ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

1. Понятие, предмет, цели и задачи
финансового менеджмента.

2. Функции и механизм финансового
менеджмента

3. Субъекты финансового менеджмента

4. Концепции финансового менеджмента

5. Система информационного обеспечения
деятельности финансового менеджера

Понятие, предмет, цели и задачи финансового менеджмента

В экономической литературе существует
много определений процесса управления
хозяйствующим субъектом. Основатель
школы научного менеджмента Ф. У. Тэйлор
определил управление как искусство
точно знать, что предстоит делать и как
сделать это лучшим образом.

Наиболее распространенным и точным
следует признать понятие управления
как сознательного процесса воздействия
людей на деятельность управляемого
объекта для достижения намеченной цели.
Менеджмент (управление) можно рассматривать
как комплексную систему, которая
регулирует эффективную деятельность
соответствующего субъекта согласно
установленным правилам, задачам для
принятия и реализации рациональных
решений, обеспечивающих выполнение
намеченной цели.

В Республике Беларусь практика
эффективного менеджмента находится в
стадии становления, его использование
ограничивается объективными экономическими
трудностями, несовершенством
нормативно-правовой базы, недостаточны
уровнем подготовки специалистов.

Управление становиться результативным
и эффективным при соблюдении следующих
условий:

1. Системность и комплексность – успешное
регулирование отдельных явлений,
маневрирование ресурсами возможно
только при глубоком познании и учете
взаимных связей, зависимости, степени
влияния их друг на друга, и на конечные
результаты деятельности предприятия.

2. Эластичность и открытость менеджмента
– необходимость постоянного изучения
изменений внешней и внутренней среды,
приспособления методов управления к
новым условиям, направлений использования
ресурсов.

3. Человеческий фактор, так как менеджмент
представляет собой синтез науки и
искусства, который предполагает
способность специалиста быстро принимать
решения в условиях неопределенности,
брать на себя риски, используя интуицию
и здравый смысл.

Под финансовым менеджментом понимается
управление хозяйствующим субъектом
при помощи и посредством финансов. Как известно, финансы представляют
собой экономическую категорию, отражающую
совокупность денежных отношений,
связанных с формированием, распределением
и использованием фондов денежных
средств. Таким образом, к сфере финансового
менеджмента следует отнести управление
его финансовой деятельностью.

Финансовая деятельность предприятия
– это сознательные действия по изысканию
источников денежных поступлений, их
мобилизации, расходованию, определению
наиболее рациональных ресурсов и
способов их использования, маневрирования
ими для обеспечения непрерывности
функционирования хозяйствующего
субъекта и достижения им положительных
финансовых результатов. Главными
задачами финансовой деятельности
являются обеспечение непрерывности
функционирования хозяйствующего
субъекта и достижение им положительных
финансовых результатов. Финансовая
деятельность непосредственно связана
с движением денежных ресурсов, протекает
параллельно с производственными
действиями, следовательно, финансовые
решения регулируют не только движение
денежных средств, но одновременно
оценивают и активно воздействуют на
формирование и использование материальных
и трудовых ресурсов каждой сделки,
операции исходя из финансовой выгоды.

Финансовая деятельность предприятия
направлена на обеспечение финансовыми
ресурсами единого хозяйственного
процесса, оптимизацию всех ресурсов,
затрат, снижение степени риска, повышение
результативности функционирования
производства.

Финансовый менеджмент следует
рассматривать как науку и как систему
управления.

Как наука финансовый менеджмент
представляет собой систему знаний по
эффективному управлению денежными
фондами и финансовыми ресурсами
предприятия для достижения стратегических
целей и решения тактических задач.

Как система управления финансовый
менеджмент – элемент общей комплексной
системы управления хозяйствующим
субъектом, который обеспечивает его
эффективную финансовую деятельность.
Финансовый менеджмент представляет
собой сознательный процесс обоснования,
принятия и реализации решений с целью
достижения намеченной финансовой
выгоды.

Финансовый менеджмент позволяет ответить
на два вопроса: как зарабатывать деньги?
и как их тратить? т.е. как ими управлять.

Эффективное управление финансовой
деятельностью предприятия обеспечивается
реализацией ряда принципов, основными
из которых являются:

1. Интегрированность с общей системой
управления предприятием.

2. Комплексный характер формирования
управленческим решений.

3. Высокий динамизм управления.

4. Вариативность подходов к разработке
отдельных управленческих решений.

5. Ориентированность на стратегические
цели развития предприятия.

Процесс управления деятельностью
предприятия охватывает различные
участки работы, сферы, следовательно,
формы, методы, способы данного процесса
должны различаться. Однако, все они,
хотя и будут направлены на решение
различных поставленных задач, будут
подчинены главной цели хозяйствования
предприятия. Основой эффективности
любого процесса управления является
четкая постановка цели деятельности
хозяйствующего субъекта.

Главной целью финансового менеджментаявляется повышение рыночной стоимости
компании, рост благосостояния ее
владельцев. Такая формулировка цели
позволяет реализовать ценностный подход
к управлению, при котором вся система
управления компанией ориентирована на
максимизацию ценности бизнеса.

Вышеизложенная цель вступает в
противоречие с весьма распространенным
у нас мнением о том, что главной целью
финансовой деятельности предприятия
является максимизация прибыли. Дело в
том, что максимизация рыночной стоимости
предприятия далеко не всегда автоматически
достигается при максимизации его
прибыли. Так, полученная высокая по
сумме и уровню прибыль может быть
полностью израсходована на цели текущего
потребления, в результате чего предприятие
будет лишено основного источника
формирования собственных финансовых
ресурсов для своего предстоящего
развития (а неразвивающееся предприятие
утрачивает в перспективе достигнутую
конкурентную позицию на рынке, сокращает
потенциал формирования собственных
финансовых ресурсов за счет внутренних
источников, что в конечном итоге приводит
к снижению его рыночной стоимости).
Кроме того, высокий уровень прибыли
предприятия может достигаться при
соответственно высоком уровне финансового
риска и угрозе банкротства в последующем
периоде, что также может обусловить
снижение его рыночной стоимости. Поэтому
в рыночных условиях максимизация прибыли
может выступать как одна из важных задач
финансового менеджмента, но не как
главная его цель.

В процессе реализации своей главной
цели финансовый менеджмент направлен
на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования достаточного
объема финансовых ресурсов в соответствии
с задачами развития предприятия в
предстоящем периоде. Эта задача
реализуется путем определения общей
потребности в финансовых ресурсах
предприятия на предстоящий период,
максимизации объема привлечения
собственных финансовых ресурсов за
счет внутренних источников, определения
целесообразности формирования собственных
финансовых ресурсов за счет внешних
источников, управления привлечением
заемных финансовых средств, оптимизации
структуры источников формирования
ресурсного финансового потенциала.

2. Обеспечение наиболее эффективного
использования сформированного объема
финансовых ресурсов в разрезе основных
направлений деятельности предприятия.
Оптимизация распределения сформированного
объема финансовых ресурсов предусматривает
установление необходимой пропорциональности
в их использовании на цели производственного
и социального развития предприятия,
выплаты необходимого уровня доходов
на инвестированный капитал собственникам
предприятия и т.п. В процессе
производственного потребления
сформированных финансовых ресурсов в
разрезе основных направлений деятельности
предприятия должны быть учтены
стратегические цели его развития и
возможный уровень отдачи вкладываемых
средств.

3. Оптимизация денежного оборота. Эта
задача решается путем эффективного
управления денежными потоками предприятия
в процессе кругооборота его денежных
средств, обеспечением синхронизации
объемов поступления и расходования
денежных средств по отдельным периодам,
поддержанием необходимой ликвидности
его оборотных активов. Одним из результатов
такой оптимизации является минимизация
среднего остатка свободных денежных
активов, обеспечивающая снижение потерь
от их неэффективного использования и
инфляции.

4. Обеспечение максимизации прибыли
предприятия при предусматриваемом
уровне финансового риска. Максимизация
прибыли достигается за счет эффективного
управления активами предприятия,
вовлечения в хозяйственный оборот
заемных финансовых средств, выбора
наиболее эффективных направлений
операционной и финансовой деятельности.
При этом для достижения целей экономического
развития предприятие должно стремиться
максимизировать не балансовую, а чистую
прибыль, остающуюся в его распоряжении,
что требует осуществления эффективной
налоговой, амортизационной и дивидендной
политики. Решая эту задачу, необходимо
иметь в виду, что максимизация уровня
прибыли предприятия достигается, как
правило, при существенном возрастании
уровня финансовых рисков, так как между
этими двумя показателями существует
прямая связь. Поэтому максимизация
прибыли должна обеспечиваться в пределах
допустимого финансового риска, конкретный
уровень которого устанавливается
собственниками или менеджерами
предприятия с учетом их финансового
менталитета (отношения к степени
допустимого риска при осуществлении
хозяйственной деятельности).

5. Обеспечение минимизации уровня
финансового риска при предусматриваемом
уровне прибыли. Если уровень прибыли
предприятия задан или спланирован
заранее, важной задачей является снижение
уровня финансового риска, обеспечивающего
получение этой прибыли. Такая минимизация
может быть обеспечена путем диверсификации
видов операционной и финансовой
деятельности, а также портфеля финансовых
инвестиций; профилактикой и избеганием
отдельных финансовых рисков, эффективными
формами их внутреннего и внешнего
страхования.

6. Обеспечение постоянного финансового
равновесия предприятия в процессе его
развития. Такое равновесие характеризуется
высоким уровнем финансовой устойчивости
и платежеспособности предприятия на
всех этапах его развития и обеспечивается
формированием оптимальной структуры
капитала и активов, эффективными
пропорциями в объемах формирования
финансовых ресурсов за счет различных
источников, достаточным уровнем
самофинансирования инвестиционных
потребностей.

Читать также:  Лапуста, М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий)

Система финансового менеджмента на
предприятиях должна базироваться на
следующих принципах:

1. принцип инвестирования, который
заключается в том, что вложения
производятся только в том случае, если
ожидаемый доход не меньше среднерыночного;

2. принцип финансирования, который
гласит, что выбранные источники
финансирования и их соотношение должны
обеспечивать максимальную стоимость
фирмы;

3. принцип распределения дивидендов,
согласно которому если фирма не находит
проекты, отдача от которых не ниже
среднерыночной, вся чистая прибыль
может распределяться на дивиденды для
самостоятельного поиска прибыльных
вложений;

4. принцип соотношения риска и доходности,
который гласит, что высокий риск
компенсируется более высокой доходностью
вложений, менее рисковые решения приносят
меньшую доходность.

Краткий курс лекций по дисциплине
«Финансовый менеджмент»

Содержание
финансового менеджмента и его место в
системе управления организацией

Финансовый менеджмент является одним
из наиболее развивающихся направлений,
предполагающих необходимость
фундаментальной подготовки в области
бухгалтерского учета, теории и практики
управления финансами, права и
налогообложения. Финансовый менеджмент
посвящен обоснованию и разработке
логики и методов управления финансами
в финансовых институтах, коммерческих
организациях, домашних хозяйствах. Но
финансовый менеджмент имеет свои
особенности, так как не существует
единственно правильного алгоритма
принятия решений даже для однотипных
предприятий. Изменение любого параметра
во внутренних или внешних условиях
вызывает необходимость переориентации
стратегических и тактических направлений
воздействия на финансы предприятия.

Финансовый менеджмент – наука, обобщающая,
систематизирующая и объединяющая в
себе базовые понятия и знания, полученные
в ходе изучения таких дисциплин, как
«Экономика предприятия», «Рынок ценных
бумаг», «Финансовая математика»,
«Бухгалтерский учет и аудит», «Анализ
финансово-хозяйственной деятельности»
и других.

Необходимо выделить
основные аспекты управления финансами,
определяющие
предпосылки, задачи и принципы финансового
менеджмента:

1. Организационный
аспект, или
созданиефинансово-правовых
условий для финансового менеджмента.

2. Выбор конечных
финансовых показателей прибыли и
рентабельности
(относительнойприбыли) вкачестве
критерия
управленческих
решений.

Процесс управления
финансовой деятельностью предприятия
базируется на определенном механизме.
Механизм финансового менеджмента
представляет собой совокупность основных
элементов воздействия на процесс
разработки и реализации управленческих
решений в области финансовой деятельности
предприятия. В структуру механизма
финансового менеджмента входят следующие
элементы:

1. Система
регулирования финансовой деятельности:

2. Система
внешней поддержки финансовой деятельности
предприятия:

3. Система
финансовых рычагов, которая включает
следующие основные формы воздействия
на процесс принятия и реализации
управленческих
решений в области финансовой деятельности:

4. Система финансовых
методов, с помощью которых обосновываются
управленческие
решения:

5. Система финансовых
инструментов, обеспечивающих механизм
реализации отдельных
управленческих решений предприятия и
фиксирующих его финансовые отношения
с другими экономическими объектами:

Эффективный механизм
финансового менеджмента позволяет в
полном объеме реализовать стоящие перед
ним цели и задачи, способствует
результативному осуществлению функций
финансового управления предприятием.

Цель
и задачи финансового менеджмента

Главной
целью финансового менеджмента является
обеспечение роста благосостояния
собственников предприятия в текущем и
перспективном периоде. Эта цель получает
конкретное выражение в обеспечении
максимизации рыночной стоимости бизнеса
(предприятия) и реализует конечные
финансовые интересы его владельца.

В
процессе реализации этой основной цели
финансовый менеджмент направлен на
решение следующих основных задач:

1.
Обеспечение высокой финансовой
устойчивости предприятия в процессе
его развития. 2. Оптимизацию денежного
оборота и поддержание постоянной
платежеспособности предприятия.

3.
Обеспечение максимизации прибыли
предприятия.

4.
Обеспечение минимизации финансовых
рисков.

Базовые
концепции финансового менеджмента

Базовые
концепции финансового менеджмента
представляют собой теоретические
закономерности функционирования
финансов и являются продуктом их
эволюции.

Известно большое количество базовых
концепций, которые служат теоретической
основой финансового менеджмента.
Концепция (от лат. conceptio- понимание, система) представляет собой
определённый способ понимания и трактовки
какого-либо явления.

Целесообразно объединить все концепции
в три большие группы:

1. Концепции, определяющие тактические
задачи и основные параметры финансовой
деятельности, связанные с эффективным
привлечением, распределением и
использованием финансовых ресурсов:

а) концепция приоритета экономических
интересов собственников.

б) современная портфельная теория,

в) концепция стоимости капитала.

г) концепция структуры капитала

д) теория дивидендной политики.

е) модели финансового обеспечения
устойчивого роста предприятия.

2. Концепции оценки финансовых инструментов
инвестирования.

а) концепция стоимости денег во времени,

б) концепция взаимосвязи уровня риска
и доходности.

в) концепция модели оценки акций и
облигаций на основе их доходности.

г) концепция оценки финансовых активов
с учетом систематического риска.

д) концепция модели оценки опционов.

3. Концепции достижения информационной
эффективности рынка:

а) гипотеза эффективности рынка

Функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент имеет двойную
систему функций:

Основные прогнозно-аналитические
методы и приемы, используемые в финансовом
менеджменте

В настоящее время имеет место существенное
взаимопроникновение научного
инструментария в различные сферы
исследования. В отношении любой науки
можно выделить и специфические методы,
присущие только ей (например, метод
двойной записи в бухгалтерии, метод
дисконтирования в управлении финансами
и т.п.), что касается прогнозно-аналитических
методов, то в большинстве случаев они
универсальны.

Существуют различные классификации
подобных методов, согласно одной из них
предлагается градация методов анализа
на неформализованные и формализованные.
Неформализованные методы основаны на
описании аналитических процедур на
логическом уровне. К ним относятся:
методы экспертных оценок, сценариев,
психологические, морфологические,
сравнения, построения систем показателей,
построения систем аналитических таблиц
и т.п. К формализованным методам относятся
методы, в основе которых лежат достаточно
строгие формализованные аналитические
зависимости. Известны десятки таких
методов, которые подразделяются на:

— элементарные методы факторного анализа,
цепных подстановок, арифметических
разниц, балансовый, дифференциальный,
логарифмический, интегральный, простых
и сложных процентов.

— традиционные методы экономической
статистики: средних и относительных
величин, графический, индексный,
элементарные методы обработки рядов
динамики. Эти методы используются в
финансовом менеджменте при учете
индексов цен в анализе и планировании
деятельности предприятия, построении
рядов динамики, для оценки доходности
финансовых активов, группировках
финансовых активов по степени риска и
др.;

— математико-статистические методы
изучения связей: корреляционный анализ,
регрессионный анализ, дисперсионный
анализ, современный факторный анализ,
дискриминантный анализ, ковариционный
анализ, кластерный анализ. Эти методы
применяются при расчете различных
индикаторов фондового рынка, прогнозировании
возможного банкротства;

— эконометрические методы: матричные
методы, гармонический анализ, спектральный
анализ, методы теории производственных
функций, методы теории межотраслевого
баланса;

— методы экономической кибернетики и
оптимального программирования:
системного анализа, машинной имитации,
линейное программирование, нелинейное
программирование, динамическое, выпуклое
программирование и др.;

— методы исследования операций и теории
принятия решений: методы теории графов,
метод деревьев, байесовского анализа,
теория игр, методы сетевого планирования
и управления.

Внешняя
– правовая и налоговая среда

К
функциональным областям внешней среды
предприятия относятся:


социальная, правовая, государственная,
политическая, технологическая,
экономическая, ресурсная, налоговая
среда.

Основу
правовой среды бизнеса в России
составляют:


Конституция РФ,


кодексы, федеральные законы,


Указы Президента Российской Федерации,


постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации,


акты министерств и ведомств (постановления,
распоряжения, инструктивные письма,
инструкции, приказы, разъяснения,
указания и т. п.),


акты субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.

Показателями,
характеризующими налоговую среду,
являются:


режим, применяемый к расходам;


гласность налоговой системы;


стабильность налоговой системы;


наличие налоговых соглашений;


сложность системы налогообложения;


наличие безналоговых зон, налоговых
льгот, специальных налоговых режимов;


наличие действенной системы досудебной
и судебной защиты прав налогоплательщиков.

Блок
показателей, характеризующих налоговую
нагрузку, составляют:

Финансовый
менеджмент — процесс управления денежным
оборотом, формированием и использованием
ресурсов предприятия.

Важный
элемент финансового менеджмента —
финансовые инструменты. В общем виде
под финансовыми инструментами понимают
финансовые активы/пассивы, которые
можно реализовать и приобрести на рынке
и посредством которых осуществляется
распределение и перераспределение
капитала. Финансовый инструмент
представляет собой юридический документ,
отражающий определенные договорные
взаимоотношения или представляющий
определенные права. В наиболее общем
виде к финансовым инструментам относят
различные формы кратко- и долгосрочного
инвестирования: долевые и долговые
ценные бумаги, депозитарные расписки,
опционы, варранты, форвардные контракты,
фьючерсы и свопы.

Соседние файлы в папке Финансовый менеджмент

1 Понятие, цели, объекты и субъекты управления финансами

Управление
представляет собой сознательное
воздействие с целью развития и
совершенствования объекта. Государственное
воздействие на бизнес осуществляется
через налоговую политику, регулирование
финансового рынка, формирование
амортизационного фонда, систему
государственной поддержки предприятий
через субсидии. То есть государство не
управляет финансами, а воздействует
через финансы на экономику и социальную
сферу, в основном, при реализации
финансовой политики. Непосредственно
в области государственного управления
находятся государственные финансы
(формирование государственного бюджета,
внебюджетных фондов, финансов
государственных предприятий). Управление
ведется через принятие финансового
законодательства, утверждение федерального
бюджета и отчета о его исполнении,
введение или отмену отдельных налогов,
утверждение предельных размеров
государственного долга и др.

Читать также:  Министерство финансов россии официальный сайт электронная почта

Управление
государственными финансами — набор
стимулов и санкций для быстрого решения
поставленных задач государственной
политики.

Объектом
управления выступает система финансов
или совокупность денежных отношений.

Субъекты
управления — финансовые институты,
службы, финансовые отделы организаций
и др. Управление финансами выражается
в финансовой политике — совокупности
методологических принципов, практических
форм организации и методов использования
финансов.

Целями
управления выступают финансовая
устойчивость и независимость, проявляющаяся
в макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, сокращении
государственного дола, стабильности
национальной валюты и, в конечном итоге,
сочетании интересов государства и
общества.

В
управлении государственными финансами
выделяют несколько функциональных
элементов:


планирование — оценивает состояние
финансов и направления эффективного
их использования;


оперативное управление- комплекс мер,
разработанных на основе складывающейся
финансовой ситуации с целью максимизации
эффекта при минимальных затратах с
помощью перераспределения финансовых
ресурсов;


контроль осуществляется на всех стадиях
использования финансов государства,
сопоставляя плановые и фактические
результаты.

В
широком смысле, выделяют несколько форм
и методов управления финансами
государства:


принятие финансового законодательства;


система методов мобилизации финансовых
ресурсов.

Основными
субъектами управления государственными
и муниципальными финансами в РФ являются
Президент и Правительство РФ,
законодательные органы власти,
Министерство финансов РФ, Федеральная
служба по налогам и сборам, ЦБ РФ,
Федеральная комиссия по ценным бумагам
и другие.

2 Организационно-правовая система управления финансами

Неотъемлемой
частью управления экономикой является
осуществление государственными органами
функций в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной, банковской,
аудиторской и другой деятельности,
связанной с финансами. Финансы — локомотив
экономики.

Финансовая
политика Правительства направлена на
устранение главных причин инфляции,
нейтрализацию ее разрушительного
влияния на экономику и благосостояние
людей. Для этого предусматривается
прямое государственное регулирование,
включающее: сокращение и ликвидацию
дефицитного бюджета; ужесточение
контроля за его исполнением и величиной
государственного долга; сокращение
объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию
и пересмотр налоговых льгот; программу
мер по совершенствованию системы
платежных и расчетных отношений между
предприятиями и др.

Постановлением
Правительства «О мерах по повышению
результатов бюджетных расходов» от
22 мая 2004 г. одобрена Концепция реформирования
бюджетного процесса в Российской
Федерации в 2004 — 2006 годах. Ею должны
руководствоваться федеральные органы
исполнительной власти при формировании
и организации исполнения федерального
бюджета, а также при подготовке проектов
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов. Целью Концепции является
создание условий и предпосылок для
максимально эффективного управления
государственными (муниципальными)
финансами в соответствии с приоритетами
государственной политики. Управление
бюджетом сводится главным образом к
контролю соответствия фактических и
плановых показателей.

Бюджетная
политика — ключевое звено экономической
политики государства. От качества
федерального бюджета, заложенных в него
параметров зависят уровень социальной
защиты граждан, инвестиционные возможности
государства, степень влияния России на
международной арене и даже предпринимательская
активность граждан. Приоритетные
направления расходов, меры в области
налоговой политики и межбюджетных
отношений обозначаются в бюджетном
послании Президента РФ в Федеральное
Собрание и Правительство на очередной
год.

Бюджет
— это форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения
расходных обязательств Российской
Федерации, ее субъектов или муниципальных
образований. Бюджет должен быть реальным
и выполнимым, в нем на основе точной
оценки возможностей экономики и
государства отражаются приоритеты
экономической и социальной политики.

Бюджетный
кодекс РФ устанавливает общие принципы
бюджетного законодательства Российской
Федерации, организации и финансирования
бюджетной системы, правовое положение
субъектов бюджетных правоотношений,
определяет основы бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в стране,
основания и виды ответственности за
нарушения бюджетного законодательства.

Бюджетный
кодекс определяет бюджетные полномочия
органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Составление
проектов бюджетов — исключительная
прерогатива Правительства РФ,
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. Непосредственное
составление проектов бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
осуществляют Министерство финансов
РФ, финансовые органы субъектов Федерации
и муниципальных образований.

Рассмотрение
и утверждение проекта закона (иных
нормативных правовых актов) на очередной
финансовый год производится законодательным
(представительным) органом, представительным
органом местного самоуправления.

Исполнение
федерального, государственного
внебюджетного фонда, субъекта Федерации,
территориального государственного
внебюджетного фонда и местного бюджетов
обеспечивается соответственно
Правительством, высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта
Федерации, местной администрацией.
Организация исполнения бюджета
возлагается на соответствующий финансовый
орган. Бюджет исполняется на основе
единства кассы и подведомственности
расходов. Кассовое обслуживание
исполнения бюджетов осуществляется
Федеральным казначейством.

Обеспечение
бесперебойного и полноценного исполнения
бюджета по расходам должно производиться
прежде всего по защищенным статьям —
заработной плате и др. Бюджет должен
исполняться равномерно и неукоснительно.
Этим целям служат утвержденные
Правительством 18 октября 2004 г. Правила
осуществления взаимных расчетов между
главными распорядителями средств
федерального бюджета по основаниям,
предусмотренным законодательными и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.

Важное
значение в обеспечении исполнения
бюджета принадлежит бюджетному учету,
который представляет собой упорядоченную
систему сбора, регистрации и обобщения
информации в денежном выражении о
состоянии финансовых и нефинансовых
активов и обязательств органов
государственной власти, органов
управления государственных внебюджетных
фондов, органов управления территориальных
государственных внебюджетных фондов,
органов местного самоуправления и
созданных ими бюджетных учреждений.

Государство
для осуществления возложенных на него
задач и функций должно располагать
собственными финансовыми ресурсами.
Решающее значение в доходах государства
имеют налоги и сборы.

Основы
государственного управления в сфере
федеральных налогов и сборов закреплены
в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ,
Федеральных законах и ряде правовых
актов по сбору и контролю за налогами
и сборами. Региональные налоги и сборы
устанавливаются как Налоговым кодексом
РФ, так и законами субъектов РФ. Местные
налоги устанавливаются Налоговым
кодексом РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов
муниципальных образований. Налоговым
законодательством определены общие
начала и принципы, виды налогов и сборов,
общие правила исполнения обязанности
по уплате налогов и сборов, формы и
порядок налогового контроля, виды
налоговых правонарушений и ответственность
за их совершение.

Одним
из основных сегментов экономики является
банковская система. Стратегия банковского
развития на ближайшие годы предусматривает
повышение роли банковского сектора в
экономике страны. Банки обеспечивают
финансирование коммерческих предприятий,
оказывают базовые финансовые услуги
широким слоям населения, а также
осуществляют доступ к платежным системам.
Кроме того, некоторые банки создаются
в целях предоставления кредитов и
поддержания ликвидности компаний в
сложных рыночных отношениях.

Кредитование
— вид банковских операций, сущность
которых заключается в выдаче на
определенный срок возвратных денежных
средств под определенные проценты.
Банковская система Российской Федерации,
занимающаяся кредитованием, включает
в себя Центральный банк России, кредитные
организации, а также филиалы и
представительства иностранных банков.
Из более чем 1300 коммерческих банков
половина находится в Москве. Доминирующую
позицию занимает Сберегательный банк
России. Конкуренция в банковской системе
сейчас значительно возросла, повысились
риски. Банк должен быть по-настоящему
надежным, пользоваться полнейшим и
безоговорочным доверием, а сведения о
нем должны быть прозрачными. Вопрос о
сохранности вкладов граждан в последнее
время в связи с наличием случаев заказных
банкротств банков и по другим причинам
приобрел большую остроту. Поэтому 29
июля 2004 г. принят Федеральный закон «О
выплатах Банка России по вкладам
физических лиц в признанных банкротами
банках, не участвующих в системе
обязательного страхования вкладов
физических лиц в банках Российской
Федерации». Целями Закона являются
установление правовых, финансовых и
организационных основ для осуществления
указанных выплат и укрепление доверия
к банковской системе Российской
Федерации.

Порядок
и условия осуществления мер по
предупреждению несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций, а
также особенности оснований и процедур
признания кредитных организаций
несостоятельными (банкротами) и их
ликвидации в порядке конкурсного
производства установлены Федеральным
законом «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организации»
от 25 февраля 1999 г.

Читать также:  Финансовый отдел компании решает задачи, связанные с распределением и контролем процессов

Важным
шагом в совершенствовании организации
работы в области финансов и кредита
явился Федеральный закон «О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг»
от 23 июня 1999 г. Предмет его регулирования
составляют отношения, влияющие на
конкуренцию на рынке ценных бумаг,
банковских услуг, страховых услуг и
рынке иных финансовых услуг и связанные
с защитой конкуренции на рынке финансовых
услуг.

Отношения
между кредитной организацией и
государством характеризуются тем, что
кредитная организация не отвечает по
обязательствам государства и наоборот;
органы законодательной и исполнительной
власти и органы местного самоуправления
не вправе вмешиваться в деятельность
кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.

Основными
направлениями государственной
денежно-кредитной политики на ближайшее
время остаются: укрепление рубля,
финансовая стабилизация, низкая инфляция,
адаптация субъектов экономики, особенно
банков, к новой ситуации и поиск ими
неинфляционных факторов роста экономики.

Концепцией
развития российских финансовых рынков
предусматривается, что в 2004 — 2008 гг.
Правительство совместно с Центральным
банком России в рамках стратегии развития
банковского сектора намерено повысить
роль банковского сектора в экономике
страны, принять меры по укреплению прав
кредиторов, упрощению процедур слияний
и присоединений, а также повышению
эффективности участия государства в
кредитных организациях. Правительство
намерено развивать систему страхования
вкладов и повышать привлекательность
сектора финансовых услуг.

Рыночная
экономика немыслима без существования
такого ее сектора, как рынок ценных
бумаг. В этой сфере важное значение
имеют Федеральные законы «О рынке
ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г и «О
защите прав законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999
г , а также Положение о предоставлении
в Федеральную службу по финансовым
рынкам электронных документов с
электронной цифровой подписью.

Названным
Федеральным законом «О рынке ценных
бумаг» регулируются отношения,
возникающие при эмиссии и обращении
эмиссионных ценных бумаг независимо
от типа эмитента, а также особенности
создания и деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг. В
соответствии с этим Законом Федеральная
служба по финансовым рынкам осуществляет
деятельность, направленную на реализацию
Комплексной программы мер по обеспечению
прав вкладчиков и акционеров, исключению
случаев обмана, массового нарушения
прав вкладчиков со стороны самозваных
банков и других организаций, не получивших
соответствующих лицензий.

Постановлением
Федеральной службы ценных бумаг от 18
февраля 2004 г. утверждено Положение о
деятельности управляющих компаний
акционерных инвестиционных фондов и
паевых инвестиционных фондов. Положением
установлены требования к этим управляющим
компаниям по осуществлению ими своей
деятельности в соответствии с Федеральным
законом «Об инвестиционных фондах»
от 29 ноября 2001 г.

Отношения,
возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче
и обращении ипотечных ценных бумаг,
регулируются Федеральным законом «Об
ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября
2003 г. и Постановлением Правительства
«Об утверждении Типовых правил
доверительного управления ипотечным
покрытием» от 15 октября 2004 г .

Нельзя
не учитывать и того, что в России
сосредоточено значительное количество
валюты, и если аккумулировать ее в
российских банках, которые смогут
инвестировать их в отечественную
экономику, то не будет необходимости в
зарубежных кредитах. Зарубежные инвесторы
с большой неохотой идут на предоставление
денег России. Для возрождения экономики
России нужны значительные инвестиции,
которые легче привлечь внутри путем
создания благоприятных условий для
аккумуляции валюты, имеющейся у населения
страны.

Важное
значение имеет деятельность государственных
органов по использованию валюты в
условиях рыночной экономики. При этом
они руководствуются Федеральным законом
«О валютном регулировании и валютном
контроле» от 10 декабря 2003 г. Целью
Закона является обеспечение реализации
единой государственной политики, а
также устойчивости валюты Российской
Федерации и стабильности внутреннего
валютного рынка страны как факторов
прогрессивного развития национальной
экономики и международного экономического
сотрудничества.

Валютные
ограничения теперь могут устанавливаться
не по разумению Центрального банка
России, а на основании закрепленного в
Законе перечня операций, на которые эти
ограничения могут налагаться. Ввоз в
Россию иностранной валюты и зарубежных
ценных бумаг осуществляется без
ограничения. Вывезти из России, только
обязательно задекларировав, можно не
более 10 тыс. долларов США или эквивалентной
им суммы в другой валюте.

Немаловажное
значение при осуществлении государственными
органами своих функций в сфере финансовой
деятельности являются страхование и
создание государственных внебюджетных
фондов.

К
сожалению, к настоящему времени
страхование, представляющее собой
отношения по защите имущественных
интересов физических и юридических лиц
при наступлении определенных событий
(страховых случаев), за счет денежных
фондов, формируемых из уплачиваемых
ими страховых взносов (страховых премий),
в большей части себя не оправдало, ввиду
большого количества правонарушений в
этой сфере.

Не
в полную меру, к сожалению, реализуют
себя и государственные внебюджетные
фонды, которые образуются в соответствии
с решениями соответствующих органов
государственной власти.

Имеются
три внебюджетных фонда: пенсионный,
социального и обязательного медицинского
страхования. Формально
эти фонды подчинены Правительству,
однако за их деятельность практически
никто персонально ответственности не
несет, так как все они самостоятельны.
Правительство РФ не имеет возможности
рационально их использовать из-за
ведомственной разобщенности и отсутствия
надлежащего контроля в их работе

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Общее понятие об управлении финансами

Управление финансами – это один из компонентов системы управления социально-экономическим развитием объекта управления (предприятия, страны).

Во всех организационных системах реализуются функции управления. Поэтому управление можно охарактеризовать как целенаправленную деятельность субъекта управления, ориентированную на объект управления для достижения конкретных целей и получения намеченных результатов.

Управление финансами – важная область управленческой деятельности.

В составе управления финансами можно выделить:

Система управления финансами включает в себя объект и субъект управления:

На уровень управления финансами влияет организационная структура финансового аппарата, профессиональная подготовка и квалифицированность сотрудников, а также совместимость применяемых для управления финансами методов.

На систему управления финансами во многом влияют политические и экономические особенности государства. При этом развитие системы управления финансами происходит по мере совершенствования и развития общества.

Всю совокупность организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называют «финансовый аппарат».

«Понятие управления финансами» 👇

Звенья финансового управления

В управлении финансами можно выделить несколько звеньев, основными из которых являются:

Ключевое звено управления финансами – это выработка форматов отношений в финансовой сфере. В ходе этого процесса создается определенный финансовый механизм. В качестве результата выступает формирование финансовых рычагов.

Под финансовым рычагом понимают форму финансовых отношений, входящую в финансовый механизм, используемую для оказания воздействия на экономические интересы учреждений, предприятий или отдельных работников.

Необходимым условием реализации роли финансовых рычагов является разработка порядка организации форм финансовых отношений:

Огромное значение имеют методы организации форм финансовых взаимоотношений, основными из которых являются:

Финансовые нормативы представляют собой размер, весомость финансового рычага. Они служат для обеспечения результативности и реальности действия финансового рычага.

Второе звено в системе финансового управления – применение разработанных форматов финансовых взаимоотношений на практике. Сущность этого процесса сводится к выработке финансовых рычагов (форматов финансовых отношений), наделенных нормативами и стимулами. Они используются для того, чтобы организовать финансовую деятельность путем составления и применения финансовых прогнозов и планов.

Задачи, которые необходимо решать в ходе финансового планирования и прогнозирования:

Финансовое планирование и прогнозирование как управленческое звено включает несколько этапов:

Финансовое планирование может осуществлять несколькими методами:

Финансовый контроль – третий этап управления финансами – реализуется уполномоченными органами финансового контроля, главная задача которых может быть сформулирована как проверка установленных форм и методов финансовых отношений, их соблюдения и подготовка предложений по их совершенствованию.

Контроль сопровождает управленческий процесс на всех стадиях – начиная с планирования и на протяжении всего оперативного управления.

Финансовый контроль позволяет:

Иными словами, контроль – это механизм, обеспечивающий получение обратной связи в системе управления. Без контрольных механизмов невозможно понять, какой эффект дает управляющее воздействие, оценить его эффективность и выработать предложения по совершенствованию управления.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *