Выдающийся ученый-экономист сменил министра финансов в мае 1881 года

В мае 1881 года пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. Х. Бунге. Главную задачу правительства он видел в принятии законов, благоприятных для развития экономики. На первое место он ставил реформирование налоговой системы. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, добился снижения выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати. Чтобы возместить потери государства от этих мер, он вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть. Облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, повышались таможенные пошлины. Были приняты меры по развитию российской промышленности. Повышение таможенных пошлин явилось одной из таких мер. Они не только приносили доход в казну государства. Бунге воспринимал их еще как меру, ограждающую отечественную промышленность от иностранного соперничества. Пошлины поднимали цену иностранных товаров, это снижало их конкурентоспособность и благоприятно влияло на развитие внутреннего производства. В 1887 году Бунге ушел в отставку, и его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная способность рубля повысилась. В 1892 году министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он продолжил экономическую политику своих предшественников. Витте разработал экономическую программу. Программа, одобренная Александром III, успешно претворялась в жизнь и после его смерти.

Тест  «Экономическая политика в годы правления Александра III»

Выберите правильный ответ.

1. После завершения промышленного переворота к 80 – м гг. Россия:

1) стала индустриальной страной      2) оставалась аграрной страной

3) превратилась в промышленную державу  4) стала индустриально – аграрной страной

Процесс создания крупного машинного производства и переход к индустриальному обществу называется:

1) модернизацией       2) индустриализацией

3) революцией            4) промышленным переворотом

В экономической политике государства на первое место выдвигалась задача реформирования налоговой системы в период:

1) 1861 – 1881 гг.                                      2) 1881 – 1886 гг.

3) 1887 – 1892 гг.                                      4) с 1892 года

4. Улучшение состояния денежного обращения в стране, накопление денежных средств являлось главной задачей деятельности

1) Н. Х. Бунге                                              2) И. А. Вышнеградского

3) С. Ю. Витте                                             4) Н. П. Игнатьева

5.В 1891 году началось осуществление грандиозного строительного проекта:

1) таможенного тарифа      2) Транссибирской магистрали

3) металлургических заводов в Донецке      4) «Товарищества братьев Нобель»

6. Денежная реформа была проведена

1) 1882 г.                       2) 1887 г.                    3) 1892 г.                     4) 1897 г.

Выберите верные утверждения:

7. Экономическая программа С.Ю. Витте включала в себя:

1) жесткую налоговую политику, увеличение косвенных налогов

2) введение госмонополии на производство и продажу водки

3) введение золотого рубля

4) государственную поддержку сельского хозяйства

5) защиту русской промышленности от иностранной конкуренции

6) широкое привлечение иностранного капитала

8. Новые черты в развитии сельского хозяйства:

1) углубление специализации по районам

2) быстрое повышение урожайности

3) переход части помещиков к капиталистической системе ведения хозяйства

4) бурное техническое перевооружение сельхозпроизводства

5) рост посевных площадей

9. Основными источниками сверхвысоких доходов предпринимателей 1890 – х гг. стали:

1) дешевизна рабочих рук     2) современная техника

3) низкие налоги и сборы    4) наличие рабочего законодательства

5) богатые природные ресурсы страны

Стремление
Александра III
упрочить величие Российской империи
было немыслимо без создания мощной
экономики. При нем правительство
предпринимало энергичные усилия,
направленные на развитие отечественной
промышленности и капиталистических
начал в организации производства. В мае
1881г. пост министра финансов занял видный
ученый – экономист Н.Х. Бунге. Он был
сторонником ускорения экономического
развития, он был против прямого
финансирования промышленности
государством. Бунге снизил выкупные
платежи для крестьян и начал постепенную
отмену подушной подати. Он ввел акцизные
сборы (акциз – косвенный налог на товары
потребления) на водку, табак, сахар,
нефть; повысил таможенные пошлины на
товары, ввозимые из-за границы.

В 1887 г. министром
финансов стал И.А. Вышнеградский –
финансист, изобретатель. Министерство
финансов накопило большие средства для
участия в сделках на зарубежных биржах.
Был за активное участие государства в
хозяйственной деятельности и, особенно,
в создании благоприятных условий для
частного предпринимательства.
Вышнеградский был за привлечение в
Россию иностранного капитала, за введение
винной монополии.

В 1892 г. министром
финансов был назначен С.Ю. Витте. Он
разработал экономическую программу, в
которой продолжил дело своих
предшественников. Эта программа
предусматривала:

— увеличение
косвенных налогов, введение гос. монополии
на водку;

— дальнейшее
увеличение таможенной пошлины;

— денежную реформу
с целью укрепления рубля, введение его
свободного обмена на золото;

— широкое привлечение
в страну иностранного капитала.

К 1887г. было – 2
металлургических завода, к 90-м гг. их
стало – 17. В 1897г. денежная реформа усилила
позицию рубля, что позволило увеличить
приток денег из-за рубежа. С 90-х гг. бурный
рост переживала нефтяная промышленность
на Кавказе. Все предприятия созданныё
в 90-е гг. являлись предприятиями новой
формации. На них использовалась передовая
техника, внедрялись новейшие формы
крупного производства.

Сельское хозяйство.
Обнищание крестьян заставило помещиков
переходить к использованию собственного
инвентаря и найму вольных работников.
По-новому организовывали обработку
своих земель помещики прибалтийских,
западных, юго-западных частей страны,
а также Петербургской, Московской,
Ярославской и Саратовской губерний. В
80-е гг. заметно увеличилось специализация
сельского хозяйства по отдельным
районам. Польские и прибалтийские
губернии, а также Псковская и Петербургская
перешли на выращивание технических
культур и производство молока. Центр
зернового хозяйства страны: степные
районы Украины, Нижнее Поволжье. В
Рязанской, Орловской, Тульской и
Нижегородской губернии получило развитие
животноводство. Посевные площади в это
время увеличились на 25%, на 30%- общий сбор
хлебов.

Активная экономическая
политика правительства Александра III
позволила значительно укрепить финансы
страны, дала новый толчок росту
промышленности. При этом развитию
сельского хозяйства по-прежнему мешали
крепостнические пережитки и техническая
отсталость.

Контрольные
вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте
социально-экономическое развитие России
в первой трети XIX
века.

2. Перечислите
причины экономического кризиса в данный
период.

3. Каковы были
специфические особенности промышленного
переворота в России в первой половине
XIX
века?

4. Каким образом
либеральные реформы Александра II
способствовали социально-экономическому
развитию России?

5. В чем суть и
значение контрреформ Александра III?

Лекция 6.
Политическая система России в ХIХ
веке: попытки реформ.

1.Политическое
устройство Российской империи в начале
ХIХ
в. Проекты политических реформ М.М.
Сперанского и Н.Н. Новосильцева.

2. Укрепление роли
государственного аппарата при Николае
I.

Читать также:  Министерство финансов рф департамент налоговой и таможенно тарифной политики директору департамента

3. Политическое
развитие России во второй половине ХIХ
в.

Экономическое развитие в годы

1. Общая характеристика экономической политики Александра III

Александр III назначал на ключевые экономические должности профес­сионалов своего дела :

Н. X. Бунге

Это были смелые реформаторы, считав­шие необходимым «решительным образом вступить на путь:

«Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, при­возимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая разви­тию внутреннего производства».

2. Деятельность Н. X. Бунге:

С целью возмещения потерь государства от этих мер;

3. Экономическая политика И. А. Вышнеградского.

Министр финансов хотел остаться в своей должности – ничего особенного, должность-то не дворы мести! Но Вышнеградский перед этим много лет потратил на «укрепление рубля», безпрофицитного бюджета, создания таможенных органов, что просто хотел доработать на своём месте, чтобы самому воплотить в жизнь: «золотой рубль»; твёрдые таможенные пошлины для всего экспорта и импорта; и даже разработку мер по «борьбе с пьянством и алкоголизмом»

(В. Курицын «Родственники – переродственники»

Журнал «Однажды» №7 01. 03. 2010

покупательная возможность рубля повысилась.

Главная задача — быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране.

накопление больших запасов денег

ши­рокое участие в сделках на зарубежных биржах

Биржа г. Одесса

В таможенной политике

4. «Золотое десятилетие» русской промышленности.

председатель Совета министров Российской империи

Сергей Юльевич Витте

Российский государственный деятель

министр финансов России (1892—1903),

председатель комитета министров

Программа С. Ю. Витте

5. Итоги осуществления экономической программы С.Ю. Витте:

основные источники сверхвысоких доходов предпринимателей

новейшие формы крупного производства.

Дешевая рабочая сила

богатство природных ресурсов

Увеличение длины железных дорог в среднем свыше 2,7 тыс. км в год.

начался мощный подъем железно­дорожного строительства.

Начала создаваться единая транспортная сеть страны.

Из аграрной державы Россия

Итоги экономической политики

Материалы к уроку

Экономическое развитие в годы правления Александра IIIГлавным направлением внутренней политики было стремление Александра III упрочить величие Российской империи, а оно было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства. Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела — Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности», совершенствования сбора налогов, развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжелой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную. Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы — помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Выдающийся ученый-экономист сменил министра финансов в мае 1881 года

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. Х. Бунге. Главную задачу правительства он видел в принятии законов, благоприятных для развития экономики. На первое место он ставил реформирование налоговой системы. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, добился снижения выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати. Чтобы возместить потери государства от этих мер, он вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть. Облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, повышались таможенные пошлины. Были приняты меры по развитию российской промышленности. Повышение таможенных пошлин явилось одной из таких мер. Они не только приносили доход в казну государства. Бунге воспринимал их еще как меру, ограждающую отечественную промышленность от иностранного соперничества. Пошлины поднимали цену иностранных товаров, это снижало их конкурентоспособность и благоприятно влияло на развитие внутреннего производства.                             Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.Экономическая политика И. А. Вышнеградского. В 1887 г. Бунге ушел в отставку, и его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная способность рубля повысилась. Правительство продолжило политику повышения таможенных пошлин. В 1891 г. учрежден новый таможенный тариф. Теперь повышенными сборами стала облагаться и ввозимая продукция машиностроения, а не только сырье, как было раньше. Вышнеградский многое сделал для привлечения в страну иностранного капитала. Этому способствовали в том числе и высокие таможенные пошлины: иностранные компании открывали свои заводы и фабрики в России, чтобы их товары были конкурентоспособными в цене. В результате появлялись новые производства, новые рабочие места и новые источники пополнения государственного бюджета.                                                                                                                         Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов. «Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он продолжил экономическую политику своих предшественников. Витте разработал экономическую программу, которая предусматривала:                                                                                         — проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение госмонополии на производство и продажу водки;                                                                                                                               — дальнейшее увеличение таможенных пошлин для защиты развивающейся российской промышленности от иностранной конкуренции;                                                                                                                            — денежную реформу с целью укрепления рубля;
— широкое привлечение в страну иностранного капитала.Программа, одобренная Александром III, успешно претворялась в жизнь и после его смерти.90-е гг. стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива — углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам — бельгийцам, французам, англичанам.Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки.Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокатной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Говорили, что достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны. Политика в области сельского хозяйства находилась на вторых ролях. Хотя кое-что делалось и здесь. В декабре 1881 г. принят закон об обязательном выкупе крестьянских наделов. Закон прекращал временнообязанное состояние крестьян. Облегчен выкуп земли крестьянами. Выкупные платежи снижались. Следующая реформа постепенно отменяла подушную подать. В 1882 г. приняты меры для смягчения малоземелья крестьян. Учрежден Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты для покупки крестьянами земли. Облегчена аренда государственных земель. В 1889 г. принят закон о переселениях. Переселенцы получали значительные льготы: освобождались на 3 года от податей и воинской повинности, а в последующие 3 года платили подати в половинном размере, получали небольшие денежные пособия. В 1893 г. принят закон, ограничивший возможность выхода крестьян из общины. Другой закон сузил права общины на переделы земли и закреплял наделы за крестьянами. Срок передела не мог составлять менее 12 лет. Запрещалось продавать общинные земли. В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% — овса, 17% — пшеницы, 7% — ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов. Тем не менее, урожайность повышалась очень медленно. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих условиях серьезные погодные неурядицы — засуха, похолодание, продолжительные дожди — могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 — 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.                                                               Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

Читать также:  15 июня 2010 года Министр финансов Республики Казахстан издал приказ № 281 "О теоретических основах и основных характеристиках системы бухгалтерского учета государственных учреждений Республики Казахстан"

Выдающийся ученый-экономист сменил министра финансов в мае 1881 года

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки
  • Повысим успеваемость по школьным предметам
  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Правление
Александра III (1881-1894)

Александра
III отказался от продолжения либеральных
реформ, начатых его отцом. Он взял твердый
курс на сохранение основ самодержавия.
Реформаторская деятельность была
продолжена лишь в области экономики.

Александру
III было известно, что его отец незадолго
до гибели одобрил проект министра
внутренних дел Лорис-Меликова. Этот
проект мог стать началом создания основ
конституционной монархии. Новому
императору оставалось лишь формально
утвердить его на специальном совещании
высших чиновников. Совещание состоялось 8
марта 1881 года. На нем сторонники
проекта составляли большинство, однако
император неожиданно поддержал
меньшинство. В результате проект
Лорис-Меликова был отвергнут.

В апреле
1881года царь обратился к народу с
манифестом, в котором изложил главную
задачу своего правления: сохранение
самодержавной власти.

После этого
Лорис-Меликов и еще несколько либерально
настроенных министров подали в отставку.

Однако царь
не сразу отошел от курса преобразований.
Министром внутренних дел был назначен
сторонник реформ Н.П.Игнатьев. Министром
финансов стал умеренный либерал
Н.Х.Бунге. Новые министры продолжили
реформу местного самоуправления, начатую
Лорис-Меликовым. Для обобщения поступавшего
из земств материала была создана
специальная комиссия, куда вошли сенаторы
и представители земств. Однако их работа
вскоре была остановлена.

В мае
1882 годаИгнатьев был смещен со
своего поста. Он поплатился за то, что
попытался убедить царя созвать Земский
собор. Эпоха бурных реформ закончилась.
Начиналась эпоха борьбы с «крамолой».

В 80-х
годахполитический строй Российской
империи стал приобретать черты
полицейского государства. Возникли
Отделения по охранению порядка и
общественной безопасности – «охранки».
Их задачей была слежка за противниками
власти. Министр внутренних дел и
генерал-губернаторы получили право
объявлять любой район страны на
«исключительном положении». Местные
власти могли высылать без решения суда
нежелательных лиц, передавать судебные
дела на рассмотрение военного суда
вместо гражданского, приостанавливать
выпуск газет и журналов, закрывать
учебные заведения. Началось укрепление
положения дворянства и наступление на
местное самоуправление.

В июле
1889 годаиздан закон о земских
участковых начальниках. Он отменял
выборные и бессословные должности и
учреждения: мировых посредников, уездные
учреждения по крестьянским делам и
мировой суд. В губерниях были созданы
земские участки, во главе которых
ставились земские начальники. Эту
должность могли занимать только дворяне.
Земский начальник контролировал общинное
самоуправление крестьян,  рассматривал
мелкие судебные дела вместо мирового
судьи, утверждал приговоры волостного
крестьянского суда, разрешал земельные
споры и т.д. Фактически, в своеобразном
виде, возвращалась дореформенная власть
помещиков. Крестьяне, по сути, были
поставлены в личную зависимость от
земских начальников, которые получили
право без суда подвергать крестьян
наказаниям, в том числе телесным.

В 1890
годуиздано «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях». Земское
самоуправление стало частью государственного
управления, низовой ячейкой власти. Это
уже трудно было назвать самоуправляемой
структурой. Усилились сословные начала
при избрании земств: землевладельческая
курия становилась чисто дворянской,
число гласных от нее увеличивалось, а
имущественный ценз снижался. Зато резко
повышался имущественный ценз для
городской курии, а крестьянская курия
практически лишилась самостоятельного
представительства. Таким образом,
земства фактически стали дворянскими.

В 1892
годувышло новое городовое
положение.  Официально закреплено
право властей вмешиваться в дела
городского самоуправления, резко повышен
избирательный ценз, а городские головы
объявлены состоящими на государственной
службе. Тем самым, была фактически
выхолощена суть и городского самоуправления.

Политика
в области просвещения.

В области
просвещения власти стали проводить
недвусмысленную политику, направленную
на то, чтобы «низы» не имели доступа к
полноценному образованию. Это тоже было
одним из способов борьбы с «крамолой».

В 1884
годув университетах почти вдвое
выросла плата за обучение. Запрещены
любые студенческие организации. Введен
новый университетский устав, по которому
университеты лишались автономии.

В 1887
годувышло распоряжение министра
народного просвещения Делянова,
получившее название закона о «кухаркиных
детях». Его смысл состоял в том, чтобы
всячески затруднить поступление в
гимназии детям из низших слоев общества.
Повышалась плата за обучение. Вводились
ограничения на право поступления в
гимназии. Делалось все для того, чтобы
в них не поступали дети кучеров, лакеев,
кухарок, которых «вовсе не следует
выводить из среды, к коей они принадлежат».

Свой вклад
в школьное дело внес и ярый консерватор,
обер-прокурор Синода и член Комитета
министров К.П.Победоносцев. Он выступил
против земских школ, считая, что детям
крестьян совершенно не нужны получаемые
там знания. Победоносцев способствовал
распространению церковно-приходских
школ, где единственным учителем был
приходской священник.

В 1886
годупо настоянию Победоносцева
были также закрыты Высшие женские курсы.

Политика
в области печати.

Читать также:  Приказ Министерства финансов Российской Федерации N187н и приказ от 31 августа 2018г

В 1882
годуобразовано Совещание четырех
министров, наделенное правом запрещать
выход любого печатного органа. В нем
первую скрипку играл Победоносцев.

В 1883-1885
гг.по решению Совещания четырех
министров было закрыто 9 изданий. Среди
них оказались популярные журналы «Голос»
Краевского и «Отечественные записки»
Салтыкова-Щедрина.

В 1884
годувпервые в России произведена
«чистка» библиотек. Были сочтены
«недопустимыми» 133 названия отдельных
книг.

Попытки
решения крестьянского вопроса.

В декабре
1881 годапринят закон об обязательном
выкупе крестьянских наделов. Закон
прекращал временнообязанное состояние
крестьян. Облегчен выкуп земли крестьянами.
Выкупные платежи снижались.

Следующая
реформа постепенно отменяла подушную
подать.

В 1882
годуприняты меры для смягчения
малоземелья крестьян. Учрежден
Крестьянский банк, который предоставлял
льготные кредиты для покупки крестьянами
земли. Облегчена аренда государственных
земель.

В 1889
годупринят закон о переселениях.
Переселенцы получали значительные
льготы: освобождались на 3 года от податей
и воинской повинности, а в последующие
3 года платили подати в половинном
размере, получали небольшие денежные
пособия.

В 1893
годупринят закон, ограничивший
возможность выхода крестьян из общины.
Другой закон сузил права общины на
переделы земли и закреплял наделы за
крестьянами. Срок передела не мог
составлять менее 12 лет. Запрещалось
продавать общинные земли.

В 1882
годузапрещен труд детей младше
12 лет. Рабочий день детей ограничен 8
часами (вместо прежних 12-15 часов). Для
надзора за исполнением закона введена
специальная фабричная инспекция.

В 1885
годузапрещен ночной труд для
женщин и несовершеннолетних.

В 1886
годувышел закон о взаимоотношениях
предпринимателей и рабочих. Он ограничивал
размер штрафов, а все штрафные деньги
поступали теперь в специальный фонд,
идущий на выплату пособий самим рабочим.
Введены специальные расчетные книжки,
в которых оговаривались условия найма
рабочего. Вместе с тем предусмотрена
суровая ответственность рабочих за
участие в стачках.

Россия стала
первой в мире страной, где осуществлялся
контроль за условиями труда рабочих.

Экономическое
развитие в 80-х гг. XIX века.

При Александре
III правительство предпринимало энергичные
усилия, направленные на развитие
отечественной промышленности и
капиталистических начал в организации
производства.

В мае
1881 годапост министра финансов
занял видный ученый-экономист Н.Х.Бунге.
Главную задачу правительства он видел
в принятии законов, благоприятных для
развития экономики. На первое место он
ставил реформирование налоговой системы.
Бунге выступил за ослабление налогового
обложения крестьян, добился снижения
выкупных платежей и начал постепенную
отмену подушной подати. Чтобы возместить
потери государства от этих мер, он вводил
косвенные налоги и налоги с доходов.
Были установлены акцизные сборы на
водку, табак, сахар, нефть. Облагались
новыми налогами городские дома, торговля,
промыслы, повышались таможенные пошлины.
Были приняты меры по развитию российской
промышленности. Повышение таможенных
пошлин явилось одной из таких мер. Они
не только приносили доход в казну
государства. Бунге воспринимал их еще
как меру, ограждающую отечественную
промышленность от иностранного
соперничества. Пошлины поднимали цену
иностранных товаров, это снижало их
конкурентоспособность и благоприятно
влияло на развитие внутреннего
производства.

В 1887
годуБунге ушел в отставку, и его
кресло занял профессор И.А.Вышнеградский.
Своей главной задачей он считал быстрое
улучшение состояния денежного обращения
в стране. С этой целью Министерство
финансов накапливало большие запасы
денег, а затем принимало широкое участие
в сделках на зарубежных биржах. В
результате покупательная способность
рубля повысилась.

Правительство
продолжило политику повышения таможенных
пошлин.

В 1891
годуучрежден новый таможенный
тариф. Теперь повышенными сборами стала
облагаться и ввозимая продукция
машиностроения, а не только сырье, как
было раньше.

Вышнеградский
многое сделал для привлечения в страну
иностранного капитала. Этому способствовали
в том числе и высокие таможенные пошлины:
иностранные компании открывали свои
заводы и фабрики в России, чтобы их
товары были конкурентоспособными в
цене. В результате появлялись новые
производства, новые рабочие места и
новые источники пополнения государственного
бюджета.

В 1892
годуминистром финансов был назначен
С.Ю.Витте. Он продолжил экономическую
политику своих предшественников. Витте
разработал экономическую программу,
которая предусматривала:

— проведение
жесткой налоговой политики, увеличение
косвенных налогов, введение госмонополии
на производство и продажу водки;

— дальнейшее
увеличение таможенных пошлин для защиты
развивающейся российской промышленности
от иностранной конкуренции;

— денежную
реформу с целью укрепления рубля;

— широкое
привлечение в страну иностранного
капитала.

Программа,
одобренная Александром III, успешно
претворялась в жизнь и после его смерти.

Основные
задачи русской внешней политики в 80-90
гг:

— укрепление
влияния на Балканах;

— добрососедские
отношения со всеми странами;

— установление
мира и границ на юге Средней Азии;

— закрепление
России на новых территориях Дальнего
Востока.

После
Берлинского конгресса усилилась роль
Германии и Австро-Венгрии на Балканах.
В то же время влияние России в этом
регионе было подорвано.

Поначалу все
неплохо складывалось для России. В
Петербурге разработали конституцию
для Болгарии, освободившейся от турецкого
ига. Глава Болгарии принц Александр
Баттенберг назначил руководителем
правительства Л.Н.Соболева, русские
военные занимали важные министерские
посты, создали из народного ополчения
Болгарии современную армию, самую
сильную на Балканах. Но после переворота,
совершенного князем Александром, начали
возникать противоречия между Россией
и Болгарией. Александр III потребовал
восстановить конституцию. Это, а также
чрезмерное и не совсем умелое вмешательство
российских чиновников во внутренние
дела страны, сделали князя непримиримым
врагом России. Затем Россия не поддержала
восстание болгар в Восточной Румелии
и их стремление присоединить провинцию,
подчиненную Турции, к Болгарии. Эти
действия не были согласованы с русским
правительством, что вызвало гнев
Александра III. Император потребовал
строго соблюдать решения Берлинского
конгресса. Эта позиция России вызвала
широкую волну антирусских настроений
на Балканах. В 1886 году дипломатические
отношения между Россией и Болгарией
были разорваны. Ослабло также влияние
России в Сербии и Румынии.

В 1887
годуотношения между Германией и
Францией накалились до предела. Война
казалась неминуемой. Но Александр III,
используя родственные связи, удержал
германского императора от нападения
на Францию. Это вызвало гнев германского
канцлера Отто фон Бисмарка, который
ввел жесткие экономические санкции
против России: запретил предоставление
кредитов, повысил ввозные пошлины для
российских товаров в Германию. После
этого началось сближение России с
Францией, которая предоставила России
крупные кредиты.

В 1891
годуФранция и Россия договорились
о взаимопомощи и взаимодействии в случае
военной угрозы для одной из сторон.

В 1892
годуподписана военная конвенция
между Россией и Францией. Создан
русско-французский союз, который стал
противовесом Тройственному союзу
Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Благодаря
этим действиям русского правительства
удалось избежать войны России с
Автро-Венгрией и Германии с Францией.
На длительный период в Европе утвердился
мир.

В 1882
годурусские войска взяли Ашхабад.
Полукочевые туркменские племена были
покорены. Образована Закаспийская
область.

В 1895
годуокончательно установлена
граница между Россией и Афганистаном.
На этом расширение границ Российской
империи в Средней Азии закончилось.

Оторванность
этого региона от центра и незащищенность
морских границ России на Дальнем Востоке
привели к тому, что американские и
японские промышленники хищнически
грабили природные богатства края.
Столкновение интересов России и Японии
было неминуемо. С помощью Германии в
Японии была создана сильная армия, во
много раз превосходившая по численности
русские войска на Дальнем Востоке.
Япония стала усиленно готовиться к
войне с Россией. России необходимо было
принимать меры по защите от угрозы с
Востока. Экономические и военные причины
заставили русское правительство начать
сооружение Великого Сибирского пути –
Транссибирской железной дороги.

До конца XIX
века Россия смогла сохранить мир на
своих границах. Но русскому правительству
удалось лишь временно погасить
внешнеполитические противоречия, а не
устранить их окончательно.

Соседние файлы в предмете История

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *