УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ЭТО

В
составе администраций субъектов
Российской Федерации создаются
специализированные финансовые органы:
министерства финансов (в республиках,
а также некоторых краях и областях),
департаменты финансов, комитеты по
финансам и бюджету, финансовые управления
и т.п. Их функции сходны с функциями
Министерства финансов Российской
Федерации, но в пределах компетенции
исполнительных органов субъектов
Российской Федерации.

К основным функциям относятся:
разработка региональной финансовой
политики, непосредственная разработка
проектов региональных бюджетов,
организация их исполнения, разработка
программ государственной финансовой
поддержки отдельных отраслей и организаций
региона, осуществление государственных
заимствований субъектов Российской
Федерации.

Региональные
финансовые органы также могут иметь
свои подразделения на местах — как
правило, финансово-казначейские
управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов Российской
Федерации в отличие от финорганов,
функционирующих в условиях
административно-командной системы
управления, непосредственно не подчиняются
Министерству финансов России; тем не
менее они представляют отчет об исполнении
своих бюджетов в Минфин России, в
координации с последним проводится
кадровая работа и работа по информатизации
управления финансами.

Представительные
органы местного самоуправления принимают
решения об утверждении местного бюджета
и отчета о его исполнении, принимают
решения по другим финансовым вопросам,
относящимся к ведению муниципальных
образований.

Исполнительные
органы местного самоуправления
ответственны за разработку муниципальной
финансовой политики, в том числе долговой,
составление и исполнение местного
бюджета. Как правило, в их составе
действуют местные финансовые или
финансово-казначейские органы

Территориальные
бюджеты можно охарактеризовать как
совокупность экономических отношений,
способствующих территориальному
перераспределению национального дохода
страны, обеспечивающих создание
финансовой базы территориальных органов
власти.

Территориальные
бюджеты, являясь частью консолидированного
бюджета страны, связаны с движением к
распределением той части создаваемого
в материальном производстве национального
дохода, которая выражена в денежной
форме, направляется по каналам этих
бюджетов в основном на удовлетворение
многообразных социально-культурных и
коммунально-бытовых потребностей
человека.
Территориальные
бюджеты являются главным каналом
доведения до населения конечных
результатов производства, направляемых
на общественное потребление. Через эти
бюджеты общественные фонды потребления
распределяются в территориальном и
социальном разрезе, т.е. между отдельными
административно-территориальными
единицами и социальными группами
населения. Кроме того, из этих бюджетов
финансируется и развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь
коммунального хозяйства, объем продукции
и услуги которых также являются важными
показателями уровня народного
благосостояния.
Эти
бюджеты активно используются в
распределении национального дохода в
целях пропорционального развития
административно-территориальных единиц.
Назначение территориальных бюджетов
не ограничивается лишь решением вопросов
на региональном уровне. Большую роль
они играют в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач. В
первую очередь следует отметить значение
местных бюджетов в распределении
общественных фондов потребления,
финансировании содержания и развития
социальной инфраструктуры нашего
общества.

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление общественными финансами (функции и задачи).

Функции и задачи федеральных органов власти в управлении общественными финансами

Управление финансами — это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Управление финансами находится в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым механизмом.

Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются Государственная Дума, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

Министерство Финансов. Непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ, учреждениями, входящими в его систему.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру:

Центральный аппарат Министерства финансов РФ;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральное казначейство.

Основные функции Министерства финансов РФ заключаются в том, чтобы разрабатывать законы в вопросах бюджетных систем и процессов, составлять проекты законов бюджета, его строгого выполнения и составления отчетности, управлять государственным долгом и ценными бумагами, разрабатывать нормативные акты в сфере бухгалтерской отчетности, а также учета.

Приоритетные задачи Министерства Финансов: разработка государственной финансовой политики, которая включает в себя страховую, бюджетную и прочие сферы, в совокупности с выработкой единой кредитной и денежной политики.

Обеспечение выполнения каждой функции министерства финансов и его полномочий, задач, влечет за собой разбиение данного органа власти на департаменты и отделы.

Функции и задачи территориальных финансовых органов Министерства финансов РФ.

Территориальные финансовые органы входят в систему Министерства финансов РФ. Этим обеспечивается единство бюджетной базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единство порядка формирования доходов, финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств всех звеньев бюджетной системы.

Функции территориальных финансовых органов. Территориальные финансовые органы обеспечивают разработку и реализацию единой финансовой политики территориальной администрации, составление и исполнение территориального бюджета, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территории.

Территориальные финансовые органы определяют источники формирования территориальных целевых бюджетных фондов, а также осуществляют методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью бюджетных организаций и учреждений.

Территориальный финансовый орган имеет следующие подразделения: бюджетное управление (отдел), управление (отдел) доходов, выполняющие возложенные на них функции.

Задачи и функции территориальных органов Федеральной налоговой службы

Территориальными органами Федеральной налоговой службы являются налоговые инспекции по соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району).

Главными задачами налоговых инспекций являются:

• контроль за соблюдением налогового законодательства;

• контроль за правильностью начисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством.

Налоговые инспекции выполняют следующие функции:

— обеспечивают учет налогоплательщиков;

— контролируют своевременность представления налогоплательщиками необходимых финансовых документов и определяют их достоверность;

— обеспечивают правильность применения финансовых санкций;

— осуществляют осмотр, фиксацию содержания и изъятие необходимых документов;

— получают от предприятий, банков необходимые финансовые доказательства;

— приостанавливают операции организаций по расчетным и другим счетам и осуществляют другие функции.

Управление
финансами — это система форм, методов и
приемов, с помощью которых осуществляется
управления денежным оборотом и финансовыми
ресурсами.

Территориальные
финансовые органы с одной стороны
являются функциональными подразделениями
территориальных администраций, и
одновременно с этим входят в систему
Министерства финансов РФ, этим
обеспечивается единство бюджетной
базы, денежной системы, форм бюджетной
документации, принципов бюджетного
процесса, единство порядка формирования
доходов, финансирования расходов
бюджетов всех уровней, ведения
бухгалтерского учета средств всех
звеньев бюджетной системы.

Территориальные
финансовые органы обеспечивают:

Территориальные
финансы определяют источники формирования
территориальных внебюджетных фондов
администрации, а также осуществляют
методическое руководство бухгалтерским
учетом и отчетностью бюджетных
организаций, оказывает методическую
помощь организациям, финансируемым из
бюджета, по приведению их систем
бухгалтерского учета и отчетности в
соответствии с требованиями
законодательства.

Тема 23. Финансовый контроль и анализ территориальных финансов

Территориальный
финансовый контроль — это проверка
уполномоченными территориальными
органами власти соблюдения участниками
финансовых, денежных, кредитных требований
законодательства, норм, правил,
установленных властью.

К
задачам финансового контроля относятся:

Объектами
финансового контроля в территориальной
финансовой системе являются поступления
всех видов доходов бюджета и взносов
во внебюджетные фонды, кредитные и
заемные средства, а также использования
этих средств.

В
ходе бюджетного года и по его окончании
территориальные финансовые органы
постоянно проводят аналитическую работу
по результатам составления и исполнения
бюджета.

Бюджетный
анализ включает в себя:

Целью
бюджетного анализа является:

Финансовые
и контролирующие органы проводят:

Для
территории также важным является
получение на основе анализа объективной
информации о состоянии финансовой базы
территории и определение уровня
устойчивости территориального бюджета.

После
того, как Вы изучили все темы, провели
самопроверку по каждой теме и ответили
на контрольные вопросы и тесты компьютерной
обучающей программы, студентам
специальности «Финансы и кредит»
специализации «Государственные и
муниципальные финансы» необходимо в
присутствии преподавателя написать
аудиторную письменную работу, методические
указания по выполнению которой даны в
брошюре, имеющейся в Вашем кейсе. Если
она написана правильно, Вы допускаетесь
к собеседованию по этой работе. Если в
работе имеются грубые ошибки, то она не
допускается к собеседованию и
переписывается по другому варианту.
После получения зачета по собеседованию
Вы можете сдавать экзаменационный
зачет.

При
любых затруднениях в процессе
самостоятельного изучения курса Вы
можете обратиться по телефону или
письмом к преподавателю-консультанту
(тьютору) за разъяснениями.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ИНН

В
заключение обзорной установочной лекции
следует отметить, что в ней не ставилась
задача сколько-нибудь детального
изучения курса. Настоящая лекция является
лишь путеводителем на пути освоения
основных проблем дисциплины «Территориальные
финансы». Разрешите пожелать Вам успехов
на этом нелегком пути познания!

Соседние файлы в папке Территориальные финансы

67. Территориальные финансы: понятие,
состав, функции, значение в экономике.

В условиях демократии одной из важнейших
составных частей финансовой системы
государства являются территориальные
финансы, которые охватывают территориальные
бюджеты (в Российской Федерации – это
собственно республиканские в составе
РФ, краевые, областные и окружные бюджеты,
бюджеты районов, городов, поселков,
сельских поселений) и финансы субъектов
хозяйствования, используемые для
удовлетворения территориальных
потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают
финансирование широкого круга мероприятий,
связанных с социально – культурным и
коммунально-бытовым обслуживанием
населения, так как через территориальные
финансы государство активно проводит
социальную политику. На основе
предоставления территориальным органам
власти средств для их бюджетов
осуществляется финансирование
муниципального народного образования,
здравоохранения, строительства и
содержания дорог.

Территориальные финансы – совокупность
денежных средств, находящихся в
распоряжении региональных органов
власти и органов местного самоуправления,
предназначенных для экономического и
социального развития территорий. Т Ф–
это система экономических отношений,
посредством которой распределяется и
перераспределяется национальный доход;
фонд денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие
территорий.

Сущность и роль территориальной
финансовой системы в жизни общества
проявляется через функции: мобилизационную,
распределительную и контрольную.

Мобилизационная функция обеспечивает
поступление средств для нужд региона.
В результате в руках региональных
органов власти сосредотачиваются
большие ресурсы, расходование которых
может существенно повлиять на развитие
общества.

Распределительная функция связана
с перемещением доходов от производителей
в иные сферы хозяйства.

Контрольная функция проявляется
лишь в процессах использования
хозяйствующими субъектами государственных
средств.

Основная особенность территориальных
финансов заключается в том, что здесь
действуют как бы три самостоятельные
финансовые подсистемы — государственная
(финансовые ресурсы федеральных
органов и самого субъекта Федерации);
муниципальных образований; а
также отдельных юридических и
физических лиц, прежде всего (по
значимости) хозяйствующих субъектов.
Первые две подсистемы традиционно
относятся к категории централизованных
финансов (бюджетная система и
централизованные внебюджетные фонды);
третья подсистема — к категории
децентрализованных финансов.

Принципы организации территориальных
финансов: •самостоятельность;
•сбалансированность; •государственная
финансовая поддержка (целевая и не
целевая финансовая помощь из федерального
бюджета); •прозрачность; •гласность.

Основная составная
часть территориальных
финансов – территориальные
бюджеты. В настоящее
время полномочия и задачи территориальных
органов власти расширяются, следовательно,
растет и их финансовая база. Т. е. сумма
средств, аккумулируемых в территориальных
бюджетах, возрастает, что повышает их
роль в бюджетной системе страны.
К
средствам субъектов
хозяйствования относятся:
— средства
предприятий и учреждений, находящихся
в собственности территориальных органов
власти, т. к. результаты их финансовой
деятельности становятся собственностью
этих органов;
— финансовые ресурсы
коммерческих организаций, используемые
ими для финансирования социально-культурных
и жилищно-коммунальных объектов, т. к.
эти средства направляются на удовлетворение
потребностей населения и в этом случае
играют роль государственных финансов.
Другие
компоненты территориальных
финансов составляют
незначительную долю в общей сумме
средств:
— территориальные внебюджетные
фонды, которые, как правило, имеют целевое
назначение и формируются за счет
добровольных взносов организаций и
населения или законодательно установленных
сборов;

— территориальные кредиты
и займы, т. е. средства, полученные или
предоставляемые субъектами РФ и
муниципальными образованиями юридическим
и физическим лицам;
— финансовые
ресурсы, создаваемые населением в рамках
домашнего хозяйства.
Из всех перечисленных
источников средств к централизованным
финансам можно отнести только бюджетные
средства.

Велика роль территориальных
бюджетов в реализации общегосударственных
экономических и социальных задач, в
первую очередь в распределении
государственных средств на содержание
и развитие социальной инфраструктуры.

Направления использования средств
территориальных бюджетов: финансовая
поддержка отраслей народного хоз-ва,
наука, управление, социально-культурные
мероприятия (образование и подготовка
кадров,культура и искусство, здравоохранение,
физкультура и спорт, СМИ,соц.обеспечение)

Соседние файлы в предмете Государственный экзамен

Тема 6. Система территориальных финансов. Управление территориальными финансами.

Сущность и состав региональных финансов, финансовый потенциал региона. Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности региональных и местных органов власти. Региональный бюджет и его особенность. Органы управления региональными финансами: структура, особенности функционирования. Финансовая самостоятельность субъектов РФ.

Содержание и основные функции регионального управления

В соответствии с рассмотренной выше комплексной структурой РЭС как объекта управления и в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между уровнями управления, в структуре регионального управления должны присутствовать подсистемы управления производственно-экономическим комплексом региона, социальным комплексов, бюджетно-финансовой сферой.

Управление производственно-экономическим комплексом

Основной целью управления является обеспечение эффективного функционирования и развития ПЭК региона как единого целого и неотъемлемой части народно-хозяйственного комплекса страны.

Органы регионального управления:

– обеспечивают развитие производственной инфраструктуры региона для создания благоприятных условий размещения производительных сил, их функционирования и развития внутрирегионального и межрегионального обмена результатами производственной деятельности;

– создают благоприятные условия для эффективного использования природных ресурсов региона;

– регулируют, стимулируют развитие приоритетных для региона видов экономической деятельности (отраслей народного хозяйства);

– осуществляют непосредственное управление в соответствии с законодательством предприятиями и организациями, находящимися в собственности субъекта РФ;

– в пределах своей компетенции осуществляют ценовое и тарифное регулирование в экономике региона;

– обеспечивают выполнение федеральных и региональных экономических программ на территории региона и др.

Управление социальной сферой региона

Основной целью управления является обеспечение нормальных, благоприятных условий жизнедеятельности населения региона.

– обеспечивают функционирование и развитие социальной инфраструктуры региона как материальной основы функционирования организаций социальных отраслей;

– регулируют социально-демографические процессы в регионе;

– обеспечивают условия для максимального использования трудовых ресурсов, всего комплекса неприродных ресурсов;

– обеспечивают поддержание в регионе благоприятной экологической обстановки;

– осуществляют непосредственное руководство организациями социальной сферы, находящимися в собственности субъекта РФ;

– обеспечивают выполнение федеральных и региональных социальных программ на территории региона и др.

Управление бюджетно-финансовой сферой.

Целью управления бюджетно-финансовой сферой региона является обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в регионе для эффективного функционирования и развития всех сфер экономической деятельности в регионе.

– формируют, утверждают, исполняют бюджет региона, региональных внебюджетных фондов;

– регулируют деятельность кредитно-финансовых институтов в регионе (территориальные отделения ЦБ РФ);

– обеспечивают функционирование налоговой сферы    региона

(территориальные отделения ФНС России);

– содействуют рыночными методами эффективному использованию финансовых ресурсов всех хозяйствующих субъектов региона.

3.3. Территориальные финансы

Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий (совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий).

Территориальные финансы включают региональные бюджеты (республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные), территориальные внебюджетные фонды; местные бюджеты (районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Это — финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, социальной политики, строительства и содержания дорог и др.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов (рис. 3).


УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ЭТО

Рис. 3. Структура доходов территориальных бюджетов

Собственные доходы закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации предоставляются из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците. Субвенции предназначены для финансирования строго целевого мероприятия (реализации инвестиционного проекта). Фактически дотации и субвенции используются преимущественно в целях субсидирования хронически дефицитных региональных бюджетов.

Кредитные ресурсы — это средства, предоставляемые на основе платности и возвратности (на возвратной и возмездной основе).

Доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые (региональные налоги и сборы; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов) и неналоговые (доходы от имущества субъектов РФ, от платных услуг бюджетных учреждений, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ).

Исключительно за счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются: функционирование органов власти субъектов РФ, предприятий и организаций в собственности субъектов РФ; обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ; реализация региональных целевых программ; формирование госсобственности субъектов РФ; внешнеэкономические связи субъектов РФ; финансовая помощь местным бюджетам и пр.

Читать также:  АКС ФИНАНС КУРСК АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ

Доходы местных бюджетов включают:

1) налоговые доходы (местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; госпошлина);

2) доходы от использования и продажи муниципального имущества, от услуг муниципальных бюджетных учреждений, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий).

Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:

— содержание органов местной власти, учреждений образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и др;

— дорожное строительство и содержание дорог местного значения, транспортное обслуживание, реализация целевых муниципальных программ;

— обслуживание и погашение муниципального долга и пр.

Формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

Социальный стандарт — это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

Социальные нормы — это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

Совместно бюджетами всех уровней финансируется правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность, мероприятия ГО и ЧС; охрана окружающей среды, социальная защита населения, государственная поддержка отраслей материального производства (промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства); финансирование НИОКР, развитие рыночной инфраструктуры и пр.

Финансовые средства субъектов хозяйствования в составе местных финансов включают:

1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

2) финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые ими на финансирование социальной инфраструктуры (дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, базы отдыха, медучреждения предприятий).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

90. Организационная структура Центрального банка России: центральный аппарат, территориальные Главные управления, РКЦ
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему

Финансы

Финансы 

Государственные финансы
Честность сбора налогов можно обеспечить только прозрачностью трансакций людей. Чтобы каждый мог видеть доходы и расходы каждого, необходимо отказаться от наличных денег. Также важно развернуть мотивацию в такую сторону, чтобы людям

Государственные финансы

Государственные финансы
Честность сбора налогов можно обеспечить только прозрачностью трансакций людей. Чтобы каждый мог видеть доходы и расходы каждого, необходимо отказаться от наличных денег. Также важно развернуть мотивацию в такую сторону, чтобы людям хотелось

Пиринговые финансы

Пиринговые финансы
Эмитентом денег в смысле прав требования может стать каждый член общества, имеющий достаточный кредит доверия. Деньги в смысле прав требования уже сейчас эмитируют все, кому не лень: купоны на скидки, ваучеры, бонусные карты, расписки, договора на

Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ
Статус территориальных учреждений ЦБ РФ определяется Положением «О территориальных учреждениях Банка России». Территориальное учреждение– обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на

Финансы по-исламски

Финансы по-исламски
Абдель Рахман Абу Зейд ибн Мухаммед ибн Хальдун был выдающимся арабским мыслителем и экономистом конца ХIV – начала ХV века. Считается, что расцвет исламской философии и научной мысли приходится на куда более ранний период, до того, как в ХI—ХII веках,

Поведенческие финансы

Поведенческие финансы
Всеобъемлющая идея этой книги заключается в том, что современные рациональные инвесторы вынуждены принимать логические решения и делать логически обоснованный выбор. Есть лишь одна проблема. Люди нерациональны. В последние несколько десятилетий

8. Государственные финансы
Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования. Специфическая часть государственных финансов – это

Финансы и инфляция

V. Финансы и инфляция
После кризиса 1998 года и в условиях роста экспортных цен Россия демонстрирует быстрый рост экономики при положительных бюджетных и внешнеторговых балансах. Это ставит РФ и ее регионы в выгодное положение в региональной конкуренции, принося ей

Финансы
Я провожу четкую грань между финансовым отделом и бухгалтерией. Первый должен смотреть в будущее и думать о грядущих финансовых потребностях компании. Какой приток денежных средств и какие ресурсы нужны, чтобы финансировать реализацию наших планов?Главная

Глава 16 Финансы

Глава 16
Финансы

Цифры лишь отражают последствия принимаемых вами решений.

Как упростить работу с цифрами и финансовыми формами
Большинство предпринимателей делятся на две категории: на тех, кто очарован цифрами, и на тех, кто их боится. Если вы принадлежите к первой

Глава 11 Финансы

Глава 11
Финансы

Данная глава посвящена финансовым и бухгалтерским методам, обеспечивающим эффективное управление и максимизацию денежных поступлений от хозяйственной деятельности. Она разделена на две основные части, дающие представление о составных элементах

Финансы
Несмотря на то что мы работаем для того, чтобы жить (хотя некоторые из нас могут похвастаться тем, что они живут для того, чтобы работать), мы не всегда хорошо управляем своими финансами. А следовало бы. Когда вы контролируете свои расходы и принимаете ответственные

Управление финансами — это целенаправленное воздействие финансовой системы (финансовых органов) на финансовые отношения с целью разработки и реализации конкретной финансовой политики.

Управление финансами решает следующие задачи:

1. Формирование ресурсной базы, необходимой для социально-экономического развития общества и функционирования государства.

2. Эффективное и целесообразное использование финансовых ресурсов.

3. Контроль за рациональным и целевым использованием финансовых ресурсов.

Построение системы управления региональными финансами соответствует общим теоретическим подходам к построению любой системы управления и в обязательном порядке включает такие элементы, как объект и субъект управления, инструмент и методы воздействия, цель процесса управления.

Объектом управления являются региональные финансы, сущность и экономические характеристики которых мы рассмотрели в предыдущем подразделе. Следует сказать, что объектом управления выступают именно финансовые отношения, которые в рамках бюджетного федерализма включают:

– взаимоотношения региона и федерального центра;

– взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.);

– обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).

Субъектом управления региональными финансами выступают органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями.

Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции – о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством РФ; о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении; о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении; о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др. Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.

В составе администраций субъектов федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах заданной компетенции.

К основным функциям финансовых органов региона относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов РФ. Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах – как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов федерации непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов. Кроме того, в координации с МинФином проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

Субъект управления региональными финансами воздействует на объект с помощью соответствующего инструмента воздействия. Таковым выступает финансовая политика региона. Сущность финансовой политики региона требует детального изучения и будет рассмотрена далее.

Тем не менее, следует отметить, что финансовая политика региона, как и любая другая финансовая политика (например, на федеральном уровне), предполагает определение финансовой стратегии и ее реализацию через финансовую тактику. Финансовая стратегия региона определяет общее направление и способ использования региональных финансов для достижения целей финансовой стабильности и развития региона. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ регионального развития. Финансовая тактика включает конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в определенной экономической ситуации.

Читать также:  ФИНАНСЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОКЛАД

Финансовая политика региона предполагает использование определенных методов воздействия, которые включают финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Финансовое планирование, прогнозирование, анализ и регулирование в регионе

Финансовое планирование и прогнозирование региона являются неотъемлемой частью общей системы финансового планирования и прогнозирования страны. Принято различать долгосрочное, среднесрочное и ежегодное финансовое планирование (составление и утверждение ежегодного бюджета).

Долгосрочное финансовое планирование основано на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок 5-10 лет, а среднесрочное – на срок 3-5 лет. Процесс финансового планирования и прогнозирования – это неразрывный процесс, представляющий собой единое целое. Финансовое планирование региона базируется на долгосрочной программе развития страны; прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона; прогнозировании налоговой политики на всех уровнях; прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов; на долгосрочных программах экономического развития региона; прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона; прогнозировании долгосрочных заимствований; на прогнозировании инвестиций в регион.

Финансовый анализ как метод управления региональными финансами ориентирован на анализ финансового состояния региона. Наиболее распространенными и востребованными методами проведения такого анализа являются:

– коэффициентный метод, направленный на расчет финансовой устойчивости территории через систему финансовых коэффициентов;

– метод SWOT-анализа, оценивающий сильные и слабые стороны развития региона.

Оба эти метода предполагают использование набора критериев оценки или индикаторов, которые отражают следующие параметры:

– степень дефицитности (профицитности) регионального бюджета;

– долю федеральных трансфертов и налоговых поступлений в региональном бюджете;

– внешний долг региона иностранным государствам, Федерации, другим регионам (абсолютный и в процентах к ВРП);

– внутренний долг региона (в процентах к ВРП);

– уровень инфляции в сравнении со средним по стране;

– наличие стабилизационных фондов, финансовых резервов, задолженности со стороны других государств, Федерации, других регионов;

– банковский капитал региональных банков в доле от общего банковского капитала страны;

– долю расходов на обслуживание внешних и внутренних долгов региона в процентах к региональному бюджету;

– долю трансфертов в муниципальные бюджеты в региональном бюджете;

– соотношение экспорта из региона в другие страны и импорта в регион из других стран;

– соотношение ввоза и вывоза товаров в другие регионы страны;

– утечку капиталов из региона за рубеж и в другие регионы;

– долю региональных инвестиций в ВРП;

– долю денежных расчетов в общем объеме оборота товаров и услуг;

– уровень гарантированности банковских вкладов в регионе;

– степень невыполнения финансовых обязательств в регионе;

– средние значения показателей финансовой устойчивости производственных предприятий, организаций региона в сравнении с нормативными значениями.

Финансовое регулирование представляет собой воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Основными объектами финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

– налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

– амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

– различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

– с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Целью процесса управления региональными финансами выступает обеспечение финансовой устойчивости и независимости региона.

В экономической литературе финансовую устойчивость региона(субъекта РФ) принято определять как сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе.

Следовательно, сущность финансовой устойчивости региона сводится к способности эффективно формировать, распределять и использовать финансовые ресурсы региона. При этом формы проявления финансовой устойчивости региона могут быть различными – платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность, способность развиваться в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

Финансовая независимость (самостоятельность) региона обеспечивается наличием собственных финансовых ресурсов, аккумулируемых региональным правительством, которые можно использовать для обеспечения стабильного функционирования и развития региональной экономики. Именно максимально возможный объем указанных собственных финансовых ресурсов формирует финансовый потенциал региона.

В рамках достижения конечной цели процесса управления региональными финансами решается и ряд частных задач, имеющих для регионального развития первостепенное значение, а именно:

– на повышение инвестиционной привлекательности региона, снижение финансовых рисков и повышение финансового потенциала субъекта РФ;

– развитие финансовых рынков региона, в т.ч. кредитного рынка, рынка ценных бумаг и страхового рынка;

– реализация сбалансированных консолидированного регионального и муниципальных бюджетов;

– финансовое обеспечение выполнения программ развития субъекта РФ и программ развития его муниципальных образований;

– выполнение финансовых обязательств региона.

В целом под финансовой политикой понимают совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

В соответствии с таким подходом финансовая политика региона предполагает использование определенных методов воздействия, которые включают финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Финансовую политику региона можно классифицировать по различным признакам. По функциональному признаку она может быть доходной и расходной; по направленности мер – стимулирующей и сдерживающей; по объектам регулирования – экономической и социальной; по сегментам финансового рынка – кредитной и фондовой; по отношению к звеньям публичных региональных финансов – бюджетная, внебюджетная, заимствований, накопления резервов.

Выделяются такие направления финансовой политики, как бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, финансовая промышленная, финансирования сельского хозяйства, поддержки и финансирования малого бизнеса, в сфере заимствований, на финансовых рынках. Даже если в региональных документах финансовая политика не озвучивается, она все равно реализуется через бюджетно-налоговую политику и политику управления собственностью. Основными компонентами региональной финансовой политики являются: региональная бюджетная политика, региональная налоговая политика и региональная инвестиционная политика.

Этапы формирования региональной финансовой политики

1. Региональная бюджетная политика. Важнейшими составляющими региональной бюджетной политики, связанными с процессом финансового управления на региональном уровне, являются: управление доходами и расходами регионального бюджета; регулирование дефицита бюджета и управление государственным долгом субъекта РФ; система межбюджетных отношений в субъекте; качественные параметры (адекватные формы и методы) управления всеми этапами бюджетного процесса на региональном уровне.

2. Региональная налоговая политика. На стадии формирования региональной налоговой политики происходит:

– определение целей и задач региональной налоговой политики в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона;

– разрабатывается региональное налоговое законодательство;

– рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона.

На стадии реализации региональной налоговой политики происходит:

– обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;

– апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства;

– развитие кадровой составляющей региональной налоговой политики;

– в конечном итоге обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику, или разработки новой региональной налоговой политики.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов РФ в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Кроме того, для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *