ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Под юридической ответственностью
применительно к сфере публичных финансов
следует понимать элемент финансового
правоотношения, обеспечивающий
неизбежностью исполнения возложенной
на лицо финансовых обязанности, которая
основывается на осуждении со стороны
других лиц, государства и общества
неисполнения такой обязанности,
государственном принуждении и внутренней
потребности данного лица в правомерном
поведении.

Основным видом юридической
ответственности в сфере публичных
финансов является финансовая
ответственность. При этом ее отраслевая
принадлежность указывает на то, что она
определяет качественное состояние не
всякого субъекта права, а субъекта
финансового права.

Финансовая ответственность
по своей природе является ответственностью
правовосстановительной, что выражается
в предотвращении при помощи ее средств,
всяких негативных последствий для
публичных финансов. Особенностью
финансовой ответственности по сравнению
с иными видами право-восстановительной
ответственности является то, что, она
призвана восстановить права и обеспечить
реализацию законных интересов не
отдельного лица (гражданина или
организации), а общества в целом,
выраженные в устойчивости публичных
финансов.

Финансовая ответственность
обеспечивается возможностью применения
финансово-принудительных мер. Реализация
финансовой ответственности состоит в
применении к правонарушителям финансовых
санкций, являющихся самостоятельными
мерами финансово-правового принуждения.

Основанием реализации
финансовой ответственности является
финансовое правонарушение. Вина
необходима. При этом применительно к
финансовой ответственности субъект
публичных финансов признается виновным
в совершении финансового правонарушения,
если будет установлено, что у него
имелась возможность для исполнения
возложенных на него финансовых
обязанностей, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры для
этого.

Реализация финансовой
ответственности состоит в применении
к виновному лицу финансовых санкций.
Отличительные черты финансовых санкций:

• финансовая санкция
является мерой финансовой ответственности;
• финансовые санкции имеют
имущественно-организационный характер,
поскольку связаны с принудительным
воздействием не просто на денежные
средства правонарушителя (его имущество),
а на фонды денежных средств, принадлежащие
правонарушителю; • финансовые санкции
могут применяться как к физическим
лицам и организациям, так и к
публично-правовым образованиям; •
денежные средства, изъятые у правонарушителя,
подлежат зачислению в бюджет

Финансовое правонарушение

Основанием реализации
финансовой ответственности является
финансовое правонарушение, представляющее
собой самостоятельный вид правонарушений,
отличный от административных и
дисциплинарных проступков, уголовных
преступлений и гражданско-правовых
деликтов.

От административных и
дисциплинарных проступков, а также от
преступлений финансовые правонарушения
отличает их субъект, которым могут
являться только самостоятельные субъекты
публичных финансов (физические лиц,
организации и публично-правовые
образования). От гражданско-правовых
деликтов финансовые правонарушения
отличаются своим объектом, поскольку
причиняют вред не частным имущественным
интересам, а интересам публичным, при
этом в финансовой сфере.

Финансовое правонарушение
— виновное, противоправное деяние,
причиняющее вред публичным финансам,
за совершение которого законодателем
установлена финансовая ответственность.

Вина необходима. При этом
применительно к финансовой ответственности
субъект публичных финансов признается
виновным в совершении финансового
правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность для
исполнения возложенных на него финансовых
обязанностей, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры для
этого. При привлечении к финансовой
ответственности форма вины юридического
значения не имеет.

• финансовая санкция
является мерой финансовой ответственности.
Ее применение предполагает оценку
деяния как финансового правонарушения;

• основанием применения
финансовых санкций является совершение
финансового правонарушения;

• финансовые санкции могут
применяться как к физическим лицам и
организациям, так и к публично-правовым
образованиям (субъектам Российской
Федерации и муниципальным образованиям);

• денежные средства, изъятые
у правонарушителя при применении
финансовой санкции, подлежат зачислению
в бюджет соответствующего уровня или
в государственный или муниципальный
внебюджетный фонд.

Ответственность за нарушения финансового законодательства

Финансово-правовая ответственность — это применение в установленном законом порядке к нарушителям финансово-правовых норм особых мер государственного принуждения — финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имущественного характера.

Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности.

Несоблюдение установленного порядка осуществления финансовой деятельности нарушает интересы всего общества, т.е. приобретает публично-правовой характер.

Цельюработы является теоретическое раскрытие финансово – правовой ответственности.

Данная цель достигается решением следующих задач:

— анализ особенностей финансовых санкций и мер финансово-правовой ответственности как необходимых разновидностей проявления государственного принуждения в сфере финансовой деятельности;

— анализ основных этапов развития российского законодательства в области обеспечения защиты финансового правопорядка;

— проанализировать роль и значение финансово-правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины.

Ответственность за нарушения финансового законодательства

Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно-стоимостным и публичным характером.

Финансовая ответственность по своей природе является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов.

Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

Финансовая ответственность, существуя изначально, с момента возникновения соответствующей финансовой обязанности, в тоже время может реализовываться только в ретроспективном порядке после того, как данная обязанность не будет исполнена или будет исполнена ненадлежащим образом. Реализация финансовой ответственности происходит в рамках особого охранительного правоотношения, которое возникает, осуществляется и прекращается в строго установленном финансовым законодательством порядке.

Основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере. Учитывая названные особенности, финансовое правонарушение следует определить как виновное, противоправное деяние, причиняющее вред публичным финансам, за совершение которого законодателем установлена финансовая ответственность.

В настоящее время финансовая ответственность устанавливается в следующих законодательных актах: часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ и др.

Вина как условие реализации финансовой ответственности выражается в негативном плане, т.е. ее отсутствие является основанием освобождения от финансовой ответственности. При этом применительно к финансовой ответственности субъект публичных финансов признается виновным в совершении финансового правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для исполнения возложенных на него финансовых обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для этого. При привлечении к финансовой ответственности форма вины юридического значения не имеет.

Читать также:  РЕГИОН ФИНАНС ТЮМЕНЬ

Реализация финансовой ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций. Характеризуя их как меру финансовой ответственности, необходимо выделить следующие отличительные черты финансовых санкций:

— финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

— финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств — правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

— основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

— финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

— в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

— денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;

— финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя.

Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.

В основе механизма применения мер финансово-правового принуждения лежит бесспорность списания денежных средств с банковских и иных счетов лица, нарушившего финансовое законодательство.

Бесспорное списание денежных средств со счетов лиц, нарушивших финансовое законодательство, осуществляется на основе постановления судебного, финансового или налогового органа. Такое постановление принимается на основе акта финансовой проверки, в ходе которой было выявлено нарушение финансового законодательства, составленного в установленной форме, либо на основании заключения уполномоченного должностного лица. При списании денежных средств в бесспорном порядке с банковского счета непосредственным основанием для совершения данной банковской операции служит инкассовое поручение.

Постановление о бесспорном списании денежных средств со счета правонарушителя принимается в сроки, установленные действующим законодательством.

Финансовое законодательство должно устанавливать гарантии для лиц, в отношении которых применяется процедура бесспорного списания денежных средств с их счетов. Такие гарантии могут носить имущественный характер, например, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.п., или организационный характер, например, средства, направленные на приостановление исполнения постановления о бесспорном списании, возврат неосновательно списанных денежных средств и т.п. Целесообразно, чтобы такие гарантии в наименьшей степени зависели от судейского усмотрения.

Указанную статью целесообразно дополнить п. 7 следующего содержания: «7. Сумма пеней не может превышать размер недоимки по налогу или сбору».

Формирование российского финансового права в качестве самостоятельной отрасли современной правовой системы предполагает наличие специальных, характерных только для данной отрасли права мер принуждения, в том числе мер ответственности. Это особенно проявилось с развитием налогового и бюджетного законодательства, организацией государственного принуждения в сфере фискальных правонарушений.

Финансово-правовая ответственность включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как правовую. Этот вид ответственности проявляется в наложении взысканий имущественного характера, не имевших места ранее до совершения финансового правонарушения. Финансово-правовая ответственность основана на общих принципах юридической ответственности (законности, ответственности только за вину, справедливости, индивидуализации, неотвратимости наказания и др.).

За нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью за финансовое правонарушение применяются и иные виды юридической ответственности. При разграничении финансово-правовой и административно-правовой ответственности, меры которых представляют собой определенные виды денежных взысканий, необходимо учитывать субъектный состав соответствующих видов правонарушений и порядок применения мер ответственности. Применение за финансовое правонарушение иных видов ответственности, наряду с финансово-правовой, есть нарушение важнейшего принципа однократности ответственности: за одно нарушение – одно наказание.

Финансово-правовая ответственность — одна из действенных мер охраны финансовых отношений, существующая самостоятельно наряду с иными мерами защиты субъективных прав и мерами превентивного характера, обеспечивающими эффективность механизма финансово-правового регулирования. Финансово-правовая ответственность в общей системе государственного принуждения представляет собой один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях.

Роль финансово-правовой ответственности в сфере укрепления финансовой дисциплины находит свое проявление в качестве ее юридических функций. Принципиальное назначение финансовой ответственности заключается в том, что ее реализация в виде финансовых санкций имеет не только мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм, но и восстановительный характер. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.

Меры финансово-правовой ответственности реализуются в виде применения к нарушителю предусмотренных законом финансово-правовых санкций. Финансово-правовые санкции являются частью системы правовых санкций. Они налагаются в случае нарушения предписаний финансово-правовых норм и должны быть установлены только на федеральном уровне. Кроме того, финансовые санкции могут выступать не только в виде мер финансово-правовой ответственности, но и в виде обеспечительных мер, направленных на компенсацию потерь финансовых фондов.

В сфере финансовой деятельности различаются три вида правонарушений:

уголовные преступления, административные проступки и финансово-правовые нарушения, урегулированные нормами отрасли финансового права. Основанием для применения финансово-правовых санкций как мер финансово-правовой ответственности является нарушение требований финансово-правовых норм, представляющее собой специфическое финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение связано с формированием, распределением и расходованием бюджетов, внебюджетных и децентрализованных фондов и, значит, является нарушением требований именно финансового законодательства. Это позволяет выделить дополнительно ряд его особенностей и отграничить его от других видов правонарушений, особенно от административных проступков. Сложность видится в специфике финансовой деятельности как особого вида управленческой деятельности, построенной на отношениях власти-подчинения. Отличительными признаками финансового правонарушения является его особый субъектно-объектный состав, и специфичный порядок применения мер ответственности за него.

Читать также:  ГРУППИРОВКА ФИНАНСОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ПРИЗНАКАМ

На основе анализа финансового законодательства и общего понятия финансово-правовой ответственности выделены виды финансовой ответственности, применяемые за различные финансовые правонарушения. К видам финансовой ответственности отнесены финансово-правовые санкции за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского законодательства, за совершение налоговых правонарушений, а также за нарушение порядка ведения кассовых операций.

Поиск на сайте:

Понятие финансово-правовой ответственности, ее место в системе государственного принуждения.

Под юридической ответственностью применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права.

Основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение.

Реализация финансовой ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций. Отличительные черты финансовых санкций:

• финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения;

• финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю;

• основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения;

• финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям;

• денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд.

33. Финансовое правонарушение: признаки, состав.

Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

• финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

34. Финансовая санкция как мера финансово –правовой ответственности. Виды санкций.

Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи­нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб­людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу­альном порядке.

· финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

· финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств — правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

· основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

· финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

· в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

· денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;

· финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя.

Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

1) правовосстановитвлъные санкции, реализация которых на­правлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства;

2) карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции.

Наибольшее распространение пеня как разновидность фи­нансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Со­гласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государ­ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де­нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

35. Наука финансового права: понятие, задачи.

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:

1) как отрасль российского права (основная роль финансового права);

2) отрасль правоведения, правовая наука;

3) учебная дисциплина.

Наука финансового права — это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о правовом регулировании финансовой деятельности, которые излагаются и материализуется в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по финансовому праву.

Наука финансового права есть учение о финансовом праве, то есть система знаний, имеющая достаточную степень обобщенности.

Нормативную и эмпирическую базу науки финансового права составляет акты финансового законодательства, а также правоприменительная практика в этой сфере.

Методы, которые используются наукой:

1) специально-юридический метод – заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации.

2) сравнительно–правовой метод основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран.

3) конкретно–социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью финансовых органов, проведение социологических исследований.

4) сравнительно – исторический метод, который предполагает историческое ретроспективное исследовании, направленное на выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей правовой эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов, бюджетов, кредитов.

Читать также:  БАНК ФРИДОМ ФИНАНС КАЛИНИНГРАД

5) метод живого познания — предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях.

Кроме того, наукой финансового права использует также системный, статистический методы, а также анализ, синтез, аналогию, обобщение, моделирование.

Функции науки финансового права:

1) общетеоретическая — заключается в ее назначении способствовать развитию юридической науки, и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.);

2) аналитическая — состоит в классификации и систематизации действующих правовых норм;

3) критическая — заключается в выявлении недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере финансовой деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом;

4) конструктивная — способствует образованию новых норм и правовых институтов;

36. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.

Как учебная дисциплина финансовое право представляет собой учебный курс (учебный предмет), изучаемый в высших учебных заведениях юридического и экономического (финансового) профиля.

Учебная дисциплина — это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки для изучения в учебном заведении. С помощью этой учебной дисциплины будущие специалисты (студенты соответствующих учебных заведений) получают необходимые знания о закономерностях функционирования финансовых механизмов в государстве и порядке их правового регулирования.

Наука финансового права, помимо всего, включает в себя и соответствующие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться ошибочными. Естественно, в учебном процессе они либо не используются, или только упоминаться. Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения.

Финансовое право изучается студентами юридических, финансовых (экономических), государственно-управленческих специальностей. Вместе с тем, следует отметить, что в последние годы в юридических вузах началось изучение в качестве самостоятельных курсов и других дисциплин финансово — правового цикла: валютного права, банковского права, бюджетного права, налогового права.

37. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.

Финансовый контроль — регламентированная нормами фин. права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Контроль и надзор определяют как проверку или наблюдение с целью проверки. Но они отличаются:

1. контроль основан на ведомственном или ином подчинении субъектов, поэтому в его рамках возможны проверки только ведомственных субъектов. В рамках надзора возможно воздействие на 3 лиц, не входящих в структуру подчинения.

2. в отличие от надзора контроль обладает активной формой власти, которая позволяет не только выявить нарушения, но и их устранить.

3. Надзор направлении на проверку законности деятельности. Для контроля это лишь 1 из проявлений, а главной является проверка целесообразности деятельности.

Формы финансового контроля:

1) предварительный — контроль, осуществляемый до проведения фин. деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий — контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения фин. мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий — контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Значение финансового контроля — обеспечение законности в финансовых правоотношениях.

Методы финансового контроля:

а) камеральная (документальная);

Виды финансового контроля:

1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

в) утверждение отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

2) контроль исполнительных органов:

а) осуществляемый Минфином РФ внутренний контроль за использованием бюджет. средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств — финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

38. Виды финансового контроля: основания для классификации.

Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Направления финансового контроля:

1) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических и юридических лиц;

2)проверка правильности использования государственных и муниципальных денежных фондов в порядке финансирования и кредитования;

3) проверка соблюдения правильности совершения различных финансовых операций с государственными и муниципальными денежными средствами;

4) выявление внутренних резервов;

5) предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

1) в зависимости от времени осуществления:

2) в зависимости от оснований проведения:

3) в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

— предварительный контроль;

— текущий контроль;

— последующий контроль;

б) президентский контроль — осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ.

Функции Главного контрольного управления:

— контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, а также сами реализуют финансовый контроль;

г) контроль финансовых кредитных органов — осуществляется Министерством финансов РФ, входящими в него структурными подразделениями, органами Федерального казначейства;

д) ведомственный контроль — контроль министерств и ведомств за деятельностью подотчетных им предприятий, учреждений, организаций;

е) внутрихозяйственный финансовый контроль — является разновидностью ведомственного контроля;

ж) аудиторский контроль — независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, т. е. аудиторской деятельности;

з) общественный финансовый контроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *