УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ ЭТО КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Новые формы и правовой статус бюджетных учреждений вводятся Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ). К существующим двум типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один — казенное учреждение. В новом облике бюджетные учреждения, кроме казенных, смогут функционировать на основе рыночных принципов с расширенными полномочиями.



Вначале хотелось бы напомнить об основных направлениях реформы бюджетных учреждений. Итак, с 1 января 2011 года бюджетные учреждения будут подразделяться на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).


Казенное учреждение
 — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы
(пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества
(п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы)
, приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц
(пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ). 


Бюджетным учреждением
— признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 5 ст. 6 Закона  № 83-ФЗ).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться
особо ценным движимым имуществом
, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства
(если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества
. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника (пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).        


Автономным учреждением
— признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ).

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом
. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).  При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц
, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда (пп. «в» п. 2 ст. 23 Закона № 83-ФЗ).

Основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем такого учреждения могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование (пп. «б» п. 8 ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение   вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе (ст. 7 Закона № 83-ФЗ). Также сохраняются ограничения на распоряжение имуществом бюджетного учреждения в зависимости от типа учреждения.


Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества
утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Для приведения правоустанавливающих документов бюджетных учреждений в соответствие с новыми требованиями законодательства установлен переходный период в полтора года с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года  (п. 13 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).


Создание и/или изменение типа бюджетного учреждения
осуществляется решением исполнительного государственного органа соответствующего  уровня (п. 6; п. 10 ст. 6 Закона № 83-ФЗ):

— Правительством Российской Федерации — для федеральных учреждений;

— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для учреждений субъектов РФ;

— местной администрацией муниципального образования — для муниципальных учреждений


Изменение типа
 государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.
При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 10 ст. 6 Закона № 83 ФЗ).  По замыслу законодателя процедура перевода бюджетных учреждений в другие типы должна содержать в себе минимальный объем организационных мероприятий, связанных с изменением их статуса (повторного наделения имуществом, переоформления прав на земельные участки и т.д.).  Правительством России уже выпущено Распоряжение от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении методических рекомендации п о определению критериев изменения типа государственных учреждений
субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений», которое вступает в силу с 1 января 2011 года.


Обращаем также Ваше внимание
, что с 1 января 2011 года статья 321.1 Налогового кодекса РФ, регулировавшая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утрачивает силу (п. 5 ст. 16 Закона № 83-ФЗ). Требования к системе налогообложения бюджетных учреждений различных типов становятся разбросанными в законодательстве, и вызовут массу вопросов и трудностей в конкретных ситуациях. Мы рассмотрим основные, наиболее важные на взгляд автора нововведения.
Финансы, доходы и расходы, учет в казенном учреждении

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета
— документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Как мы уже указывали выше, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (ст. 161 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).


При недостаточности лимитов бюджетных
обязательств, доведенных казенного учреждения для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).

Лимиты бюджетных средств, доведенные до казенного учреждения, а также доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (пункты 1 и 2 ст. 16 Закона № 83-ФЗ).

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).

При предоставлении на территории России казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы указанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму НДС, которую впоследствии смогут принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), не учитываются в расходах в целях обложения налогом на прибыль организаций (п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ). Для казенных учреждений устанавливается обязанность проводить тендеры при любых закупках (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  в редакции Закона № 83-ФЗ).


Казенные учреждения не вправе переходить:

на единый сельскохозяйственный налог
(пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ);


— на упрощенную систему налогообложения
(пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

При этом они освобождаются от уплаты госпошлины (ст. 333.35 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). С учетом того, что казенные учреждения являются самым ограниченным типом бюджетных учреждений с точки зрения полномочий на распоряжение имуществом, доходами и финансами, то и тип бухгалтерского учета
устанавливается для них только один — бюджетный
(Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; ст. 165 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

Читать также:  Финансы и деньги это синонимы или

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.  

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н  «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»).

Государственная учетная политика реализуется через:

— план счетов бюджетного учета, порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

— перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета;

— иные вопросы организации бюджетного учета

Учет, налогообложение в бюджетном учреждении

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

Как и казенные учреждения бюджетные не вправе применять:

— упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ);

— единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

В общеустановленном порядке уплачивается НДС от платных услуг, в том числе от   аренды, а также госпошлина за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог.

Основным видом учета для бюджетных учреждений будет являться также как и для казенных учреждений – бюджетный (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ).

Учет в автономных бюджетных учреждениях с учетом переходного периода

Недавно Минфин РФ выступил с разъяснениями относительно организации учета в бюджетных автономных учреждениях, как имеющих данный правовой статус, так и тех, которые приобретут такой статус в 2010 и 2011 годах. Автономные учреждения, осуществляющие бухгалтерский учет согласно утвержденной учетной политике, разработанной на основе Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), не изменяют порядок ведения бухгалтерского учета до конца 2010 года. В целях методологического регулирования перехода с 1 января 2011 года автономных учреждений, которые руководствуются в настоящее время при ведении бухгалтерского учета положениями ПБУ, на единые принципы организации бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных), Минфином РФ готовятся переходные таблицы (Письмо Минфина РФ 16.11.2010  № 02-06-07/4476).

Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 1 января 2011 года будут вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). При этом для автономных бюджетных учреждений возможность применения упрощенной системы налогообложения сохраняется (ст. 346.11 НК РФ). Однако по-прежнему автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). В остальном система налогообложения и налогового учета автономных учреждений идентична системе бюджетных учреждений.

Конечная цель реформы бюджетных учреждений. Финансовый контроль учреждений 

Реформа государственных бюджетных учреждений только разворачивается, успех ее будет зависеть теперь уже в большей степени от подзаконных актов соответствующего государственного уровня это: решения Правительства России, высших исполнительных органов государственной власти субъектов России и администраций муниципальных образований. Цель реформы государственных бюджетных учреждений – финансировать количество и качество государственных  услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов. По мнению автора, государство создает новый правовой и финансовый механизм способный гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества, в условиях масштабной модернизации страны. Иными словами финансовые ресурсы страны направляются на эффективное удовлетворение государственными учреждениями законных потребностей, как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, а не на содержание государственными учреждениями самих себя. Все мы хорошо знаем и помним изживающий себя «затратный метод» бюджетного финансирования государственных учреждений, когда экономия в расходах государственного учреждения приводила к урезанию на следующий год его бюджетного финансирования.     

С точки зрения решаемых задач бюджетные учреждения дифференцированы  по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и соответственно меняются подходы к финансовому контролю их деятельности.

Казенные учреждения в основном будут решать задачи обороноспособности и безопасности страны, поэтому они будут функционировать в условиях наибольшего контроля со стороны государства. Проверка Казначейством РФ наличия денежных обязательств казенного учреждения, будет включать в себя предварительный контроль по всем расходам, а также текущий и последующий контроль (п.5.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции Закона № 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения предположительно будут решать задачи в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов. Поэтому государственный контроль в основном — последующий по результатам выполнения государственного задания. Предварительный контроль будет осуществляться только на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям (п.5.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в редакции Закона № 83-ФЗ).

Наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью будут обладать автономные бюджетные учреждения, которые должны решать задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт. Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ). Разумеется, остается последующий контроль по результатам деятельности автономного учреждения в целом.

Финансовый консультант


А. В. Климов

Материалы предоставлены редакцией журнала

«Нормативные акты для бухгалтера»

(в ред. Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.


2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.


3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.



3.1. Порядок
определения платы и (или) размер
платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(п. 3.1 введен Федеральным законом
от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона
от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом
.



5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

(в ред. Федерального закона
от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)




Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Читать также:  ВСЕ О КАЛИТА ФИНАНС

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ
, от 13.07.2020 N 192-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:


государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);


иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями
, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).


Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).

(п. 6 в ред. Федерального закона
от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

(п. 6.1 введен Федеральным законом
от 15.02.2016 N 23-ФЗ)



7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

(в ред. Федерального закона
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.


9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом
.


10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.




10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

(п. 10.1 введен Федеральным законом
от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 199-ФЗ
, от 01.04.2020 N 71-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



11. Положения, установленные настоящей статьей
, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления
(муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

(в ред. Федерального закона
от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

С принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменились основные финансовые механизмы функционирования бюджетных учреждений. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, однако руководителям учреждений уже сейчас следует провести большую подготовительную работу: начать подготовку к новым условиям хозяйствования, а так же определиться с выбором правовой формы бюджетного учреждения.

Закон № 83-ФЗ устанавливает, что все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: бюджетные, автономные, казенные.

При переходе в новый статус у бюджетных учреждений останутся неизменными:

  • единый план счетов государственных (муниципальных)
    учреждений — останется прежним, но будут внесены некоторые изменения в структуру счета;
  • система управления — не потребуется переназначение руководителей и иных должностных лиц учреждений;
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждениям, — продолжат действовать.

Основные характеристики новых типов государственных и муниципальных учреждений

Бюджетные учреждения

Бюджетное учреждение может быть создано в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Оно осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным (муниципальным)
заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального)
задания бюджетное учреждение имеет право выполнять платные работы, оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности. В тоже время бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, в случаях, когда это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Что касается имущества, то оно закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым и недвижимым имуществом.

Автономные учреждения

Автономные учреждения могут быть созданы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами. Остальные автономные учреждения, сфера деятельности которых не указана в Законе об автономных учреждениях, созданные до 01.01.2011 года, подлежат реорганизации или ликвидации в течение года со дня официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ (до 10.05.2011 года)
.

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное)
задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Бизнесмен
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Автономное учреждение, в отличие от бюджетного, не может выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадает под действие Федерального закона N 94-ФЗ.

Автономные учреждения с 2011 года смогут открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

Казенные учреждения

Казенное учреждение представляет собой бюджетное учреждение, лишенное права на получение доходов от приносящей доход деятельности.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Перечень казенных учреждений ограничен.

Частью 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары)
    специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

При решении вопроса о выборе типа учреждения необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных)
    услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных)
    функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов)
    или органов местного самоуправления. В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных)
    функций, тип такого учреждения должен быть казенным;
  • состав сфер деятельности казенных и автономных учреждений ограничен, в то время как состав сфер деятельности бюджетных учреждения не является закрытым;
  • доходы от предпринимательской деятельности автономными и бюджетными учреждениями будут зачисляться на их собственные счета и расходоваться на правах самостоятельного распоряжения. В свою очередь доходы, полученные казенными учреждениями, будут зачисляться в доход бюджета;
  • казенные учреждения не имеют права предоставлять и получать кредиты (займы)
    , приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются;
  • бюджетные учреждения не будут являться получателями средств бюджета, но на них будет распространяться 94-ФЗ (в отличие от автономного учреждения)
    и они обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения соответствующих договоров (контрактов)
    ;
  • все государственные и муниципальные учреждения обязаны опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
Читать также:  КАК ЗВАЛИ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЕРА МИНИСТРА ФИНАНСОВ ФРАНЦИИ С 1665 ГОДА

В заключение хочется заметить, что только со временем можно будет определить, явился ли выбранный тип учреждения оптимальным.

Порядок изменения типа учреждения
утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. Изменение типа не является реорганизацией учреждения, за учреждением сохраняются все имеющиеся у него лицензии и иные разрешительные документы.

Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством РФ. Если тип учреждения меняется на бюджетное или автономное, то решение принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Изменение типа государственного (муниципального)
учреждения не влечет сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ)
, при условии сохранения объема государственных услуг (работ)
, подлежащих оказанию (выполнению)
.

Казенное учреждение — это особый тип государственного или муниципального учреждения, которое выполняет определенные функции по заданию государства или муниципалитета. Главное отличие казенных учреждений от других государственных и муниципальных организаций заключается в их статусе и финансировании.

Казенные учреждения часто называют бюджетными организациями, так как их деятельность финансируется из государственного или муниципального бюджета. Однако, есть некоторые различия между казенными учреждениями и другими бюджетными организациями.

Казенные учреждения чаще всего имеют автономный статус и независимость в принятии решений. Они обладают определенной функциональной компетенцией и осуществляют свои задачи в соответствии с установленными правилами и законами. Казенные учреждения могут быть как государственными, так и муниципальными, в зависимости от своей юридической природы и сферы деятельности.

Тенденции в развитии казенных учреждений показывают, что все больше и больше государственных и муниципальных организаций становятся казенными. Это связано с необходимостью повышения эффективности и прозрачности государственного управления, а также с реализацией принципов рыночной экономики и конкуренции.

В итоге, казенное учреждение — это особый тип государственной или муниципальной организации, на которое возлагаются определенные задачи и функции по обеспечению потребностей государства и общества. Казенные учреждения имеют свой особый статус и финансирование, что делает их более независимыми и функциональными.

Что такое казенное учреждение простыми словами?

Казенное учреждение – это государственное, муниципальное или автономное учреждение, которое осуществляет свою деятельность на основе бюджетных ассигнований.

У казенного учреждения есть некоторые особенности и различия по сравнению с другими организациями. Оно выполняет определенное задание, которое указано в его учредительных документах. Также, казенные учреждения могут иметь свой статус – государственное, муниципальное или автономное.

В казенных учреждениях преобладают бюджетные тенденции, они получают финансирование из государственного или муниципального бюджета. Такие учреждения обычно занимаются оказанием различных услуг населению или решением задач, которые стоят перед государством или муниципалитетом.

Казенные учреждения и бюджетные организации имеют много общих черт, однако есть и некоторые различия. Казенное учреждение как правило пользуется большей независимостью в принятии решений, а также может иметь право на самостоятельный выбор своего руководителя.

Интересно, что в последние годы наблюдается тенденция, когда многие учреждения, ранее имевшие статус бюджетных, стремятся стать казенными. Ведь казенные учреждения имеют больше возможностей для развития, а также более гибкую систему управления.

Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание

Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание

Казенное учреждение – это один из типов государственных или муниципальных организаций, которое осуществляет функцийно обусловленные заданием, поручаемым государством или муниципалитетом.

Казенные учреждения получают свой статус и финансируются из бюджетных средств. Они имеют определенные особенности и различия по сравнению с другими автономными и функциональными организациями.

Одной из главных особенностей казенных учреждений является то, что они выполняют государственное или муниципальное задание, которое формулируется в соответствии с их целями и полномочиями.

Казенные учреждения получают финансирование из бюджетных средств на основе государственных или муниципальных программ и планов. Их деятельность направлена на выполнение определенного задания и достижение социально значимых целей.

Бюджетные учреждения, в свою очередь, получают финансирование из бюджета, но их функции и задания могут быть более широкими и непосредственно связаны с оказанием услуг населению.

Таким образом, казенное учреждение и бюджетное учреждение имеют общие черты, но также существуют и различия. Государственные и муниципальные казенные учреждения получают задания и финансирование от государства или муниципалитета в рамках своей определенной сферы деятельности, в то время как бюджетные учреждения могут иметь более широкий спектр функций и направлены на оказание различных услуг населению.

Общая тенденция в развитии казенных учреждений заключается в усилении их роли и значимости в обществе. Казенное учреждение может быть более ориентировано на выполнение заданий, имеет больший уровень контроля со стороны государства или муниципалитета, и потому лучше соответствует их интересам и потребностям.

В целом, казенное учреждение – это государственное или муниципальное организация, которое выполняет государственное или муниципальное задание и финансируется из бюджетных средств. Оно имеет свои особенности и различия, в зависимости от своих целей и полномочий.

Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными?

Казенное учреждение – это один из видов бюджетных учреждений, имеющий особый статус и функциональный подход в своей деятельности. В отличие от муниципального учреждения или государственного учреждения, казенное учреждение не ориентировано на прибыль, а осуществляет свою деятельность на основе государственного задания.

Казенное учреждение имеет ряд отличий от других бюджетных организаций. Во-первых, казенные учреждения имеют автономный статус, что позволяет им вести свою деятельность независимо от других организаций. Во-вторых, казенные учреждения могут иметь различные формы собственности – государственную или муниципальную. В-третьих, казенные учреждения обычно осуществляют специализированные функции, связанные с обеспечением определенных государственных потребностей.

Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными? Ответ на этот вопрос зависит от общих тенденций развития государства и потребностей граждан. Важно учесть, что к различным типам учреждений – муниципальным, государственным или автономным – может быть применен казенный статус. Однако, выбор статуса и формы собственности должен осуществляться исходя из специфики работы учреждения и его соответствия требованиям заданного государственного задания.

Общие тенденции и различия бюджетных и автономных организаций

Казенное учреждение — это государственное или муниципальное учреждение, которое имеет статус казенного. Его функциональные обязанности определяются законодательством и заданием, предоставленным государством или муниципалитетом. На самом деле, главное различие между казенными учреждениями и бюджетными заключается в их статусе.

Бюджетные учреждения подчиняются государственному или муниципальному бюджету и выполняют свои функции в рамках финансовых ограничений. Они имеют определенный бюджет и должны следовать установленным правилам и процедурам. Бюджет может быть выделен на определенный период и учреждение должно управлять своими ресурсами и средствами, чтобы достичь поставленных целей.

С другой стороны, автономные организации имеют большую свободу в управлении своими финансами и ресурсами. Они имеют возможность более гибкого планирования и принятия решений, что позволяет им быстрее и эффективнее реагировать на изменяющиеся обстоятельства и требования. Они могут иметь свои собственные источники финансирования, например, через коммерческую деятельность или пожертвования. Таким образом, автономные учреждения могут быть более самостоятельными и гибкими в своей работе, и обычно более успешно находят ресурсы и строят бизнес-модели по сравнению с бюджетными учреждениями.

В общих тенденциях можно сказать, что казенные учреждения имеют определенные обязательства и функции перед государством или муниципалитетом, независимо от их статуса. Они предоставляют нужные услуги и служат интересам общества. Однако автономные организации, как правило, обладают большей свободой и гибкостью в своей деятельности, лучше адаптируясь к изменяющимся рыночным условиям и требованиям.

Функциональный статус казенного учреждения

Казенные учреждения являются основным элементом государственной и муниципальной системы организаций. Они выполняют свои функции на различных уровнях: государственные и муниципальные.

Государственное казенное учреждение осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов и нормативных актов, которые определяют его функции и компетенцию. В свою очередь, муниципальное казенное учреждение функционирует на уровне муниципалитетов, выполняя задачи, предусмотренные местными нормативными актами.

Функциональный статус казенного учреждения определяется его основными целями и задачами. В основном, такие учреждения выполняют государственные или муниципальные функции, регулируемые законодательством. Они могут заниматься предоставлением социальных услуг, управлением государственным имуществом, обеспечением безопасности и т.д.

Одно из главных отличий казенного учреждения от других организаций — это его бюджетный статус. Казенные учреждения финансируются государственным или муниципальным бюджетом и работают на благо общества. Их основным принципом является нацеленность на общее благо, а не получение прибыли.

В последние годы можно наблюдать тенденцию к превращению казенных учреждений в автономные и государственные унитарные предприятия. Это связано с желанием улучшить управление и повысить эффективность таких учреждений. Однако, важно понимать, что наличие бюджетного финансирования и выполнение государственных или муниципальных функций остаются ключевыми характеристиками казенного учреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *