В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ

Финансы
– это отношения,
возникающие при:

Говоря
о финансовой системе не стоит забывать
о ее тесной взаимосвязи с кредитной и
денежной системами. Высокая степень
развития данных систем способствует
более эффективному распределению
общественного богатства.

Переходя
непосредственно к теме стоит отметить,
что принято говорить о трех функциях
финансов, выражающих их суть,
а именно:

Конечно
же, полнее всех описывает сущность
финансов распределительная
функция.
Суть данной функции можно выразить так:
создаваемая в обществе новая стоимость
(или добавленная стоимость) должна
распределяться в соответствие с
потребностями государства и общества.
Это распределение и достигается за счет
финансов. Ведь, с одной стороны, финансы
формируются за счет доходов производственной
сферы, а с другой первичные доходы
образуют вторичные – налоги, собираемые
в государственный бюджет и распределяемые
между работниками непроизводственного
сектора (медицина, здравоохранение,
образование и т.д.). Таким образом, валовый
национальный продукт будет распределен
посредством финансовой системы страны.

Следующая функция
финансов,
которую мы разберем – контрольная.
Ее суть заключается в постоянном контроле
над полнотой, своевременностью и
правильностью получения доходов, с
одной стороны и осуществлением расходных
операций из бюджетов разного уровня и
внебюджетных фондов. Постоянство
контроля осуществляется благодаря
частому совершению финансовых операций,
в которых и отражена сущность данной
функции финансов. При этом стоит отметить,
что фонды наполняются с определенными
целями, провозглашенными властями с
соблюдением рамок действующего
законодательства. Соответственно,
регулировать финансовые потоки можно
не только в зависимости от целей, но и
с учетом изменяющегося законодательства.

Именно
для осуществления данной функции в
полной мере, была создана система
финансового контроля, наблюдающая за
обоснованностью наполнения того или
иного фонда (бюджетного или внебюджетного)
и расходованием средств из него.

Финансовый
контроль может быть следующих видов в
зависимости от субъекта, его осуществляющего:

С
другой стороны, контроль за финансовыми
потоками состоит из 3 частей.

Наконец,
третья функция
финансов – стимулирующая (иногда
называемая также регулирующая),
означает их возможность влияния на
процессы в экономической среде. К
примеру, определенные виды бизнеса
получают налоговые льготы при формировании
бюджетов. В их числе передовые инновационные
сферы бизнеса, наукоемкие технологии,
стратегически важные для национальной
экономики предприятия. Целями такой
политики могут стать смещение приоритетов
в структуре национальной экономики в
пользу более технологичных и наукоемких
отраслей, обеспечив их более быстрый
рост.

Иногда
уместно говорить о четвертой, так
называемой, стабилизирующей функции
финансов. Ее задача состоит в обеспечении
граждан стабильными социально-экономическими
условиями существования.

Налоговая
системав
ее обобщенном понимании представляет
собой совокупность налогов, установленных
законом; принципов, форм и методов их
установления, изменения и отмены; системы
мер, обеспечивающих выполнение налогового
законодательства.

Налоговая
система как единое целое и каждый
отдельный налог обладают рядом функций.
Функции налоговой системы являются
производными от объективных функций
налогов; в налоговой теории однозначное
признание получила пока только одна
функция – фискальная. По поводу других
функций существуют различные мнения:
от отрицания наличия каких-либо других
функций, кроме фискальной и, в лучшем
случае, контрольной, до чрезмерного
расширения их количества. Это связано
с тем, что в современном мире функции
государства многократно возросли:
помимо традиционных общественно-политических
функций, государство в той или иной
форме регулирует все социально-экономические
процессы. Не дискутируя по этому поводу,
отметим лишь, что наибольшее признание
в этой связи получили следующие функции
налоговой системы: уже отмеченная
фискальная, макроэкономическая
(регулирующая), распределительная,
социальная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная
функция состоит
в обеспечении доходов государственной
бюджетной системы и находится под особым
контролем и воздействием государства,
в центре его финансовой политики.
Преобладающий интерес государства в
реализации бюджетной (фискальной)
функции, естественно, проявляется в
стремлении максимально увеличить
налоговые источники, как это имеет место
в России, что может вести к гипертрофированию
фискальной функции перед другими
функциями и задачами налоговой системы
и налоговой политики.

Макроэкономическая
(регулирующая) функция –
это роль налогов и налоговой политики
в системе факторов регулирования
макроэкономических процессов, совокупного
спроса и предложения, темпов роста и
занятости. В условиях России налоговая
система проявила себя как фактор
ограничения спроса, особенно
инвестиционного, углубления падения
производства, формирования безработицы
и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная
функция налоговой
системы проявляется в сложном
взаимодействии с ценами, доходами,
процентом, динамикой курсов акций и т.
д. Налоги выступают существенным
инструментом распределения и
перераспределения национального дохода,
доходов юридических и физических лиц.
Распределительная функция налогов
влияет на распределение не только
доходов, но и капиталов, инвестиционных
ресурсов.

Социальная
функция налогов
носит многоаспектный характер. Само
материальное содержание налогов как
денежных ресурсов, централизуемых
государством и изымаемых из
воспроизводственного процесса, несет
в себе возможность их обращения на
непроизводственные цели. В условиях
Российской Федерации социальная функция
налоговой системы бюджета весьма
существенна в силу тех обязательств,
которые несло советское государство
перед населением и которое «по наследству»
перешло к Российской Федерации. Многие
социальные затраты, финансируемые в
западных странах за счет частных средств,
в России финансируются государством
за счет налогов (бесплатное образование,
здравоохранение, пенсионные расходы,
социальное страхование и др.).

Социальная
функция налогов проявляется и
непосредственно через механизм налоговых
льгот и налоговых ставок, что входит во
внутренний механизм действия налога
(НДС, налога на прибыль, подоходного
налога с физических лиц и т. д.).

Социальная
функция налоговой системы требует
детального исследования, с точки зрения
как ее усиления, так и устранения
неоправданных льгот и преимуществ, не
отвечающих характеру рыночных
преобразований, социальным критериям
или внутрифедеральным отношениям
(например, неоправданные налоговые
льготы некоторым республикам, входящим
в состав Российской Федерации).

Стимулирующая
функция налоговой
системы является одной из важнейших,
но это самая «труднонастраиваемая»
функция. Ее также называют
функцией микроэкономического
регулирования, поскольку
она непосредственно обращена и
взаимодействует с экономическими
интересами юридических и физических
лиц. Как и любая другая функция,
стимулирующая функция проявляется
через специфические формы и элементы
налогового механизма, систему льгот и
поощрений, запретительных или
ограничивающих ставок и другие инструменты
налогового механизма и налоговой
политики.

Стимулирующая
функция налогов является в современной
российской практике слабо реализуемой
и неэффективно используемой.

Контрольная
функция налогов
выступает своего рода защитной: она
обеспечивает воспроизводство налоговых
отношений государства и предприятий,
реализацию и действенность силы
государственной власти. Без контрольной
функции другие функции налогов
неосуществимы или их реализация
подрывается в своей основе.

Контрольная
функция, опираясь на закон, право, может
эффективно реализовываться только на
основе принуждения, подчинения силе
государственной власти и закону.
Ослабление государственной власти
ведет к ослаблению контрольной функции
налоговой системы. И наоборот, ослабление
контрольной функции налогов означает
ослабление государственной власти или
ведет к такому ослаблению.

В
конкретном отношении контрольная
функция налогов проявляется в
обязательности исполнения налогового
законодательства всеми юридическими
и физическими лицами, в полноте сбора
налоговых платежей и действенности и
эффективности штрафных санкций и
ответственности тех, кто не выполняет
или не в полной мере выполняет обязательства
перед государством, предписываемые
законом.

Контрольная
функция налоговой системы предопределяет
и определяет, как уже отмечено,
эффективность других функций.
Следовательно, если контрольная функция
налогов ослаблена, то это соответственно
снижает эффективность налоговой системы
в целом.

Финансы представляют собой
экономические отношения, связанные с
формированием, распределением и
использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства.

Обязательным
условием существования финансов являются
деньги. Реальное движение денежных
средств на макроуровне происходит на
второй и третьей стадиях воспроизводственного
процесса — в распределении и обмене.
Областью возникновения и функционирования
государственных финансов является
вторая стадия воспроизводственного
процесса, на которой происходит
распределение стоимости общественного
продукта по целевому назначению и
субъектам хозяйствования.

Финансы как
категория обладают тремя основными
признаками, которые раскрывают содержание
их фундаментальных положений.

Сущность
финансов проявляется в их функциях,
которые характеризуют целевую
направленность категории. Эта
направленность имеет специфическую
форму, присущую в комплексе только
финансовым отношениям.

Ряд
ученых выделяют третью — воспроизводственную
функцию финансов, содержание которой
характеризуется постоянным возобновлением
производственных процессов и
восстановлением с помощью финансов
потенциала развития.

Распределительный
процесс, осуществляемый с помощью
финансов, характеризуется сложностью
и многогранностью. Он происходит в
различных распределительных сферах,
которые составляют последовательную
непрерывную цепочку воспроизводства
общественного продукта.

Функционируя
в сфере материального производства
и услуг, финансы обслуживают кругооборот
производственных фондов и участвуют
в создании новой стоимости; благодаря
им распределяется реализованная
стоимость и формируются доходы, накопления
и отчисления; на их основе образуются
денежные фонды целевого назначения,
предназначенные для удовлетворения
общественных потребностей (бюджеты и
внебюджетные фонды).

Читать также:  ПЛЮСЫ ФИНАНСОВ ЧЕМ ДЕНЕГ

Начавшееся
в сфере материального производства и
услуг финансовое распределение
продолжается в сфере обращения,
оказывая на нее свое влияние. Включаясь
в процессы сферы обращения, финансы
выступают либо как необходимое условие
для начала обменных операций (Д — Т),
либо как их закономерное продолжение
(распределение выручки в результате
обменных операций (Т — Д).

В
качестве инструмента распределения
финансы функционируют и в сфере
потребления, где происходит конечное
использование ранее созданной стоимости.
С их помощью устанавливаются пропорции
распределения общественного продукта
на фонд возмещения и национальный доход,
формируются конечные пропорции
использования национального дохода,
образуются фонд потребления и фонд
накопления, определяется их структура.

Взаимосвязь
элементов финансовых отношений со
стадиями воспроизводственного процесса
характеризуется встречным движением
натурально-вещественных и стоимостных
потоков, которые могут быть представлены
в следующей форме:

Воспроизводственный
процесс в рамках последовательного
создания и потребления совокупного
продукта может быть представлен процессом
формирования материально-вещественного
содержания совокупного продукта и
встречным движением следующих
финансово-денежных параметров:

Таким образом,
финансовые отношения пронизывают все
стадии воспроизводственного процесса.
На каждой стадии они имеют специфические
формы и сущностные границы проявления,
которые зиждятся на денежной форме и
имеют прежде всего фондовый и
перераспределительный характер. Учитывая
характер финансовых отношений от стадии
распределения внутреннего валового
продукта, направление по часовой стрелке
характеризует денежное формирование
средств путем перераспределения на
стадии обмена, потребления и производства
(за счет бюджетных и внебюджетных фондов,
ссудных ресурсов, прибыли и других
средств).

Региональные
финансы в системе воспроизводственных
отношений отличаются спецификой
производства, обмена и потребления
создаваемого на территории субъектов
РФ регионального внутреннего продукта.
Элементы распределения и перераспределения
могут незначительно корректироваться
исходя из экономической и социальной
специфики регионов с использованием
ресурсов федерального центра.

Иерархическое
построение системы распределения,
обеспечиваемой финансовыми отношениями,
включает три взаимосвязанных уровня.
Эти уровни характеризуются вертикальной
системой управления экономикой.

Каждому
иерархическому уровню власти соответствуют
специфические формы и методы финансового
управления. Федеральный уровень
охватывает макроэкономический спектр
финансовых отношений. Здесь регулируются
макроэкономические финансовые параметры,
создаются механизмы формирования фондов
денежных средств для всех уровней
государственной и муниципальной власти
(как бюджетных, так и внебюджетных
средств). Федеральный уровень определяет
общие правила и основу финансовых
отношений, которые имеют всеобъемлющий
характер на всем экономическом
пространстве государства как в сфере
общественных, корпоративных, так и
личных финансов. Этот уровень власти
вырабатывает финансовую политику
государства, реализует ее осуществление
в системе нормативно-правовых актов во
всех сферах финансовых отношений.

Территориальный
уровень детализирует систему финансовых
отношений вышестоящего уровня до
подсистемы этих отношений в разрезе
нижестоящего звена управления. Здесь
в рамках общегосударственной системы
финансов детализируются, а также
индивидуализируются такие содержательные
элементы финансов, которые создают
целесообразную гибкость и эластичность
финансовых отношений. Например,
распределительные отношения финансов
в системе налогообложения имеют как
федеральную вертикаль, так и региональное,
а также муниципальное преломление.
Аналогично этому дифференцируются
бюджетные механизмы, формы, методы,
направления и объекты бюджетного
финансирования по уровням управления
экономикой. В рамках общей государственной
стратегии за соответствующими уровнями
власти закрепляются их индивидуальные
полномочия и финансовые возможности.

Финансовые
отношения в системе иерархической
организации и управления в стране
основываются на функционировании
первичных звеньев хозяйственного
комплекса, которые создают совокупный
общественный продукт государства.
Представленная схема формирования и
распределения стоимости совокупного
общественного продукта характеризует
весь спектр распределительных финансовых
отношений, которые создают различные
фонды денежных средств на народнохозяйственном,
региональном, местном уровнях; на
предприятиях; в общественных структурах;
в домашних хозяйствах. Каждый финансовый
элемент распределительных отношений
имеет свои особенности, которые строятся
на совокупности теоретических положений
финансовой науки и хозяйственной
практики. При этом в основе всех
распределительных механизмов лежат
фундаментальные положения финансовой
теории, которая определяет практические
шаги по развитию всех распределительных
отношений в обществе.

Обобщенные результаты распределительных
процессов в экономике России по видам
первичных доходов в текущих ценах
характеризуются следующей структурной
динамикой (в %):

Анализируя
структурную динамику ВВП, можно сделать
вывод, что в экономике РФ наблюдался
определенный рост удельной налоговой
нагрузки и до определенного времени
скрытой формы оплаты труда наемных
работников. При этом последняя форма
имела тенденцию к увеличению до 2004 г.,
которая потребовала принятия адекватных
мер правительства по легализации данного
элемента распределительных отношений.
Это привело к сокращению веса скрытой
формы оплаты труда.

Финансовому
распределению присуща многоступенчатость,
порождающая разные виды распределения
— внутрихозяйственное, внутриотраслевое,
межотраслевое, межтерриториальное,
межгосударственное.

Названные виды
распределения обслуживаются разными
звеньями финансовой системы:
внутрихозяйственное — финансами
предприятий и домашних хозяйств;
внутриотраслевое — финансами (бюджетами)
корпораций, компаний, ассоциаций;
межотраслевое и межтерриториальное —
государственным бюджетом, внебюджетными
фондами; межгосударственное —
государственными финансами и бюджетами
союзов государств.

Контрольная
функция финансов – это проявление
внутренней сущности процессов формирования
и расходования фондов денежных средств
в любых формах и видах. Как только
появляется ручеек образования, а затем
поток движения финансовых ресурсов,
возникает потребность детального учета
и контроля за всеми процессами их
передвижения. Природа денег, которые
являются материальной основой финансовых
потоков, порождает такую среду человеческих
интересов, где постоянный контроль
является необходимым элементом
нормального осуществления всей финансовой
деятельности. При этом на всех этапах
— планирования, организации, исполнения
финансов присутствуют элементы
самостоятельного специального финансового
контроля, который призван, как правило,
публично и в независимой форме оценивать
качество принятой финансовой стратегии,
реализации финансовой политики
государства, корпорации, муниципалитетов
и любых хозяйствующих структур.

Контрольная
функция финансов проявляется в контроле
за распределением ВВП и регионального
валового продукта (РВП) по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению. Это система прямой и обратной
связи распределительного процесса,
сигнализирующая о возникающих отклонениях
от намеченных пропорций. Контрольная
функция финансов и распределительная
действуют в тесном единстве, они
реализуются через финансовый механизм.

Стимулирующая
функция финансов заключается в
обосновании и реализации в системе
финансовых отношений таких побудительных
механизмов, которые способствуют
достижению целей социально-экономического
развития общества. По своему содержанию
эта функция включает две основных
составляющих:

При
этом стимулирующие формы финансовых
отношений могут быть принудительными
и рыночными. К принудительным формам
относятся система налогообложения,
финансовые санкции, система амортизации
основных средств и др. Государство,
таким образом, осуществляет: регулирование
экономических процессов путем
административного поддерживания через
бюджетную систему непроизводственной
сферы общества; соблюдение финансовой
дисциплины; развитие научно-технического
прогресса и других прогрессивных сдвигов
в социально-экономическом преобразовании
общества.

Рыночное
стимулирование в системе финансовых
отношений предполагает заинтересованность
хозяйствующих субъектов зарабатывать
прибыль, увеличивать капиталы, снижать
затраты на производство, повышать
эффективность вложенных в бизнес
денежных средств. Эта форма стимулирования
является одним из основных побудительных
мотивов прогрессивных изменений в
развитии производительных сил общества.

Стимулирующая
функция проявляется, прежде всего, в
финансовых стимулах. Таким образом,
финансовые стимулы — это приоритетные
и наиболее эффективные направления
формирования государственных ресурсов
и инвестирования финансовых средств,
включающие бюджетные преференции,
налоговые льготы и санкции. Стимулирующая
функция финансов заключается в создании
оптимальных воспроизводственных условий
и пропорций для развития всех сфер
жизнедеятельности государства.

Государственные
и региональные финансы экономики
начала переходного периода
характеризуются следующими основными
базовыми экономическими изменениями:

Отмеченные
изменения коренным образом преобразуют
всю финансовую систему государства,
которая постоянно совершенствуется и
развивается в соответствии с дальнейшими
рыночными преобразованиями.

Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения; их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового продукта, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.; в орбиту действия распределительной функции попадает амортизационный фонд, т.е. часть фонда возмещения.

Читать также:  РЫНОЧНЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ФИНАНСЫ

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Этими’лицами являются: государство, предприятия (объединения), организации учреждения, граждане.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Финансы обслуживают разные этапы распределения, участвуя как в первичном распределении стоимости общественного продукта, так и в перераспределении. С их помощью распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадий. С помощью этой функции осуществляется, прежде всего, возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах; вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности.

Распределительная функция, несмотря на ее многогранность, не раскрывает полностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Дело в том, что финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса или между разными фазами воспроизводства образуются «ножницы», своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т.д. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую функцию — контрольную.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее «сигналам» общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются, и т.д.

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной, В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность — в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственней деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой) информации. Только в условиях достоверной информации, отвечающей реальному положению дел в народном хозяйстве, могут притаиться, обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода воспроизводственного процесса.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организации, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Требования финансовой дисциплины определяются, с одной стороны, общими принципами организации финансов, а с другой, специфическими условиями функционирования финансов в структурных подразделениях материального производства и непроизводственной сферы. Финансовая дисциплина несовместима с ведомственным или местническим подходом к выполнению финансовых обязательств, не допускает противопоставления общественных и коллективных интересов.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

— формирование, поддержание и наращивание оптимальной структуры экономического потенциала предприятия;

— обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности:

— обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальных процессов.

Под финансами
как экономической
категорией понимаются экономические
(денежные) отношения, связанные с
формированием, распределением
(перераспределением) и использованием
специальных фондов денежных средств.
Особенность
финансов как экономической категории
заключается в том, что они всегда имеют
денежную форму выражения.

Сущность
финансов как экономической категории
проявляется через выполняемые ими
функции.
Финансы выполняют несколько функций.

Через
распределительную
функцию финансов
реализуется их общественное назначение
— обеспечение каждого хозяйствующего
субъекта необходимыми ему финансовыми
ресурсами. Функционируя в сфере
материального производства и услуг,
финансы обслуживают кругооборот
производственных фондов, участвуют в
создании новой стоимости. Через финансы
распределяется реализованная стоимость,
и формируются доходы, накопления и
отчисления. С их помощью образуются
денежные фонде целевого назначения,
предназначенные для удовлетворения
общественных потребно­стей. Финансовое
распределение, начавшееся в сфере
материального производства и услуг,
продолжается в сфере обращения. В
качестве инструмента распределения
финансы функционируют и в сфере
потребления. С их помощью определяются
пропорции распределения общественною
продукта в фонд возмещения и национальный
доход, формируются конечные пропорции
использований национального дохода,
образуются
фонды потребления и накопления.

Через
контрольную
функцию,
действующую одновременно с распределительной,
проявляется способность финансов
количественно отображать ход
воспроизводственного процесса,
контролировать складывающиеся в обществе
стоимостные пропорции.

Эта
функция финансов проявляется в контроле
над распределением ВВП по соответствующим
фондам и р _.юдованием их по целевому
назначению.

Стимулирующая
функция
проявляется в финансовых стимулах,
под которыми
понимаются приоритетные и наиболее
эффективные направления инвестирования
финансовых
ресурсов, в том числе бюджетные
стимулы, налоговые льготы и санкции.

Финансовые
отношения коммерческих предприятий
строятся на определенных принципах,
связанных с основами хозяйственной
деятельности.

1.
Принцип
хозяйственной самостоятельности
проявляется в том, что предприятие
самостоятельно определяет свои
расходы, источники финансирования,
направления вложений денежных
средств, с целью получения прибыли.
Однако государство регламентирует
отдельные стороны деятельности
организаций и предприятий, устанавливая
налоги, нормы амортизации и
т.д.

2.
Принцип
самофинансирования
— означает полную
окупаемость затрат на производство
и реализацию продукции, инвестирование
в развитие производств!! за счет
собственных денежных средств, банковских
и коммерческих кредитов.

3.
Принцип
материальной заинтересованности
диктуется основной целью
предпринимательской деятельности —
получением прибыли. Заинтересованность
в результатах хозяйственной деятельности
присуща коллективам предприятий и
организаций, отдельным работникам и
государству
в целом. Реализация этого принципа
обеспечивается достойной оплатой труда,
оптимальной налоговой политикой
государства, соблюдением экономически
обоснованных пропорций в распределении
чистой прибыли на
потребление
и накопление.

4.
Принцип
материальной ответственности

означает наличие определенной
системы ответственности за результаты
финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовые методы реализации этого
принципа различны для отдельных
хозяйствующих субъектов, их руководителей
и работников. В основном используются
пени, штрафы, неустойки, взимаемые за
нарушение договорных обязательств,
налогового законодательства и т.д.

5.
Принцип
обеспечения финансовых резервов
— связан с необходимостью формирования
финансовых резервов и других
аналогичных фондов. Его соблюдение
ведет к минимизации рисков,
связанных с предпринимательской
деятельностью.

Читать также:  КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИБЫЛЬ ФИНАНСЫ

Финансовые
отношения на предприятии получают своё
реальное наполнение через финансовые
ресурсы -денежные средства и производные
от них финансовые инструменты. Финансовые
активы (ресурсы) находятся в состоянии
баланса с финансовыми обязательствами.
И те, и другие, в совокупности с
обязательствами и активами сторонних
компаний, участвующих в хозяйственном
обороте, образуют финансовые потоки —
форму движения финансовых ресурсов.

Финансы
предприятий — экономическая категория.
Пол финансами предприятий (учреждений,
организаций) как экономической категорией
понимается совокупность экономических
(денежных) отношений, связанных с
формированием, распределением и
использованием фондов денежных средств
и накоплений предприятий (учреждений,
организаций).

Экономическая
природа финансов предприятий, их
общественное
назначение
и механизм функционирования проявляются
в выполняемых ими функциях: распределительной
и контрольной. Распределительная функция
связана с формированием, распределением
и использованием фондов денежных
средств. Контрольная функция проявляется
в контроле над формированием, распределением
и использованием фондов денежных
средств.

Финансы
предприятий являются основой финансовой
системы государства,
так как обслуживают важней­шее звено
общественного производства, где создаются
материальные и нематериальные блага и
формируется

Финансы
предприятий отражают денежные отношения:


связанные с формированием и использованием
целевых фондов внутрихозяйственного
значения (уставного фонда, прибыли,
фондов спец. назначения, ремонтного
фонда и др.):

-между
предприятиями по поводу актов купли-продажи
товарно-материальных ценностей, уплаты
и получения штрафов (пени, неустоек),
внесения средств в
уставные фонды других предприятий,
участия в распределении прибыли,
полученной в результате совместной
деятельности с другими предприятиями;

-между
предприятиями и государством, связанные
с формированием и использованием
бюджетных и внебюджетных фондов и
имеющие форм)’ обязательных
платежей (налогов, сборов)
и,
в
случае получения средств, форму
ассигнований, дотаций, субсидий;

-между
предприятиями и ведомствами, связанные
с внутриотраслевым перераспределением
финансовых ресурсов;

-между
предприятиями и страховыми организациями,
связанные с
формированием и
использованием различного рода страховых
фондов; -между предприятиями и их
работниками при осуществлении оплаты
по
труду.

По
отраслевой принадлежности финансы
предприятий подразделяются на финансы
промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи, строительства,
снабжения, торговли, жилищно-коммунального
хозяйства, дорожного хозяйства и т.д.

Исходя
из организационно-правовых форм
собственности, финансы предприятий
подразделяются на финансы государственных
предприятий, муниципальных предприятий,
индивидуальных (семейных) частных
предприятий, полных
товариществ, смешанных товариществ
(коммандитных), обществ с ограниченной
ответственностью (ООО), открытых и
закрытых акционерных обществ (ОАО и
ЗАО). Организационно-правовая форма
определяет специфику формирования
уставного фонда.

С точки
зрения осуществления деятельности на
началах коммерческого расчета различают
предприятия, осуществляющие коммерческую
и некоммерческую деятельность.

По
социально-экономической природе финансы
предприятий едины, что обеспечивается:
единой правовой базой; единством денежной
системы: единством форм финансовой
документации.

Финансы
учреждений, организаций отражают
денежные отношения:


бюджетом, на основе которых формируются
отраслевые денежные фонды (здравоохранения,
образования, культуры и т.д.);

— между
отраслевыми органами управления и
подведомственными организациями, а
также внутри учреждений и организаций,
связанные с формированием и использованием
фондов заработной платы и экономического
стимулирования и с перераспределением
денежных средств по
целевому назначению:

— между
хозяйствующими субъектами различных
отраслей,
связанные с формированием
и использованием средств внебюджетных
фондов;

— между
хозяйствующими субъектами с потребителями
услуг и спонсорами, на основе которых
формируются финансовые ресурсы учреждений
и организаций непроизводственной сферы.

Финансы
коммерческих предприятий. Коммерческий
расчет представляет собой метод ведения
хозяйства, заточающийся в соизмерении
в денежной форме
затрат и результатов деятельности.
Целью
коммерческого расчета является получение
максимальной прибыли при
минимальных затратах. Некоммерческое
предприятие
не ставит целью своей деятельности
извлечение прибыли, хотя может и
должно работать с прибылью.

Дня
осуществления хозяйственной деятельности
предприятия должны располагать
производственными фондами. 1ростое и
расширенное воспроизводство
производственных фондов осуществляется
при непосредственном участии финансов.
С их помощью на предприятии формируются
и используются денежные фонды целевого
назначения: уставный фонд; амортизационный
фонд: производственные фонды: специальные
фонды и др.

Под
уставным фондом (капиталом) понимается
совокупность средств, внесенных
собственниками (участниками) з имущество
предприятия для обеспечения его
деятельности в
размерах, определенных
учредительными документами. Его величина
соответствует размеру основных и
оборотных
средств, авансированных
в процесс производства.

Содержание
категории «уставный капитал» зависит
от организационно-правовой формы
предприятия:

для
государственного предприятия —
стоимостная оценка имущества, закрепленного
государством за предприятием на праве
полного хозяйственного ведения;

для
общества с ограниченной ответственностью

сумма долей собственников;

для
акционерного общества — совокупная
номинальная
стоимость акций всех
типов;

для
производственного кооператива —
стоимостная оценка
имущества, предоставленного
) частниками для ведения деятельности;

для
предприятия иной формы, выделенного на
самостоятельный баланс. — стоимостная
оценка имущества, скрепленного его
собственником за предприятием на праве
полного
хозяйственного ведения

При
создании предприятия вкладами в его
уставный капитал могут
быть
денежные средства, материальные и
нематериальные активы. В момент передачи
активов в виде
вклада в уставный капитал
право собственности на них переходит
к хозяйствующему субъекту, т. е.
инвесторы теряют вещные права на
эти объекты. Таким образом, в

случае
ликвидации предприятия или выхода
участника из состава общества или
товарищества он имеет право лишь на
компенсацию своей доли в рамках
остаточного имущества, но не на возврат
объектов, переданных им в свое время в
виде вклада в уставный капитал. Уставный
капитал,
следовательно,
отражает сумму обязательств
предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал
формируется при первоначальном
инвестировании средств. Его величина
объявляется при регистрации предприятия,
а любые корректировки размере уставного
капитала (дополнительная эмиссия акций,
снижение номинальной стоимости акций,
внесение дополнительных вкладов, прием
нового участника, присоединение части
прибыли и др.) допускаются лишь в случаях
и порядке, предусмотренных действующим
зако­нодательством и учредительными
документами.

Амортизационный
фонд-
особый денежный резерв, предназначенный
для воспроизводства основных фондов.

Амортизационные
отчисления полностью остаются на
предприятии в его распоряжении, С
1992 года амортизируются не только средства
труда, но
и нематериальные
активы (права,
лицензии, торговые знаки и т.д.)

Производственные
фонды представляют
собой совокупность основных и оборотных
фондов: основные переносят свою стоимость
на изготавливаемую продукцию в течение
нескольких производственных циклов;
оборотные — в течение одного
производственного цикла.

Оборотные
фонды представляют
собой стоимость сырья, материалов,
топлива и других материально-производственных
запасов, находящихся в процессе
производства или ожидающих вступления
в него. Источниками восполнения недостатка
оборотных средств могут быть: собственные
средства предприятия (прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, и финансовый
резерв), а также заемные средства
(краткосрочный банковский кредит,
кредиторская задолженность).

Кроме
оборотных фондов, в целях обеспечения
бесперебойности производства и реализации
продукции предприятие должно располагать
фондами обращения, которые представляют
собой готовую продукцию. Оборотные
фонды, фонды обращения, а также свободные
денежные средства предприятия называются
оборотными
средствами.

Специальные
фонды представлены
фондом накопления и фондом потребления.

Источниками
формирования специальных фондов могут
быть:

-средства
централизованных фондов вышестоящих
организаций;

-безвозмездно
полученные средства других предприятий;

-средства добровольных
объединений предприятий.

-для приобретения
основных средств производственного и
непроизводственного назначения;

-уплаты процентов
за пользование банковским кредитом:

-расходов по уплате
штрафных санкций;

-частично —
подготовки и переподготовки кадров.

Из
фонда
потребления средства
расходуются на:

-выплату премий,
не связанных с производственными
результатами:

-I
лату надбавок к пенсиям; -оказание
материальной помощи;

-приобретение
медикаментов, путевок на лечение и отдых
для работников предприятия и их детей;

Полученная
выручка делится предприятием на составные
части, имеющие специфическое целевое
назначение: себестоимость,
прибыль, НДС, акцизы и
т.д.

Под
себестоимостью
продукции понимается
стоимостная оценка используемых в
процессе производства продукции
природных ресурсов, сырья, материалов,
топлива, энергии, основных фондов,
трудовых ресурсов и других затрат на
производство.

Разница между
выручкой от реализации продукции и
себестоимостью продукции представляет
собой прибыль от реализации продукции
(валовую прибыль). Кроме валовой прибыли,
существуют другие виды прибыли: прибыль
от реализации имущества, доходы от
внереализационных операций, прибыль
до налогообложения, чистая прибыль.

Прибыль
является
одним из основных финансовых показателей
плана и оценки хозяйственной деятельности
предприятия, источником обеспечения
его внутрихозяйственных потребностей.
За счет прибыли осуществляется
финансирование мероприятий по
научно-техническом) и социально-экономическому
развитию предприятий, увеличение ФОТ
работников, производятся отчисления в
бюджеты, благотворительные фонды.

Финансовые
ресурсы предприятий
формируются за счет:

I)
собственных и приравненных к ним средств;

2) мобилизации
ресурсов на финансовом рынке;

3Поступления денежных средств от
финансово-банковской системы в порядке
перераспределения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *