ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВ НА СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА

Елена Игоревна Комиссарова

Эксперт по предмету «Финансы»

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.20 УДК 336.1

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Цель данной работы — продемонстрировать реальную роль финансовой системы России в решении социально-экономических проблем развития страны. Достижение этой цели предполагает изучение влияния на социально-экономическое развитие параметров финансовой системы страны, которые имеют это влияние, способности финансовых регуляторов влиять на эти параметры, а также финансовой политики российского государства. Исследование показало, что роль российской финансовой системы в решении социально-экономических проблем развития страны незначительна, что ситуация в самой финансовой системе находится под сильнейшим влиянием событий, происходящих в реальном секторе экономики страны, как и в мировой финансовой системе, традиционные рычаги финансовой политики больше находятся во власти нефинансовых регуляторов экономики. Успех государства в обеспечении стабильного социально-экономического развития страны, включая формирование параметров финансовой системы, благоприятных для этого развития, во многом зависит от его политики в области реального сектора экономики. Задачи государства в области финансов — это, прежде всего, повышение качества финансовых услуг и повышение эффективности организаций финансового сектора. Что касается использования финансовой системы для решения социально-экономических проблем, то оно должно носить взаимодополняющий характер. Отсюда следует, что решение проблем социально-экономического развития страны, в том числе проблем самой финансовой системы, во многом зависит от государственной политики в области реального сектора экономики.

Ключевые слова: социальные проблемы, финансы, финансовый регулятор, нефинансовая система, организация, экономика, государство.

сти финансовых регуляторов влиять на эти рычаги, а также взаимосвязь финансовых регуляторов с намеченными целями макроэкономической политики и финансовые рычаги воздействия на социально-экономическое развитие.

Поскольку уровень инфляции отражает покупательную способность денег, которые являются элементом финансовой системы, можно сказать, что уровень инфляции также является финансовым рычагом влияния на социально-экономическое развитие, включая экономический рост. В этой связи обращаем внимание на неоднозначность зависимости экономического роста от инфляции.

В то же время органы финансового регулирования, включая центральный банк страны, имеют ограниченные возможности влиять на этот параметр финансовой системы.

Маловероятно, что государство может похвастаться особыми успехами своего воздействия на экономику, осуществляемого через финансовую систему, такими как налоговые льготы и субсидии предприятиям (действующие как меры политики в различных отраслях и секторах реального сектора экономики).

Но, может быть, реальной причиной отказа Банка России влиять на социально-экономическое развитие страны через обменный курс было отсутствие реаль-

1. Лукас Р. Э. О механике экономического развития России. — М.: Юрайт, 2020. — 128 с.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 2018. -328 с.

3. Моне Ж. Эксперты об ипотечных планах Путина: не стоит бояться пузыря. — М.: Проспект, 2019. — 268 с.

4. Дятловская Е. В. Путин установил планку цен на жилье / Юридический институт МИИТ. — М., 2018. — 280 с.

5. Астратова Г. В. Как запрет на долевое строительство отразится на стоимости жилья. — СПб.: Мысль, 2017. — 434 с.

6. Аренков И. А. Маркетинг-менеджмент на крупных российских предприятиях. — СПб.: СПб известия, 2017. — 355 с.

8. Хоминич И. П. В ВП России. — СПб.: Прогресс, 2018. — 224 с.

9. Браверман А. А. Школа инвестора: ВВП России. — М.: Экономика, 2020. — 637 с.

10. Чернова Е. Г. Эконометрическая модель темпов роста ВВП. — М.: Юрайт, 2018. — 768 с.

12. Балабанова Л. В. Оптовая торговля. — М.: Экономика, 2018. — 207 с.

13. Пономарева Т. Н. Валовой внутренний продукт. — СПб.: Федеральное агентство образования, 2021. — 321 с.

14. Багиев Г. Л. Информационное обеспечение, диагностика. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. — 140 с.

15. Ермасов С. В. Экономика: принципы, проблемы и политика. — Л.: Правда, 2019. — 475 с.

16. Аунапу Ф. Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. — М.: Экономика, 2017. — 134 с.

17. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Центр экономики и маркетинга. — М., 2017. — 208 с.

18. Венделин А. Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект. — М.: Экономика, 2017. — 150 с.

19. Багиев Г. Л. Влияние процентных ставок на экономический рост. — Подольск, 2020. — 231 с.

20. Шарифьянова З. Ф. Информационное обеспечение, диагностика. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. — 180 с.

2. Ackoff R. L. Creating the corporate future: Plan or be planned for (Russ. ed.: Akoff R. Planirovanie budushchego korporatsii. Moscow, Progress, 2018, 328 p.).

15. Ermasov S. V. Ekonomika: printsipy, problemy i politika. L., Pravda, 2019, 475 p.

Оригинальность 83 %

Поступила 29.07.2021 Одобрена 30.08.2021 Принята к публикации 03.03.2022

THE INFLUENCE OF THE FINANCIAL SYSTEM ON THE SOLUTION OF SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS

The purpose of this work is to demonstrate the real role of the Russian financial system in solving socioeconomic problems of the country’s development. Achieving this goal involves studying the impact on the socioeconomic development of the parameters of the country’s financial system that have this effect, the ability of financial regulators to influence these parameters, as well as the financial policy of the Russian state. The study showed that the role of the Russian financial system in solving socio-economic problems of the country’s development is insignificant, that the situation in the financial system itself is strongly influenced by events in the real sector of the country’s economy, as well as in the global financial system, the traditional levers of financial policy are rather in hands of non-financial regulators of the economy. The success of the state in ensuring stable socio-economic development of the country, including the formation of parameters of the financial system favorable for this development, largely depends on its policy in the field of the real sector of the economy. The tasks of the state in the field of finance are, first of all, to improve the quality of financial services and increase the efficiency of financial sector organizations. As for the use of the financial system to solve socio-economic problems, it should be complementary. Hence the solution of the problems of socio-economic development of the country, including the problems of the financial system itself, mainly depends on the state policy in the field of the real sector of the economy. The tasks of the Russian state in the field of finance are to improve the quality of financial services and increase the efficiency of financial sector organizations.

Keywords: social problems, finance, financial regulator, non-financial system, organization, economy, state.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Концевич, Г. Е. Влияние финансовой системы на решение социально-экономических проблем / Г. Е. Концевич // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. — 2022. -№ 1. — С. 261-266.

Please cite this article in English as:

Kontsevich G. E. The influence of the financial system on the solution of socio-economic problems. P NRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 261-266 (In Russ).

Экономический строй 
любого государства основывается на
объективных экономических законах.
Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой
с помощью государственного уклада народного
хозяйства, финансовой налоговой системы,
денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика – это экономика, основанная на отношениях,
возникающих при купле-продаже товара
на рынке. В рыночных отношениях участвуют
различные экономические субъекты (предприниматели)
и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

В рыночной экономике 
финансы являются важным инструментом регулирования и играют большую роль.

Через финансы идет распределение валового продукта и национального
дохода по различным сферам экономики,
отраслям, регионам и отдельным субъектам
экономики. Происходит распределение
трудовых, материальных, капитальных и
природных ресурсов по сферам и отдельным
производствам. Кроме того, они способствуют
формированию вторичных доходов в виде
пенсий, стипендий, пособий и т.п.

Через финансы образуются
необходимые обществу воспроизводственные 
фонды: фонд возмещения материальных затрат,
фонд амортизации, фонд потребления, фонд
накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях
национальной экономики, начиная от отдельных
предприятий. Устанавливаются необходимые
народнохозяйственные пропорции: межотраслевые,
внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.

Читать также:  Финансы. Тесты с ответами (2020-2021 год)

По движению финансов
можно следить, как работают отдельные предприятия,
отрасли, регионы, экономика в целом. Например,
если предприятие задерживается с выплатой
налогов или с выдачей заработной платы,
то становится ясно – предприятие испытывает
трудности. По размерам фонда заработной
платы, по размеру налогов предприятия
можно судить о его масштабах, объеме деятельности.

Стимулирующая роль финансов связана с финансовой дисциплиной,
предполагающей обязательность платежей,
перечислений в определенных объемах
и в установленные сроки. Тем более что
необходимость исполнения финансовых
обязательств подкрепляется системой
штрафов, пени и даже уголовных наказаний
за их неисполнение. Уже по этой причине
предприятиям необходимо работать эффективно,
поддерживать необходимую производственную
и расчетную дисциплину.

При помощи финансов государство имеет возможность целенаправленно
воздействовать на отдельные предприятия,
отрасли и регионы. Делается это путем
повышения или понижения налогов, введения
или отмены налоговых льгот, предоставлений
из госбюджета субсидий, займов и т.п.

Фонды социального страхования, социального
обеспечения, и финансовые льготы государство
имеет возможность воздействовать на
социальное положение различных категорий
населения, на общий социальный климат
в стране.

Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех)
внутренней и внешней политики правительства.
Благодаря финансам проводятся общенациональные
и региональные выборы, итог которых в
рыночной экономике во многом зависит
от финансовой поддержки кандидатов. Финансы
определяют обороноспособность страны,
ее экономическую и политическую целостность.

В ходе дипломной работы
будут рассмотрены теоретические 
подходы к обоснованию финансов,
также экономическая сущность финансов,
их функций в рыночной экономике.
Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии
государства и финансовое регулирование,
роль финансов в обеспечении нового качества
жизни россиян. Рассмотрены перспективы
развития финансовых отношений  и роль
налогов в среднесрочный период. Также
будет рассмотрен зарубежный опыт использования
финансов в посткризисных условиях.

Глава 1. Теоретические 
подходы к обоснованию финансов,
как экономической категории.

1.1. Экономическая сущность 
финансов, их функции в рыночной 
экономике.

В учебнике под редакцией Г. Б. Поляка «Финансы»,
определение финансы рассматривается
так:

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые
преимущественно в денежной форме между
основными хозяйствующими субъектами
— предприятиями, домашними хозяйствами
и государством1.

Финансы, обеспечивающие
функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения
доходов общества в пользу домашних хозяйств
и производителей возникают финансы соответственно домашних
хозяйств и коммерческих организаций или фирм и корпораций.

Финансы – это денежные отношения
хозяйствующих субъектов, включая государство,
в результате которых доход общества меняет
свою структуру путем увеличения его в
руках одного субъекта за счет изъятия
(неэквивалентного) этой части у другого.

Если форма активов 
меняется с денежной на товарную при 
эквивалентном обмене между хозяйствующими
субъектами, то, являясь денежными, эти
отношения вряд ли могут быть отнесены к финансовым.

Финансы являются механизмом неэквивалентного
перераспределения доходов общества в
пользу одного из агентов за счет другого
с целью обеспечения возможности выполнения
им его функций, в которых общество нуждается.

Финансы представляют собой структурные
связи в экономической системе (т.е. денежные
отношения определенного свойства между
хозяйствующими субъектами, включая государство)
или механизм поддержания того социального
института, без которого общество было
бы менее эффективным.

В учебнике под редакцией 
А. Г. Грязновой и К. В. Маркиной2 финансы и финансовую систему рассматривают
таким образом:

Налоговые и неналоговые 
платежи в бюджет; выплаты пенсий,
пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские
депозиты; получение доходов по ним; привлечение
коммерческими организациями на долевых
и долговых началах средств для осуществления
их деятельности; получение средств некоммерческими
организациями для оказания услуг; формирование
и использование прибыли организации
— все это принято называть финансовыми
операциями. Возникает вопрос о том, какие
общие черты объединяют их многообразие.

Во-первых, все названные 
операции происходят в денежной форме.
Это позволяет выделить первый признак финансовых операций –
их денежный характер, при этом существует
некоторая обособленность движения денежных
средств от движения товаров. Функция денег как средства
платежа, с которой связаны финансовые
операции, предполагает некоторую оторванность
денежных средств во времени от движения
товаров. Тем не менее нельзя говорить
о полной безэквивалентности финансовых
операций, поскольку деньги – это всеобщий
эквивалент.

Во-вторых, все финансовые
операции предполагают перемещение средств
от одних экономических субъектов к другим: от организаций
и домохозяйств к государству и наоборот;
между организациями; между организациями
и домохозяйствами и т.п. С помощью такого
перемещения происходит распределение
стоимости валового внутреннего продукта,
а также доходов от внешнеэкономической
деятельности. Следовательно, можно говорить
о распределительном характере
финансовых операций.

Распределение – это процесс формирования и использования
денежных доходов. В результате распределения
стоимости произведенных товаров и услуг
происходит формирование денежных доходов
у экономических субъектов: домохозяйств,
организаций и государства. У домохозяйств
основными формами доходов выступают
заработная плата и доходы от собственности;
у организаций – прибыль; у государства
– налоги.

Формирование денежных
доходов экономических субъектов происходит
не только за счет распределения стоимости
произведенных товаров и услуг, но и за
счет доходов от внешнеэкономической
деятельности.

В процесс распределения 
могут быть также вовлечены накопления
прошлых лет, осуществляемые в денежной форме.

У экономических субъектов в процессе
распределения формируются денежные доходы,
поступления и накопления, обеспечивающие
их функционирование, использующиеся
для решения экономических и социальных
задач, направляющиеся в конечном счете
на потребление и дальнейшее накопление,
которые принято называть финансовыми
ресурсами.

Процесс распределения 
является стадией общественного 
воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая
стадия общественного воспроизводства
отражает движение стоимости, смену собственников,
т. е. экономические отношения между отдельными
субъектами.

Все сказанное позволяет 
определить финансы как совокупность денежных отношений
по поводу распределения стоимости валового
внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической
деятельности и части национального богатства,
в результате которого формируются денежные
доходы, поступления и накопления у отдельных
субъектов хозяйствования, государства,
используемые в дальнейшем для решения
экономических и социальных задач.

История термина 
«финансы» прошла несколько этапов.
По мнению проф. Б.М. Сабанти3 многообразие, сегодня трудно
назвать автора, который ввел в обиход
этот термин. Первоначально в XIII—XV вв.
он обозначал денежный платеж. Несколько
позднее в научной литературе (с XVI по XIX
в.) финансы стали связывать с формированием
государственных доходов и их расходованием.
В России на рубеже XIX—XX вв. наука о финансах
преподавалась как правовая дисциплина,
изучающая правовые нормы в области государственных
доходов и расходов. В результате традиция
ограничивать круг финансовых отношений
операциями, при которых одной из сторон
обязательно выступает государство, сохранилась
и в более позднее время.

В учебнике под редакцией А. М. Ковалевой4 используется признак императивности
при характеристике финансовых отношений,
хотя он входит в некоторое противоречие
с признаваемым этими же авторами объективным
характером появления и развития финансов.
Безусловно, в практике организации финансовых
отношений они принимают конкретные организационно-правовые
формы, но если финансы – это объективно
существующие экономические отношения,
то их функционирование определяется
в первую очередь закономерностями развития
экономической системы, а не волевыми
субъективными решениями органов государственной
власти, установленными правовыми актами.

По мнению В. М. Родионовой5, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный
процесс в целом и различные его фазы,
благодаря чему способны постоянно «сигнализировать»
о том, как складываются распределительные
пропорции, обеспечивается ли непрерывность
воспроизводственного процесса. Информацию
о возможных неблагоприятных экономических
событиях можно получить через такие финансовые
показатели, как индексы фондовых бирж,
динамика рентабельности хозяйств, бюджетных
доходов, в том числе налоговых, государственного
долга, бюджетного дефицита и многие другие.
Правильный выбор финансовых показателей
для оценки экономического состояния
позволяет принимать эффективные управленческие
решения. При этом не следует отождествлять
контрольную функцию финансов и финансовый
контроль, поскольку осуществление финансового
контроля — это функции соответствующих
органов (институтов), а не абстрактного
понятия, под которым понимаются финансы.

1.2. Дискуссионные вопросы 
сущности и функции финансов 
в отечественной и зарубежной литературе.

Несмотря на длительную
историю существования финансов
как научного понятия, их сущность до
конца не раскрыта. Задача более 
полного познания сущности финансов осложняется
тем, что она глубоко скрыта за внешними
формами ее проявления, в которых различные
финансовые явления предстают на поверхности
общественной жизни.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ БРАГИНА

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

* объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

* соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

* связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

* взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Можно сделать вывод, что финансы является неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы и воздействует на них качественно и количественно. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом.

Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначается термином «инпут-аутпут» (input-output).

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.

Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся:

· осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;

· осведомление о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

· сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов;

· различные другие сведения.

39. Роль финансов в развитии международного сотрудничества 1. Таможенная политика государства.

По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин:

• Адвалорные — в % к таможенной стоимости товара,

• Специфические — в абсолютных размерах на единицу товара,

• Комбинированные — сочетают 1 и 2.

— сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев),

— специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств),

— антидемпинговые (когда цена импортных товаров ниже стоимости),

— компенсационные (выяснено, что при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).

Широко применяются таможенные льготы тарифные преференции. Полностью освобождаются от таможенных пошлин товары для представительств иностранных государств, валюта, ценные бумаги, товары, приобретаемые для государственных нужд (в собственность государства), товары гуманитарной помощи, транзитные товары, продукция рыболовецкого флота, товары, перевозимые физическими лицами не предназначенными для производственных и коммерческих целей. До последнего времени в России были пошлины и на экспортируемые и импортируемые товары.

Россия была почти единственной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях. В 96 г. основная масса экспортных пошлин была отменена, что компенсировалось увеличением акцизов.

Читать также:  Какова, на ваш взгляд, нынешняя финансовая ситуация в России и как ее можно разрешить?

История: Великобритания отказалась от протекционизма. Средний таможенный тариф должен быть равен 32%. После войны решили коллективно отказаться от таможенных пошлин и расширении торговли, была создана ГААТ. Ее функции:

• Создание режима наибольшего благоприятствования стран (отмена таможенных союзов и т.д.)

• Национальные условия для всех стран

• Снижение таможенных пошлин, отказаться от нетаможенных методов (квот и т.п.)

• Антидемпинговые меры и предоставление льгот развивающимся странам. Сейчас на базе ГАТТ создана ВТО. Средний таможенный тариф — 7% стоимости товаров, что обеспечивает реализацию конкуренции на отечественном рынке.

В Африке 33% таможенный барьер, очень высокий барьер в Индии, что не способствует развитию экономики страны и наносит ущерб национальным потребителям (нет условий для повышения качества продукции).

В России определен таможенный тариф 15% на импортные товары. В последнее время все более склоняемся к протекцианизму.

Барьером для импортных товаров является валютный курс, который остается завышенным по сравнению с рублем. Высокий курс приводит к дополнительному удорожанию импортных товаров.

Общественные финансы и государственный финансовый менеджмент

Финансы представляют
собой экономические отношения, связанные
с формированием, распределением и
использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства.

Обязательным
условием существования финансов являются
деньги. Реальное движение денежных
средств на макроуровне происходит на
второй и третьей стадиях воспроизводственного
процесса — в распределении и обмене.
Областью возникновения и функционирования
государственных финансов является
вторая стадия воспроизводственного
процесса, на которой происходит
распределение стоимости общественного
продукта по целевому назначению и
субъектам хозяйствования.

Финансы, как
экономическая категория, базируются
на действии и проявлении объективных
экономических законов:

ЗАКОНА НАКОПЛЕНИЯ
— финансовый механизм должен предусматривать
необходимость оптимизации пропорций
накопления и потребления, активного
воздействия на экономику

ЗАКОНА СТОИМОСТИ
— финансы являются стоимостной категорией,
обусловленной существованием
товарно-денежных отношений, в финансах
выражаются все формы первичного
распределения стоимости ВВП

ЗАКОНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПО ТРУДУ — денежные отношения через
финансовый механизм материализуются
в системе оплаты и стимулирования труда
как за счет необходимого, так и прибавочного
продукта

ЗАКОНА ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ — распределительные и
перераспределительные отношения
финансов предусматривают обеспечение
взаимосвязи денежной массы, стоимости
товаров и скорости оборота денег

Финансы —
историческая категория, так как они
имеют стадии возникновения и развития,
т.е. изменяются во времени. Можно выделить
два основных этапа развития финансов:

Первый этап.
Докапиталистическая
формация. Этот этап характеризуется
возникновением государства, выделением
государственной казны и полным отделением
ее от собственности монарха. Появляются
денежные отношения и начинает развиваться
товарное производство. Начинается
формирование фондов денежных средств,
возникают и начинают развиваться
финансовые отношения, государственные
финансы.

Второй этап.
Капиталистическая
формация. В условиях капитализма
товарно-денежные отношения приобретают
всеохватывающий характер, финансы
выражают экономические отношения в
связи с образованием, распределением
и использованием фондов денежных средств
в процессе распределения и перераспределения
национального дохода. Основные финансовые
средства капиталистических государств
стали концентрироваться в бюджете.

Эпоха
государственно-монополистического
капитализма характеризуется
централизованным регулированием
государством процессов воспроизводства,
расширением сферы перераспределительных
отношений. Государство начинает
аккумулировать ресурсы не только в
бюджетной системе, но и в многочисленных
внебюджетных фондах. Значительное
расширение получают финансы предприятий
различных форм собственности, которые
обслуживают кругоооорот значительны*
фондов денежных средств в государстве.

Таким образом,
финансовые
отношения охватывают две основные
сферы:

— экономические
денежные отношения, связанные с
формированием и использованием
централизованных денежных фондов
государства, аккумулируемых в бюджетной
системе и во внебюджетных фондах;

— экономические
отношения, опосредствующие кругооборот
децентрализованных денежных фондов
предприятий и отраслей хозяйственного
комплекса.

Роль финансов в регулировании экономики

Финансовому механизму принадлежит существенная роль в регулировании экономических процессов. Финансы — это важнейший механизм управления рыночными процессами. Финансовый механизм нужно рассматривать как набор определённых показателей, методов, приёмов и рычагов, обеспечивающих целесообразное распределение ВВП (валового внутреннего продукта) и НД (национального дохода). Финансовая сфера включает в себя хозрасчетную деятельность субъектов хозяйствования, и кроме того механизмы контроля над использованием ресурсов в народном хозяйстве. Таким образом, финансы включены во все сферы распределительных отношений. Финансовая парадигма напрямую зависит от господствующей экономической модели в конкретной стране. Сегодня экономическая политика большинства развитых стран направлена на достижение следующих целей:

Финансовая сфера играет важную роль в регулировании баланса между фондом накопления и фондом потребления, таким образом напрямую контролируя распределение национального дохода. Посредством финансов происходит распределение денежных активов и ресурсов между территориями одного государства, между разными сферами экономики, подразделениями общественного производства. Перераспределение средств и активов способствует поддержанию баланса экономического и социального развития в обществе.

Национальный доход не может быть распределён без инструментов финансового сектора. Данный сектор является важнейшим связующим элементом между созданием и применением средств НД. Государство как ключевой субъект экономических отношений в стране, мобилизует средства и активы для регулирования экономики. Государство может прибегать к различным методам финансового воздействия на экономику, к ним можно отнести субсидирование, налогообложение, кредитование. С помощью финансового регулирования государство может влиять на покупательную способность населения, на движение товаров и капиталов между странами, на экономическое развитие страны, региона, или экономического союза. Государство обладает различными методами финансового регулирования экономики. К таким методам можно отнести:

Но важно отметить, что государственное финансовое влияние на экономику вовсе не безгранично. Важной чертой развитого демократического общества является свободный рынок, который по большей части регулирует сам себя. Влияние государства на рынок должно быть ограничено, рынок должен обладать альтернативными механизмами своего регулирования. Таким образом, органы государственного управления создают различные механизмы и способы воздействия на экономику. Вырабатывая методы воздействия на экономический сектор, государство использует налоговую, таможенную, бюджетную, инвестиционную и денежно-кредитную политику.

К примеру, используя налоговые послабления для хозяйствующих предприятий, а также применяя амортизационную политику и бюджетные инвестиции, государство стимулирует предприятия реализовывать свои модели развития. Получая мощный стимул от государства, предприятие успешно удовлетворяет потребности населения в различных товарах и услугах. Государство играет важную роль в перераспределении экономических ресурсов. Конечной целью распределения и перераспределения является формирование производительных сил, создание условий для развития свободного рынка, развитие социальной сферы, и конечно же, улучшение качества жизни широких слоёв населения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Определение термина «финансы», сущность финансов

Финансы — это совокупность экономических отношений, которые возникают в ходе формирования, распределения и использования денежных активов.

Финансовая сфера возникла в процессе развития и усложнения экономических отношений в обществе. Как известно, экономика базируется на производстве, потреблении, обмене и распределении товаров и услуг. Всё это свойственно и финансовой сфере, как неотъемлемой составляющей современной экономики.

Ключевой аспект в области финансов — это распределение ресурсов. Распределение ресурсов как самая простая форма экономических отношений возникло уже в первобытном социуме. В эпоху родоплеменного строя охотники, убившие мамонта, делились добычей с остальными членами племени (женщинами, детьми, стариками), которые не участвовали в охоте. Данная система распределения ресурсов не просто формировала экономические отношения, такой подход способствовал социальному развитию человечества.

В современном же обществе люди делятся не только материальными товарами и продуктами, сегодня важную роль играют финансовые ресурсы, которые нельзя потрогать на ощупь. Но главным экономическим принципом, как и во времена первобытнообщинного строя, остается распределение ресурсов. Необходимо чётко понимать, что распределение не обязательно подразумевает безвозмездное получение товара, услуги, или финансовых активов.

Под распределением в широком смысле слова понимается распределение именно за вознаграждение, другими словами это мена, обмен различных ресурсов. К примеру, работник множество лет делал отчисления в пенсионные фонды, а когда вышел на пенсию, то стал получать выплаты за счёт отчислений новых работников, которые ещё не скоро выйдут на пенсию. Многие исторические личности и специалисты в финансовой сфере зачастую спекулировали понятием «распределение», связывая его с такими категориями как «равенство», «неравенство», «справедливость». Из-за различных спекуляций с данным понятием в теории финансов существует множество определений термина «финансы». В научных и учебных трудах в западной традиции общее определение понятию «финансы» обычно не дается. Различают различные виды финансов:

«Финансы как инструмент регулирования экономики» 👇

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *