В чем проявляется регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов

В чем проявляется регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов

Финансы – это экономические отношения, которые возникают в момент создания и пользования денежными фондами, которые направлены на государственные нужды и гарантирование условий для развития производственных мощностей. Считается, что финансы возникли при наличии регулярного обмена товаров на деньги и необходимости у государства в дополнительных финансовых вливаниях.

Как такового, единственно верного определения, которое отражено в нормативной документации, не существует, но те, что изучают финансисты, имеют общую черту: финансы связывают с формированием, распространением и эксплуатация денежных средств и цель их наличествования – служить нуждам государства.

История

В полной мере финансы, как средство влияния на экономику, развитые страны стали использовать  в двадцатом веке, после Великой депрессии. Идеология, теория и практика регулирующей функции финансов государственных была сформулирована в том же временном периоде в Англии, экономистом Дж.Кейнси, который является основоположником кейнсианской теории.

В чем проявляется регулирующая функция финансов

Согласно информации с различных источников, у финансов выделяют шесть функций – обеспечивающая, стимулирующая, контрольная, распределительная, фискальная и регулирующая. Последняя отражает саму суть финансов как таковых.

В чем проявляется регулирующая функция финансов

Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

  • налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;
  • госрасходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;
  • принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих;
  • регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики.

Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через госзакупки, госкредит, смену системы налогообложения.

Методы влияния государства на финансы

Методы влияния государства на финансы

Государство в настоящий момент, повышая объемы госвложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

  • Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
  • Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.
  • Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например политики стимулирования или сдерживания.

государственное регулирование экономики

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.
Данная функция оправдана тем, что:

  • государству принадлежат и оно сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;
  • оно проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;
  • существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль, например социальная, образовательная, оборона.

Регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита.

В чем проявляется регулирующая функция финансов

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства.

Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

— прибыль предприятий;

— отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

— доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:

— с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;

— с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);

— существованием различных социальных групп населения.

В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены.

Распределительная функция финансов позволяет:

— образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;

— образовывать фонды целевого назначения;

— осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

— контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

— контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция финансов проявляется:

Читать также:  ПОНЯТИЯ ДЕНЬГИ ФИНАНСЫ ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА РАВНОЗНАЧНЫ

— до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

— в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

— в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

— финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

— финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

— кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) — эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

Контрольная функция финансов – это, прежде всего контроль рублем в процессе существующих денежных отношений. Контрольная функция проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

Задачи и охват

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Контрольная функция финансов действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Государственный финансовый контроль в РФ

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Задачей финансового контроля является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.

Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени.

В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода.

Пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны.

Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.

Условия и механизмы

Функция финансов реализуется через финансовый механизм. Он включает совокупную организацию форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.
Регулирующая функция обусловлена тем, что:

  • государство является собственником и взаимодействует с разнообразными структурами предпринимательского сектора экономики;
  • государство осуществляет экономическую политику через институциональную систему;
  • имеются области функционирования государства, в которых оно играет главную роль (такие как, оборона, социальная помощь и т.д.).

К сферам регулирования можно отнести:

  • общественный сектор,
  • экономическая безопасность,
  • валютный курс,
  • внешнеэкономическая деятельность,
  • безналичные расчеты,
  • денежное обращение,
  • государственные финансы,
  • предпринимательство.

Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
На сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

Как экономическая категория финансы обладают функциями. Функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять.

В экономической науке нет единого мнения о числе функций финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выпол­няют три функции:

Распределительная функция. Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юриди­ческие и физи­ческие лица, на макроуровне – государство. Объек­тами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется рас­пределение но­вой стоимости (на микроуровне) и перераспределе­ние этой стоимости (на макро­уровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени.

1. Формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются фи­нансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необхо­димые для кругооборота ка­питала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне – централизованные средства государства.

2. Распределение денежных фондов через финансовые инстру­менты. На мик­роуровне образуются обособленные фонды предпри­ятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хо­зяйства для конкретного потребления; на мак­роуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

3. Использование денежных фондов призвано обеспечить на мик­роуровне расширенное производство и существование отдельных чле­нов общества, на мак­роуровне – улучшение народно-хозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают ос­новные, или первичные, доходы. В сфере материального производст­ва к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование первичных доходов материального производства – это началь­ный этап распределения, обусловленный законами то­варного производства. Пер­вичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Необходимость распределения и перераспределения ВВП и НД связана:

1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспреде­лением в интересах наиболее эффективного и рационального ис­пользования доходов и накоплений предприятий и организаций;

2) с наличием двух сфер – производственной и непроизводственной (просве­щение, здравоохранение, социальное обеспечение, управле­ние, оборона, где не создается НД);

3) существованием различных социальных групп населения.

Этот процесс осуществляется прежде всего через финансы при использовании таких инструментов, как обмены, расходы, налоги, кредит, цены и др. В резуль­тате формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды.

В Российской Федерации распределение и перераспределение ВВП и НД про­исходят в интересах структурной перестройки хозяй­ства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяй­ства, транспорта, энергетики) в пользу наи­менее обеспеченных сло­ев населения страны.

Таким образом, распределительная функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и до­машнего хо­зяйства, а также государства;

2) создавать не просто денежные фонды, а фонды целевого на­значения;

3) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перерас­пределение, а также между сферами и социальными группами;

4) формировать необходимые резервы на уровне как предпри­ятий, так и го­сударства.

Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливый бу­дет считаться такое распределение, которое максимизирует благосос­тояние наи­менее обеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Ро­улс, американский философ, чье имя дало название рас­сматриваемой концепции, ис­пользует специфическую мысленную конст­рукцию, известную в экономической теории под названием «вуаль неве­дения» (уеП о г» ^погапсе). «Вуаль неведения» означает, что при формиро­вании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния. Другими сло­вами, если бы была возможность устранить все, что является резуль­татом случая или традиции, какое бы общество мы бы выбрали, если бы были сво­бодны выбирать все, что угодно? И если бы мы осуществляли свой вы­бор во взаимодействии с другими, такими же свободными и равными людь­ми? Напри­мер, принимая решение о правилах справедливого распределе­ния доходов, вы лично должны набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпочел бы в таком случае каждый член общества? Роулс утвержда­ет, что в условиях «вуали неведения» каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и по­тому одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено макси­мизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.

Читать также:  ПОМОЩЬ ЗАЁМЩИКАМ FINANCE EXPERT

Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов, осно­ванное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и пред­ложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом. Этот способ никем не приду­мывался и не создавался. В этом смысле и надо понимать слова Хайека, «Эволю­ция не мо­жет быть справедливой».

Итак, последняя из рассмотренных концепций справедливости вновь застав­ляет нас задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс пере­распределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаются только тем, кто обладает «денежными голосами»? Правительства промышленно развитых стран не стали дожидаться оконча­ния теоретических споров относи­тельно справедливого распределения до­ходов, тем более, что в дискуссии по во­просам нормативного характера некому вынести суждение, обладающее статусом абсолютной истины. Практика показала, что существование обширных зон ни­щеты чревато мно­гими отрицательными последствиями для стабильного и устой­чивого рос­та экономики, правопорядка, морального здоровья и т. п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.

Проблема измерения неравенства в распределения доходов: кривая Ло­ренца и коэффициент Джини.

Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства явля­ется построение кривой Лоренца, названной так по имени американ­ского эконо­миста и статистика Макса Лоренца. Речь идет при этом о пер­сональном, а не функциональном распределении доходов.

Если мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, ис­ходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов.

На оси абс­цисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вто­рую груп­пу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откла­дываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных

В чем проявляется регулирующая функция финансов

Рис. Кривая Лоренца

доходов, 40% населения -40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссек­трису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределе­ние не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% насе­ления — 60% доходов, и, наконец, 100% населения -100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоня­ется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая ОАВСЭЕ) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис. мы можем увидеть и ли­нию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (ОРЕ). Сплошная ли­ния кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета нало­гов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспредели­тельных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика госу­дарства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая.

На рис. приведены различные кривые Лоренца для России на 2007 г., отра­жающие распределение доходов от собственности, предпринимательских доходов, доходов от труда (заработная плата) и т. д.

В чем проявляется регулирующая функция финансов

Рис. Кривые Лоренца для России (распределение доходов по их отдельным ком­понентам)

Как и отмечалось ранее, больше всего приближается к линии абсолют­ного ра­венства кривая Лоренца, отражающая распределение доходов с уче­том трансферт­ных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонст­рирующая распреде­ление доходов от собственности.

Есть и другие способы измерения неравенства в распределении доходов: наи­более известный из них — децильный коэффициент: все население раз­бивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходом 10% на­селения из низшей группы.

Так, например, в Швеции, если брать доходы низших 10% и высших 10% групп населения до вычета налогов и получения трансфертов, то соотношение бу­дет 1:100, а если взять соотношение располагаемых доходов, то 1: 4.

Еще одним показателем, используемым в экономической науке для оп­ределения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джи­ни (С). Этот коэф­фициент тесно связан с кривой Лоренца. На рис. мы можем его рассчитать как от­ношение площади фигуры, находящейся меж­ду линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим ее буквой Г), к площади треугольника ОРЕ, образуе­мого между линиями абсолютно­го равенства и абсолютного неравенства.

В 80-х гг. нашего столетия коэффициент Джини составлял в Японии -0,270; Швеции — 0,291; США — 0,329; Бразилии — 0,565; Великобритании -0,297; Германии — 0,250. По данным Отчета Всемирного банка «От плана к рынку», на 1989 г. страны со средним уровнем ВНП на душу населения имели коэффициент Джини 0,45, а страны ОЕСЭ (Организации экономи­ческого сотрудничества и развития) — 0,35.’ Примечательна динамика ко­эффициента Джини в России. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., после одного года радикальных экономиче­ских преобразований, уже 0,496. В 1997 г., по данным Института экономических проблем переходного периода, он снизился, составив величину 0,370.2 Очевидно, что переход к рыночному механизму распределения ресурсов и доходов неиз­бежно сопро­вождается большей дифференциацией доходов населения, нежели в условиях уравнительного распределения в период социалистического хозяйства. При этом необходимо сделать оговорку, что расчеты официальных статистичес­ких органов могут не учитывать доходы, не декларируемые субъектами те­невой экономики и просто граждан, далеких от законопослушания. Следо­вательно, в пе­реходной экономике России коэффициент Джини может ока­заться величиной еще большей по сравнению с официальными цифрами.

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демокра­тиче­ских странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обес­печиваться соответствующими институтами рыночной эконо­мики. Различные экономисты называют множество причин и факторов это­го неравенства. Отметим лишь самые важнейшие из них.

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как ум­ственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключи­тельной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и вы­сокооплачиваемым спортсме­ном.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно достав­шейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться — потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей по­тока доходов, т. е. доход от собственности, будет су­щественно различаться у на­званных нами субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соот­ветственно, профес­сию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых старто­вых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда назы­вают «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочув­ствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, слу­чаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характер­ной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство эконо­мических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и бо­гатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокораз­витых странах.

Но что такое бедность? Как определить ее уровень?

Читать также:  Государственные финансы это система отношений по поводу формирования и использования фондов

Экономисты-теоретики, статистические службы правительства, профсо­юзы зани­маются исчислением уровня бедности. От этого будут зависеть масштабы и на­правления перераспределения доходов, построение налого­вых систем, систем пен­сионного обеспечения и т. п.

Однако бедность — понятие относительное. Русская поговорка «У кого щи жидковаты, а у кого жемчуг мелковат» хорошо отражает эту проблему. Действи­тельно, что для одной семьи — роскошь, то для другой — предмет первой необходи­мости. По мнению известных американских экономистов П.Самуэльсона и В.Нодхауса, уровень бедности можно определить так: бедность — это уровень до­хода, достаточный для того, чтобы поддержи­вать прожиточный минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего до­хода на продукты питания. Увеличив эту вели­чину в 3 раза, можно полу­чить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного ми­нимума. Обратим внимание на то, что прожиточный минимум — это не физиологический минимум, который можно определить как уровень до­хода, необходимый для физического выживания. Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а о некоем минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.

В России вплоть порог бедности определяется по схеме, установлен­ной еще в начале рыночных реформ в 1992-1993 гг. Тогда это делалось так: бралась стои­мость минимального набора продуктов и умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3% семейного бюджета; умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффи­циент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но эта мето­дика все чаще и чаще подвергалась критике, что вполне заслуженно. Ведь многие бедные семьи по пол­года и более не платят за квартиру, не в состоянии приобре­сти самые необходимые предметы одежды и обуви и т.п.

Контрольная функция. Финансы, связанные с движением де­нежной формы ВВП, обладают свойством количественно через фи­нансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущ­ность финансового контроля – сообщать об­ществу о всех неполад­ках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнали­зирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, своевремен­ном и полном образовании целевых денежных фондов, об обеспеченности произ­водственного процесса необ­ходимыми ресурсами.

— до наступления распределительного процесса, т.е. в тот пе­риод, когда состав­ляются программы, прогнозы, бюджеты;

— при использовании фондов денежных средств, при исполне­нии намеченных программ, планов, смет;

— при подведении итогов, составлении оценок исполнения де­нежных фондов.

1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных предпри­ятиях – на ос­нове выполнения хозяйственных договоров, осущест­вления коммерческого рас­чета;

2) финансово-бюджетный контроль – при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) кредитно-банковский контроль – при использовании прин­ципов кредито­вания и денежных расчетов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государ­ства с по­мощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества произ­водственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального поло­жения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государст­венные рас­ходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Финансовый механизм. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственно­го механизма. Финансовый механизм – это совокупность видов и форм финансовых отношений, условий и методов исчисления при формировании и применении централизованных и децен­трализо­ванных фондов денежных средств, методов финансового планиро­вания, форм управления финансами и финансовой системой, фи­нансового законодатель­ства.

Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осущест­вляется, с одной стороны, через ее структуру, в которой выделяются три группы – механизм государственно-муниципальных финансов, механизм предприятия и страховой механизм, нацелен­ные на решение конкретных задач и достижение ре­ального эффек­та. С другой стороны, финансовый механизм воздействует через ве­личину финансовых ресурсов, которые формируются в распоря­жении экономиче­ских агентов и направляются на удовлетворение потребностей общества.

предшествовали этой стадии и предопределили ее. Без финансов третья ста­дии не могла бы совершиться. Поэтому финансы косвен­но воздействует на обмен­ные отношения. Последняя стадия про­цесса производства – потребление, или ис­пользование, также про­исходит без финансов. Однако для использования денеж­ные ресур­сы, полученные при обмене, должны пройти через распределение на це­левые фонды.

Таким образом, финансы опосредствуют весь процесс произ­водства – начиная с формирования денежных фондов, которое предшествует первой стадии, и кончая их потреблением на после­дующей стадии – и влияют на каждую стадию, опреде­ляя ее мас­штабы, скорость движения денежных средств, и на эффективность хо­зяйственной системы в целом. На всем протяжении процесса производства важное значение имеет контрольная функция, кото­рая призвана следить, проверять дви­жение денежных средств.

Сегодня вновь повышается роль финансов на макроуровне из-за огромной концентрации финансовых ресурсов (свыше 50%) в бюд­жетах и бюджетных фон­дах.

Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработали среднесрочный прогноз социально-экономического развития на 2010—2012 гг., который должен лечь в основу феде­рального бюджета страны на 2012 г. Основные задачи – это повы­шение темпов экономического роста и адаптация российского биз­неса к иностранной конкуренции, а также увеличение капитальных вложений в основные фонды и социальную сферу.

Итак, присущие финансам общие черты сводятся к следующему:

1) как экономическая категория финансы тесно объединены с процессом производства, свойственным разным экономическим формациям;

2) они непосредственно связаны с товарно-денежными отноше­ниями и госу­дарством;

3) финансы — это стоимостная (денежная) категория;

4) они осуществляют распределение (на стадии микроэкономи­ки) и перерас­пределение (на стадии макроэкономики) ВВП и НД;

5) финансы находят выражение в реальных денежных фондах, совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

В функциях финансов проявляется сущность этой категории,
реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под
воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих
функций.

Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной,
регулирующей и контрольной.

Распределительная функция финансов. Через нее
реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и
государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством
перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.
Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в
перераспределение?

Объектами действия этой функции являются, во-первых,
доходы населения. Часть их минует потребление и направляется на уплату налогов,
а, значит, формирование бюджетного фонда.

Рисунок 1.2 Роль бюджета в перераспределении ВНП

Другая часть доходов населения поступает на финансовый рынок
в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг. Владение акциями не
дает гарантированного дохода и возврата средств в отличие от облигаций, поэтому
инвестирова-ние средств в акции означает и перераспределение доходов, и
формирование финан-совых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы
фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их
перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее
эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств
предприятий.

В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение
вовлекается часть национального богатства — при приватизации государственной
собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от
стихийных бедствий и др.

Таким образом, в процессе перераспределения доходов
владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у
государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В
результате складываются конечные пропорции использования национального дохода,
формируется структура ВНП по расходам.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком
направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые,
территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с
государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом
путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения
налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50%
национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в
среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в
настоящее время значит — не учитывать возросшей роли государства и ее влияния
на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости
от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей
или сдерживающей политики государства.

Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит
движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают
обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и
государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому
с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать
складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.

Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной
функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как
могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и
направлениями движения финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *