предприятий
(организаций) являются исходным звеном
всей финансовой системы. Они непосредственно
связаны с материальным производством,
в процессе которого создается национальный
доход, затем распределяемый и
перераспределяемый в денежной форме.
Это ресурсовые фонды государства.

Для
анализа финансового состояния любого
экономического субъекта, соблюдения
им финансовой дисциплины необходимо
опираться на нормы закона «О бухгалтерском
учете». При рассмотрении финансов
предприятия необходимо понимать, что
их следует анализировать в трех
направлениях:

— движение
денежных потоков, то есть приход и расход
наличных денег в кассах, и приход и
расход денежных средств, отражаемых на
банковских счетах за определенный
период времени;

— соотношение
доходов и расходов за определенный
период времени и как финансовый результат
получение прибыли или убытка;

— балансовые
данные, то есть состояние остатков
средств (активов) и остатков их источников
(пассивов) на определенную дату.

Анализируя
финансы экономического субъекта
одновременно в трех направлениях, можно
сделать вывод о его платежеспособности,
соблюдении им кассовой дисциплины,
прибыльности осуществляемой им
деятельности, а также его имущественного
потенциале в денежном выражении.

При
этом следует иметь в виду, что в основе
тех или иных финансовых показателей
лежат данные бухгалтерского учета,
методология которого основана на
применении фактора временной определенности
населения доходов и отнесения затрат
на расходы того периода, в котором они
должны быть в соответствии с юридическими
фактами, предусматривающими переход
права собственности на товары, работы
и услуги. Доходы и расходы для целей
бухгалтерского учета определяются в
соответствии с Положениями «Доходы
организации» (ПБУ-9) и «Расходы организации»
(ПБУ-10).

Следует
также иметь в виду, что предприятие,
имеющее целью своей деятельности
получение прибыли и имеющее доходы от
предпринимательской деятельности в
результате реализации товаров, работ,
услуг начисляет выручку, куда входят и
косвенные налоги, по поводу которых
хозяйствующий субъект является лишь
налоговым агентом, то есть лицом, несущим
обязательство перечислить их государству
(за исключением причитающегося ему
зачета). В распоряжении хозяйствующего
субъекта после расчетов по косвенным
налогам остается доход, для получения
которого он (хозяйствующий субъект)
осуществлял необходимые расходы.

Превышение
доходов над расходами является финансовым
результатом и составляет валовую
прибыль.

Налог
на прибыль, начиная с 2002 года, исчисляется
не на основе данных бухгалтерского
учета, как это было ранее, когда валовая
прибыль, будучи скорректирована в
соответствии с действующим законодательством,
становилась налогооблагаемой базой по
налогу на прибыль предприятий и
организаций. Начиная с 2002 года, Налоговым
кодексом (НК РФ) в главе 25 установлен
новый порядок определения налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль, основанный
на применении налогового учета. Вместе
с тем, вне зависимости от порядка
начисления, фактическая величина налога
на прибыль уменьшает балансовую прибыль
экономического субъекта, исчисленную
на основании данных бухгалтерского
учета, в результате чего в его распоряжении
остается чистая прибыль, из которой, в
соответствии с внутренними распорядительными
документами, могут быть сформированы
различные фонды, такие как фонды
потребления, фонды поощрения, фонды
накопления, резервные фонды и другие.

Предприятие-бюджетополучатель
при осуществлении своей хозяйственной
деятельности использует смету доходов
и расходов. Это основной план такого
хозяйствующего субъекта. Доходы,
отраженные в смете, индивидуальны для
каждого субъекта хозяйственной
деятельности, так как зависят от вида
производимых товаров, работ, услуг.
Расходы же по каждой смете универсальны,
в основе структуры сметы расходов лежит
экономическая классификация расходов,
согласно ФЗ «О бюджетной классификации
РФ».

Бюджетные
ассигнования в виде финансирования
приравниваются к источникам собственных
средств (собственные пассивы) предприятия,
а бюджетные ассигнования в виде
кредитования — к привлеченным источникам
(привлеченные пассивы).

Далее
следует обратить внимание на особенности
финансовоправового регулирования
деятельности государственных и
муниципальных унитарных предприятий,
чьи доходы образуются как в результате
коммерческой деятельности, так и средств,
выделяемых в установленном порядке из
бюджетной системы государства. Таким
образом, финансы субъектов экономической
деятельности образуются в процессе их
финансовой деятельности, то есть
деятельности по образованию, распределению
и использованию денежных фондов для
осуществления производственных и
социальных задач.

Рассматривая
вопрос правового регулирования финансов
предприятий (организаций) различных
организационно-правовых форм, необходимо
ознакомиться с Гражданским кодексом
РФ (ГК), Федеральным законом «О бухгалтерском
учете», ПБУ-9, ПБУ-10.

Глава 4. Правовое регулирование финансовой деятельности предприятий и организаций

4.1. Понятие финансов предприятий и их правовой режим

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности этих субъектов создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов. Бухгалтерии предприятий и организаций являются низовым звеном, непосредственно занимающимся финансами. Поэтому реальная финансовая деятельность государства отражается в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов.

Финансы предприятий являются основным объектом правового регулирования, поскольку они обусловливают определенный круг отношений с другими институтами финансового права: бюджетным правом, налоговым правом и др. Именно поэтому информационно-правовая база финансов предприятий и организаций чрезвычайно широка. Она охватывает: Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и многие другие нормативные правовые акты.

Материальным выражением финансов являются денежные фонды, которые в совокупности составляют финансовые ресурсы предприятия. Финансовые ресурсы образуют собственные средства (денежные доходы и накопления), а также привлеченные и заемные средства (денежные поступления извне).

Состав средств предприятия и источников их формирования отражается в финансово-правовом акте – балансе.

Актив бухгалтерского баланса включает внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотные средства (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства). В пассиве баланса показаны величина собственного капитала (уставный капитал, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль) и величина заемных источников средств (долгосрочные займы, кредиты банков, кредиторская задолженность).

Финансы хозяйствующего субъекта, отображенные в его бухгалтерском балансе, выполняют двоякую роль.

Читать также:  Покровский бульвар в Москве, Ниу ВШЭ, Международный институт экономики и финансов, 11 стр

Во-первых, часть из этих финансов подлежит перераспределению в централизованные фонды государства. Фактически полученная прибыль является тем денежным ресурсом, откуда государство стабильно получает необходимые денежные средства. Поэтому финансы предприятий (организаций) всех форм собственности составляют фундамент финансовой системы государства.

Во-вторых, финансы предприятия образуются для выполнения собственных производственных и социальных задач. При этом особенностью финансов предприятия является их сложный распределительный характер, ибо большая часть правоотношений возникает при распределении трех составляющих (элементов) финансового результата: выручки от реализации, валового дохода (прибыли) и чистой прибыли.

В связи с этим государство воздействует на финансовые отношения хозяйствующих субъектов, определяя единый порядок формирования ресурсов предприятия и организацию его фондов. Осуществляется такое воздействие посредством нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

4.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

В настоящее время фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

I уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам учета;

II уровень – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

III уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и другие подобные им документы;

IV уровень – внутренние документы конкретной организации.

Основополагающим источником права, непосредственно регулирующим бухгалтерскую практику, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.). Отдельные нормы, относящиеся к правилам ведения учета, содержат Законы РФ «Об акционерных обществах» и «О финансовой аренде (лизинге)».

Нормативные документы Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг многочисленны и составляют массив конкретных норм, регулирующих учетную работу. Основными нормативными документами, содержащими правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях, являются:

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 30.06.2003 г.);

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 07.05.2003 г.);

• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (ред. от 30.12.1999 г.);

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (ред. от 18.05.2002 г.). и др.

Нормы бухгалтерского законодательства содержатся в Гражданском кодексе РФ, согласно которому юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс. В бухгалтерском балансе отображаются данные о финансовых ресурсах хозяйствующего субъекта на определенную отчетную дату.

Имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на начало и конец отчетного периода показаны в финансово-правовом акте – бухгалтерском балансе.

По экономическому содержанию бухгалтерский баланс представляет собой метод группировки имущества по его составу и размещению (актив), а также по источникам его формирования (пассив). Статьи актива и пассива баланса и их денежная оценка отражаются в форме № 1 бухгалтерской отчетности предприятия. Правовой режим формирования баланса и других финансовых отчетов кроме Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 31.12.2004 г.).

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется по правилам бухгалтерского учета. С учетных позиций преобладающая часть правоотношений хозяйствующих субъектов возникает при распределении трех составляющих (элементов) финансового результата: выручки от продажи продукции и товаров (выручки от реализации), валовой прибыли и чистой прибыли.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств для предприятия. Выручка может определяться двумя методами: по мере оплаты и поступления денежных средств – кассовый метод; или по мере отгрузки товаров и предъявления расчетных документов покупателю – метод начислений. Согласно действующему законодательству учет выручки от реализации для составления бухгалтерской отчетности ведется только по методу начисления, а для целей налогообложения – по методу начисления либо по кассовому методу в зависимости от выбранной предприятием учетной политики.

Предприятие осуществляет разнообразные затраты на производство и реализацию продукции, на научно-исследовательские работы, подготовку и обучение кадров, социально-культурные мероприятия. Среди них затраты на производство и реализацию продукции занимают наибольший удельный вес. Выраженные в денежной форме, они составляют себестоимость продукции.

При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг следует руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Для целей налогообложения правовое регулирование затрат базируется на положениях гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». При этом все произведенные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. А некоторые виды затрат лимитируются, т. е. принимаются в налоговом учете только в пределах установленных норм. Затраты сверх норм и нормативов относятся на финансовые результаты, прибыль предприятий.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Данный вид прибыли является учетным показателем и используется при составлении бухгалтерской отчетности.

Прибыль (убыток) до налогообложения определяется в бухгалтерском учете исходя из валовой прибыли с учетом влияния на результат коммерческих и управленческих расходов, операционных доходов и расходов, а также прочих внереализационных доходов и расходов. После уменьшения этого результата на суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и иным аналогичным обязательствам формируется прибыль (убыток) от обычной деятельности.

Конечный финансовый результат деятельности организации принято называть чистой (нераспределенной) прибылью. Этот финансовый результат по состоянию на отчетную дату формируется исходя из прибыли от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.) в случае их возникновения. Если по итогам отчетного года достигнут положительный финансовый результат, речь идет о чистой (нераспределенной) прибыли, если отрицательный – о непокрытом убытке.

Порядок распределения и использования чистой прибыли на предприятии закрепляется в его уставе, а также в положениях учетной политики. Часть этой прибыли увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе капитализации, вторая часть показывает долю прибыли, используемой на потребление.

Согласно нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета, чистая прибыль является финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Порядок и источники ее формирования указаны в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибыли и убытках».

Государство жестко не регламентирует распределение чистой прибыли, а через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать направление прибыли на капитальные вложения, благотворительные цели, содержание объектов и учреждений социальной сферы. Законодательство лишь ограничивает размер резервов, устанавливает порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Как отмечалось ранее, правила налогового законодательства устанавливают правовой режим прибыли, полученной налогоплательщиком. Этот режим определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций»).

Таким образом, показатели бухгалтерской прибыли до налогообложения и прибыли, полученной налогоплательщиком, не тождественны: первый используется в бухгалтерской отчетности и финансовом анализе, второй – для целей налогообложения в фискальных интересах государства. Отсюда возникает проблема оптимального варианта учета интересов субъектов бухгалтерских и налоговых правоотношений.

4.3. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения

Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода удовлетворения государства как пользователя информации об объектах налогообложения. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый подход предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета. Здесь речь идет о так называемом «бухгалтерском налоговом учете». Примером может служить налог на имущество организаций, инструкция по исчислению которого содержит перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налоговую базу.

Однако для выполнения тех или иных задач налогообложения одних только данных бухгалтерского учета недостаточно. Кроме того, составы субъектов-налогоплательщиков и субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, не совпадают. Этим объясняется последующее употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения.

Читать также:  В республике диагностикой и регистрацией заболеваний занимаются два государственных учреждения

Такой «смешанный налоговый учет» применялся с момента принятия Правительством РФ постановления от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат» по налогу на прибыль предприятий и организаций.

В рамках смешанного налогового учета можно выделить несколько специальных приемов и способов:

• установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Например, применение такого учетно-налогового показателя, как «валовая прибыль»;

• расчет специальной «налоговой себестоимости» представляет собой установление особого правила формирования учетно-налогового показателя, отличного от методики бухгалтерского учета;

• определение метода формирования налогооблагаемой базы необходимо для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. Используют два метода формирования налоговой базы: кассовый, или метод присвоения; накопительный, или метод начислений;

• установление налогового дисконта – поправки, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Примером является специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС;

• определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения. В рамках одного налогового периода исчисление налога возможно по некумулятивной системе или по кумулятивной системе (нарастающим итогом);

• введение специальной налоговой документации – технический прием смешанного налогового учета. В составе этой документации выделяется налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов. Общий порядок представления деклараций и правила внесения в них дополнений и изменений определены ст. 80–81 Кодекса.

По мере развития российской налоговой системы ее информационное обеспечение постоянно развивается и совершенствуется. А учитывая наличие расхождений в бухгалтерском учете по сравнению с тем, что принимается для целей налогообложения, в законодательство может быть введен обособленный учет по отдельным налогам.

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль.

Следовательно, показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Другими словами, налоговой учет по сравнению с бухгалтерским является внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313–333 НК. Кратко охарактеризуем общие положения налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение – обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Этот порядок должен быть утвержден соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решения об осуществлении новых видов деятельности, а также о любых изменениях порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения должны отражаться в этой учетной политике и применяться налогоплательщиком с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

• порядок формирования суммы доходов и расходов;

• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

• порядок формирования сумм создаваемых резервов;

• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета служат первичные учетные

документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета установленной формы, расчет налоговой базы. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

О дополнительном стандарте бухгалтерского учета. Начиная с отчетности 2003 г. введено в действие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Согласно этому стандарту на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражается сумма налога на прибыль организаций, которая исчислена в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и суммы, ее корректирующие. Это необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по различным правилам системного и внесистемного учета.

Положение по бухгалтерскому учету 18/02 ввело правило, согласно которому на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражаются: а) сумма налога на прибыль, исчисленная по методике бухгалтерского учета; б) суммы, корректирующие эту прибыль. Для этого устанавливаются такие объекты бухгалтерского учета, как:

• постоянные налоговые обязательства;

• отложенный налоговый актив;

• отложенное налоговое обязательство.

Все эти объекты формируют информацию о влиянии разниц в связи с различиями в оценке активов и обязательств, времени признания доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Поэтому стандарт требует изменения учетной политики организации, поскольку затрагивает рабочий План счетов и систему аналитического учета.

Тем самым ПБУ 18/02 нормативно закрепляет право пользователей на информацию о причинах, размерах и характере влияния отклонений в сумме налога на прибыль, исчисленного по правилам бухгалтерского и по налоговому законодательству. По сути, исполнение требований ПБУ 18/02 призвано обеспечить наглядность и прозрачность при формировании информации о расчетах по налогу на прибыль, вводит контрольный элемент для исчисления правильности налога на прибыль.

Таким образом, можно считать, что в 2002–2003 гг. произошло коренное изменение не только правил ведения учета, но и всей предпринимательской деятельности в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства
Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем. Сфера ЖКХ регулируется следующими

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности
9.1. Понятие банковского кредитаБанковский кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности
10.1. Понятие финансовой аренды (лизинга). Виды лизингаПо своему экономическому содержанию лизинг является формой кредитования без передачи права собственности на товар арендатору. Лизинг можно рассматривать как

Тема 7 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 7
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Возникновение антимонопольного законодательства
Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат

Правовое регулирование цен предприятий-монополистов

4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
Правовое регулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенность самого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном

Тема 10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 10
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к

Правовое регулирование аудиторской деятельности

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности
Нормативные документы:? Гражданский кодекс РФ.? Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской

Тема 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных

Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств.2. Виды таможенных режимов и платежей.3. Порядок производства

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства

100. Правовое регулирование в строительной деятельности
Правовое регулирование отношений по капитальному строительству входит в компетенцию Российской Федерации. Пути совершенствования правового регулирования строительной деятельности тесно связаны с

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности
Специфика сельскохозяйственных организаций и их правового положения находит проявление в статутных нормах, например, в специальном законодательстве об их отдельных видах, в их учредительных

ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГЛАВА 1
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Понятие рекламного права и рекламного законодательства
Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *