В составе финансовой политики в области государственных и муниципальных финансов выделяются функции органа управления общественными финансами Российской Федерации

Органы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, их функции.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

Министерство финансов РФ — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

К функциям Минфина России относятся следующие: внесение предложений по формированию финансовой политики; проведение мероприятий по реализации финансовой политики; разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения; осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организация разработки федерального бюджетного плана; участие совместно с Министерством экономического развития РФ в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Бюджетный фонд, его черты.

Бюджетный фонд представляет собой обособленную часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэко­номической деятельности и части национального богатства, кон­центрируемую в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемую для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Та­ким образом, формирование бюджетных фондов происходит пу­тем вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения и последующей концентрации части денежных средств в распоряжении органов власти и мест­ного самоуправления для удовлетворения общественных потреб­ностей.

Бюджетный фонд является разновидностью финансового фонда, поэтому он обладает всеми чертами, характерными для финансовых фондов: обособленным характером и самостоятель­ностью функционирования, целевым назначением, сбалансиро­ванностью, правовой регламентацией порядка образования и ис­пользования.

Обособленный характер бюджетного фонда проявляется в ре­зультате вычленения из стоимости валового внутреннего продук­та и других объектов распределения (доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства) и концен­трации части финансовых ресурсов в распоряжении органов власти и местного самоуправления. При этом он начинает функ­ционировать самостоятельно, порядок его формирования, утвер­ждения и использования регламентируется органами представи­тельной и исполнительной власти и органами местного самоуп­равления соответствующими нормативно-правовыми актами.

Бюджетный фонд создается для достижения определенных целей, которые могут трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле целью создания бюджетного фонда является удовлетворение общественных потребностей, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время в ходе бюджетного планирования определяются и более узкие цели, которые находят отражение в функциональной и экономической структуре расходов бюджетов.

Как и любой другой финансовый фонд, бюджетный фонд должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и главным образом путем использования государ­ственных или муниципальных заимствований. В этом случае сба­лансированность бюджета предполагает необходимость достиже­ния соответствия планируемых расходов объему доходов и пос­туплений из источников финансирования дефицита бюджета.

Наряду с наличием общих черт, характерных для всех финан­совых фондов, бюджетный фонд обладает еще одной специфи­ческой чертой — исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью. Мобильность бюджетного фонда достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, об­разованием и использованием различных видов бюджетных ре­зервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др. ; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

ü участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

ü организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

ü обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

ü разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

ü принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

ü разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

ü разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

ü управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

Читать также:  РТС ФИНАНСЫ ЧТО ЭТО

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

ü осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

ü вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

ü ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

ü осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

ü организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

ü обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

ü организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

ü участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

ü организует осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:

ü представляет в соответствии с законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

ü рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

ü осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

ü осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

ü обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

ü организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение заявлений.

Федеральная служба страхового надзораосуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Органы управления финансами и их функции

ТЕМА 7 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

1Понятие об управлении финансами

2 Органы управления финансами и их функции

3 Финансовое планирование и прогнозирование

4 Государственное регулирование финансов

5 Управление финансовыми ресурсами

Под управлением финансами понимают «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяй­ствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую дея­тельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сба­лансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономи­ческих и социальных задач». В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управ­ления являются группы финансовых отношений, а субъектами — финансовые органы управления.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

— между хозяйствующими субъектами по поводу распределе­ния доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санк­ции и др

— между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяй­ствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

— между хозяйствующими субъектами и вышестоящими орга­низациями по поводу образования и распределения фондов денеж­ных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

— внутри предприятий, учреждений, организаций по распре­делению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами классифицируются так­же по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управ­ления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъек­тов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с ком­петенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государ­ственными финансами осуществляет Министерство финансов Рос­сийской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муници­палитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализи­рованные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязан­ности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям управления финансами следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов и других денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществлять­ся с помощью как административно-распорядительных, так и экономи­ческих методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономиче­ские методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

Управление финансами осуществляется посредством исполь­зования соответствующего управленческого аппарата. Общее управ­ление финансами осуществляют высшие органы власти и управле­ния: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламенти­рует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Феде­ральному Собранию Бюджетное Послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рас­сматривает проект федерального бюджета России и утверждает за­кон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концепту­альные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление госу­дарственными финансами, является Министерство финансов Рос­сийской Федерации.

Руководство Министерством финансов Российской Федерации осуществляют министр финансов и его заместители. Ор­ганизационная структура Министерства финансов Российской Фе­дерации включает одиннадцать департаментов:

— бюджетной политики;

— бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

— бюджетной политики в сфере государственной военной и пра-воохранительной службы и государственного оборонного заказа;

— межбюджетных отношений;

— международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

— налоговой и таможенно-тарифной политики;

— регулирования государственного финансового контроля, ауди­торской деятельности и бухучета;

— федерального казначейства (казначейство);

— финансовой политики;

— правовой.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Рос­сийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, нало­говой, страховой, валютной, банковской деятельности, государствен­ного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных плате­жей, включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств, инвестирования средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, про­тиводействия легализации доходов, полученных преступным путем, я финансированию терроризма.

Читать также:  Финансы и кредит финансы как экономическая категория

Главная задача Министерства финансов Российской Федера­ции — разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государ­ственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности, добычи, производства, переработки драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

— разработка проекта федерального бюджета и прогноза кон­солидированного бюджета Российской Федерации;

— прогнозирование и кассовое планирование исполнения и ис­полнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

— финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

— совершенствование методов бюджетного планирования и по­рядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

— управление государственным внутренним и внешним дол­гом Российской Федерации;

— осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Министру финансов разрешено иметь двух заместителей. Пре­дельная численность центрального аппарата Министерства финан­сов Российской Федерации не должна превышать 1370 работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а территориаль­ных органов Министерства — 51 777 работников.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является федераль­ное казначейство. В структуру федерального казначейства входят Главное управ­ление федерального казначейства, территориальные органы в субъек­тах Российской Федерации, органы федерального казначейства в рай­онах, городах и городских районах. Органы казначейства выполняют следующие задачи:

— управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюд­жетных средств;

— составление краткосрочного прогноза объемов ресурсов феде­рального бюджета;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ­ственных финансов для органов государственной власти и управ­ления;

— подготовка отчетности о финансовых операциях по соответ­ствующему бюджету;

— разработка методологических и инструктивных материалов по исполнению соответствующего бюджета.

Для выполнения этих задач органы федерального казначейства:

— осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;

— ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учет операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и состав­ляют отчетность;

— осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кас­совое планирование расходов федерального бюджета.

При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной вла­сти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министер­ствам и ведомствам.

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование — это комплексный процесс заблаговременного приня­тия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Планирование как вид управленческой деятельности направле­но на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

— всегда представляет собой предварительное принятие реше­ний на основе комплексного анализа, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

— должно быть гибким и способным адаптироваться к посто­янным изменениям самого объекта управления, изменением внеш­ней среды, т. процесс планирования — процесс итерационный;

— роль заключается не только в предсказании будущего состо­яния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в ак­тивном преобразовании объекта планирования.

Под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и про­порциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоя­щих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении про­порциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов, в него включается также при­быль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с рас­ходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инст­рументом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирую­щийся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетно­го финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования яв­ляется бюджетное планирование. В процессе бюджетного планиро­вания определяются направления распределения и перераспределе­ния бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкрети­зированными в бюджетной политике. Как часть финансового пла­нирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование пер­спективных показателей финансовых планов. Финансовое прог­нозирование предшествует финансовому планированию, основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесроч­ный или долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обес­печения развития страны и ее регионов, формы и методы реализа­ции финансовой политики.

Органы управления финансами в Российской Федерации и их функции

Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др. , а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др. ), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Органы управления финансами и их основные функции

Министерство
 
Министерство налогов и
 
Федеральная служба налоговой
 
Государственный
 
финансов России
 
РФ и его
 
налоговой
 
таможенный
 
и его органы
 
органы на местах —
полиции РФ
 
комитет РФ иего
 
На местах
 
налоговые инспекции
 
 
 
органы на местах
 
1. Участие в работе работе работн работе
 
по составлению долговре-
 
Предупреждение,
 
1. Проведение
 
менных и краткосрочных прогнозов функцио-
 
выявление и пре-
 
налоговых прове-
 
нирования экономики, совместно с федераль-
 
сечение налого-
 
рок по пошлинам
 
ными органами исполнительной власти опреде-
 
вых преступле-
 
и сборам, взимае-
 
ление потребности в
 
государственных финансо-
 
ний, оперативно-
 
мым таможен-
 
вых ресурсах, подготовка предложений о рас-
 
розыскная дея-
 
ными органами. пределении их между федеральным бюджетом и
 
тельность и кон-
 
2. Проверка всех
 
государственными внебюджетными фондами. троль за соблю-
 
документов, свя-
 
2. Организация работы по составлению проекта
 
дением налого-
 
занных с исчисле-
 
федерального бюджета, прогноза консолидиро-
 
вого законода-
 
нием и уплатой
 
ванного бюджета РФ, разработка проектов нор-
 
тельства, а также
 
пошлин и сборов,
 
мативов отчислений
 
от федеральных налогов,
 
обеспечение
 
взимаемых тамо-
 
сборов, размеров дотаций и субвенций из феде-
 
безопасной дея-
 
женными орга-
 
рального бюджета в бюджеты субъектов РФ. тельности нало-
 
нами. Обеспечение исполнения федерального бюд-
 
говых инспекций. Приостановле-
 
жета и контроль за
 
исполнением федеральных
 
Имеет право воз-
 
ние операций на-
 
внебюджетных фондов. буждать уголов-
 
логоплательщиков
 
4. Разработка с участием Госналогслужбы, фе-
 
ное дело, прово-
 
по счетам в
 
деральной службы
 
налоговой полиции РФ
 
дить по нему
 
банках при
 
предложений по совершенствованию налоговой
 
дознание, предва-
 
неисполнении или
 
политики и налоговой системы. рительное следст-
 
ненадлежащем
 
5. Участие в определении государственной це-
 
вие и передавать
 
исполнении ими
 
новой политики. материалы в суд. таможенного и
 
6. Участие в работе по совершенствованию
 
 
 
налогового зако-
 
страховой деятельности в _ _. г„„. в стране
 
 
 
нодательства. Разработка предложений по выпуску и раз-
 
 
 
4. Взимание не-
 
мещению, а также осуществление выпуска го-
 
 
 
доимок по нало-
 
сударственных внутренних займов РФ. гам, а также сумм
 
8. Разработка предложений по формированию и
 
функции
 
штрафов, преду-
 
развитию финансового рынка. смотренных тамо-
 
9. Осуществление по
 
поручению Правительства
 
 
женным
 
РФ сотрудничества с международными финан-
 
 
и налоговым зако-
 
совыми организациями. *
 
 
нодательством. Разработка проектов и реализация программ
 
 
 
 
 
внешних заимствований РФ. ^
 
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет:
 
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; учет
 
налогоплательщиков; проверки налогоплательщиков; предоставление сведений о
 
поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства;
 
предоставление информации Минфину обо всех случаях неуплаты платежей;. осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых
 
штрафов и пени.

Читать также:  Читать онлайн "Магия финансов. Как привлечь деньги и больше никогда не страдать от их недостатка"

Все рассмотренные структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования

Управление финансами — это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

управляющая система — финансовая система — это совокупность финансовых институтов (учреждений). Управляемая система — система финансов — совокупность денежных отношений.

Управление финансами осуществляется исполнительными и представительными органами власти. Представительные органы власти: государственная, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы. Рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения. Исполнительные органы власти: Правительство РФ, территориальные администрации и подведомственные им функциональные подразделения.

· организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов,

· ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений,

· заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов,

· в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики на предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике.

Федеральное собрание — Государственная Дума Совет Федерации

Рассмотрение и утверждение Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, федерального бюджета России, утверждение отчета о его исполнении и других финансовых законов.

Министерство финансов России и его органы на местах – 1. Участие в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Обеспечение исполнения федерального бюджета и контроль за исполнением федеральных внебюджетных фондов. Разработка с участием Госналогслужбы, федеральной службы налоговой полиции РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы. Разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ. Разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка. Разработка проектов и реализация программ внешних заимствований РФ.

Министерство налогов и сборов и его органы на местах – налоговые инспекции — Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; учет налогоплательщиков; проверки налогоплательщиков; предоставление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства; предоставление информации Минфину обо всех случаях неуплаты платежей; осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Указом Президента и постановлением Правительства от 1993 года было создано Федеральное казначейство.

n ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

n открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

n составляет и представляет в Министерство финансов оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

n осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы;

l обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов;

l ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

Согласно закону Счетная палата осуществляет:

– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

– используют федеральную собственность либо управляют ею;

– имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Государственные органы управления финансами располагают разветвленной сетью структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне

Все структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования

Функции государственных финансовПравить

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансовПравить

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансамиПравить

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *