Закон Вагнера, согласно которому доля государственного финансирования и «Нового курса» Рузвельтов составляла 5%, был разработан в конце 19 века. Закон Вагнера 1935 года

Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г. ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095

Закон Вагнера, согласно которому доля государственного финансирования и "Нового курса" Рузвельтов составляла 5%, был разработан в конце 19 века. Закон Вагнера 1935 года

Закон Вагнера, согласно которому доля государственного финансирования и "Нового курса" Рузвельтов составляла 5%, был разработан в конце 19 века. Закон Вагнера 1935 года

Афанасьев М. 1,
Афанасьев Я. 2

1
НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 202
лаборант-исследователь НИФИ АБиК Министерства финансов России

Закон Вагнера — тенденция роста государственного сектора экономики: государственные расходы растут быстрее по сравнению с ростом национального производства. Закон впервые описан немецким экономистом Адольфом Вагнером в 1892 году.

Закон Вагнера, согласно которому доля государственного финансирования и "Нового курса" Рузвельтов составляла 5%, был разработан в конце 19 века. Закон Вагнера 1935 года

Причины расширения государственного сектораПравить

  • социально-политическими — в долгосрочном периоде происходит существенное расширение социальных функций государства, от государства требуется больше усилий для поддержания закона и порядка, обеспечения пенсионного страхования, помощи населению при стихийных бедствиях и катастрофах;
  • экономическими — научно-технический прогресс требует рост государственных расходов на науку, различные инвестиционные проекты. А спрос на услуги в области науки, культуры и благотворительной деятельности растет быстрее, чем доходы (то есть их эластичность по доходу больше единицы);
  • историческими — государство для покрытия непредвиденных расходов прибегает к выпуску государственного займа, год за годом происходит рост размера государственного долга за счёт процентов по займу, расходов на его обслуживание.

Методические и теоретические основы формулировки закона А. Вагнера. Подходы к его тестированию

Определение путей выхода из современного мирового финансового кризиса напрямую связано с новым прочтением классических концепций теории государственных финансов. Научные идеи выдающегося немецкого ученого А. Вагнера (1835–1917) могут иметь приоритетное значение в этом процессе. Закон Вагнера и его концепция фискальной экономики могут стать важным инструментом познания современных финансовых и экономических процессов. В данной работе были проанализированы природа фискальной экономики и ее особенности. Составной частью концепции фискальной экономики А. Вагнера является его оригинальное понимание принципов налогов и условий налогообложения. В этой сфере А. Вагнер сделал существенный шаг вперед для своего времени, шаг, актуальный и для современности, – раскрыл не только фискальную, но и социальную функцию налогообложения. Важное место в понимании принципов построения эффективной системы налогообложения А. Вагнер отводил вопросу справедливости в налоговом распределении. Проанализированные авторами методологические и теоретические основы формулировки закона Вагнера позволили подойти к раскрытию причин и сущности данного закона. В работе помимо формулировки закона Вагнера рассматривается опыт его тестирования по первой и второй версии на достаточно крупных и разнообразных в страновом отношении массивах статистической информации, что открывает широкие возможности для дальнейшего научного исследования современных проблем государственных финансов.

Взгляды на бюджет, как на регуляторы воспроизводственного процесса, складывались не сразу.

В экономической литературе доперестроечного периода отсутствует всесторонняя оценка роли бюджета в воспроизводственных процессах.

Длительное время бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда и отождествлялся с народно-хозяйственным планом.

Только в конце 80-х — начале 90-х годов развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет, как на главный инструмент государственного регулирования.

Немецкий экономист Вагнер еще в XVIII веке, проанализировав ход развития ряда западных европейских стран, переживавших рост промышленности, пришел к выводу, что социальный прогресс вызвал растущую государственную активность, которая в свою очередь привела к росту правительственных расходов.

Вагнер одним из первых попытался объяснить рост государственных расходов на основе сформулированного им «закона возрастающей государственной активности» (закон Вагнера).

Вагнер считал, что государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

В соответствии с законом А. Вагнера, по мере развития рыночного хозяйства государственные услуги становятся наиболее высококачественным благом. Это означает, что рост спроса на государственные услуги опережает рост дохода домашних хозяйств. Соответственно, доля государственных расходов в ВВП имеет тенденцию к росту. Рост государственных расходов объясняется усложнением системы общественно-экономических отношений, возможностью возникновения социальных конфликтов. Сохранение правопорядка требует дополнительных расходов. Вагнер связывает рост государственной активности с тремя факторами: 1) усложнением экономической жизни в результате развития экономики и углубляющимся разделением труда; это приводит к необходимости поддержания эффективной и действенной экономики, правопорядка, расширения юридических услуг со стороны государства; 2) развитие техники и технологии вызывает потребность в больших объемах капитала, который может быть обеспечен акционерными компаниями или государственными корпорациями, обладающими преимуществами перед мелкими фирмами; государство должно участвовать в производствах, где по техническим условиям образуются монополии для регулирования их деятельности; 3) государство усиливает активность в сферах образования и здравоохранения, где выгоды от предоставляемых услуг не восприимчивы к экономической оценке. Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограниченность рыночного хозяйства и необходимость государственного регулирования экономических процессов.

Закон об устранении причин трудовых конфликтов,

препятствующих или мешающих развитию межштатной

или внешней торговли, и о создании управления

по трудовым отношениям, и о принятии

некоторых других необходимых мер

Отказ работодателей признавать право работающих по найму лиц ор­ганизовываться или заключать коллективные договоры ведет к возникнове­нию стачек и других форм конфликтов и неспокойствия в промышленности, что затрудняет или прямо мешает деловой деятельности, так как все эти конфликты (а) нарушают эффективную работу деловых предприятий и их надежность, (б) затрудняют деловую деятельность, (в) ограничивают и за­трудняют движение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и влияют на их стоимость, (г) снижают занятость населения и ведут к падению зара­ботной платы в такой степени, что это существенно затрагивает или нару­шает состояние рынка, определяющего размеры товарооборота.

Существующее при заключении трудовых соглашений неравенство между лицами, которые работают по найму и которые не пользуются пол­ной свободой ассоциации или заключения контрактов, и работодателями, которые организованы в корпорации или другие формы ассоциаций владе­льцев, существенно затрагивает и мешает деловой деятельности и ведет к обострению повторяющихся депрессий, так как это неравенство способ­ствует снижению уровня заработной платы и покупательной способности лиц, работающих по найму в промышленности, и мешает стабилизации кон­курирующих между собой уровней заработной платы и условий труда внут­ри отдельных отраслей промышленности и между ними.

Имеющийся опыт показывает, что защита законом права лиц, работа­ющих по найму, организовываться и заключать коллективные соглашения ограждает экономику от ущерба, потерь или помех и способствует разви­тию деловой деятельности путем устранения источников возникновения конфликтов и неспокойствия в промышленности, путем поощрения друже­ственного разрешения трудовых конфликтов, возникающих при расхожде­нии мнений по вопросам заработной платы, продолжительности рабочего дня или других условий труда и путем установления равенства Договарива­ющихся Сторон, имея здесь в виду как работодателей, так и лиц, работа­ющих по найму.

Настоящим заявляется, что Соединенные Штаты будут проводить по­литику, направленную на уничтожение причин, ведущих к возникновению

определенных важнейших препятствий, которые мешают свободному раз­витию бизнеса и стараться устранять эти препятствия в случае их возникно­вения, поощряя практику и процедуру заключения коллективных догово­ров, а также защищая право рабочих на полную свободу самоорганизации путем защиты права рабочих на полную свободу ассоциации, самоорганиза­ции и выбора своих представителей для ведения переговоров об условиях найма и труда или для достижения других целей взаимопомощи и защиты.

Настоящим предусматривается организация специального управле­ния, которое будет называться Национальным управлением по трудовым отношениям и состоять из трех членов, назначаемых президентом по совету и с одобрения сената.

Лица, работающие по найму, имеют право на самоорганизацию, на со­здание рабочих организаций, на вступление в эти организации или оказание им помощи, на заключение коллективных договоров через посредство ими самими выбранных представителей и на совместные действия в целях веде­ния переговоров о заключении коллективных договоров или в других целях взаимопомощи или защиты.

Действия работодателя будут рассматриваться как несовместимые с практикой трудовых взаимоотношений, если он:

(1) Путем вмешательства в действия работающих у него по найму лиц будет препятствовать им в осуществлении прав, гарантированных настоя­ щим законом.

(2) Будет вмешиваться в их действия, направленные на создание ка­ кой-либо рабочей организации или мешать им оказывать финансовую или какую-нибудь другую необходимую поддержку такой организации.

Путем дискриминационных действий в отношении предоставления работы или продолжительности занятости, или любого иного условия на­йма или труда, поощрять вступление в ту или иную рабочую организацию или выход из нее, если только никакие положения, содержащиеся в настоя­щем законе или в законе об оздоровлении национальной промышленности, учитывая здесь вносимые в него время от времени исправления, или в лю­бом кодексе или соглашении, одобренных или предписанных этим законом, или в любом другом статусе Соединенных Штатов, не препятствуют рабо­тодателю заключить с рабочей организацией (созданной, существующей или получающей поддержку не с помощью каких-либо действий, признава­емых настоящим законом противоречащими трудовой практике) соглаше­ние, предусматривающее, что работа на данном предприятии может предос­тавляться только членам этой рабочей организации, имея здесь в виду, что вышеуказанная организация действительно является представителем рабо­тающих по найму лиц.

Откажется вести переговоры о заключении коллективного договора с представителями работающих по найму лиц.

Представители, назначенные или выбранные для ведения переговоров о заключении коллективного договора большинством лиц, от имени кото­рых ведутся данные переговоры, считаются исключительными представи­телями всех этих лиц при ведении переговоров о заключении коллективного договора, об уровне заработной платы, о продолжительности рабочего дня и о других условиях труда.

Имея в виду охрану преимуществ, которые проистекают для работаю­щих по найму лиц из их права на самоорганизацию и заключение коллектив­ных договоров, а также с целью проведения в жизнь настоящего закона другими способами, управление будет решать в каждом отдельном случае, будет ли коллективный договор заключаться от имени компанейского сою­за, профсоюза или заводской или цеховой организации.

При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управ­ление имеет право обратиться по этому поводу к любой выездной сессии окружного суда Соединенных Штатов, в любой окружной апелляционный суд Соединенных Штатов или, если все окружные апелляционные суды рас­пущены на каникулы, в любой районный суд Соединенных Штатов, работа­ющий в данном округе или районе.

Каждый, кто намеренно будет оказывать сопротивление, мешать или препятствовать любому из членов управления или любому из его агентов или агентств в исполнении ими своих обязанностей, направленных на про­ведение в жизнь настоящего закона, будет подвергнут наказанию штрафом до пяти тысяч долларов или тюремным заключением на срок не более одно­го года, или обоим видам наказания.

Ни одно из положений настоящего закона не должно истолковываться как препятствующее или ограничивающее в какой бы то ни было степени право на объявление стачек.

Хрестоматия по новейшей истории: В 3-х томах. — Т. 1917—1939. Документы и материалы. , 1960. — С. 530—532.

ИсторияПравить

где   и   — параметры, причём  , а.

  • ↑ 1 2 3 4 5 6 Балацкий Е.В. Закон Вагнера, кривая Арми-Рана и парадокс богатства // Общество и экономика. — 2010. — № 9. — С. 80-97.
  • Wagner A. Grundlegung der politischen Ökonomie. — Leipzig: C.F. Winter, 1892. — P. 929.
  • Musgrave R., Peacock A. Introduction // Classics in the Theory of Public Finance. — London: Macmillan, 1958. — P. 244.
  • ↑ 1 2 3 4 Аронсона Дж. Р., Отт Э.Ф. Рост государственного сектора // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д.Гринэуэя, М.Блини, И.Стюарта. — СПб.: Экономическая школа, 2002. — Т. 1. — С. 645-646, 655-658. — ISBN 5-900428-66-4.
  • Афанасьев М.П., Афанасьев Я.М. Методологические и теоретические основы формулировки закона А.Вагнера. Подходы к его тестировнаию // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2009. — № 3. — С. 47-70.

Вагнер, Адольф (экономист)

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер; Вагнер, Адольф.

Адольф Вагнер (нем. Adolph Wagner; 25 марта 1835, Эрланген — 8 ноября 1917, Берлин) — немецкий экономист. Сформулировал в 1892 году закон о постоянном возрастании государственных расходов (закон Вагнера).

БиографияПравить

В Дерпте А. Вагнер становится последователем политики Отто фон Бисмарка за объединение Германии во главе с Пруссией. С 1869 года А. Вагнер возглавляет кафедру Камеральных наук в Фрайбургском университете в герцогстве Баден, а уже в 1870 возглавляет кафедру Общественных (государственных) наук в Берлинском университете — одном из лучших высших учебных заведений того времени. Именно в Берлине Адольф Вагнер добился самых больших успехов, проявил себя и стал одним из наиболее значимых экономистов своего времени. Вплоть до Первой мировой войны предложения и проекты Вагнера по кредитно-денежной политике в Германии были основными ориентирами для центральной банковской системы и финансовой практики.

Адольф Вагнер считается одним из самых выдающихся экономистов эпохи Бисмарка. Кроме того, он является (вместе с Густавом фон Шмоллером) одним из самых ярких представителей школы государственного социализма, объединяющей постулаты экономической науки и социальной политики.

Вагнер был человеком жёстким и суровым, который редко шёл на компромисс. Современники свидетельствуют, что он был легкоранимой, холерической личностью.

Закон ВагнераПравить

  • социально-политической (на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах);
  • экономической (научно-технический прогресс, и, как следствие, увеличение государственных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты и др.);
  • исторической (государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску госзаймов, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание).

СочиненияПравить

  • Вагнер А. Русские бумажные деньги/перевод Н.Бунге. — Киев: Университетская типография, 1871 — 392с. (Die russische Papierwährung — Riga: Kymmel, 1868).
  • Wagner A. Die auswärtige Politik Rußlands und ihre Bedeutung für Preußen// Preußische Jahrbücher, vol. 18, no. 6 (December), 1866 — pp. 657–692.
  • Wagner A. Lehrbuch der politischen Oekonomie. Bd. I. Allgemeine oder theoretische Volkswirthschaftslehre. — Th. I. Grundlegung. 2. Ausg., — Leipzig und Heidelberg, 1879.
  • Wagner A. A. Marshall’s principles of economics // Quarterly Journal of Economics. Vol. 5, 1891, P. 319-338.
  • Wagner A. Grundlegung der politischen Ökonomie. Part 1, vol. 1. 3rd edn. — Leipzig: Winter, 1892.
  • Wagner A. Agrar- und Industriestaat. Die Kehrseite des Industriestaats und die Rechtfertigung agrarischen Zollschutzes mit besonderer Rücksicht auf die Bevölkerungsfrage. — 2nd edn. Jena: Fischer, 1902ю
  • Wagner A. Speech on the Social Question // Donald O. Wagner, ed. /Social Reformers. Adam Smith to John Dewey. — New York: Macmillan, 1939 — pp. 489–506.
  • Wagner A. Three Extracts on Public Finance (Nature of the Fiscal Economy)//Classics in The Theory of Public Finance. / eds. by Musgrave R.A. and Peacock A.R. — London: Macmillan, 1958. — P. 1-15.
  • Wagner A. Briefe – Dokumente – Augenzeugenberichte, 1851–1917//Heinrich Rubner, ed. — Berlin: Duncker & Humblot, 1978.
  • Вагнер, Адольф-Генрих-Готгильф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Роик, Валентин, 2012, с. 31.
  • Афанасьев М.П., Афанасьев Я.М. Методологические и теоретические основы формулировки закона А.Вагнера. Подходы к его тестировнаию // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2009. — № 3. — С. 47-70.

ЛитератураПравить

  • Вагнер Адольф // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — Т. 1. — С. 206.
  • Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии», (2 издание), т. 1 (1879). // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд., т. 19.
  • Валентин Роик. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с. — ISBN 978-5-9614-1961-0.
Читать также:  РОЛЬ ФИНАНСОВ В ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *