ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ ФИНАНСЫ

12.1.
Общественные блага и частные блага.

12.2.
Права собственности и трансакционные
издержки.

12.3.
Модели общественного выбора.

Общественные блага и частные блага

В
зависимости от набора признаков, которым
характеризует­ся благо в потреблении,
все экономические блага делятся на
час­тные
и общественные.

Чистые
частные
блага —
блага, доступные в потреблении и
приносящие полезность только его
владельцу.

Признаки чистого
частного блага:

♦исключаемость
блага в потреблении (вытекает из
критерия
степень
доступности
блага
потребителям);

♦избирательность
конкурентности блага в потреблении
(вы­текает из критерия характер
распределения
полезности
блага среди
потребителей).

Чистые
общественные блага —
блага, предоставление кото­рых
отдельному лицу без обеспечения ими
остальных людей и потребляемые сообща
(национальная оборона, пожарная служба,
почта, органы правопорядка).

Признаки чистого
общественного блага:

Однако
присущие общественным благам признаки
могут про­являться в
разной
степени
и в различных
комбинациях, выделя­ют
такие их виды, как:

Особенность чистых
общественных благ состоит в том, что:

1) потребление этих
благ всегда сопровождается положитель­ными
внешним эффектами;

Суть
проблемы чистых общественных благ
состоит не
в распре­делении, а
в обеспечении
оптимального объема их производства.

Если
все потребители общественного блага
потребляют одина­ковое его количество,
то объем потребления блага каждым
по­требителем равняется объему его
предложения, а для каждого объема блага
предельная общественная полезность от
его потреб­ления представляет собой
сумму всех предельных индивидуаль­ных
полезностей. Поэтому объем совокупного
спроса на обще­ственное благо равен
сумме индивидуальных объемов спроса
для каждой данной цены.

Кривая
спроса на общественное благо имеет
нисходящий на­клон, как и в случае с
чистым частным благом, она формируется
путем не горизонтального, а вертикального
суммирования инди­видуальных кривых
спроса.

Так
как потребление чистого общественного
блага сопровож­дается положительными
внешними эффектами, а включение в процесс
его потребления дополнительных
потребителей не связа­но с дополнительными
предельными издержками, общество
за­интересовано в обеспечении такими
благами всех потенциальных потребителей,
достигая при этом эффективного объема
производ­ства чистого общественного
блага.

Читать также:  Закрытое акционерное научно-производственное общество Кафедра военной экономики и финансовых вопросов


ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ ФИНАНСЫ

Рис. 35. Частное
благо Рис. 36. Общественное благо

Эффективным
является такой объем чистого общественного
блага, при котором предельные общественные
выгоды, выражен­ные как сумма предельных
выгод всех потребителей, равны пре­дельным
общественным издержкам производства
блага.

При
потреблении чистого общественного
блага потребители руководствуются
принципом равенства
индивидуальных пре­дельных выгод и
предельных издержек, поэтому
достижение эф­фективного объема
производства такого блага требует
коопе­рации потребителей, а применение
единой ставки оплаты чис­тых общественных
благ для имеющих разный уровень
предель­ной полезности потребителей
не является эффективным. Так как
предоставление общественного блага
одним лицам не пре­пятствует его
потреблению другими, у потребителей
возникает склонность уклоняться от
участия в финансировании произ­водства
общественных благ, что приводит к
преуменьшению ценности общественного
блага и к более низкому по сравне­нию
с эффективным объему его производства.
Наличие такой склонности, получившей
название проблемы «зайцев» или
«без­билетника», существенно
ограничивает возможности рыночного
механизма в обеспечении общественными
благами, а иногда делает это невозможным
вообще.

Решение
проблемы уклонения от участия в
финансировании производства общественных
благ может быть достигнуто путем
интернализации возникающих в процессе
их потребления вне­шних эффектов при
помощи таких способов, как:

В
тех случаях, когда возникающие при
потреблении благ вне­шние
эффекты не поддаются интернализации,
предоставление
общественных благ может быть обеспечено
только государством, а финансирование
их производства — за счет взимаемых в
при­нудительном порядке налогов.

Обеспечение
общественными благами посредством
государства обладает той особенностью,
что осуществляется не на основе
ин­дивидуальных предпочтений граждан,
а опосредованно, путем при­нятия
политических решений через установленные
политичес­кие институты.

Решение
вопроса о выборе механизма предоставления
благ — посредством рынка или государства
— должно приниматься на основе
соизмерения затрат и выгод, которыми
сопровождается каждый из способов
производства благ.

Читать также:  Министерство финансов России не выпускает никаких ценных бумаг

Соседние файлы в папке Заочники-2013 (ММЭ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *