В России обсуждался бюджет на 2021 год и его распределение между всеми министерствами

В России обсуждался бюджет на 2021 год и его распределение между всеми министерствами

Оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств нацпроектов / Евгений Разумный / Ведомости

Минфин предложил снять более 500 млрд руб. расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году. План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на следующие три года («Ведомости» ознакомились с материалами). Расходы планируется сокращать на аналогичную в целом величину также в 2024 и 2025 гг.

По сравнению с утвержденными на 2022–2024 гг. планами в следующем году траты могут уменьшить на 557 млрд руб. , в 2024 г. – на 539 млрд руб. На 2025 г. конкретных проектировок в действующем законе о бюджете нет, но на следующий после текущей трехлетки период Минфин закладывает расходы, исходя из долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего различные коэффициенты индексации. Относительно такого инерционного сценария в 2025 г. ведомство предлагает отказаться еще от 534 млрд руб. Секвестр коснется практически всех блоков: оптимизация для обеспечения сбалансированности бюджета затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.

Предложения по корректировке ведомство уже прорабатывает

В России обсуждался бюджет на 2021 год и его распределение между всеми министерствами

Евгений Разумный / Ведомости

Минфин подготовил предложения по новым бюджетным правилам, сообщил министр финансов Антон Силуанов на брифинге в среду. В текущих условиях старые правила не могут реализовываться, напомнил он.

Минфин по бюджетному правилу на дополнительные доходы от высокой цены нефти (в 2022 г. планка отсечения находится на уровне $44,2/барр. ) покупает для Фонда национального благосостояния иностранную валюту и золото. В начале марта министерство сообщило о приостановке действия правила на 2022 г. До этого западные страны в рамках санкций заморозили около $300 млрд золотовалютных резервов РФ, включая средства ФНБ.

«Мы как Минфин заинтересованы в том, чтобы бюджет формировался из понятных для всех принципов и правил. В нынешних условиях старые правила, безусловно, не могут реализоваться. У Минфина есть предложения по новым бюджетным правилам», – сказал Силуанов.

Он отметил, что в ближайшее время расходы будут финансироваться не только за счет доходов, но и средств ФНБ. Для того чтобы фонд не был исчерпан, необходимо иметь ограничения и по объему расходов, указал министр.

Силуанов пояснил, что принцип заключается в том, чтобы нефтегазовые доходы были составлены исходя из уровня, который бы минимально реагировал на изменения объемов добычи, цен и так далее. Например, можно было бы взять средний объем нефтегазовых доходов за последние три года, считает Силуанов: «Здесь можно или идти по старой логике – некий базовый уровень отсечки брать – $44-45 или просто зафиксировать некую сумму прогноза нефтегаза, которая была бы сформирована исходя из данных за последние три года».

«Сейчас будет новый бюджетный цикл, и при подготовке к нему будем предлагать готовить бюджет уже по уточненным принципам. Нам важно, чтобы объем наших обязательств соответствовал объему наших возможностей», – подчеркнул глава Минфина.

Он добавил, что новые бюджетные правила не будут направлены на то, чтобы копить ФНБ в иностранной валюте. По его словам, ФНБ либо будут меньше тратить, либо пополнять его в рублевом эквиваленте.

В настоящее время правительство обсуждает параметры нового макропрогноза, который подготовило Минэкономразвития. По словам источника «Ведомостей», Минфин предложил скорректировать ряд параметров. Основной причиной расхождения оценок Минэка и Минфина, по его словам, стали параметры цены на нефть Urals и курс рубля. По словам собеседника, Минфин посчитал цифры Минэка по нефти и курсу рубля, которые составляют основу прогнозирования доходов бюджета, излишне оптимистичными.

Среднегодовая цена на нефть в проекте прогноза заложена на уровне $82,6/барр. в 2022 г. и $75,2/барр. в 2023 г. , а затем ожидается ее дальнейшее снижение – до $67,7/барр. и $61,2/барр. в 2024–2025 гг. соответственно. Курс доллара, согласно документу, ожидается стабильным, т. без резких колебаний в сторону ослабления и укрепления, на уровне 81,4 руб. /$ в среднем за 2022 г. и 83 руб. /$ в 2023 г. Затем Минэк прогнозирует ослабление национальной валюты до 85,2 руб. /$ и 86,9 руб. /$ в 2024–2025 гг.

Материал скорректирован по просьбе Минфина, который после публикации уточнил, что предложения прорабатываются, но еще не обсуждаются на уровне правительства.

В 2021 году бюджет будет дефицитным. В Госдуме говорят, что к этому привели пандемия и общий экономический спад

Владимир Путин утвердил бюджет на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Расходы и доходы страны уместились на 5291 странице, посмотреть документ полностью можно по этой ссылке. Мы же прочитали его за вас и выбрали самое важное.

Цифры на 2022-й и 2023 годы пока примерные — парламент строит планы на 3 года вперед, а каждую осень корректирует показатели. Что касается 2021-го, то прогнозы неутешительные: доходы федеральной казны не сойдутся с тратами примерно на три триллиона.

Один бюджет России — это почти семь бюджетов Москвы (без учета Подмосковья). Или 87 бюджетов Чукотского автономного округа — одного из самых маленьких регионов по численности населения в стране, там живут чуть больше 50 тысяч человек

Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

Изначально бюджет на 2020 год был профицитным — его составляли с расчетом на то, что доходы федеральной казны будут превышать расходы. Однако после всех событий текущего года в бюджете образовалась дыра: ожидаемый дефицит — уже 4,7 триллиона рублей. Без особого энтузиазма бюджет на 2021 год записали дефицитным.

— Сегодня экономическая ситуация очень непростая — это связано и с общим экономическим спадом во всем мире, и со снижением нефтяной конъюнктуры, и, конечно, с пандемией, — объясняет причины дефицита бюджета первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. — Всё это в свою очередь отразилось на доходах федерального бюджета относительно того, что планировали в прошлом году. Снижение доходов федерального бюджета относительно трехлетнего плана составит в 2021 году более трех триллионов рублей. В бюджете предусмотрены средства для выполнения всех социальных обязательств государства, реализации нацпроектов и послания президента, несмотря на снижение доходов.

По словам парламентария, в 2021 году дефицит бюджета в основном будет финансироваться за счет государственных заимствований на внутреннем рынке, частично будут использоваться накопленные резервы — средства Фонда национального благосостояния.

Часть бюджета засекречена, часть поделена между министерствами и ведомствами. Больше всего достанется Министерству финансов — почти 7 триллионов рублей. В его компетенции — самые разные расходы, от регулирования финансовых рынков до развития пенсионной системы. На последнее заложено 2,24 триллиона рублей. Минобороны получит 1,87 триллиона, МВД — 1,04 триллиона, Минздрав — и того меньше, 500,28 миллиарда рублей (но не стоит забывать, что дополнительно к этой сумме в здравоохранение будут вкладываться регионы). На управление делами президента потратят 166,63 миллиарда рублей, еще 13 миллиардов заберет себе Госдума.

По сравнению с прошлым годом показатели бюджета существенно отличаются только у Министерства просвещения — на школы пойдет практически вдвое больше федеральных денег

Полученные деньги министерства тратят на целевые программы, обеспечение работы подведомственных учреждений и зарплаты своих сотрудников. Например, на зарплаты депутатов Госдумы и их помощников отведено 6,42 миллиарда рублей (это почти половина от всего «думского» бюджета). Зарплата судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей обойдется бюджету в 79 миллиардов — это, кстати, чуть меньше, чем планировалось ранее: в прошлом году на зарплаты закладывали чуть больше 80 миллиардов рублей.

В среднем на одного депутата придется 1,18 миллиона в месяц. Это зарплата и соцпакет не только его, но и двух его помощников

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2021 году планируется потратить 1,2 триллиона рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит 3,52 миллиарда.

Министерство здравоохранения получит больше, чем хотели выделить изначально: 500,28 миллиарда вместо 420,76. Но меньше, чем закладывали на него в 2020 году (503,09 миллиарда). Часть денег пойдет на развитие образования, фундаментальные исследования и общегосударственные вопросы. Непосредственно на здравоохранение заложено 449,67 миллиарда рублей — эти деньги распределят между разными видами медпомощи. Например, на стационарную медицинскую помощь планируется потратить 48,56 миллиарда рублей, а на амбулаторную — 184,09. На скорую медицинскую помощь заложено 5,2 миллиарда — эти деньги потратят на авиаперевозку пациентов и медиков.

Говоря о медицине, нужно уточнить, что финансирование непосредственно лечения пациентов — дело в основном бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, который принимается отдельно. Согласно принятому Госдумой законопроекту, общий объем расходов бюджета Фонда составит 2,55 триллиона рублей.

Больше, чем годом ранее, получило Минпросвещения — 325,15 миллиарда против 174,09, которые закладывали в бюджет на 2020 год. Существенная часть этой суммы — 58,71 миллиарда — пойдет на обеспечение бесплатного питания в начальных классах. Еще 74,22 миллиарда — на доплаты учителям за классное руководство.

Нет, кое-какие показатели бюджета могут пересмотреть уже в начале следующего года. Об этом еще осенью говорил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он отметил, что бюджет основывается на макропрогнозе, согласно которому в 2021 году ожидается восстановительный рост.

— Должен сказать, что прогноз не учитывает вторую волну COVID-19, которая, по сути, к сожалению, началась, — заявил Кудрин на парламентских слушаниях по проекту бюджета в октябре. — Тем самым падение ВВП этого года все-таки будет больше, чем по официальному прогнозу, — где-то от 4 до 5% ВВП.

Он отметил, что зима и первый квартал будут сложными для экономического роста, и показатели на следующий год тоже могут быть скорректированы. Позднее в интервью на «России 24» он подчеркнул уникальность мирового кризиса, заявив, что «ни кризис 1998 года, который был очень сильный, ни кризис 2008–2009 годов не могут даже приблизиться по сопоставлению к масштабам этого кризиса, когда останавливались целые регионы».

Сегодня в Госдуму внесен законопроект о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов1. Он был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 19 сентября 2019 года. Вместе с ним также на рассмотрение в Госдуму направлены следующие проекты бюджетных законов:

  • «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»2;
  • «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»3;
  • «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»4;
  • «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»5;
  • «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда»6;
  • «О внесении изменения в статью 121 Федерального закона “О государственной социальной помощи»7;
  • «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и статьи 34 и 83 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»8;
  • «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году»10, и другие.
Читать также:  Ресурс финансового образования для детей и подростков

Вместе с законопроектом о федеральном бюджете представлены также основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики и прогноз социально-экономического развития.

В представленном в Госдуму законопроекте2 бюджета ПФР на 2020 год определены следующие параметры. Доходы прогнозируются в сумме 8923,8 млрд руб. , расходы – 9042,3 млрд руб. В результате прогнозируется дефицит бюджета в сумме 118,5 млрд руб. , однако к 2022 году законодатель планирует выйти уже на профицит в размере 18,5 млрд руб. Как указывается в законопроекте, при формировании доходной части бюджета Фонда учтено продление моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Что касается расходов на выплату страховых пенсий, то предусматривается их повышение сверх уровня инфляции.

Показатели3 бюджета ФФОМС на 2020 год предусмотрены следующие:

  • доходы в сумме 2367,2 млрд руб.;
  • расходы в сумме 2368,6 млрд руб.;
  • дефицит бюджета – 1.4 млрд руб., с дальнейшим ростом к 2022 году до 6.9 млрд руб.

Как заявляет законодатель, сбалансированность бюджета будет достигнута за счёт переходящих остатков средств на конец соответствующего финансового года. Также законопроектом предусмотрено формирование нормированного страхового запаса на 2020 год в сумме 21,1 млрд руб.

Кроме того, в бюджете ФФОМС предусматриваются бюджетные ассигнования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями частной системы здравоохранения. Так, в 2020 году на нее планируется выделить 4 млрд руб. , в 2021 году – 4,2 млрд руб. , а в 2022 году – 4,3 млрд руб.

Законопроектом4 бюджета ФСС в 2020 году предусматривается профицит в размере 23,5 млрд руб. На 2021 год прогнозируется дефицит в размере 10,3 млрд руб. , а в 2022 году профицит – 62,5 млрд руб. На 2020 год планируется получение доходов в сумме 811,6 млрд руб. , а расходов – 788,1 млрд руб.

Что касается страховых тарифов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то соответствующим законопроектом5 не предусмотрено их изменение. Как и сейчас, уплачиваться они будут в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ. Сохранятся все 32 страховых тарифа – от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и других вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на этот вид страхования.

Останется неизменной и льгота по уплате страховых взносов, предусматривающая, уплату любой организацией страховых взносов в размере 60% от установленных размеров к суммам выплат и других вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп. Как и в настоящее время, такой льготой смогут воспользоваться и предприниматели, использующие труд инвалидов.

1 С текстом законопроекта № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 2 С текстом законопроекта № 802504-7 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 3 С текстом законопроекта № 802505-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 4 С текстом законопроекта № 802506-7 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 5 С текстом законопроекта № 802507-7 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 6 С текстом законопроекта № 802508-7 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 7 С текстом законопроекта № 802509-7 «О внесении изменения в статью 12-1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 8 С текстом законопроекта № 802510-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и статьи 34 и 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 9 С текстом законопроекта № 802514-7 «О перечислении в федеральный бюджет доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от участия в капитале публичного акционерного общества «Сбербанк России «» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 10 С текстом законопроекта № 802515-7 «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году»» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

В России обсуждался бюджет на 2021 год и его распределение между всеми министерствами

Сергей Николаев / Ведомости

На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию в понедельник представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект, который правительство внесло на рассмотрение законодателей 30 сентября. Документ предлагает передать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса исключаются частные страховые компании. Объемы предоставления медпомощи и нормативы затрат на нее по замыслу авторов документа будут устанавливаться правительством.

Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1–2% до 0,5–1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб. к 2023 г.

Страховщикам такие новшества, конечно, не понравились. В минувшую среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил Владимиру Путину письмо, в котором выразил уверенность, что реформа приведет к снижению качества и доступности медпомощи для граждан и разрушению единой системы ОМС. Особо глава ВСС подчеркнул, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, хотя они очень значительны. Впрочем, в Министерстве здравоохранения, участвовавшем в разработке законопроекта, в ответ на эту претензию напоминают, что «законопроекты так называемого бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят».

Накануне заседания рабочей группы в Госдуме члены президиума ВСС обратились с письмом уже к премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть в редакции «Ведомостей»). «Полагаем, что предлагаемые законопроектами решения приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, – отмечается в документе, подписанном руководителями ведущих страховых организаций («АльфаСтрахование», «Ингосстрах», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС). – Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации».

Впрочем, как отмечают, эксперты, страховщики несколько сгущают краски. «Именно ФФОМС, согласно федеральному законодательству, является страховщиком в системе ОМС, поэтому никто ничего у страховщиков не отбирает», – объясняет президент СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций» Евгений Рабцун. Просто ФФОМС решил вернуть себе полномочия, которые ранее были переданы страховщикам. «Страховая медицинская организация в системе ОМС – это посредник», – напоминает Рабцун.

Полномочия страховых компаний и до внесения поправок по проверкам федеральных учреждений оставались во многом нереализованными, утверждает председатель комиссии Ассоциации юристов России по правовому обеспечению в сфере здравоохранения Борис Муслов. Плюс основная часть финансирования федеральных учреждений высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, проводится напрямую за счет федерального бюджета либо бюджета ФФОМС. «Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС», – констатирует Муслов.

По его мнению, на работе федеральных медучреждений эти поправки если и отразятся, то незначительно.

Ключевым вопросом, конечно, выступает сокращение норматива по расходам на ведение дел страховщиками. «Вероятно, ФФОМС счел справедливым ввиду сокращения объема переданных страховым компаниям полномочий сократить и вознаграждение на 6,8 млрд руб. », – отмечает Рабцун. Страховщики с такой постановкой вопроса категорически не согласны. «В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных», – отмечается в письме членов президиума ВСС премьер-министру.

В Минздраве, однако, считают, что «изменение предельных размеров нормативов отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями, в случае обоснованности и эффективности расходов на осуществление ими своих функций, не приведет к нерентабельности их деятельности». «Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами, – рассказал «Ведомостям» помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. – Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г. Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%».

Кузнецов напоминает, что в действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек СМО: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ; информирование можно осуществлять через портал госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. Кроме того, запланированы к принятию изменения в правила ОМС в части урегулирования вопросов объемов и стоимости проводимых экспертиз качества медицинской помощи, сообщил представитель Минздрава.

«Законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов. К сожалению, на настоящий момент в ряде регионов отмечается дефицит доступности такой помощи», – пояснил Кузнецов значимость предлагаемых изменений.

Впрочем, с позицией Минздрава не согласны представители финансовых ведомств. Представитель Банка России Екатерина Абашеева на заседании рабочей группы в понедельник заявила, что авторы законопроекта не проанализировали последствия того, что будет, если страховщики уйдут с рынка в связи с неприемлемостью новых нормативов расходов на ведение дел. «В части расходов на ведение дел законопроект не содержит никакого финансово-экономического обоснования, которое свидетельствовало бы о том, что его двукратное сокращение каким-либо образом приемлемо для тех компаний, которые в настоящий момент работают на рынке», – заявила она.

Александр Ицелев, заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина, заявил, что на 90% согласен с коллегой из ЦБ. По его словам, «законопроект никак не анализировался по возможным последствиям».

Независимые эксперты тоже отмечают, что законопроект пока сыроват. «Если ФФОМС может напрямую работать с федеральными клиниками, почему он также напрямую отказывается ­работать с другими медицинскими ­организациями? – недоумевает он. – Экономия бы была еще больше. По мнению Минздрава, «прямая схема» повысит доступность медицинской помощи, ее будет проще получить в федеральных клиниках. Хорошо, но почему доступность Минздрав решил повышать только в федеральных клиниках? Сегодня практически нет уникальных медицинских услуг, которые оказывают исключительно федеральные центры: аналогичную медпомощь могут оказать и частные, и ведомственные, и краевые, и областные больницы».

Читать также:  КТО БЫЛ МИНИСТРОМ ФИНАНСОВ РОССИИ ДО КУДРИНА

Муслов считает, что изменения в нынешнем виде могут повредить больницам. «Никто из игроков рынка не готов потерять свои доходы, поэтому, как это было прежде, выпадающие объемы финансирования, скорее всего, будут компенсированы увеличением финансовых санкций страховщиков к медицинским организациям», – полагает он.

Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин заявил, что, по сути, создаются две системы здравоохранения. Та, что на базе федеральных медучреждений, – «это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных». «ВСС вполне резонно указывает на то, что в стране таким образом установится две системы здравоохранения: одна – с участием страховых компаний, а другая – без участия таковых, – соглашается основатель и СЕО консалтинговой группы компаний VvCube Вадим Ткаченко. – И проблема не в том, что будет две головы у системы здравоохранения, а в том, что это ведет к неоднородному отношению в лечении пациента».

В соответствии со статьями 158, 161, 162 и 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101; N 52, ст. 7797; 2020, N 29, ст. 4502; N 31, ст. 5022), Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 26н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2018 г. , регистрационный N 50330), и Порядком составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2018 г. N 141н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2018 г. , регистрационный N 51760), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. N 222н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2020 г. , регистрационный N 57147), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Председатель 

Е. Чернякова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНприказом Федерального фондаобязательного медицинского страхованияот 30. 2021 N 67н

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Настоящий Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 3 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 26н1, определяет сроки составления и подписания проекта бюджетной сметы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — смета), порядок и сроки утверждения сметы (внесения изменений в смету), полномочия уполномоченных лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд) по утверждению сметы, внесению изменений в смету.

Составление, утверждение и ведение сметы, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке действовать от имени Федерального фонда, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Составление, утверждение и ведение сметы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Показатели сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются и ведутся обособленно.

Составление и подписание проекта сметы

Проект сметы составляется Федеральным фондом при формировании проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) (далее — федеральный закон о бюджете Федерального фонда) в сроки, установленные графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проектов федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период (далее — график).

Показатели проекта сметы составляются в абсолютных суммах и должны соответствовать планируемым объемам расходов, а также иным детализирующим указанные расходы показателям (при наличии), используемым Федеральным фондом при формировании проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда, а также информации, получаемой Федеральным фондом для подготовки проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда в соответствии с графиком.

Проект сметы формируется Управлением бухгалтерского учета и отчетности по форме согласно приложению N 1 к Порядку составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2018 г. N 141н2, с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. N 222н3 (далее — Порядок составления и ведения бюджетных смет), на основании сведений структурных подразделений Федерального фонда, курирующих отдельные показатели сметы (далее — структурные подразделения), формируемых по форме согласно приложению N 3 к Порядку составления и ведения бюджетных смет (далее — сведения к проекту сметы).

Проект сметы и сведения к проекту сметы формируются на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Показатели проекта сметы и показатели сведений к проекту сметы должны соответствовать обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей.

Сведения к проекту сметы и обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются структурными подразделениями в сроки, предусмотренные Порядком формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 69н4 (далее — Порядок формирования обоснований бюджетных ассигнований), для формирования и представления Федеральным фондом обоснований бюджетных ассигнований по расходам в целях формирования проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда.

Сведения к проекту сметы и обоснования (расчеты) плановых сметных показателей подписываются заместителями председателя Федерального фонда, курирующими деятельность структурных подразделений.

На основании принятых от структурных подразделений сведений к проекту сметы и обоснований (расчетов) плановых сметных показателей Управление бухгалтерского учета и отчетности осуществляет формирование проекта сметы и направление его на подписание председателю Федерального фонда или иному лицу, уполномоченному председателем Федерального фонда.

Проект сметы формируется в сроки, предусмотренные Правилами ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»5 (далее — Правила ведения реестра), для формирования реестра расходных обязательств бюджета Федерального фонда.

В проект сметы вносятся изменения при получении замечаний Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации к реестру расходных обязательств бюджета Федерального фонда, представляемых в соответствии с Правилами ведения реестра.

В сведения к проекту сметы и в обоснования (расчеты) плановых сметных показателей структурными подразделениями вносятся изменения при получении замечаний Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации к обоснованиям бюджетных ассигнований по расходам и (или) реестру расходных обязательств Федерального фонда, представленных Федеральному фонду в соответствии с Порядком формирования обоснований бюджетных ассигнований, в сроки, предусмотренные Порядком формирования обоснований бюджетных ассигнований для внесения изменений в обоснования бюджетных ассигнований по расходам.

Замечания Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации для внесения изменений в сведения к проекту сметы и в обоснования (расчеты) плановых сметных показателей доводятся до структурных подразделений Управлением бухгалтерского учета и отчетности в течение одного рабочего дня со дня получения их от Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации соответственно.

Проект сметы уточняется после внесения Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сроки, предусмотренные Порядком формирования обоснований бюджетных ассигнований для уточнения обоснований бюджетных ассигнований после внесения проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и в порядке, аналогичном предусмотренному настоящим Порядком для формирования проекта сметы.

Проект сметы подписывается председателем Федерального фонда или уполномоченным им лицом Федерального фонда.

III. Утверждение сметы

Составление показателей сметы на второй год планового периода и внесение изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период в связи с доведением Федеральному фонду лимитов бюджетных обязательств в соответствии с принятым федеральным законом о бюджете Федерального фонда осуществляется соответственно по формам согласно приложениям №№ 1 и 2 к Порядку составления и ведения бюджетных смет.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации (далее — код классификации расходов бюджета) с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Составление сметы осуществляется Управлением бухгалтерского учета и отчетности на основании сведений структурных подразделений, формируемых по форме согласно приложению N 3 к Порядку составления и ведения бюджетных смет (далее — сведения к смете).

Смета и сведения к смете формируются на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Показатели сметы и показатели сведений к смете должны соответствовать обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей.

не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения Федеральному фонду, как получателю средств бюджета Федерального фонда, в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств;

содержащей сведения, составляющие государственную тайну, — не позднее двадцати рабочих дней со дня доведения Федеральному фонду, как получателю средств бюджета Федерального фонда, в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств.

В целях формирования сведений к смете Финансово-экономическое управление в течение двух рабочих дней со дня утверждения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального фонда доводит до структурных подразделений лимиты бюджетных обязательств по курируемым им расходам.

Структурные подразделения в течение трех рабочих дней со дня доведения до них Финансово-экономическим управлением лимитов бюджетных обязательств по курируемым им расходам в части сведений, не составляющих государственную тайну, и в течение семи рабочих дней — в части сведений, составляющих государственную тайну, формируют обоснования (расчеты) плановых сметных показателей и сведения к смете и направляют их в Управление бухгалтерского учета и отчетности.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, формируемые структурными подразделениями, должны соответствовать обоснованиям бюджетных ассигнований по расходам, сформированным Федеральным фондом после принятия федерального закона о бюджете Федерального фонда Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении в соответствии с Порядком формирования обоснований бюджетных ассигнований, и соответствующим показателям бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального фонда.

Управление бухгалтерского учета и отчетности в течение двух рабочих дней со дня получения от структурных подразделений сведений к смете и обоснований (расчетов) плановых сметных показателей в части сведений, не составляющих государственную тайну, и в течение четырех рабочих дней — в части сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет их рассмотрение и в случае соответствия сведений к смете и обоснований (расчетов) плановых сметных показателей требованиям, предусмотренным Порядком составления и ведения бюджетных смет и настоящим Порядком, принимает их для формирования сметы.

В случае несоответствия сведений к смете и обоснований (расчетов) плановых сметных показателей требованиям, предусмотренным Порядком составления и ведения бюджетных смет и настоящим Порядком, Управление бухгалтерского учета и отчетности направляет в соответствующее структурное подразделение информацию о наличии замечаний к сведениям к смете и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей с указанием данных замечаний.

Читать также:  3 финансовые функции и их значение при нестабильной экономической системе государства

Структурное подразделение в течение одного рабочего дня со дня получения от Управления бухгалтерского учета и отчетности замечаний к сведениям к смете и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей в части сведений, не составляющих государственную тайну, и в течение трех рабочих дней — в части сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет их уточнение и повторное направление в Управление бухгалтерского учета и отчетности.

На основании принятых от структурных подразделений сведений к смете и обоснований (расчетов) плановых сметных показателей Управление бухгалтерского учета и отчетности осуществляет формирование сметы и не позднее восьмого рабочего дня в части сведений, не составляющих государственную тайну, и не позднее пятнадцатого рабочего дня — в части сведений, составляющих государственную тайну, со дня доведения до Федерального фонда лимитов бюджетных обязательств направление ее на подписание председателю Федерального фонда или иному лицу, уполномоченному председателем Федерального фонда.

Смета, не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, рассматривается и подписывается председателем Федерального фонда или уполномоченным им лицом Федерального фонда в течение двух рабочих дней со дня ее получения от Управления бухгалтерского учета и отчетности.

Смета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, рассматривается и подписывается председателем Федерального фонда или уполномоченным им лицом Федерального фонда в течение пяти рабочих дней со дня ее получение от Управления бухгалтерского учета и отчетности.

Внесение изменений в смету

Формирование изменений показателей сметы осуществляется Управлением бухгалтерского учета и отчетности по форме согласно приложению N 2 к Порядку составления и ведения бюджетных смет. Изменения показателей сметы формируются на основании сведений к смете, составляемых структурными подразделениями.

Изменения показателей сметы и сведения к смете формируются на основании изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Изменения показателей сметы и сведения к смете должны соответствовать изменениям обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.

Изменение показателей сметы осуществляется по следующим основаниям:

изменение доведенных в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке Федеральному фонду, как получателю средств бюджета Федерального фонда, лимитов бюджетных обязательств;

изменение распределения лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджета, не требующих изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального фонда;

изменение распределения лимитов бюджетных обязательств между направлениями, предусмотренными пунктом 8 Порядка составления и ведения бюджетных смет;

изменение информации, связанной с переданными полномочиями;

изменение распределения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.

Изменение показателей сметы при изменении показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального фонда осуществляется с присвоением кода вида изменений, соответствующего коду вида изменений, указанному в документе, которым утверждается изменение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального фонда.

Изменения показателей сметы, не приводящие к изменению бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального фонда, осуществляются с присвоением кодов видов изменений, предусмотренных Порядком составления и ведения бюджетных смет.

Изменение показателей сметы по основаниям, указанным в абзаце втором пункта 24 настоящего Порядка, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня изменения доведенных в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке Федеральному фонду, как получателю средств бюджета Федерального фонда, лимитов бюджетных обязательств.

В целях формирования сведений к смете Финансово-экономическое управление в течение двух рабочих дней со дня утверждения изменений, которые вносятся в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств Федерального фонда, доводит до структурных подразделений изменения, которые вносятся в лимиты бюджетных обязательств по курируемым ими расходам.

Внесение изменений в смету на основании изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, приводящих к изменению обоснований бюджетных ассигнований, осуществляется после внесения изменений в соответствующие обоснования бюджетных ассигнований в соответствии с Порядком формирования обоснований бюджетных ассигнований.

Сведения к смете и изменения в обоснования (расчеты) плановых сметных показателей составляются структурными подразделениями и подписываются заместителями председателя Федерального фонда, курирующими деятельность структурных подразделений.

Изменения показателей сметы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, рассматриваются и подписываются председателем Федерального фонда или уполномоченным им лицом Федерального фонда в течение двух рабочих дней со дня их получения от Управления бухгалтерского учета и отчетности.

Изменения показателей сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, рассматриваются и подписываются председателем Федерального фонда или уполномоченным им лицом Федерального фонда в течение пяти рабочих дней со дня их получения от Управления бухгалтерского учета и отчетности.

Подготовка, направление на рассмотрение и рассмотрение сведений к смете и изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, а также формирование изменений показателей сметы и направление их на подписание осуществляется в соответствии с пунктами 18-21 настоящего Порядка.

1 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2018 г. , регистрационный N 50330.

2 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2018 г. , регистрационный N 51760.

3 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2020 г. , регистрационный N 57147.

4 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2021 г. , регистрационный N 64145.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 28, ст. 4063; 2016, N 33, ст. 5190.

Определен порядок формирования бюджетной сметы ФФОМС. Она составляется в ГИИС «Электронный бюджет», за исключением случаев, когда документ содержит гостайну. Указаны сроки утверждения сметы.

Как объясняет оптимизацию Минфин

Представитель Минфина сообщил, что «недоведение бюджетных ассигнований» (отказ от части расходов. – «Ведомости») – дополнительный фактор, который был учтен в ходе проектировок для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Величина «недоведения» рассчитана исходя из структуры расходов на каждую госпрограмму, при этом таких трат, как исполнение социальных обязательств, оплата труда или денежное довольствие, сокращение не коснется.

Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться, исходя из общей суммы снятых расходов, подчеркнул представитель Минфина. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, резюмировал собеседник «Ведомостей».

При этом «недоведение ассигнований» – дополнительный к иным факторам, определяющим расходы бюджета. Итоговая сумма по каждой из государственных программ является результатом совокупности всех задействованных факторов, включая, например, индексацию социальных обязательств.

В последний раз Минфин проводил оптимизацию расходов для сбалансированности трехлетнего бюджета в пандемийном 2020 году. Тогда министерство сокращало расходы по «незащищенным» статьям на 10%, госпрограмму вооружений – на 5%, а также отказалось от индексации зарплат чиновников, в результате чего в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб. , в 2022 г. – 970 млрд, в 2023 г. – около 900 млрд. «Без этих оптимизаций, без сокращения, мы бы не вышли на общие принципы, сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 г. », – пояснял министр финансов Антон Силуанов.

И снимут, и добавят

Больше всего расходов планируется снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд руб. в сумме за 2023–2025 гг. , примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года). Отказ от части расходов по тем или иным направлениям в составе специального плана оптимизации не всегда совпадает с абсолютным изменением трат. По ряду направлений одновременно с секвестром по одним подразделам может производиться как уменьшение, так и увеличение финансирования по другим. Например, по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны» планом секвестра предполагается снять 42 млрд руб. расходов в 2023 г. Но из-за роста трат, связанных с индексацией выплат военнослужащим, незапланированных ранее закупок общая стоимость госпрограммы даже увеличивается – на 27 млрд до 1,89 трлн руб.

А стоимость госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в общей сложности сокращается на 200 млрд руб. в 2023 г. , тогда как планом оптимизации предлагается снять с нее лишь 14 млрд. Снижение связано прежде всего с сокращением особых доходов, которые собираются на специальные цели, на 186 млрд руб. , поясняется в материалах Минфина.

По всем госпрограммам и непрограммным направлениям в общей сложности расходы растут примерно на 1,6 трлн руб. ежегодно – в 2023–2025 гг. на них планируется направить 22,6 трлн, 23 трлн и 24 трлн руб.

Больше всего расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023 г. на 936,4 млрд руб. до 3,4 трлн руб. , в 2024 г. на 1 трлн до 3,6 трлн, в 2025 г. на 1,2 трлн до 3,9 трлн.

Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы в 2022 г. на уровне 25 трлн руб. , в 2023 г. – 25,5 трлн, в 2024 г. – 25,8 трлн, а расходы – 23,7 трлн, 25,2 трлн и 26,4 трлн руб. соответственно. Таким образом, в 2022 г. ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. – 299 млрд (0,2% ВВП), в 2024 г. – дефицит на уровне 523 млрд руб. (0,3% ВВП).

Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб. , расходы – 27,2 трлн руб. , следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»). Минфин закладывает бюджетный дефицит и на следующую трехлетку: в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб. , или 1,1% ВВП (доходы – 24,8 трлн, расходы – 26,4 трлн), в 2024 г. – 1,4 трлн руб. , или 0,9% ВВП (доходы – 25,4 трлн, расходы – 26,8 трлн), в 2025 г. – 1,4 трлн руб. , или 0,8% ВВП (доходы – 25,7 трлн руб. , расходы – 27,1 трлн). Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму не позднее 15 сентября.

Для чего нужна оптимизация

Бюджетные ассигнования, которые Минфин предлагает сократить (около 550 млрд руб. в год), небольшие относительно всей расходной части федерального бюджета (около 27 трлн руб. в год), отметил профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Речь здесь идет о сбалансированности бюджета, сокращении расходов по тем контрактам госпрограмм и нацпроектов, которые не были востребованы бюджетополучателями, а также повышении финансовой дисциплины органов власти, считает он. Например, по итогам 2021 г. объем неиспользованных бюджетных средств составил 635 млрд руб. , большая часть из них, согласно отчетам Федерального казначейства и Счетной палаты, приходилась на четыре раздела классификации расходов: «Общегосударственные расходы», «Национальная оборона», «Здравоохранение» и «Национальная экономика», добавил эксперт.

Грядущая оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств нацпроектов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. Хотя они и важны для развития экономики, но их исполнение сопряжено не только с рядом объективных трудностей, но и с административной рассогласованностью, отметила она. Например, по ее словам, рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ в рамках нацпроекта «Образование».

О новых приоритетных направлениях расходов говорить пока сложно, поскольку бюджетная политика является следствием того, как правительство оценивает и прогнозирует макроэкономическую ситуацию на трехлетний период, отметил Афанасьев. Монетарные власти еще не определились с тем, в какой макроэкономической среде сейчас оказалась российская экономика: например, Минэкономразвития полагает, что экономика входит в дефляционную спираль, а Банк России не видит оснований для этого, напомнил он. А это принципиально разные типы бюджетной политики, заметил эксперт.

Последствия беспрецедентных изменений макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней, полностью себя еще не проявили, добавил он. По мере их проявления будут вноситься изменения в федеральный бюджет, насколько они будут значительными, зависит от выбранной правительством экономической стратегии, указал эксперт.

В России обсуждался бюджет на 2021 год и его распределение между всеми министерствами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *