УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Финансовая система

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Год и город: Уфа 2010

Введение 3 стр.

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура 4 стр.

2. Государственный бюджет как центральное звено финансов государства 13 стр.

3. Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах 17 стр.

Заключение 23 стр.

КТЗ 25 стр.

Список используемой литературы 26 стр.

Введение.

Экономическая структура любого общества не может функцио­нировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государ­ством и различными слоями населения, между регионами и от­дельными государствами. Такие денежные потоки отражают про­цессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, ак­ционерными обществами, агропроизводителями, институтами куль­туры и т.д.)

Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом.

Через финансовый механизм государство (правитель­ство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций фи­нансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии не­гативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют сни­жение издержек производства предприятий и повышение их кон­курентоспособности на мировом рынке, формируют структуру про­изводства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.

Финансовые отношения и финансовая система

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и  финансов домохозяйств.

Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые взаимоотношения между физическими лицами. Институты финансовой системы – это финансовые учреждения, входящие в финансовую систему страны и осуществляющие операции с финансовыми ресурсами, регулирующие финансовые связи и отношения. К ним относятся финансовые фонды, банки, страховые компании, государственные финансовые учреждения.

Центральное место в финансовой система занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль, и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политикой центральных властей. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидии и дотации из центрального бюджета и муниципальных займов.

Важным элементом финансовой системы является государственный кредит. Государственный кредит  представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. Они обеспечивают выполнение государством обязанностей в области экономического и социального развития, что приводит к необходимости централизации государством значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Внебюджетные фонды имеют строгое целевое назначение – расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие остальных отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии, а также пособии на детей. Основная часть расходов пенсионного фонда направляется на выплату трудовых пенсий.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти.

Третьим звеном финансовой системы являются финансы предприятия. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использования на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих. Частные предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему рассмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используют, в том числе и ресурсы финансового рынка.

Разновидностью коммерческих предприятий являются страховые организации. Они представляют значительную часть финансовой системы, связанной с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии раскладывается между участниками страхования.

Другим звеном финансовой системы являются некоммерческие организации, целью которых не является извлечение прибыли в результате осуществления коммерческой деятельности. К основным целям некоммерческих организаций относятся: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; охрана здоровья граждан; защита прав, законных интересов граждан и организаций; оказание юридической помощи и иные цели, направленные на достижение общественных благ.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев представляет собой отдельную отрасль страхования, которая подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

В любом государстве финансы составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Каждый элемент финансовой системы влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства, и происходит из перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. К основным направлениям государственного регулирования посредством финансов относятся: налоговая система; ценообразование; внешнеэкономическая деятельность; денежное обращение; кредитование; формы платежей и расчетов; организация обращения ценных бумаг; бюджетное финансирование; состав и компетенция органов государственного регулирования; лицензирование и т.п.

Финансовая система характеризуется не только составом входящей в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов, связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами считают государственный бюджет, предприятия, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков.

Составляющими финансовой системы являются три ключевых элемента:

1. Функциональное назначение – суть которого, заключается в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи.

2. Территориальность – каждая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов.

Согласно этим правилам, под финансовой системой РФ следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Таким образом, финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятия различных форм собственности.

Из перечисленного видно, что финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений – это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство Финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные отношения.

Читать также:  СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КУРСОВАЯ РАБОТА

Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Источник формирования многочисленных фондов на разных уровнях один — валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществляется распределение ВВП с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.


УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Рис.1. Схема финансовой системы

Все эти финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельных звеньях обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децантрилизованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Финансовая система обладает рядом функций: распределительная функция – обеспечение субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов хозяйственного назначения; стимулирующая функция проявляется в маневрировании налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем; фискальная функция – связана с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

Финансовые организации и учреждения как коммерческие, так и некоммерческие являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, а, следовательно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым институтам относятся организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство Финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный Банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, использующие, для оказания услуг различные финансовые инструменты. В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг, аккумулирование сбережений, кредитование и  т.п.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.
Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.

Финансовая система Российской Федерации


УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Государственный бюджет как центральное звено финансов государства.

Центральное место в финансовой система занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд. За счет государственного бюджета содержаться армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.      Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, гарантий, обеспечивая долее или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы. Через бюджет осуществляется перераспределение ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Функция государственного бюджета проявляется в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политике и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Распределительная функция бюджета проявляется в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структура спроса и потребления.

С помощью распределительной функции происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферу, межтерриториальное и межотраслевое финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.    Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах.

Российская финансовая система в настоящее время в десятки раз крепче, чем это было к началу кризиса 1998 года, и способна демонстрировать устойчивость на фоне мировых кризисных явлений, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Кудрин пояснил, что с учетом зависимости российской экономики от цен на нефть на мировых рынках и пока еще недостаточно сильной банковской системы Россия должна была накопить финансовую устойчивость, чтобы отток капитала, аналогичный произощедшему в начале года, «не опрокинул нашу банковскую систему». » Мы такую систему создали», — сказал министр.

В целом следует отметить, что, несмотря на довольно высокие темпы роста экономики, уровень развития финансовых рынков в стране по-прежнему остается на низком уровне. Практически не действуют механизмы интермедиации, когда деньги от хозяйственных субъектов поступают в экономику, способствуя ее росту. Более половины фондового рынка носит спекулятивный характер. Несмотря на рост объемов торгов на основных фондовых площадках, стоит отметить, что финансовый рынок в России остается небольшим по размеру и неразвитым. Мощь финансовой системы России значительно уступает другим странам с переходной экономикой и тем странам, которые проходят схожий путь формирования финансовых рынков и институтов. В целом же кардинальных изменений на финансовом рынке страны по сравнению с предыдущим годом не произошло. Очевидно, нет прогресса в решении таких вопросов, негативно влияющих на развитие фондового рынка, как манипулирование, недооцененность ценных бумаг большинства компаний, высокий уровень волатильности. Что касается предложенных правительством мер по развитию финансового рынка, то в целом их можно оценить позитивно. Ряд поставленных задач не вызывает ни у кого сомнений в настоящее время, так как их практическая реализация будет способствовать развитию финансового сектора экономики. Для создания в стране цивилизованного финансового рынка (рынка капиталов), прежде всего, необходима реализация следующих первостепенных мер:

1. Создание единого эффективного органа финансового надзора на базе существующих надзорных подразделений Центробанка, ФКЦБ, Страхнадзора (сейчас в Минфине), Инспекции по пенсионным фондам и т.д.;

2. Приведение финансового законодательства в соответствие с мировыми стандартами;

3. Вывод Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений;

4. Скорейшая приватизация всех банков с государственным участием (в случае Сбербанка – снижение государственной доли до 50% + 1 голос);

5. Стимулирование притока иностранного капитала в банковскую сферу;

6. Стимулирование конкуренции в банковской сфере;

7. Кардинальное изменение работы Центробанка.

8. Разработка и реализация комплекса мер по дальнейшему повышению качества корпоративного управления, ввод более жестких стандартов.

Как сказал Д. Медведев на заседании Совета по развитию финансового рынка России, «следует еще раз проанализировать самые уязвимые черты нашего финансового рынка и определить единый план действий по его развитию в текущем году и в среднесрочной перспективе». По словам главы государства, важным требованием к финансовому рынку остается его соответствие приоритетам развития страны, а именно «он должен способствовать притоку инноваций и модернизации экономики в целом, он должен способствовать росту эффективности экономики».

С идеей создания Международного финансового центра правительство определилось еще осенью 2008 г. В июле 2009 года правительство утвердило план мероприятий по созданию МФЦ.

Читать также:  Какую роль играют финансы организаций? A распределительная b контролирующая c информативная

Для этого нужно быстрее принять законы, регулирующие финансовый рынок, считает президент. « До сих пор не приняты важные, принципиальные законы, которые регулируют рынок: об инсайдерской информации, о биржах, о клиринге, о центральном депозитарии», – посетовал Дмитрий Медведев. По его словам, отсутствие таких законов вызывает у инвесторов ненужные опасения, препятствует запуску долгосрочных и масштабных проектов, снижает конкурентоспособность российского финансового рынка.

Создание в России мощного финансового центра возможно лишь при объединении усилий финансистов, экономистов, юристов. В начале текущего года Ассоциация региональных банков России совместно с экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА» выступили с масштабной инициативой – взглянуть на проблемы и перспективы российской финансовой системы в целом. Это предложение было поддержано Общественной палатой Российской Федерации.

Инициаторы исследования стремились не просто передать общую картину развития банковского, страхового и фондового рынков, но и предложить конкретные экономические и правовые рецепты модернизации. В результате была подготовлена масштабная Концепция развития финансового рынка России до 2020 года, по сути включающая в себя стратегии развития отдельных секторов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного).

Кропотливый и аккуратный анализ позволил заглянуть в будущее российского финансового рынка, спрогнозировать его развитие и предложить конкретные шаги по модернизации законодательной базы. Разработчики Концепции отталкивались от экономики и переходили к вопросам управления и права. Центральная задача исследования – поиск долгосрочного финансового ресурса: на рынке капиталов, у управляющих страховыми и пенсионными резервами, в закромах государства. Здесь крайне важна синергия, возникающая при совместном рассмотрении различных сегментов финансового рынка. Другими словами, цель Концепции состоит в том, чтобы буквально втащить на финансовый рынок огромные имущественные активы, сконцентрированные в иных секторах экономики, но до сих пор не получившие надлежащей рыночной оценки либо намеренно выведенные государством с финансового рынка. Предлагаемый документ – это рецепт успеха национального финансового рынка, это попытка расставить приоритеты, это поиск национальной финансовой формы.

В его основу положена новая методология, учитывающая совместный анализ всех сегментов финансового рынка. Основу подхода составляет Концепция развития финансового рынка России, которая охватывает все сектора финансовой системы: банковский, страховой, рынок ценных бумаг, пенсионную систему и институциональных инвесторов. Подход к финансовой системе не как к цели, а как к средству развития экономики страны, отказ от узковедомственного подхода, расширение горизонта целей и задач за пределы финансового сектора. В Концепции рассматриваются три варианта развития событий: сценарий прорыва, инерционный сценарий, кризисный сценарий. Долгосрочный горизонт планирования. Сочетание мер законодательного воздействия и организационно-административных мероприятий прямой поддержки финансовой системы.

По мнению разработчиков, одной из ключевых задач текущего момента является аккумулирование и привлечение на финансовый рынок, в том числе в банковский сектор, долгосрочного финансового ресурса. Это в свою очередь позволит качественно улучшить все основные финансово-экономические характеристики. Источниками (драйверами) роста в сценарии прорыва, описанном в Концепции, являются:

— средства государственных фондов (в качестве «катализатора», преобладают в первые три года);

— долгосрочные ресурсы (секьюритизация, рынок ценных бумаг, ипотечные ценные бумаги, жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках). При этом рынок ипотечного кредитования оказывается лакмусовой бумажкой успеха, поскольку предъявляет максимальные требования к срочности ресурсов;

— капитализация нефинансовых активов (модернизация залогового законодательства, защита прав собственности, оформление прав на природные, производственные, интеллектуальные ресурсы и вовлечение их в финансовый оборот);

— кратное повышение доступности финансовых услуг (расширение клиентской базы, создание систем кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, МФО, операторов связи и т. д.), повышение финансовой грамотности населения;

— внедрение финансовых инноваций (структурное финансирование, обеспеченные активами ценные бумаги, проектное и синдицированное кредитование, дистанционное оказание банковских услуг);

— снятие избыточных административных барьеров (ограничения регулирования) и дифференциация регулирования в банковском секторе (установление иерархии регулирования: банки развития, государственные банки, федеральные многофилиальные частные банки, региональные малые и средние банки, кредитные кооперативы и МФО, нефинансовые организации -банковские агенты);

— повышение роли национальной валюты;

— тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора;

— отказ от практики «аутсорсинга финансовой системы» (под «аутсорсингом» понимается масштабный вывоз капитала с последующим трансграничным оказанием финансовых услуг различным группам российских клиентов).

Мы не раз убеждались в том, что субъективный фактор, моральный настрой имеют на финансовом рынке огромное значение, будь то потребительское кредитование или рынок акций. Финансовые услуги должны быть понятны и доступны простым людям. Поэтому крайне важно сфокусировать внимание на вопросах финансовой грамотности и доступности услуг.

Важнейшая социально-политическая задача, которую решает сегодня банковская система России, – повышение доступности финансовых услуг для граждан страны. Банковская активность, связанная с «движением в регионы», внедрением карточных продуктов, расширением дистанционного банкинга, позволяет выправить положение и повысить доступность банковских услуг. Поэтому одним из элементов предлагаемого подхода является Стратегия повышения доступности финансовых услуг. Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.

Отмеченные особенности финансовой системы российского государства определяли ее эволюцию на протяжении истории, и нет оснований предполагать, что в будущем она претерпит какие-либо качественные изменения. На нынешнем этапе рыночных реформ речь идет, на мой взгляд, не о трансформации, а о модернизации финансовой системы России при сохранении исторически обусловленных особенностей.

Модернизация включает в себя более четкое разграничение функций каждого уровня управления и, соответственно, разнесение средств иерархического бюджета страны для выполнения этих функций. Одновременно происходит правовое обособление федерального, регионального и муниципального уровней как самостоятельных юридических субъектов, что позволяет в большей мере использовать договорное начало при установлении межбюджетных (внутрибюджетных) отношений. Разрабатываются обновленные социальные стандарты и нормативы бюджетной обеспеченности, позволяющие, с одной стороны, принять во внимание многообразие условий разных территорий, а, с другой стороны, учесть возросшие социальные запросы населения. Укрепляется законодательное начало в регулировании деятельности финансовой системы и увеличивается роль населения в процессе принятия и исполнения бюджета через его представителей в регулярно работающих Палатах Федерального Собрания.

Заключение

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в РФ Финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система РФ – это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Современная финансовая система РФ  формировалась с использованием зарубежного опыта. Так стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

КТЗ-1

Наиболее важный источник доходов федерального бюджета в рыночной экономике – это:

А. Подоходный налог;

Б. Налог на прибыль;

Г. Налог на добавленную стоимость;

Д. Доходы от внешней торговли.

Правильный ответ: А) Подоходный налог с физических лиц является одним из важнейших источников доходов федерального бюджета в рыночной экономике.

Подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно решает задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

КТЗ-2

Важнейшее направление расходов государственного бюджета – это:

А. Финансирование социальных программ;

Б. Обеспечение обороноспособности страны;

Г. Выплата государственного долга;

Д. Поддержание экономического равновесия.

Правильный ответ: А) Финансирование социальных программ.

Читать также:  Понятие финансов предприятия и принципы организации финансов на предприятии

Целями региональной бюджетной политики, а следовательно,  и приоритетами расходования средств бюджетов субъектов РФ являются сферы развития общественной инфраструктуры и финансового обеспечения улучшения качества бюджетных услуг.  Основные суммы бюджетных средств направляются в социальные отрасли: на здравоохранение, образование, социальную защиту населения.

Список используемой литературы

1. Финансы и кредит Учебник — М.: Инфра-М: Академцентр 2011г. В.П. Герасименко, Е. Н. Рудская.

2. Финансы и кредит Учебник / под ред. М.В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. —  2-е изд.пер. и доп.  М.: ИД  Юрайт, 2011г.

3. Финансы: Учебное пособие. — М.: РИОР: Инфра-М, 2010г. Купцов М. М.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Контроль за правильным
исчислением, полнотой и своевременностью
взносов в бюджет всех обязательных платежей
возложен на Федеральную налоговую службу и
её органы на местах — налоговые инспекции.

За поступление
таможенных пошлин ответственность несет
Федеральная таможенная служба, которая
обязана:

В целом таможенные
органы осуществляют контроль за соблюдением
налогового законодательства при пересечении
товарами границы РФ, правильностью исчисления
и уплаты таможенных пошлин.

В основу совершенствования
управления финансовыми отношениями положена
активизация финансовой политики. В частности,
это связано с изменениями системы налогообложения,
повышением ее влияния на развитие экономики,
внедрением долговременных финансовых
нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование
управления финансами вызвано также расширением
финансовой самостоятельности субъектов
Российской Федерации, возрастанием значения
территориальных и местных финансовых
органов в реализации финансовой политики.

Современная модель
российской экономики, по мнению Игониной
Л. Л. основана на концентрированной собственности,
олигополистической структуре производства
и расширенном государственном участии.
Она ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов,
объективно подвержена высоким конъюнктурным
колебаниям цен (центры образования которых
находятся за пределами Российской Федерации),
объемов и структуры спроса и предложения
на эти ресурсы на мировом рынке и функционально
зависит от динамики глобальной экономики
и финансов.4

Соответственно,
обслуживающая ее финансовая система
характеризуется такими показателями
как:

Одним из важных
показателей, который влияет на внешнеэкономическое
развитие страны является уровень монетизации
(УМЭ, в зарубежной литературе коэффициент
Маршалла), который равен отношению среднегодового
значения денежного показателя М2 к валовому
внутреннему продукту.

Таблица 1 — ВВП, агрегат М2 и
УМЭ экономики России (1997–2012 гг.)5

В таблице 1 представлен
ВВП, агрегат М2 и УМЭ экономики России
за период с 2011 по 2014 гг. Из таблицы видно,
что с каждым годом данный показатель
растет, что является положительной динамикой.

По мнению академика
РАЕН В. Д. Андрианова «Многочисленные
научные исследования показывают наличие
устойчивой связи между коэффициентом
монетизации и уровнем развития экономической
системы».6
Он объясняет низость уровня монетизации
в России по сравнению с зарубежными странами
тем, что в каждой зарубежной стране финансовый
рынок имеет свое длительное историческое
развитие.

После периода умеренного
роста в 2013 году в России началось замедление
темпов экономического развития, но макроэкономическая
ситуация в целом оставалась благоприятной.
В 2014 году произошло несколько событий,
оказавших значительное влияние на инвестиционный
климат в России и настроения работающих
в стране иностранных инвесторов. Наиболее
важными из них стали введение санкций
в отношении России и резкое снижение
цен на нефть, что привело к существенному
ухудшению макроэкономической ситуации
в России, повышению инфляции, нестабильному
курсу рубля, затруднениям с привлечением
финансирования и высоким процентным
ставкам, ограничениям во внешней торговле
и сложностям в работе на отраслевых рынках.

Осложнение международных
отношений и ухудшение макроэкономической
ситуации в России в явном виде отразились
на настроениях иностранных инвесторов:
в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций
в экономику России сократился на 70% — до
21 млрд долл. С ША, достигнув минимального
уровня с 2006 года. Во втором полугодии
2014 года Банк России впервые с 2005 года
зафиксировал чистый отток прямых иностранных
инвестиций. Эксперты, связанные с деятельностью
иностранных компаний, отмечают в 2014-2015
годах сокращение инвестиционных проектов,
инициируемых и реализуемых иностранными
инвесторами на территории России.7

Кризисные явления
четче обозначили основные, с точки зрения
инвесторов, проблемы инвестиционного
климата в России. К традиционным проблемам,
связанным с государственным управлением
и бюрократией, добавляется неблагоприятная
экономическая ситуация, снижающая привлекательность
национального рынка и затрудняющая работу
на нем, а также неуверенность в последовательности
проводимой на национальном уровне экономической
политики.

В таблице 3 представлены
действующие банки за последние 4 года.
Из таблицы видно, что за последние 4 года
количество банков сократилось на 9,3 %,
в то же время увеличилось число кредитных
организаций с иностранным участием на
108,0.

Таблица 3 — Число банков, 2010-2013
гг.8

В 2013 году размер
мирового теневого банковского сектора
составил $75 трлн. Об этом говорится в опубликованном
30 октября докладе базирующегося в Базеле
Совета по финансовой стабильности (FSB)
при «Большой двадцатке». По сравнению
с 2012 годом индустрия «теневого банкинга»
увеличилась на $5 трлн.9

Отметим, что российская
финансовая система остается неконкурентоспособной,
служит объектом для преимущественно
спекулятивных инвестиций и потоков «горячих
денег» глобальных инвесторов. Ее роль
в глобальных финансах незначительна.
Известно, что 1/3 мировых финансовых активов
приходится на финансы США, эта доля имеет
тенденцию к уменьшению, но пока финансы
США продолжают выступать как ядро и движущая
сила (как развития, так и стагнации) мировой
финансовой системы. На страны зоны евро
приходится 23,6 % мировых финансовых активов,
на Великобританию — 4,8 %, на Японию — 14,8
%, на Китай — 6,7 %. Доля России в мировых финансовых
активов составляет в среднем 0,6 %, что
ниже, чем ее доля в мировом ВВП (3,0 % в 2010
году). Кризис снизил уровень экономических
свобод в России. Индекс (методика наwww.vedomosti.ru)
страны потерял 0,5 пункта и составил 50.10
В итоге страна замыкает группу преимущественно
несвободных стран, избежав попадания
в группу «репрессивных».

Таким образом, что
в ближайшее время к основным источникам
для привлечения долгосрочных инвестиций
должны послужить финансовые средства
населения. При чем в настоящее время уже
имеются методы для возрастания  объема
сбережений населения, которые будут направлены
на инвестиционные программы экономики
страны. В связи с этим надо произвести
изменения структуры имеющихся финансовых
доходов населения.

Другое важнейшее
направление – стимулирование повышения
доли сбережений и финансовых активов
за счет относительного сокращения доли
потребительских расходов – как путем
повышения привлекательности, разнообразия
и доступности инструментов инвестирования,
так и вследствие ужесточения правил выдачи
кредитов физическим лицам, в первую очередь
потребительских кредитов.

Следующая задача
заключается в том, чтобы частично перераспределить
сбережения населения в пользу прироста
ценных бумаг (включая паи и акции инвестиционных
фондов). Целесообразно создание специальных
пенсионных счетов и стимулирование их
прироста.

В ближайшей перспективе
остаются значительными возможности для
более активного использования нетрадиционного
(с точки зрения экономической теории)
ресурса – средств самих предприятий
реального сектора. Более того, по факту
данные ресурсы являются основным (около
70% от общего объема) источником капитальных
инвестиций. Для этого необходимо стимулировать
следующие изменения структуры использования
этих средств:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Сайфиева, С. Н. Российская финансовая
и налоговая политика: современное состояние
и перспективы развития / С. Н. Сайфиева.
// ЭКО. — 2012. — N 2. — С.97.

2 Там же. С. 98.

3 Там же. С. 100-116

4 Игонина Л. Л. Модернизация финансовой
системы России: задачи, императивы, тенденции
//Финансы и кредит. 2012. №3. С. 2.

6 Андрианов В. Д. Монетизация экономики
//http://www.andrianov.viperson.ru/

7 Инвестиционный климат в России: мнение
иностранных инвесторов // http://www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf

10 Фетисов, В. Д. Потребности людей и современная
финансовая политика / В. Д. Фетисов, Т.
В. Фетисова // Финансы и кредит. — 2014. — N
34. — С. 11-18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *