В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно правовой формы

1 Характеристика деятельности ГБОУ СОШ №49 г. Москвы

ГБОУ СОШ №49, год открытия 1970, расположена по адресу: 117279, г. Москва, ул. Генерала Антонова 4 А, 5А.

Сегодня школа располагается в современном густонаселённом районе Коньково с развитой инфраструктурой, сложившимися традициями и богатой историей.

На протяжении 40 лет школа выстраивает образовательную политику учитывая следующие факторы:

– особенности социума (контингент родителей и учащихся, высокий уровень запроса на качественное доступное образование);-

– конкурентная среда (по соседству расположены 6 общеобразовательных школ).

Педагогический коллектив отличается стабильностью и высоким профессионализмом.

В школе работают педагоги, способные к постановке и реализации инновационных задач, творческие, имеющие мотивацию к самообразованию. Среди них: победители окружного конкурса «Учитель года», лауреаты гранта Правительства Москвы, победители конкурса в рамках национальной приоритетной программы образования – «Лучшие учителя России». Начальная школа отличается разнообразием образовательных программ и вариативностью организации обучения.

Психолого-логопедическая служба, сопровождающая учебный процесс, помогает в создании наиболее комфортных и щадящих условий обучения. Важным преимуществом школы является нахождение в её здании Центра Диагностики и психологического консультирования «Коньково».

Согласно уставу , организационно-правовая форма – государственное бюджетное учреждение. Учредителем от имени Правительства Москвы является Департамент образования города Москвы, вышестоящая организация — Юго-Западное окружное управление образования города Москвы.

Цели деятельности ГБОУ СОШ №49: образовательная деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

ГБОУ СОШ №49 вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности: образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеразвивающим программам профессионального обучения.

В школе обучается на начало 2016-2017 учебного года 720 человек, 30 классов. Средняя наполняемость по школе составляет 24 человека.

1. Первая ступень обучения – 281 человек, 12 классов, средняя наполняемость 23,4 человека

2. Вторая ступень обучения – 353 человека,14 классов, средняя наполняемость 25 человек.

3 ступень обучения- 86 человек, средняя наполняемость 21,5 человек

В ГБОУ СОШ №49 учебно-воспитательный процесс направлен на решение задач школы с использованием современных подходов. Функционирует единая система планирования, отчетности и мониторинга. Образовательная программа и учебный план предусматривают выполнение государственных задач обеспечения базового общего и среднего образования. Образовательный процесс направлен на работу со всеми группами учащихся — слабоуспевающими и одаренными.

Структура ГБОУ Школа №49 является линейно-функциональной и представлена на рис. 2.1.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно правовой формы

3 Пути совершенствования финансов некоммерческих организаций (на примере МБОУ «СОШ № 4»)

В ходе работы были выявлены проблемы финансового обеспечения МБОУ «СОШ № 4», такие как недостаточное финансирование по некоторым статьям затрат, являющееся скорее принципом экономии бюджетных средств, а не желанием учреждения тратить средства на необходимые нужды. Бюджетное учреждение тратит денежные средства не по необходимости, а по факту объемов, которые были выделены учредителем.

Государственные (муниципальные) учреждения образования, несомненно, для своей хозяйственной деятельности, требует приличного вложения финансов. В свою очередь для выявления эффективности использования бюджетных средств и соответствия качества и объемов услуг, оказывающихся воспитанникам и населению, осуществляется оценка финансового обеспечения финансовыми ресурсами.

Некоторые считают, что вариантом оптимизации бюджетных расходов и финансового обеспечения отдельных учреждений является объединение бюджетных организаций по типу деятельности. Поскольку количество детей в детских садах значительно увеличилось по отношению к нормативной (расчетной) наполняемости, такой способ вполне может работать, и он даже обсуждался учредителем.

При объединении учреждений есть и свои минусы. Главный минус такого способа – сокращение работников учреждения, а это для государства дополнительные расходы по выплатам, которые возникают при сокращении штата и увеличение безработицы в определенном регионе. Но это довольно крайние меры по оптимизации.

В то же время, существует множеством способов, положительно влияющих на бюджетные учреждения. Например, оптимизация имущества, мероприятия по внедрению энергоэффективности, введение платных услуг, оптимизация численности персонала, оптимизация направлений деятельности. Так как снизить расходы на оплату труда и начислениям без сокращения численности и снижения средней заработной платы педагогическому персоналу невозможно, то можно снизить или оптимизировать расходы по другим отдельным статьям. Так, например, можно снизить расходы на оплату коммунальных услуг и перенаправить экономию на другие нужды учреждения.

Мероприятия по энергоэффективности включают в себя направления, такие как замена ветхих сетей трубопроводов отопления, радиаторов отопления, оконных блоков на стеклопакеты. Все это требует дополнительных вложений, но дает учреждению сохранение тепла в несколько раз эффективнее, чем при существующих условиях. К повышению энергоэффективности также можно отнести и мероприятия, направленные на экономию электроэнергии, такие как использование энергосберегающих ламп, доведение до персонала правил и порядка использования энергопотребляющего оборудования.

Целесообразно направить учредителю документацию с обоснованием внесения изменений и дополнений в учредительные документы, а именно в устав, на получение разрешения на ведение внебюджетной деятельности:

— оказание платных услуг населению узкими специалистами (психолог и другие);

— сдача в аренду имущества и свободных площадей (места в гараже, хозяйственные постройки, конференц-зал для проведения семинаров).

На финансовое обеспечение МБОУ «СОШ № 4» также окажет влияние соблюдение законодательства в сфере трудовых отношений, отсутствие штрафных санкций у учреждения от Роспотребнадзора, пожарных служб и других контрольных ведомств.

Совершенствование организации финансового обеспечения учреждений образования является необходимой предпосылкой оптимизации доли расходов бюджета на социальную сферу и повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств. В образовательной и социальной сфере невозможно добиться высокого уровня качества и эффективности без быстрого, эволюционного построения нового финансового механизма, который должен обеспечить фактически новую, более эффективную структуру финансирования отрасли.

Формирование эффективного финансового механизма бюджетной системы в образовательной сфере основывается на следующих принципах:

— законодательное обеспечение хозяйственно-экономической самостоятельности и разнообразия организационно-правовых форм бюджетных учреждений, в том числе путем внесения соответствующих поправок в Гражданский, Бюджетный кодексы РФ и в другие правовые акты;

— формирование принципов организации финансирования социальной сферы на основе нормативного бюджетного финансирования с учетом обеспечения государственных стандартов и необходимых условий предоставления образовательных и социальных услуг;

— изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образовательной и социальной сферы, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции, направляемые на места через органы казначейства;

— разработка прогноза потребности общества и личности в образовательной и социальной помощи, расчет затрат на эти цели и т.д.

Кроме этого определяется система и размер социальной поддержки, учащихся и условий оплаты труда с разработкой и введением комплекса мер по обеспечению доступности социальной услуги на всех ее ступенях и адресной образовательной и социальной помощи воспитанникам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же определение объемов и источников финансирования образовательной сферы, масштабов ее государственной поддержки, включая оптимизацию объемов бюджетного финансирования на федеральном уровне в сочетании с финансированием за счет бюджетов других уровней.

Освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований, осуществляется предоставлением права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в издержки производства и реализации товаров и услуг.

Обоснование направлений использования бюджетных ассигнований определяется объемами и структурой подготовки специалистов на бесплатной основе по конкурсу за счет бюджетов различных уровней, кроме этого осуществляется распределение объемов финансирования бесплатной подготовки специалистов по учреждениям независимо от их организационно-правовых форм за счет средств бюджетов различных уровней. 
Использование финансовых ресурсов в рамках федеральной программы развития образования на 2016-2020 годы для поддержки государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с установленными государственными (муниципальными) заданиями с учетом таких качественных факторов, как уровень и направление подготовки, состояние материальной базы, кадровый потенциал.

Оптимизация доли расходов бюджетов всех уровней на образовательную и социальную сферу осуществляется путем анализа ряда дополнительных факторов: демографической ситуации, насыщенности специалистами по регионам, отраслям и стране в целом, состояния рынка труда специалистов, научно обоснованных прогнозов динамики этих показателей с учетом уровня, сложившегося в развитых зарубежных странах, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и структурных изменений в экономике.

Нормативный метод финансирования образовательной и социальной сферы оценивается как более эффективный по сравнению со сметным финансированием, основным недостатком которого считается неэффективное, неэкономное расходование бюджетных средств. При нормативном финансировании выделение финансовых ресурсов для обеспечения деятельности бюджетных учреждений происходит пропорционально нормативу (объем ресурсов на единицу нормирования) и числу единиц нормирования. В качестве единицы нормирования может выступать один ребёнок, группа детей в детских садах определенной численности, одна социальная программа, одно бюджетное учреждение, отдельный вид расходов и иные показатели.

Нормативное финансирование используется в качестве средства для решения следующих задач:

а) обеспечение некоторого гарантированного уровня финансирования бюджетного учреждения исходя из установленных параметров его функционирования и удовлетворения обоснованной потребности в финансовых ресурсах.

б) создание нормативной базы обоснованного, рационального, равноправного распределения имеющихся финансовых ресурсов между объектами финансирования.

Кроме того, реализацию государственного (муниципального) задания и требования к качеству государственных (муниципальных услуг) можно будет использовать для решения вопроса о допуске организаций иных форм собственности к предоставлению соответствующих муниципальных услуг, что позволит оптимизировать действующую сеть государственных (муниципальных) учреждений и создать конкурентный рынок государственных (муниципальных) услуг.

Читать также:  ФИНАНСЫ И КРЕДИТ ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

К основным недостаткам внедрения программно-целевого метода планирования и финансирования учреждений образования на данном этапе можно отнести:

— недостаточность методических рекомендаций по определению критериев изменения типа учреждений для обеспечения реформы учреждений на региональном и муниципальном уровне;

— отсутствие должного контроля за реализацией Федерального Закона №83-ФЗ органами местного самоуправления;

— неэффективное распределение должностных полномочий по вопросам реорганизации, упразднения, изменения типов всех муниципальных учреждений между представительными органами муниципальных образований и местными администрациями;

— отсутствие комплексности нормативно-правового обеспечения создания и функционирования всех типов государственных и муниципальных учреждений;

— отсутствие законодательного регулирования сферы платных услуг.

В настоящее время в сфере финансового обеспечения учреждений образования наблюдается ряд недостатков и нерешенных проблем, таких как: отсутствие единой системы стратегического планирования и слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием; недостаточная эффективность использования бюджетных ресурсов, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем; отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля; недостаточная действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования; трудоемкость процесса планирования.

В целях дальнейшего совершенствования бюджетных правоотношений и механизмов использования бюджетных средств учреждения образования программно-целевым методом целесообразно сосредоточить внимание на следующих основных направлениях:

1. Ввести рейтинговую систему получения бюджетных средств учреждениями на следующий год. То есть, те учреждения образования, которые работали наиболее эффективно в течение прошлого года, могут получить увеличение финансирования на следующий год, и, наоборот, учреждения образования, находившиеся на самых низких позициях в рейтинге получат уменьшенное финансирование, что позволит повысить эффективность распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования, завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс.

2. Необходимо разработать эффективную систему контроля, которая бы обеспечивала целевое поступление и использование средств бюджетными учреждениями, благодаря внедрению совершенно новой электронной системы учета в бюджетных учреждениях, тем самым обеспечить повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.

4. Необходимо обеспечить оптимизацию бюджетных расходов, а именно сокращение неэффективных расходов (причем не только финансовых средств), производимых в процессе финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования.

6. Осуществлять внедрение автоматизации бюджетного процесса, повышение открытости, прозрачности финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Таким образом, реализация данных направлений на уровне государственных (муниципальных) учреждений образования возможна путем организации комплекса мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и управления государственными (муниципальными) финансами.

Автономные некоммерческие организации АНО

Цель создания: оказание услуг в областях здравоохранения, образования, науки, права, культуры, физической культуры и спорта

Формы: представительные (законодательные) органы муниципальных образований могут создавать АНО на основании статьи 69 ФЗ №131-ФЗ, так называемые некоммерческие муниципальные образования. Они существуют в соответствии с ГК РФ и №7-ФЗ. Цели учреждения и права на имущество такие же как у обычного АНО. Имущество передается в ходе приватизации государственного или муниципального имущества (абз.1 ст. 217 и ч.2 ст. 235 ГК РФ).

Учредители: учредителями АНО могут быть физические, юридические лица, Российская Федерация или субъекты РФ. АНО может быть создана в ходе преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Учредители АНО могут пользоваться её услугами только при одинаковых условиях с другими гражданами. Может быть создана одним учредителем.

Учредительные документы: устав, могут заключить учредительный договор

Членство и участники: не имеют членства.

Управление: высший орган управления – коллегиальный орган управления.

Собственность: формируется на основе добровольных взносов. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации, становится ее собственностью.

Ответственность: учредители не отвечают по обязательствам АНО и наоборот.

Решение о ликвидации: принимается высшим органом управления большинством (2/3) голосов либо единогласно (зависит от того, что прописано в уставе).

Имущественные права учредителей: не сохраняются при передаче имущества в собственность этой организации.

Деятельность: могут вести предпринимательскую деятельность для осуществления целей организации.

Надзор: осуществляют учредители согласно учредительным документам.

Регулирующие законы: закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5 Анализ направлений использования денежных средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы

В настоящее время в бюджетных учреждениях со стремительно развивающейся внебюджетной деятельностью управленческий учет крайне важен и является предпосылкой к обеспечению экономного, рационального использования ресурсов, выявлению скрытых резервов, предупреждению необоснованных затрат и оперативному устранению просчетов и отклонений от утвержденных сметных назначений.

Важнейшее условие успешного управления учреждением – постоянное совершенствование методов его управления. Управлять – значит предвидеть, в связи с чем возрастает роль перспективного планирования и прогнозирования. При планировании и прогнозировании могут быть использованы различные методы.

Установление цен – один из необходимых элементов планирования внебюджетных доходов образовательного учреждения, а само это планирование – более сложный по содержанию процесс, который в значительной степени определяется сегментацией рынка услуг, предоставляемых этим учреждением, и его маркетинговой политикой в целом.

В сфере деятельности образовательных бюджетных учреждений требуется повышение социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов. В связи с этим важной задачей бухгалтерских служб является не только своевременное и качественное отражение в бухгалтерском учете хозяйственного процесса, но и представление руководителю оперативной информации по всем направлениям деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений.

Для повышения управления и использования финансовых ресурсов учебным заведением, может быть применена система бюджетирования. При внедрении процесса бюджетирования большую роль будет играть детальное рассмотрение проблем планирования доходов и расходов образовательных учреждений, получаемых ими за счет предпринимательской деятельности.

Факторы и организационно-экономические условия привлечения внебюджетных средств в систему образования можно подразделять на внешние (не определяемые самим учебным заведением) и внутренние (зависящие прежде всего от эффективности его работы). При этом внешние как лимитируют внутренние, так и, наоборот, стимулируют работу образовательного учреждения, где особую роль играет цена предлагаемых учебным заведением услуг.

Вопрос методически корректного определения цен на платные образовательные услуги требует особого анализа, на основе повышения эффективности привлечения и оптимизации величины привлекаемых внебюджетных средств.

Установление цен – один из необходимых элементов планирования внебюджетных доходов образовательного учреждения, а само это планирование – более сложный по содержанию процесс, который в значительной степени определяется сегментацией рынка услуг, предоставляемых этим учреждением, и его маркетинговой политикой в целом.

Расчет цены образовательной услуги методом полных издержек является традиционным.

Ц = Сп + Надбавка, (1)

где Сп — полная себестоимость услуги.

Методом маржинальных издержек:

Ц = ПИуд + (ФИ + П), (2)

где Ц – цена данного вида услуги образовательного учреждения;

ФИ – постоянные издержки образовательного учреждения;

ПИуд – удельные переменные издержки образовательного учреждения;

П – целевая прибыль образовательного учреждения.

Достаточно новым методом в практике считается метод расчета цены по маржинальным издержкам планируются и учитываются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Оставшуюся же часть издержек – постоянные расходы – в калькуляцию не включают. Их отражают в бухгалтерском учете на отдельном счете, в конце отчетного периода списывают на финансовый результат и при расчете прибылей и убытков за отчетный период.

Допустим, что данное образовательное учреждение будет обучать студентов по двум программам:

1 Программа А – Обучение учащихся по курсам «повар» с выдачей свидетельства по данной профессии, программа рассчитана на 320 ч.

2 Программа В – Обучение учащихся по курсам «швея» с выдачей свидетельства по данной профессии, программа рассчитана на 250 ч.

Программами А и В требуется обучить по 50 учащихся.

Необходимо рассчитать, какая из предложенных программ окажется более рентабельной, т.е. более выгодной для образовательного учреждения.

Стоимость одного академического часа равна 45,13р.

Программа А – 320 х 45,13 х 1,15= 16607,84р.

Программа В – 250 х 45,13 х 1,15=12974,88р.

12 974,88: 25=518,99р.

Достаточно новым методом в практике считается метод расчета цены по маржинальным издержкам. Он базируется на методе определения неполной себестоимости, которая в получила название «direct-costing». Причем в отличие от отечественного калькулирования планируются и учитываются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Для повышения эффективности управления и использования финансовых средств учебным заведением, может быть применена система бюджетирования. Факторы и организационно-экономические условия привлечения внебюджетных средств в систему образования можно подразделять на внешние (не определяемые самим учебным заведением) и внутренние (зависящие, прежде всего от эффективности его работы). На основании делается расчет калькуляции затрат на одного обучающегося (Таблица 2.12).

Калькуляция затрат на одного обучающегося

Для того чтобы рассчитать рентабельность услуг, необходимо полученный финансовый результат разделить на фактическую стоимость оказанных услуг выраженную в %. В нашем случае по программе А «Повар»- 2,8%, рентабельность равна по программе В «Швея» –8,3%.

Составим калькуляцию платной образовательной услуги (Таблица 2.13).

Расчет полной себестоимости образовательных услуг

Финансовые ресурсы, формируемые в системе бюджетных организаций, используются в вышестоящем органе управления при распределении средств нижестоящим учреждениям – путем распределения средств по целевому назначению и производства расходов.

Расчет рентабельности услуг

Теперь проведем вычисления методом «direct-costing», где издержки делятся на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными.

Читать также:  Выберите роли, которые играют в финансовом контроле Федеральное Собрание, Правительство РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Расчет рентабельности услуг с учетом постоянных и переменных издержек (Таблица 2.15).

Расчет рентабельности услуг постоянных и переменных затрат

Сравним рентабельность, рассчитанную двумя способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность программы «direct-costing» в выше первой в 3 раза8,3:2,8, а по второму методу получается, что рентабельность образовательной программы Б выше в 0,96 раз 135,65:131,05. Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом « direct-costing» являются более предпочтительными при решении управленческих задач.

Кроме того, при использовании данной системы возникает возможность анализа соотношения затрат, объемов оказанных услуг и прибыли.

Реальная ситуация, когда, спланировав одно количество учащихся по определенной образовательной программе, при приеме документов обнаруживается, что количество желающих учиться намного меньше. В этом случае возникает вопрос – принесет ли прибыль данная учебная программа или вся выручка будет израсходована на покрытие достаточно больших постоянных затрат, что характерно для образовательных учреждений.

Расчет критического объема услуг

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что обучая студентов по программе А критический объем услуг будет достигнут при 47 чел., а по программе Б – 43. Учреждению целесообразно оказывать услуги по программе Б, соответствующей программе обучения швея с выдачей свидетельства по данной профессии.

Для устранения недостатков, более точной составлении сметы расходов предлагается проводить прогнозирование сумм предстоящих расходов на основе анализа временных рядов. Таким образом, использование метода прогнозирования на основе временных рядов позволяет усовершенствовать процесс бюджетного планирования и получить необходимые значения сметных назначений для более полного финансирования деятельности учреждения за счет средств бюджета.

Библиография

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)
  3. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об общественных объединениях»
  6. Устав ГБОУ СОШ №49. – М., 2014.
  7. Воеводина Н.Н. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налоги и новые возможности. – М., 2012. – С.63.
  8. Грищенко А. В. Методические аспекты формирования и налогообложения целевого капитала некоммерческих организаций // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 167–174.
  9. Грищенко А.В. Механизмы формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций//Вестник Финансового университета. 2014. № 4 (82). С. 64-74.
  10. Захарычева А.М. Оценка современной структуры и источников финансового обеспечения высшего образования//Финансы и кредит. – 2008. — №24 (312).
  11. Кутьева Д. А. Управление финансовыми ресурсами в некоммерческой организации. Автореферат. – СПб., 2015. – С.9.
  12. Ларина Л.Р. Финансирование российских некоммерческих организаций: совершенствование, оптимизация источников. Дисс., Ульяновск, 2014. – С.10.
  13. Подушевое финансирование: за и против. – Астана, 2013.
  14. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2011. – С.32.
  15. Развитие финансово-экономической устойчивости российских НКО. Аналитическая записка. – М., 2013. – С.11.
  16. Россия` 2014: Стат. справочник/ Росстат. – М., 2014. – С.7.
  17. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.615.
  18. Сесявин Е.А. Понятия «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческие организация» и «третий сектор» В России//Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.
  19. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. – М.: КУРС, 2011. – С.6.
  20. Финансы/Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – С.24.
  21. Чигрова Н.В. Формирование финансовых ресурсов бюджетных и автономных учреждений//Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 8. С. 197-203
  22. Баханькова Е. Р., Гусева Е. Г., Клецина А. А., Орлова А. В. Финансовая грамотность НКО. – СПб, 2012. – Режим доступа: http://www.crno.ru/assets/files/2012-07-03_Financial_competence_broshure__for_internet.pdf
  23. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минюста России на 2015-2017 годы. – Режим доступа: http://minjust.ru/node/106713
  24. Заббарова О.А Экономическое содержание критерия эффективности деятельности бюджетных организаций. – Режим доступа: http://auditfin.com/fin/2007/5/Zabbarova/Zabbarova%20.pdf
  25. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности ГБОУ города Москвы средней общеобразовательной школы № 49 за 2013 год. – Режим доступа: http://sch49uz.mskobr.ru/files/%20о%20ФХД.pdf
  26. Официальный сайт ГБОУ Школа №49. – Режим доступа: http://sch49uz.mskobr.ru/common_edu/gbou_sosh_49_ul_butlerova_d_24a
  27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/IssWWW.exe/Stg/d01/06-03.htm
  28. План финансово-хозяйственной деятельности ГБОУ Школа №49 на 2013 год. – Режим доступа: http://sch49uz.mskobr.ru/files/%202013.pdf
  29. Программа развития Образовательного комплекса №49 на период 2012-2016 гг. – Режим доступа: http://sch49uz.mskobr.ru/files/programma_razvitiya_obrazovatel_nogo_kompleksa.pdf

Отчет о расходовании средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы, полученных в форме целевой субсидии

  1. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2011. – С.32.

  2. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.615.

  3. 100 вопросов про НКО: Что нужно знать, чтобы ваша деятельность была успешной?/Мини-справочник для руководителя некоммерческой организации. – М.: Агентство социальной информации, 2012. – С.45.

  4. Финансы/Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – С.24.

  5. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

  6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

  7. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. – М.: КУРС, 2011. – С.15.

  8. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. – М.: КУРС, 2011. – С.15.

  9. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. – М.: КУРС, 2011. – С.19.

  10. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. – М.: КУРС, 2011. – С.20.

  11. Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. – М.: КУРС, 2011. – С.24.

  12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2014)

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

1 Организация финансового обеспечения МБОУ «СОШ № 4 »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Сорочинска Оренбургской области (далее МБОУ «СОШ № 4») создано на основании постановления администрации города Сорочинска от 29 июля 2011 г. № 114-п «О создании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Сорочинска Оренбургской области путем изменения типа существующего Муниципального общеобразовательного учреждения: «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Сорочинска Оренбургской области».

МБОУ «СОШ № 4» является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности, находится по адресу: 461900, Оренбургская область, город Сорочинск, 2 микрорайон, дом 36 а. Учредителем МБОУ «СОШ №4 » является муниципальное образование город Сорочинск Оренбургской области. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования город Сорочинск Оренбургской области осуществляет Отдел образования администрации города Сорочинска Оренбургской области. Основной целью деятельности МБОУ «СОШ № 4» является реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

МБОУ «СОШ № 4» реализует следующие виды образовательных программ:

— программа начального общего образования;

— программа основного общего образования;

— программа среднего общего образования.

Образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования разрабатываются и утверждаются МБОУ «СОШ № 4» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего общего образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. МБОУ «СОШ № 4 » вправе осуществлять дополнительные общеразвивающие программы. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям (социально-экономическое, физико-математическое, информационно-технологическое, социально-гуманитарное, химико-биологическое, лингвистическое, универсальное).

Источниками формирования имущества МБОУ «СОШ № 4 » являются:

— имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и праве постоянного бессрочного пользования;

— субсидии из бюджета муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области;

— средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан;

— иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Имущество МБОУ «СОШ № 4 » закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества МБОУ «СОШ № 4 » является муниципальное образование Сорочинский городской округ Оренбургской области. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБОУ «СОШ № 4 » осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Организационная структура управления МБОУ «СОШ № 4 » линейно-функциональная, базирующаяся, с одной стороны, на линейных полномочиях, которые сочетают полномочия директора школы к подчинённому и далее к другим подчинённым, с другой на принципе функциональной департаментализации (процесс деления учреждения на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою чётко определённую, конкретно задачи и обязанности). Организационная структура управления МБОУ «СОШ № 4 » представлена на рисунке 3.

Читать также:  СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ КРАТКО

Заместитель директора школы

Руководители научного общества учащихся

Руководители методических объединений

Заместитель директора по воспитательной работе

Клуб информационных технологий

Детская общественная организация

Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности

Младший технический персонал

Рисунок 3 — Организационная структура управления МБОУ «СОШ 4 »

Непосредственное управление МБОУ «СОШ № 4 » осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, действующий в соответствии с должностной инструкцией, трудовым договором и Уставом учреждения. Директор назначается на должность и освобождается от должности учредителем по согласованию с управлением образования. По соглашению сторон возможно заключение срочного трудового договора на срок до пяти лет.

Структура МБОУ «СОШ № 4 » децентрализованная, а органы управления наделены большими полномочиями, что позволяет повысить компетентность управления учреждением. Данная структура эффективно работает и представляет собой систему функционирования команды единомышленников, так как руководитель свои управленческие действия направляет на координацию действий управляющей команды, состоящей из заместителей, руководителей методических объединений, что способствует осознанию принадлежности к ведущей идее концепции. МБОУ «СОШ № 4 » является бюджетным учреждением, финансируется из регионального и муниципального бюджета и находится на казначейском методе исполнения бюджета.

МБОУ «СОШ № 4 » осуществляет образовательную деятельность за счет:

— целевых субсидий, полученных на выполнение государственного муниципального задания;

— за счет субсидий на муниципальное задание;

— за счет субсидий, полученных на иные цели;

— за счет привлечения добровольных пожертвований;

— за счет средств от иной приносящей доход деятельности,

Плановые показатели по бюджетным поступлениям МБОУ «СОШ № 4 » формируются в разрезе: субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; целевые субсидии. Бюджетные средства представлены бюджетными субсидии, предоставляемым в рамках государственного задания «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», а также целевыми субсидиями местного бюджета на:

— капитальный ремонт и приобретение строительных материалов;

— мероприятия по оздоровлению детей в рамках ГП НСО «Развитие

системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в НСО на 2014-2019 годы;

— субсидия на реализацию мероприятий ДЦП «Совершенствование организации школьного питания в НСО на 2012 -2019 годы» (питание);

— реализация мероприятий по модернизации технологий и содержание обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепции модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.

Далее проведем анализ планов финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ № 4 » за 2015-2017 годы. (таблица 1)(приложение 1-3)

Таблица 1 – Анализ плановых показателей МБОУ «СОШ №4» города Сорочинска за 2015-2017 года, руб.

В ходе анализа планов финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ № 4 » за анализируемый период было выявлено, что подавляющую часть поступлений учреждения составляют бюджетные субсидии на выполнение муниципального задания, а именно реализация общеобразовательных программ, что значительно превышает все остальные статьи поступления денежных средств. Также источниками финансирования учреждения выступают иные субсидии, предоставленные из бюджета. Также можно заметить постепенное уменьшение поступлений с 2015 по 2017 год. Основную часть выплат занимают расходы на оплату труда и прочие выплаты (64%). Кроме того можно проследить резкий спад расходов на оплату труда и прочие выплаты с 2016 по 2017 год. Так в 2016 году они составляли 24 492 562, а к 2017 году они снизились на 7 313 963 рубля и составили 17 178 599. Наименьший удельный вес выплат имеет показатель социальные и иные выплаты, он занимает 0,006% всех выплат. Также в 2017 можно увидеть превышение расходов над доходами, это связанно с не рациональном планировании финансов рассматриваемого учреждения

Таким образом, за рассматриваемый период 2015 — 2017 гг. в МБОУ «СОШ № 4 » наблюдается снижение доходов и расходов, что говорит о нерациональном планировании доходов и расходов школы. На текущий момент бюджетные средства, как правило, не покрывают потребностей образовательных программ, предоставляемых муниципальными бюджетными учреждениями, что характерно и для МБОУ «СОШ № 4 » города Сорочинска. Однако в финансировании рассматриваемого учреждения преобладают бюджетные средства, поэтому для улучшения финансового положения МБОУ «СОШ № 4» можно предложить руководству уделить внимание деятельности на платной основе и от иной приносящей доход.

Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, определенные законодательством, единые. Ими являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ;

— другие, не запрещенные законом поступления.

К источникам формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, относятся:

1. Взносы учредителей.

Размер и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.

2. Вступительные, членские и паевые взносы.

Данные средства формируются только в организациях, имеющих членство (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).

Вступительные взносы предназначены для первоначального накопления основных и оборотных средств. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участников из некоммерческой организации.

Паевые взносы являются одним из основных источников формирования имущества только потребительских кооперативов. Взнос в паевой фонд может осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку.

3. Добровольные взносы и пожертвования.

Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций существуют следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.

4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, включая гранты.

Грант – целевые средства, предоставленные безвозмездно благотворительными организациями в денежной или натуральной форме на проведения научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, с последующим отчетом об их использовании. Средства, поступающие по договору гранта, являются собственностью некоммерческой организации и могут использоваться только на цели, предусмотренные договором. Средства, используемые не по назначению, подлежат взысканию в доход бюджета. Гранты служат источником формирования доходов благотворительных организаций и фондов. За счет грантов в последнее время все большее число благотворительных организаций реализуют свои проекты и программы.

5. Бюджетные ассигнования.

Выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий. Выделения этих средств из бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами о федеральном, региональном и местном бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетные ассигнования могут являться источником доходов благотворительных организаций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений. Ассигнования выделяются на финансирование проектов и программ, в выполнении которых принимают участие некоммерческие организации.

6. Доходы от предпринимательской деятельности.

Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия.

Вместе с тем законодательством ограничены права на осуществление некоторыми некоммерческими организациями предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Профессиональные союзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только через учреждаемые ими организации. Ассоциация (союз), на которую по решению участников возлагается ведение предпринимательской деятельности, должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только на реализацию уставных целей.

Автоматизация НКО любого вида

Для любого вида НКО важно правильно вести учет. Если учет будет автоматизирован при помощи специальных программ, освободится больше времени для проведения основной деятельности или поиска дополнительных источников дохода.

Программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для НКО подходит для любого типа некоммерческой организации. Продукт позволяет:

  • формировать смету НКО;

  • учитывать целевое финансирование;

  • вести раздельный учет по источникам финансирования;

  • формировать специализированную отчетность некоммерческой компании;

  • обмениваться с программой 1С: Зарплата и управление персоналом;

  • вести прочие виды учета.

Наладить эффективную работу с благотворителями поможет сайт НКО. Подробнее о нем вы можете прочитать здесь.

Развивайте свою некоммерческую организацию активнее, автоматизируя бОльшую часть работы.

Дата обновления материала: июнь 2021.

Вам также может быть интересно:

Дополнительные продукты для НКО:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *