Внешний контроль за финансами

Внешний и внутренний финансовый контроль призваны решать единые задачи

Взаимодействие контрольных органов всех уровней является основой эффективности финансового контроля. О том, какие меры помогут укрепить сотрудничество, рассказал Павел Павлович Стаценко, председатель Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея

Сегодня контрольная деятельность в основном направлена на проверку соблюдения установленных правил, а ее эффективность оценивается по количеству проведенных мероприятий, объему выявленных нарушений и положительной динамике этих показателей. И хотя полномочия органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля несколько различаются, главная цель у них единая: добиться правомерного и эффективного использования бюджетных средств.

Действительно, внешний и внутренний контроль имеют некоторые различия. Вместе с тем у внутреннего и внешнего контроля есть совместные задачи, а значит, и общие подходы к их решению. Например, по нашему мнению, общей задачей является оценка достоверности информации о финансовых и иных хозяйственных операциях, а также о «натуральных» результатах использования государственных средств. При проведении этой оценки у контрольно-счетных органов есть обязательная функция проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета. Наш опыт по осуществлению внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе отчетности главных распорядителей бюджетных средств, показывает, что в существующих условиях эта проверка носит в значительной мере формальный характер. Результаты ее проведения на уровне региона и муниципальных образований могут быть использованы только при осуществлении последующего финансового контроля, так как к моменту завершения проверки отчетность уже сдана в финансовый орган вышестоящего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетным кодексом не предусмотрен механизм корректировки данных отчетности ГАБС и годового отчета в случае выявления фактов недостоверности в ходе внешней проверки. Учитывая сроки проведения внешней проверки и сроки сдачи консолидированной отчетности в казначейство, законодательный орган, можем констатировать, что финансовый орган представит отчет, сформированный без учета внешней проверки.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы полагаем, что совокупные результаты контроля правомерности и эффективности использования бюджетных средств нужно отражать в заключении контрольно-счетного органа на проект закона об исполнении бюджета. При этом целесообразно продумать механизм интеграции результатов проверок, проведенных органами как внешнего, так и внутреннего государственного финансового контроля.

Мария Кажаева

Эксперт по предмету «Финансы»

Задать вопрос автору статьи

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, государственными органами субъектов РФ, Федеральным казначейством.

Виды государственного финансового контроля

Финансовый контроль на уровне государства представляет собой совокупность мероприятий, методов и форм, направленных на проверку соблюдения законодательства в бюджетной сфере.

Государственный контроль финансовой сферы осуществляют специализированные контрольные органы. К примеру, Счетная палата, ФНС, Министерство финансов страны.

Основной целью финансового контроля является обеспечение экономически обоснованной и эффективной финансовой деятельности государства на всех этапах использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль делится на предварительный и последующий. В первом случае контрольные мероприятия призваны предупредить и максимально пресечь нарушения в бюджетной сфере, а во втором случае проверяется законность и правомерность уже исполненного бюджета.

Также финансовый контроль государства может быть внутренним и внешним.

Внешний контроль осуществляется представителями Счетной палаты и сотрудниками региональных (муниципальных) управлений.

Внутренний финансовый контроль осуществляют управления Федерального казначейства, органы исполнительной власти.

Внешний муниципальный контроль в сфере финансов

Важнейшая функция государственных финансов состоит в осуществлении государственного финансового контроля. Данная функция затрагивает все финансовые вопросы, касающиеся формирования, распределения и расходования бюджетных средств.

В настоящее время наблюдаются существенные изменения в организации государственного контроля финансов. Государство направляет все усилия на укрепление финансового контроля посредством развития и расширения полномочий контрольных органов.

«Осуществление внешнего муниципального финансового контроля» 👇

Главная цель данного процесса – повышение эффективности управления финансами всех уровней, создание системы внешнего контроля за их использованием.

Несмотря на огромную работу в направлении развития системы финансового контроля в России, остаются нерешенными следующие проблемы:

Рассмотрим сущность внешнего муниципального контроля финансов. Специалисты в практической деятельности используют дифференцированный подход в понятии «муниципальный финансовый контроль», под которым понимают и функцию управления, и функцию финансов, и форму власти, а также форму деятельности, инструмент, средство.

Как функция управления муниципальный контроль финансов рассматривается Ю. В. Прохоровым и О. В. Шинкаревой, которые полагают, что данный вид контроля является частью процесса местного самоуправления, и состоит в осуществлении финансовыми органами муниципальных образований мониторинга законности и эффективности использования бюджетных средств.

Муниципальный контроль финансов как функция управления ими является составной частью государственного контроля в системе управления финансами страны.

Более полно многогранность понятия муниципального финансового контроля отражает подход, рассматривающий контроль в узком и широком аспектах.

В широком аспекте данный вид финансового контроля является главной функцией управления территориальными образованиями. В узком же смысле муниципальный контроль финансов – это регламентированная деятельность субъектов, которая направлена на обеспечение целевого и эффективного использования денежных средств муниципалитетов.

На сегодняшний день имеются некоторые организационно-технические, кадровые и финансовые проблемы в работе контрольно-счетных органов муниципальных образований. В связи с этим остается актуальной проблема построения единой системы контрольных органов муниципалитетов.

Внешний муниципальный контроль финансовой сферы основан на следующих принципах:

Реализация перечисленных принципов позволяет повысить эффективность управления финансами муниципальных образований, а также доверие граждан к власти. При этом осуществление принципов является и трудновыполнимой задачей на всей территории РФ, поскольку контрольно-счетные органы в разных регионах страны имеют разный правовой статус, численность, объемы финансирования, что оказывает прямое влияние на эффективность проведения внешнего финансового контроля на муниципальном уровне.

Муниципальный финансовый контроль можно классифицировать по нескольким признакам.

Так, выделяется внутренний финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, региональными и территориальными органами исполнительной власти, и внешний, проводимый Счетной палатой и территориальными контрольными органами.

По предмету контроля муниципальный контроль финансов делится на формальный и контроль исполнения. При формальном контроле проверяется правильность и законность распределения средств бюджета. При контроле исполнения проверяется экономичность и эффективность расходования бюджетных средств.

По объекту контроля финансовый контроль делится на контроль участников бюджетного процесса и контроль субъектов хозяйствования. Участниками бюджетного процесса могут быть органы власти, органы управления внебюджетными фондами страны, распорядители и получатели бюджетных средств. Субъектами хозяйствования выступают бизнес-структуры и организации, использующие государственное имущество, получающие субсидирование, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Место внутреннего и внешнего финансового контроля в общей системе контроля

Сущность финансового контроля раскрывается в определенных условиях финансово-хозяйственной деятельности, наполненной конкретным содержанием. Для понимания понятия «финансовый контроль» необходимо его классифицировать путем выделения признака или основания, а также набора таких признаков или оснований.

В литературе встречается указание на следующие основания: время осуществления, применяемые формы и методы, сфера и объекты контроля, классификация задач, методологическая основа классификации, задачи и масштабы. С помощью оснований дастся характеристика конкретных видов финансового контроля, т.е. обобщающая характеристика каждого отдельного вида финансового контроля, что служит фундаментом для сравнения их между собой. На базе этого сравнения и строится классификация видов финансового контроля, которая представлена на рис. 2.1.

Внешний контроль за финансами

Рис. 2.1. Классификация видов финансового контроля

Классификация финансового контроля позволяет сравнивать различные виды контроля, выявлять специфику каждого вида финансового контроля и сферу его применения в системе управления. На этой основе создается возможность проектирования систем контроля отдельных объектов управления. Такие системы свободны от ненужного дублирования.

Контроль, являясь функцией управления, подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Внешний контроль представляет собой один из видов последующего контроля. А внутренний контроль — это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.

Внутренний финансовый контроль — это независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах.

Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть по возможности функционально и организационно независим.

Читать также:  Объект управления корпоративных финансов это

Цель внутреннего контроля — помочь руководству хозяйствующего субъекта или органа управления (в том числе и органа государственного управления) эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков (если такие обнаружены) и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

Таким образом, внутренний контроль:

В перечень обязанностей внутренних контролеров могут быть также включены:

На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого аудита.

Управленческий аудит — это изучение деловых операций в целях выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации.

Внутренний контроль в рамках отдельного хозяйствующего субъекта называют внутрихозяйственным, внутренний контроль в рамках отдельного министерства или ведомства — внутриведомственным.

Таким образом, внутренний контроль — это контроль, который организует орган управления в целях повысить эффективность проводимой им финансово-хозяйственной деятельностью. Информация, полученная в результате внутреннего контроля, предназначена в первую очередь для удовлетворения потребностей органа управления, организовавшего контроль, но для контролируемой им подструктуры он фактически является внешним контролем.

Однако часто не только руководство хозяйствующего субъекта имеет потребность в объективной информации о его деятельности. Если собственность, которой распоряжаются управляющие, принадлежит другим, то эти лица (акционеры, инвесторы) или общество в целом, которые делегировали управляющим полномочия распоряжения своей собственностью, заинтересованы, чтобы действия управляющих приносили им максимальную выгоду. Поскольку информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, у этих лиц не всегда вызывает доверие, возникает потребность в проведении независимого внешнего финансового контроля.

Внешний финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, органов и лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм в сфере финансов, а также наблюдение и проверку ими процесса функционирования экономического субъекта и фактического состояния его финансового положения, результатов операций и движения денежных средств.

Основная цель внешнего контроля — составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами, а в более общем случае — о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.

Основные задачи и направления внешнего финансового контроля

Проблема. «В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, достаточно велико. При этом в нашей стране действует около 300 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная деятельность.

Аннотация. После изучения этой главы вы получите представление:

Ключевые слова-, государственный финансовый контроль, негосударственный аудиторский контроль, общественный контроль, этапы развития контроля, аудиторские услуги.

Организация внешнего финансового контроля

Системы внешнего финансового контроля состоят из трех основных звеньев: государственный финансовый контроль, негосударственный аудиторский контроль (независимый аудит) и общественный контроль.

Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.

Инструментом финансового контроля государства в финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверяется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализируется финансовое состояние государственных организаций и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов; проводится бюджетно-финансовый контроль и другие.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

Государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:

Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.

Государственному финансовому контролю подлежат:

Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой системы органов государственного финансового контроля. Эта система представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.

Особо следует подчеркнуть, что в обществе, построенном на демократических принципах, в частности на принципе разделения властей, деятельность государственного финансового контроля охватывает не только потребности органов исполнительной власти в финансовом контроле, но и потребности контроля общества за деятельностью самой исполнительной власти, прежде всего в финансовой сфере.

В демократическом обществе контроль за деятельностью исполнительной власти в материально-финансовой сфере возлагается на представительные органы власти. Он предусматривает, в частности, выполнение следующих функций:

Как правило, определенную часть перечисленных функций представительные органы осуществляют опосредованно через специальный институт государственного финансового контроля — счетные палаты. Счетные палаты действуют независимо от исполнительной власти, осуществляя внешний контроль за ее деятельностью.

Существование органов внешнего государственного финансового контроля (счетных палат) не препятствует созданию исполнительной властью собственных органов административного контроля. Основное назначение таких органов — повысить эффективность деятельности исполнительной власти.

Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает государство, обусловливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции.

Различные государственные ведомства, имеющие вертикальную структуру управления, для контроля за подведомственными органи зациями, как правило, организуют собственный внутриведомственный контроль.

Органы государственного финансового контроля можно классифицировать по следующим признакам, а именно:

Государственный финансовый контроль в условиях демократического общества и рыночной экономики — это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины.

Помимо государственного в странах с рыночной экономикой широко используется такая форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и учреждений, как аудиторский финансовый контроль.

Назначение аудиторского финансового контроля — удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки в целях оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские фирмы или частные профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. Аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта.

Основные заказчики аудита — предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды) и объединения собственников (учредителей, акционеров), а объекты проверки — собственность акционеров и инвесторов.

Государство также часто выступает заказчиком аудиторского контроля, привлекая независимые аудиторские фирмы для аудита государственных программ, использования государственных субсидий на коммерческих предприятиях, а также во всех других случаях, когда органы государственного управления считают проведение финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более целесообразным или выгодным.

Читать также:  Органы исполнительной власти входящие в министерства финансов

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом обществе важное значение придается неуклонному соблюдению принципа свободы слова, то большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

Внешний финансовый контроль и органы его осуществляющие

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по предмету: Контроль и ревизия

Источниками информации для проведения ревизии являются

— первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.

По приказу об учетной политике ревизор знакомится:

— с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

— применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

— документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

4 Методика и схема ревизии операций по расчетному счету

Проверка операций по счетам в банке начинается с того, что ревизор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем ревизор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проверка документального оформления операций по счетам в банке. Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

— выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно — платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование — поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

— первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Ревизор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание ревизор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Таким образом, в ходе ревизии операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

— проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;

— проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

— арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;

— проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету. Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь ревизору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, ревизор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету ревизор также проверяет:

— порядок ведения учетных регистров;

— ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

— тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Поступление денежных средств от финансово — кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчетам к счету 51 «Расчетные счета», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

Особое внимание ревизор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».

Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе ревизии расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно — исследовательские работы, на оплату социально — бытовых услуг и др. на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.

Пересекающейся процедурой проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Ревизор должен проверить:

— приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;

— тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки.

Проверка законности операций по валютному счету. При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Читать также:  ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ВКЛЮЧАЮТ ТЕСТ ОТВЕТ

В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица — резиденты могут иметь следующие валютные счета:

— транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки;

— специальный транзитный валютный счет для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке Российской Федерации и ее обратной продаже;

— текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;

— валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешению Центрального банка Российской Федерации организации, имеющие представительства за границей.

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание ревизор должен обратить на:

— соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

— проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление валютных операций;

— наличие разрешений и лицензий Центрального банка Российской Федерации, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций;

— осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами — резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;

— учет операций денежных средств в валюте на счете 52 «Валютный счет», к которому открываются субсчета «Транзитные валютные счета», «Текущие валютные счета», «Специальные транзитные счета», «Валютные счета за рубежом».

Ревизия операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка Российской Федерации, то эта лицензия не является основанием для зачисления на него валютной выручки. Поэтому в Центральном банке Российской Федерации должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке. При проверке полноты зачисления валютной выручки организаций — экспортеров, являющихся резидентами, на их валютном счете в уполномоченных банках необходимо установить:

— не допускался ли взаимозачет при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов;

— не производились ли платежи из выручки, подлежащей переводу в Российскую Федерацию и поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей. Полученная выручка может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских или иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с той внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Для проверки полноты зачисления выручки сравнивают сумму поступившей в течение года валютной выручки со стоимостью экспортированного товара.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли.

Проверка полноты и правильности синтетического учета денежных средств на прочих счетах в банке. Кроме расчетных и валютных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банке вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Для учета операций на прочих счетах в банке предназначен счет 55 «Специальные счета в банках», на котором отражается движение денежных средств как в российской, так и в иностранной валюте.

Для контроля за движением денежных средств, требующих обособленного хранения, открываются субсчета 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки». В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

— для учета денежных средств целевого финансирования (поступления), например, на содержание детского сада (яслей) и др.;

— для аккумулирования средств на финансирование капитальных вложений;

— специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.

Аудитор должен проверить, обеспечивает ли построение аналитического учета на счете 55 «Специальные счета в банках» возможность получения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения.

Ревизия операций по специальным счетам проводится по общей методике, изложенной выше.

При проверке операций по субсчету 55/1 «Аккредитивы» необходимо дополнительно проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:

— предусмотрена ли данная форма расчетов договором;

— соблюдение сроков действия аккредитивов;

— не выплачивались ли наличные денежные средства с аккредитива;

— правильность документального оформления закрытия аккредитива.

При проверке операций по субсчету «Специальный карточный счет» следует обратить внимание на:

— наличие договора на открытие специального карточного счета, перечень лиц — держателей корпоративной карты организации, тип выданной банковской карты;

— соблюдение действующего валютного законодательства при осуществлении трансграничных платежей (расчеты в иностранной валюте за пределами Российской Федерации);

— наличие разрешения Центрального банка Российской Федерации на осуществление безналичных расчетов (п.4.6 Положения о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществлении расчетов по операциям, совершаемым с их использованием);

— наличие отчетов держателей корпоративной карты;

— не использовались ли корпоративные карты для выплаты заработной платы и других выплат социального характера;

Руководителем ООО «Техномаркет» было принято решение о списании выявленной недостачи в состав прочих расходов, поскольку виновные лица не выявлены. В учете ООО «Техномаркет» выявленная недостача списывается проводкой

Внешний контроль за финансами

Библиографическое описание

Бондаренко, Е. И. К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый контроль», «внешний финансовый контроль», «аудит» / Е. И. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/552/ (дата обращения: 30.05.2023).

Различные авторы по-разному подходят к
классификации форм государственного финансового контроля. Так, если в
основу этой классификации закладывать характер связи контролирующей и
контролируемой организации, то к внутреннему контролю относится
проверка, осуществляемая ведомственным органом контроля,
подразделением, специально созданным в самом аппарате того или иного
органа государственной власти или иной государственной организации.

Государственный аудит и внутренний государственный финансовый
контроль имеют существенные различия в субъектах, объектах и
результатах деятельности.

Дееспособный, современный, обладающий
уникальными информационными ресурсами институт государственного
аудита способен выполнять как регулятивные, так и конструктивные
функции, помогая государству и обществу в проведении эффективных
институциональных изменений.

  • Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и
    практики. – М.: Финансовый контроль, 2005.
  • Ефимова Н.П. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика,
    2002.
  • Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин
    Ю.А. Основы государственного аудита // Методология контроля
    общественных финансовых средств. Материалы Межвузовской
    научно-практической конференции / Под общ. ред.В.А. Двуренческих. –
    М.: Финансовый контроль, 2004.
  • Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная
    политика Российского государства. – М.: Финансовый контроль,
    2004.
  • Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. – М.:
    ФБК-ПРЕСС, 2002.
  • Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового
    контроля в Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2002.
  • Даль Р. О демократии. – М.: Аспект-пресс, 2000.
  • Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. –
    М.: Наука, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный аудит, государственный финансовый контроль, исполнительная власть, внутренний государственный финансовый контроль, орган, внешний государственный финансовый контроль, внешний контроль, внутренний контроль, Счетная палата РФ, государственная власть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *