ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Для обеспечения стабильности экономического развития, обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса и наиболее полного удовлетворения потребностей экономических субъектов в финансовых ресурсах органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и домохозяйства применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения, т.е. управляют финансовыми потоками соответственно на макроуровне, в рамках отдельной организации и домохозяйства. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Очевидно, что цели управления финансами определяются в ходе разработки финансовой политики органов государственной власти и органов местного самоуправления, стратегических и текущих финансовых решений организаций и домохозяйств, то есть результат управления заключается в достижении целей и задач финансовой политики на макроуровне и реализации соответствующих финансовых решений на микроуровне.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений и соответствующие им финансовые ресурсы, отсюда управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление финансами осуществляется на основе действующей правовой базы, регулирующей как финансовые отношения на макро- и микроуровнях, так и деятельность специально созданных субъектов управления финансами.

В ходе управления финансами последние выступают как объект управления. Рассматривая финансы в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять финансами необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В тоже время без управления финансовыми отношениями и их материальными носителями – финансовыми ресурсами, невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление или иными словами органы управления финансами.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

· оперативное управление;

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, условий финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, условий жизнедеятельности домохозяйств, изменений в конкретном периоде темпов роста их финансовых ресурсов, а также обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

Следует отметить, что данный принцип оперативного управления финансами используется не только в рамках организаций, но также и в процессе маневрирования бюджетными средствами в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, что определено в статье 34 Бюджетного Кодекса РФ.

В статье 34 БК РФ определен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления организациями финансово-хозяйственной деятельности, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами.

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильность экономического развития, устойчивость государственных и муниципальных финансов, финансово-хозяйственной деятельности организаций, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе функционирования экономики, ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях. На уровне организаций при осуществлении оперативного управления финансами отслеживаются входящие и исходящие потоки (объемы) денежных средств, с тем, чтобы текущий (операционный) дефицит денежных средств постоянно восполнялся, а их излишек эффективно инвестировался с хорошей доходностью. Оперативное управление финансами организации непосредственно связано с обеспечением ее текущей финансовой устойчивости, а именно платежеспособности и ликвидности баланса.

Оперативное управление финансами осуществляют специально уполномоченные органы, к основным из которых в нашей стране на федеральном уровне относятся Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы, на региональном уровне – финансовые органы субъектов РФ, на местном уровне – местные финансово-казначейские органы, а на уровне организаций — руководство организации и специально созданные финансовые службы (а при их отсутствии – бухгалтерия). Более подробно характеристика органов управления финансами в Российской Федерации будет дана в теме 10.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и иных органов исполнительной власти, непосредственно участвующих в распределении финансовых ресурсов на соответствующем уровне управления, оценивается эффективность использования финансовых ресурсов экономическими субъектами.

С переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля – от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства и эффективным распределением финансовых ресурсов. Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового планирования и прогнозирования, когда при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходимость постоянной корректировки действующего механизма управления финансами на макро- и микроуровнях, разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должны обеспечить финансовую самостоятельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость организаций, их инвестиционную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего роста.

2. Финансовое планирование и прогнозирование как элемент управления финансами

Финансовое планирование — один из функциональных элементов управления финансами. В процессе финансового планирования экономические субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления макроэкономической устойчивости и улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования.

В рамках финансового планирования объектом планирования является формирование и использование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления. Соответственно, субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений и поступлений и финансовых отношений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводственных процессов финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов. Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

· Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.

· Определение объема использования финансовых ресурсов и его направлений, установление приоритетов в расходовании средств.

· Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов.

· Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

· Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

2) расчет плановых показателей;

3) составление финансового плана как документа.

К основным методам финансового планирования относятся: метод экономического анализа, экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой, балансовый, оптимизации плановых решений.

Читать также:  В слияниях и поглощениях стратегия и тактика спб питер 2005, игнатишин юрий васильевич

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов, бюджетная смета, план финансово-хозяйственной деятельности. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами.

Финансовое прогнозирование наряду с финансовым планированием является одним из функциональных элементов управления финансами и в условиях формирования и развития рыночного хозяйства, глобализации экономики приобретает все большое значение, т.к. позволяет оценивать последствия и регулировать стихийность рыночных процессов.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. Финансовое прогнозирование осуществляется в целях научного обоснования показателей финансовых планов и способствует выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период.

К основной цели финансового прогнозирования можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления в перспективе.

Задачами финансового прогнозирования являются:

· увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

· определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

· обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

· определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Методы финансового прогнозирования можно сгруппировать и классифицировать следующим образом:

I. В зависимости от набора прогнозируемых показателей выделяют: методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей (например, прибыль, амортизация, налоговые доходы бюджета и т.п.), и методы, позволяющие строить прогнозы в типовой или укрупненной номенклатуре статей.

II. В зависимости от используемых приемов расчета показателей прогноза выделяют такие специфические методы, как эконометрическое прогнозирование, математическое моделирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.

Финансовые прогнозы в зависимости от периода прогнозирования могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет). В зависимости от способа представления показателей финансовые прогнозы бывают точечные и интервальные. В зависимости от сценария развития территориального образования, субъекта хозяйствования финансовые прогнозы могут быть оптимистическими, реалистическими и пессимистическими.

В России на общегосударственном и территориальном уровнях краткосрочные финансовые прогнозы составляются в форме сводного финансового баланса Российской Федерации и среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

19. Финансовое планирование — это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде Целью финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми источниками финансирования

Основными задачами финансового планирования на предприятии является: • обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами; • установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями и т.д.; • определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования; • выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; • осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

Методы финансового планирования — это конкретные способы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов, к ним относятся: Балансовый метод — заключается в том, что балансируются не только итоговые показатели доходов и расходов, а для каждой статьи расходов отмечаются конкретные источники покрытия Применяется при прогнозе поступлений и выплат й их денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и ин. Нормативный — заключается в том, что на основе установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств) расчет аховуеться потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и определяются источники этих ресурсе. Расчетно-аналитический — плановые показатели рассчитываются на основании анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и индексов их изменения в плановом периоде Оптимизация плановых расчетов — заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов. Для получения оптимального варианта плановых решений проводят их оптимизацию, для этого могут использоваться различные критерии: • максимум прибыли на денежную единицу вложенного капитала; • минимум финансовых затрат; • минимум текущих расходов; • минимум вложений капитала при максимально эффективном результате; • максимум абсолютной суммы полученной прибыли Экономико-математическое моделирование — позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют.

Читать также:  Отчет по практике направление экономика профиль финансы и кредит

Основные направления совершенствования финансового планирования: — расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов; — расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу; — в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов. Поскольку производство и финансы в условиях рынка — находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

Разрабатываемые финансовые прогнозы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики. На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются. На втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий.

Процесс разработки финансового прогноза можно представить в следующем виде:

1)оценка экономических проблем; 2) формулирование целей и разработка комплекса мер; 3)подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики; 4)анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

21. Финансовый контроль является элементом управления фи­нансами и представляет собой специфическую деятельность сответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.). Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования выше названных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование). Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на: Наблюдение — предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка — производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины. Обследование — охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п. Надзор — производится за экономическими субъектами, по лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. Экономический анализ — как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децен­трализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций. Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4.  Управление финансами, его задачи, элементы. Финансовый аппарат: структура и функции

Эффективное управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации фин.рес-ов гос-ом и муниципалитетом.

Цель управления финансами — нахождение и поддержание оптимального финансового состояния народного хозяйства и его подразделений.

1) фин. планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых процессов в соответствии с программой соц-экон.развития на планир-ый период;

2)фин. прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин.рес-ов для определения предпочтительных вар-ов фин.обеспечения деят-ти субъектов хоз-ния, органов гос.власти;

3)оперативное управление – процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эф-та при минимальных затр-ах, на основе анализа текущ. Фин. ситуации и перераспределения фин.рес-ов;

4)фин.контроль – это совокупность действий и операций, осущ-ых спец.уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением органами хозяйствования, гос.органами, МСУ норм права в процессе образования, распределения и расходования фин.рес-ов для своевременного получения информации о ходе реализации принятых управленческих фин.решений.

Общее управление финансами и финансовой системы осуществляют высшие органы исполнительной и законодательной власти (Правительство РФ, Федеральное Собрание). В их ведении находится финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, сфера государственного регулирования цен, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, представляющий собой совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами.

Наиболее важную роль в составе финансового аппарата РФ выполняет Министерство финансов и подведомственные ему федеральные службы: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

Читать также:  Оперативный и финансовый лизинг

5.  Внебюджетные фонды, необходимость их формирования, классификация. Состав доходов и расходов соц- ых ГВФ

Главная причина
создания ГВФ- необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании ГВФ принимает фед. собрание РФ, гос. правительственные органы субъектов фед-ции и МСУ. Г ВФ имеют строго целевое назначение.

ГВФ – фонд ден.средств, образуемый вне фед.бюджета и бюджетов субъектов РФ, для осуществления обязательного соц.страхования (реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, соц.страхование), соц обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, мед. помощь.

В настоящее время в РФ действуют ГВФ: -пенсионный фонд РФ ( создан для управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным фин-кред. Учреждением, осуществляемым свою деятельность в соответствии с законодательством РФ), — фонд соц.страхования (централизованный фонд денежных ресурсов общественного значения, распределяемый как в территориальном, так и отраслевом. Средства идут на выплату различных пособий, финансир-ие санот-курортного обслуживания) , — фонд ОМС (самостоятельное некоммерческое фин-кред. учреждение, средства которого расходуются на финансирование целевых программ в рамках ОМС, осуществление контроля за использованием средств фонда ОМС) .

 Доходы ГВФ: соц. целевые Н и С, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли пп; средства бюджета; прибыль от некоммерческой деятельности; займы, получаемые фондом у ЦБ РФ или коммерч.банков.

Расходы ГВФ: гос.пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; компенсации пенсионерам; мат.помощь инвалидам, пособие детям; выплата различных пособий; финансирование ОМС, производимого страховыми мед.организациями; фин-кред. деятельность по обеспечению системы ОМС.

6.  Бюджетная система РФ, ее состав и принципы построении

БС РФ – это основанная на экон. отношениях и гос. устройстве РФ регламентируемая нормами права сов-сть фед.бюджета, бюд-ов субъектов, местных бюджетов и Гос-ых Внебюджетных Фондов (ГВФ).

Состав: 1. Ф Б РФ и бюджеты ГВФ ; 2. Бюджеты субъектов РФ и террит-ых ГВФ; 3. Местные бюджеты.

ФБ РФ – главный распорядитель средств гос-ва.

ГВФ – фонд ден.средств, образуемый вне ФБ РФ, бюд-та субъектов РФ, для осуществления ОМС, ФСС., пенсионного обеспечения граждан.

Бюджеты субъектов – фин.база соц-экон. развития регионов и выполнение функции распределения фин. рес-ов м/у местными бюджетами данного региона.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Принципы построения БС РФ:

1.  Единство БС РФ – единство бюд. зак-ва РФ, принципы организации и функц-ия БС РФ, форм бюдж. документации и отчетности, санкций за нарушение.

2.  Самостоятельность бюджетов

3.  Сбалансированность бюджетов.

4.  Принцип гласности.

5.  Разграничение доходов и расходов м/у бюджетами различных уровней.

6.  Равенство бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований

7.  Полнота отражения доходов и расходов, бюджетов ГВФ.

8.  Эффективность и экономичность использования бюдж. средств.

9.  Общего (совокупного) покрытия расходов.

10.  Достоверность бюджета.

11.  Адрес и целевой характер бюджетных средств.

7.  Доходы различных звеньев БС, их сущность и классификация

Доходы БС РФ – это ден. средства, поступающие в безвозвратном и в безвозмездном порядке, в соответствии с законодательством РФ, субъектом РФ и органам МСУ.

В соответствии с бюджетным кодексом доходы всех бюджетов формируются за счет:

1.  Налоговых доходов, представляющие собой предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с взиманием налогов.

2.  Неналоговые доходы.

3.  Межбюджетные трансферты

В настоящее время (с 2005 г.) все доходы поступающие в бюдж. систему БК РФ четко разграничены по ее уровням.

Источники бюджетных доходов: ВВП, нац.доход, ВВП других стран.

1.  В зависимости от уровня управления: -доходы ФБ, — доходы бюджетов субъектов, — доходы местных бюджетов.

2.  По методам мобилизации: — налоги, — займы,- эмиссионный доход.

3.  По фин. содержанию: -налоговые (предусмотренные налоговым законодательством Н иС + штрафы, пени, связанные с взиманием Н), — неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности, доход от продажи имущества, находящегося в гос и муниц. собственности, доходы от платных услуг)

4.  По признаку распределения м/у звеньями БС: — собственные, — регулирующие.

5.  По экономическому содержанию: — текущие, — капитальные (доходы от основных фондов, доходы гос. заказов и резервов от продажи земли).

6.  Бюджетный процесс в РФ, его стадии и органы, ответственные за них

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий:

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 159243 Количество таблиц: 3 Количество изображений: 0

Управление
финансами
– это сознательное
воздействие органов законодательной
и исполнительной власти на финансы
страны в целом и ее территорий,
хозяйствующих субъектов, а также
финансовые процессы, финансовую
деятельность с целью достижения и
поддержки макроэкономической
сбалансированности, финансовой
устойчивости экономики, финансового
обеспечения решаемых экономических и
социальных задач.

Система управления
финансами
в современной рыночной экономике
представляет собой взаимоувязанный
комплекс мер, инструментов, а также
финансовых институтов, обеспечивающих
стабильное и эффективное функционирование
финансовой системы в целом и ее отдельных
звеньев, способствующих развитию
реального сектора экономики и решению
назревших социальных проблем.

В соответствии со
структурой финансовой системы РФ
управление финансами по
видам
объектов управления
подразделяют: 1) управление финансами
федеральных органов власти страны; 2)
управление финансами субъектов Федерации;
3) управление финансами муниципальных
образований; 4) управление финансами
хозяйствующих субъектов (финансовый
менеджмент). Управление финансами
осуществляется с использованием
административно — распорядительных и
экономических методов. В управлении
финансами выделяются объекты,
субъекты
и инструменты
управления.

Объектами
управления финансов выступают
разнообразные сферы финансовых отношений:
государственные финансы (бюджеты разных
уровней, государственные внебюджетные
социальные фонды), государственный
кредит, фондовый рынок, страхование,
местные финансы (бюджеты муниципальных
образований) финансы коммерческих и
некоммерческих организаций, финансы
государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
Субъектами
управления
финансами
являются совокупность организационных
структур власти, которые регулируют и
контролируют финансовые процессы в
экономике (законодательные органы,
принимающие законы о финансах, финансовой
деятельности, и исполнительные органы,
направляющие, регулирующие и контролирующие
финансовые процессы на общегосударственном,
региональном и местном уровнях, а также
финансовый аппарат в коммерческих и
некоммерческих организациях).
Инструментом
управления финансами выступает финансовый
механизм,
являющейся составной частью хозяйственного
механизма. Он представляет собой
совокупность
видов и методов организации финансовых
отношений и используется для оказания
воздействия на экономику и социальную
сферу, проведение единой финансовой
политики государства.
Финансовый механизм нацелен на решение
конкретных задач и достижение реального
эффекта, удовлетворение потребностей
общества. Структура финансового механизма
сложна в связи с разнообразием финансовых
отношений. Выделяют три
основные группы, отражающие экономическое
содержание финансов: государственные
и муниципальные финансы, финансы
организаций различных организационно-правовых
форм, включая и страховые организации,
финансы домохозяйств.

В структуре
финансового механизма выделяют такие
функциональные
звенья,
как мобилизация финансовых ресурсов,
финансирование, стимулирование и др.
Финансовый механизм приводит в движение
финансовые ресурсы, воздействует на
общественное производство через
финансовое обеспечение и финансовое
регулирование. Построение финансового
механизма осуществляется в соответствии
с финансовой политикой и нормами
финансового права, отраженными в
финансовом законодательстве.

Функции
управления
финансами
включают: 1) финансовый анализ; 2) финансовое
прогнозирование; 3) планирование
финансовых ресурсов и финансовой
деятельности; 4) оперативное регулирование
финансов; 5) контроль за состоянием
финансов.

Финансовый анализ
призван
формировать информацию для принятия
управленческих решений в области
финансов, исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое
прогнозирование
выявляет ожидаемую в перспективе картину
состояния финансовых ресурсов, является
предпосылкой финансового планирования.
Планирование
финансовых ресурсов связано
с установлением параметров финансовой
системы, величины и источников финансовых
ресурсов, каналов их расходования,
уровня их дефицитности. Оперативное
регулирование финансов осуществляется
с целью реагирования на складывающуюся
ситуацию с целью перераспределения и
изменения целевой направленности
финансовых ресурсов в свете новых задач.
Оперативное управление финансами
возложено на финансовый аппарат –
Министерство финансов, местные финансовые
органы, финансовые службы предприятий.
Контроль
за состоянием финансов призван
выступать звеном обратной связи в цени
управления, предоставлять органам
управления необходимую информацию о
соблюдении законов, норм и правил
формирования и использования финансов.

Управление финансами
тесно связано с управлением кредитом,
с функционированием банковской системы,
так как кредиты служат важнейшим
источником финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *