Вопрос 1. Понятие и виды государственных финансов

Трактовка термина «финансы»Править

  • Рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости.
  • Такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вопрос 3. Сущность и роль муниципальных финансов

Муниципальные
(или местные) финансы — совокупность
социально-экономических отношений,
возникающих по поводу формирования,
распределения и использования финансовых
ресурсов для решения задач местного
значения. Эти отношения складываются
между органами местного самоуправления
и населением, живущим на территории
данного муниципального образования, а
также хозяйствующими субъектами.

• средства
местного бюджета;

• муниципальные
внебюджетные фонды;

• государственные
и муниципальные ценные бумаги,
принадлежащие органам местного
самоуправления;

• другие
денежные средства, находящиеся в
муниципальной собственности.

Муниципальные
финансы основываются на принципах:

• государственной
финансовой поддержки;

Права
собственника в отношении муниципальных
финансов осуществляются от имени
населения муниципального образования
органами местного самоуправления или
непосредственно населением муниципального
образования в соответствии с уставом
муниципального образования.

Муниципальные
финансы составляют экономическую основу
местного самоуправления наряду с
муниципальной собственностью, имуществом,
находящимся в государственной
собственности и переданным в управление
органам местного самоуправления, другой
собственностью, служащей удовлетворению
потребностей населения муниципального
образования.

К
доходам
местного бюджета относятся:

  • доходы
    от местных налогов
    и сборов
  • отчисления
    в местный бюджет от некоторых региональных
    налогов и сборов
  • отчисления
    от некоторых федеральных налогов и
    сборов
  • безвозмездные
    перечисления из бюджетов других уровней,
    включая дотации
    на выравнивание бюджетной обеспеченности
    муниципальных образований
  • доходы
    от имущества, находящегося в муниципальной
    собственности
  • часть
    прибыли
    муниципальных предприятий, остающейся
    после уплаты налогов и сборов и
    осуществления иных обязательных
    платежей
  • штрафы,
    установление которых отнесено к
    компетенции органов местного
    самоуправления

СсылкиПравить

  • Журнал о корпоративных финансах
  • Список центральных банков, финансовых министерств и статистических агентств
  • Фундаментальные идеи финансового мира. Эволюция = Capital Ideas Evolving. — М.: «Альпина Паблишер», 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-9614-0972-7.
  • Шиллер Р. Финансы и хорошее общество = Finance and the Good Society. — М.: Издательство Института Гайдара, 2014. — 503 с. — ISBN 978-5-93255-389-3.
  • Захарченков С.П. Трактовка финансов в зарубежной литературе. // Бизнес-информ. — Харьков: ХНЭУ. — 2011. — N 4. — С. 122—128
  • «Yahoo! Finance» — портал личных финансов (англ.)
  • «CNN Money» — Личные финансы от компании CNN (англ.)
Читать также:  ЧТО ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ФИНАНСЫ СТРАНЫ

Финансовая информацияПравить

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

  • Финансовый анализ
  • Асимметричность информации
  • Инсайдерская информация
  • Проспект ценных бумаг
  • IFX (англ. Interactive Financial Exchange — стандарт (спецификация) интерактивного обмена финансовой информацией, основанный на XML
  • Единый стандарт отчётности
  • Аудиторский отчёт
  • Инвестиционный меморандум#Финансовая информация
  • Финансовое моделирование

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые рынкиПравить

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

  • Фондовый рынок
  • Срочный рынок
  • Валютный рынок (Forex)
  • Денежный рынок (рынок денежных средств)

Финансовые услугиПравить

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Финансы предприятийПравить

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Читать также:  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КОРПОРАТИВНЫМ ФИНАНСАМ 2018 2020

Коррупция в сфере управления государственными финансамиПравить

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских вкладов;
  • доход от сдачи в аренду недвижимости;
  • доход от имеющихся ценных бумаг;
  • доход от авторских прав и лицензий;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

  • налоги;
  • оплата жилья и коммунальных услуг;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование);
  • погашение кредитов;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные накопления;
  • инвестиции;
  • прочие расходы.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Вопрос 2. Функции государственных финансов

Государственные
финансы —
форма организации денежных отношений,
участником которых в той или иной форме
выступает государство.
Государственные финансы — совокупность
экономических отношений, система
образования и распределения денежных
фондов, необходимых государству для
содержания его органов и выполнения
присущих ему функций.

Государственные
финансы представляют собой часть
финансовой
системы, в той ее части, которая
относится к централизованным
(публичным)
финансам. Главное назначение государственных
финансов — обеспечить формирование и
использование финансовых ресурсов у
государства, необходимых для реализации
его функций.

Государственным
финансам, также как и другим категориям
финансов присущи функции:

Финансы государстваПравить

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Читать также:  Основы теории бухгалтерского учета в финансах и статистике, автор В. Соколов

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *