ТЕМА ФИНАНСЫ МАКРОЭКОНОМИКА

6 Задачи и Упражнения

1. Валовой национальный продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. Фактический объём ВНП равен 16 млрд. долл. Сумма налогов составляет 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. долларов.

а) определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или излишком и установите его размеры;

б) определите, как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости.

2. Правительство получило заём у иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. долл ежегодно.

а) приведёт ли этот заём к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

б) вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

Рис. 5.3. Финансы в системе макроэкономических отношений

Рис. 5.4. Функции финансовой системы

Изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определённой и законодательно установленной.

Рис. 5.5. Принципы построения налоговой системы

Рис. 5.6. Типы и виды налогов

Рис. 5.7. Налоги

Рис. 5.8. Кривая Лаффера

Структура финансовой макроэкономики

Финансовую систему принято разделять на подсистемы, каждая из которых имеет свои особенности и принципы работы. Однако, в масштабах макроэкономики они рассматриваются в качестве единой структуры. Наиболее крупной финансовой подсистемой является государственный бюджет. Он формируется из средств, поступающих через налоговую, таможенную системы, а также благодаря другим обязательным платежам, осуществляемым участниками экономических отношений. В свою очередь государство занимается распределением финансов, основываясь на принципах справедливости и равенства всех национальных субъектов хозяйствования. На государственном уровне так же существуют внебюджетные фонды, которые формируются из дополнительных денежных средств и имеют свое целевое приложение. Сюда же относят государственный долг, который представляет собой выпуск долговых государственных обязательств, которые активно торгуются на фондовом рынке.

Финансы реального сектора находятся в частном управлении. Каждый предприниматель в рамках рыночных отношений имеет право самостоятельно распоряжаться получаемой им прибылью. Данная подсистема включает в себя следующие элементы:

Финансы домашних хозяйств представлены личными сбережениями граждан. Государство может стимулировать их использование в активной инвестиционной деятельности, если того требует текущая макроэкономическая обстановка.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

1
Социально-экономическая сущность финансов

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами,
материальной основой существования и функционирования финансов выступают
деньги, денежный оборот. При этом субъекты обладают разной юридической силой,
т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них —
государство — наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений
является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета).
Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки.
Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль,
доходы от различных видов деятельности и др. Назначение денежных средств —
обеспечение расширенного производства.

Финансы — это денежные отношения, но не все денежные отношения — суть
финансы. Поэтому к финансам как экономической категории принято относить
следующие денежные отношения, возникающие между:

¡   предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации продукции и услуг;

¡   предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных денежных средств и их распределении;

¡   государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет
и финансировании расходов;

¡   государством и гражданами при внесении ими налогов и
добровольных платежей;

¡   предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при
внесении платежей и получении ресурсов;

¡   отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного
регулирования;

¡   страховыми организациями, предприятиями и населением при
уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая
и т.д.

Нельзя рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными
физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами
гражданско-правового характера. Здесь государство в отношениях партнеров не
присутствует.

Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми
функциями. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются
затраты труда хозяйствующих субъектов. Финансы же — это экономический
инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство
контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из
множества других денежных отношений. Финансы — это совокупность денежных
отношений, одним из участников которых является государство, посредством
которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов
денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных
функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Финансы — категория историческая, они возникают вместе с государством и
изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера
действия и роль в процессе общественного производства определяются природой
государства и его функциями.

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в
случае возникновения определенных исторических предпосылок. Первая сводилась к
следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно
ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы
государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной.
Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств — бюджетом.

Вторая предпосылка — формирование и использование бюджета стало носить
регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с
определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Наконец, третья предпосылка — налоги стали взиматься преимущественно в
денежной форме.

Впрочем, получают развитие не одни только государственные финансы.
Развиваются (и по объему, и качественно) финансы предприятий и организаций
различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой
преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная — акционерные
общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей
денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты
банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили
возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться
лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые
отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения
опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов
государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и
государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения
опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее
включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в
целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и
обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход
государства — вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых
ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности
удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного
производства. С учетом размеров национального дохода и пропорции его деления на
фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития
экономики, ее структура.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании — за
счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство,
орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и в чьих
интересах используются эти фонды денежных средств.

2 Функции финансов

Сущность финансов как экономической категории находит практическое
проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции
финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов
как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных
средств.

Финансы выполняют следующие функции: распределительную и контрольную. Распределительная
функция — объективная и основная. Субъектами распределения выступают
юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные
фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают
стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства.
Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном
его распределении, так и в перераспределении.

Читать также:  БОНУМ ФИНАНС

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления
экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща
многоступенчатость, порождающая разные виды распределения ― внутрихозяйственное,
внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное.

Посредством финансов государство воздействует не только на
перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление
капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как
между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Контрольная функция финансов определяется их свойством служить
средством контроля над процессом стоимостного распределения и перераспределения
общественного продукта.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля над
движением и образованием материальных ценностей в обществе, а также за ходом
распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при
движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит,
налогообложение, залог и др.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а
также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную
деятельность финансовых органов в процессе финансового планирования.

В условиях развития рыночных отношений финансовый контроль направлен на
обеспечение динамичного развития общественного и частного производства,
ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во
всех звеньях народного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что распределительная и контрольная функции финансов
действуют одновременно, это стороны одного процесса. Поэтому финансы являются
своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы. Если их состояние
характеризуется как кризисное, то это значит, что кризис охватывает саму
экономику.

2. 
Макроэкономика и ее важнейшие показатели

Финансы и финансовая система

Финансы относятся к числу широко распространённых, обобщающих экономических категорий, характеризующих денежные отношения.

Как и ряд других понятий, финансы не могут быть определены посредством лишь одного признака. Они аккумулируют в себе, по крайне мере, три признака. Под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из экономических ресурсов. Денежную форму ресурсов производства и потребления именуют финансовыми ресурсами. Это первая сторона финансов.

Вторая сторона финансов связана с широко распространённым термином «финансирование», понимаемом как обеспечение воспроизводственного процесса денежными средствами.

Третья, определяющая сторона финансов, лежащая в основе выделения их как специфической категории, заключается в том, что финансы представляют механизм распределительных отношений.

Финансы органично связаны с деньгами, но это не адекватные понятия. Деньги — материальная основа (субстанция) финансов. Не все денежные отношения являются финансовыми. Последние охватывают лишь ту их часть, которая выражает отношения общественного воспроизводства.

Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе производства, распределения и перераспределения стоимости валового национального продукта, используемые государством и предприятиями на удовлетворение материальных и социальных потребностей, расширение производства.

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то распределение денежных ресурсов происходит прежде всего между различными субъектами хозяйствования. В общей совокупности, образующих финансовую систему, выделяются три крупных сферы (не считая домашних хозяйств): финансы предприятий, учреждений и организация; система страхования; государственные финансы. Так возникает система взаимосвязанных финансовых связей и денежных потоков, представляющих возможность осуществления общественного воспроизводственного процесса.

Рис. 5.1. Денежные потоки между участниками финансовой системы

За каждый из указанных на рисунке стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений, участвующих во взаимодействии производства, потребления, накопления.

Сущность финансов, как экономической категории выражается в их функциях. Функции — проявление сущности, специфический способ выражения присущих категории свойств. Исходя из реальной роли, которую выполняют финансы в воспроизводственном процессе можно выделить четыре их наиболее характерных функций: воспроизводственная, распределительная и перераспределительная, стимулирующая, учётно-контрольная.

Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы обеспечивают воспроизводственный процесс на уровне предприятия и общества в целом (бюджет, кредит, денежное обращение). Главное здесь централизованные и децентрализованные ассигнования.

Распределительная функция состоит в распределении и перераспределении финансовых ресурсов между государством, предприятиями и населением, сферами, отраслями, регионами.

Стимулирующая функция финансов выражается в том, что через государственный и местный бюджеты, специальные фонды поддерживается и поощряется разнообразная хозяйственная деятельность.

Учётно-контрольная функция проявляется в том, что финансы становятся универсальным орудием учёта и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением национального продукта.

Рыночной экономики присуще саморегулирование, характеризующееся тем, что методы формирования финансовой базы в различных народнохозяйственных звеньях вырабатываются и используются самими участниками производства. Рыночный механизм, обеспечивает лишь частичное перераспределение средств. В этих условиях государство использует финансовый механизм для достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. Под финансовым механизмом подразумеваются формы, способы организации денежных ресурсов, которые применяются с целью создания условий, наиболее благоприятствующих экономическому развитию.

Определяющее место в системе общегосударственных финансов принадлежит бюджету.

Финансовые
денежных
ресурсы
средств,
распоряжении

совокупность
находящихся
населения,
в
хозяйствующих
субъектов, а также государства и органов
местного самоуправления.

Коммерческая организация – юридическое лицо, в
качестве основной цели своей деятельности преследующая
извлечение (получение) прибыли.
Некоммерческая
организация
(НКО)
это
организация, не имеющая в качестве основной цели своей
деятельности извлечение прибыли и не распределяющая
полученную прибыль между участниками.
Финансы домохозяйств — это особая область
финансовых отношений, связанных с формированием и
использованием
личных
доходов,
полученных
от
трудовой, хозяйственной и иных видов деятельности.

Из чего состоит макроэкономика

Макроэкономика состоит из макроэкономических рынков и макроэкономических агентов. Рынки макроэкономики представлены следующим образом:

В экономической жизни страны участвуют четыре категории макроэкономических агентов:

Все макроэкономические агенты взаимодействуют между собой. Так, для производства товаров предприятиям нужна рабочая сила. Граждане устраиваются на работу и получают зарплату. Продукция, произведенная компаниями, поступает на рынок. Люди покупают ее на средства, полученные от работодателя. Часть товаров идет на продажу за границу, это называют экспортом. На рынке представлена и продукция от иностранных производителей — это импорт.

Если компании не хватает денег для ведения бизнеса, она обращается в банк за кредитом. Финансовое учреждение выдает займы, в том числе за счет тех средств, которые граждане разместили на счетах.

Макроэкономические рынки и агенты объединены между собой кругооборотом доходов, расходов и реальных ценностей. Вместе они образуют кругооборот экономики.

Финансы
представляют
собой
экономические
отношения,
связанные
с
формированием,
распределением
и
использованием
централизованных
и
децентрализованных фондов денежных средств
в целях выполнения
функций и задач
государства
и
обеспечения
условий
расширенного воспроизводства.

История появления макроэкономики

Выделение макроэкономики в отдельную науку произошло в середине ХХ века. Это было связано с Великой депрессией 30-х годов. В большинстве западных стран население оказалось на грани нищеты из-за спада объемов производства и высокого уровня безработицы.

Термин «макроэкономика» впервые употребил норвежский экономист Рагнар Фриш в 1934 году. А основателем современной макроэкономической теории считают британского финансиста Джона Мейнарда Кейнса. Его книга «Общая теория процента, занятости и денег» стала по-настоящему революционной. Кейнс бросил вызов неоклассической экономической теории, согласно которой рыночная экономика способна естественным образом вернуться к состоянию полной занятости ресурсов после временных кризисов. Это возможно только при выполнении главного условия — работники компаний и предприятий должны проявлять гибкость в вопросах заработной платы.

Кейнс выступил с другой идеей. Он заявил, что уменьшение зарплат не создаст новых вакансий и не спасет от кризиса. По мнению Кейнса, экономика может быть нестабильной и рынок не всегда может поддержать себя сам. В ряде случаев в экономику должно вмешиваться государство, чтобы «устранять возникающие неравновесия».

Читать также:  Что может восток финанс

Кейнс пришел к выводу, что уровень экономической активности зависит в основном от совокупного спроса. Кейнсианскую теорию активно использовали до середины 70-х годов ХХ века. Но потом возникла очередная проблема — стагнация в сочетании с высокой инфляцией. Следствием стал застой производства и торговли, сопровождающийся ростом цен. Многие связали это с чрезмерным вмешательством правительства в экономику. Появилась новая макроэкономическая теория — монетаризм. Ее основатель — американский экономист Милтон Фридман — утверждал, что определяющим фактором развития экономики является количество денег, выпущенных в обращение. По мнению монетаристов, количество денег в обращении должно увеличиваться с такой же скоростью, как и темпы роста ВВП. Это позволит избежать высокой инфляции.

Начало XXI века было ознаменовано мировым финансовым кризисом. Причиной его стал так называемый экономический пузырь — пресыщение рынка ценными бумагами, не подкрепленными реальными активами. Этот опыт стал новым вкладом в становление макроэкономики. Наука динамично развивается, появляются новые теории, так как в экономике продолжают происходить события, которых ранее никогда не случалось.

Какие проблемы изучает макроэкономика

Ключевые проблемы макроэкономики:

Инфляцией называют процесс обесценивания национальной валюты. Она сопровождается ростом цен на товары и услуги. Основная макроэкономическая причина инфляции — рост наличной денежной массы в обращении в сочетании с низкой нормой сбережения. Население много тратит, а не запасает.

Уровень безработицы показывает отношение числа граждан, зарегистрированных в службах занятости населения, к общему числу трудоспособного населения. По мнению экономистов, нормальный уровень безработицы в стране — не более 5%. По данным Росстата, в январе 2022 года уровень безработицы в России составлял 4,4%.

Внешняя торговля важна для развития промышленного комплекса. Чем больше товаров поставляется за рубеж, тем больше выручки получают бенефициары бизнеса. Соответственно, на развитие собственной промышленности будут тратить еще больше средств.

Регулированием валютного курса занимается Банк России. Госрегулятор устанавливает валютный коридор, проводит валютные интервенции, использует госрезервы для покупки иностранных денежных единиц. От валютного курса зависит конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

По сути, задача макроэкономики — улучшить благосостояние страны.

Вопросы для самосконтроля знаний

Признаки финансов:
— распределительный характер отношений, который
основан на правовых нормах или этике ведения
бизнеса и связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной
форме;

односторонний
(однонаправленный),
как
правило, характер движения денежных средств;

формирование финансовых ресурсов и создание
централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств.

Финансовая система РФ
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Государственные и муниципальные
финансы
Бюджетная
система
Государственный и
муниципальный кредиты
Федеральный
бюджет
Внебюджетные фонды
Бюджеты
субъектов РФ
Местные
бюджеты
Финансы
домохозяйств
Финансы коммерческих
организаций
Финансы некоммерческих
организаций
Фонды социального назначения:
— Пенсионный фонд РФ
— Фонд социального страхования
— Фонд обязательного
медицинского страхования
Фонды экономического
назначения
Отраслевые
Финансы
организаций
Территориальные
Финансы финансовых
посредников

Финансы в макроэкономической системе

Вопросы для обсуждения:
1. Экономическое содержание понятия «Финансы»,
сущность выполняемых ими функций.
2. Формирование финансовых ресурсов.
3. Характеристика основных звеньев финансовой
системы
.

Финансы как макроэкономическая категория

Факультет:
Экономики и предпринимательства

Кафедра:
Финансы и кредит

Курсовая
работа по
дисциплине: Финансы

Тема: Финансы
как макроэкономическая категория

План

Централизованные
экономические
финансы
отношения,
связанные
с
формированием и использованием денежных
средств
государства,
государственной
аккумулируемых
бюджетной
системе
в
и
правительственных внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы — денежные
отношения
обслуживающие
кругооборот
денежных фондов предприятия и населения.

Налоги и налоговая политика

Сущность и функции налогов.

Как экономическая категория налоги:

— это обязательные платежи, взимаемые государством с предприятий, организаций и населения; — они преимущественно служат удовлетворению общественных потребностей; — взимание налогов (ставки, сроки) осуществляются в установленном законом порядке; — налог — основной инструмент перераспределения созданного в обществе валового национального продукта.

Налоги выполняют три важнейших функции:

а) экономическую (фискальную); б) социальную; в) регулирующую.

Во всех формациях налоги обязательно выполняют экономическую (фискальную) функцию, т.е. обеспечивают финансирование общественных расходов.

Социальная функция означает, что посредством дифференциации налогов поддерживается социальное равновесие, сглаживается неравенство между отдельными группами населения.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что изменяя налоговые ставки, государство может создавать или уменьшать стимулы к производственной деятельности, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать в целом на фонд потребления.

При налогообложении следует придерживаться принципов справедливости и эффективности. Принцип справедливости провозглашает: «те, кто по существу равны, должны облагаться одинаковым налогом. Равенство для равных, неравенство для неравных». Эффективность означает — налоги призваны содействовать развитию общественного производства, не подрывать его основы, не ухудшать материальное и социальное положение трудящихся, а побуждать стремление к получению больших доходов.

Типы и виды налогов.

Чтобы выполнять функции справедливости и эффективности, устанавливаются различные типы и виды налогов.

По экономическому назначению различаются:

— прогрессивные; — регрессивные; — пропорциональные типы налогов.

Налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Подобный налог предполагает относительное и абсолютное возрастание его величины по мере увеличения дохода (подоходный налог с населения).

Налог становится регрессивным если его средняя ставка понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог приносит большую абсолютную, но меньшую относительную сумму. Этот налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Пропорциональный налог предполагает неизменной средней налоговой ставки, независимо от размера самого дохода (налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость).

Детальное разделение налогов по видам зависит от объекта налогообложения или непосредственно его целевого характера.

До российских экономических преобразований основными видами налогов были: налог на прибыль, налог с оборота, налог с продаж, прогрессивный налог с населения. С 1992 года были отменены налоги с продаж и с оборота, вместо которых введены налог на добавленную стоимость и акцизы.

Система налогов России не слишком отличается от её налога в странах Запада. Пять главных налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог, таможенные пошлины) обеспечивают более 83% налоговых поступлений и более 75% доходов бюджетной системы РФ. Ещё 6,5% доходов поступает за счёт налогов на природные ресурсы и имущество. Неналоговые доходы — доходы от федеральной собственности и приватизации. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» общее допустимое количество налогов составляет 43, хотя их действительное количество приближается к 60.

Налог на добавленную стоимость представляет форму изъятия в бюджет части прироста стоимости продукта, которая создаётся на всех стадиях производства товаров и услуг и вносится по мере их реализации. Налог на добавленную стоимость составляет 20% и формирует примерно 40% доходной части бюджета. Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает высокую стабильность денежных поступлений и в незначительной степени зависит от рыночной конъюнктуры.

Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) составляет основную часть их выплат. Обложению подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В 1993 году установлена ставка 32% на прибыль. Подобная ставка в основном совпадает с величиной, принятой в развитых западных странах.

Акцизы — один из видов косвенных налогов, включаемых в цену товара и оплачиваемых потребителями. Стоимость подакцизных товаров состоит из издержек производства, прибыли, сумм акцизов. Они включаются в цену тех товаров, которые считаются предметами роскоши (ювелирные и меховые изделия, фарфор, хрусталь, меховые изделия и др.), либо государство заинтересовано в ограничении их потребления (винно-водочные, табачные изделия).

Читать также:  В чем отличие понятия финансы от понятия деньги

Налоги с населения носят прогрессивный характер. Основная часть личных доходов облагается 12% ставкой. Низкие доходы вовсе не облагаются налогами, т.е. устанавливается необлагаемый минимум.

Таблица 5.1. Шкала подоходного налога с населения

В процессе осуществления экономических реформ российская система налогообложения физических лиц значительно трансформировалась. Налоги должны уплачивать все граждане, денежный доход которых превышал установленный законом необлагаемый минимум. С ростом доходов налоговая ставка прогрессивно возрастает.

В государственном бюджете на 1996 г. различные виды налогов составят в доходах примерно такие величины: НДС — 40%, налог на прибыль — 18%, акцизы — 13%, доходы от внешнеторговой деятельности — 9%, подоходный налог с населения — 1,5% и т.д.

Основной аспект налоговых проблем связан с уклонением от уплаты налогов вообще. Сумма недоплат в федеральный бюджет в середине 1998 года составила около 355 млрд. рублей (с пениями и штрафами). Эта величина почти ровна М2 или полутора объёмам налогов, уточнённых предприятиями и организациями в 1997 году. По различным оценкам, государство недополучает от 30 до 40% налоговых сумм, на которые оно могло рассчитывать.

Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

Динамизм налоговой системы обусловлен не только изменением её видов, но в ещё большей степени — подвижностью самих налоговых ставок. Налогоплательщик стремится минимизировать налоговую ставку, а налогополучатель — максимизировать. Необходимо добиваться оптимизации взаимоперекрещивающихся интересов.

Американский экономист и математик Артур Лаффер доказал, что более низкие ставки вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Изображение подобной зависимости, получившей в экономической теории название «кривой Лаффера», приведено на рисунке 5.2.

Рис. 5.2. Кривая Лаффера

Очевидно, что при ставке Х = 0, доход «Y» также равен нулю, ибо государство не будет получать налогов, следовательно, и доходов. Столь же очевидно, что при налоговой ставке «Y» = 100%, предприятия, у которых государство полностью изымает доход в бюджет, производственную деятельность прекращает.

При росте налоговых ставок, доходы государства будут возрастать. Но это не может продолжаться бесконечно.

Согласно «кривой Лаффера» до точки «М» большее значение налоговой ставки обеспечивает возросшую величину налоговых поступлений (до 40-50%). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приводит к снижению стимулов производства и уменьшению поступлений в бюджет. Налоговые ставки составляют в США 30-35% ВНП, в Англии — 40%, в Германии — около 45%. В России налоговые платежи вместе со всеми другими видами отчислений составляют более 50% валового национального продукта.

Сторонники А. Лаффера в США в 1982 году способствовали принятию конгрессом нового закона, позволившего не только упорядочить налоговую систему, но и существенно снизить налоги, а также обеспечить другие стимулы для роста сбережений и инвестиций. После 1982 г. экономика США развивалась устойчивыми темпами в среднем 3-3,5% в год. Резко сократилась инфляция, и с тех пор её темп находился в пределах 3-4% в год. Существенно сократилась и реальная норма безработицы. Реформы Р. Рейгана показали,. что у государства, которое живёт за счёт налогов, есть некий предел, за которым наступает деградация экономики.

Совершенствование налоговой системы и непосредственно самого налогообложения является одним из наиболее существенных направления реформирования экономики, повышения эффективности её функционирования.

* Доходы
— это часть финансовых ресурсов, которые
субъект получает от своей основной деятельности
(например, прибыль у коммерческой организации,
налоговые доходы — у государства, заработная плата,
предпринимательский доход — у домохозяйств).
* Поступления
— это часть денежных средств, которые
субъект получает «извне», но они не относятся к
результатам
основной
деятельности
субъектов;
полученные
денежные
средства
также
могут
использоваться на цели расширенного воспроизводства,
социальные нужды и т.п.
* Накопления — это часть денежных средств, которые не
были израсходованы в
периодах, но которые
финансовых ресурсов.
предыдущих финансовых
также составляют часть

Система национальных счетов в макроэкономике

Все важнейшие макроэкономические показатели объединены в Системе национальных счетов (СНС). Это перечень рекомендованных счетов учета, согласованный на международном уровне. Его разработала группа американских ученых под руководством экономиста Саймона Кузнеца. Методика расчета позволяет оценить состояние национальной экономики.

Система национальных счетов состоит из следующих показателей:

Валовой внутренний продукт (ВВП) — один из основных показателей макроэкономики. С помощью этого показателя оценивают состояние экономики. Валовым внутренним продуктом называют рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране и предназначенных для потребления населением. Также под ВВП понимают общий доход граждан, предприятий и государства в целом. Если сложить данные по всем государствам, можно получить мировой ВВП.

Показатели ВВП в стране растут? Значит, все хорошо: производственные процессы отлажены, у людей есть работа. Объемы валового внутреннего продукта падают? Намечается кризис. Цифры по ВВП России ежеквартально публикует Росстат.

К примеру, все российские комбинаты по производству макаронных изделий в 2021 году выпустили 1 млн т продукции (столько же, сколько и в 2020 году). По официальным данным, уровень инфляции в 2021 году составил 8,39%. Значит, номинальный ВВП по этой категории товаров вырос на 8,39%, а реальный остался на прежнем уровне.

ВНД (валовой национальный доход) — это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный промежуток времени, плюс доход, полученный от реализации продукции за рубежом. Этот термин заменил понятие ВНП — валовой национальный продукт. В отличие от ВВП, ВНД учитывает общий поток денежных средств, полученных гражданами не только в своей стране, но и из-за границы.

Под чистым внутренним продуктом (ЧВП) понимают годовой показатель экономического производства государства. Чтобы его найти, из ВВП вычитают амортизацию, а также, например, расходы на транспортировку товаров. Когда ЧВП растет, это означает развитие экономики. Если показатель падает, значит, в стране наблюдается застой.

Еще одно макроэкономическое понятие — личный доход (ЛД). Под ним понимают доходы гражданина или семьи до вычета налогов. С ним связан и располагаемый личный доход (РЛД). Это сумма, которая остается в персональном распоряжении после уплаты налогов и обязательных взносов.

Показатели Системы национальных счетов используют для измерения уровня благосостояния в стране. Данные позволяют понять, обеспечены ли граждане жизненно необходимыми средствами: материальными, культурными, социальными, духовными и другими благами.

Приложение

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей
экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к
регулярному товарно-денежному обмену и, было тесно связано с развитием
государства и его потребностей в ресурсах.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется
тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта.
Только с помощью категории финансов осуществляется данный процесс.

В зависимости от того, как мы распределим созданную стоимость в денежном
выражении, будет зависеть процесс производства, а также состояние экономики в
целом. Т.к. общественный продукт является основным макроэкономическим
показателем, отражающим экономический потенциал страны, уровень жизни
населения, действенность методов экономической и социальной политики.

Поскольку финансы — это распределительная категория (что вытекает из
распределительной функции), то общество использует ее для своих целей.
Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его
элементов превращает финансы из объективной экономической категории в
экономический инструмент хозяйствования.

Целью данной работы является изучение финансов и анализ их роли в
общественном воспроизводстве.

В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:

Объектом и предметом данной работы соответственно являются финансы и их
функционирование в макроэкономике.

1. 
Финансы: роль, значение и сущность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *