УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ ФИНАНСОВ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020 года; проверки требуют 4 правки.

Как правило, во всех странах особым образом регулируются ряд финансовых услуг право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся:

Существуют финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:

Существует также понятие микрофинансирования и микрофинансовых услуг (микрокредитования, микрострахования и т. п.). Эти услуги оказываются в развивающихся и отсталых странах людям, которые по своему бедственному материальному положению не могут претендовать на обычные финансовые услуги.

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Читать также:  Государственные и муниципальные финансы (Белоножко М.Л., 2014)

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Финансовые учреждения и организации

Понятие
финансов – денежные отношения, возникающие
в процессе распределения стоимости
валового общественного продукта в связи
с формированием денежных накоплений
(фондов денежных средств) у субъектов
хозяйствования и публично-территориальных
образований.

Из
этого общего понятия финансов нам нужно
выделить публичные финансы (частные
нас не интересуют).

Если
мы попытаемся найти признаки, которые
позволяют разграничить частные и
публичные финансы, то мы можем выделить
по крайней мере три признака.

Только
совокупность признаков позволяет
отграничить публичные и частные финансы.
Пример: есть небольшая симпатичная
компания «Норильский никель», у которой
есть финансы. Она является налогоплательщиком,
платит налог на прибыль за счет своих
частных финансов. 
частные финансы трансформируются через
налоговые правоотношения в публичные
финансы. Точно так же мы все либо
потенциальные, либо реальные
налогоплательщики, и наши частные
финансы тоже становятся публичными.
Затем эти публичные финансы возвращаются
к нам, но уже в другом качестве (в виде
соцпособий и т. д.)

Первые
три – в таблице.

Читать также:  Приказ Минфина России от 10 сентября 2020 г. N 187н и Министра финансов Российской Федерации от 8 сентября 2020 г. N 185н

4.
Состав публичных финансов (в отношении
частных финансов состав определить
невозможно в силу их разнообразия):

Продолжая
тему об иных обособленных денежных
средствах, можно посмотреть и подумать,
о каких еще денежных средствах мы можем
говорить как о публичных финансах

Казна
бывает государственная и негосударственная
(муниципальная).

Статья
214 ГК РФ (говорит о государственной
казне, а именно о казне РФ и субъекта
РФ):

Средства
соответствующего бюджета и иное
государственное имущество, не закрепленное
за государственными предприятиями и
учреждениями, составляют государственную
казну Российской Федерации, казну
республики в составе Российской
Федерации, казну края, области, города
федерального значения, автономной
области, автономного округа.

Статья
215 (говорит о муниципальной казне)

Средства
местного бюджета и иное муниципальное
имущество, не закрепленное за муниципальными
предприятиями и учреждениями, составляют
муниципальную казну соответствующего
городского, сельского поселения или
другого муниципального образования.

Нужно
сопоставить понятия «публичные финансы»
и «казна». Если вернуться к публичным
финансам, то в их состав бесспорно
включаются средства бюджетов и средства
внебюджетных фондов. В состав казны ГК
включает средства бюджетов и иное
имущество, не закрепленное за унитарными
предприятиями и учреждениями. финансы
– это то имущество, которое является
денежными средствами. Поэтому если у
нас возникает иное имущество, незакрепленное
за гос.предприятиями и учреждениями,
то это имущество входит в казну, но не
входит в состав публичных финансов.
Средства внебюджетных фондов в казну
не входят, это означает, что по
обязательствам РФ обратить взыскание
на средства, например, Пенсионного
фонда, невозможно, потому что обращение
взыскания идет только на казну.

Иное
государственное имущество, не закрепленное
за унитарными предприятиями и учреждениями
– это прежде всего недвижимость, которая
по каким-то причинам не закреплена ни
за унитарным предприятием, ни за
учреждением. Другой пример: в пользу
публично-правового образования
присуждается имущество, но пока оно
будет принято на баланс какого-то
учреждения проходит время и это время,
когда оно находится в казне.

Почему
законодатель в ГК дает определение
казны, причем оно появилось еще в 1994
году в первой части. Потому что тем самым
законодатель определяет пределы
ответственности публичного субъекта
в гражданском обороте. Публичный субъект
отвечает только средствами казны

Казна
возобновляема – каждый год утверждается
бюджет на следующий год

Соотношение
понятий публичных финансов и казны.

Соседние файлы в папке лето 2012

Тематика участия частного сектора в содействии международному развитию (СМР) стала часто появляться в документах ООН во второй половине XX в. Однако значимый акцент на необходимости привлечения частного финансирования в программы развития был поставлен в рамках Монтеррейского консенсуса 2002 г. Частично такая необходимость была определена потребностью в дополнительных ресурсах для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), принятых ООН в 2000 г.

Существует большое число теоретических определений и международных рамок участия частного сектора в развитии. Однако на сегодняшний момент у международного сообщества нет четкого определения финансового участия бизнеса в программах СМР.

Несмотря на широкий спектр механизмов «инновационного финансирования», доступ большинства развивающихся стран к ним остается ограниченным ввиду слабости внутренних рынков капитала, нехватки ликвидности и отсутствия финансовой инфраструктуры.

В связи с небольшим масштабом операций инструменты «смешанного» финансирования имеют ограниченное влияние на экономику беднейших стран. Большая часть операций частного сектора сопровождается гарантиями, которые не приводят к реальным финансовым потокам. Такая тенденция часто ставит под сомнение роль частного сектора в реализации ЦУР в развивающихся государствах. В этой связи участие частного сектора должно рассматриваться как дополнительный инструмент в СМР, не заменяющий основных программ суверенных доноров.

Более того, необходимо адекватно оценивать роль частного сектора в разных странах и в различных секторах экономики. К примеру, в некоторых секторах сконцентрирована преимущественно государственная собственность, и, соответственно, спрос на механизмы «смешанного» финансирования не будет высоким (например, в образовании или здравоохранении). Тогда как в ряде других секторов, таких как телекоммуникационный или финансовый сектор, эффективность может быть повышена за счет вложений частного капитала. В этой связи привлечение частного финансирования должно сопровождаться стратегиями развития отельных секторов, в том числе в рамках страновых стратегий доноров в государствах-реципиентах. При этом необходимо учитывать структурные вопросы, связанные с развитием конкуренции, стоимостью капитала и т.д.

Что касается участия частного сектора в достижении ЦУР, то оно должно быть сопряжено с развитием отдельно взятых секторов национальной экономики в зависимости от имеющихся инвестиционных возможностей и интересов стейкхолдеров. Отсутствие координации препятствует эффективному осуществлению Повестки дня ООН на период до 2030 г.

Отсутствие устойчивых практик мониторинга и оценки, безусловно, снижают эффективность и воздействие программ СМР с участием частного сектора. Тем не менее наличие таких практик потенциально может повысить интерес бизнеса в результатах таких проектов.

Что касается рекомендаций по расширению участия частного сектора в СМР, то их перечень может быть следующим. Во-первых, социально-ориентированная деятельность бизнеса (включая КСО) должна содействовать повышению эффективности использования ресурсов, выделяемых двусторонними и многосторонними донорами на реализацию программ развития. Во-вторых, со своей стороны доноры должны быть заинтересованы в работе со странами-реципиентами по улучшению факторов инвестиционного климата. Такие меры имеют разное значение и различные результаты для представителей частного и государственного сектора в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочном периоде от улучшения факторов, связанных с развитием человеческого капитала, выигрывают обе стороны.

В-третьих, участие бизнеса в СМР может быть расширено за счет поддержки со стороны суверенных доноров через программы технологической модернизации промышленности, расширение сегмента проектов в формате государственно-частного партнерства (ГЧП), оказание поддержки в получении доступа к рынкам беднейших стран.

В одном из наиболее поздних документов по финансированию развития — Аддис-Абебской программе действий — частный сектор был провозглашен важным участником сотрудничества в целях развития на период до 2030 г. Это связано с тем, что он может быть источником дополнительных ресурсов наряду с потоками официальной помощи развития (ОПР) для достижения целей устойчивого развития (ЦУР). Заявленная задача по привлечению частного сектора делает реализацию повестки «от миллиардов к триллионам» более реализуемой.

В настоящее время существует определенный недостаток знаний и эмпирических доказательств в отношении эффективности механизмов частного сектора в СМР и об условиях предоставления частного капитала, включая бизнес-риски и ожидание прибыли. Это приводит к неполной обоснованности мнения о том, что частные ресурсы могут восполнить существующий недостаток в финансировании развития и смогут способствовать достижению ЦУР в поставленный срок. Также существует неопределенность относительно воздействия частного сектора на процессы развития.

Читать также:  Предмет финансов организации это

В 2019 г. объем официальной помощи в целях развития (ОПР), предоставляемой двусторонними и многосторонними донорами развивающимся странам, составил 152,8 млрд долл. В настоящее время официальные финансовые ресурсы на цели развития сильно ограничены. Это подтвердила пандемия COVID-19 в 2020 г., когда странам-донорам пришлось перенаправить порядка 40% средств (12 млрд долл.) из других плановых программ помощи в целях преодоления кризиса в развивающихся государствах. Также это подтверждает прогноз по объемам помощи, подготовленный британским Институтом зарубежного развития (Overseas Development Institute, ODI), согласно которому по итогам 2021 г. мировой объем ОПР снизится на 2,5–2,9% (в силу падения ВВП ключевых стран-доноров на 2,6–2,7%) в случае, если страны будут удерживать текущий уровень отношения ОПР к ВНД. Текущий объем ОПР недостаточен для покрытия дефицита ресурсов для реализации ЦУР, который оценивается в 2,5–3 трлн долл. в год. В этой связи ведущая роль в восполнении существующего дефицита отводится частному капиталу, что подтверждается Монтеррейским консенсусом и Аддис-Абебской программой действий.

В условиях недостатка потоков ОПР частное финансирование СМР может поддержать международную помощь и стать важным источником ресурсов для сотрудничества в области развития, а также в целях реализации Повестки дня ООН на период до 2030 г., связанной с ЦУР. В последующих разделах статьи будет предпринята попытка систематизировать данные о частном финансировании развития, а также дана оценка возможности повышения эффективности механизмов участия коммерческого сектора в СМР.

Определение частного финансирования программ развития

В настоящее время четкого определения финансирования частным сектором программ развития не существует. Однако определение частного финансирования в СМР может быть основано на разнице между целями частного и льготного (концессионного) финансирования. С одной стороны, многие проекты развития, в том числе направленные на достижение ЦУР — неприемлемы для коммерческих институтов, поскольку часто имеют отрицательный или нулевой показатель чистой приведенной стоимости (NPV), и подвержены высоким рискам. Коммерческие потоки обычно избегают высоко рискованных проектов в развивающихся странах. С другой стороны, транснациональные корпорации, коммерческие банки, институциональные инвесторы могут быть потенциально заинтересованы в новых проектах, которые дают возможность выйти на новые рынки и получить дополнительную прибыль.

Основная цель частного капитала — максимизация прибыли. Как правило, цели развития не входят в число первостепенных задач, которые преследует бизнес. Участие частного капитала в странах с низким уровнем дохода ограничено рискованной бизнес-средой и низкой доходностью капитала. Тем не менее его производственная и инвестиционная деятельность способствует экономическому развитию страны.

Основные особенности и принципиальные различия частного коммерческого капитала от частного финансирования развития приведены в Таблице 1 по таким критериям, как цели, условия предоставления, географический охват, принципы.

Таблица 1 — Сравнение частного финансирования СМР и частных коммерческих проектов

Таким образом, участие частного бизнеса в СМР не может быть связано напрямую с коммерческими интересами и не должно с ними конкурировать. Проект с участием бизнеса теоретически может быть убыточным, однако коммерческие риски могут быть «просубсидированы» суверенными донорами.

Теоретическое обоснование частного финансирования развития

Существующие теоретические работы, связанные с ролью частного сектора в финансировании развития, можно подразделить на три широкие категории. Первая категория работ связана с неолиберальным подходом и посвящена коммерческим выгодам, получаемым фирмой, реализующей проекты, направленные на содействие социально-экономическому развитию. Подход предполагает, что проекты развития в долгосрочной перспективе формируют спрос на продукцию и факторы производства (труд и капитал). Бизнес выигрывает от собственных инвестиций в долгосрочное устойчивое развитие в результате улучшения локальных факторов инвестиционного климата.

Международные институциональные рамки участия бизнеса в СМР

Идея участия частного сектора в сотрудничестве в целях развития широко и активно обсуждалась в международной повестке дня с начала 2000-х гг., когда Монтеррейский консенсус по финансированию развития (2002 г.) стал одним из первых официальных документов в этой области. Монтеррейский консенсус определяет взаимодействие с частным сектором как одно из приоритетных направлений международного сотрудничества в области развития. Он призывает к мобилизации международных ресурсов для развития за счет прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и других частных средств. П ИИ, а также другие ресурсы частного капитала —жизненно важные компоненты, поскольку оказывают долгосрочное влияние на экономическое развитие, способствуя устойчивости, передаче знаний и технологий, созданию новых рабочих мест, повышению общей производительности и конкурентоспособности.

Кроме того, особое внимание уделяется мерам по улучшению факторов инвестиционного климата, таким как уровень коррупции, поддержка предпринимательства, эффективное госуправление, включая развитые институты и инфраструктуру. Консенсус стал одной из самых первых попыток международного сообщества повысить эффективность помощи в партнерстве с частным сектором.

Таблица 2 — Эволюция повестки эффективности помощи и роли частного сектора в развитии

Помимо перечисленных инициатив существует большое число международных государственных и частных рамок, способствующих повышению эффективности помощи и вовлечению частного сектора в СМР, в которых бизнес принимает непосредственное участие (Таблица 3).

Таблица 3 — Перечень основных государственных и частных инициатив в области мобилизации частных финансов на развитие

Большая часть государственных инициатив связаны как с международным, так и с региональным и национальным уровнем. Большинство из них управляется странами-донорами на национальном и региональном уровне и соотносится с их экономическими и политическими интересами в соответствующих развивающихся странах. Можно выделить несколько характеристик таких инициатив. Во-первых, они тесно связаны с деятельностью национальных правительств, направленных на интеграцию бизнеса на рынки стран-получателей. Например, EU EIP фокусируется на предоставлении технической помощи для подготовки дальнейших инвестиционных проектов, предполагающих участие частного сектора. Во-вторых, они часто имеют регулирующее воздействие, связанное с созданием благоприятного инвестиционного климата в части, касающейся снижения рисков, поддержки экономических реформ в развивающихся странах. Яркий пример — межправительственная инициатива ‘Making Markets Work for the Poor’ (M4P), направленная на создание рыночных стимулов в развивающихся странах. Инициатива реализуется правительствами Австрии, Великобритании и Швеции.

Специальным вопросом является эффективность и результативность рассмотренных инициатив. В общем виде нельзя сказать, насколько эти инициативы способны решить поставленные перед ними задачи. Однако встроенные компоненты оценки частных инициатив позволяют проводить анализ воздействия участия частного финансирования на процессы развития в развивающихся странах. Отдельно вопросы мониторинга и оценки участия частного бизнеса в финансировании развития будут рассмотрены далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *