В чем заключается идея муниципальных и государственных финансов, и какую функцию они выполняют в финансовой системе?

Функции государственных финансовПравить

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансовПравить

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансамиПравить

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др

Коррупция в сфере управления государственными финансамиПравить

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

  • во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны;
  • во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента;
  • в-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗНЫХ АВТОРОВ

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

  • перераспределительная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении концентрации финансовых ресурсов в руках государства, региональных и муниципальных властей с целью организации удовлетворения потребностей общества. Реализация перераспределительной функции осуществляется посредством системы централизованных фондов;
  • регулирующая функция. Суть данной функции состоит в обеспечении образования и использования бюджетных фондов, формируемых за счет налоговых поступлений, доходов от использования государственной и муниципальной собственности, предоставления государственных и муниципальных займов и так далее;
  • контрольная функция. Данная функция обеспечивает информирование органов государственного и муниципального управления, а также населения о своевременности и полноте поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов государственного муниципального управления, эффективности их использования, адекватности пропорций распределения. С одной стороны, контрольная функция обеспечивает оценку правильности и своевременности перечисления средств в централизованные фонды, с другой стороны, дает возможность обеспечить отслеживание целевого и эффективного использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Роль и значение государственных и муниципальных финансов

Объем и назначение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе на уровне государства и на уровне муниципальных сообществ обуславливается размером финансовых ресурсов, которые необходимы государству и муниципальному сообществу для реализации принятых на себя обязательств перед населением.

Современная Россия стремится сегодня к формированию новой модели общественно-государственного устройства, которое именуется социальным государством, соответственно, принимает на себя обязательства по формированию среды, обеспечивающей благосостояние населения, свободное развитие личности.

Концепция социального государства предполагает упорядочение общественных отношений государством на принципах гуманизма для выполнения комплекса социально-экономических задач и формирования среды для развития институтов гражданского общества, включения населения в процесс управления и др. В свою очередь, осуществление социальной политики требует от системы публичного управления на государственном и муниципальном уровнях финансового обеспечения принятых на себя обязательств. Такие социальные обязательства конституционно регламентируются и включают в себя систему социальных благ, которую государство и муниципальные образования обязуются сделать доступными для населения независимо от его доходов и территории проживания.

На сегодняшний момент Россия только пытается сформировать систему управления государственными и муниципальными финансами таким образом, чтобы обеспечить баланс обязательств государства и муниципалитетов перед обществом и имеющимися финансовыми возможностями населения и, соответственно, государства и муниципалитетов.

Государственные и муниципальные финансы в современных теориях финансов

Теорией управления в экономически развитых зарубежных государствах государственные финансы трактуются как общественные финансы: для реализации задач публичного управления государство формирует соответствующие институты, таким образом, возникновение государства предопределяет потребность перераспределения финансовых ресурсов.

Читать также:  ФИНАНСЫ МСС 6012

В современной рыночной среде учеными категория финансов рассматривается как система денежных отношений, объектом которых выступают:

  • распределение стоимости валового внутреннего продукта;
  • распределение прибыли, извлекаемой из внешнеэкономической деятельности;
  • распределение части национального богатства для осуществления функций и задач публичного управления.

Экономическое содержание термина финансы составляют денежные отношения, которые складываются при движении финансовых ресурсов в сфере функционирования частных субъектов и в публично-правовой сфере, опосредующие образование, формирование и использование частными субъектами, государством, муниципалитетами таких ресурсов за счет применения соответствующих финансовых инструментов. Таким образом, система финансов состоит из:

  • финансовых частных организаций;
  • финансов государства и муниципалитетов, то есть публичных финансов.

В современных условиях влияние государства и муниципальных образований на перераспределение денежных ресурсов в обществе опосредуется преимущественно:

  • установлением налоговых обязательств физических лиц и организаций;
  • организации и функционированием системы государственных и муниципальных заказов.

Государственные и муниципальные финансы – это финансовые правоотношения по формированию финансовых ресурсов для обеспечения реализации функций публичного управления в экономической, социальной, экологической и иных сферах, субъектами которых непосредственно выступают органы публичного управления федерального, регионального или местного уровня.

Система управления государственными и муниципальными финансами оказывает непосредственное воздействие на упорядочение финансовых отношений в частной сфере. В кризисные для экономики моменты государственные и муниципальные финансы начинают играть решающую роль, поскольку за счет них возможно:

  • стимулировать инновационное обновление экономики;
  • спровоцировать экономический рост;
  • повлиять на структуру экономики, чем обеспечить благосостояние населения.

Инструменты государственных и муниципальных финансов

Государство сегодня влияет на финансовые отношения преимущественно через:

  • определение налоговой политики;
  • определение таможенного регулирования;
  • финансирование государственных и муниципальных заказов за счет бюджетных ресурсов.

При этом в современной экономической системе государственные и муниципальные финансы следует рассматривать шире, чем источники обеспечения функций публичного управления, они должны выступать инструментом стимулирования инновационного развития экономики, роста ее производительности, развития интеллектуального потенциала населения и пр.

Государственные и муниципальные ресурсы выступают источниками финансирования деятельности должностных лиц и органов публичного управления.

Итак, государственные и муниципальные финансы представляют собой сложную систему финансовых отношений, урегулированных государственным законодательством и актами местного нормотворчества для упорядочения процессов формирования и использования общественных денежных доходов для осуществления функций публичного управления.

В состав таких финансовых отношений входят:

  • отношения между государством или муниципалитетом и гражданином или организацией при осуществлении налоговых отчислений;
  • отношения между государством или муниципалитетом и субъектами частного бизнеса при получении бюджетного финансирования;
  • отношения внутри финансовой системы государства и муниципалитетов и др.

Сущность и принципы государственных финансов

Государственные финансы — это сложный комплекс финансовых отношений, обеспечивающих формирование и распределение денежных средств для исполнения основных функций и обязательств государства.

Основная функция государственных финансов заключается в удовлетворении интересов государства и всего социума в целом, обеспечении государства денежными ресурсами для решения политических, экономических и социальных задач. Они входят в состав структуры финансовой системы и являются ее ключевым элементом.

Финансовая система – это совокупность определенных финансовых органов и организаций, которые реализуют государственную финансовую политику.

Основными принципами государственных финансов являются:

  • Принцип единства законности и нормативно-правовой базы (наличие единообразия при оформлении отчетности, расчетов, платежей, стандартизации документации и т.д.);
  • Открытость и прозрачность;
  • Разграничение полномочий и предметов ведения;
  • Целевая ориентированность (ориентированность на привлечение долгосрочных денежных ресурсов);
  • Научный подход к реализации поставленных целей;
  • Экономичность и рациональность (при планировании следует учесть соотношение расходов к к общему количеству доходов);
  • Централизованное управление финансовыми потоками (при использовании государством заимствования финансовых средств иметь несколько кредитов).
Читать также:  Как можно получить доступ к личному кабинету без логина и пароля?

Структура государственных финансов и государственные кредиты

Государственные финансы включают в себя следующие элементы:

  • Бюджетную систему;
  • Бюджеты, которые являются финансовым базисом формирования доходов и управления расходами государственных и муниципальных органов власти и образуют обязательную составляющую любого государства. Их можно объединить в бюджетную систему, основанную на экономических отношениях и правовых нормах. Основной доход в государственный бюджет приносят налоги и неналоговые платежи субъектов.
  • Внебюджетные фонды;
  • Государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой денежные фонды, которые формируются вне федерального и региональных бюджетов, их образуют обязательные целевые отчисления. Они не зависят от государственного бюджета. Управление их доходами и расходами регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Государственные кредиты представляют собой финансовые взаимоотношения между государством и физическими либо юридическими лицами, международными финансовыми организациями и иностранными государствами.

Государственные органы исполнительной власти являются по большей части заемщиками и гарантами, а организации и население – кредиторами. Если рассматривать международные экономические отношения, то государство может быть как кредитополучателем, так и кредитором.

Государственные кредиты являются источником дополнительного формирования денежных средств государства за счет займов у кредиторов и свободных финансов со стороны населения и организаций. Они позволяют увеличить финансовые ресурсы и скорость социально-экономического развития государства.

Государственные финансы выполняют следующие функции:

  • Распределительная функция. Смысл распределительной функции в том, что снова сформированная стоимость требует распределения для исполнения денежных обязательств. Государственные финансы помогают сконцентрировать и использовать денежные средства государства для выполнения поставленных государственных обязательств. Для распределения используется система централизованных фондов. Указанная функция позволяет формировать денежные фонды и фонды целевого значения, а также резервы государства, осуществлять различные виды перераспределений.
  • Регулирующая функция. Осуществление данной функции связано с формированием и использованием бюджетного фонда. Государство, управляя бюджетными расходами, может оказывать влияние на социальные сферы, результаты хозяйственной деятельности, вносить изменения в структуру общественного производства, развивать инновационную деятельность.
  • Контрольная функция. Данная функция позволяет контролировать своевременность и полноту управления денежными средствами государства, сказать об эффективности их использования.

Существуют следующие виды реализации контрольной функции:

  • Контроль корректного и своевременного перечисления финансов в централизованные фонды;
  • Контроль эффективности использования денежных ресурсов.

Другими словами, контрольная функция государственных финансов – это реализация контроля за финансовым оборотом и функционированием централизованных денежных фондов.

Также следует выделить следующие формы контроля:

  • Контроль денежных показателей, платежей и расчетов;
  • Контроль исполнения выбранной стратегии финансирования.

Роль и проблемы государственных финансов

Государственные финансы выполняют особенную роль в политическом и социально-экономическом развитии государства.

Роль государственных финансов зависит от объема денежных средств, которые должны быть реализованы для выполнения обязательств государства. Она заключается в том, чтобы адаптировать пропорции финансов к различным видам потребления и удовлетворить изменяющиеся потребности.

Основными проблемами государственных финансов являются:

  • Необходимость улучшения налоговой системы;
  • Необходимость улучшения бюджетного федерализма;
  • Необходимость в более эффективном использовании государственной собственности;
  • Поддержание и усовершенствование финансового контроля;
  • Укрепление взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики.

В заключении следует отметить, что государственные финансы являются важнейшим инструментом достижения поставленных целей в областях внешней и внутренней политики государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *