ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Почему важно иметь финансовую подушку безопасности — «Алые паруса» Грина


ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О чем произведение. Повесть-феерия «Алые паруса» — это романтическая история любви Ассоль и Грея. Когда главной героини повести было восемь лет, ей предсказали, что однажды на корабле с алыми парусами за ней приплывет принц и увезет в далекую страну. Девчушка поверила предсказаниям и ждала, что мечта осуществится.

Спустя годы отпрыск знатной и богатой семье Грей увидел спящую Ассоль и всем сердцем полюбил девушку. Узнав о сказочных грезах любимой, Грэй воплощает в жизнь ее мечту и приплывает за девушкой на корабле с алыми парусами.

Финансовые уроки. В повести Александра Грина кроется смысл, затрагивающий финансовую тему.

Отец Ассоль — матрос дальнего плавания Лонгрен — вынужден оставить беременную жену и отправиться в плавание. Однако денег, которые он оставил семье, не хватило.

После рождения дочери жена Лонгрена столкнулась со значительными расходами. Чтобы преодолеть финансовые трудности, женщина сначала просит в долг у местного богача Меннерса, но получает непристойное предложение.

Тогда она решается заложить обручальное кольцо и отправляется в ближайший город. По дороге мать Ассоль заболевает и умирает через пару дней.

Цитата

Мораль. Трагический отрывок повести подчеркивает, насколько важно иметь финансовую подушку безопасности. Она смогла бы помочь матери Ассоль преодолеть трудности и пережить сложный период.

Лонгрен оставил жене привычную сумму. Но не учел, что после рождения малышки могут возникнуть дополнительные расходы. Если бы семья заранее готовилась к рождению ребенка и скопила необходимую сумму, женщина, возможно, осталась бы жива.

Как грамотно распоряжаться бюджетом — «Анна Каренина» Толстого


ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О чем произведение. Роман Льва Толстого повествует о страстных чувствах между замужней молодой дамой Анной Карениной и привлекательным офицером Алексеем Вронским. Психологический накал и терзания, философские рассуждения автора и трагический финал захватывают внимание читателя на протяжении всего произведения.

Финансовые уроки. Особое внимание следует уделить образу жизни Алексея Вронского. В молодости Вронский просил в долг, но ему отказали. Честь гордого офицера была затронута. Алексей принял решение — жить по средствам, чтобы не пришлось одалживать.

Вронский занялся управлением личными финансами. Офицер безупречно ведет бюджет, выстраивает грамотную финансовую стратегию, поэтому может не отказывать себе в удовольствиях — посещать светские мероприятия, путешествовать с Анной по Италии, дарить ей подарки.

«Чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это посчитаться, или faire la lessive».

«Там, где дело шло до доходов, продажи лесов, хлеба, шерсти, отдачи земель, Вронский был крепок, как кремень, и умел выдерживать цену».

Мораль. Чтобы выкарабкаться из долговой ямы, офицер разработал авторскую финансовую стратегию.

Перечислим основные пункты оптимизации расходов и роста доходов Алексея Вронского.

1. Контроль за финансами. Из-за ошибок молодости Вронский вынужден щепетильно относиться к доходам и расходам.

2. Распределение счетов по степени важности. Алексей ранжирует долги на три группы по степени важности:

3. Продажа затратных активов. На содержание элитных скакунов уходило много денег. И Вронскому пришлось продать жеребцов, несмотря на страстное увлечение скачками и лошадьми.

4. Отстаивание собственных интересов, анализ каждой покупки. Вронский анализирует каждую статью расходов и доходов, торгуется или не сбавляет стоимости, чтобы получить выгоду. Алексей хорошо чувствует рынок и безупречно маневрирует в нем.

5. Бережливость и исключение рисков. Вронский совершал финансовые ошибки в молодости, но извлек из них урок. Он избегает рискованных авантюр, хозяйственно и бережно относится к каждому приобретению.

Почему важно обучать финансовой грамотности с детства — «Обломов» Гончарова

О чем произведение. Илья Обломов живет в Петербурге на доходы от поместья, почти не выходит из дома и ничем не интересуется. Фамилия главного героя стала нарицательной и означает апатию, лень, застой и нежелание что-либо менять.

Из полусонного состояния Илью пытается вытащить деятельный друг детства — Андрей Штольц.

Он зовет его путешествовать или хотя бы уехать из города, предлагает навести порядок и сбросить лишний вес, спасает имущество Обломова от афериста Терентьева и знакомит с Ольгой Ильинской. Но даже любовное увлечение красивой и интересной женщиной не смогло растормошить и вернуть к активной жизни Илью Обломова.

Финансовые уроки. Произведение Гончарова — яркий пример правильного и неправильного образования финансовой грамотности.

С одной стороны — ленивый фантазер Илья Обломов. Он получил высшее образование, но ничем не интересуется и не расширяет кругозора. С другой — деятельный Андрей Штольц, которому с детства прививали азы финансовой грамотности. Отец давал карманные деньги юному Андрею за посильную работу.

Мораль. Произведение Гончарова показывает, насколько важно прививать финансовую грамотность ребенку, учить труду. Если же пустить развитие ребенка на самотек, из него может вырасти апатичный, ленивый, нелюбознательный человек.

Как нерациональный подход к деньгам может привести к долгам — «Вишневый сад» Чехова


ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О чем произведение. Главная героиня — Любовь Раневская возвращается в родное поместье из Франции, где прожила много лет. У нее закончились деньги, и накопились долги. Любимый вишневый сад заложен.

Ермолай Лопахин — сын крепостного, но смог стать богатым купцом. Он предлагает Раневской сдавать сад под дачи, чтобы улучшить финансовое положение и не потерять любимое поместье. Однако героиня не соглашается. По ее мнению, дачи и дачники — это пошло.

В пьесе есть еще один комичный персонаж — дворянин Симеонов-Пищик. Это помещик, который увлекся займами — обеднел и продолжает просить деньги в долг.

Финансовые уроки. Пьеса Чехова иллюстрирует крах, к которому приводит нерациональное распоряжение деньгами и имуществом. Чтобы закрыть долги главной героини, сад продают на торгах. Новый владелец Ермолай Лопахин вырубает дорогие сердцу Раневской вишни.

Мораль. Из пьесы Чехова можно извлечь несколько финансовых уроков.

1. Праздная жизнь и бесконтрольное отношение к финансам приводят к губительным последствиям. Обанкротившейся Раневской приходится наблюдать, как гибнет под топорами любимый сад. Другой герой пьесы Симеонов-Пищик берет кредиты, чтобы вести красивую жизнь, давать званые ужины, обедать в дорогих ресторанах. Желание сорить деньгами привело дворянина к огромным долгам, которые он не в состоянии покрыть.

2. Нужно поменять отношение к бюджету, чтобы избежать финансового краха. Однако Раневская не желает заниматься арендой, а Симеонов-Пищик — уменьшить расходы. 3. Активы должны приносить доход. Главная героиня отказывается сдавать сад в аренду, хотя это могло бы спасти ее от разорения.

Как глупо выглядит желание жить не по средствам — «Бесприданница» Островского


ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О чем произведение. В названии пьесы Александра Островского уже заложена определяющая роль денег в жизни человека. Лариса Огудалова находится в бедственном положении и вынуждена согласиться на брак с небогатым чиновником Карандышевым.

Неожиданно в город возвращается богатый барин Сергей Паратов. Он ухаживал за Ларисой год назад, а затем исчез. Огудалова все еще влюблена в Паратова и признается ему в своих чувствах.

Сергей Сергеевич скрывает от Ларисы свое обручение с другой женщиной. Пользуясь случаем, Огудалов приглашает девушку на ночную прогулку по Волге. Утром обезумевший от ревности Карандышев убивает обесчещенную невесту.

Финансовые уроки. В «Бесприданнице» гротескно и ярко описана модель сверхпотребления. Карандышев мелкий чиновник с небольшим доходом. Но чтобы произвести впечатление на местных богатеев, он устраивает роскошный обед. Однако вместо одобрения он получает насмешки и унижение.

Карандышев: «Вот и обед сегодня для меня обойдется недешево».

Огудалова: «А этот обед ваш я считаю уж совсем лишним — напрасная трата».

Читать также:  АФОРИЗМЫ НА ТЕМУ ФИНАНСОВ

Карандышев: «Да если б он стоил мне вдвое, втрое, я б не пожалел денег».

Огудалова: «Никому он не нужен».

Карандышев: «Мне нужен».

Мораль. Произведение показывает, что не стоит гнаться за богатством и роскошью. Они не помогут завоевать уважение.

Почему не следует держать деньги в запертом ящике — «Шинель» Гоголя


ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О чем произведение. Главный герой повести — Башмачкин Акакий Акакиевич — скромный, бедный чиновник. Ему приходится жить впроголодь и экономить, чтобы скопить деньги.

На сэкономленные деньги Башмачкин покупает шинель взамен старой, которая совсем износилась. Однако ему не удается насладиться долгожданной покупкой — хулиганы отбирают новую шинель. Вскоре Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

Финансовые уроки. Произведение Гоголя идеально демонстрирует важность грамотного вложения денег. Главный герой умеет откладывать деньги. Однако ему следовало бы грамотно инвестировать капитал — купить ценные бумаги, вложить под проценты.

«Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег.

По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял её мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей».

Мораль. Из ошибок главного героя можно извлечь полезные финансовые уроки:

1. Деньги должны работать, а не храниться в запертом на ключ ящике.

2. Асурдная экономия усложняет жизнь. Жалованья Акакия Акакиевича хватило бы на скромную, но достойную жизнь. Но он откладывает больше, чем может, и живет на гроши.

Как создать капитал со скромного заработка и почему займы под большой процент приводят к краху — «Преступление и наказание» Достоевского


ТЕМА ФИНАНСОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О чем произведение. Родион Раскольников — бедный студент. Он бросает учебу, потому что ему не на что жить, платить за квартиру и еду. Чтобы сводить концы с концами, Раскольников закладывает имущество под грабительский процент.

Родион узнает о вынужденном нежелательном браке сестры, на который она соглашается, чтобы поправить финансовое состояние семьи. Доведенный до отчаяния Раскольников решается на преступление — убийство старухи и ее сестры.

Финансовые уроки. Дмитрий Разумихин — лучший друг замкнутого Раскольникова. Он тоже бедный студент и едва сводит концы с концами. Но чтобы выпутаться из бедственного положения, Разумихин берет подработки: занимается редактурой и переводами, соглашается на любую работу.

За два года Разумихин накопил небольшой капитал, обзавелся связями, изучил издательское дело и задумал собственный проект.

В отличие от друга Раскольников хочет получить все и сразу. Он находит тысячу причин, чтобы отказаться от работы. Родион предпочитает занимать у старухи-процентщицы, чем работать за небольшую плату.

— Что делаешь?

— Каку работу?

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.

— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

— А ты в колодезь не плюй.

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Мораль. В произведении Достоевский поднимает две финансовые темы.

1. Ростовщичество. Раскольников берет в долг под разоряющий процент, что приводит к личному кризису и краху.

2. Разумная экономия. Дмитрий Разумихин также вынужден бросить учебу из-за бедности. Однако у Дмитрия есть цель — открыть собственную типографию. Он упорно стремится к своей цели — усердно работает, изучает издательское дело, находит инвестора под свой проект.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 13 г. Б ЛАГОВЕЩЕНСКА»

«Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы»

Выполнила: Завгороднаа Алёна

ученица 8Б класса

учитель русского языка и литературы

Почему нужно учиться финансовой грамотности?        3

I.        Уроки финансовой грамотности в  произведениях художественной литературы.        6

1.        Об участии в финансовых пирамидах.        6

1.        О невыплате заработной плате.        9

3. О долгах и должниках.        12

4.        Об азартных играх и их последствиях.        15

5.        О коррупции в государственных структурах.        17

«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли  других  людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества». Это высказывание вице-президента Совета по финансовой грамотности при  Президенте США Джона Брайанта очень хорошо демонстрирует важность финансовой грамотности для личности и общества.

Способность принимать грамотные решения, совершать эффективные действия  в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды характеризует человека как финансово грамотного.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.

На сегодняшний день согласно оценкам экспертов в России весьма низкий уровень финансовой грамотности  как среди молодежи, так и среди взрослого населения. А это приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений.  Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Мы знаем, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более эффективны и в учебе, и в работе – вне зависимости от того, на каких позициях и в какой сфере они учатся и трудятся. Если человек не имеет элементарных финансовых знаний и навыков, то он едва ли сможет принять правильные решения, чтобы обеспечить свое благополучие.  Поэтому так важно молодежи  уже в юные годы задумываться о взрослой жизни.

Проблема:  низкая финансовая грамотность молодёжи, которая влечёт за собой серьезные негативные последствия не только лично для человека, но и для здорового развития экономики России в будущем.

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельногоа или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Проблема отношения человека к деньгам, привлекала и привлекает к себе внимание писателей. Объясняется это довольно просто: свойство это достаточно распространено, имеет власть над человеком. Иногда случается так, что деньги определяют поступки человека, его жизнь.

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. « Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»,- сказал  Фрэнсис Бэкон.

Читать также:  ФИНАНСЫ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Сюжетная проза обладает одним очень важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. Хорошая, правдивая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения мы перевоплощаемся в кого-то, живём его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем книгу и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя остаётся внутри нас. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни.

Рабочая гипотеза: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить развитию финансовой грамотности школьников.

Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.  Могу сказать с уверенностью, что для меня литература – самый верный, честный советчик. В своих любимых произведениях, даже перечитывая их много раз, я всегда нахожу для себя своеобразную помощь, взаимопонимание.

Цель моего исследования: проанализировав финансовые ошибки литературных героев, показать их актуальность в современном обществе  и сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.

Мне предстояло решить следующие задачи:

Данное исследование  является абсолютно самостоятельным и основывается на следующих методах:

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.

«Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» — продолжала зазывать его Алиса. « Конечно, хочу! А как это делается?» — отвечал Буратино».

Это выдержка из замечательной сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо.

Буратино даже подпрыгнул:

— Нет, нет, — закричал Буратино, — верю, верю! Идемте скорее в Страну Дураков!»

Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки:

Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его  наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Лиса и кот отправили Буратино в полицию и благополучно выкопали его деньги. А глупый Буратино лишился четырёх золотых, так и не купив курточку папе Карло и азбуку себе.

Бедный Буратино не мог догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей.

« Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! — сказала Тортила. — Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков!

В сказке Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино —  совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки.

Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни. Это так называемые финансовые пирамиды.

Суть предложения, которое поступает всем желающим, очень проста: приносите свои деньги сегодня, а завтра забираете их с прибылью. Причём прибыль, которую обещают устроители, намного выше, чем предложения, которые можно найти в банках. Речь идет об удвоении вклада за месяц, притом, что в банке такого не случится даже за год.  И, действительно, на первых порах так и происходит. Люди вкладывают свои средства и свободно забирают их назад с прибылью, которая образуется за счет новых вкладчиков. Именно поэтому и возникло название «пирамида». Если ты в числе первых, то у тебя есть шанс получить прибыль. Но с течением времени количество участников становится слишком большим, и уже нет тех, кто приносит свои деньги, зато есть большое число тех, кто хочет их забрать. В этот момент и происходит крах, потому что деньги новых вкладчиков перешли старым в виде процентов и возвращать уже нечего и некому.

Около 25 лет назад некто Сергей Мавроди стал рекламировать уникальный способ быстро разбогатеть. Для этого нужно было лишь купить «билеты МММ», цена которых росла ежедневно. Смысл был в том, что сегодня ты покупаешь такой билет за 100 рублей, а завтра продаёшь его назад за 110. Цена назначалась ежедневно и ни от чего не зависела. Билеты только дорожали, и об этом кричали на всех углах. Всего за полгода в игру втянулось 15 миллионов человек (каждый десятый россиянин), внутри МММ находилась треть годового бюджета России, цена билетов увеличилась в 127 раз от первоначальной. Спустя три года всё закончилось:  2 сентября 1997 года «МММ» было признано банкротом, а миллионы участников пирамиды остались ни с чем. Да, у участников МММ были решения из судов, по которым им полагались какие-то средства, но взять их было негде, ведь все они были виртуальными и в природе не существовали.

4 августа 1994 года Мавроди был арестован по обвинению в сокрытии налогов от доходов возглавляемой им фирмы. Он ни в чём не раскаивался и сожалел лишь о том, что до конца не довёл дело.

2004 года Мавроди предъявлено обвинение в мошенничестве. Основатель  обвинялся по ст. 159, ч. 3 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество в крупных размерах и хищение чужого имущества путём обмана и злоупотребления доверием». Таким образом, в отношении скрывавшегося бизнесмена было возбуждено три уголовных дела. По мнению прокуратуры, ущерб, нанесённый МММ миллионам вкладчиков, оценивается в $110 млн.

Сейчас государство куда более тщательно следит за тем, чтобы таких случаев не происходило, но мошенники всё равно могут предлагать поучаствовать в таких же пирамидах только через интернет, где сложнее найти и пресечь их деятельность. Видя в сети предложение заработать на «информационных услугах», «выгодном вложении средств», «легкой работе из дома», нужно обратить внимание на то, что:

1. Компания предлагает слишком высокую доходность.

То есть, исходя из рекламы, выходит, что не надо ничего делать, а прибыль будет расти сама собой и очень быстро.

2. Нет никакой подтвержденной официально информации об устроителе.

Отсутствует лицензия для банковской деятельности – специальный документ, выдаваемый Центральным банком России, либо устав, регистрационная информация, адрес. Обычно у устроителей пирамид нет ничего, кроме странички в интернете и адреса электронной почты.

3. Не раскрывается способ получения дохода.

Нет понятного объяснения, откуда берется прибыль, или вообще нет никаких объяснений, только большое количество положительных отзывов на сайте о том, как за несколько дней вложенные деньги увеличились, например, вдвое.

Читать также:  Министерство финансов российской федерации код по сводному реестру

Вам не дают времени подумать и постоянно повторяют, что такие «специальные условия» доступны только лично вам, только сегодня, только до конца дня, а завтра уже будет поздно.

История богата  примерами,  когда на уловки мошенников попадались вполне взрослые и, казалось бы, умные и опытные люди. Они пошли на поводу своей жадности (хотя и не признаются в этом, списывая на доверчивость) и потеряли очень крупные суммы.

Хотя печальный опыт тысяч вкладчиков МММ, «Властилины» и других пирамид широко известен, россияне по-прежнему продолжают вкладывать деньги в сомнительные схемы, которые обещают быстрое обогащение. С 2008 года организаторы пирамид заработали на доверчивых вкладчиках уже 40 млрд. рублей.  В минувшем году власти выступили с инициативой прописать запрет на пирамиды в Уголовном кодексе.

Громких разоблачений финансовых пирамид в истории  десятки. Но новые клиенты у новых организаций всегда находятся. Это связано с человеческой психологией. Причины две: низкий уровень финансовой грамотности, то есть люди просто не понимают, на что идут. Вторая — люди, которые склонны к риску, понимают, что перед ними находится финансовая пирамида, но хотят рискнуть и думают, что у них хватит смекалки в нужный момент вывести деньги. Людей с такой ментальностью, по мнению международных экспертов, от 8 до 15%.

В любом человеке кроется лень и жажда наживы, а также жажда быстрого обогащения. То что «бесплатный сыр только в мышеловке» никто не воспринимает. Люди несли и будут нести деньги этим аферистам только потому, что они очень много обещают. После этого они будут кусать себе локти, но будет уже поздно и никакие суды ничего не помогут, а если и присудят в их сторону, то все равно вряд ли они что-то получат от аферистов. Не для того они создавали пирамиду, что потом отдавать вам денежки даже по суду.

А это все из-за соблазна быстро обогатиться,  ничего не делать и богатеть. Такая наивность, лень и вера в сказки. И что самое главное, большинство знает, что, скорее всего, их обманут, но им кажется, что они свои сверхдивиденты успеют получить, такой русский авось. Только бесплатный сыр — в мышеловке, вот и получают пружиной по своему разгильдяйству и недальновидности.

Урок первый: глупость, жадность  и недальновидность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и лёгкие деньги, не прикладывая никаких усилий,  приводит к обогащению аферистов и разочарованию инвесторов.

2. О невыплате заработной платы.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А. С. Пушкин. В  «Сказке о попе и работнике его Балде» автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал:

“Нужен мне работник:Повар, конюх и плотник. А где найти мне такогоСлужителя не слишком дорогого?”

В результате Балда договорился с попом, что будет  работать за три щелчка по лбу в год: “Буду служить тебе славно,Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай варёную полбу”.

Попадья говорит: “Знаю средство,Как удалить от нас такое бедство:Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точьТем ты и лоб от расправы избавишьИ Балду-то без расплаты отправишь”.

Но Балда смог перехитрить чертей, и задание все же было выполнено. И пришлось попу платить Балде: «С первого щелка прыгнул поп до потолка, со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика».

Пушкин весьма фактурно выставляет напоказ перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.

«А Балда приговаривал с укоризной:»Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»».

Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.

В соответствии с сюжетом «Сказки о попе и работнике его Балде» поп выступает работодателем и нанимает Балду в качестве своего работника на условиях возмездного оказания услуг с предоставлением ему условий для проживания: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник». В результате добросовестному работнику, которым доволен работодатель, сначала не было выплачено вознаграждение за выполненную работу. Но Суд божий справедлив, и в конце сказки поп наказан за жадность. Мораль этой сказки такова – жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.

И хоть этой сказке более 180 лет, проблема  повторяется и в наше время. К сожалению, в условиях кризиса крайняя форма нарушений прав работников — невыплата заработной платы — становится одним из способов «выживания» кампании.  Например, при строительстве космодрома «Восточный» было возбуждено несколько уголовных дел по факту задержки или невыплаты заработной платы.

8 августа 2016 г. во Фрунзенском районном суде Владивостока оглашён приговор в отношении Игоря Нестеренко, бывшего гендиректора Тихоокеанской мотостроительной компании, которая занималась строительством космодрома «Восточный». По данным следствия, Игорь Нестеренко с декабря 2014 года не выплатил заработную плату 730 сотрудникам предприятия. Общая сумма долга составила почти 19 млн. рублей. Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке. Суд назначил Нестеренко наказание в виде штрафа в размере 130 тыс. рублей.

Генеральный директор подрядчика строительства космодрома «Восточный» «Стройиндустрия-С» Сергей Терентьев приговорен к 11 месяцам колонии и штрафу за растрату и невыплату зарплат. В ходе следствия и суда установлено, что Терентьев «умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности» не выплачивал полностью свыше двух месяцев зарплату за январь 2015 года 71 работнику своей организации. Подсудимый виновным себя признал, полностью в содеянном раскаялся. С учетом смягчающих обстоятельств 65-летний Терентьев приговорен к штрафу 100 тысяч рублей по статье 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы») и к 11 месяцам колонии общего режима по статье 160 УК РФ («Растрата»).

Завершилось расследование еще одного уголовного дела о задержке зарплаты строителям . Руководителя ООО «Экономические программы» Виталия Гинзбурга обвиняют в невыплате 16,5 миллиона рублей 200 работникам — это зарплата за январь и февраль 2016 года. При этом, как полагает следствие, деньги у организации были.«Мы работали зимой, при 30-40 градусах мороза, бетонные работы на улице, доходило дело даже вплоть до того, что нам просто перчаток не давали, руки к арматуре прилипали, всё равно работали. Ребята сейчас настраиваются, завтра мы собираемся официально объявлять голодовку, уже все, сил нет никаких», — приводит радиостанция «Эхо Москвы» слова одного из строителей. Ситуация вокруг возведения космодрома сопровождалась скандалами о хищениях и акциями протеста рабочих, которым компании-субподрядчики задерживают выплату зарплат. Рабочие не раз объявляли голодовки и даже обращались к президенту России Владимиру Путину.

Если в сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам, то в наше время мошенничество со стороны работодателей наказано органами судебной власти.

Невыплата или задержка выплаты заработной платы подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КОАП России. Должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение прав работников на оплату труда, ждет штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей. Чуть выше санкции для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Наказание не слишком обременительное, но в случае повторного аналогичного правонарушения, ИП и должностные лица заплатят от 10 000 до 20 000 рублей, при этом последние могут быть лишены права занимать руководящие должности на срок от 1 до 3 лет. Юридические лица тоже лишатся более серьезной суммы — от 50 000 до 70 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *