В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Финансовая реформа Александра 2 проводилась с 1860 по 1864 годы. Это одна из первых реформ императора, начало которой пришлось еще на период до отмены крепостного права. Необходимость начинать реформы именно в денежной сфере связана с тем, что финансы Российской Империи находились в плачевном состоянии после окончания крымской войны. Исправить ситуацию должен был статс-секретарь и экономист по образованию Валериан Алексеевич Татаринов.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Цели и задачи реформы

Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:

  • Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
  • Упорядочение бюджета.
  • Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами. Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.

Финансовые реформы 1860-х годов — экономические преобразования Александра II с целью модернизации финансовой системы Российской империи, которая должна была соответствовать новому (капиталистическому) типу экономики. Проект преобразований подготовил государственный контролёр В. Татаринов.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Отмена крепостного права создавала в России новый тип экономики, тогда как финансы, построенные вокруг феодальной по своей природе подушной подати, отражали более архаичный тип её развития. Реформаторская деятельность и начало индустриализации требовало от правительства многочисленных затрат. Для решения новых задач в 1860-62 гг. создаются новые органы — Государственный банк Российской империи и Главное выкупное учреждение при министерстве финансов (для проведения выкупной операции).

Проведение реформ началось 22 мая 1862 года с введения «Правил о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Первым шагом стало введение в финансы принципа гласности и начало публикации государственного бюджета. В ведомства поступили требования о составлении подробных отчётов и смет, поясняющих все расходы денежных средств и доступных для всеобщего обозрения. Данная мера была направлена на минимизацию казнокрадства. Общая роспись государственного бюджета подлежала утверждению Государственным советом и императором и имела отныне силу закона.

В 1864-68 годах в структуре министерства финансов были организованы казначейства, администрировавшие все доходы государства. Далее уже в 1865 году были созданы органы местного финансового самоуправления — контрольные палаты. На смену самостоятельным кассам различных государственных органов (из которых деньги нередко исчезали бесследно) пришла, таким образом, единая касса государственного казначейства. Усилилось значение финансового контроля, который давал своё заключение о проекте росписи бюджета и представлял в Государственный совет отчёт об исполнении бюджета минувшего года.

С началом проведения реформ изменилась и торговля. С целью искоренения коррупции правительство приняло решение заменить ранее использовавшиеся откупы на акцизные марки по алкоголю и табаку. Винный откуп, доходы от которого традиционно формировали львиную долю бюджета, был отменён. Отныне акцизы можно было получить в специальных акцизных управлениях. Во главе всего акцизного хозяйства был поставлен неподкупный К. Грот. Налогообложение стало напоминать современное, с разделением налогов на прямые и косвенные, хотя подушная подать была сохранена.

Денежная реформа 1862 года была отложена, так как у государства не хватило золота и серебра для размена бумажных денег. Осуществлена она была только в 1895-97 гг. под руководством С. Витте (см. Денежная реформа в России 1895—1897 годов). За вычетом этой реформы, финансовая система, созданная в 1860-е годы по проекту Татаринова, не претерпела существенных изменений вплоть до самой Октябрьской революции.

Модернизация коренным образом реорганизовала государственную финансовую систему, сделав её более открытой и более эффективной. Строгий учёт государственного бюджета поставил экономику на новый путь развития, снизилась коррупция, казна тратилась на важные предметы и мероприятия, чиновники стали более ответственными за распоряжение деньгами. Благодаря новой системе государство смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.

Основные мероприятия реформы

Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

ДатаСобытиеЗначение май 1860Создание Государственного банкаЗаменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. сентябрь 1860Отмена системы откуповОтменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. 1862Бюджет передан Министерству финансовДо 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. 1863Отмена подушной податиМещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, 1864Создание счетных палатСоздавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств.

Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами. Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.

Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М. Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:

  • Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
  • Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
  • Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
  • Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.

Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.

Финансовые реформы Александра 2-го (финансовые реформы 1860-х гг. ) — комплекс мер, направленных на реформирование существующей финансовой системы, чтобы сделать ее более эффективной и соответствующей новому типу экономики. Предпосылки проведения финансовых реформПроведенная в 1861 г. крестьянская реформа освободила крестьян от зависимости и создала новый тип экономики, который остро нуждался в финансовой поддержке со стороны государства. Прежде всего необходимо было огромное количество средств на обеспечение выкупных операций (крестьяне при раскрепощении получали землю, которую необходимо выкупить у помещиков). Для того чтобы обеспечить бесперебойное проведение выкупов земли, нужны были огромные кредиты, а Россия не обладала достаточными запасами золота и валюты, чтобы все это обеспечить. Страна находилась в состоянии кризиса. Кроме того, в деньгах постоянно нуждалась транспортная система, так как индустриализация шла очень быстро и нужно было создавать пути сообщения между регионами. Дефицит бюджета рос с каждым днем, выпуск новых банкнот привел лишь к тому, что произошло серьезное ослабление валюты. Кризис развивался. В 1860 г. для проведения крестьянской реформы был создан Государственный банк, который осуществлял выкупные операции благодаря огромному государственному займу. Крестьянин получал от банка крупную ссуду на 49 лет, чтобы выкупиться у помещика. Возврат полученных денег шел слишком медленно, чтобы поддержать экономику. Возрос еще и внутренний долг страны. Государство и император понимали, что без срочного проведения финансовых реформ страна может надолго увязнуть в серьезном экономическом кризисе. Главным идеологом новых реформ стал В. Татаринов, который и создал проект государственных преобразований, призванных поддержать экономику. Основная суть реформы заключалась в том, чтобы полностью переделать систему управления финансами в России, упорядочить ее работу и тем самым сделать более эффективной. До проведения реформ в системе управления финансами царил хаос, деньги постоянно куда-то исчезали, были огромные хищения и злоупотребления полномочиями, царил хозяйственный произвол. Ознакомившись с законопроектами ведущих мировых держав, Татаринов разработал новый законопроект. Проведение реформы началось 22 мая 1862 г. , когда были введены новые правила о составлении финансовых государственных смет. Чтобы избежать хищений и контролировать расход средств, все государственные ведомства отныне должны были составлять сметы, в которых подробно расписывали, на что расходуются поступающие деньги. Общая же смета государственных расходов составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась государственным советом и императором. После утверждения смета принимала статус государственного закона и публиковалась для общего обозрения. В 1864-1868 гг. все доходы государства сосредоточились в новом органе — государственном казначействе, которое подчинялось Министерству финансов. Из касс казначейства средства поступали в различные государственные учреждения согласно заранее прописанным сметам и кассовым расписаниям. Благодаря новой системе удалось навести порядок в работе финансовых организаций, полностью контролировать передвижение средств — деньги больше не терялись в недрах министерств и не попадали в карманы чиновников. Отчет обо всех операциях предоставлялся в Государственную Думу. В 1865 г. были созданы органы местного финансового самоуправления — контрольные палаты. Изменилась и торговля. Были введены акцизные марки сначала на алкоголь, а затем и на табак, заменяющие использовавшиеся ранее откупы. Для выдачи акциз были созданы специальные акцизные управления. Это также помогло снизить коррупцию. Система налогообложения делилась на две части — косвенные налоги (неокладные сборы) и прямые налоги (окладные сборы). Созданная Татариновым система дала отличные результаты, однако немаловажным было и то, что во время проведения реформы были уволены многие министры и чиновники. Император заменил их новыми, более лояльными и честными, по его мнению, людьми, которые могли бы существовать в новой системе. Итоги и значение финансовых реформПредпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы. К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

Читать также:  ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ CASH U FINANCE

ФИНА́НСОВЫЕ РЕФО́РМЫ 1862–68

ФИНА́НСОВЫЕ РЕФО́РМЫ 1862–68, пре­об­ра­зо­ва­ния гос. фи­нан­со­вой сис­те­мы Рос. им­пе­рии; часть «Ве­ли­ких ре­форм», про­ве­дён­ных имп. Алек­сан­дром II. Ини­циа­тор Ф. – гос. кон­тро­лёр В. Та­та­ри­нов. Пре­сле­до­ва­ли за­да­чи по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти и пла­но­мер­но­сти гос. рас­хо­дов, уси­ле­ния кон­тро­ля над ни­ми, борь­бы с каз­но­крад­ст­вом.

Вве­де­но един­ст­во кас­сы (1864–1868): ве­дом­ст­вен­ные кас­сы уп­разд­не­ны, соз­да­на сеть гу­берн­ских и уезд­ных касс Гос. ка­зна­чей­ст­ва, где бы­ли со­сре­до­то­че­ны все ка­зён­ные де­неж­ные сред­ст­ва. Рас­хо­ды из них про­из­во­ди­лись в со­от­вет­ст­вии с бюд­жет­ны­ми сме­та­ми и кас­со­вы­ми рас­пи­са­ния­ми.

Рас­ши­ре­ны пра­ва Го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля: в 1865–68 вме­сто кон­троль­ных от­де­ле­ний ка­зён­ных па­лат соз­да­ны кон­троль­ные па­ла­ты, под­чи­няв­шие­ся гос. кон­тро­лё­ру (за­ни­ма­лись про­вер­кой де­неж­ных обо­ро­тов гу­берн­ских и уезд­ных ка­зна­чейств, а так­же управ­ле­ний, рас­по­ря­жав­ших­ся кре­ди­та­ми и сбо­ра­ми гос. до­хо­дов, обо­ро­тов ма­те­ри­аль­но­го иму­ще­ст­ва, от­чёт­но­сти касс и др. ); с 1866 Гос. кон­троль еже­год­но со­став­лял от­чё­ты по ис­пол­не­нию гос. рос­пи­си и её фи­нан­со­вых смет, ко­то­рые за­тем ре­гу­ляр­но пуб­ли­ко­ва­лись.

Предпосылки проведения финансовых реформ

Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.

Предпосылки финансовых реформ

Проведенная в 1861 году крестьянская реформа оказала огромное влияние на экономику страны. Прежде всего, Российская Империя нуждалась в огромных кредитах, которые необходимы были для осуществления выкупных операций (крестьяне получали землю при раскрепощении), однако необходимого количество золотовалютных запасов не было, так как страна находилась в стадии кризиса. Деньги также нужны были развивающейся промышленность и транспорту. Огромный дефицит бюджета рос с каждым годом, чтобы покрыть его страна брала займы и осуществляла выпуск дополнительных казначейских билетов (денег), что в итоге привело к ослаблению национальной валюты. Это грозило стране еще большим экономическим кризисом.

Еще до проведения крестьянской реформы был учрежден Госбанк (1860 год), который и должен был стать главным центром осуществления выкупной операции. Для того, чтобы процесс прошел нормально, государство вынуждено было выплачивать выкупные суммы, используя государственный займ. Крестьянин получал ссуду для того, чтобы выкупиться у помещика, которую потом выплачивал в течение 49 лет. Это привело к тому, что внутренний долг страны значительно возрос.

Для того, чтобы крестьянская реформа не повлекла за собой серьезных последствий для экономики, было принято решение одновременно провести и финансовую реформу.

Основоположником реформ стал В. Татаринов. Его проект реформ был направлен не столько на преобразование финансового аппарата государства, сколько на упорядочивание его работы. Ознакомившись с финансовым управлением в ведущих европейских странах, Татаринов предложил ряд преобразований, которые должны были существенно снизить процент злоупотреблений государственными средствами в некоторых ведомствах, а также уничтожить полностью хозяйственный произвол, который царил в министерствах (денежные средства, курсирующие между разными министерствами и отделами, зачастую просто «терялись» и их нельзя было учесть).

Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. Общая смета расходов всего государства сначала составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась сначала государственным советом, а затем и самим императором, после чего принимала статус официального закона. В этом же году государственная смета(роспись) стала публиковаться для общего доступа.

В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов. Благодаря этим реформам, существенно возросло значение государственного контроля над финансами, деньги больше не исчезали в недрах министерств, а законность всех расходов тщательно проверялась специальными органами. Отчет об операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы.

Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Созданная система дала хорошие результаты, однако они не могли бы быть достигнуты, если бы не ряд увольнений, проведенных в финансовых министерствах. Император уволил часть старых чиновников и заменил их новыми, более образованными и неподкупными людьми. Это помогло реформам сработать быстрее.

Итоги и значение финансовых реформ

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Однако нельзя сказать, что финансовые реформы были слишком успешны. К сожалению, как и многие другие реформы того времени они были слишком непоследовательны. Наряду с появление строго контроля финансовой системы государства, в России все еще оставались такие пережитки прошлого, как подушная подать (налоги), а государственный контроль распространялся не на все органы. Кроме того, запланированная денежная реформа (предполагался размен бумажных денег на золото и серебро) так и не была проведена из-за недостатка металла.

Предпосылки финансовой реформы

В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.

Государство переживало финансовый кризис:

  • На развитие транспорта и промышленности не хватало средств.
  • Продолжался рост бюджетного дефицита. Россия покрывала его за счет займов и выпускала дополнительные казначейские билеты (деньги).
  • Национальная валюта была ослаблена, что вело к углублению экономического кризиса в государстве.

За год перед крестьянской реформой в России учредили Государственный банк, который должен был осуществить выкупную операцию. Для нормализации процесса планировалось использовать средства государственного займа. Крестьянам выдавали ссуды для своего выкупа у помещиков. Погасить ее они должны были за 49 лет. Такая финансовая политика государства привела к существенному росту внутреннего долга России.

Во избежание серьезных последствий крестьянской реформы для экономического развития страны правительство решило начать одновременное проведение финансовой реформы.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Валериан Татаринов – главный финансовый реформатор при Александре II

Главным финансовым реформатором страны в правительстве выбрали государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который не только хотел преобразовать государственный финансовый аппарат, но и упорядочить его работу. Он посетил ведущие страны Европы, где знакомился с их методами финансового управления государством.

Валериан Алексеевич планировал преобразовать некоторые ведомства, где особенно злоупотребляли казенными деньгами. Кроме того, он работал над уничтожением хозяйственного произвола в ряде министерств со средствами, курсировавшими из одного отдела в другой, а по пути «бесследно пропадавшими» из-за сложности их учета.

Проводить реформу Татаринова в России начали в мае 1862 года с введения Правил по составлению, рассмотрению и исполнению финансовых смет и государственной росписи в главных управлениях и министерствах. Вводилось ежегодное составление смет. Для этого была разработана специальная форма с разными параграфами по расходным статьям.

Общегосударственную смету составляло министерство финансов, после чего ее утверждал государственный совет, а в конце – император. В итоге она становилась официальным законом и публиковалась в газетах.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Суть финансовой реформы

С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.

Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:

  • Государство контролировало собственные финансы.
  • Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
  • Специальные органы контролировали все расходы.
  • Государственная Дума получала отчет об операциях.

В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.

Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.

Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.

Результативность финансовой реформы была положительной:

  • Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
  • Старые чиновники были уволены по указу императора.
  • На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Значение финансовой реформы

В государстве появилась эффективная и прозрачная финансовая система со строгим учетом средств, которые не расходовались на приобретение ненужных вещей. На чиновников была возложена ответственность за потраченные средства. Финансовый кризис в России пошел на убыль. Это стало возможным благодаря снижению негативных последствий крестьянской реформы 1861 года.

Позже из-за непоследовательных действий некоторых высоких чиновников финансовая реформа забуксовала. Хоть в стране и существовал строгий контроль над расходованием средств, но Россия до сих пор не избавилась от подушной подати, а под государственным контролем находились далеко не все ведомства. Запланированную денежную реформу в стране не провели из-за нехватки серебра и золота, которыми собирались заменить бумажные деньги.

Читать также:  ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ТОПЛИВНО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМ РАБОТАТЬ

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Финансовая реформа 1860-1864 г

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Финансовая реформа 1860-1864 г.

Цели, основные положения реформы,плюсы и минусы.

Финансовая реформа, 1860-1864Цели:

  • Преобразование финансовой системы страны
  • Осуществление чёткого контроля за бюджетными средствами
  • Создание условий для перехода финансовой системы  на путь капитализма
  • Осуществление контроля за бюджетными средствами. С этой целью все финансовые ведомства должны ежегодно составлять сметы расходов, общие сметы государства утверждались министром финансов, затем Государственным советом, а после — императором.
  • Все деньги , не израсходованные министерствами за год, возвращались в государственную казну, а не оставлялись в министерствах ,как это было раньше.
  • С 1864 года все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов.
  • 1863- отмена подушной подати для мещан. Она заменена налогом на городскую недвижимость.
  • В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
  • 1865- введение поземельного налога, который обязаны были платить все собственники земли.
  • С 1866 года вводились акцизы на винные изделия и табак
  • Появление прямых (окладные сборы) и косвенных ( неокладные сборы) налогов.
  • Проведён ряд кадровых изменений, были назначены более энергичные, образованные люди.
  • Финансовая система стала более эффективной и прозрачной
  • Вёлся строгий учёт всех государственных средств
  • Усилилась ответственность чиновников за каждый потраченный рубль
  • Совершенствовалась налоговая система
  • Постепенно государство стало выбираться из экономического кризиса.
  • Большую роль играл Государственный банк, созданный ещё в 1860, выдававший кредиты для развития промышленности и сельского хозяйства.
  • Контроль за деятельностью финансовых органов был недостаточно организован. Часто он ограничивался проверкой документов, а не фактическим положением дел.
  • Оставались пережитки прошлого — подушная подать ( она была отменена лишь для мещан)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Важной составной частью являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства.

Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджетная система России характеризовалась такими чертами: Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну.

Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели.

Был низкий уровень сметной дисциплины. Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. Много вреда принесла действовавшая система экономических капиталов.

По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить как хотели, а в казну не возвращали.

Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто-бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия. Но на практике эта премия чаще всего была премией за плохую работу.

Министерства не успевали сделать все то, что им положено было сделать за год, у них образовывался остаток. А заинтересованности в том, чтобы все сделать, у них тоже не было, поскольку то, что осталось, доставалось им в виде премии. Нередко возникала такая ситуация, когда приходилось брать займы за границей, в то время как деньги в стране были, но они были на счетах министров, они были неприкосновенны.

А самым плохим в бюджетной системе 1-й половины 19 века было отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных денег. С 1811 года в России существовало специальное контрольное ведомство, Ревизионное ведомство, нечто вроде современной Счетной палаты.

Государственный контроль был поставлен довольно независимо, подчинялся только царю. Но ревизионный контроль и его чиновники не имели права знакомиться с финансовой и хозяйственной деятельностью учреждений по подлинным документам, а могли знакомиться только по так называемым генеральным отчетам.

Генеральные отчеты в конце года составляло каждое министерство, где расписывалось куда пошли деньги и в каком количестве. Это было крайне неэффективно, так как проверяющие могли знать о деятельности учреждений только то, что они сами о себе говорили.

Это все равно, что следователь будет слушать только то, что говорит обвиняемый и больше ничего.

Кроме того, у государственного контроля не было местных органов, он был только в СПб. Между тем, немалое количество денежных сумм расходилось на местах, в губерниях, уездах, а там контроля не было вообще, т. там был самоконтроль.

Еще во время Крымской войны группа чиновников государственного контроля была командирована заграницу с тем, чтобы ознакомиться с постановкой ревизионного дела в других странах. Были составлены обширные отчеты об этой командировке. И с конца 1850-х годов вопрос о финансовых преобразованиях: реорганизации контрольной службы, наведение порядка в бюджетной сфере – стало предметом обсуждения.

Кроме крестьянской реформы ни одно из преобразований не встречало такого противодействия как финансовая реформа. Главным государственным контролером был назначен Татаринов. Ему пришлось преодолевать очень сильное сопротивление. Против него в едином строю выступали почти все министры.

Не следует все воспринимать примитивно, что его противники были людьми, которые только и мечтали о том, чтобы набить себе карманы за счет государства. Дело было в другом.

Они не хотели мириться с тем, что теперь придется отчитываться перед государственным контролем в том, на что тратить деньги, они привыкли сами решать, что важно, а что неважно.

Первым шагом на пути финансовой реформы явилось издание в 1862 году новых местных бюджетных правил о порядке составления бюджета. Термин «бюджет» не употреблялся, называлось «государственная роспись доходов и расходов». В чем суть реформы? Бюджет был сделан всеохватывающим. Доходы всех учреждений вносились в общегосударственную роспись. Бюджет был сделан обязательным для исполнения.

Были ликвидированы экономические капиталы. Не израсходованные к концу сметного года деньги министерствами возвращались в казну. Был реорганизован аппарат государственного контроля. Государственный контроль получил право знакомиться с подлинными документами, а не только генеральными отчетами.

На местах, в губерниях с 1864 года были созданы местные органы контроля – контрольные палаты. Они не подчинялись губернатору, были поставлены совершенно не зависимо, подчинялись только центральному аппарату государственного контроля.

Эти меры позволили наладить порядок. Особенное раздражение губернаторов вызвало создание контрольных палат как независимых инстанций. Когда после того эта мера была принята, ее чуть было не свели на нет.

4 апреля 1866 года состоялось покушение Каракозова на Александра 2. После этого стал обсуждаться вопрос о том, что общество распустилось, надо усилить власть губернаторов. На заседании Комитета министров был поднят этот вопрос. Противники реформы государственного контроля (финансовой реформы) решили этим воспользоваться.

Они приняли решение о фактическом подчинении контрольных палат губернаторам. Все представления к наградам, очередным чинам и должностям чиновников государственного контроля должны были идти только через губернаторов. Понятно, что чиновники никак не могли быть объективными при проверке деятельности губернаторов.

Министры такое решение приняли, воспользовавшись тем, что Татаринов был в Москве. А Александр 2, не разобравшись, утвердил.

Но Татаринов вернулся и увидел, что эта мера губит все дело контрольной реформы. Он доложил свои соображения Александру 2, и тот понял, что поступил опрометчиво. После этого были внесены коррективы: контрольные палаты остались независимыми от губернаторов.

Не все, что было задумано, Татаринов мог осуществить. Не удалось ввести принцип фактического контроля. Государственный контроль осуществлялся по документам. А фактический контроль осуществлялся реально. Например, по бумагам следует, что деньги отпущены на строительство здания для губернского правления, и здание построено. А вдруг этого здания нет, а только на бумаге существует.

Эффективной деятельности мешало и то, что денежные начеты на должностных лиц, которые своими действиями нанесли ущерб государству, можно было делать только с согласия начальников. А начальники не давали разрешения.

Была реорганизована налоговая система. Она стала более справедливой. К середине 19 века она была несправедливой. Из налоговых поступлений больше ¾ платили крестьяне и мещане в рамках подушной подати. Между тем наиболее зажиточные категории населения, дворянство и купечество, меньше 20%. финансовое благополучие государства обеспечивали не самые богатые люди.

А в первой половине 1870-х годов были приняты меры, которые сделали распределение налогового бремени более справедливым.

В 1863 году было отменено взимание подушной подати с мещан. Вместо подушного сбора в городах был введен налог на городскую недвижимость, облагая этими налогами всех владельцев недвижимости, в том числе и дворян, которые раньше налогов не платили.

В 1875 году был введен государственный поземельный налог. Его платили все собственники земли, в том числе и помещики.

С другой стороны, привлечение к платежам лиц, которые раньше вообще не платили налогов, способствовало росту поступлений в государственное казначейство.

Важное место имело создание в 1860 году Государственного банка. Гос. банк создавался вместо большого количества государственных кредитных учреждений. Он должен был централизовать все дело государственного кредита. Задачи гос. банка:

он должен был кредитовать промышленность и сельское хозяйство, но это задача на будущее, поскольку в 1860 году денег у него не было.

банк занимался преимущественно скупкой и продажей государственных ценных бумаг.

Банк не получил права выпуска бумажных денег.

Впоследствии банк играл чрезвычайно важную роль в экономической жизни России.

Среди мер, которые были приняты властями, большое значение имела отмена винных откупов. Еще до того как началось трезвенное движение, Александр 2 дал указание приступить к подготовке соответствующих преобразований.

Подготовка шла медленно, так как откупщики всеми силами противились ликвидации. Говорили, что сенатору, который руководил комиссией, готовившей реформы, ему предложили взятку в размере 1 миллиона рублей, чтобы он тормозил дело.

Говорят, что когда Александр 2 узнал про это, он предложил ему свои 1 миллион рублей.

В конце концов в 1861 году вышел закон в соответствии с которым с 1 января 1863 года винные откупа упразднялись. Вместо них вводилась свобода производства и торговли спиртными напитками.

Владельцы промышленных предприятий, производивших алкоголь, должны были ежегодно выплачивать патентный сбор и акциз. Размер акциза определялся количеством произведенного продукта.

Владельцы торговых заведений должны были платить патентный сбор. Эта система просуществовала до середины 1890-х годов.

Читать также:  Фридом финанс брокер телефон горячей линии

Реформы Александра Второго 2

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет

Кафедра Экономики и Финансов

Специальность Экономика и управление на предприятии

по дисциплине «Отечественная История»

Реформы Александра Второго

студент 1 курса

Доцент кафедры истории и культурологи, кандидат исторических

Каменчук Николай Иосифович

Введение

Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России.

«Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I.

Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство. От царя ждали ответа. Александр дал его.

Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии.

Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством.

Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.

В первой главе я обратила внимание на личность Александра Николаевича и первые годы его правления. Без биографии и понимания личности человека судить о его поступках невозвозможно.

Вторая глава посвящена «Великим реформам» 1863-1874 годов. Предпосылки их создания, развитие и взгляд.

И, наконец, в заключение я подвела итоги реформ Александра II.

Глава 1. личность императора александра николаевича и первые годы его царствования

Биография Александра II.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы

Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К. Мердер и поэт

Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными

делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года — и

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19

февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было

освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок

общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года

судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и

законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала

гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году

вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной

службы с низших сословий. В это время были созданы высшие

общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и

Киеве), основаны 3 университета — Новороссийский (1865 г. ), Варшавский

(1865 г. ) и Томский (1880 г. В 1863 году было принято положение об

освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а

также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и

ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после

подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно

перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских

циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в

стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил

своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и

подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено

покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен

Амурский край (1858 г. ), а по Пекинскому — Уссурийский (1860 г. В 1864

году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были

захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г. ) и Ферганскую

область (1873 г. Русское владычество распространилось вплоть до вершин

Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США

Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике

России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878

, завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось

провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила

часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и

денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были

присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной

в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в

Петропавловском соборе.

Первые годы царствования.

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему

26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей

три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки,

начеты и т. ; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание

разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим

заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам

польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и

набор между последними приказано производить на общих основаниях; был

разрешен свободный выезд за границу и т. Но все эти меры были лишь

преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать

последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении

внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза»,

руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом

приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать

войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он

продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем

политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось

впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на

практике это оказалось не так:»повеяло мягкостью и терпимостью,

характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные

стеснения с печати;университеты вздохнули свободнее. «, говорили, что

«государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса

действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом

бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения

всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах

программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему

сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания

войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую

фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и

совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует

в судах ; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и

всякой полезной деятельности

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы.

Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В. Жуковского. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса».

Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования.

Глава 2. великие реформы 60-70х годов

Необходимость реформ.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки

Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением

Плюсы, минусы и итоги

В Министерстве финансов было создано единое казначейство для других министерств

Период правления Александра II ознаменовался политическими реформами, которые без преувеличения стали судьбоносными для Российской империи.

Необходимость таких политических преобразований была вызвана тяжелым положением России, в связи с поражением в Крымской войне, наличием крепостного права, тормозящего развитие экономики государства.

В перечень основных реформ входят:

  • Крестьянская.
  • Финансовая.
  • Реформирование системы местного самоуправления.
  • Переустройство судебных органов.
  • Образовательная реформа.
  • Военные реформы.

Положительные результаты реформирования

Самой существенной является крестьянская реформа, которая в 1861 году открыла список преобразований и отменила крепостное право.

Получение личной свободы и возможности брать в аренду земельные наделы, способствовало развитию рынка труда. Крестьяне приобрели право свободного выбора профессии.

Земля передавалась в пользование общине, и все права имеет местное самоуправление.

Суть земской реформы (1864 год) состояла в том, что решение вопросов местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета передается выборным уездным и губернским управам.

Эти выборочные учреждения должны были заниматься обеспечением и развитием начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Естественным продолжением реформы местного самоуправления является городская, которая заменила сословные управления городами, выбранными думами.

Плюсами реформирования земства можно считать повышение уровня образования за счет открытия огромного количества земских школ. Значительно улучшилась система здравоохранения.

Строительство в больших количествах земских больниц, школ привело к образованию «третьего элемента» из врачей, учителей, агрономов. Кроме того, создание инфраструктуры в ближайших населенных пунктах, строительство дорог, медучреждений, школ способствовало ускоренному развитию промышленности.

Начало образовательной реформы было положено императором уже в первые годы его правления. Реформирование коснулось не только университетской среды, но затрагивало также и средний уровень образование.

Кроме классических гимназий, широкое распространение в шестидесятых годах XIX века получили реальные училища. Новые правила дали возможность получать образование крестьянским детям.

Созданная система женского образования обеспечила широкий доступ женщин к образованию. Новый закон о печати снизил уровень цензуры.

Судебная реформа, предусматривающая создание системы судов из мировых и общих, обеспечила более эффективное судопроизводство. Внедрение суда присяжных, публичность и гласность судебных заседаний с участием адвокатов, независимость судей оказали сильное влияние на прогресс в общественной жизни и всего государственного строя.

Минусы реформ Александра II

Несмотря на положительный эффект от внедрения реформ, касающихся практически всех сторон жизни России шестидесятых — семидесятых годов XIX столетия, они не были лишены недостатков и существенных просчетов. Проведение крестьянской реформы не дало крестьянам главного – земли.

Кабальные условия выкупа земли для большинства бывших крепостных были грабительскими и способствовали резкому расслоению деревенских общин. Земская реформа считается по духу и характеру буржуазной.

Однако присутствие на заседаниях в основном представителей высших звеньев общества позволяло игнорировать интересы низших сословий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *