Тема 2.1. Финансы как экономическая категория, понятие финансов, их признаки и функции

Функции финансов

Выделяют следующие функции финансов, которые не могут быть отнесены к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Также выделяют стимулирующую и фискальную функции (как разновидности регулирующей).

Распределительная функция. Главный источник денежных фондов – валовой внутренний продукт сначала проходит первичное распределение, в результате которого формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуются доходы непроизводственной сферы. Инструментом распределения выступает система налогообложения. Существует также третий уровень распределения – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных денежных фондов) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия (активы, располагаемые денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами народного хозяйства (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения.

Контрольная функция. Подразумевает собой контроль на микро- и макроуровнях распределения денежных средств по фондам и их целевое расходование. Ее реализацию осуществляют государственные финансовые органы, а также финансовые службы предприятий. Финансовый контроль необходим для реализации динамичного развития производств во времена рыночных отношений.

Распределительная и контрольная функции осуществляются на основе законов, нормативно-правовых документов, правовых актов. Их совокупность регулирует финансовую деятельность на двух уровнях (государство и хозяйствующий субъект), воздействуя на процесс воспроизводства.

Регулирующая функция. Ее осуществляет государство, регулируя экономику и социальные отношения через Центральный Банк России, и используя следующие методы: бюджетное планирование, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое, таможенное регулирование, федеральные программы помощи.

Также отдельно выделяют стимулирующую функцию. Ее суть состоит в стимулировании государством развития предприятий или целой отрасли в нужном для общества направлении через различные финансовые рычаги (бюджеты, цены, тарифы, налоги, пошлины).

Фискальная функция. С помощью налогов изымается часть доходов граждан и предприятий, которая идет на содержание государственного аппарата, обороны страны, а также на непроизводственную сферу, когда она обладает недостаточными источниками доходов развития или не имеет собственных источников доходов (библиотеки, музеи, театры, архивы).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

ПримечанияПравить

  1. Цит. по: Черкасов П. П. Ришелье // Вопросы истории. — 1989. — № 7. — С. 81.
  2. Цит. по: Пименова Л. А. Людовик XVI // Вопросы истории. — 2000. — № 3. — С. 75.
  3. Цит. по: Юровский В. Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX веке // Вопросы истории. — 2001. — № 2. — С. 32.

Определение и признаки финансов

Финансы – это экономические отношения, основанные на формировании, распределении, использовании фондов денежных средств. Участниками таких отношений могут выступать государство, предприятие или физическое лицо.

Финансы часто путают с деньгами. Различие между ними кроется в содержании этих понятий. Деньги – это единица измерения затрат труда, Финансы – это отношения, направленные на распределение, перераспределение валового внутреннего продукта страны, формирование финансовых ресурсов (денежных фондов). Путем образования этих денежных фондов обеспечивается потребность в денежных средствах субъектов хозяйствования и государства, а также контроль за целевым использованием этих средств.

Экономические отношения, именуемые финансами, возникают между:

  • Предприятиями в процессе реализации товаров и услуг и приобретения товарно-материальных ценностей;
  • Предприятиями и вышестоящими инстанциями в процессе создания централизованных фондов денежных средств и их распределения;
  • Государством и его гражданами при уплате налогов;
  • Предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами в процессе внесения платежей и получения ресурсов;
  • Страховыми организациями и предприятиями/населением в процессе уплаты страховых взносов;
  • Отдельными элементами бюджетной сферы.

Субъекты финансовых отношений в условиях рыночной экономики делятся на 2 группы: внутренняя финансовая сфера (физические лица, семьи, юридические лица, государство) и международная сфера (государство, неформальные образования, межгосударственные юридические лица).

Финансы появились в одно время с появлением государства и менялись одновременно с ним. Поэтому природа и функции государства определяют сущность финансов, особенности их развития, сферы действия, а также значение в процессе общественного воспроизводства.

«Сущность и функции финансов» 👇

Признаки финансов, характеризующие экономические отношения:

  • Распределительный характер отношений (источники – этика ведения бизнеса и правовые нормы);
  • Движение денежных средств в одностороннем порядке;
  • В результате отношений создаются денежные фонды различного характера – централизованные (бюджет государства, внебюджетные фонды) и децентрализованные (формируются вне финансов государства и муниципалитетов, принадлежат физических и/или юридическим лицам).

Финансовые услугиПравить

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Место и роль финансов в современной рыночной экономике

Роль финансов в условиях рыночной экономики в значительной мере возрастает. Это, в частности, можно объяснить тем, что от финансового положения фирмы будет зависеть ее положение на рынке, долгосрочные перспективы и конкурентоспособность.

В экономике роль финансов достаточно многообразна, но в то же время суть ее можно свести к следующим трем основным направлениям:

  • обеспечение расширенного воспроизводства
  • регулирование социально-экономических процессов
  • стимулирование эффективного использования экономических ресурсов

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Классификация финансов

Финансы, традиционно, классифицируют на публичные (государственные и муниципальные, централизованные), а также частные (или децентрализованные). Частные, в свою очередь включают корпоративные финансы (или финансы предприятий, организаций), финансы домохозяйств (семейные и личные финансы). В рамках корпоративных финансов (из-за особой специфики) выделяются отдельно финансы сферы финансовых услуг (в частности, финансы банков и финансы страховых компаний). Также иногда в рамках корпоративных финансов отдельно выделяют финансы некоммерческих организаций и финансы малого бизнеса.

Финансы как наукаПравить

Научная дисциплина финансы изучает деньги и социальноэкономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.
К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы).
Во второй группе выделяют:

  1. личные финансы и семейные финансы;
  2. финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получения дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает наука финансовый менеджмент. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика. Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики. Методы обработки финансовой информации изучает прикладная математическая наука финансовая математика. Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль.

Источники денежных фондов

Источники денежных фондов:

  • ВВП (валовой внутренний продукт – показатель макроэкономики, который отражает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг на территории государства во всех отраслях экономики, которые предназначены для конечного употребление (потребление, экспорт, накопление));
  • Доходы организаций государственного и муниципального характера, от приватизации имущества, внешнеэкономической деятельности, государственный/муниципальный кредит, эмиссия денег/ценных бумаг (уровень органов местного самоуправления и государства);
  • Прибыль, дивиденды от участия в других организациях, банковский кредит, амортизация, продажа акций (уровень хозяйствующих субъектов);
  • Заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от операций с личным имуществом, потребительский кредит (уровень населения).

Известные люди о финансахПравить

Финансовые рынкиПравить

Финансовый рынок — это рынок (зачастую биржа), обслуживающий торговлю финансовыми активами, управление финансовыми рисками и способствующий инвестициям. Существуют следующие виды финансовых рынков:

  • Денежный рынок — на этом рынке происходит покупка и продажа денег посредством процедур заимствования и кредитования. Основа всех финансовых рынков.
  • Рынок ценных бумаг — этот рынок обслуживает выпуск и куплю-продажу ценных бумаг.
    • Фондовый рынок — на этом рынке идёт торговля акциями, паями и квотами.
    • Рынок облигаций — рынок обслуживает куплю и продажу облигаций, дебентур и других финансовых обязательств.
  • Валютный рынок — на валютном рынке идёт торговля иностранной валютой, а также чеками, векселями, денежными переводами и другими платёжными документами в иностранной валюте.
  • Производный рынок — рынок обслуживает управление финансовыми рисками.
  • Товарный рынок — обслуживает куплю и продажу крупных партий товаров.
    • Сырьевой рынок — обслуживает торговлю сырьём для производства.
    • Фьючерсный рынок — обслуживает торговлю фьючерсными контрактами.

Кроме этого, финансовые рынки делятся на первичные и вторичные. На первичных рынках идёт торговля только что выпущенными бумагами. Вторичные рынки обслуживают перепродажу этих бумаг.

Определение финансов

Финансы (дословно, в переводе с французского «денежные средства») – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, а также использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Говоря о финансах, чаще всего подразумевают целевые фонды государства, а также фирм (хозяйствующих субъектов)

«Финансы» – это также отрасль знаний (и в частности обязательная дисциплина в экономических ВУЗах), которая изучает соответствующую сферу экономических отношений.

Финансы подразумевают сугубо денежные отношения, а потому данное понятие гораздо уже, чем «экономика». Само слово «финансы» очень часто используется в быту, когда речь идет о деньгах.

Финансы в целом отражают уровень развития производительных сил в экономике, а также возможности их воздействия на макроэкономические процессы.

ТакжеПравить

Особенности финансовых отношений

Финансовым отношениям присущ целый ряд характерных особенностей, которые выделяют их среди других видов экономических отношений. Это в частности:

  • распределительные отношения
  • денежные отношения
  • финансовые отношение в основном связаны с формированием и использованием фондом денежных средств фирм и государства

«Финансы: определение, функции, место и роль в современной рыночной экономике» 👇

Финансы как экономическая категория

Финансы – это особая группа общественных отношений, в качестве предмета которых выступают процессы накопления, распределения и расходования финансовых ресурсов в ходе перераспределения ВНП и ВВП.

Стоит отметить, что с одной стороны финансы выступают в качестве одной из экономических категорий, а с другой — являются достаточно субъективным стоимостным средством реализуемой деятельности.

Финансы тесно взаимосвязаны с денежными средствами, которые выступают в качестве обязательного условия функционирования финансов как отдельной категории. Денежные отношения могут быть трансформированы в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Фонды денежных средств, которые формируются на государственном уровне, уровне муниципальных органов и местного самоуправления, называют централизованными фондами, а денежные фонды, которые формируются на уровне отдельных хозяйствующих единиц и экономических субъектов – децентрализованными.

Читать также:  ВСЕ О МИНИСТРЕ ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!


Получить скидку 3 000 ₽

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов формируют некоторый механизм принятия решений по поводу процессов формирования и расходования денежных средств.

В качестве объектов финансов выделяют финансовые ресурсы, которые представляют собой систему фондов денежных средств, находящихся в распоряжении организаций, учреждений, государства, хозяйствующих единиц, т. е. это денежные средства, которые направлены на обслуживание финансовых отношений. Такие денежные ресурсы, как правило, образовываются в ходе материального производства, где формируется новая стоимость и возникают внутренний валовый продукт и национальных доход. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

В качестве основных источников финансовых ресурсов рассматривают:

  • на уровне экономических субъектов – чистую прибыль, амортизационные начисления, доходы от реализации на фондовом рынке ценных бумаг, привлекаемые банковские кредиты и т.д.;
  • на уровне населения – начисляемую заработную плата с различными премиями и надбавками, выплаты социального характера, командировочные расходы и т.д.
  • на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы, полученные от учреждений государственного и муниципального уровня, доходы, полученные от осуществления внешнеэкономической деятельности.

«Финансы как экономическая категория» 👇

Таким образом, финансы представляют собой систему денежных отношений, которые возникают процессе формирования, распределения и расходования различного рода централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Финансы государстваПравить

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанного нормативного акта, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введен 4-ый «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире суверенный государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат средства своей государственной казны в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать в кредит. И наоборот, если государство (как современная Россия, например) не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Финансы предприятийПравить

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

СсылкиПравить

Финансовые учреждения и организации

Агентства финансовой информации

Финансы для начинающих

Понятие «финансы» и их функции

Приступая к изучению
курса «Финансы», прежде всего надо
от­ветить на вопрос: что такое финансы?
Следует подчеркнуть, что трак­товка
понятия «финансы» далеко не так
однозначна, как представ­ляется на
первый взгляд. В современной западной
литературе обыч­но дается многовариантное
и сугубо прагматическое определение
финансов. Так, Оксфордский словарь
содержание понятия финансов трактует
как:

1) практику обращения
с деньгами исправления ими;

2) капитал, участвующий
в каком-либо проекте, прежде всего
ка­питал, который необходимо получить,
чтобы начать новое дело;

3)
денежный заем для определенной цели,
особенно сделанный финансовой компанией1.

В свое
время Дж.М. Кейнс также рассматривал
финансы как де­нежную форму капитала.
С этих же позиций трактуют понятие
«фи­нансы» и ряд современных западных
ученых2.
Более определенно
трактуют понятие «финансы» 3. Боди и Р.
Мертон: «Финансы — это наука о том, каким
образом люди управляют расходованием
и поступ­лением дефицитных денежных
ресурсов на протяжении определен­ного
периода времени»3.
Однако это определение не финансов как
таковых, а предмета изучения финансовой
науки. Такая трактовка вполне современна
и обоснованна, она практически является
наибо­лее приемлемой.

Тем не менее, с
конца 1960-х гг. стали появляться и другие
точки зрения на содержание «социалистических
финансов». По нашему мнению, их наиболее
современную формулировку, не основанную
на трактовке финансов как «системы
денежных отношений», дал в 1969 г. А.П.
Гокиели. Он определил социалистические
финансы «как форму движения денежных
ресурсов, их плановой аккумуляции и
исполь­зования социалистическими
предприятиями, организациями, госу­дарством
для развития экономики и культуры,
повышения народно­го благосостояния»1.
Если убрать слово «социалистическими»,
то это определение звучит вполне
современно и прагматично. Запомним его
для сравнения с более поздними.

Приведем одно из
последних российских энциклопедических
определений финансов: «Финансы —
фундаментальная, обобщаю­щая,
многозначная экономическая категория,
характеризующаяся процессами образования,
распределения и перераспределения
денеж­ных средств государства,
регионов, хозяйствующих субъектов,
юри­дических и физических лиц в ходе
формирования их доходов, расхо­дов,
накоплений и возникающие при этом
денежные отношения»2.
В недавно изданном учебнике «Финансы»
авторы определяют их как «совокупность
денежных отношений по поводу распределения
сто­имости валового внутреннего
продукта, доходов от внешнеэкономи­ческой
деятельности и части национального
богатства, в результате которого
формируются денежные доходы, поступления
у отдельных субъектов, государства,
используемые в дальнейшем для решения
экономических и социальных задач»3.
Не будем комментировать эти определения,
а предоставим читателям возможность
оценить их после изучения материалов
всех глав учебника.

Отметим, что
определения финансов, в основу которых
положе­ны экономические (денежные)
отношения, возникающие в процес­се
формирования, распределения и
перераспределения денежных средств,
превалируют и в современной российской
экономической литературе и служат
основой формирования стандартов высшего
образования по дисциплине «Финансы».
Таким образом, существу­ет принципиальное
отличие в определении финансов
отечественны­ми и зарубежными
экономистами. Это обусловлено не столько
праг­матическим, ориентированным на
практику, подходом зарубежных
ученых-финансистов, сколько разным
методологическим базисом, на который
опирается теория финансов в отечественной
и зарубежной науке.

Читать также:  Сертификат директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар был вручен Александру Чулкову

Фундаментальным
методологическим базисом финансовой
науки является экономическая теория.
В основе современной экономичес­кой
теории лежит теория предельной полезности,
главные постула­ты которой —
ограниченность ресурсов и рациональное
распределе­ние — находят адекватное
отражение в данных зарубежными учены­ми
определениях финансов как науки,
предметом которой является поступление
и распределение ограниченных денежных
ресурсов во времени и условиях
неопределенности. Таким образом, финансы
как научная дисциплина рассматривает
денежные ресурсы как ограни­ченные
(дефицитные). Ограниченность денежных
ресурсов порож­дает проблему выбора,
т.е. их эффективной аккумуляции и
распре­деления в условиях множества
альтернативных вариантов для
удов­летворения потребностей в
денежных средствах бизнеса, населения
и государства. В соответствии с этим
финансовая наука — это наука о выборе
направлений вложений, аккумуляции и
использования де­нежных средств во
времени и условиях неопределенности.

Советские ученые
трактовали содержание финансов согласно
методологии политической экономии,
базирующейся на трудовой теории
стоимости, основу которой составляют
производственные отношения. Следовательно,
финансы рассматривались с точки зре­ния
определенного вида производственных
отношений — денежных отношений. В
условиях административно-командной
системы, суще­ствовавшей в СССР,
распределение денежных (и материальных)
ре­сурсов осуществлялось централизованно,
поэтому сфера выбора спо­собов
формирования, распределения и использования
денежных средств была весьма ограниченная.

Финансы рыночной
экономики — другого типа экономической
системы — опираются на соответствующие
именно ей фундаменталь­ные основы. В
период трансформации российской
экономики в сто­рону рынка представители
и отечественной экономической школы
приняли рассмотренную выше точку зрения
зарубежных ученых. Однако российская
финансовая наука в целом сохранила
подход к определению финансов на основе
производственных отношений, что
обусловливает отрыв некоторых трактовок
понятия финансов от ос­новных
современных финансовых теорий (временной
ценности де­нег, цене и структуре
капитала и др.) и практики.

Приведенные выше
формулировки финансов как науки и
опреде­ления понятия финансов, в
которых мы выделили методологические
основы, формирующие финансовые решения,
далеко не полностью раскрывают само
экономическое содержание финансов.
Если отно­сительно финансовой науки,
предметом изучения которой являются
наиболее рациональные способы формирования
и использования ограниченных денежных
ресурсов (государства, частного сектора,
домохозяйств) существует почти полная
идентичность взглядов (с некоторыми
отличиями, касающимися государственных
финансов), то в трактовках содержания
финансов положение полностью
проти­воположно. Дело в том, что понятие
«финансы» более диалектично и по своей
сути «неисчерпаемо», как и «неисчерпаемы»
мнения ав­торов, пытающихся раскрыть
их содержание исходя из различных
исторических условий, парадигм развития
экономических и философских теорий,
накопленного практического опыта, что
и порожда­ет существенные расхождения
в определении этой категории.

Для того чтобы
глубже разобраться в понятии «финансы»,
необ­ходимо выяснить, как исторически
происходило изменение его содер­жания,
определить отличия от понятия «деньги».
Чем отличаются деньги от финансов?
Существенно ли различие между двумя
этими категориями? Специалист должен
четко представлять себе причины,
разграничивающие сферы денежных и
финансовых отношений, ка­тегории
государственных финансов, финансов
предприятий и финан­сов в широком
смысле этого слова. Деньги — категория
более древ­няя, чем финансы. В различных
формах деньги появились уже на заре
развития человечества как стихийно
выделившийся товар, играющий роль
всеобщего эквивалента. Понятие финансов
возникло с зарож­дением государства.

Государство уже
в рабовладельческом обществе выполняло
неко­торые общественные функции:
содержание войска для охраны гра­ниц
и ведения войн, обеспечение общественного
порядка, сохране­ние власти, осуществление
построек общественных зданий и дорог
и т.д. Таким образом, даже на этом этапе
развития государство пре­доставляло
определенные «общественные блага» для
своих граждан. Естественно, они
присваивались главным образом самим
государем и его приближенными, и говорить
об «общественных благах» для всех
подданных здесь, конечно, еще рано. Но
в любом случае для их со­здания
государству требовались определенные
ресурсы. Основными источниками доходов
рабовладельческих государств служили
кон­трибуции, военная добыча, натуральные
налоги и личные повиннос­ти. С развитием
государства его потребности возрастали,
и для их удовлетворения были необходимы
соответствующие ресурсы. Так возникли
налоги, первоначально в натуральной
(подати), а затем и в денежной форме.

Любое государство
создает имманентную ему систему
формиро­вания и использования денежных
и неденежных фондов, необходи­мых для
реализации своих функций. Методы и формы
образования и использования этих фондов
могут существенно отличаться друг от
друга. Однако их источники всегда
ограничены, и никто не может изобрести
принципиально новых источников доходов
для покрытия своих нужд. Речь идет не о
форме изъятия, а об объекте обложения.
Такими объектами всегда выступают
имущество и доход. Уже в ан­тичных
греческих государствах взимались прямые
налоги с владель­цев земли и скота,
во время войн вводился поимущественный
налог, возникли и косвенные налоги в
форме таможенных пошлин и нало­гов
на торговлю.

В Римской империи
были введены денежные выплаты в армии
(для наемников, офицеров). Эти, а также
другие потребности (организация зрелищ,
помощь безработным гражданам) требовали
денежных зат­рат. В связи с этим в
дополнение к военной добыче и контрибуциям
возникли денежные налоги. Первым из них
стал налог на покупку и продажу раба. В
размере 1 % взимался налог за продажу
непродоволь­ственных изделий. Во
время войны каждый гражданин платил
чрез­вычайный налог на имущество. Был
введен налог с наследства в раз­мере
5%.

В раннем Средневековье
каждый правитель устанавливал свои
налоги и подати. Центральная власть
могла облагать налогами насе­ление
только в согласованных с феодалами
размерах. Кроме уплаты обычных податей,
шедших на содержание землевладельцев,
кресть­яне выполняли многочисленные
повинности, связанные со строитель­ством
дорог, крепостей, дворцов, службой в
армии. Ремесленники платили налоги
феодалу и городским властям не только
своими из­делиями, но и деньгами.
Торговцы помимо платежей с доходов и
да­рений феодалу облагались транзитными
и прочими пошлинами.

Укрепление
абсолютизма и развитие производительных
сил ста­ли причиной перехода к взиманию
налогов в основном в денежной форме.
Финансы как экономическая категория
приобретают всеоб­щий характер лишь
с переходом общества на товарно-денежные
от­ношения. Особенно велика в развитии
финансов роль городов, являв­шихся
«локомотивом» товарно-денежных отношений.

Пожалуй, единственной
общей чертой среднего и позднего
фео­дализма можно считать наличие
откупной системы. Откупщики уп­лачивали
в казну оговоренную сумму, оставляя
себе значительный доход. Откупщики,
купцы, цеховые ремесленники были главными
заинтересованными лицами в замене
феодальных отношений буржу­азными.
Откупная система налогообложения
позволила ее предста­вителям
сосредоточить значительные денежные
ресурсы в своих ру­ках. Различные
налоговые льготы и преференции,
оградительные та­моженные пошлины и
налоговый иммунитет позволяли накапливать
капитал. С развитием производительных
сил он устремился в зарож­давшуюся
промышленность, способствуя развитию
капиталистичес­ких отношений. Кроме
того, правители, ведя бесконечные
феодальные войны, выступали крупнейшим
заказчиком вооружения, фортифи­кационных
сооружений и флота, позволяя за счет
перераспределе­ния национального
дохода через налоговую систему
осуществлять накопление капитала. Этому
же способствовали и колониальные
за­воевания, стимулировавшие развитие
отечественной промышлен­ности.

Итак, соединение
двух клеточек
(источников) — государства
и налогов в денежной форме

порождает феномен государственных
(публичных) финансов.
Это
произошло в результате отделения
госу­дарственной казны от собственности
монарха (в Европе в XVI—XVII
вв.) и перехода в основном к денежной
(стоимостной) форме взимания налогов с
порождением соответствующего фискального
аппарата. В этот период возник и стал
применяться термин «финансы».
Эти­мологически он происходит от
латинских слов «finis»
(конец, срок уп­латы денежной суммы
по сделке) и «financia»
(наличность, доход). В средневековой
латыни эти слова употребляли для
обозначения сро­ка платежа и документов,
доказывающих погашение долга по
окон­чании сделки. Сначала во Франции,
а с конца XVII
в. и в других ев­ропейских государствах
под словом «финансы» («finance»)
стали понимать всю совокупность денежного
хозяйства государства, его доходы,
расходы и долги. В XVIII
в. этот термин пришел и в Россию. До
начала XX
в. он применялся в сравнительно узком
смысле, обо­значая именно государственные
финансы.

В конце XIX
— начале XX
в. вмешательство государства в эконо­мику
носило весьма ограниченный характер.
По образному выраже­нию А. Смита, оно
должно было играть «роль ночного
сторожа». Однако уже в этот период
начинают резко возрастать расходы
госу­дарства на военные нужды, развитие
инфраструктуры, содержание возрастающего
государственного аппарата. Социальные
расходы го­сударства на образование,
здравоохранение, культуру были еще
край­не незначительны. В этот период
еще не произошло формирование структуры
«неделимых
общественных благ» («бюджетных услуг»),
предоставляемых
государством своим гражданам. Только
со второй половины XX
в. развивается экономика общественного
сектора (го­сударства). Она стала
оказывать существенное воздействие на
опти­мизацию размещения и использования
ограниченных возможностей рынка. В этот
период государственные финансы принимают
разви­тую форму, обеспечивая
перераспределение денежных ресурсов,
не­обходимых всему обществу для
достижения поставленных стратеги­ческих
целей: обеспечения
благосостояния населения страны,
социаль­ного мира и экономического
роста.

Таким образом,
если деньги
— всеобщий эквивалент,
измеряющий
затраты труда и других ресурсов
производителей, то финансы
(в категорийном понятии) — совокупность
денежных (стоимостных) от­ношений
(связей) по формированию и использованию
различных денеж­ных фондов.

Финансы — это
стоимостная категория, но это не просто
деньги, а совокупность денежных отношений
(связей), порождаемых
и регламентируемых государством.
Здесь
мы хотим подчеркнуть очень важ­ный
момент с точки зрения выделения сущностных
признаков финан­сов. Они обладают
своим естественным атрибутом —
регламентаци­ей денежных отношений
государством. Иначе говоря, финансовые
отношения (связи) всегда опосредованы
определенными правовыми актами,
рекомендациями, стандартами, в той или
иной степени рег­ламентирующими их1.

С развитием
акционерных (корпоративных) форм
предпринима­тельства, сращиванием
промышленного и банковского капитала,
по­явлением разнообразных институтов,
занимающихся аккумуляцией и
перераспределением свободных денежных
средств (финансовых посредников), термин
«финансы» вышел за рамки узкого
понимания государственных (публичных)
финансов. Он стал использоваться в более
широком смысле, в частности применительно
к финансам хо­зяйствующих субъектов
(организаций, предприятий, корпораций).
Соответственно сформировались и две
относительно самостоятель­ные науки
о финансах: наука о государственных
финансах и наука о финансах хозяйствующих
субъектов (корпораций).

Первая изучает
общественные отношения и наиболее
рациональ­ные способы
формирования и использования
централизованных (обще­ственных)
денежных фондов,
необходимых
для выполнения основ­ных функций
государства. К централизованным
(общественным) фондам относят бюджеты
всех уровней,
а также целевые внебюд­жетные
фонды.
Вторая
исследует наиболее рациональные формы
создания и движения денежных потоков
и капитала
в
рамках круго­оборота средств отдельного
предприятия для обеспечения интересов
сравнительно узкого круга собственников
и наемных работников. Объединяет эти
науки их общая основа — изучение
способов управ­ления процессами
поступления и расходования дефицитных
денежных ресурсов на протяжении
определенного периода.

Читать также:  ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯКУТСКА ИНН

Здесь надо отметить
следующее. Во-первых, поступление доходов
и формирование расходов, как правило,
не совпадают во времени. Во-вторых,
доходы и расходы не могут быть точно
определены ни тем, кто принимает решения,
ни кем-либо другим, поскольку они носят
прогнозный, вероятностный характер,
как для государства, так и для хозяйствующего
субъекта, домохозяйства. Необходимо
применять самые разнообразные финансовые
инструменты для выравнивания временных
разрывов между поступлениями доходов
и осуществлением расходов, достоверного
определения их прогнозных (плановых)
значений и снижения разнообразных
рисков, влияющих на доходы и расходы.
Подробно эти инструменты и способы
принятия обосно­ванных решений
стратегического и тактического характера
изучает специальная прикладная наука
— финансовый менеджмент, основы которого
будут рассмотрены в разд. IV
настоящего учебника. При этом нужно
учитывать, что инструменты и приемы
финансового ме­неджмента широко
начинают использоваться и в управлении
госу­дарственными финансами, в
частности, при внедрении системы
бюд­жетирования, ориентированного
на результат.

Из сказанного
выше, по нашему мнению, следует, что
финансы можно трактовать с чисто
прагматических позиций как
совокупность различных форм движения
денежных потоков и капитала в процессах
их формирования и использования.
Их
можно рассматривать и в тра­дициях
российской финансовой науки как сложную
синтетическую экономическую категорию
совокупность
денежных отношений (связей),
регламентированных государством по
поводу формирования и использования
различных денежных фондов в процессе
их образова -ния и распределения в целях
обеспечения благосостояния населения,
социального мира и экономического
роста.

Итак, финансы имеют
свою специфику и общественное назначе­ние,
которое и выражается в выполняемых ими
функциях. Авторы настоящего учебника,
будучи представителями ленинградской
шко­лы финансовой науки, считают, что
функции экономической катего­рии
отражают не «ее работу», а общественное
назначение, присущее только данной
категории. Общественное же назначение
финансов как. экономической категории
выражается в двух
функциях: формирова­ние
и
использование
денежных
фондов (доходов).

Следует отметить,
что в советской и современной российской
финансовой науке существуют три основные
концепции трактовки сущности и функций
финансов: распределительная
(московская
школа); воспроизводственная
и
экономико-правовая
(ленинградская
школа)1.

Не останавливаясь
подробно на анализе этих концепций,
аргументация которых в основном
базируется на реалиях советской
экономики, обозначим лишь различные
подходы к определению функции финансов
в указанных школах.

Так, основоположник
распределительной концепции финансов
В.П. Дьячен­ко считал, что финансы
выполняют распределительную и контрольную
функ­ции, эти положения практически
без изменения более полувека подтверж­дали
и другие представители московской школы
финансов (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина
и др.). Л.А. Дробозина добавляла к
контрольной функции еще и регулирующую.
Видный теоретик социалистических
финансов А.М. Бир­ман, отстаивающий
самостоятельность финансов отраслей
народного хозяй­ства, а по сути
финансового менеджмента, к распределительной
и конт­рольной функциям добавил
функцию обеспечения кругооборота
средств денежными ресурсами, тем самым
довольно близко подойдя к понятию
«де­нежный поток».

Основоположник
ленинградской школы финансовой науки
А.М. Алек­сандров (автор воспроизводственной
концепции финансов) добавил к
распределительной и контрольной функциям
еще и производственную (об­служивание
кругооборота фондов). Ведущий ученый
ленинградской шко­лы финансовой науки
и автор экономико-правовой трактовки
финансов Э.А. Вознесенский наделял
последние тремя функциями: формирование
де­нежных фондов и доходов, использование
денежных фондов и контроль за первыми
двумя. С небольшими изменениями авторы
настоящего учебника придерживаются
его точки зрения, однако считая, что
контрольную функцию выполняют не сами
по себе финансы как экономическая
категория, а инсти­туты, которые ими
управляют. Финансы же создают лишь
условия для осуще­ствления контроля,
их функции выражают общественное
назначение, прису­щее только данной
категории: формирование и использование
денежных фондов (доходов).

Итак, после изучения
изложенного материала можно сделать
сле­дующие выводы.

1. Финансы являются
исторической категорией, которая
порож­дается государством; ее содержание
носит диалектический, трудно познаваемый
характер и существенно изменяется в
зависимости от состояния развития
экономической теории, философии,
накопленно­го практического опыта и
личной позиции исследователя, т.е. как
и материя, финансы в различных формах
своего существования «неис­черпаемы».

2. По предмету
изучения финансовой науки — наиболее
рацио­нальным способам формирования
и использования ограниченных денежных
средств во времени и условиях
неопределенности — суще­ствует, в
принципе, сравнительное единство
взглядов.

3. Финансы можно
рассматривать в узко прагматическом
плане как движение денежных потоков и
капитала. Такой подход характе­рен
для современной западной литературы,
трактующей финансы в очень широком
аспекте с четким разграничением
государственных (публичных) финансов
и финансов корпораций.

4. В советской и
современной российской специальной
литерату­ре финансы рассматриваются
как сложная экономическая категория,

выражающая
отношения, связанные с процессом
формирования и использования денежных
фондов. При этом допускается уточнение
понятия «финансы», которое отражает
либо только распределение, либо всю
совокупность стадий воспроизводственного
процесса. При трактовке содержания
государственных финансов подчеркивается
их императивный характер (ленинградская
школа финансов).

5. Финансы как
экономическая категория выполняют
только две имманентные им функции:
формирование и использование денежных
фондов. Недопустимо смешивать функции
и роль экономической категории. И
несмотря на то что в литературе часто
к функциям фи­нансов относят и
стимулирующую, контрольную функцию,
нужно понимать, что она отражает не
содержание этой категории, а ее роль в
управлении.

А теперь зададимся
вопросом: для чего же необходимо изучать
финансы? Ответ на него очень удачно дан
в упомянутом учебнике 3. Боди и Р. Мертона
«Финансы» (приведем его почти без
изменения):

• для принятия
осознанных гражданских решений,
оказывающих влияние на финансовую
политику страны. Не следует забывать,
что бюджет государства — это и «твой
бюджет»: оценивая политические программы
партий, бюджетные послания, принимаемые
законы, не­обходимо составлять свое
мнение о том, как они скажутся на
благо­состоянии государства и
собственных личных доходах;

• успешной
деятельности в мире бизнеса и
государственного уп­равления;

• обеспечения
интересной и выгодной карьеры;

• эффективного
управления личными доходами и сбережениями;

• расширения
собственного кругозора.

Функции финансов

Сущность финансов находит свое проявление в функциях. Так, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция означает, что финансы участвуют в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта.

Контрольная функция подразумевает участие финансов в контроле за наиболее эффективным использованием экономических ресурсов.

Многие исследователи часто выделяют также стимулирующую функцию, финансов, которая связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в экономике. Так, например, в процессе формирования доходов бюджетов могут предусматриваться различные налоговые льготы или субсидии для перспективных отраслей промышленности. Основная цель подобного рода мероприятий заключается в стимулировании темпов роста инвестиций в инновации. Помимо этого, в бюджетах различных уровней могут быть предусмотрены расходы, направленные на стимулирование структурной перестройки экономики (например, через финансовую поддержку инновационных и наукоемких технологии, а также наиболее конкурентоспособных производств).

Тема 2.1. Финансы как экономическая категория, понятие финансов, их признаки и функции

Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется непосредственно в их функционале. На сегодняшний день финансы выполняют наиболее важные функции, а именно распределительную и контрольную. Стоит отметить, что перечисленные функции осуществляются, как правило, параллельно во времени, так как реализация любой финансовой операции включает, с одной стороны, распределение ВНП и НД, а с другой – осуществления за таким распределением.

Распределительная функция финансов как отдельной категории заключается в том, что:

  • посредством распределения и перераспределения вновь сформированной стоимости как правило обеспечиваются общегосударственные потребности, могут быть сформированы источники финансирования реальных секторов национальной, а также достигнута желаемая сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках реализуемой финансовой политики РФ;
  • вновь сформированная стоимость в обязательном порядке должна быть перераспределена в целях исполнения имеющихся обязательств хозяйствующих единиц перед бюджетом, банковскими структурами, контрагентами.

Среди основных объектов реализации распределительной функции финансов можно в отдельную группу выделить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Стоит отметить, что в данном случае особую роль приобретает процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов (регионального или федерального).

Сущность контрольной функции финансов заключается в реализации контроля за реальным оборотом денежной массы, в качестве участника которого выступает государство, формированием различного рода централизованных фондов финансовых ресурсов. На сегодняшний день контроль осуществляется с помощью двух форм:

  • контроль за изменением основных показателей, состоянием платежей и взаиморасчетов;
  • контроль за реализацией принятой стратегии финансирования.

В первом случае используется так называемая система санкций и поощрений, в рамках которой реализуются различного рода меры принудительного или стимулирующего характера. В случае контроля за реализацией стратегией речь, в первую очередь, идет о реализации государственной финансовой политики в долгосрочном периоде, в которой особое внимание уделяется предвидению изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция финансов, как правило, реализована по следующим направлениям:

  • контроль за корректным и своевременным перечислением финансовых ресурсов в сформированных централизованные фонды;
  • контроль за соблюдением утвержденных величин и показателей централизованных фондов финансовых ресурсов с учетом потребностей развития страны в целом;
  • контроль за целенаправленным и эффективным расходованием денежных средств.

На сегодняшний день экономисты выделяют и другие функции финансов, например:

  • Регулирующая функция тесно связана с государственным вмешательством с помощью финансов в процесс воспроизводства;
  • Стимулирующая функция заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни посредством использования системы льгот и экономических программ;
  • Фискальная функция финансов непосредственна связана с финансовой поддержкой нерентабельных, но необходимых отраслей национальной экономики.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *