Учетная политика это политика по управлению финансами

Бухгалтерские операции можно проводить разными способами. Как именно — организация выбирает сама из тех вариантов, которые допускаются законом. Но правила ведения учёта внутри фирмы необходимо утвердить специальным документом. Рассказываем, что в нём должно быть, кто и как его составляет.

Изменения в учетной политике обычно приурочиваются к началу нового финансового года. Управленческая «учетка» – не исключение. Значит, сейчас – самое время проверить данный документ на предмет информационной полноты и актуальности. Или составить, если он пока отсутствует. В статье рассказываем об особенностях его формирования.

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Учетная политика — это внутренний документ, без которого организации не прожить. На нее опираются бухгалтерский и налоговый учет, а еще финансовый менеджмент компании. Она прикрывает бухгалтера и директора во время налоговых проверок. Расскажем о принципах учетной политики и поделимся проверенными образцами.

Что такое учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.

Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.

Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.

Принципы учетной политики

Для построения УП руководствуйтесь основными принципами бухучета. Часть из них содержится во втором разделе ПБУ 1/98, другие закреплены разными документами в сфере бухучета — они выводятся из теории и практики учета.

1. Принцип целостности: учетные данные должны формировать единую систему, которая помогает управлять деятельностью компании.

2. Принцип имущественной обособленности: средства организации, обязательства и активы должны учитываться отдельно от средств ее учредителей и средств других компаний, если они переданы в пользование вашей фирме.

3. Принцип непрерывности: бухучет должен вестись непрерывно — от регистрации компании до ее ликвидации или реорганизации. Компания должна в своих действиях исходить из намерений продолжать деятельность, а значит, планировать погашение обязательств перед физическими и юридическими лицами.

4. Принцип полноты, или сплошной реᴦᴎстрации: операции и итоги инвентаризации требуется регистрировать в бухгалтерии вовремя и без пропусков или изъятий.

5. Принцип документирования: факты хозяйствования должны подтверждаться первичными документами, только на основании первички операции принимаются в учет.

6. Принцип начисления: хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерии в том же самом налоговом периоде, когда они произошли, даже если операция была оплачена раньше или позже.

7. Принцип количественного измерения: все хозяйственные операции нужно измерять в деньгах, штуках и других единицах.

8. Принцип контроля информации: должна быть возможность проверки всех хозяйственных операций.

9. Принцип непротиворечивости: должны совпадать сведения в аналитическом учете и сведения по остаткам и оборотам в синтетическом учете на последний день каждого месяца.

10. Принцип разделения текущих и капитальных затрат: учитывайте раздельно текущие расходы на производство или услуги и капитальные вложения.

11. Принцип интерпретируемости: сведения в учете должны быть ясными, чтобы третьи лица также могли их толковать и анализировать.

12. Принцип осмотрительности: организация должна быть готова признать в бухучете обязательства и расходы, активы и доходы без формирования скрытых резервов.

13. Принцип приоритета содержания перед формой: организация должна признавать факты хоздеятельности, исходя прежде всего из их экономического содержания, а не правовой формы.

14. Принцип рациональности: бухучет следует вести рационально, сообразно масштабам и условиям хоздеятельности и размерам организации.

15. Принцип последовательности применения: если организация приняла учетную политику, ее нужно применять из года в год, изменяя только в установленных случаях (смена основного вида деятельности, изменения в составе учредителей и пр.).

Выбор учетной политики

Выбор учетной политики предприятия и обоснование ее положений зависят от многих условий:

Разработать УП, которая отвечала бы всем принципам и не вызывала бы претензий у налоговиков, непросто. Учетная политика должна охватывать все важные вопросы и при этом быть лаконичной, иметь хорошую структуру.

В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть разработанные варианты учетной политики для разных налоговых режимов, которые полностью отвечают требованиям закона. Зарегистрируйтесь и просмотрите их. Работайте в нашем сервисе: ведите учет, начисляйте зарплату, легко сдавайте отчетность через интернет и пользуйтесь готовой версией УП. Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.

Учётная политика организации — это внутренний документ, который определяет порядок формирования и ведения бухгалтерского и налогового учёта.

Организация выбирает варианты из предложенных нормативными актами способов учёта, либо разрабатывает их самостоятельно, если подходящих вариантов нет. Основной документ, который регламентирует разработку учётной политики по бухгалтерскому учёту — это ПБУ 1/2008 («Учётная политика организации»). По налоговому учёту единых требований нет, можно ориентироваться на статьи 167, 313 и 314 НК РФ.

После создания юридического лица даётся 90 дней на утверждение его учётной политики по бухгалтерскому учёту, а если организация — плательщик НДС, то не позднее последнего числа квартала, в котором прошла регистрация.

Учётную политику разрабатывает главный бухгалтер организации, либо иное лицо, отвечающее за учёт. Утверждает — руководитель.

Структура учётной политики

Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:

Организационно-документальный раздел

Включает в себя следующие подразделы:

Методология ведения бухгалтерского учёта

В этом разделе определяются методы учёта доходов и расходов, оценки прихода и списания ТМЦ, формирования фондов и резервов, и т.д.

Методология ведения налогового учёта

Не тратьте время на задачи, которые не приносят прибыль!

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

Учётная политика для малых предприятий

Упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта разрешён для предприятий включённых в реестр МСП, а также некоммерческих организаций и компаний-участников проекта «Сколково». При формировании учётной политики им нужно руководствоваться «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства» (утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н).

В учётной политике им разрешено не применять ПБУ по расчёту налога на прибыль, учёту договоров строительного подряда, оценочных обязательств, запасов (для предприятий, чья выручка не превышает 120 миллионов рублей в год, а среднесписочная численность не больше 15 человек).

Предприятия МСП могут выбрать один из трёх способов упрощённого учёта и отразить его в своей учётной политике:

Комплект бухгалтерской отчётности состоит из баланса и отчёта о финансовых результатах (для НКО — отчёта о целевом использовании средств). Формы отчётности содержатся в приказе Минфина России от 02.07.2010 №66н.

Бухгалтерская отчётность за 2020 год и позже принимается только в электронном виде.

Утверждение и внесение изменений в учётную политику

Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Изменения в учётную политику вносятся при наступлении следующих случаев, указанных в ПБУ 1/2008 и в статье 313 НК РФ:

Читать также:  Федеральное казначейство Российской Федерации и его функции по контролю за государственными финансами [Курсовая работа №26429]

На каждое изменение учётной политики делается отдельный приказ с указанием причины и даты начала действия.

Санкции за отсутствие учётной политики

Учетную политику организации не нужно предоставлять в налоговую инспекцию без специального запроса. Она может понадобиться при проведении проверок, если налоговые инспекторы захотят удостовериться, что учёт ведётся в соответствии с положениями утверждённой учётной политики.

За отсутствие учётной политики на организацию наложат штраф в размере 200 рублей по п.1. статьи 126 НК РФ. Должностные лица понесут отдельное наказание — штраф от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов (сюда относится как отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учёта, так и систематическое несвоевременное или неправильное отражение в отчётности и в регистрах хозяйственных операций) влечёт за собой штрафы:

Занижение налоговой базы приведёт к штрафу до 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей (пункт 3 статьи 120 НК РФ).

Отметим ещё один нюанс. При отсутствии учётной политики налоговики могут не принять существующий способ учёта хозяйственной операции и выбрать вариант с максимальным начислением налога. Если у организации есть УП, инспекторы будут исходить только из её положений.

Всё ещё платите зарплату бухгалтеру?

Сделаем его работу от 1666 рублей в месяц.

Часто задаваемые вопросы

Если у фирмы есть обособленные подразделения, для них нужно составлять отдельные учётные политики?

Нет. Учётная политика должна быть единой для всей организации, включая её обособленные подразделения.

Наша организация является малым предприятием. Обязательно ли нам создавать резервы по сомнительным долгам?

В налоговом учёте такой обязанности нет, такое решение остаётся на усмотрение самой организации. А вот в бухгалтерском учёте, при наличии сомнительной задолженности, такой резерв создавать нужно (пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ).

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

Стандарты бухгалтерского учета, утвержденные организацией, указанной в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и обязательные к применению ее дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные ею в соответствии с положениями абзаца второго настоящего пункта.

(абзац введен Приказом Минфина России от 07.02.2020 N 18н)

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Читать также:  УКАЗ Президента РФ от 11.12.97 N 1278 (ред. от 14.02.2001) "О МЕРАХ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ"

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Что будет за отсутствие учётной политики

Учётная политика — обязательный документ для юридического лица. С предпринимателями дело обстоит чуть иначе.

Если ИП не ведёт бухучёт, то и бухгалтерская учётная политика ему не нужна. Если ИП ведёт бухучёт, он должен наравне с юрлицами составить и утвердить бухгалтерскую учётную политику. Обычно это крупные фирмы с большим штатом и несколькими направлениями деятельности. А вот налоговый учёт обязаны вести все предприниматели — значит, и учётная политика для целей налогообложения у них должна быть.

За отсутствие учётной политики организациям и ИП полагается штраф:

Учётная политика — не формальный документ «ради галочки». Поэтому составлять его нужно тщательно и неукоснительно придерживаться в работе. Например, если в тексте не отражены какие-то хозяйственные или налоговые операции, которые фирма использует, налоговый инспектор при проверке может применить другой порядок расчёта. В результате может не сойтись сумма налоговых отчислений — организации доначислят налоги или выпишут штраф.

Статья актуальна на 

18.01.2023

Когда и как вносить изменения в учётную политику

Учётная политика организации действует постоянно — её не нужно утверждать каждый год. Обновления вносят, только если для этого есть основания. Например, в законодательстве произошли изменения, которые влияют на бухгалтерский и налоговый учёт организации — тогда их надо отразить в учётной политике. Но новая редакция должна заработать не раньше, чем свежие нормативы вступят в силу.

Также разрешено вносить поправки в документ, если фирма решила оптимизировать учёт, внедрила новое направление или существенно изменились условия её работы — ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Например, сеть зоомагазинов открывает интернет-магазин. Теперь платежи будут приниматься онлайн — особенности их проведения нужно прописать в учётной политике.

Чтобы внести изменения в документ, бухгалтер изучает действующие стандарты и законы, готовит текст обновлений. Новую редакцию утверждают отдельным приказом или распоряжением руководства фирмы. Если учётную политику меняют в связи с изменением законодательства, в документе должны содержаться ссылки на эти нормативные акты.

Бланк приказа об изменении учётной политики

Изменения в учётной политике организации вступают в силу с нового отчётного периода, то есть с начала следующего года. Учётная политика, утверждённая 30 ноября 2022 года, заработает 1 января 2023 года. Но иногда можно изменить правила учёта и в середине года. Например, если вступили в силу значимые изменения в Налоговом кодексе РФ или компания стала проводить новые финансовые операции.

Кто разрабатывает учетную политику для целей управленческого учета

Вопрос чуть обширнее, чем кажется. Он предполагает, с одной стороны, указание на конкретное лицо, которое займется разработкой документа. С другой, для крупных организаций (холдингов и групп компаний), означает необходимость отыскать эффективный вариант связи между головной и дочерними структурами в части постановки управленческого учета. Ведь УП – своего рода квинтэссенция того, как он будет организован и реализован.

Мы в статье упростим задачу, оставив в стороне компании-гиганты. Затронем лишь частный момент: кто именно в рамках предприятия, не входящего в группу, отвечает за подготовку текста «учетки». Это лицо, которое ответственно за ведение управленческого учета. В зависимости от организационной структуры и вверенного функционала им может быть:

Ошибки формирования и исполнения управленческой УП

О первых двух упущениях мы говорили выше. Но в качестве итога повторим их еще раз. Заодно дополним прочими частыми недостатками.

Ошибка 1. В управленческой УП полностью или частично повторяется текст бухгалтерской «учетки». Либо она превращается в своеобразный учебник с перечислением базовых принципов ведения учета и формирования отчетности, классификаций затрат, определений для активов, доходов, расходов.

Ошибка 2. Отсутствуют важные приложения к документу:

Ошибка 3. УП не обновляется, когда по факту в учетном процессе произошли изменения. Например, уточнена/детализирована аналитика по счетам. Если так происходит, то увеличивается разрыв между теорией ведения учета из УП и реальной практикой. Особенно при смене ответственных лиц данное упущение выйдет боком, ведь новый человек будет ориентироваться на неактуальный документ.

Ошибка 4. Бумажный вариант УП не соответствует тому, который «встроен» в программу. Настройки способов начисления амортизации, распределения затрат, деления их на переменные и постоянные, применяемых классификаторов должны соответствовать тексту «учетки».

Ошибка 5. Способы ведения управленческого учета меняются в течение финансового года. Есть принцип для бухгалтерской и налоговой УП о:

Смысл в том, чтобы цифры в отчетах в течение года были сопоставимыми.

Такой подход правильно использовать и в управленческом учете. Допустим, новый метод оценки незавершенного производства вводите с 1 января. А улучшенный формат отчета о маржинальной прибыли можно использовать с момента разработки.

Составление управленческой учетной политики – дело не из простых. Но без этого документа никак, если в компании ведется учет для менеджеров. УП поможет быть последовательными в вопросах организации, техники и методики отражения операций на счетах и подготовки отчетности.

Учетная политика (УП) управленческого учета – это

Это внутрифирменный стандарт, в котором организация описывает кто и как ведет ее управленческий учет.

Данное определение – не цитата из закона или приказа Минфина. Причина тому простая: управленческий учет в РФ не регулируется нормативно-правовыми актами в отличие от бухгалтерского и налогового. Поэтому готовой трактовки не найти. Однако цели существования УП всех видов сводятся к одному: описать способы и методы ведения учета в конкретной компании.

Если дать обстоятельные ответы на два вопроса про «кто» и «как», то управленческая УП сложится и будет качественной. Для этого в ней разумно выделить три условных раздела:

Дальнейшее изложение в статье построим с ориентиром на названные разделы. А пока приведем четыре важных момента, которые дополнят определение.

Первый. Управленческая УП – текстовый документ, который оформляется в виде приказа или распоряжения руководителя. Его требования распространяются на всех сотрудников предприятия, а не только на бухгалтеров или экономистов.

Второй. Она является низшим уровнем в регламентации учетных процедур компании. Это означает необходимость:

Третий. УП периодически пересматривается и уточняется. Причины этого различны. Например, переход на новый продукт автоматизации учета и связанные с этим изменения в количестве аналитических позиций для счетов учета затрат. Или разработка новых регистров управленческого учета. Или изменение бухгалтерского законодательства в части амортизации основных средств при условии, что управленческий учет здесь завязан на бухгалтерскую методику, а не на что-то отличное и самодельное.

Читать также:  Имперская эпоха, советский постсоветский год истории, финансы и налоги

Четвертый. Документ необязателен, как и сам управленческий учет. Последний действительно важен, так как обеспечивает руководство информацией для принятия оправданных экономических решений. Однако у подавляющего большинства малых и некоторых средних компаний попросту нет ресурсов на его ведение. Выход видится в том, чтобы формировать нужные директорату цифры, например, по маржинальной рентабельности товарных групп по мере получения запроса. В качестве информационной базы в таком случае используются данные бухгалтерского и налогового учета.

Кто и как составляет учётную политику

Предприятие или организация самостоятельно разрабатывает учётную политику, но при этом опирается на действующее законодательство. Составление документа поручают главному бухгалтеру или другому сотруднику, который ведёт бухгалтерию. Если бухгалтера в штате нет, руководитель может обратиться в аутсорсинговую компанию. Если же есть нужные знания, можно и самому написать учётную политику.

Бухгалтер определяет перечень бухгалтерских и налоговых операций фирмы. Уточняет, какие государственные стандарты для неё обязательны, а какие — нет. Какие финансовые операции можно отразить разными способами и какой из них наиболее подходящий. Разрабатывает алгоритмы отражения операций, для которых государство не предусмотрело нормативы. Изучает специфику, рекомендации и разъяснения по ведению бухучёта в компаниях этой отрасли.

Когда документ готов, руководитель издаёт приказ об его утверждении. Принятой формы распоряжения нет, но в тексте обязательно указывают дату вступления в силу и ответственного сотрудника. Дату окончания действия учётной политики не пишут — она считается бессрочной, а при необходимости дополняется.

Бланк приказа об утверждении учётной политики

Передавать учётную политику в налоговые органы не нужно — она хранится в организации. Но, если придёт налоговая проверка, инспектор потребует этот документ и приказы об его утверждении и изменении.

Разработать и внедрить учётную политику нужно в течение 90 дней после регистрации фирмы — Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008. Если компания появилась в результате реорганизации, ей нужно утвердить учётную политику в тот же срок.

Как оформить учётную политику

Типовой формы документа нет — каждая организация разрабатывает его самостоятельно. Поэтому пользоваться готовыми шаблонами из интернета не стоит. Доверьте составление текста профессиональному бухгалтеру.

Вот несколько примеров, как можно оформить учётную политику в зависимости от налогового режима:

Обычно издают приказ об утверждении учётной политики, а в приложении к нему идут сами правила бухгалтерского и налогового учёта организации.

Формирование учетной политики для целей управленческого учета

Выше мы написали: управленческая УП условно включает в себя три блока. В них кроются ответы на вопросы о том, кто и как ведет учет для менеджеров на предприятии. Последовательно разберемся с каждым.

Блок 1. Организационный аспект

Включает две базовых составляющих:

По каждому элементу есть различные варианты реализации. Выберите тот, который соответствует вашей практике и зафиксируйте его в документе. В таблице 1 мы показали, как чаще всего бывает.

Таблица 1. Что отражается в организационном разделе управленческой УП

В числе подписываемых документов мы не назвали первичные. Это так, потому что они – прежде всего, сфера бухучета, для которого есть своя «учетка». Нет смысла формировать управленческую УП через простое переписывание и/или повтор положений бухгалтерского документа.

Перечень элементов организационного раздела расширится, если речь пойдет о компании с обособленными подразделениями или дочерними структурами. Тогда потребуется раскрыть еще функционал филиалов, представительств или дочерних предприятий в части организации и ведения управленческого учета. А именно:

Иногда в организационный раздел включается подробная характеристика принципов ведения управленческого учета на предприятии, случаи изменения УП и даже перечень существующих классификаций затрат. Да, жестких правил про то, что описывать, а что нет, не существует. Но важно понимать: чем больше текста в документе, тем сложнее в нем ориентироваться, его осилить, а значит, применить.

Нет смысла переписывать в УП главы из учебников по управленческому учету или каких-то методичек. Возможно, представительность документа от такого повысится, но информативность станет меньше. Фиксируйте лишь то, что имеет прямое отношение к вашей организации.

Блок 2. Технический аспект

Призван осветить следующее:

Многое из названного обычно оформляется отдельным документом и встраивается в управленческую УП в виде приложений. В таблице 2 мы привели их названия и кратко описали особенности.

Таблица 2. Состав технического раздела УП

Заодно продумайте дополнительную аналитику, которая нужна вашему руководителю в отчетах, но отсутствует в бухучете. К примеру, стандартный план счетов не содержит субсчетов для разграничения постоянных и переменных трат. Или дебиторская и кредиторская задолженности в бухучете делятся лишь на долго- и краткосрочную с временным водоразделом в 12 месяцев. Для их группировки по иным периодам погашения и/или просрочки потребуются новые субконто и аналитические позиции.

Блок 3. Методический аспект

Данный раздел, пожалуй, самый проблемный из трех. Частая ошибка – просто переписать сюда все то, что есть в бухгалтерской УП. Это неверно сразу по двум причинам:

Если цель документа – раскрыть особенности ведения, а не напустить тумана в головы исполнителей и прочих читателей, то лучше избегать многословия и неконкретики.

Есть и иная крайность, когда весь методический раздел укладывается в пару-тройку абзацев.

Конечно, если регламенты, на которые даются отсылки, качественно проработаны, то подобный формат раскрытия – не ошибка. Если же это не так или, что совсем плохо, названных документов вообще нет, то и толка от управленческой УП не будет.

Как быть? Воспользуйтесь советом от практиков и выносите в методический раздел лишь то, что реализуется совсем иначе, нежели в бухучете. Такие моменты раскрывайте максимально подробно. А про схожие вещи прямо указывайте, например, так: «Амортизация основных средств в управленческом учете начисляется в соответствии с бухгалтерской методикой. Последняя описывается в п. 36 учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2020 г. (приказ генерального директора № 174 от 29.12.2019 г.)».

Еще важный момент: старайтесь, где только можно, не отдалять бухгалтерский и управленческий учет друг от друга. Особенно актуально для тех предприятий, где численность работников учетно-экономического блока невелика. Причин сразу несколько, ведь иная методика – это:

В действительности у бухгалтерского и налогового учета гораздо больше общего, чем иной раз преподносится. Самое главное – у них одинаковая информационная база, взятая из первички. Также пóмните: зачастую решение управленческих проблем – не во множестве отчетов с десятками разноплановых показателей, которые порой и посмотреть толком некогда. А в их качестве, в том числе лаконичности и наглядности представленной информации. Ленинская фраза «Лучше меньше, да лучше» здесь актуальна донельзя.

На схеме мы показали, из чего складывается методический раздел бухгалтерской УП. С этим можно поступить так: проанализируйте, что из представленного вы полностью увяжете с бухучетом, а что измените ради управленческих целей. На первое сделайте отсылки к пунктам бухгалтерской «учетки». Второе подробно опишите в управленческой УП. Тогда текст методического раздела не станет повтором бухгалтерского документа, но и не сведется к двум-трем невнятным абзацам.

Учетная политика это политика по управлению финансами

Учетная политика это политика по управлению финансами

Рисунок 1. Что включить в методический раздел УП

Учетная политика управленческого учета – пример (Fail-UUP-Fragment-metodiki-po-zatratam)

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — это внутренний документ организации, в котором прописан порядок проведения бухгалтерских и налоговых операций. Его формируют непосредственно для той компании, в которой он будет применяться, и с учётом особенностей её работы. Поэтому универсального образца учётной политики не существует.

Учётная политика отражает правила проведения хозяйственных и налоговых операций фирмы. Организация вправе составить для них общий документ или разделить на учётную политику для целей бухгалтерского учёта и учётную политику налогообложения.

В учётной политике должны содержаться:

Если по какому-то бухгалтерскому вопросу не предусмотрены государственные стандарты, организация самостоятельно их разрабатывает и прописывает в учётной политике. К примеру, для графика отпусков существует унифицированная форма Т-7, но можно создать собственный бланк — что именно будет использоваться, указывают в учётной политике.

По сути, это практическая инструкция для сотрудников фирмы, которые в работе сталкиваются с финансовыми операциями. Чтобы бухучёт вёлся по единому стандарту, все работники обязаны строго придерживаться утверждённых правил. Если придёт налоговая проверка, инспектор будет проверять соответствие ведения бухучёта принятой в организации учётной политике.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *