Выберите один ответ

Понятие и его главная задача.

Финансы – это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на производственно-торговый процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, который используется для реализации финансовой политики.

Финансовый механизм представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования и использования разнообразных фондов денежных средств.

В широком смысле под финансовым механизмом понимают совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития.

Главная задача финансового механизма заключается в разработке достаточных и стабильных экономических ресурсов с целью нормального функционирования экономик, а в связи с тем, что рыночная экономика формируется циклично, взлеты сменяются упадками, депрессиями, финансовый механизм должен являться весьма подвижным и гибким. В данном случае он способен не только лишь стремительно и просто адаптироваться к новейшей рыночной конъюнктуре, но и оказывать продуктивное влияние на организацию производства.

Вид организации экономических взаимоотношений считается начальным, первичным компонентом финансового механизма, так как устанавливает способ их выражения и проявления в определенных экономических ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений подразумевается внешний порядок их организации, т. формирование механизма аккумуляции, перераспределения и применения экономических ресурсов и обстоятельств его реализации в практике.

Методами организации финансовых отношений в экономической науке называются способы формирования экономических ресурсов и фактического воплощения действий, связанных с финансами.

2 Финансовый механизм

Виды финансового механизма зависят от сфер и звеньев финансовой системы. В соответствии с этим выделяют: 
— бюджетный механизм; 
— механизм бюджетных и внебюджетных фондов. Бюджетный механизм характерен наличием системы налогов, которые формируют доход бюджета, а также выбором всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования. Механизм бюджетных и внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ.

Финансовый механизм делится на следующее:

• финансовый механизм организаций;

• страховой механизм;

• механизм функционирования государственных органов;

• кредитный механизм.

На основании принципа территориального деления финансовый механизм бывает:

• республиканский (региональный);

• местный.

По воздействию на общественное производство подразделяют:

• механизм мобилизации финансовых ресурсов;

• механизм предоставления финансовых ресурсов;

• механизм стимулирования общественного производства.

В зависимости от сферы и субъектов финансовых отношений, их влияния на реализацию финансовой политики, от особенностей положения экономики и социальной сферы страны, финансовый механизм подразделяется на:

Директивный – разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых непосредственно принимает участие государство. В его действия включаются налоги, платежи, отчисления, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, финансовое планирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса.

В этом случае государством детально разрабатывается система финансовых отношений, которые являются обязательными для всех его участников.

Иногда директивный механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, где участвует непосредственно государство либо его агент — государственное предприятие.

1 Сущность финансового механизма и его воздействие на экономику и социальную сферу.

Финансовый механизм считается инструментом реализации финансовой политики государства муниципальных образований и регионов. Применяя различные образующие финансового механизма, органы власти стараются обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее тактических и стратегических задач.

Формируя финансовый механизм, правительство старается обеспечить его наиболее полное соответствие условиям финансовой политики того либо иного периода, что считается залогом полноты реализации ее задач и целей.

Воздействие финансов на экономику и социальную сферу осуществляется по трем основным направлениям:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных), аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов. При их недостатке субъект экономики может сократить свои расходы, либо воспользоваться заемными средствами.

Кредитование представляет собой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта экономики покрываются за счет заемных средств.

Государственное финансирование производится на безвозмездной основе за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут привлекаться одновременно. Главное — добиваться оптимального соотношения между ними.

Для обеспечения бесперебойного финансирования большое значение имеют финансовые резервы. Они способны обеспечить непрерывный кругооборот средств в общественном производстве при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Финансовые резервы могут создаваться хозяйствующими субъектами за счет собственных финансовых ресурсов, специализированными страховыми организациями (методом страхования), государством (резервные фонды).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов – второе направление воздействия финансов на экономику, осуществляемое через распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Различают два вида регулирования:

саморегулирование и государственное регулирование.

Саморегулирование – это регулирование экономики самим рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких товаров, выгодности вложения капиталов в эту отрасль экономики. Приток капиталов увеличивает производство товаров, оно превышает спрос, цены на товары падают, прибыль снижается и начинается отток капиталов из отрасли.

Государственное регулирование экономики необходимо в связи с тем, что рынок не в состоянии отрегулировать все проблемы. Например, проблемы финансирования науки, обороны, решение социальных вопросов и т. Эти сферы деятельности финансируются государством.

Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования заключается в том, что они основываются на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе суммы дохода распределяются по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемых законом для отдельных элементов. Каждому элементу в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение, функции (например, налог на прибыль, НДС, акцизы и т.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами, такими как:

— эффективное вложение финансовых ресурсов (выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе; финансирование приоритетных направлений; финансовая поддержка перспективных конкурентоспособных отраслей, отдельных производств; финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, ориентацией на новые технологии и т

— использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов, полного или частичного освобождения от отдельных налогов, использование специальных налоговых режимов и т

— использование финансовых санкций (штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, невыполнение договорных обязательств, нарушение трудовой дисциплины и т

— создание поощрительных фондов на предприятии (фондов потребления, социальной сферы и других).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

  • механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов,
  • механизм финансового регулирования общественного производства,
  • механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

2 Количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу.

Изменение основных элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства.

В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ

К таким элементам финансового механизма можно отнести:

  • снижение налоговых ставок,
  • условия предоставления налоговых льгот,
  • установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга,
  • условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм,
  • порядок применения различных финансовых санкций

3 Эффективность финансового механизма.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения; соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.

В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства.

В настоящее время используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений.

Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций; взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Глава 3. Организация финансового механизма.

Финансовый механизм определяется как действия финансовых рычагов, которые выражаются в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Финансовый механизм держится на трех фундаментальных блоках.

Организация финансового механизма – это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами.

К организационным процедурам относятся:

  • создание органов управления финансами;
  • построение структуры аппарата управления;
  • разработка методик, инструкций, норм, нормативов и т. п.

Эта взаимосвязь выражается через координацию и регулирование.

Координация означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов.

Регулирование означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.

Планирование представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ, обеспечение их необходимыми ресурсам и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование – это прежде всего процесс администрирования, т. оно носит директивный характер.

Стимулирование выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т.

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.

Финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

— организация финансовых отношений;

— управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержанием организации финансовых отношений является создание стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Необходимость и сущность финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Роль финансов и финансовый контроль

Роль финансов в рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

  • активизация политики накопления отечественного капитала;
  • использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;
  • государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
  • использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;
  • усиление социальной направленности государственного бюджета;
  • достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.
Читать также:  Казанский институт финансов экономики и информатики факультеты

Финансовый контроль — это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

При исследовании финансового контроля выделяют его сферу, объект и предмет.

Сфера финансового контроля — это практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и пере распределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Предметом проверок являются финансовые и другие экономические показатели.

Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу. Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, различают следующиефинансовогоконтроля: государственный, ведомственный, независимый(аудиторский), внутрихозяйственный.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий. В зависимости от источников проверяемых данных различают документальный и фактический контроль. К методам финансового контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1 Распределительная функция

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая, фискальная и стимулирующая.

Выберите один ответ

Рисунок 1. Основные функции финансов

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

— наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом, и структурой средств производства, и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2 Контрольная функция

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.

Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Читать также:  КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ МОИ ФИНАНСЫ

Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

3 Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

— государственные расходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;

— налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;

— регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии;

— принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики. Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через государственные закупки, государственный кредит, смену системы налогообложения.

Государство в настоящий момент, повышая объемы вложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

— Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

— Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

— Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например, политики стимулирования или сдерживания.

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения, централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита. Данная функция оправдана тем, что:

1) государство проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;

2) государство сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;

3) существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль (социальная, образовательная, оборона).

Таким образом, регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

4 Стабилизирующая функция

Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

  • государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);
  • ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);
  • ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.).

Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.

6 Стимулирующая функция

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.

Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Методы исчисления валового внутреннего продукта

Производственный метод
Распределительный метод (на стадии распределения)
Метод конечного использования (на стадии конечного использования)

Если выпуск товаров и оказание услуг выражены в основных ценах:
ВВП = В – ПП + Н – С = В – ПП + ЧНПИ,
где В – выпуск товаров и услуг по экономике в целом;
ПП – промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества;
Н – сумма всех налогов на продукты и импорт;С – сумма всех субсидий на продукты и импорт;
ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт;Если оценка выпуска товаров и услуг по экономике в целом получена в ценах производителя:
ВВП = В – ПП +НДС+ЧНИ,где НДС – сумма НДС;ЧНИ – чистые налоги на импорт
Метод не используется для определения объема ВВП, его основное значение состоит в анализе процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП. ВВП в этом случае определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами) резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг:ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВП + ВСД,
где ОТ – сумма выплаченной производителями) резидентами оплаты труда наемных работников – резидентов и нерезидентов;ЧН – чистые налоги на производство;ЧНИ – чистые налоги на импорт;ВП – валовая прибыль;ВСД – валовые смешанные доходы
ВВП = КП + ВН + + (Э – И),
где КП –конечное потребление товаров и услуг;
ВН – валовое накопление;
(Э – И) – сальдо экспорта и импорта товаров и услуг

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *