В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НЕ ВХОДЯТ ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Автор статьи

Татьяна Васильевна Климшина

Эксперт по предмету «Финансы»

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Госуда́рственные фина́нсы
 — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство
.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений
, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы
    ;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственные
финансы


совокупность экономических отношений,
система образования и распределения
денежных фондов, необходимых государству
для содержания его органов и выполнения
присущих ему функций. Главное
назначение государственных финансов

— обеспечить формирование и использование
финансовых ресурсов у государства,
необходимых для реализации его функций.

Функции
государственных финансов:

Распределительная; контрольная
;регулирующая

Структура
и содержание государственных финансов
зависит от системы государственного
устройства. В Российской Федерации к
гос. финансам относятся фонды денежных
средств, формируемых на федеральном
уровне и уровне субъекта Федерации. К
государственным финансам относятся:
Федеральный
бюджет;
Бюджеты
субъектов Российской Федерации;
Внебюджетные
фонды
Российской Федерации (централизованные
федеральные бюджетные и внебюджетные
фонды); Внебюджетные
фонды субъектов Российской Федерации.

К
«гос. финансам» следует также
отнести такие понятия как: государственный
кредит:
налоговая
система,
формирующая основные источники
поступления средств в бюджет и
внебюджетные фонды; неналоговые
поступления в бюджет и внебюджетные
фонды; бюджетная
система;
другие понятия финансов, которые
необходимы для формирования и
использования фондов денежных средств,
управление которыми осуществляет
государство
и его органы.

Государственный бюджет
— подсистема
государственных финан­сов.
Это имеющий законодательную силу
главный финансовый план государства.
Бюджет выражает экономические отношения
в процессе образования
и использования централизованного
фонда денежных средств
государства и является основным
финансовым планом стра­ны.
Через него мобилизуют средства
предприятий различных форм собственности
и физических лиц для выполнения
общегосударствен­ных
задач.

Управление государственными финансами
осуществляюторганы
государственной власти, в первую
очередь законодательные (Федеральное
собрание, принимающее соответствующиезаконыв области государственных финансов) и
исполнительные (Президент,Правительство,Центральный
банк,Министерство
финансови др.)

Роль
финансов в экономике:

1.
Финансовое обеспечение потребностей
расширенного производства.

2.
Финансовое регулирование экономических
и социальных процессов.

По
экономической сущности государственные
финансы

— это денежные отношения по поводу
распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта и
части национального богатства, связанные
с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства, необходимых
ему для выполнения экономических,
социальных и политических функций.

Субъектами
государственных финансов являются
органы государственной власти различного
уровня. 

В состав государственных
финансов включают: бюджеты всех уровней,
внебюджетные фонды, государственный
кредит, финансы государственных
предприятий. 

Основным
звеном государственных финансов является
бюджетная система. 

Государственный
бюджет –

это
главный финансовый план государства,
включающий в себя доходы и расходы.

1)Распределительная
– формирование и использование ден.
средств государства в целях удовлетворения
общегосударственных потребностей.

2)
Регулирующая – влияние на производство,
стимулирование или сдерживание накопления
его темпов, усиление и ослабление
накопления капитала.

3)
Контрольная- обеспеченние правильности
формирования денежных средств государства
и использование их по целевому назначению

1)
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;

2)
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных государственных
внебюджетных фондов;

Бюджеты
разных уровней являются материальной
базой финансовой деятельности
соответствующих органов управления.
Консолидированный бюджет РФ— это свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ. 

Принципы
функционирования бюджетной системы
РФ:

1)
единство бюджетной системы;

2)
самостоятельность бюджетов разных
уровней (нижестоящие бюджеты не входят
в бюджеты вышестоящих уровней);

3)
полнота отражения доходов и расходов;

Доходная
часть бюджетов различных уровней
иерархии формируется в рамках налоговой
политики государства и территории, а
также взаимоотношений с бюджетами
других уровней— межбюджетных отношений. 

Межбюджетные
трансферты – средства, предоставляемые
одним бюджетом бюджетной системы другому
бюджеты бюджетной системы. ( дотации,
субсидии, субвенции)

 Доходы
бюджета- эк. отношения, возникающие у
государства с предприятиями и гражданами
в процессе формирования бюджетного
фонда страны.

1)
По соц-эк. признакам:


доходы, поступающие от предприятий и
организаций


доходы, поступающие от населения

2)
По источникам образования


поступления от негосуд. Предприятий


поступления от гос. Предприятий и
организаций

3)
По методам изъятия:

4)
По условиям мобилизации и использования
денежных средств


возмездные – безвозмездные


общие – целевые

Расходы
бюджета – эк. отношения, возникающие
по поводу распределения фонда ден. ср-в
государства и использование в связи с
осуществлением гос-вом своих функций.

Бюджетный
дефицит и профицит.

Государственный
кредит

– это совокупность финансовых отношений,
при которых государство осуществляет
привлечение временно свободных денежных
средств хозяйствующих субъектов,
населения, а также других государств,
международных финансовых организаций
и фондов на условиях возвратности,
срочности, платности.

Государственные
социальные внебюджетные фонды

являются самостоятельными
финансово-кредитными учреждениями.
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования.

Финансы
государственных предприятий

– это совокупность всех денежных
средств, находящихся в распоряжении
предприятия, систему их образования,
распределения и использования.

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ
.

Государственные финансы
– экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов
– составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет
– форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Читать также:  Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине финансы и кредит

Государственный бюджет
– центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП
, контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;

3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного
федерализма
, позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета –
возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета
состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета
– превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета
– это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.



Государственный и муниципальный сектор


Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка
.


Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации
, а нижний — кредитными организациями
РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности
.


Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем
. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России
ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм
, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир»
и её операторе НСПК
, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД
обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney
не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки
Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.


Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

  • присутствующие не менее чем в пяти регионах сетевые ломбарды, специализирующиеся на предоставлении кредитов под залог золотых изделий. По состоянию на конец 2022 года, эта группа ломбардов держала около 40% совокупного портфеля займов;
  • региональные ломбарды. Эти учреждения работают на местном рынке. Как правило, они принимают в качестве залога изделия из золота и иные ценные вещи: часы, дорогую бытовую технику и т.д. По состоянию на конец 2022 года, эта группа ломбардов держала около 58% совокупного портфеля займов;
  • автоломбарды, в основном, работают в Москве и Санкт-Петербурге. По состоянию на конец 2022 года, эта группа ломбардов держала около 2% совокупного портфеля займов [33]

    .





В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные
, товарные
и фондовые
; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.


Управляющие компании и инвестиционные фонды

Другие профессиональные участники рынка ценных бумаг


Кооперативы в сфере финансового рынка


Инвестиционные платформы и операторы ЦФА

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА
— относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики
в период 2019-2022 гг.


Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.


Торговля драгоценными металлами в России


Характеристика потребительского спроса


Взаимодействие с международными финансовыми институтами

Понятие государственных финансов

Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.

С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства
страны.

Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).

Читать также:  Финансы. Тесты с ответами (2020-2021 год)

Предпосылками образования государственных финансов являются:

  • денежное хозяйство;
  • система формирования общественных потребностей;
  • система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
  • развитых форм денег.

Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.

Субъектами денежных отношений выступают:

  1. государство;
  2. предприятия;
  3. организации;
  4. учреждения;
  5. различные объединения;
  6. физические лица.

Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:

  • оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
  • обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
  • распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).

«Основы государственных финансов» 👇

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит
    :
  • налоговая система
    , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство
    и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти
, в первую очередь Президент и законодательные ( Федеральное собрание
, принимающее соответствующие законы
в области государственных финансов) и исполнительные ( Правительство
, Центральный банк
, Министерство финансов
и др.)

Структура государственных финансов

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.

Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.

В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:

Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.

Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных
государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


  • 25 декабря
    1990 года
    — принятие Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. « Об утверждении Положения об акционерных обществах».
  • февраль 1992 года — в Москве открыт первый фондовый магазин «Антарес» [12]

    .

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит
    ;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики
государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.


  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.
    : «Альпина Паблишер»
    , 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
    .

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы
, в той её части, которая относится к централизованным
( публичным
) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Функции государственных финансов

Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:

  • выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
  • сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
  • управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды.

В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:

Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:

Читать также:  Краткая книга о личных финансах и о том, как экономить деньги всегда (fb2)

Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция
Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.

Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства
и потребности в денежных ресурсах.

Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.

Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.


Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики
, к рынку
. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора
, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк
, Стройбанк
, Внешторгбанк
и Гострудсберкассы
. Перестроечные реформы
затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС
, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР»
, принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка
.


Финансовая система
РФ
включает в себя:

  • Государственную бюджетную систему;
  • Внебюджетные специальные фонды
    ;
  • Государственный
    и банковский кредит
    (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам
    , которые используются для регулирования экономики и социальных отношений
    на макроуровне);
  • Фонды страхования (имущественного и личного);
  • Финансы
    хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики
    и социальных отношений на микроуровне.

Федеральное казначейство
контролирует проведение бюджетной политики
в целом.

Федеральная налоговая служба
входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ
контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы
в государственный бюджет.

Счетная палата
РФ
является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета
.

Понятие, структура, роль в экономике

В
соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный
бюджет


форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения
расходных обязательств РФ. Федеральный
бюджет и свод бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ образуют
консолидированный
бюджет РФ.

Федеральный
бюджет


это основной финансовый план государства,
который утверждается Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Федеральный бюджет – это основное
средство перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта.
Через Федеральный бюджет мобилизуются
финансовые ресурсы, которые нужны для
регулирования экономического и
социального развития нашей страны и
реализации ее политики. Его функцией
является финансирование общегосударственных
органов власти и управления, мероприятий,
которые связаны с развитием научной
деятельности в стране, обеспечением
обороноспособности государства,
подготовки высококвалифицированных
специалистов для РФ.

Федеральный
бюджет наделен неналоговыми и налоговыми
доходами, поступлениями от целевых
бюджетных фондов. Статьей доходов
федерального бюджета являются налоговые
доходы, к которым относятся: 1) федеральные
налоги и сборы, перечень и ставки указаны
в налоговом законодательстве РФ, а
пропорции их перераспределения в
различных уровнях бюджетной системы
РФ утверждаются Федеральным законом
о федеральном бюджете на определенный
финансовый год; 2) государственная
пошлина в соответствии с законодательством
РФ; 3) таможенные пошлины, таможенные
сборы и т. д.

К
налоговым доходам также относятся: 1)
доходы от пользования имуществом,
которое находится в собственности у
государства; 2) доходы от платных услуг,
которые оказывают бюджетные учреждения;
3) доходы от реализации имущества,
которое находится в собственности у
государства; 4) доходы от внешнеэкономической
деятельности; 5) доходы от реализации
государственных запасов и резервов;
6) прибыль Банка России – по нормативам,
установленным федеральными законами;
7) часть прибыли унитарных предприятий,
которая остается после уплаты налогов
и других обязательных платежей.
Основным источником доходов федерального
бюджета (около 76 %) являются налоговые
доходы. В федеральный бюджет поступают
такие виды налогов, как: налог на
добавленную стоимость и акцизы,
составляющие около 40 % от общего дохода
бюджета, налог на прибыль (около 10 %),
налоги на внешнюю торговлю и
внешнеэкономические операции (около
8 %) (основное место в их числе занимают
импортные пошлины). Остальную часть
образуют подоходный налог с физических
лиц, налог на имущество, платежи за
пользование природными ресурсами.

Неналоговые
доходы составляют около 12 %. Это доходы
от государственной собственности, от
внешнеэкономической деятельности, от
продажи имущества, которое принадлежит
государству, от продажи запасов
государства. Поступления от целевых
бюджетных фондов – это около 11 %
(Федеральный экологический фонд,
Федеральный дорожный фонд и т. д.).

В
соответствии с законодательством РФ,
из федерального бюджета финансируются
следующие расходы:1) обеспечение
деятельности Президента РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных
органов исполнительной власти и их
территориальных органов; 2) национальная
оборона и обеспечение безопасности
государства, осуществление конверсии
оборонных отраслей промышленности; 3)
функционирование федеральной судебной
системы; 4) осуществление международной
деятельности в общефедеральных
интересах; 5) фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому
прогрессу; 6) государственная поддержка
транспорта: железнодорожного, воздушного
и морского; 7) государственная поддержка
атомной энергетики; 8) ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий федерального
масштаба; 9) исследование и использование
космического пространства; 10) содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении органов
государственной власти РФ; 11) финансовая
поддержка субъектов РФ; 12) статистический
учет; 13) формирование федеральной
собственности; обслуживание и погашение
государственного долга РФ; 14) компенсация
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных
пенсий и других социальных выплат,
подлежащих финансированию за счет
средств федерального бюджета; 15)
пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального
резерва; 16) проведение выборов и
референдумов в РФ; 17) федеральная
инвестиционная программа; обеспечение
реализации решений федеральных органов
государственной власти, приведших к
увеличению бюджетных расходов или
уменьшению бюджетных доходов бюджетов
других уровней.

Федеральный
бюджет – это инструмент межрегионального
перераспределения общегосударственных
средств.

Соседние файлы в папке Не разобранные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *