ВОПРОС 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

Содержание финансовой политики включает:

• выработку научно обоснованной концепции финансов на перспективу;

• определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе;

• осуществлением практических действий для достижения поставленных целей.

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.

Виды финансового механизма:

Директивный: разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

Регулирующий: финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такой вид характерен для организации внутрихозяйственных отношений на предприятии. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач ФП подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегий. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития (что наблюдается в РФ в 2006 г. , например, национальные проекты).

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Рассмотрим бюджетную политику России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем:

• несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;

• недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;

• избыточности долгового бремени;

• неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

• незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики, к которым относятся:

• обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

• существенное снижение относительных издержек функционирования государства;

• значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

• создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

• приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

• оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач;

• урегулирование кредиторской задолженности государства;

• четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов.

• конкретные формы и методы разработки финансовой политики.

Финансовая политика может быть краткосрочной и долгосрочной.

• выработка научно обоснованной концепции развития финансовой политики, основывающейся на знании экономических законов и анализе развития всего общественного хозяйства;

• определение основных направлений использования фи­нансов на перспективу и текущий период развития экономики;

• разработка конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей.

Цели финансовой политики –наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития экономики, повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные финансовые условия для активизации предпринимательской деятельности. При разработке финансовой политики большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

1) приоритетных отраслей экономики и военно-промышленного комплекса;

2) науки, фундаментальных исследований;

3) социальной сферы.

Государство разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдалённую перспективу и определяет задачи на предстоящий период, а также средства и пути их достижения.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика выступает как:

финансовая стратегия— курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач в рамках развития государства;

финансовая тактика— совокупность конкретных практических мер, способов и приемов реализации выбранной финансовой стратегии.

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства исвязана с изменением форм иметодов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать, например, финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции, Это может быть достигнуто путем сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, увеличения производства промышленной продукции, т. применяя финансовую тактику.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929—1933 гг. , поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

В настоящее время к финансовой политике ученые относятся по-разному. Крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. По их мнению, финансовая политика является составной частью фискальной политики государства. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты понимают под финансовой политикой совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Теоретики марксизма придерживаются той точки зрения, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, и в первую очередь общественно-политическим строем страны.

Таким образом, отсутствует единая четкая трактовка финансо­вой политики как отдельного субъекта или единицы совокупного целого.

С развитием капиталистических отношений происходило изменение в понимании финансовой политики, методов ее осуществления и ее предназначения в конкретный временной период. Это вызвано различными требованиями. Например, во время Великой депрессии 1929—1933 гг. концепция А. Смита была неприменима.

При всем многообразии существующих подходов, используемых странами при разработке финансовой политики, сегодня выделяются три основных типа, представляющих практический интерес.

Финансовая политика, основанная на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823), называется классической.

Основоположник Адам Смит (1723—1790), вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки», суть которого заключалась в том, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, «преследуя собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Данная политика предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов включала косвенные и имущественные налоги. Органом управления было министерство финансов.

Основные принципы А. Смита заключались в следующем:

• рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг.

• предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объеме;

• государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.

Следствием соблюдения этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые в основном были направлены на военные цели, управление государственным долгом.

Во времена Великой депрессии 1929—1933 гг. была разработана регулирующая финансовая политика, в основу которой была положена экономическая теория. М Кейнса (1883—1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования го­сударством циклического развития экономики.

Читать также:  ФИНАНСЫ И КРЕДИТ ПРО ЧТО ОН

Основные положения его концепции:

• активная роль государства в экономике;

• финансирование государственных предприятий;

• создание новых рабочих мест;

• снижение уровня безработицы;

• оживление предпринимательской деятельности.

Эти финансовые механизмы приводили к увеличению государственных расходов, что вою очередь, вызывало дополнительный спрос на денежные средства.

Исходя из ее основных концепций, основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, в результате чего происходят рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Основным механизмом регулирования становятся подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, а также государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

Стоит обратить внимание на то, что в условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подо­ходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности государственного бюджета.

Практическую значимость кейнсианская финансовая политика продемонстрировала в 30—60-е годы XX века. Она способствовала достижению достаточно высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.

В странах с административно-командной экономикой, например в СССР, применялась планово-директивная финансовая политика.

Основатель – В. Ленин (1870—1924). В своих трудах он разработал основные теоретические положения развития плановой экономики, а также принципы научного управления экономикой.

Основные положения развития плановой экономики следующие:

· активная роль государства в экономике;

· государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;

· составление пятилетнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;

· установление плановых показателей, для каждой отрасли, предприятия;

· государственный контроль за использованием денежных средств.

Такая политика базируется на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Контроль и регулирование денежных доходов населения осуществлялись при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

Местные органы власти ограничивались в финансовых ресурсах за счет введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов — 10-15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства после войны.

В процессе выработки и претворения в жизнь финансовой политики обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Использование того или иного типа финансовой политики напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране — особенности и задачи конкретного этапа развития экономики страны, исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения. Рассмотрим особенности каждого типа финансовой политики.

Государственная финансовая политика— это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на создание своевременного бездефицитного государственного бюджета, использование финансов для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений. Она направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Планированием и осуществлением финансовой политики государства занимаются государственные структуры, такие, как:

1) аппарат Президента;

2) Законодательное Собрание;

4) Министерство финансов;

5) Федеральное казначейство;

6) Центральный банк России;

7) местные финансовые органы и др.

Задачи финансовой политики государства:

-обеспечение устойчивого экономического роста;

— эффективное использование государственных финансов;

— обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

Финансовая стратегия— долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая политика— направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют:

2) законодательные органы;

3) Правительство и др.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производи­тельных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Финансовая политика призвана обеспечивать следующие функции:

Эффективное использование финансовых ресурсов. За основу здесь берется использование средств государственного бюджета с целью увеличения ВНП и ВВП, а также поддержания стабильного развития экономики, удовлетворения социальных потребностей общества и т. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Данная функция осуществляется после изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения. Данная функция играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Оздоровление и структурная перестройка экономики. В первую очередь здесь предполагается сокращение финансирования и приватизация убыточных государственных предприятий, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения; поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.

Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой политики заключается в обеспечении возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, главным образом незащищенных социальных слоев населения. Уровень жизни выступает величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Финансовая политика призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Без эффективной финансовой политики невозможно осуществление государством своих социальных, экономических, экологических, оборонных и других обязанностей.

Финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики, необходимой для развития финансовой системы страны.

В настоящее время задачами финансовой политики государства являются: обеспечение устойчивого экономического роста, эффективное использование государственных финансов, обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынков. С другой стороны, государство может препятствовать чрезмерно быстрому экономическому росту с целью замедления урбанизации городов, загрязнения экологии из-за развития производства, возможности техногенных катастроф и т.

Итак, исходя из задач финансовой политики, ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

• рост государственных расходов;

• снижение налогового бремени.

Внешними проявлениями данной политики выступают сбалансированный государственный бюджет, стабильный экономический рост в стране, большое количество государственных заказов и т.

При проведении политики стабилизации правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен. Рассматривая данные виды политики, неверно полагать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не должна.

Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП и ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем. Данная политика необходима в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

• уменьшение правительственных расходов;

• увеличение налогов.

Таким образом, можно сказать, что финансовая политика долж­на ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Для обеспечения поставленных в соответствии с финансовой политикой задач государство:

1)устанавливает правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых регулируются все финансовые отношения;

2)проверяет правильность и законность уплаты налогов и сборов и т.

В заключение можно сделать вывод, что финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты, она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Бюджетный кодекс РФ

Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Поляка. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. 543-557

Финансы и кредит: учебник/под ред. проф. Романовского, проф. Белоглазовой. – 2-е изд. , перераб. и доп. – М. :Издательство Юрайт, 2009. – 609 с. 67-71

Читать также:  НАРКОМ ФИНАНСОВ РСФСР СССР 1920

Кашкин А. Анализ государственной финансовой политики. – Финансовая политика – 1/2009. 6-14

Придачук М. Финансовая политика России в условиях кризиса. №41 (377) – 2009г

Содержание государственных финансов.

Государственные доходы.

Государственные расходы.

Финансы местных органов власти.

Государственные финансы – экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем формирования государственных денежных фондов и их целевого использования.

Субъектами данных отношений являются государство, предприятия, организации, население.

В состав государственных финансов входят:

бюджеты разных уровней государственного управления;

система государственного социального страхования.

финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней государственного управления составляют финансовую базу деятельности органов власти и управления.

Общегосударственный бюджет служит для обеспечения общих функций государства в границах Украины, финансирования государственных целевых комплексных программ, содержание вооруженных сил и органов управления и др.

Местные бюджеты регулируют экономические процессы на местах, средства расходуются на создание местной инфраструктуры, финансирование затрат по воспроизводству трудовых ресурсов, социальных программ.

Внебюджетные фонды обособлены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Главное их назначение – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.

Государственный кредит возникает в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий и населения и их передачей во временное пользование органами государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Финансы государственных предприятий обеспечивают функционирование предприятий и организаций, имеющих важное значение для экономики страны или региона.

Структура государственных финансов представлена на рис.

ВОПРОС 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Рис. Структура государственных финансов.

Общее руководство и управление государственными финансами осуществляет высшие законодательные и исполнительные органы власти через звенья финансовой системы.

Государственные доходы – совокупность отношений по поводу формирования государственных денежных фондов.

Различают государственные доходы:

централизованные – аккумулируемые государственными органами;

децентрализованные – остающаяся в распоряжении государственных предприятий часть денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Централизация государственных доходов в бюджетах разного уровня позволяет проводить единую финансовую политику и структурную перестройку экономики, удовлетворять потребности непроизводственной и социальной сфер на среднем уровне.

Главный источник государственных доходов – национальный доход, а в период чрезвычайных обстоятельств – национальное богатство страны.

Внутренними источниками государственных доходов являются национальный доход и национальное богатство данного государства, а внешними – национальный доход и национальное богатство других стран – государственные займы и репарационные платежи.

Методами мобилизации государственного дохода являются:

налоги и сборы;

эмиссия денежных средств;

прямое изъятие денежных и иных средств.

Соотношение между методами в разные исторические периоды различно и определяется следующими факторами:

степенью остроты социальных противоречий и др.

Система государственных доходов – совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами.

Она выполняет следующие функции:

фискальную – обеспечение ресурсами реализации функций государства;

экономическую – стимулирование экономического роста, влияние на размещение производительных сил, ускорение НТП и др.

Главным инструментом перераспределения национального дохода и источником государственных доходов выступают налоги. Виды налогов, механизм взимания каждого из них определяется в законодательном порядке и закрепляется за соответствующими органами государственного управления.

Государственные займы – второй по значению источник государственных доходов.

Государственные займы осуществляются на разных уровнях: на уровне государственного и местных бюджетов.

Взаимосвязь налогов и займов проявляется в следующем:

1) налоги служат источником погашения займов;

2) рост налогов вынуждает прибегать к займам для снятия социального напряжения.

доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и бюджетными учреждениями;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней;

безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;

доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества и невостребованных грузов на таможне;

доходы в виде санкций за нарушение действующего законодательства и другие.

Эмиссия денежных средств обычно считается чрезвычайной формой мобилизации государственного дохода, так как может привести к инфляции и утрате доверия к власти.

Обычно эмиссия осуществляется в виде финансирования центральным банком государственных расходов при отсутствии гарантии возврата средств.

Государственные расходы – часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства.

Специфика государственных расходов выражается в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности и функций государства (экономической, социальной, управленческой, оборонной). При этом государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.

Организация построения данной системы базируется на определенных принципах, установленных государством:

Целевое направление.

Безвозвратность расходования.

Соблюдение режима экономии.

Формы финансирования государственных расходов:

Бюджетное финансирование.

Кредитное обеспечение.

Классификация государственных расходов может осуществляться по нескольким признакам:

а) в зависимости от связи государственных расходов с процессом производства:

расходы непосредственно связанные с материальным производством. Они различаются по отраслевому принципу;

расходы, относимые к непроизводственной сфере деятельности государства;

расходы на создание государственных резервов;

б) по целевому признаку:

расходы на развитие экономики;

расходы на социально-культурные программы государства;

расходы на оборону;

расходы на государственное управление.

Рассмотрим эти статьи расходов подробнее.

Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые государством на финансирование промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи для обеспечения роста объема производства и повышения его эффективности.

Они включают в себя:

затраты на государственные капиталовложения (инвестиционные расходы) в новые или функционирующие предприятия. Могут осуществляться государством самостоятельно или на долевых началах с частным капиталом;

операционные расходы – затраты государства на хозяйственные мероприятия, которые во многих случаях имеют характер капиталовложений, но не увеличивают стоимость основных фондов экономики: расходы на мелиорацию земель, лесовосстановительные мероприятия и др

расходы на создание материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций.

Государственные расходы в сфере экономики планируются по отраслям, министерствам, ведомствам, отдельным предприятиям и объединениям, а также по целевому назначению. Финансируются эти расходы за счет бюджета, внебюджетных фондов и ресурсов самих государственных предприятий. Контроль над использованием средств осуществляется специальными органами финансового контроля и контрольными органами соответствующих министерств.

Красходам на социально-культурные мероприятия относятся:

расходы на социальное обеспечение;

расходы на образование;

расходы на здравоохранение;

расходы на содержание культурно-просветительных учреждений;

расходы на науку.

Социальноеобеспечение – система общественно-экономических отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления, которые осуществляются бесплатно на условиях равного доступа граждан пропорционально потреблению или с учетом трудового вклада или с частичной оплатой.

Система социального обеспечения охватывает обеспечение нуждающихся лиц минимальным уровнем дохода, лекарствами, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием и возможность пользоваться достоянием культуры.

Расходы на социальное обеспечение финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Социальное обеспечение может осуществляться в индивидуальном порядке – в виде денежных выплат за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов или предоставления индивидуальных услуг, или в виде совместного потребления общественных благ: средства прежде всего государственного бюджета направляются на содержание и развитие систем здравоохранения, образования, сферы культуры.

Виды индивидуального социального обеспечения:

Пенсия – форма денежной выплаты, осуществляемая государством или негосударственными учреждениями физическим лицам с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью в размере, соизмеримом с прошлым заработком.

Субъектом данного вида социального обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным. Главным фактором здесь является не столько состояние здоровья, сколько освобождение от обязанности трудиться.

Пенсии могут быть:

за выслугу лет;

по случаю потери кормильца и другие.

Пособия – ряд выплат из фондов социального обеспечения, которые различаются по:

Основные виды пособий:

а) Трудовые – выплачиваются лицам, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями и организациями и утратили заработок в связи с нетрудоспособностью.

Источником выплат служат средства фонда социального страхования, создаваемого на предприятиях в силу закона.

Цель выплат – полное (частичное) возмещение утраченного заработка.

Особенностью данного вида является безэквивалентный характер: трудоспособный человек, не выполняя работ, получает содержание.

К данному виду пособий относятся, например, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам.

б) Социальные – ежемесячные денежные выплаты из государственного бюджета в установленном законом порядке.

Для них характерно отсутствие трудовой деятельности в прошлом или ее наличие, не дающее право на другие виды социального обеспечения.

Цель выплат – предоставление средств, служащих источником существования отдельных категорий граждан.

Размер выплат зависит от категории получателей. Инвалиды I группы и инвалиды детства I и II групп, освобожденные в прошлом от трудовых обязанностей получают пособия, приравненные к минимальной трудовой пенсии. Другие лица получают пособия в размере, обеспечивающем получение лишь незначительного круга жизненно необходимых благ для удовлетворения потребностей, так как их неучастие в прошлом в общественно-полезной деятельности не было вызвано уважительной с точки зрения общества причиной.

Иногда социальные пособия называют социальными пенсиями.

в) Семейные – денежные выплаты, производимые за счет специальных фондов тем семьям, которые несут дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в других случаях с целью частичного покрытия указанных расходов. Например, социальная пенсия на детей – инвалидов; пособие по уходу за ребенком; пособие на детей малообеспеченным семьям.

Льготы – мероприятия, облегчающие материальное положение некоторых категорий граждан в результате того, что часть необходимых для них затрат общество берет на себя.

Сюда относятся содержание детей в детских садах, детских оздоровительных лагерях, транспортные и коммунальные льготы и т.

Социальное обслуживание – предоставление за счет государства ряда бесплатных услуг гражданам.

Цель – оказание дополнительной помощи гражданам в виде совершения в их пользу определенных действий бытового характера через сферу услуг.

Данный вид социального обеспечения включает, например, услуги на санаторно-курортное лечение; по содержанию в домах-интернатах; услуги по реабилитации и трудоустройству инвалидов.

Натуральное обеспечение – передача нуждающимся в собственность определенных материальных ценностей: протезно-ортопедических изделий, лекарств для определенных категорий граждан, предоставление жилья за счет государственного жилищного фонда и другое.

Расходынаобразование включают в себя затраты на:

общее среднее образование;

среднее специальное образование;

систему переподготовки кадров.

Основным источником финансирования расходов на образование являются средства государственного и местных бюджетов. Дополнительными источниками ресурсов являются:

оплата потребителями услуг органов образования;

Читать также:  Функции и роль налогов и сборов в формировании финансов современного государства

доходы от сдачи в аренду имущества;

выручка от реализации продукции учебно-производственными мастерскими;

доходы от издательской деятельности;

добровольные взносы граждан и предприятий.

В состав затрат включаются:

затраты на приобретение оборудования и инвентаря;

затраты на капитальный ремонт;

капитальные вложения.

Расходы планируются в соответствии с нормативами, которые утверждаются министерством образования.

Общий размер расходов на оборону страны утверждается Верховной Радой в составе государственного бюджета. Средства на оборону планируются по годовой смете расходов министерства обороны Украины, которая включается в государственный бюджет.

Расходы по смете группируются по предметно-целевому признаку:

выплату денежного и вещевого довольствия военнослужащим и заработную плату рабочих и служащих;

проведение боевой подготовки и хозяйственно-бытовое обустройство воинских частей;

оплату поставок вооружений и военной техники, продовольствия, вещевого имущества и других материальных ценностей;

финансирование предприятий военно-промышленного комплекса.

Данный вид расходов планируется по родам войск, округам, подразделениям и по целевому назначению, исходя из материальных и денежных норм, утвержденных Министерством обороны.

Хозрасчетные промышленные предприятия и строительные организации министерства обороны финансируются на тех же принципах, что и государственные промышленные предприятия.

Планирование, осуществление расходов и контроль над использованием средств осуществляется финансовым управлением Министерства обороны.

Министерство финансов Украины проверяет сметы министерства обороны с точки зрения обоснованности расчетов, соответствия их установленным нормам, анализирует его годовые отчеты и дает по ним заключение, проверяет целесообразность использования ресурсов и обоснованности их расходования.

Кассовое и расчетное обслуживание министерства обороны возложено на Государственное Казначейство Украины.

Расходы на государственное управление направляются на содержание органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, аппарата министерств и ведомств, советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, аппарата управления государственных предприятий и объединений.

высших и местных органов власти и государственного управления,

плановых и финансово-кредитных органов,

органов управления народным хозяйством,

органов юстиции и правопорядка.

Финансируются расходы на управления из государственного бюджета или включаются в издержки производства объединений и предприятий.

Состав расходов на управление:

заработная плата с начислениями;

канцелярские, почтовые расходы, расходы на телефон и другие средства коммуникации;

содержание и ремонт зданий и сооружений;

содержание автотранспорта и другое.

Состав расходов на содержание аппарата управления и номенклатура должностей работников определяется Министерством финансов Украины.

Величина расходов регулируется типовыми структурами, типовыми штатами, нормативами численности, схемами должностных окладов работников управления.

Должностные оклады утверждаются Кабинетом Министров Украины или совместными постановлениями Кабинета министров и федерации независимых профсоюзов.

Финансовые органы обязаны выявлять излишества в штатах аппарата управления, возможности упрощения его структуры, ликвидации излишних и параллельно действующих звеньев управления.

Местное самоуправление – территориальная самоорганизация граждан для решения вопросов местной жизни непосредственно или через органы, которые они выбирают в рамках закона Украины и собственной финансово-экономической базы.

Территориальную основу местного самоуправления и его базовый уровень составляют село, поселок, город и их объединения. Одноименные территориально-административные единицы, которые имеют общий административно-территориальный центр, по общему соглашению соответствующих Советов могут объединяться в один административный центр путем проведения референдума.

Органы местного самоуправления, а именно: сельские, поселковые, городские Советы Народных Депутатов, могут объединяться в ассоциации и Союзы для более эффективного использования средств.

Территориальная основа регионального самоуправления – районы и область. Органы регионального самоуправления – районные и областные Советы народных депутатов.

Система местного самоуправления включает органы местного самоуправления, формы территориальной самоорганизации граждан (участковые комитеты, уличные комитеты) и формы волеизъявления граждан (местные референдумы, сборы).

Система регионального самоуправления представляет собой совокупность органов и форм территориальной самоорганизации граждан районов и областей.

Местные Советы Народных Депутатов для выполнения своих функций наделены финансово-экономической базой.

Финансовой базой местного самоуправления служит:

природные ресурсы, которыми располагают органы местного самоуправления (земля, вода, растения);

местное хозяйство и коммунальная собственность (источник получения доходов);

бюджетные средства, внебюджетные средства, валютные фонды.

Финансовая база регионального самоуправления:

Местные бюджеты – экономические отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов местных Советов Народных Депутатов. Это оперативный финансовый план административно-территориальной единицы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

на региональном уровне — формирование денежных фондов, распределение и использование между отраслями местного хозяйства и населением;

на общегосударственном уровне:

— финансирование развития социальной инфраструктуры. Местные бюджеты занимают значительный удельный вес в финансировании социальной инфраструктуры Украины. На просвещение расходуется на местном уровне около 60 % всех расходов бюджета Украины; на здравоохранение – более – 85%;

финансирование развития местной промышленности;

решение демографических задач по расширенному воспроизводству населения – за их счет выплачиваются дотации и пособия матерям и многодетным семьям.

Расходы местных бюджетов постоянно увеличиваются, частично за счет перераспределения расходов от общегосударственного к местным бюджетам. Основные факторы увеличения:

рост процесса урбанизации;

рост населения и экономического потенциала страны.

В основу формирования местных бюджетов положен территориальный принцип. Структура местных бюджетов в Украине представлена на рис

Расходы местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу Украины, должны осуществляться на основе принципа субсидиарности. Он предполагает распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Украины виды расходов местных бюджетов делятся на группы:

1 группа – расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередное оказание социальных услуг, гарантированных государством, и расположенных наиболее близко к потребителям;

2 группа – расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих оказание основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Украины.

3 группа — расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирование программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины.

Расходы 1 группы осуществляются из бюджетов местного самоуправления.

Расходы 2 группы осуществляются из бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения, а также районных бюджетов.

ВОПРОС 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Расходы 3 группы осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов.

Из бюджетов городов Киева и Севастополя осуществляются расходы всех трех групп.

В бюджетном кодексе Украины подробно определены расходы, осуществляемые из конкретного местного бюджета. При этом расходы разделены на учитываемые и не учитываемые при определении объема межбюджетных трансфертов.

Некоторые расходные полномочия, имеющие государственное значение, т. они важны для общественного развития, государство делегирует органам местного самоуправления: на охрану здоровья, просвещение, культуру и другое. Эти расходы рассчитываются по нормативам бюджетной обеспеченности, единым для всех регионов. Для их финансирования предназначены закрепленные доходы. В случае недостаточности последних местные бюджеты осуществляют расходы за счет собственных бюджетных источников, но должны получать компенсацию из Государственного бюджета в виде трансфертов.

Закрепленные доходы местных бюджетов – денежные средства, закрепленные за конкретным бюджетным звеном, т. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты, что фиксируется юридическими актами.

Корзина доходов местных бюджетов местного самоуправления –налоги, сборы (обязательные платежи), которые закреплены бюджетным кодексом на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты – средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой в виде помощи.

Они определяются с учетом разности между расчетными потребностями бюджетов местного самоуправления в расходах и его доходными возможностями.

Бюджетный кодекс предусматривает систему трансфертов, которые предоставляются из государственного бюджета:

субвенция на осуществление программ социальной защиты;

субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством;

субвенция на выполнение инвестиционных проектов;

другие субвенции.

Дотации выравнивания – межбюджетные трансферты на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает.

Субвенции – межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.

Для осуществления расходов местных бюджетов, по которым государство не берет на себя обязательства их финансирования, предназначены собственные источники доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов.

Так, например, к таким доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты местного самоуправления; определенная доля платы за землю; налог на прибыль предприятий коммунальной собственности; платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения и другие.

При недостаточности закрепленных и собственных доходов местные бюджеты для финансирования своих бюджетных расходов могут осуществлять заимствования и получать займы.

Заимствования –операции, связанные с получением бюджетом средств на условиях возврата, платности и срочности, в результате которых возникают обязательства местного самоуправления перед кредиторами.

Заимствования в местные бюджеты осуществляется на определенную цель и подлежат обязательному возврату. Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не могут ежегодно превышать 10 % расходов общего фонда соответствующего местного бюджета в течение какого-либо бюджетного периода, когда планируется обслуживание бюджетного долга. Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с условиями, определенными бюджетным кодексом Украины.

В процессе исполнения бюджетов нередко возникают временные кассовые разрывы: текущие доходы не покрывают запланированных расходов. Для покрытия временных кассовых разрывов Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего совета могут получать краткосрочные займы в финансово-кредитных учреждениях на срок не более трех месяцев, но в пределах текущего бюджетного периода. Порядок получения таких займов определяется Министерством финансов Украины. Предоставление займов из одного бюджета другому в Украине запрещается.

В чем состоит содержание государственных финансов?

Перечислите основные виды государственных доходов.

Перечислите основные виды государственных расходов.

Каким образом обеспечивается потребление нетрудоспособного населения?

Почему государство обеспечивает потребление трудоспособного населения?

Чем отличаются субвенции от дотаций?

Каким образом обеспечивается сбалансированность местных бюджетов?

Что такое «закрепленные доходы»?

Список рекомендуемой литературы

Финансы / В. Радионова, Ю. Вавилов, Л. Гончаренко и др. ,; Под. ред. Родионовой. – М. : Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Сабатини. Теория финансов: Учебное пособие, 2 – изд. – М. : Издательство «Менеджер», 2000. – 192 с.

Кравченко В. Місцеві фінанси України: Навч. посіб. – К. : Т-во „Знання”, КОО, 1999. – 487 с.

Юрій С. , Бескид Й. Бюджетна система України: Навчальний посібник. – К. ; НІОС. 2000. – 400 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *