ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

ВОПРОС №2. Финансовая система, ее звенья и их взаимосвязь

Финансовая система — это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы населения.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена. Ведущее место в системе занимают государственные финансы, т.к. они аккумулируют и перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны, оказывая тем самым большое влияние на остальные сферы финансовых отношений.

Каждой сфере финансовых отношений соответствуют свои денежные фонды, которые формируются и используются с помощью этих финансовых отношений, а также органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями.

Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья.

Структура финансовой системы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Подробное пояснение рисунка.

В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена: бюджетная система; внебюджетные фонды; государственный кредит.

Государственные финансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

Государственный бюджет — централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Если расходы превышают доходы, то это дефицит.

Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.

Если доходы превышают расходы, то это профицит.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.

Бюджетная система состоит из следующих уровней : федеральный бюджет + бюджеты субъектов федерации + местные бюджеты (самая многочисленная часть бюджетной системы).

Бюджетная система — самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений, через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели).

Внебюджетные фонды подразделяются на 3 уровня государственной власти. Их основное назначение в РФ в настоящее время — решение социальных задач. ( Пенсионный фонд РФ; Государственный фонд социального страхования; Обязательные фонды медицинского образования).

Исключительная особенность внебюджетных фондов — то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Государственный кредит — объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности.

В сфере страхования финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов, за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья: социальное страхование, медицинское страхование личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности.

Финансы предприятий и организаций — выделяют финансы товариществ, обществ, госпредприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов.

В зависимости от степени централизации :финансы предприятий; финансы объединений, корпораций, холдингов; финансы филиалов, дочерних предприятий.

В зависимости от характера хоз. деятельности выделяют некоммерческие и коммерческие (1. Главная цель — прибыль 2. Она распределяется между учредителями) финансы предприятий и организаций.

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фон­дов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального до­хода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Финансовая политика — Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов

Читать также:  ФИНАНСЫ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика – это особая область деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их равномерное распределение и использование для осуществления государством своих функций

Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе государства. Предметом — финансы хозяйствующих субъектов. Исходя из цели, определены следующие задачи: 1) Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой системе государства; 2) Рассмотреть виды государственного регулирования финансов организаций; 3) Выявить формы доступа предприятий к финансовым рынкам.

ВВЕДЕНИЕГЛАВА I. Р АЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.1 Оценка этапов развития межбюджетных отношений1.2 Проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма1.3 Зарубежная практика регулирования межбюджетных отношенийГЛАВА II. С ОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации2.2 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам2.3 Анализ форм межбюджетного регулированияГЛАВА III. П ЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2013 ГОДАЗаключениеСписок литературы

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» в г. С МОЛЕНСКЕ

(Филиал ФГОУВПО «РГУТиС» в г. Смоленске)

Кафедра ___Экономика и финансы_______________

по __финансы организаций________

_8__-й семестр 20_11_/ 2012__ учебного года

Студента (ки) _заочной___ формы обучения ______Абраменковой_Е. В________

№ зачетной книжки кз/35-0001___ группа _5.4 ФК Пз_____

Специальность (направление подготовки) ______Финансы и кредит___________

Тема курсовой работы:____Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике__________

№ варианта ___1_________ Выполнил (а)___________________

подпись студента (ки)

Работа предъявлена на проверку «___» _____________20 __ г. ______________________

Результаты проверки ______________________________ ___________________________

Замечания, рекомендации ______________________________ _______________________

Проверил преподаватель «___» _____________ 20 __ г. ____________________________

Вторично предъявлена на проверку «___» _____________20 __ г. ____________________

Замечания ______________________________ ______________________________ ______

Проверил преподаватель «___» _____________20 __ г. _____________________________

Работа принята (проведено собеседование) «___» ___________ 20 __ г. _______________

Финансы хозяйствующих субъектов в любом государстве являются основой любого бюджета. Различного вида налоги и отчисления аккумулируются в финансовой системе государства и, перераспределяясь, определяют государственную социально- экономическую политику государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Развитая экономика государства позволяют полно и своевременно финансировать все нужды государства и населения, а этот вопрос всегда актуален для каждого государства и гражданина, и именно это и делает тему данной курсовой работы актуальной.

Чем более прибыльно работает предприятие, тем больше заработная плата работников, а, следовательно, больше налоговые отчисления с прибыли и оплаты труда. Эти средства являются одним из основных источников пополнения бюджета, т.е. можно сказать, что чем более эффективно работают предприятия, тем более богато и благополучно живет государство в лице его граждан.

Бездефицитный бюджет предполагает регулярное и полное финансирование всех расходов государства, в том числе и социальных гарантий.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание благоприятных финансовых условий для социально- экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения, а это возможно только при рациональной системе доходов и расходов.

Но социальная защита граждан не настолько идеальна, как хотелось бы иметь, и это требует определенных доработок.

В выполнении расчетной части решаются следующие задачи:

— расчет амортизационных отчислений;

— расчет сметы затрат на производство и реализацию продукции;

— определение объема реализуемой продукции и валовой прибыли;

— расчет налога на прибыль;

— определить потребность в собственных оборотных средствах;

— распределить величину планируемой прибыли.

На основании полученных результатов делаем выводы о финансовом состоянии предприятия.

Глава 1. Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике

1.1. Финансы хозяйствующих субъектов и их взаимосвязь с государственными финансами

Финансы — система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена: 1. Государственные финансы;

2. Финансы хозяйствующих субъектов.

Каждое звено выполняет свои задачи, и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему государства.

Задачами общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Общегосударственные финансы охватывают бюджеты (федеральный, других административно- территориальных образований), государственное социальное и имущественное страхование, внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования, занятости населения и др.). Ведущим звеном в финансовой системе являются финансы хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне хозяйствующего субъекта. Хозяйствующие субъекты в процессе своей производственно-торговой деятельности вступают в различные финансовые отношения.

Читать также:  О внесении изменений и дополнений в приказ министра финансов республики казахстан

Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов. Финансы выражают форму движения стоимости в производственно-торговом процессе и отражают законченность актов товарно-денежных отношений, общественное признание произведенных потребительных стоимостей, т. е. произведенный товар нашел своего потребителя

Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:

· формирование денежных фондов (доходы);

· использование денежных фондов (расходы);

· контроль за формированием и использованием денежных фондов.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта подразумевает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на финансовом рынке. В процессе этого взаимодействия возникают хозяйственные связи, в которых используются денежные средства. Таким образом, под финансами предприятий понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений организаций, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материальных в доходах поступления и накопления, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования, для целей обеспечения их деятельности.

Собственно понятие «финансы» в современном его представлении, по мнению Ковалева В. В., можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета 1 .

Финансы предприятий имеют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляет себя в процессе формирования первоначального капитала, который образуется за счёт вкладов учредителей распределения валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, так же обеспечения оптимальности в сочетании интересов хозяйствующего субъекта, государства и его контрагента. Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учёта, затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг в процессе формирования доходов организаций и его денежных фондов. Определяющим принципом является оперативное отслеживание степени рациональности распределения и эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов на всех стадиях воспроизводства, информирования о имеющих место нарушениях в кругообороте средств организаций и принятия соответствующих адекватных мер по их устранению.

Финансы всегда связаны с движением денег от одного владельца к другому.

Финансы — это экономическая категория и с точки зрения государства связаны с экономическими денежными отношениями 2 .

Денежные отношения многообразны. Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений:

1. отношения денежные;

2. отношения распределительные;

3. отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном в форме денежных фондов;

Место: основу системы финансов России составляют финансы организаций (предприятий), поскольку именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

В институциональном плане основу сферы финансов предприятий составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц).

Под финансами предприятий следует понимать относительно самостоятельную сферу системы финансов страны (государства), охватывающую круг экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.

В реальной экономике особую роль играют коммерческие организации (предприятия), т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Именно эти организации (предприятия) обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход — источник финансовых ресурсов для других звеньев системы финансов — государственных бюджетов (внебюджетных фондов) различных уровней, бюджетов домашних хозяйств (физических лиц), бюджетов других юридических лиц.

Значение (роль) финансов организаций (предприятий) проявляется в следующем:

а) финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов организаций (предприятий);б) финансы организаций формируют финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;в) с помощью финансов организаций децентрализованно реализуются задачи социального развития общества за счет формирования ресурсов на нужды потребления; г) с помощью финансов предприятий осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; д) финансы организаций используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике; е) финансы организаций позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств путем предоставления им возможностей инвестировать их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными из них.

Роль финансов в деятельности самих предприятий проявляется в том, что с их помощью осуществляются: • обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг); • распределение выручки от реализации в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли; • перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие; • использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли), на формирование фондов потребления, накопления, резервного фонда, выплату дивидендов, покрытие убытков предыдущих и отчетного периодов, благотворительность; • контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Читать также:  ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Финансы,
участвуя в распределении стоимости,
тесно связаны и взаимодействуют с такими
категориями, как цена, заработная плата,
кредит.

Чтобы
процесс образования и распределения
различных форм денежных доходов и
накоплений мог начаться, образованная
в производстве стоимость должна быть
реализована. Экономическим инструментом,
благодаря которому стоимость продукта
получает денежное выражение и становится
объектом распределения, служит цена.

Являясь
количественной мерой создаваемой в
производстве стоимости, ее денежным
выражением, цена предопределяет пропорции
будущего стоимостного распределения,
но сама не может обеспечить ни распределения
по субъектам собственности, ни
функционального обособления разных
частей стоимости. Это вычленяется на
стадии обмена при помощи финансов и
заработной платы. Именно благодаря им
в процессе первичного распределения
образуются различные виды денежных
доходов, накоплений и отчислений.

Заработная
плата как форма распределения обусловлена
необходимостью формирования доходов
конкретных работников. Как экономическая
категория заработная плата выражает
стоимостные отношения, возникающие в
результате разделения вновь созданной
стоимости при создании индивидуальных
доходов, поступающих работникам в
зависимости от качества и количества
затраченного труда.

Финансы
же находятся в распоряжении субъектов
хозяйствования и государства и
предназначаются для удовлетворения
разнообразных общественных потребностей.
Но они тесно связаны между собой: с одной
стороны, финансы способствуют формированию
фонда оплаты труда, с другой – заработная
плата, начисление которой по времени
не сходится с выплатой, выступает
источником создания части финансовых
ресурсов предприятия, обретая форму
устойчивых пассивов.

Находясь
в обороте предприятия между начислением
и выплатой, заработная плата выступает
источником формирования оборотных
средств.

В
стоимостном распределении участвует
и кредит. Финансы и кредит имеют одну
экономическую основу, но в отличие от
финансов кредит функционирует на
условиях возвратности и платности.

Основными
объектами комплексного воздействия
финансов и кредита на воспроизводственный
процесс выступают основные фонды и
оборотные средства.

Опираясь
на взаимосвязь финансов с важнейшими
экономическими категориями, необходимо
особое значение придавать вопросам
финансового менеджмента, т. е. наиболее
эффективного управления финансовыми
ресурсами.

Финансовый менеджмент

В
экономически развитых странах наибольшее
воздействие на финансы предприятий
оказывают: интернационализация
хозяйственной жизни, глобализация
деловых операций и расширение компьютерной
техники.

Компьютерная
и телекоммуникационная технологии
резко меняют процесс принятия финансовых
решений. Головные компании обеспечены
системой персональных компьютеров,
объединенных локальной сетью, с
компьютерами поставщиков и по-гребителей.
Это позволяет финансовому менеджеру
постоянно быть в курсе всей информации
и принимать наиболее рациональные
решения.

Основные
задачи финансового менеджмента:

1) максимизация
реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование
финансовой стороны деятельности
предприятий. Составляются бизнес-планы
по объему производства, реализации
продукции, прибыли, капитальным вложениям,
внедрению новых управленческих решений
и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие
целесообразных решений при инвестировании
крупных средств (оптимальные темпы
роста объема реализации, структура
привлекаемых средств, методы их
мобилизации и т. д.);

4) координация
финансовой деятельности предприятий
с другими службами (банком, налоговым
департаментом и т. д.);

5) проведение
крупных операций на финансовом рынке
по

Большое
значение имеет финансовый менеджмент
и для государственных финансов, включая
бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В
связи с переходом к рыночным отношениям
наблюдается тенденция значительной
децентрализации финансовых ресурсов.
Развитие внебюджетных фондов ведет к
рассредоточению средств, не дает
возможности мобильного их использования,
концентрирования на приоритетных
направлениях развития экономики,
ослабляет контроль за расходованием
государственных средств. Поэтому
необходимо обратить особое внимание
на развитие финансового менеджмента,
на основе которого следует строить
финансовую политику.

Финансы занимают особое место в
экономических отношениях. Их специфика
проявляется в том, что они всегда
выступают в денежной форме, имеют
распределительный характер и отражают
формирование и использование различных
видов доходов и накоплений субъектов
хозяйственной деятельности сферы
материального производства, государства
и участников непроизводственной сферы.

Финансы предприятий, будучи частью
общей системы финансовых отношений,
отражают процесс образования, распределения
и использования доходов на предприятиях
различных отраслей народного хозяйства
и тесно связаны с предпринимательством,
поскольку предприятие является формой
предпринимательской деятельности.

Современная финансовая система
государства состоит из децентрализованных
и централизованных (общегосударствен­ных)
финансов, которые в свою очередь включают
государствен­ные и частные финансы
(рис. 1).

В связи с этим финансовая система
представляет собой совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых
отношений, каждая из которых характеризуется
особенностями в формировании и
использовании фондов денежных средств,
различной ролью в общественном
воспроизводстве.

Состав­ные части финансовой систе­мы
тесно взаимосвязаны меж­ду собой и
взаимообусловле­ны. Финансовое
состояние каждого ее элемента с одной
стороны зависит, а с дру­гой — влияет
на финансовое состояние другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *